Научная статья на тему 'Исчисление пасхалий'

Исчисление пасхалий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исчисление пасхалий»

Елена Сморгунова

(Москва)

Исчисление пасхалий

По правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея, Малая Азия) празднование Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после или в день весеннего равноденствия, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейского Песаха, иначе говоря, празднование христианской Пасхи переносится на первое воскресенье после дня еврейской Пасхи. Потому празднование Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля1.

Исчисление дня еврейской Пасхи

Согласно библейской книге Исход, а также лунно-солнечному календарю, принятому евреями в эпоху второго Храма, еврейская Пасха празднуется 15 числа месяца нисана (Исх 12, 11, 21, 43). В еврейском календаре праздник Пасхи является не подвижным: в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев 23: 5).

Иудейский календарь основывался на движении Луны. Лунный месяц продолжается около 29,5 дней, лунный год был составлен так, чтобы месяцы в 29 и 30 дней чередовались, давая в сумме 354 дня. Он не кратен солнечному году, и, чтобы включить в солнечный год лунные месяцы без их раздробления, раз в несколько лет к 12 лунным месяцам прибавляли еще один. Такие удлиненные високосные годы содержали 13 лунных месяцев.

Во время существования второго Храма день новолуния определялся эмпирически, усилиями специально назначенных для этого наблюдателей, и затем синедрион торжественного провозглашал освящение дня новолуния. Дополнительный месяц вставлялся по

мере надобности: смотрели, созрел ли ячмень, который нужен был для приношения снопа во второй день праздника (Лев 23: 10-16; Втор 16: 9), готовы ли ягнята для жертвоприношения.

После разрушения Храма и рассеяния иудеев после подавления восстания Бар Кохбы (132-135 гг.) иудеи перестали праздновать Пасху единообразно в один и тот же день, а начали вводить различные календарные системы, соотнесенные с календарями тех местностей, в которых они жили.

Раввины, осознав необходимость сохранения единства народа, решили ввести в обиход новый, обязательный для всех иудеев лунно-солнечный календарь, в котором добавочные месяцы вставлялись не по мере надобности, а по определенной схеме. Этот процесс происходил в течение П-ГУ вв. и был завершен, вероятно, Гилеллом II, который в 344 г. ввел общеобязательный иудейский календарь2.

Казалось бы, это событие не имело никакого отношения к дате празднования христианской Пасхи, однако иудейская календарная реформа вызвала новую проблему: иудейский праздник по новому календарю случался раньше весеннего равноденствия. В этом случае христиане, праздновавшие Пасху в некоторый год после весеннего равноденствия, а в следующий за ним - до этой даты, в такой системе отсчета времени совершали ее дважды в течение одного года. Христианский мир ответил созданием собственных пасхальных таблиц, по которым Пасха праздновалась после равноденствия.

Исчисление дня христианской Пасхи

Введение летосчисления от Рождества Христова связывают с именем скифа, монаха Дионисия Малого, жившего в Риме (475-550). Он составлял пасхальные таблицы по поручению папы римского Иоанна I в 525 г. и, отказавшись от летосчисления, начинавшегося от первого года правления гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов3. Используя существовавшую методику исчислений дат Пасхи, он установил, что воскресение Иисуса приходится на 25 марта 31 года от его рождения. В УШ-1Х вв. летосчисление, введенное Дионисием Малым, широко распространилось в странах Западной Европы. Дионисий Малый также синхронизировал римскую и христианскую истории, установив, что Христос родился через 754 года после основания

Рима. Вычисления Дионисия Малого положили начало системе отсчета времени «от Рождества Христова», которая используется и

4

теперь .

Возникновение христианских пасхальных таблиц

Христианские пасхалии отказались принимать во внимание дату иудейского 14 нисана, которая, согласно христианским пасхалистам, была вычислена неправильно. Две основные христианские кафедры -Рим и Александрия начали независимо друг от друга составлять пасхальные таблицы. В их основу были положены астрономические сведения того времени. Продолжительность солнечного и лунного года не являются кратными величинами, и для согласования их продолжительности употребляли два цикла - 8-летний и 19-летний.

