Научная статья на тему 'Исходный вегетативный тонус у детей в начальный период адаптации к образовательной среде'

Исходный вегетативный тонус у детей в начальный период адаптации к образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
203
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСХОДНЫЙ ВЕГЕТАТИВНЫЙ ТОНУС / INITIAL VEGETATIVE TONE / АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ / ADAPTATION TO SCHOOL / ТИПЫ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ / TYPES OF VEGETATIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И.А., Герасимова А.А., Чернова М.Б., Мышьяков В.В.

Сопоставление показателей функционального состояния первоклассников, полученных в различные фазы адаптации к современной образовательной среде, показало, что в начале учебного года у большинства детей отмечается повышенный уровень фоновой активированности и эрготропная «настройка» вегетативной нервной системы (ВНС). Установлено, что по мере увеличения продолжительности обучения уровень активированности снижается на фоне смещения вегетативного баланса в сторону повышения активности парасимпатического отдела ВНС. Анализ динамики соотношения типов исходного вегетативного тонуса позволил установить, что в процессе адаптации к школе происходит увеличение числа детей с нормотоническим и ваготоническим типами и, одновременно, отмечается уменьшение количества учащихся с симпатико-тоническим и смешанным «типами» вегетативной регуляции. Результаты исследования дают основание полагать, что в начальный период адаптации к образовательной среде у первоклассников чрезвычайно велик риск развития вегетативной дисфункции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И.А., Герасимова А.А., Чернова М.Б., Мышьяков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparison of the functional state indices of the first-graders, obtained during various stages of adaptation to modern educational settings, showed that at the beginning of the school year most children have an increased level of background activation and ergotropic "tuning" of the autonomic nervous system (ANS). It was established that the longer the training, the lower level of activation, whereas the vegetative balance shifts towards an increased activity of the ANS. The analysis of the dynamics of the initial vegetative tone made it possible to establish that in the process of adaptation to the educational settings there is an increase in the number of children with normotonic and vagotonic types, and simultaneously there is a decrease in the number of students with sympathetic-tonic and mixed "types" of vegetative regulation. The research results give grounds to believe that during the initial period of adaptation to the educational environment, the risk of development of autonomic dysfunction among first-graders is extremely high.

Текст научной работы на тему «Исходный вегетативный тонус у детей в начальный период адаптации к образовательной среде»

ИСХОДНЫЙ ВЕГЕТАТИВНЫЙ ТОНУС У ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

И.А. Криволапчук1 *, А.А. Герасимова*, М.Б. Чернова*,

В.В. Мышьяков**

*ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Россия, Москва

** Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика Беларусь, Гродно

Сопоставление показателей функционального состояния первоклассников, полученных в различные фазы адаптации к современной образовательной среде, показало, что в начале учебного года у большинства детей отмечается повышенный уровень фоновой активированности и эрготропная «настройка» вегетативной нервной системы (ВНС). Установлено, что по мере увеличения продолжительности обучения уровень активированности снижается на фоне смещения вегетативного баланса в сторону повышения активности парасимпатического отдела ВНС. Анализ динамики соотношения типов исходного вегетативного тонуса позволил установить, что в процессе адаптации к школе происходит увеличение числа детей с нормотоническим и ваготоническим типами и, одновременно, отмечается уменьшение количества учащихся с симпатико-тоническим и смешанным «типами» вегетативной регуляции. Результаты исследования дают основание полагать, что в начальный период адаптации к образовательной среде у первоклассников чрезвычайно велик риск развития вегетативной дисфункции.

Ключевые слова: исходный вегетативный тонус, адаптация к школе, типы вегетативной регуляции.

Vegetative tone in children during initial period of adaptation to the educational environment. The comparison of the functional state indices of the first-graders, obtained during various stages of adaptation to modern educational settings, showed that at the beginning of the school year most children have an increased level of background activation and ergotropic "tuning" of the autonomic nervous system (ANS). It was established that the longer the training, the lower level of activation, whereas the vegetative balance shifts towards an increased activity of the ANS. The analysis of the dynamics of the initial vegetative tone made it possible to establish that in the process of adaptation to the educational settings there is an increase in the number of children with normotonic and vagotonic types, and simultaneously there is a decrease in the number of students with sympathetic-tonic and mixed "types" of vegetative regulation. The research results give grounds to believe that during the initial period of adaptation to the educational environment, the risk of development of autonomic dysfunction among first-graders is extremely high.

