Научная статья на тему 'Исаак Ньютон о геополитической судьбе еврейского народа и создании государства Израиль в контексте библейской экзегезы'

Исаак Ньютон о геополитической судьбе еврейского народа и создании государства Израиль в контексте библейской экзегезы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1023
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЬЮТОН / НЬЮТОНИАНСТВО / ИУДАИЗМ / ЕВРЕИ / ИЗРАИЛЬ / ХРИСТИАНСТВО / ЭКЗЕГЕТИКА / ПРОРОЧЕСТВА / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / БИБЛИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шаров Константин Сергеевич

В статье проанализированы идеи Исаака Ньютона о будущем воссоздании государства Израиль. Продемонстрировано, что ученый развивал концепцию «двух пленений и двух возвращений». Отмечено, что, по Ньютону, множество ветхозаветных пророчестве о будущем еврейского народа еще не осуществилось, при этом данные пророчества являются богословско-исторической основой для создания нового Израиля. Указано, что ньютоновское предсказание датировки возвращения евреев на Святую Землю (1948 г.) имеет погрешность всего в 3.5 процента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исаак Ньютон о геополитической судьбе еврейского народа и создании государства Израиль в контексте библейской экзегезы»

Исаак Ньютон о геополитической судьбе еврейского народа и создании государства Израиль в контексте библейской экзегезы

Шаров Константин Сергеевич

кандидат философских наук, старший преподаватель философского факультета, МГУ имени М. В. Ломоносова, const.sharov@mail.ru

В статье проанализированы идеи Исаака Ньютона о будущем воссоздании государства Израиль. Продемонстрировано, что ученый развивал концепцию «двух пленений и двух возвращений». Отмечено, что, по Ньютону, множество ветхозаветных пророчестве о будущем еврейского народа еще не осуществилось, при этом данные пророчества являются богословско-исторической основой для создания нового Израиля. Указано, что ньютоновское предсказание датировки возвращения евреев на Святую Землю (1948 г.) имеет погрешность всего в 3.5 процента.

Ключевые слова: Ньютон, ньютонианство, иудаизм, евреи, Израиль, христианство, экзегетика, пророчества, Ветхий Завет, Библия

Те, кто живут незаинтересованно и бездумно, в Бога не поверят. Те, кто привыкли размышлять по-настоящему, обязательно поверят в Бога.

Исаак Ньютон.

В одной из своих рукописей, датированной началом XVIII в. и названной «О Судном Дне и Новом Мире», знаменитый английский ученый Исаак Ньютон размышляет над словами апостола Павла в Послании к Римлянам: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Рим. 11: 25-27). Ньютон пишет, что «тайна восстановления всей несправедливости в мире и прекращения всякого отпадения от Бога описана у всех пророков и связана со временами совершения всего (restitution of all things)» [12, л. 12r]. К этому он добавляет: «меня заставляет крайне удивляться именно то, что столь немногие христиане нашего времени могут там это найти» [12, л. 12r]. Какова же эта пророческая «тайна», которую могло обнаружить так мало современников Ньютона?

Ньютон сам объясняет это далее: «Ибо они [его современники] не понимают тайны окончательного возвращения евреев из плена, завоевании ими четырех царств и создании нового процветающего Царства перед Судным Днем. Если бы они это понимали, они бы нашли идею об этом у всех древних пророков, которые пишут о последних временах, как, например, в последних главах Исаии, где пророк радуется новому небу и новой земле, выстроенных на руинах городов отпавших народов, концу всех неприятностей, всякого вопля и всех бед, возвращению иудеев из плена и созданию ими процветающего и вечного царства» [2, с. 2123].

В этой статье я вкратце опишу точку зрения Ньютона на возвращение евреев в Землю Обетованную и на создание нового государства Израиль. Этот предмет долгое время оставался недостаточно изученным аспектом богословской мысли Ньютона из-за трудной доступности архивных источников. Я надеюсь, что полезность данной статьи проявится в двух моментах.