Рим и Александрия начали с использования более простого 8-летнего цикла. Александрийцы вскоре поняли большую неточность, которую нес в себе 8-летний цикл, и перешли к использованию 19-летнего; александрийская пасхалия представляла собой период в 95 лет - пятикратное повторение 19-летнего цикла. Римляне продолжали придерживаться своей практики.

Против следования иудейской традиции была направлена деятельность Первого Вселенского Собора. Было решено всем христианам праздновать Пасху в один день. Апостольское правило5 запрещало совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями», но правила направлены против зависимости христиан от даты

иудейской пасхи, а не против совершения ими праздника в один

6

день с иудеями .

И в александрийской, и в римской пасхалиях главным была независимость от иудейского 14 нисана, и составители пасхалий намеренно не обращали внимания на возможные совпадения, рассматривая иудейские даты как принципиально «неверные». Епифаний Кипрский выразил это так: «Пасха не может совершаться, если не прошло равноденствие, что иудеями не соблюдается. Мы совершаем Пасху после равноденствия, хотя бы и они совершали, так как и они вместе с нами часто совершают ее. А когда они совершают пасху до

7

наступления равноденствия, то совершают одни» .

Параллельное сосуществование двух пасхалий в течение почти 500 лет (!) после Первого Вселенского Собора свидетельствует о том,

что он не ввел в качестве общеобязательной одну александрийскую пасхалию. Замечательно, что сами александрийцы во время всех споров с римлянами никогда не утверждали истинность своих таблиц, основываясь на авторитете Собора. Параллельное сосуществование в течение десятилетий и даже столетий двух циклов прямо противоречило бы постановлению Никейского собора, если бы оно существовало. То, что римская практика в конце концов была вытеснена александрийской, объясняется не решением Первого Вселенского Собора, а неточностью римской пасхалии. После Собора прошло несколько веков, прежде чем александрийцы многочисленными увещеваниями, доказательствами своей правоты и церковно-политическими мерами смогли убедить Запад в необходимости принять их пасхалическую систему.

Григорианская реформа пасхалии

Единство празднования Пасхи было нарушено в 1582 г. реформой папы Григория XIII. Реформа была реформой пасхалии. Папская комиссия решила восстановить астрономические реалии, которые лежали в основе александрийской пасхалии: 21 марта в качестве даты весеннего равноденствия и пасхальные границы 22 марта -25 апреля8. Специальной папской буллой предписывалось изъять из года 10 дней. В православных странах переход на григорианский календарь произошел лишь в ХХ в. В России григорианский календарь введен в советское время в 1918 г.

Новоюлианская реформа 1923 г.

Предложение о реформе было внесено на константинопольском совещании Православных Церквей в 1923 г. Вместе с введением новоюлианского календаря было решено совершать Пасху по формуле «первое воскресенье после первого полнолуния после равноденствия», что определяется астрономически на широте Иерусалима. Но решение не было до сих пор реализовано, поэтому новоюлианская реформа осталась половинчатой: большинство автокефальных Церквей совершает Пасху по александрийской пасхалии, основанной на юлианском календаре, а неподвижные праздники отмечаются по новоюлианскому календарю (единственным исключением

является Финляндская Православная Церковь, совершающая Пасху согласно григорианской пасхалии). В основании такой практики лежит официальное постановление московского совещания Православных Церквей 1948 г., согласно которому все православные должны совершать Пасху по александрийской пасхалии и юлианскому календарю, а для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем. Клирики и миряне обязаны следовать календарному стилю той Поместной Церкви, на территории которой они проживают.

Ближайшая серьезная практическая проблема в РПЦ возникнет 1 марта 2100 года, который по юлианскому календарю будет високосным, а по «гражданскому» - нет. Разница между календарями увеличится еще на 1 день и достигнет 14. Соответственно все наши праздники после этой даты «сместятся» на 1 день вперед, то есть Рождество Христово будет праздноваться 8 января, Богоявление -20 января н. ст. Церковь может оказаться перед серьезной угрозой раскола, так как перед нашим священноначалием встанет нелегкая задача объяснить людям, что, если мы храним верность юлианскому календарю, то такое смещение неизбежно. Господь миловал нас в 2000 г., который был високосным и по юлианскому, и по григорианскому календарю, поэтому «скачка» не произошло.