Key words: initial vegetative tone, adaptation to school, types of vegetative regulation.

Контакты: 1 Криволапчук И.А. - E-mail: <i.krivolapchuk@mail.ru>

Известно, что важнейшим фактором в обеспечении целостного адаптивного реагирования на внешние воздействия, является формирование состояния относительного покоя с характерным для него взаимосодействием регуляторных систем мозга [8; 22]. Считается, что фоновый уровень функционального состояния определяет психофизиологическую реактивность при стрессе и напряженной познавательной деятельности [12; 16; 22; 24; 28; 32]. Наиболее важным интегральным параметром, отражающим состояние вегетативного гомеостаза у детей в условиях относительного покоя, является исходный вегетативный тонус (ИВТ) [4; 5; 18; 27; 32]. В обеспечении ИВТ активно участвуют регуляторные системы, поддерживающие метаболическое равновесие, соотношение между активностью симпатической и парасимпатической систем [26]. Выделяют симпатико-тонический, нормо-тонический, ваготонический и смешанный тип ИВТ. Тип регуляции в значительной степени детерминирован генетически и наследуется по аутосомно-доминантному типу [27]. Установлено, что у школьников с различным ИВТ выявляются психосоматические особенности, которые необходимо учитывать в процессе обучения и адаптации к образовательной среде [14]. Показано, что ИВТ определяет у детей младшего школьного возраста соотношение функциональной активности симпатоадреналовой и адренокортикальной систем [24; 32], а также индивидуальные особенности вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения организма в условиях одинаковой учебной нагрузки [13].

Хорошо известно, что поступление в школу сопровождается необходимостью приспособления ребенка к условиям современной образовательной среды. По данным физиолого-гигиенических и психологических исследований наибольшее напряжение организм учащегося испытывает в первые месяцы пребывания в школе [1; 10; 11; 15; 21; 33; 35]. Именно в это время неадекватные нагрузки могут привести к формированию негативного отношения к обучению, развитию школьной дезадаптации и вегетативной дисфункции. В этой связи вопросы, касающиеся изменений вегетативного гомеостаза у детей в начальный период адаптации к обучению, требуют дальнейшего изучения.

Цель исследования - выявить изменения исходного вегетативного тонуса у детей 6-7 лет в начальный период адаптации к современной образовательной среде.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие первоклассники (п=48), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Исследование проходило в рамках традиционной организации учебного процесса в соответствии требованиями Хельсинской декларации. Учебный труд школьников по всем показателям соответствовал второму классу напряженности [17; 29]. С учетом особенностей физиологической адаптации первоклассников к систематическому обучению в школе исследование проходило в три этапа: I этап - фаза ориентировочного приспособления; II этап - фаза неустойчивого приспособления; III этап - фаза относительно устойчивого приспособления [1; 11]. Изучение вегетативных показателей проводили соответственно на 2-3-ой, 6-7-ой и 15-16-ой неделях обучения в школе.

Для оценки исходного вегетативного тонуса (ИВТ) применяли диагностические критерии, предложенные Е.М. Спивак для детей [12]. ИВТ определяли на основе подсчета количества ваго- и симпатико-тонических признаков, а также определения суммы баллов ваготонических и симпатико-тонических признаков с учетом диагностических коэффициентов [27].

Степень напряженности регуляторных систем определяли на основе использования математического анализа сердечного ритма [2; 23; 34]. Реализация метода осуществлялась с помощью автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. В состоянии покоя записывали 300-500 кардиоинтервалов. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадратиче-ское отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI) [2].

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали в соответствии с рекомендациями Society for Psychophysical Research [38]. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. На основании проведенных измерений рассчитывали двойное произведение (ДП).

С помощью варианта 8-цветового теста М. Люшера определяли уровень ситуативной тревожности (СТ) и коэффициент вегетативного тонуса (КВТ) [25]. Последний показатель характеризует вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого, причем его значения, превышающие единицу, интерпретируются как преобладание эрготропного тонуса и доминирование потребности в затратах энергии [25].

Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистических программ Statistica 6.0. Значимость различий определялась посредством применения параметрических и непараметрических критериев достоверности оценок для корреляционно связанных выборок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования (табл. 1) указывают на то, что у детей 6-7 лет на 2-3-ой неделях обучения в школе наблюдается выраженная функциональная напряженность. Средние значения большинства из рассматриваемых показателей функционального состояния существенно отличаются от установленных возрастных норм [5; 9; 27; 31].

По мере увеличения продолжительности обучения уровень активированности в состоянии спокойного бодрствования снижается на фоне смещения вегетативного баланса в сторону повышения активности парасимпатического отдела ВНС. Так, на 6-7-ой неделях учебного года выявлены отличия (p<0,05-0,001) в фоновой активированности по сравнению со 2-3-ей неделями обучения. Они касаются СД, ДД, САД, ЧСС, MxDMn, SDNN, АМо, SI. На 15-16-ой неделях эти различия были более существенными: обнаружены статистически значимые (p<0,05-0,001) сдвиги СД, ДД, САД, ЧСС, RRNN, Мо, АМо, SI, СТ, КВТ по сравнению с уровнем этих показателей на 2-3-ей неделях обучения. Необходимо отметить, что на 15-16-ой неделях обучения у школьников 6-7 лет изучаемые параметры функционального состояния приближаются к характерным для этого возраста нормативным значениям [5; 9; 27; 31].

Таблица 1

Изменения показателей исходного вегетативного тонуса в процессе адаптации детей 6-7лет к образовательной среде

Показатель Спокойное бодрствование

2-3 нед. 6-7 нед. 15-16 нед.

M±m M±m d±m M±m d±m

СД, мм рт. ст. 97,2+1,85 94,3+1,76 -2,9+1,32* 93,5+1,89 -3,7+1,19**

ДД, мм рт. ст. 61,8+1,59 56,9+1,65 -4,9+1,25*** 59,8+1,98 -2,0+0,96*

САД, мм рт. ст. 76,3+1,39 72,5+1,41 -3,8+1,12** 72,0+1,45 -4,3+1,24**

ЧСС, уд/мин 96,5+1,64 94,58+1,60 -1,9+0,86* 92,3+1,54 -3,9+1,03***

ДП, отн.ед. 91,0+2,21 90,01+2,37 -1,0+1,41 90,4+2,12 -0,6+1,28

RRNN, мс 615,4+12,0 621,9+14,1 +6,3+8,2 643+12,8 +24,9+9,4*

Мо, мс 596,7+12,6 602,0+12,4 +5,7+7,3 623,1+12,6 +24,1+11,7*

MxDMn, мс 206,5+18,4 231,5+12,4 +24,2+8,5** 223,9+13,5 +18,2+8,9*

SDNN, мс 52,9+2,24 57,1+2,08 +4,2+1,72* 54,58+2,12 +1,7+1,59

АМо, % 54,3+3,21 45,6+1,64 -8,7+1,88*** 43,4+1,46 -10,9+1,73***

SI, отн.ед. 224,6+20,7 123,5+18,4 -101,1+24,7*** 155,1+19,2 -69,5+23,6***

Тревога, баллы 3,36+0,24 3,09+0,22 -0,27+0,14 2,89+0,24 -0,47+0,18*

КВТ, отн.ед. 1,54+0,09 1,47+0,11 -0,07+0,05 1,21+0,11 -0,33+0,07***

Примечание: *, **, *** - значимость сдвигов по отношению к уровню показателя на 2-3 неделях адаптации при p < 0,05, 0,01, 0,001, соответственно.

Проведенное нами сопоставление физиологических и психологических индикаторов функционального состояния в различные периоды адаптации к школе показало, что в первые недели учебного года у большинства первоклассников в состоянии спокойного бодрствования отмечается повышенный уровень фоновой активированности и эрготропная «настройка» ВНС. Известно, что при эрготроп-ной настройке резко возрастает реактивность симпатической системы и, одновременно, снижается реактивность парасимпатической системы [6; 36]. Следует подчеркнуть, что эти особенности вегетативного статуса организма в значительной мере определяют характер реагирования на дополнительные информационные нагрузки в процессе адаптации к образовательной среде. Полученные результаты согласуются с данными других работ, посвященных проблемам адаптации первоклассников к учебным нагрузкам [1; 11; 15; 20; 21].