П m

Т

со

IZ <

е

со ^

о

СЧ

Во-первых, в контексте более общей точки зрения, я использую идеи Ньютона как источник понимания богословской традиции толкования «политических» пророчеств его периода, особенно в отношении возвращения и обращения евреев, что может предоставить основу для понимания связи британской политической и богословской мысли XVII-XVIII вв. Во-вторых, что более конкретно, экзегетическое исследование Ньютона в отношении возвращения еврейского народа дает ключ к пониманию обобщенного экзегетического метода ньютонианства.

В ветхозаветных пророчествах, которые предсказывали бы возвращение евреев из ссылки (плена), недостатка нет. Но так как большинство этих пророчеств предшествовало вавилонскому пленению иудеев царем Навуходоносором, из которого потомки уведенных в плен вернулись в Палестину спустя 70-120 лет, библейские экзегеты ньютоновского времени, которые отстаивали идею о будущем (относительно XVII - начала XVIII века) восстановлении Израильского государства, должны были доказать обоснованность современной для них трактовки пророчеств. Для такого страстного сторонника авторитета библейских пророчеств, как Ньютон, это было особенно важно, поскольку как скептики его времени, так и многие англиканские экзегеты настаивали на том, что либо все ветхозаветные пророчества уже сбылись к VI-V вв. до н. э. (ко времени Ездры-Неемии), либо, если прямые параллели с этим периодом в пророчествах неочевидны, были лишь аллегориями [1; 3].

Исаак Ньютон прекрасно знал о такой богословской позиции и вел с ней полемику. Герменевтическая стратегия Ньютона, с помощью которой он опровергал противоположную точку зрения, преследовала двоякую цель. Ньютон стремился обосновать как временную, так и качественно-количественную разницу между первым возвращением еврейского народа из вавилонского плена и предполагаемым вторым возвращением в Палестину в будущем. Он постарался проанализировать эти проблемы в нескольких своих неопубликованных рукописях по историографии и богословским проблемам, например, «Научная работа об Откровении» (Treatise on Revelation), «Различные черновики и фрагменты о пророчествах» (Miscellaneous Drafts and Fragments on Prophecy), «О Церкви» (Of the Church), «Пророчества относительно Второго пришествия Христа» (Prophecies concerning Christ's 2nd coming), а также ряде других.

Процитировав некоторые строки из ветхозаветных пророков, Ньютон заключает: «Здесь не говорится о вавилонском пленении, поскольку вскоре после возвращения оттуда евреи вновь были изгнаны из своей земли и рассеяны по всем народам, но здесь говорится о возвращении, после которого их [евреев] больше не изгонят из Израильского государства. Также тогда они не обладали остатком Едома и всеми палестинскими язычниками, как, можно считать, они обладают ими те-

перь, поэтому мы здесь должны усмотреть предысторию [идеи] вселенского и вечного Царства Бога и Христа, о которых говорили Иоанн и Даниил» [15, ч. 2, л. 142г-143г], «речь в пророчествах идет о перманентном возвращении евреев и пленении ими идумеян, аммонитян, моавитян, остатков филистимских и сирийских языческих народностей и установлении ими нового независимого государства Израиль, а не о провинции в составе Персидской империи, Греческой или Римской, как было в течение более чем 500 лет со времени их возвращения из вавилонского плена в Палестину... Независимого Израильского царства на протяжение всего времени после вавилонского пленения и до наших дней никогда не существовало, а Хасмонейское царство во многих вопросах было данником Селевкидов... Хасмонейские цари - скорее вожди восставших и священники, а не монархи в привычном нам понимании» [5, ч.^, л. 24г; 12, л. 7^.