Совершенного календаря и пасхалии не существует. Все пасхальные таблицы представляют собой попытку создать определенную математическую схему, которая описывала бы движение Луны достаточно точно по отношению к реальному ее положению на небе, была бы по возможности простой и являлась бы цикличной, избавляя от необходимости производить новые расчеты. Пасха по таким таблицам совершается независимо от того, соответствует ли эта дата реальному положению светил на небе. Но из-за постоянных подвижек, даже небольших, через несколько тысяч лет Пасха будет летом, а Рождество Христово - весной.

Пасхалия и 7000-й год

И в Европе, и на Руси это было сложное время, полное противоречий. Семитысячный год был рубежным. Целый русский мир ожидал Второго пришествия. Семитысячный год - по древним расчетам от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет -

и 1492 год от Рождества Христова осознавался, согласно древнему пророчеству, «концом вселенной», днем Страшного суда. Думали, что перестанет вращаться «миротвореный круг», кончатся времена. Пришли к окончанию составленные ранее пасхальные таблицы.

Основанием для таких острых эсхатологических переживаний служили древние пророчества: «И Ангел <...> клялся Живущим во веки веков <...> что времени уже не будет» (Откр 10: 5-6).

Уверенность в близости «кончины мира» была столь велика, что на годы после 7000-го не считали нужным делать расчеты наступления Пасхи: в месяцесловах отсутствовали пасхалии - таблицы празднования Пасхи и связанных с ней праздников и постов. В одном рукописном сборнике ХУ в. в конце пасхалии была сделана особая приписка: «Сие лето на конце явися». Такие же приписки повторяются и в летописях до 7000 г.9

В пасхалиях исчисления доводились лишь до этой критической даты. В рукописи ХУ в. из Библиотеки Софийского собора № 1421 в конце пасхалии стоит надпись в особом кружке: «горе, горе достигшим до конца веков»; «зде страх, зде скорбь, аки в распятии Христово сей круг бысть, сие лето и на конце явися, в нем же чаем и всемирное твое пришествие»10. Дальше, как представлялось, заниматься исчислениями праздников и постов не было никакого смысла.

Люди с интересом смотрели на небо, желая увидеть там какие-то знаки будущего. Летописи сохранили описания небесных «знамений». Вот одно из них из Новгородской летописи ХУ в.: «Бысть знамение, в солнци: явился кругъ на небеси, единемъ краемъ посреди неба, а другий опустился къ западу; та же половина круга того, иже къ западу, изнутри черлено, а около зелено, до половины круга того вверхъ по краемъ, якоже бываетъ дуга на небеси, темъ цветомъ; а другая половина, иже вверхъ, та бела; а подъ кругомъ темъ две дуги темъ же образомъ, изнутри зелено, а внутри черлено; а до самого запада конци дугъ техъ; на середке солнце сущее уже близъ к западу идяше; а межъ дугъ подъ самымъ кругомъ яко два рога, одинъ кон-цемъ на югъ, а другой на северъ; а межи ихъ яко солнце сияше светло, а стояше надъ сущимъ солнцем прямо»11.

Еще одно описание, тревожное и включающее человеческий комментарий: видя нечто на небе, переносят его на землю. «Възшед-шу солнцу, и прииде тучя с западной страны къ востоку скоро вель-ми, аки тма, помрачи светъ дневный до третияго часа; и толь бысть

темно, яко въ осеннюю темную нощь, и не довеляху людие, что сие есть, и бысть скорбь и туга велия въ людяхъ; тоже помале облаки те видяхуся наджелть суще, таже и багряновидны и тонковидны <...> инде же огненыа облацы хожаху, и искры падаху на землю и зажи-

гаху, и толь страшно и грозно бысть, яко второе Христово пришест-

12

вие мнети всемъ» .

