Научная статья на тему 'ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА И ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО'

ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА И ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
184
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА / ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО / СТОЛЕТНИЕ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Хужамбердиев М.А., Юсупова Н.А., Усманова Д.Н.

Исследования показали, что даже люди в возрасте семидесяти-восьмидесяти лет, изменившие свою диету и образ жизни, демонстрируют значительное снижение риска развития заболеваний, например, ишемической болезни сердца. Некоторые люди живут намного дольше, чем в среднем, отчасти благодаря их ДНК. исследование, опубликованное в European Heart Journal показывает, что можно было бы воспроизвести этот генетический код даже для тех, у кого его нет. Теперь открыт путь для инновационной модели терапии, способной предотвращать сердечно-сосудистые заболевания и бороться с ними путем реального омоложения кровеносных сосудов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Хужамбердиев М.А., Юсупова Н.А., Усманова Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEART ISCHEMIC DISEASE AND LONGEVITY

Resume: Studies have shown that even people between the ages of seventy and eighty who make changes in their diet and lifestyle show a significant reduction in the risk of developing diseases such as coronary heart disease. Some people live much longer than average, thanks in part to their DNA. study published in the European Heart Journal shows that this genetic code could be reproduced even for those who do not have it. The way is now open for an innovative model of therapy that can prevent and combat cardiovascular disease by truly rejuvenating the blood vessels.

Текст научной работы на тему «ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА И ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО»

темы кровообращения в США составила 55,5%. При этом более чем в 90% случаев, смерть от сердечно-сосудистых заболеваний обусловлена ишемической болезнью сердца и мозговым инсультом [7,8].

По данным П.А. Воробьева (2002), частота клинически выраженной ИБС увеличивается с возрастом и составляет 11% в возрасте 65-74 года. К 70-75 годам частота встречаемости ИБС достигает 25-33%, таким образом, пожилые люди составляют большинство больных ИБС.

Качество жизни у лиц любого возраста зависит от физического статуса, который является интегральным показателем функциональных возможностей организма [1,4]. Для повышения качества жизни людей «третьего возраста» и предупреждения болезней старости необходима система мероприятий превентивного характера, учитывающих связь этих заболевании с показателями физического развития и уровнем функциональных резервов организма [2,7].

Темп старения и достижение видовой продолжительности жизни детерминируется генетически при участии факторов внешней среды: социально-гигиенических, природно-географических и экологических [9].

Цель исследования. Выделить особенности клинических проявлений и течения ишемической болезни сердца у лиц, достигших предела видовой продолжительности жизни человека.

Материалы и методы исследования. Проводилось сплошное обследование долгожителей городской агломерации Андижана (90 лет и старше, п=198).

Результаты исследования. Расспрос долгожителей сопряжен с определенными трудностями психологического характера. Несмотря на сохранение достаточного интеллекта, деформация психических нюансов сказывалась на формировании контакта с незнакомым врачом. Самой распространенной жалобой была утрата прежней бодрости, работоспособности, нередко эту жалобу представляли как немотивированно быструю утомляемость (31,8% долгожителей), у половины из них утомляемость была ассоциирована с психологическим статусом. На одышку жаловались 13,1 % обследованных, при осмотре одышка выявлена у 31,8%, только у троих респондентов она сопровождалась ощущением

сердцебиения. Ни у одного из обследованных долгожителей не было феномена ортопноэ ни по жалобам, ни по данным наблюдения. Типичные ангинозные приступы беспокоили 2,0% долгожителей, однако для их купирования не применялись лекарственные препараты; по мнению пациентов, достаточно было кратковременного отдыха. Эквиваленты стенокардии, такие, как отсроченный болевой синдром, локализация боли в местах иррадиации стенокардитических болей, аритмические эквиваленты стенокардии напряжения были у 1,0% опрошенных, при этом остались некоторые сомнения в их истинности. Уменьшение илеокостального пространства отмечено практически у всех долгожителей, включенных в исследование.

Соотношение переднезаднего и бокового размеров грудной клетки было снижено у всех пациентов, форма грудной клетки приближалась к бочкообразной (46,9%). Прекордиальной область визуально не была изменена. Перкуторно расширение границ относительной сердечной тупости было у 19,7% обследованных. Соотношение областей абсолютной и относительной сердечной тупости не превышало значений физиологической нормы. Верхушечный толчок определялся у 64,1% долгожителей.