Анализ динамики соотношения типов исходного вегетативного тонуса, определенных по диагностическим критериям [27], показал, что по мере адаптации школьников к образовательной среде происходило увеличение числа детей с нор-мотоническим и ваготоническим типами и, одновременно, отмечалось уменьшение количества школьников с симпатико-тоническим и смешанным типами вегетативной регуляции (рис. 1А). Важно отметить, что на 2-3 неделях адаптации к обучению отмечается более высокая встречаемость нормотонического и симпати-ко-тонического типов ИВТ и более низкая - ваготонического и смешанного типов ИВТ, а на 15-16 неделях - преобладают нормотонический и ваготонический тип регуляции.

А

%

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Динамика соотношения "типов" исходного вегетативного тонуса (диагностические критерии)

2-3 недели

6-7 недели

15-16 недели

■ Ваготония

Симпатикотония

■ Нормотония Смешанный тип

Б

%

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5

Динамика соотношения "типов" исходного вегетативного _тонуса (стресс-индекс)_

2-3 недели

6-7 недели

15-16 недели

Ваготония -■- Симпатикотония Нормотония

Рис. 1. Изменение интегральных показателей исходного вегетативного тонуса в начальный период адаптации к образовательной среде у детей 6-7 лет

Сопоставление соотношений типов исходного вегетативного тонуса, определенных по диагностическим критериям в начальный период адаптации к образовательной среде показало, что общее количество симпатико-тонических и вагото-нических баллов изменялось за счет определенных признаков. Среди симпатико-тонических к таким признакам, прежде всего, относятся - тахикардия в покое, повышение САД, повышение ДАД, беспокойный сон, трудности засыпания, увеличение стресс-индекса, а среди ваготонических - брадикардия в покое, снижение САД, снижение ДАД, чувство усталости при пробуждении, повышенная утомляемость, уменьшение стресс-индекса. Эти признаки являются наиболее чувствительными к изменению вегетативного гомеостаза в процессе адаптации детей к современной образовательной среде.

Сходные данные получены и на основе использования стресс-индекса в качестве критерия распределения детей по типам исходного вегетативного тонуса (рис. 1Б). Так, на 6-7-ой и 15-16-ой неделях учебного года наблюдалось увеличение числа нормотонических и ваготонических вариантов регуляции и уменьшение встречаемости симпатико-тонического типа по сравнению со 2-3-ей неделями обучения.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что по мере адаптации первоклассников к образовательной среде уровень фоновой активированности существенно уменьшается у детей всех рассматриваемых групп. Вместе с тем между школьниками с симпатикотоническим, нормотоническим и ваготоническим типом ИВТ имеются существенные (р<0,05-0,001) различия в уровне фоновой активированности. Анализ результатов исследования показал, что дети, имеющие ва-готонический тип ИВТ, характеризовались более низкими значениями ЧСС, АМо, SI, ДП, КВТ по сравнению со сверстниками симпатикотоническим типом ИВТ и превосходили их по величине RRNN, Мо, MxDMn (p<0,05-0,001).

Необходимо отметить, что наиболее выраженное снижение фоновой активи-рованности по мере адаптации к обучению в школе, происходило у первоклассников с симпатико-тоническим типом ИВТ. Вместе с тем учащиеся с этим типом регуляции на всех этапах исследования отличались от детей с ваготоническим типом ИВТ, не только преобладанием центральной регуляции сердечного ритма над автономной, но и выраженной симпатической «настройкой» ВНС.