В Новгороде ожидания конца света были особенно напряженными. Тому способствовали необыкновенные небесные явления. В 1476 г. (6984) произошло затмение солнца, и летописец I Псковской летописи описал его, добавив характерное замечание: «Сицевая знамения проявляеть бог на многыа пагубы людем». 8 ноября 1490 г. (6998), за два года до Срока, над Новгородом было видно грандиозное северное сияние; оно описано в IV Новгородской летописи. В январе следующего 1491 г. (6999) все новгородцы смотрели на светившую над городом зловещую комету, и, наконец, еще через три месяца, 8 мая того же 1491 г. в Новгороде случилось почти полное затмение Солнца. В Двинском летописце было записано: «Апреля в 7 день солнце гибло в 3 час дне»13.

На одной рукописи переписчик Тимофей Вениаминов написал:

14

«писах к вечеру солнечного дне захода, седморичного реку века» . Книга была окончена в 1489 г., когда «начиналось» трехлетнее царство антихриста, которое, по предсказаниям, должно было предшествовать светопреставлению.

Именно в эту эпоху Новгород оказался ареной напряженной духовной жизни и борьбы. В 1484 г. (6992) на новгородскую архиепископскую кафедру был прислан из Москвы, из кремлевского Чудова монастыря, Геннадий, который в современной исторической науке более всего известен тем, что упорно боролся с ересью жидовствую-щих. Геннадиевский кружок начинает составление полного свода Библии. Но архиепископ Геннадий тревожится и в послании к Иоаса-фу Ростовскому в 6997 г., за три года до рокового срока, настойчиво просит Иоасафа «да чтоб еси послал по Паисия да по Нила (игумены крупных монастырей), да с ними бы еси посоветовал: прейдут три лета, кончается седмая тысящя. Ино и яз слыхал у Алексея: и мы де тогды будем надобны. Ино еретицы себе надежно чинят, да и Шес-токрылие есми учил того для и обретох в нем ересь»15.

Упоминаемый в послании владыки Геннадия «Шестокрыл» содержал таблицы лунных кругов. Эту книгу обвиняли в ереси за то,

что она «научала сводить с небес знамения», то есть предсказывать лунные и солнечные затмения - «гибель лунную или солнечную»16.

Удивительно, что при всех возражениях против «Шестокрыла» ссылку на него находим в месяцеслове самой Геннадиевской Библии. Месяцеслов расположен в рукописи после основного текста и начинается с л. 90417.

К названию месяца марта дана его еврейская параллель «нисанъ»:

Мсцъ мартъ а по евреискыъ нисанъ . имет днъи ла а лоуна его дыржит л . днъи съи единъ дает медлъискомоу летоу моулизме мсцоу.

Упоминание мулизмы, или мулисмы, по-гречески ецРоХтоцо«;, снова отсылает к еврейскому календарю, поскольку это греческое слово означает «вносный месяц», то же самое, что по-еврейски «во-адар», или «бэадар» - «еще адар», «второй адар», дополнительный второй месяц, который вставляется после февраля, или месяца адара еврейского календаря, перед нисаном в високосные годы. Также от еврейского слова происходит форма медлийское или меледийское лето, то есть «лунный год»: в еврейских пасхалиях «моледъ» - это «рождение луны» или «новый месяц».

На л. 907 в рукописи Геннадиевской Библии под таблицей лунных кругов и лунных перемен по знакам зодиака написано правило, по которому лунный круг начинается с сентября, в соответствии с «Шестокрылом», а по русскому календарю с марта: «А по шесток-рилу круг лунный починается от сентября после русского, а по русскому от марта, а золотое число починается с генваря преж обеих».

Истинный календарный смысл «Шестокрыла» состоял в том, что за основу его расчетов была принята иудейская эра от сотворения мира, а на Руси признавалась эра византийская; разница между ними составляет 1748 лет, и, следовательно, в 6999 г. по шестокрылову счислению заканчивался только 5251 г., а это значительно отодвигало момент светопреставления.

Протопоп Алексий из Новгорода, взятый великим князем на Москву, а потом осужденный собором как еретик (сочинений его не осталось, упоминается только в ссылках у Геннадия), считал, что по еврейскому счету идет только середина шестого тысячелетия. Митрополит Зосима председательствовал на соборе 1490 г. против еретиков и произнес речь о веротерпимости. Зосима говорил против

смертной казни: «Зане мы от Бога не поставлены на смерть осужда-ти, но грешныя обращати к покаянию»18.