Поскольку евреи снова попали в римский плен в 70 г. н. э. при разрушении Иерусалима войсками римского императора Тита, и поскольку ветхозаветные пророчества явно говорят о «вечном» возвращении, Ньютон полагает, что предсказания требуют иной, современной ему трактовки. Мы убедились, что он отмечает, что Израиль не владел ни землей идумеян, ни каких-либо других враждебных евреям народностей во время их первого возвращения. Анализируя книги пророка Михея (Мих. 4: 1-7) и пророка Исайи (Ис. 2: 4), Ньютон вновь поднимает территориальный аргумент в том же трактате: «В последние дни исполнится то, что израильтяне вернутся из глобального плена, которым можно считать их нынешнее положение, и станут сильной нацией; они будут править над соседними с ними сильными нациями и не будут отдаляться от горы Сион с момента своего возвращения никогда. Многие соседние народы будут воспринимать закон праведности, утвержденный в Иерусалиме, и тогда многие перекуют свои мечи на орала, а копья - на серпы. Нация не будет больше поднимать меч против нации, и живущие в Палестине народы больше не будут учиться военному искусству... Однако мы видим, что в наше время продолжаются войны и смятения, в Палестине также, значит, время второго, перманентного возвращения евреев и образование нового Израиля еще не наступило [9, ч. 1, л. 24; 15, ч. 2, л. 143г].

Далее, комментирует Ньютон, пророки предсказали возвращение евреев, которое будет окончательным и бесповоротным. Это условие тоже не выполнилось во время первого возвращения из Вавилона [15, ч. 2, л. 144г-145г]. Наконец, Ньютон также считал, что в Послании апостола Павла к Римлянам, однозначно написанном после первого возвращения, говорится о будущем восстановлении израильского государства, а не о том, которое уже было (Рим. 11: 1-27) [5, ч. 2д, л. 2г].

Из данных отрывков видно, что Ньютон воспринимает окончательное возвращение евреев в связи с идеей о тысячелетнем Царстве Божьем на

земле, хотя он вовсе не утверждает, что возвращение евреев в Палестину немедленно приведет к установлению миллениума (1000-летнего Царства Божьего). Он говорит: «Их возвращение положит начало новому Израилю, но только их обращение к Богу и признание Мессии установит начало Царства в тысячу лет» [8, л. 89г-у].

Ньютон глубже исследует связь земного государства Израиль, которое должно быть воссоздано после возвращения евреев в Палестину, и «теократии праведников», управляемой Самим Иисусом Христом: «И в тот день будет корень Иессев, и он восстанет владеть народами, и на Него язычники надеяться будут (Рим. 15: 12), и его остаток [дня] будет славным. И будет в тот день, что Господь снова возложит руку Свою второй раз, чтобы восстановить остаток своего народа, оставшегося от "Ассирии" и "Египта"... Ассирию и Египет необходимо здесь понимать как символы, как всю совокупность народов, где сейчас рассеяны евреи... В наше время мы видим, что, пожалуй, нет ни одной страны, по крайней мере, в цивилизованном мире, где бы не было еврейской общины; они были нарочно рассеяны римлянами повсюду, они и доселе повсюду» [9, с. 13].

Действительно, идея восстановления независимости и самостоятельной государственности в Израиле еще с древних времен в умах многих евреев связывалась с наступлением конца времен [19, с. 421]. Ярким примером этого является тот факт, что апостолы спрашивали у воскресшего Иисуса Христа «не в это ли время, Господи, восстановишь Ты Царство Израилю?», когда Он говорил им о ниспослании на них Духа Святого (Деян. 1: 6).

Ньютон комментирует эти строки из Деяний: «в умах апостолов, вероятно, нисшествие Святого Духа смешалось с переходом их в Царство Божье, они были удостоверены Самим Богом о готовящемся чуде и, вспомнив древние пророчества, спросили Его о восстановлении Израильского царства, которое явно должно было произойти до конца времен. Впрочем, они не могли подумать, что через какие-то пару десятков лет наступит еще более страшное пленение евреев, чем при Навуходоносоре, и которое будет продолжаться не 70 лет, а, скорее всего, около 2000 лет» [6, ч. 4, л. 6г]. В другом месте Ньютон называет более точную продолжительность иудейского рассеяния - 1946 лет [14, с. 17]. Если вспомнить, что современное государство Израиль было создано в 1948 году, то погрешность Ньютона при его экзегезисном расчете составила 3.5% (1946 лет по прогнозу Ньютона, а 1878 лет в реальности), что может быть названо лучшим предсказанием даты всех времен и народов!

