Научная статья на тему 'Исходный уровень физической подготовленности и реакции сердечной мышцы на физическую нагрузку студентов первого курса'

Исходный уровень физической подготовленности и реакции сердечной мышцы на физическую нагрузку студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ИСХОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / УЯЗВИМЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / INITIAL TESTING / VULNERABLE PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS-ECONOMISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Ирина Николаевна, Шутова Татьяна Николаевна, Носова Алла Викторовна, Ефремова Надежда Георгиевна

Исследование направлено на оптимизацию учебного процесса, коррекцию нормативов, подбор средств физической культуры, на основе тестирования. В результате у девушек «отличный» уровень реакции на физическую нагрузку не выявлен, «хороший» уровень у 62%, «удовлетворительный» у 38,1%. У 45,2% девушек получен «неудовлетворительный» результат в гибкости. Юноши также не показали «отличной» реакции на физическую нагрузку, и не выявлены «неудовлетворительный» показатели. Юноши на «отлично» справляются с упражнениями на силу мышц брюшного пресса и прыжками на скакалке, 36,5% и 31,7% соответственно. Вместе с тем юноши на «неудовлетворительный» уровне справляются с упражнением на статическую силу мышц («планка») 65,8%. У юношей 34,1% получен «неудовлетворительный» результат в гибкости и 17,07% в прыжках на скакалке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Ирина Николаевна, Шутова Татьяна Николаевна, Носова Алла Викторовна, Ефремова Надежда Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initial level of physical fitness and the reaction of the heart muscle to physical activity of first-year students

The study is aimed at optimizing the educational process, correction of the control standards, selection of the means of physical culture on the basis of the initial testing. As a result, the girls' "excellent" level of reaction to physical activity was not revealed," good "level was among 62%, and only "satisfactory" among 38.1%. Among 45.2% of the girls there was received "unsatisfactory" result in flexibility. The boys also did not show the "excellent" reaction to the physical activity, and did not show "failure" rates of reaction of the heart. Young men "perfectly " cope with the strength exercises for the muscles of abdominal press and jumps on the skipping rope, 36.5% and 31.7% respectively. However, the boys "unsatisfactory" cope with the exercises for the static muscle strength ("plank") 65.8%. Among the young men 34.1% of the tested received "unsatisfactory" result in flexibility and 17.07% in jumping with the skipping rope.

Текст научной работы на тему «Исходный уровень физической подготовленности и реакции сердечной мышцы на физическую нагрузку студентов первого курса»

Таким образом, динамичное развитие спортивных игр и возрастающая конкуренция между командами предъявляет более жесткие требования к построению тренировочного процесса на основе анализа соревновательной деятельности, при этом скаутинг необходим в ходе непосредственной подготовки к конкретной игре с реальным соперником. Особенно отмеченные тенденции важны в подготовке и использовании скаутинга игры высококвалифицированных спортсменов. Если изначально скаутинг включал просто анализ основных комбинационных взаимодействий соперника, статистику игроков и просмотр записей матчей, то сегодня тренеры досконально изучают большой объем показателей, пытаются раскрыть сильные и слабые стороны соперника, разрабатывают стратегию к каждому отдельному матчу. Поэтому, особое значение приобретают компьютерные технологии и программы, которые позволяют сократить время на скаутинг и разобрать основные элементы игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианова, Р.И. Подготовка к финалу и результаты XVI кубка России по баскетболу среди женских команд / Р.И. Андрианова, М.В. Леньшина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4 (3). - С. 44-59.

2. Андрианова, Р.И. Содержание подготовки женской сборной России по баскетболу 3х3 к Кубку мира 2018 года / Р.И. Андрианова, М.В. Леньшина, А. А. Андрющенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 17-21.

3. Андрианова, Р.И. Технология скаутинга для анализа и планирования соревновательной деятельности в баскетбольной команде Премьер-лиги / Р.И. Андрианова, М.В. Леньшина, В.М. Сгон-никова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 23-26.

REFERENCES

1. Andrianova, R.I. and Lenshina, M.V. (2019), "Preparation for the finals and the results of the XVI Russian Cup for basketball among women's teams", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 3, No. 4, pp. 44-59.

2. Andrianova, R.I. Lenshina, M.V. and Andrushchenko, A.A. (2019), "The content of the preparation of the Russian women's 3x3 basketball team for the 2018 World Cup", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 17-21.