Увеличения площади верхушечного толчка не было выявлено, его локализация совпадала с левой границей относительной сердечной тупости. Для объективизации аускультативной картины проводилось ранжирование звучности сердечных тонов: 0 баллов соответствовали отсутствию тона, 5 баллов — громкому звучанию. В общей выборке сердечные тоны имели звучность 2,4 (1,8; 3,9) балла. Правильное соотношение тонов сохранялось у 48,5% долгожителей. В 9,1% отмечалось расщепление первого тона на верхушке.

Сердечные шумы выслушивались в 40% случаев. При этом у 31,8% долгожителей определялся систолический шум с эпицентром над проекцией аортального клапана, проводящийся на сосуды шеи, в 24,2% он сочетался с мягким систолодиастолическим шумом на верхушке и в точке Боткина-Эрба. При анализе ЭКГ у долгожителей в 77,8% случаев был синусовый ритм, в 5,8% отмечалась миграция водителя ритма по предсердиям. У такого же количества пациентов функцию водителя ритма приняло на себя АУ-соединение. Фибрилляция предсердий была диагностирована у 10,6% обследованных.

Нарушение АУпроводимости зафиксировано в 7,6% случаев, при этом у 2,0% обследованных лиц достигало степени АУ-блокады I степени. Нарушение внутрижелудочковой проводимости встречалось чаще — в 39,9% случаев. Блокада одной из ветвей левой ножки пучка Гиса зафиксирована в 26,3% случаев, полная блокада левой ножки пучка Гиса — у 8,9% обследованных. Блокада правой ножки пучка Гиса была в 9,1% случаев. Желудочковая и вентрикулярная эктопия отмечалась у 28,3 %.

Наиболее распространенными формами были нечастая политопная суправентрикулярная и вентрикулярная экстрасистолия. В 19,2% случаев выявлены ЭКГ-признаки гипертрофии миокарда левого желудочка. При анализе ЭКГ-признаки рубцовых изменения обнаружены у 17,7% долгожителей. Чаще всего встречались рубцы передней стенки миокарда левого желудочка. Перенесенный инфаркт миокарда был документирован только у 9,6% обследованных лиц по данным выписных справок и приложенных результатов ЭКГ-исследования.

В момент осмотра все сохраняли привычную физическую активность, а некоторые из них поражали ее выраженностью. Признаки очагового поражения в виде гипокинезии и акинезии при эхокардиографии отмечались у 20,9% долгожителей.

Таким образом, обращает на себя внимание несоответствие частоты выявления очаговых изменений в миокарде на ЭКГ и при проведении эхокардиографии и документально подтвержденного инфаркта миокарда в анамнезе, что поднимает вопрос об истинной распространенности данной формы патологии среди долгожителей. С одной стороны, такое несоответствие частот выявления рубцов инструментальными методами и доказанных ОКС может свидетельствовать о перенесенных клинически немых формах инфаркта миокарда.

С другой стороны, нельзя исключить, что формирование сенильного сердца сопровождается не только диффузным, но и сегментарным фиброзированием.

О продолжающемся с возрастом увеличении степени морфологической и электрофизиологической гетерогенности миокарда в нашем исследовании свидетельствует значимое возрастзависимое повышение частоты нарушений сердечного ритма, среди которых на первое место выходят наджелудочковые и желудочковые эктопии.

Холтеровское мониторирование было проведено у 49,9% долгожителей. Безболевой формы ишемии миокарда не выявлено ни у одного из обследованных. Клинически значимая депрессия сегмента ST отмечена у 1,5% долгожителей, по времени она совпадала с обычной физической активностью.