Как указывает сам Ньютон, слова апостола Павла, с которых он начал свой анализ (Рим. 11: 25-27), схожи с пророчеством Исаии (Ис. 11: 1011). Таким образом, Ньютон делает эти библейские отрывки центром своей аргументации, на который он будет ссылаться в других местах [11, с. 32 и сл.]. Примечательно, что данный парафраз апостола Павла из Исаии 11: 11 Ньютон впослед-

ствии использует и в трактовке апокалиптических пророчеств в Писании: Откровения Иоанна Богослова и Книги пророка Даниила [5, ч. 1c, л. 4v]. Взяв в качестве фундамента своих рассуждений основополагающие принципы и следствия Завета Бога с Авраамом и идею двойного возвращения евреев в Палестину, Ньютон смог затем продолжить построение комплексной богословской теории, в которой подробно описал причины, условия и ход еврейского пленения и восстановления государства Израиль.

В ряде своих сочинений Ньютон объясняет причины столь долгого и жестокого пленения (рассеяния) евреев. Во-первых, он указал на проклятия, о которых пророчествовал Моисей, и которые, если евреи ослушаются Бога, падут на Израиль [ASC MS. N47 HER, 9.]. Эти моисеевы проклятия перечислены во Второзаконии, гл. 28 и включают в качестве кары, в том числе, иностранное вторжение и пленение [Keynes MS 5, f. 31 r; see also f. 19v]. Для Ньютона история еврейского народа была историей повторяющихся периодов отступничества и покаяния, разрушения и обновления завета. Когда евреи восстали против Бога, на них ниспроверглись моисеевы проклятия. Уже два раза это приводило к тотальному пленению (не считая ассирийского плена, куда была отведена лишь некоторая часть иудейского народа): сначала вавилонянами, а затем римлянами. Однако Бог дал евреям достаточно предупреждений через серию пророков. Ньютон аргументирует, что даже если богословы иудаизма отказались признать Иисуса Мессией, они все равно могли бы воспринять его как одного из пророков, который предостерегал их от тех грехов, за которые последует почти 2000-летний плен [Bodmer MS, 1, ff. 1r-2r.].

Ньютон был особенно поражен сорок девятым стихом Главы 28 Второзакония, в которой говорится об иностранной армии, пришедшей против Израиля «так же быстро, как орел»: «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши; и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь Бог твой дал тебе» (Втор. 28: 49-52).

В одном месте Ньютон полностью выписал этот отрывок из Второзакония и подчеркнул слово «орел», [9, с. 9], символ которого он однозначно идентифицировал с Римской империей. Причиной Ньютона для такой идентификации был факт, что «летящий орел был стандартом римских легионов» и что в книге Ездры есть прямые отсылки к орлу как символу Рима [l6, л. 19v, 31r].

Ньютон вспоминает множество моментов, когда Христос открыто говорил иудеям, что если они не

П m

Т

со

с <

е

со ^

о

СЧ

примут Его, то на них падут пророческие проклятия. Даже в самый последний момент Своей земной проповеди Иисус дал шанс иудеям покаяться перед Богом и избежать будущего плена. Ньютон видит это в словах Спасителя женщинам уже после того, как толпа иудеев кричала Пилату «кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27: 25): «плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! И холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это сделают, то с сухим что будет?» (Лк. 23: 28-31) [14, л. 17г]. Ньютон усматривает в словах «зеленеющее дерево» неповинных евреев, которые не согрешили против Бога, и многие из которых уверовали в Иисуса Христа, но которые также должны были подвергнуться геноциду со стороны римлян [10].