Время было самым подходящим для появления различных ересей. В эсхатологическом ожидании конца 6999 г. многие искали другие календарные счисления, читали разные книги и охотно слушали возражения - «прелести».

«Ино то учат, - писал архиепископ Геннадий, - лета христианского летописца скратишася, а наши пребывают. А что хотят ту прелесть явити, како изойдет наша пасхалия»19.

Многие сомнения в вере поселились в людях. Владыка Геннадий возражал, предупреждал, ругал сомневающихся: «И о сем молва была в людях, не только в простых, но и преимущих, о сем многим

с 20

сомнение бысть» .

Пытаясь разобраться с хронологией, Геннадий обращается к «ел-линской мудрости». Еще будучи архимандритом Московского Чудова монастыря, до назначения в Новгород, Геннадий знакомится с греками братьями Траханиотами. Они приехали на Русь в 1472 г. в свите княгини Софьи Палеолог. Старшего брата, Дмитрия Мануилови-ча, стали называть Дмитрием Старым, он был переводчиком, и оба брата, Дмитрий и Юрий, выполняли различные дипломатические обязанности 1. Поставленный на новгородскую кафедру, Геннадий продолжает поддерживать связи с Траханиотами. Очевидно, он направил им послание, которое, как и весь их архив, не дошло да нас, но ответное послание Дмитрия Грека осталось в списках в архиве Софийского собора22. В ответ на вопросы Геннадия грек Дмитрий Траханиот составляет сочинение «О летах седьмой тысячи» (1489 / 6997). Колебания об авторстве этого послания снимаются тем, что сам автор говорит о себе как о «Дмитрии Старом»: «слуга святительства твоего Димитрий Старой челом биеть»23.

В самом сочинении говорится о дате - это 1488 (или 1489) год24. По ответу Дмитрия Траханиота мы можем восстановить некоторые места из послания Геннадия: «Да велел еси, господине, к себе отпи-сати о седмыя тысящи, како седми тысящь лета приходят, и знаме-ниа съвръшенья не явись никоторое». Видно, что это цитата из полученного послания. В ответе сказано: «Писание седм век надзнаме-

25

нует, а не семь тысящ» .

Дмитрий Траханиот говорит о тайне сроков Второго пришествия: «никто не весть числа веку». Было утверждение, что конца света

следует ждать «в седьмом числе», то есть по истечении 7-й тысячи, 7-го года, 7-го месяца.

В 7000 году от сотворения мира (1492), вопреки ожиданиям, не наступила кончина мира, близость которой церковники доказывали ссылками на Священное Писание. С огорчением Иосиф Волоцкий пишет в «Просветителе»: «Приспе к концу и седьмая тысяща лет от сотворения всего мира, еретицы же глаголаху, яко седьм тысящу

лет окончася и пасхалиа прейде, а второго Христова пришествия

26

несть» .

Тогда стали утверждать, что «писания отеческие суть ложны». Многие задавались вопросом, что ожидает людей после Страшного суда. Подозреваемый в ереси митрополит Зосима считал, что в 7000 году наступит не кончина мира, а наоборот «царство справед-

27

ливости» .

Новая пасхалия

Когда исполнилась седьмая тысяча лет, а мир продолжал стоять, спешно принялись за вычисления продолжения пасхалии. Московский митрополит Зосима пишет «Извещение о паскалии на осьмую тысячу летъ» только по наступлении 7000 года28. И эта датировка означает, что митрополит Зосима только с началом нового года, на сороковой день после ожидаемого срока конца мира (27 ноября), начинает составлять пасхалию. Эта же дата одновременно означает, что, заняв митрополичий престол еще три года назад, он не приступал к такой важной для церкви работе, как составление пасхальных таблиц.