3. Andrianova, R.I., Lenshina, M.V. and Sgonnikova, V.M. (2019), "Scouting technology for analysis and planning of competitive activity in the Premier League basketball team", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 23-26.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.11.2019

УДК 796.011

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РЕАКЦИИ СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ СТУДЕНТОВ

ПЕРВОГО КУРСА

Ирина Николаевна Антонова, старший преподаватель, Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Викторовна Носова, старший преподаватель, Надежда Георгиевна Ефремова, старший преподаватель Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Исследование направлено на оптимизацию учебного процесса, коррекцию нормативов, подбор средств физической культуры, на основе тестирования. В результате у девушек «отличный» уровень реакции на физическую нагрузку не выявлен, «хороший» уровень у 62%, «удовлетворительный» у 38,1%. У 45,2% девушек получен «неудовлетворительный» результат в гибкости. Юноши

также не показали «отличной» реакции на физическую нагрузку, и не выявлены «неудовлетворительный» показатели. Юноши на «отлично» справляются с упражнениями на силу мышц брюшного пресса и прыжками на скакалке, 36,5% и 31,7% соответственно. Вместе с тем юноши на «неудовлетворительный» уровне справляются с упражнением на статическую силу мышц («планка») - 65,8%. У юношей 34,1% получен «неудовлетворительный» результат в гибкости и 17,07% в прыжках на скакалке.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, исходное тестирование, уязвимые физические качества студентов-экономистов.

INITIAL LEVEL OF PHYSICAL FITNESS AND THE REACTION OF THE HEART MUSCLE TO PHYSICAL ACTIVITY OF FIRST-YEAR STUDENTS Irina Nikolaevna Antonova, the senior teacher, Tatiana Nikolaevna Shutova, candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Alla Viktorovna Nosova, senior teacher, Nadezhda Georgievna Efremova, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

The study is aimed at optimizing the educational process, correction of the control standards, selection of the means of physical culture on the basis of the initial testing. As a result, the girls' "excellent" level of reaction to physical activity was not revealed," good "level was among 62%, and only "satisfactory" among 38.1%. Among 45.2% of the girls there was received "unsatisfactory" result in flexibility. The boys also did not show the "excellent" reaction to the physical activity, and did not show "failure" rates of reaction of the heart. Young men "perfectly " cope with the strength exercises for the muscles of abdominal press and jumps on the skipping rope, 36.5% and 31.7% respectively. However, the boys "unsatisfactory" cope with the exercises for the static muscle strength ("plank") - 65.8%. Among the young men 34.1% of the tested received "unsatisfactory" result in flexibility and 17.07% in jumping with the skipping rope.

Keywords: physical culture, students, initial testing, vulnerable physical qualities of students-economists.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время востребованы новые подходы организации учебного процесса по ФК, средства дифференциации физической нагрузки, методики физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями [2, 3, 4]. Актуальна диверсификация комплексов упражнений для определённых мышечных групп, для определенного уровня физической подготовки, индивидуальных предпочтений, конфигурации спортивного зала [2, 6]. Например, в экономическом университете им. Г.В. Плеханова, отдается предпочтение средствам фитнеса [4], который позволяет придать упражнениям эмоционально привлекательный характер, выделить их узкую направленность, и что самое важное обеспечить высокую моторную плотность и доступность выполнения для студентов-экономистов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В педагогическом эксперименте приняли участие 42 девушки и 41 юноша первого курса (разных факультетов), в рамках которого увеличен объем средств фитнеса в учебном процессе, разработаны комплексы упражнений на уязвимые физические качества, по результатам исходного тестирования. Учебные занятия 3 раза в неделю по 90 минут. Созданы комбинации круговой тренировки, решающие вопросы повышения статической силы мышц, гибкости, прыжков на скакалке, и направленные на четкое указание укрепляемых мышц, на снижение массы тела, улучшение внешнего вида и общей физической работоспособности [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исходного тестирования у девушек «отличный» уровень реакции на физическую нагрузку не выявлен, «хороший» уровень у 62%, «удовлетворительный» у 38,1% (таблица1). Юноши также не показали «отличной» реакции на физическую нагрузку, и не выявлен «неудовлетворительный» уровень реакции сердца (таблица 2). «Хороший» уровень реакции у 63,4% юношей, «удовлетворительный» уровень у 36,5%. Стандартное отклонение в индексе Руфье девушек и юношей 1,48 и 1,97 соответственно, что свидетельствует о незначительной разнице в результатах, их не высокой вариативности. Ранее проведённые исследования в 2015-2019 годах в среднем показывали 7,5-5,2% высокий уровень реакции на физическую нагрузку, в 2019 году выявлен 0% высокого уровня, что в целом показывает отрицательную динамику.