Проведенное исследование поднимает вопросы механизмов формирования сердечно-сосудистого континуума. В группе обследованных долгожителей обнаружены указания на то, что нередко их родственники страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями («внезапная смерть» отца в молодом возрасте, апоплексический удар в роду). Более того, в ряде случаев они сами перенесли инфаркт миокарда, однако не у всех происходило формирование ХСН, сокращение периода дожития и снижения качества жизни, что согласуется с данными. Успешное старение несмотря на ИБС демонстрирует возможность разрыва сердечно-сосудистого континуума, тем более что обнаруженный факт согласуется с гипотезой об уменьшении

возрастзависимых форм патологии на завершающем этапе человеческой жизни. Концепция J. Evert с коллегами (2003) о наличии «выживших», «получивших отсрочку» и «спасшихся» долгожителей, в том числе старше 100 лет, получает поддержку и новое освещение в виде своеобразного клинического феномена «растворения» отдельных форм сердечнососудистой патологии. Интерес к исследованию возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы обусловливается не только ее физиологической значимостью, но и тем, что старение человека как физиологический процесс протекает неравномерно: на фоне угасания и ослабления одних механизмов и активизации других; включается важнейший фактор резервных возможностей организма — адаптация к новым условиям, связанным со старением, изменением функциональных систем организма.

В последнее время все большее внимание кардиологов привлекает проблема «женского сердца». Установленные гендерные различия электрофизиологических процессов в миокарде у лиц, перешагнувших 90-летний рубеж, т.е. лиц с длительным периодом после угасания половых функций, еще раз показывают сложность формирования поздновозрастной патологии сердца и актуальность раздельного изучения формирования сенильного сердца у женщин и мужчин. Среди немногочисленных исследований столетних наиболее полным можно назвать NECS, в котором, как в нашем исследовании, основную долю составили женщины.

Столетние жители Новой Англии продемонстрировали отличающееся распределение параметра хорошего самочувствия среди мужчин и женщин. Авторы объясняют указанный факт тем, что мужчины должны обладать более выраженными адаптационными способностями для достижения предельного для человека возраста. В целом женщины обладают большей средней продолжительностью жизни. Для объяснения исключительной продолжительности жизни женщин предлагают использовать антиоксидантный эффект эстрогенов, что способствует снижению сердечно-сосудистой патологии. Ряд исследований предпринимали попытки связать генетически детерминированные метаболические особенности с риском инфаркта миокарда и долгожительством, однако порождали больше вопросов, чем давали ответов.

Вывод. Все перечисленное позволяет рассматривать феномен долгожительства как состояние максимально возможной защиты от формирования и прогрессирования ишемической болезни сердца, а долгожителей — как перспективную категорию на селения для выявления антиатерогенных факторов и механизмов.

Использованные источники: 1.Алиджанова Х.Г., Кауров Б.А., Артемьева О.В. Долгожительство: социальные, клинические и некоторые метаболические аспекты //Успехи геронтологии. - 2010. - Т. 23, № 4. - С. 611-620.

2. Бабанов С.А., Агаркова И.А., Гайлис П.В. Возрастные и тендерные особенности ССЗ // Успехи геронтологии. - 2010. - Т. 23, №3. -С.357-363.

3.Давыдов Е.Л., Капитонов В.Ф., Харьков Е.И. Социально-гигиеническая и медико-экономическая характеристика пациентов пожилого и старческого возраста с артериальной гипертонией //Клиническая геронтология. -2012. -№5-6. -С. 20-29.

4.Курочкина О.Н., Хохлов A.JL, Богомолов А.Н. Возрастные особенности клинического течения инфаркта миокарда// Клиническая геронтология. -2012. - №5-6. - С. 26-29.

5.Протасов К.В., Синкевич Д.А., Федоришина О.В. Сосудистый возраст и сердечно-сосудистое ремоделирование при артериальной гипертензии // Артериальная гипертензия. - 2011. - Т. 17, № 5. - С. 448-453.

6.Alonzo C.B. Myths and facts concerning the use of statins in very old patients // Cardiovascular and Hematological Disorders Drug Targets. - 2011. -Vol.11,N1.-P. 17-23.

7.Fujita M., Hata A. Sex and age differences in the effect of obesity on incidence of hypertension in the Japanese population: A large historical cohort study // Journal of the American Society of Hypertension. - 2014. - Vol. 8, N 1. - P. 6470.

8.Muller M., Maier A.B., Smulders Y.M. High blood pressure and mortality in the elderly: what does gait speed tell? // Ned Tijdschr Geneeskd. - 2013. -Vol. 157, N7.-P. A5801.

9.Rodrigues T., Matafome P., Sei9a R. A vascular piece in the puzzle of adipose tissue dysfunction: mechanisms and consequences// Archives of Physiology and Biochemistry. - 2014. - Vol. 120, N. 1. - P. 1-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.