Свое «Извещение» Зосима начинает с того, что «милосердием и поспешеством» Божьим «седмитысящныхъ лЪть краа достиго-хомъ, и пасхалш седмыя тысяща последнее лЪто скончяся». Зосима называет точные даты своего труда: в 31-е лето царствования великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, и в третье лето паствы преосвященного Зосимы, митрополита всея Руси. Он говорит, что в эти последние лета Бог прославил «сродника» своего, «благовернаго и христолюбиваго великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержьца всея Руси, новаго царя Константина новому граду Констянтину - Москве». Зосима ставит великому князю в заслугу, что он «веру православную, яже вь Христа

Бога, утверди, ерьтичьствующихъ же на православную веру Христову отгна, яко волкы». И кончает Зосима это свое извещение так: «По съвЪту же его (Христа Бога) и по повелЪтю государя всея Руси <...> преосвященъный Зосима, митрополитъ всея Руси <...> трудолюбно потщався написати пасхалда на осмую тысящу лЪтъ, въ нейже чяемъ всем1рнаго пришестгаа Христова»29.

Митрополит Зосима сам рассчитывает пасхалию и поручает епископам произвести дополнительные расчеты. Его поддерживает епископ Филофей Пермский, и мгновенно откликается на предложение митрополита архиепископ новгородский Геннадий.

«Начало паскальи преложено на осмую тысящу лЪть, - пишет он и тут же объясняет свою повышенную ревность к работе и спешность: повелЪно бысть отъ господина отца нашего Зосимы, митрополита всея Руси, мнЪ Генадию, архиепископу Великаго Новагорода и Пскова, учинити пасхальи на осмую тысящу лЬтъ: понеже седьмо-тысящное время преиде, да и паскалья рядовая съ толкомъ изошла, и нЬции мнЪша, яко скончяваемЪ седмой тысящЪ, быти и скончяние миру, якоже и преже, скончяваемЪ шестой тысящи, сицево же мнение обдержаше люди»30.

Рассчитанная «Паскалия» была представлена на соборе 7000-го, или 1492 г. «Изложение Пасхалии» было написано не ранее конца сентября и не позднее 21 декабря 1492 г. Она была утверждена московским собором епископов 27 ноября 7000 г.

В одном из посланий неизвестному лицу, составленном уже после «скончания мира», в 1492 г., календарные различия разных вер снова становятся предметом разъяснений против еретиков: «а что о летехъ еретицы смущают простых людей, что уже нашей седмыя тысящи лет изошли, а иных вер еще лета не изошли - и то они лжут, а лета всех вер ровно пришли, а то неверныя з собою прикладывают»31.

Реформа календаря и пасхалии

В настоящее время по оценкам ЮНЕСКО на нашей планете действует около 40 календарей - как «гражданских», так и религиозных. У каждого из них своя история возникновения и развития, однако большинство не имеют к нам никакого отношения и являются поэтому чем-то абстрактным, представляя интерес лишь для исследователей. Для православных важны прежде всего юлианский кален-

дарь и александрийская пасхалия, а также те модификации, которые возникли в течение последних четырех столетий в результате их «реформы»: григорианские календарь и пасхалия, а также новоюлианский календарь.

Разница между юлианским и григорианским календарями в настоящее время составляет 13 дней, и она увеличится до 14 дней в 2100 г., который по юлианскому календарю будет високосным, по григорианскому же - простым.

Еще одно важное улучшение и одновременно усложнение календаря было предпринято в 1923 г., когда в Константинополе состоялось совещание Православных Церквей. Его участники утвердили исправленный юлианский или так называемый новоюлианский календарь. Он имеет период в 900 лет, в течение которых число високосных лет уменьшается на 7. Продолжительность такого года составляет 365,24..., и ошибка в один день будет накапливаться за 40 000 лет. Реакцией на реформу стал раскол греческих «старо-стильников», которые отказались принять это нововведение.

В России такой календарь, или гражданский «григорианский» стиль, был формально введен патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 2(15) октября 1923 г.32 Но возникшее нестроение в церковном народе вынудило патриарха Тихона 26 октября (8 ноября) издать распоряжение: «Повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». И новый стиль действовал в русской Церкви только 24 дня.

Современные церкви - Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская и афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные Поместные Церкви - новоюлианским, который до 2800 г. будет полностью совпадать с григорианским.

Примечания

1 См.: Воронов Л. Календарная проблема: Ее изучение в свете решения Первого Вселенского собора о Пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе // Богословские труды 7. М., 1971. С. 170-203.