У 45,2% девушек получен «неудовлетворительный» результат в гибкости (таблица 1). Юноши на «отлично» справляются с упражнениями на силу мышц брюшного пресса (пресс) и прыжками на скакалке, 36,5% и 31,7% соответственно. Вместе с тем юноши на «неудовлетворительном» уровне справляются с упражнением на статическую силу мышц («планка») - 65,8%. При этом стандартное отклонение в «планке» у юношей составляет 37,7 секунд, что свидетельствует о высокой вариативности статической силы мышц. Стандартное отклонение у девушек в «планке» также высокого и составляет 19,9 секунд. У юношей 34,1% получен «неудовлетворительный» результат в гибкости (наклон вперед стоя на гимнастической скамье) и 17,07% в прыжках на скакалке (таблица 2).

Таблица 1 - Нормативы и результаты исходного тестирования девушек

Нормативы для девушек

Уровни Руфье гибкость, см планка, сек пресс, раз пр. на скакалке, раз/мин

отл 1-5,0 15-20 90и больше 55 и больше 140 и больше

хор 5,1-10 от 10 до14 60-89 45-54 130-139

удовл 10,1-15 от 5 до 9 45-59 35-44 120-129

неудовл. больше 15,1 меньше5 до 45 до 35 до 120

Результаты девушек

Уровни Руфье гибкость планка пресс пр. на скакалке

X 9,79 6,5 70,95 45,95 132,76

дисп 2,21 83 399,07 55,31 240,38

станд откл 1,48 9,11 19,98 7,44 15,5

отл 0 чел (0%) 8 чел (19,04%) 10 чел (23,81%) 8 чел (19,05%) 16 чел (38,09%)

хор 26 чел (62%) 7 чел (16,6%) 24 чел (57,1%) 14 чел (33,3%) 10 чел (23,8%)

удовл 16 чел (38,1%) 8 чел (19,04%) 7чел (16,6%) 14чел (33,3%) 8чел (19,05%)

неудовл 0 чел (0%) 19 чел (45,24%) 0 чел (0%) 6 чел (14,2%) 8 чел (19,05%)

Таблица 2 - Нормативы и результаты исходного тестирования юношей

Нормативы для юношей

Уровни Руфье гибкость, см планка, сек пресс, раз пр. на скакалке, раз/мин

отл 1-5,0 6-10,0 160-180 60 и больше 140 и больше

хор 5,1-10 от 1 до 5 140-159 50-59 130-139

удовл 10,1-15 от -5 до 0 120-139 40-49 120-129

неудовл больше 15,1 меньше -5 меньше 120 до 40 до 120

Результаты для юношей

Уровни Руфье гибкость планка пресс скакалка

X 9,28 1,35 91,46 54,19 131,71

дисп 3,88 34,35 1422,8 52,31 208,01

станд откл 1,97 5,86 37,7 7,23 14,42

отл 0 чел(0%) 6 чел (14,63%) 2 чел (4,88%) 15 чел (36,59%) 13 чел (31,7%)

хор 26 чел (63,4%) 10 чел (24,39%) 3 чел (7,3%) 18 чел (43,9%) 14 чел (34,1%)

удовл 15 чел (36,5%) 11 чел (26,8%) 9 чел (21,9%) 6 чел (14,63%) 7 чел (17,07%)

неудовл 0 чел (0%) 14 чел (34,1%) 27 чел (65,8%) 2 чел (4,8%) 7 чел (17,07%)

Следует отметить, что необходимо пересмотреть норматив в прыжках на скакалке для юношей в сторону снижения, применять прыжки на скакалке не менее одного раза в неделю. Нормативы в физическом качестве гибкость для юношей оптимальны, поэтому в подготовительной и заключительной части учебных занятий рекомендовано увеличение доли упражнений в растягивании.

Анализ норматива для юношей в упражнении «планка» следует пересмотреть, например, 120 секунд является «неудовлетворительным», а «отличный» уровень 160-180 секунд. Рекомендуется снизить разницу в времени фиксации «планки» между девушками и юношами. Представленные нормативы (таблица 1, 2) не рекомендованы для студентов подготовительной и специальной медицинской группы, разработка нормативов для данной категории является научным поиском для многих ученых, критерием является основное заболевание [1, 5].

