ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОММУНИКАЦИИ «ВРАЧ-
БОЛЬНОЙ»
Апушкина Анастасия Юрьевна ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Россия
Ключевые слова: профессиональная коммуникация врача, искажение информации, диада «врач-больной».
В последнее время возрастает значение психологических знаний, посвященных коммуникативному процессу между врачом и пациентом. Объектом изучения становится профессиональное взаимодействие с пациентом различных категорий медицинского персонала.
Профессиональное общение - это содержательный процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью обмена информацией в производственной ситуации; достижения понимания; функционирования профессиональной общности [3].
В процессе коммуникации в диаде «врач-больной» могу возникать трудности, оказывающие влияние на эффективность лечения. Это могут быть, как чисто личностные проблемы (наличие у врачей и пациентов защитных механизмов от негативной информации о заболевании), так и проблемы передачи и восприятия информации (фонетический, смысловой, стилистический барьер, логическое непонимание рассуждений врача, социально-культурный барьер и
др.).[1]
В общении между врачом и пациентом искажение информации может носить как намеренный, так и ненамеренный характер и может происходить в следующих случаях:
Со стороны пациента:
1) Вторичная выгода. Преувеличение симптомов болезни. Например, для получения группы инвалидности или наркотических средств в качестве фармакотерапии. Преуменьшение симптомов может использоваться пациентами, которые хотят быстрее выйти на работу с «больничного», чтобы не потерять должность.
2) Пассивная ложь - сообщение врачу неполных сведений, либо утаивание неприятных симптомов для избегания эмоционального дискомфорта.
Понятие ненамеренной лжи со стороны пациента (помимо психологических защит) относится так же к ситуациям каких-либо психических расстройств:
1) Анозогнозия - неполные знания пациента о своей болезни; некритичное отношение к своему состоянию. Такие пациенты говорят о своем хорошем самочувствие и желании выписаться домой, выйти на работу, хотя без посторонней помощи не могут себя полностью обслуживать.
2) Аггравация с целью вторичной выгоды - неосознанное преувеличение симптомов болезни.
3) Конверсионное расстройство, которое характеризуется наличием симптомов при отсутствии органической причины болезни.
Искажение информации со стороны врача:
1) Препараты-плацебо - инертное биологическое вещество, используемое для позитивного воздействия на симптомы заболевания;
2) Профессиональные личностные защиты, непризнание собственных врачебных ошибок;
3) Сокрытие важной для пациента информации, чтобы не травмировать
его;
w
4) Манипуляция пациентами с целью финансовой выгоды. Например, врачи, имея контракт с какой-либо фармацевтической фирмой, убеждают пациента в том, что им поможет конкретный препарат (зачастую дороже своих аналогов).
Таким образом, проблема искажения информации в общении врача и больного заслуживает внимания и предполагает дальнейшие психологические исследования с целью оптимизации профессионального коммуникативного процесса.
Список литературы:
1. Апушкина А.Ю.Специфика психологического изучения феномена лжи [Электронный ресурс] / А.Ю. Апушкина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 2 (9). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=145 (дата обращения: 01.10.2015г.).
2. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: создание положительных взаимоотношений и взаимопонимания с пациентом. (Лекция 4). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N4. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 27.05.2015).
3. Психология общения : энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.
W