Научная статья на тему 'Искажение информации в коммуникации «Врач- больной»'

Искажение информации в коммуникации «Врач- больной» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная коммуникация врача / искажение информации / диада «врач-больной»
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искажение информации в коммуникации «Врач- больной»»

ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОММУНИКАЦИИ «ВРАЧ-

БОЛЬНОЙ»

Апушкина Анастасия Юрьевна ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Россия

Ключевые слова: профессиональная коммуникация врача, искажение информации, диада «врач-больной».

В последнее время возрастает значение психологических знаний, посвященных коммуникативному процессу между врачом и пациентом. Объектом изучения становится профессиональное взаимодействие с пациентом различных категорий медицинского персонала.

Профессиональное общение - это содержательный процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью обмена информацией в производственной ситуации; достижения понимания; функционирования профессиональной общности [3].

В процессе коммуникации в диаде «врач-больной» могу возникать трудности, оказывающие влияние на эффективность лечения. Это могут быть, как чисто личностные проблемы (наличие у врачей и пациентов защитных механизмов от негативной информации о заболевании), так и проблемы передачи и восприятия информации (фонетический, смысловой, стилистический барьер, логическое непонимание рассуждений врача, социально-культурный барьер и

др.).[1]

В общении между врачом и пациентом искажение информации может носить как намеренный, так и ненамеренный характер и может происходить в следующих случаях:

Со стороны пациента:

1) Вторичная выгода. Преувеличение симптомов болезни. Например, для получения группы инвалидности или наркотических средств в качестве фармакотерапии. Преуменьшение симптомов может использоваться пациентами, которые хотят быстрее выйти на работу с «больничного», чтобы не потерять должность.

2) Пассивная ложь - сообщение врачу неполных сведений, либо утаивание неприятных симптомов для избегания эмоционального дискомфорта.

Понятие ненамеренной лжи со стороны пациента (помимо психологических защит) относится так же к ситуациям каких-либо психических расстройств:

1) Анозогнозия - неполные знания пациента о своей болезни; некритичное отношение к своему состоянию. Такие пациенты говорят о своем хорошем самочувствие и желании выписаться домой, выйти на работу, хотя без посторонней помощи не могут себя полностью обслуживать.

2) Аггравация с целью вторичной выгоды - неосознанное преувеличение симптомов болезни.

3) Конверсионное расстройство, которое характеризуется наличием симптомов при отсутствии органической причины болезни.

Искажение информации со стороны врача:

1) Препараты-плацебо - инертное биологическое вещество, используемое для позитивного воздействия на симптомы заболевания;

2) Профессиональные личностные защиты, непризнание собственных врачебных ошибок;

3) Сокрытие важной для пациента информации, чтобы не травмировать

его;

w

4) Манипуляция пациентами с целью финансовой выгоды. Например, врачи, имея контракт с какой-либо фармацевтической фирмой, убеждают пациента в том, что им поможет конкретный препарат (зачастую дороже своих аналогов).

Таким образом, проблема искажения информации в общении врача и больного заслуживает внимания и предполагает дальнейшие психологические исследования с целью оптимизации профессионального коммуникативного процесса.

Список литературы:

1. Апушкина А.Ю.Специфика психологического изучения феномена лжи [Электронный ресурс] / А.Ю. Апушкина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 2 (9). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=145 (дата обращения: 01.10.2015г.).

2. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: создание положительных взаимоотношений и взаимопонимания с пациентом. (Лекция 4). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N4. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 27.05.2015).

3. Психология общения : энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.