ВЫВОДЫ

Исходное тестирование физической подготовленности показало, что уязвимыми физическими качествами является гибкость, силовая выносливость и частично координация движений в прыжках на скакалке для 19,05% девушек и 17,07% юношей. При этом требуют снижения контрольные нормативы для юношей в прыжках на скакалке и упражнении «планка». Для девушек в учебном процессе требуется на 15-20% увеличить долю упражнений в растягивании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, И.Н. Исследования проблем внедрения адаптивной физической культуры в процесс физического воспитания студентов вуза / И.Н. Антонова, Д. А. Климкина // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию кафедры физического воспитания / под редакцией Л.Б. Андрю-щенко, С.И. Филимоновой. - Москва, 2019. - С. 425-429.

2. Белецкий, С.В. Адаптация контролирующих программ по теории физической культуры в вузе к условиям дестабилизирующих воздействий / С.В. Белецкий, Е.Ю. Внукова, Е.Ю. Сысоева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 58.

3. Климкина, Д. А. Психологические взаимоотношения спортсмена и тренера в игровых командных видах спорта / Д. А. Климкина // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию кафедры физического воспитания / под редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - Москва, 2019. - С. 659-662.

4. Маврина, С. Б. Фитнес в системе физкультурного образования студенческой молодежи / С.Б. Маврина, Ю.В. Круглова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 198-202.

5. Физическое воспитание студентов с особыми образовательными потребностями: дея-тельностный и личностно-ориентированный подходы / О.В. Мамонова, М.Н. Пуховская, Г.Б. Глаз-кова, Д.В. Грачёва // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию кафедры физ. восп / под редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - Москва, 2019. - С. 206-210.

6. Столяр, К.Э. Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту / К.Э. Столяр, М.Н. Пуховская, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 196-199.

REFERENCES

1. Antonova, I.N. and Klimkina, D.A. (2019), "Studies of problems of introduction of adaptive physical culture in the process of physical education of University students", Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of the founding of the department of physical education, Moscow, pp. 425-429.

2. Beletsky, S.V. Vnukova, EYu. and Sysoeva E.Yu. (2016), "Adaptation of control programs on the theory of physical culture in high school to the conditions of destabilizing influences", Theory and

practice of physical culture, No. 5. pp. 58.

3. Klimkina, D.A. (2019), "Psychological relationship of the athlete and the coach in game team sports", Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of the founding of the department ofphysical education, Moscow, pp. 659-662.

4. Mavrina, S.B. and Kruglova, Yu.V. (2018), "Fitness in the system of physical education of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 198-202.

5. Mamonova, O.V., Pukhovskaya M.N., Glazkova, G.B. and Gracheva, D.V. (2019), "Physical education of students with special educational needs: activity and personality-oriented approaches", Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of the founding of the department ofphysical education, Moscow, pp. 206-210.

6. Stolyar, K.E., Pukhovskaya, M.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of scientifically substantiated proposals for the formation of an educational program for training instructors in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 196-199.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.11.2019

УДК 796.015.52

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Анатольевна Кохан, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Жирнова, доцент, Елена Анатольевна Васильева, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой силовой подготовки студентов, обучающихся в техническом вузе. Представлены результаты тестирования показателей силовой подготовленности до и после проведения педагогического эксперимента, направленного на обучение и совершенствование техники прыжка в длину с места, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, подтягиваний на высокой перекладине (для юношей), укрепления мышц брюшного пресса (для девушек). В результате проведенного эксперимента подтверждена эффективность использования программы, основанной на последовательном применении упражнений, направленных на повышение уровня силовых показателей современных студентов.

Ключевые слова: силовая подготовка, студенты, подтягивания на высокой перекладине, отжимания, прыжок в длину.

IMPROVEMENT OF EFFICIENCY OF POWER TRAINING OF STUDENTS OF BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY

Tatiana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

Tatiana Anatolyevna Kokhan, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Elena Vladimirovna Zhirnova, the senior lecturer, Elena Anatolyevna Vasilyeva, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University, Moscow

Annotation

The article discusses the issues related to the problem of strength training of students studying at a technical university. The results of testing the indicators of strength preparedness before and after the pedagogical experiment, aimed at training and improving the technique of long jump from the place, bending and unbending arms with the lying down support, pull-ups on the high bar (for boys), strengthening the abdominal muscles (for girls), have been presented. As a result of the experiment, the effectiveness of using the program based on the consistent use of exercises, aimed at increasing the level of strength indicators of the modern students, has been confirmed.

Keywords: strength training, students, pull-ups on a high crossbar, push-ups, long jump.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.