Известно, что дети с преобладанием центральной регуляции существенно отстают по уровню зрелости регуляторных систем от сверстников с преобладанием автономной регуляции, что отражается на функциональном состоянии и адаптационно-приспособительных возможностях организма [3; 34]. В литературе имеются данные, что повышенный тонус симпатической системы и симпатическая настройка гипоталамических структур оказывают сильное отрицательное влияние на обучение и индивидуальную устойчивость к эмоциональному стрессу [7; 36; 37, 39 и др.], в то время как умеренное преобладание парасимпатических влияний и парасимпатическая настройка ВНС, рассматриваются в качестве ключевого фактора повышения индивидуальной устойчивости здорового организма к возникновению поражений сердечно-сосудистой системы в условиях выраженного эмоционального напряжения [7; 30; 36; 40 и др.]. Результаты исследования позволяют утверждать, что в первые недели адаптации к образовательной среде у первоклассников особенно велик риск развития вегетативной дисфункции. По данным литературы, вегетативная дисфункция является наиболее распространенным неинфекционным патологическим состоянием у детей [5; 27]. В заключение необходимо отметить, что особую группу риска по развитию вегетативной дисфункции в начальный период адаптации к образовательной среде представляют школьники с симпатико-тоническим типом ИВТ. Это вызывает необходимость проведения комплекса специальных профилактических мероприятий, направленных на нормализацию вегетативного гомеостаза детей немедикаментозными средствами (оптимизация двигательной активности, нормализация режима дня, использование нервно-мышечной релаксации, функциональной музыки, психотерапии и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сопоставление показателей функционального состояния первоклассников, полученных в различные фазы адаптации к современной образовательной среде, показало, что в начале учебного года у большинства детей отмечается повышенный уровень фоновой активированности и эрготропная «настройка» ВНС. Установлено, что по мере увеличения продолжительности обучения уровень активи-рованности снижается на фоне смещения вегетативного баланса в сторону повышения активности парасимпатического отдела ВНС.

Анализ динамики соотношения типов исходного вегетативного тонуса показал, что в процессе адаптации школьников к образовательной среде происходит увеличение числа детей с нормотоническим и ваготоническим типами и, одновременно, отмечается уменьшение количества школьников с симпатико-тоническим и смешанным типами вегетативной регуляции.

Необходимо отметить, что наиболее выраженное снижение фоновой активи-рованности в этих условиях происходит у первоклассников с симпатико-тоническим типом исходного вегетативного тонуса. Вместе с тем учащиеся с этим типом регуляции на всех этапах исследования отличаются от детей с ваготониче-ским типом, не только преобладанием центральной регуляции сердечного ритма над автономной, но и выраженной эрготропной «настройкой» ВНС.

Результаты исследования дают основание полагать, что в первые недели обучения в школе у первоклассников чрезвычайно велик риск развития вегетативной дисфункции. Особую группу риска по развитию вегетативной дисфункции в этих условиях представляют школьники с симпатико-тоническим типом исходного вегетативного тонуса.

Работа поддержана грантом РФФИ (№ 17-06-00162а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. - 240 с.

2. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, А.П. Гаврилушкин , П.Я. Довгалевский, Ю.А. Кукушкин , Т.Ф. Миронова, Д.А. Прилуцкий , А.В. Семенов, В.Ф. Федоров, А.Н. Флейшман, М.М. Медведев, Л.В. Чирейкин // Вестник аритмологии. - 2002. - 24. - С. 65-86.

3. Баевский Р.М. Основные принципы измерения здоровья /Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - C. 119-165.

4. Белоконь Н.А., Шварков С.Б., Осокина Г.Г. Подходы к диагностике синдрома вегетососудистой дистонии у детей // Педиатрия (Ташкент). - 1986. - № 1. -С. 37-41.

5. Вегетативная дисфункция у детей и подростков / И.Л. Алимова [и др.]; под ред. Л.В. Козловой. - М.: ГЭОТАР - Медиа 2008. - 96 с.

6. Гельгорн Э., Луфбрроу Д. Эмоции и эмоциональные расстройства: Пер. с англ. - М.: Мир, 1966. - 672 с.

7. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 192 с.

8. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 368 с.

9. Догадкина С.Б. Возрастная динамика временных и спектральных показателей вариабильности сердечного ритма у детей 5-10 лет // Новые исследования. -2012. - № 4 (33). - C. 40-48.

10. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: монография. - M.: МПСУ, 2014. - 455 с.

11. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология развития: Психофизиологические основы детской валеологии. - М.: Владос, 2000. -144 с.

12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. -461 с.

13. Казин Э.М. Формирование приспособительных реакций учащихся в зависимости от типа психовегетативной регуляции // Бюллетень сибирской медицины, 2014. - Том. 13, № 6. - С. 126-130.

14. Казин Э.М. Школьная адаптация подростков с различным типом вегетативной регуляции и проблемы формирования безопасного образа жизни обучающихся (методологические и организационнопедагогические аспекты) / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Н.П. Абаскалова, Е.К. Айдаркин, А.И. Федоров, И.А. Свиридова // Валеология. - 2015. - № 1. - С. 42-49.

15. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

16. Криволапчук И.А., Сухецкий В.К. Психофизиологическая характеристика функционального состояния подростков на разных стадиях полового созревания в условиях информационной нагрузки // Физиология человека. - 2005. - Т. 31, № 6.

- С. 13-25.

17. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. - 2016. - Т. 95, № 12. - С. 1183-1188.

18. Кушнир С.М. К вопросу о нейроциркуляторной дистонии у детей и подростков // Педиатрия. - 2003. - № 2. - С. 106-108.

19. Мачинская Р. И. Управляющие системы мозга // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. - 2015. - 65(1). - С. 33-60.

20. Полянская Н.В. Особенности функционального состояния тревожных детей в критический период адаптации к образовательной среде / Н.В. Полянская, И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, М.М. Герасимов // Новые исследования. - 2014.

- №1(38). - С. 83-91.

21. Поляшова Н.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития// Экология человека. - 2008. - №2. - С. 34-38.

22. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. - 432 с.

23. Рябыкина Г.В., Соболев А.В. Анализ вариабильности ритма сердца // Кардиология. - 1996. - № 10. - С. 87-98.

24. Ситдиков Ф.Г. Соотношение функциональной активности симпатоадре-наловой системы и коры надпочечников у детей с различным исходным вегетативным тонусом в сердечно-сосудистой системе / Ф.Г. Ситдиков, М.В. Шайхе-лисламова, А.А. Ситдикова // Клиническая физиология кровообращения. - 2008. -№1. - С. 24-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.

26. Соловьева А.Д., Данилов А.Б. Методы исследования вегетативной нервной системы: Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение / Под ред. В.Л. Голубева. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство». 2010.

- С. 48-107.

27. Спивак Е.М., Нежкина Н.Н. Синдром вегетативной дистонии у детей. -Ярославль: Александр Рутман, 2009. - 220 с.

28. Стрелец В.Б., Голикова Ж.В. Психофизиологические механизмы стресса у лиц с различной выраженностью активации // Журнал высшей нервной деятельности. - 2001. - Т. 51, № 2. - С. 166-173.

29. Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда школьников / Е.А. Ткачук, И.В. Мыльникова, Н.В. Ефимова // Экология человека.

- 2014. - № 6. - С. 20-24.

30. Ульянинский Л.С. Эмоциональный стресс и экстракардиальная регуляция // Физиологический журнал. - 1994. - Т. 80, № 2. - С. 23-33.

31. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.

32. Шайхелисламова М.В. Влияние исходного вегетативного тонуса на состояние симпато-адреналовой системы школьников / М.В. Шайхелисламова, Г.Г. Каюмова, Ф.Г. Ситдиков, А.А. Ситдикова, Т.Л. Зефиров, Н.Б. Дикопольская // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3, Часть 3. - С. 510-515.

33. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - 272 с.

34. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.

35. Escobar M., Alarcon R., Blanca M.J., Fernandez-Baena F.J., Rosel J.F., Tri-anes M.V. Daily stressors in school-age children: a multilevel approach // Sch Psychol Q. 2013. - Vol. 28(3): 227-238.

36. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. - NY: Springer, 2013. - 486 p.

37. Quas J.A., Yim I.S., Oberlander T.F., Nordstokke D., Essex M.J., Armstrong J.M., Bush N., Obradovic J., Boyce W.T. The symphonic structure of childhood stress reactivity: patterns of sympathetic, parasympathetic, andadrenocortical responses to psychological challenge // Dev Psychopathol. - 2014. - 26(4): 963-982.

38. Shapiro D., Jamner L.D., Lane J.D., Light K.C., Myrtek M., Sawada Y., Step-toe A. Blood pressure publication guidelines. Society for Psychophysical Research Psy-chophysiology. 1996. 33(1): 1-12.

39. Shulhan D., Scher H., Furedy J. Phasic Reactivity to Psycholocigical Stress as a Function of Aerobic Fitnes Level // Psychophysiology, 1986. - Vol.23. - №5. - p. 562-566.

40. Spalding T.W., Jeffers L.S., Poges S.W., Hatfield B.D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men // Med. Sci. Sports Exerc. - 2000 - Vol. 32, № 3. - p. 581-591.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.