2 См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история / Пер. М.Е. Сергеенко // Богословские труды. 23-26. М., 1982. Ч. V. С. 23-25: Пасхальные споры II в.

3 См.: Остроумов М. Введение в православное церковное право. Харьков, 1893. Т. 1. С. 71-74; Прозоров В. Дионисий Малый // Католическая энциклопедия. М., 2002. Т. 1. С. 1641-1642.

4 См.: Шур Я.И. Рассказы о календаре. М., 1962. С. 125-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Постановления Апостольские. Казань, 1864. № 5. С. 17.

6 См.: Воронов Л. Календарная проблема... С. 189.

7 См.: Флоровский Г.В. Восточные отцы IV в. М., 1992. С. 199-203; Епифа-ний Кипрский // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 557-581.

8 См.: Степанов Н.В. Новый стиль и православная пасхалия. М., 1907. С. 7.

9 См.: Сморгунова Е.М. Создание Геннадиевской Библии - первого русского Библейского Свода и иудейские источники на Руси в XV веке // Материалы Седьмой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаи-ке. М., 2000. Ч. 2. С. 7-41.

10 Погодинская-1 (РГБ ОСРК. Б. 1. № 1. XV в. Л. 479).

11 Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). СПб., 1848. Т. 4. С. 158.

12 ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11. С. 85.

13 ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33. С. 149 (Холмогорская летопись. Двинский летописец).

14 ГПБ ОРИР. Собр. М.П. Погодина. № 84. XV в. Л. 60, 360об.

15 Чтения в Обществе Истории и Древностей российских (далее - ЧОИДР). М., 1847. Т. VIII. С. 222.

16 См.: Святский Д.О. Астрономическая книга «Шестокрыл» на Руси 15 века // Мироведение. М., 1927. Т. 16. С. 63-78.

17 Сморгунова Е.М. Пять веков Геннадиевской Библии // Мир Библии. М., 1999. Вып. 6. С. 4-16.

18 ЧОИДР. М., 1847. № 4, отд. II. С. 110-111.

19 Послание арх. Геннадия митрополиту Зосиме // Казакова Н.А., ЛурьеЯ.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. М.; Л., 1955. С. 373 (№ 18: октябрь 1490 г., Сборник Соловецкого монастыря № 67, 4°; ГПБ, Сол. № 962/852, л. 331-341).

20 Послание арх. Геннадия новгородскому епископу Прохору Сарскому 1487 г. // Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. С. 311.

21 Сморгунова Е.М. Составители и писцы Геннадиевской Библии // Библия в духовной жизни, истории и культуре России и православного славянского мира. К 500-летию Геннадиевской Библии. Сборник материалов международной конференции. Москва, 21-26 сентября 1999 г. М., 2001. С. 92-118.

22 ГБЛ. Фонд Троице-Сергиева монастыря. Собр. Троицкое. № 730. XV в. Л. 485-488.

23 Там же. Л. 485.

24 Плигузов А.И., Тихонюк И.А. Послание Дмитрия Траханиота новгородскому архиепископу Геннадию Гонзову о седмеричности счисления лет // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 51-75.

25 Дмитрий Траханиот «О летах седьмой тысячи» 1489/6997 (ГБЛ. Фонд Троице-Сергиева монастыря. Собр. Троицкое. № 730. XV в. Л. 488).

26 Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель // Памятники церковной письменности. М., 1993. С. 23.

27 Митрополита Зосимы извещение о пасхалии на осьмую тысячу летъ. 1492 г. // Хрестоматия по русской истории / Сост. М. Коваленский. М., 1917. Т. II. С. 6.

28 Там же. С. 6-7.

29 Там же. С. 7.

30 Послание архиепископа Геннадия Новгородского митрополиту Зосиме // Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. С. 309 (№ 18: октябрь 1490 г.).

31 Послание новгородского архиепископа Геннадия неизвестному (отрывок) // Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. С. 313 (№ 22: после 1 сентября 1492 г.; ГБЛ. Собр. Музейное. № 3271, единственный список XV в.).

32 Нежный А.И. Допрос патриарха. М., 1997. С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.