Таким образом, подытоживает Ньютон, иудеи получили последнюю возможность избежать колоссального пленения с пришествием Христа, и последний удар обрушился на них, когда они отвергли Его проповедь: «Но когда это учение было проповедано народу евреев в течение нескольких лет, и они не приняли его, но отвергли своего Князя, своего Ангела Нового Завета, Бог начал процесс их отвержения в качестве Своего народа; Он начал призывать язычников, не обязывая их соблюдать Закон Моисея, и вскоре после этого отверг поклонение Себе в Иерусалимском храме; иудейское поклонение прекратилось, и евреи были рассеяны по всем народам» [4, л. 2г].

Ньютон настаивает, что так случилось именно потому, что евреи не приняли мессианских пророчеств, и Бог осудил их, в основном, именно за это, а не только за то, что они распяли Христа (сам Христос на кресте простил своих палачей). Ньютон суров в своем суждении: «Одним словом, именно по причине невежества иудеев в пророчествах о Мессии заставило их отвергнуть Его и, как следствие, не только подвергнуться римскому плену, но и понести проклятие, вылившееся в рассеянии многочисленных поколений по земле, что было предсказано Христом. вечное проклятие с позиций одного поколения (Лк. 19: 42-44)» [17, ч. 1а, л. 2г].

В то время как суждение о вечном проклятии евреев, похоже, смягчилось в последующие годы, основная позиция Ньютона, что главный недостаток евреев заключался в неспособности понять пророчество, не изменилась [17, ч. 4, л. 168г.]. Этот недостаток «ведения», то есть понимания пророчеств также имел негативные практические следствия для еврейского народа и даже привел, по мнению Ньютона, как мы сейчас убедимся, к восстаниям еврейских зилотов во время Иудейских войн.

Так, комментируя общее мессианское ожидание, порожденное пророчеством Даниила о семидесяти «неделях», он писал: «Это пророчество, которое на какое-то время поселило в умах восточных народностей постоянное ожидание окон-

чания временного римского правления над Иудеей из-за вероятного появления некого могущественного властелина Иудеи, которого евреи приняли бы как своего Мессию, и привело к восстанию против римлян, а тем самым - к началу гибели израильской полунезависимости, которая была еще при Цезаре» [18, л. 37г]. Христиане, с другой стороны, знают, что ветхозаветные пророчества говорили о Христе, а не некотором мифическом властелине Иудеи [18, л. 32г].

По Ньютону, это было еще одно неверное, «невежественное» истолкование пророчества, и на этот раз результаты были еще более непосредственными и быстрыми - иудеи пошли в плен не на 70, а почти на 2000 лет, и жили не компактно вокруг одного города (Вавилона), сохраняя родовые отношения, а рассеялись по всем странам. Ньютон также подразумевает, что иудеи сами разрушили свое старое государство Израиль; таким образом, результат был справедливым, и в нем нельзя винить Бога.

Тем не менее, Ньютон считал, что новое государство Израиль станет искуплением вины евреев, когда Бог вновь признает их Своим народом [18, л. 41г].

Ньютон не удовлетворяется простым определением пророческого неуспеха евреев; он хочет также извлечь из этого события моральный урок. Во-первых, он подчеркивает, что народ Божий -это Его народ только до тех пор, пока люди соблюдают Его заветы. Как иудеи, так и многие христианские народы потерпели неудачу в этом (по Ньютону - в первую очередь, австрийцы, итальянцы, испанцы и португальцы), и поэтому разрушение завета, заключенного между Богом и иудеями, зеркально отображается в разрушении завета, заключенном между Богом и христианами, призванными из язычников (для Ньютона - разрушение завета между Богом и католической церковью) [7, с. 20].

Ньютон питал уважение наивысшей степени к божественным заветам и был самого низкого мнения о тех, кто их произвольно профанирует, отменяет или разрушает. Более конкретно, Ньютон связывает нарушение заветов с провалом «испытания», которое каждое пророчество дает людям [11, с. 43]. По Ньютону, иудеи в начале нашей эры подобное испытание, или «проверку», не прошли, но это не говорит о том, что они не пройдут ее впоследствии. Наоборот, Ньютон считал, что в конечном итоге иудеи окажутся намного ближе Богу в прохождении такой «пробы», чем католики, которые не прошли испытание раньше и, по Ньютону, не пройдут его никогда.

Говоря о том, как Христос использовал трудные притчи для проверки евреев на готовность восприятия пророчеств, Ньютон увещевает своего потенциального читателя (хотя рукопись никогда не была опубликована): «Поэтому остерегайтесь того, чтобы Бог вас не признал виновными в подобной попытке [разрушить завет]. Ибо, если все же вы будете поступать так же, неосведомленность о пророческих писаниях так же мало извинит

вас, как и непонимание иудеями притч нашего Спасителя не оправдало их» [17, ч. 1a, л. 3v]. Кроме того, наказание ожидает христиан, которые пренебрегают верным словом пророчества и не пытаются в нем разобраться: «Как вы можете быть уверены, что христианская церковь, если будет пренебрегать размышлениями над пока не сбывшимися пророчествами, пренебрегать осмыслением будущего, не будет наказана в этом мире так же сильно и жестоко, как когда-либо были наказаны евреи? Разве евреи не восстанут тогда на суд против нас, христиан?» [17, ч. 1a, л. 5r]

Ньютон, всегда эмоциональный в своих апологетических пассажах, добавляет еще большую силу этим утверждениям чуть позже в той же рукописи, провозглашая, что «над христианами нависнет еще большее осуждение за их нерадивость, чем понесли на себе когда-либо евреи» [17, ч. 1a, л. 7г]. Поэтому Ньютон никоим образом не дискриминировал евреев как нацию; он также не осуждал иудаизм как религию. Христианам, которые пренебрегут пророческим словом, может быть еще большая кара от Бога, чем понесли евреи.

Мы убедились, что Исаак Ньютон весьма неортодоксален в богословском споре о судьбе еврейской нации. Он находит истоки осуждения евреев Богом не столько в непринятии ими Господа и Сына Божьего Иисуса Христа и даже не в распятии Христа (Христос простил своих мучителей еще на кресте), а в лени и невежестве по отношению к божественному знанию, ниспосланному через слова пророков (от древних пророков до слов Самого Спасителя), нежелании разобраться в пророчествах, сознательном уходе от исполнения предписанного в пророчествах. Ньютон был единственным богословом XVII-XVIII вв., который напрямую связал уничтожение иудейской политической самостоятельности римлянами в I в. и непонимание (или нежеланием понимать) вождями и духовными предводителями иудеев пророчеств.

Ньютон подробно рассмотрел вопрос о причинах и истоках рассеяния евреев по миру после 70 г. н. э. Он выдвинул концепцию «двух возвращений еврейского народа», согласно которой многие ветхозаветные пророчества нельзя было трактовать по отношению к вавилонскому пленению евреев, а необходимо было предложить новое толкование, исходя из геополитических реалий XVII-XVIII веков. Ньютон предвосхитил образование нового независимого государства Израиль за двести пятьдесят лет до этого события. Предложенная Ньютоном датировка возвращения евреев на Святую Землю (2016 г. в прогнозе вместо 1948 г. в реальности) является лучшим предсказанием даты за всю историю человеческой мысли, поскольку, рассчитывая время возвращения евреев исходя из библейских текстов, Ньютон ошибся всего лишь на 3.5 процента.

Литература

1. Castillejo D. The Expanding Force in Newton's Cosmos. - Madrid, 1981. - 125 p.

2. Kobler F. Newton on the Restoration of the Jews // Jewish Frontier. - 1943. - March issue. - P. 21-23.

3. Manuel F. E. The Religion of Isaac Newton. Oxford, 1974. - 141 p.

4. Newton I. Further Notes to "Of the Church". -Ms. 7. Bodmer Library, Cologny, Switzerland. - 1673.

5. Newton I. Miscellaneous Drafts and Fragments on Prophecy. - Yahuda Ms. 7. - 1709.

6. Newton I. Notes on prophecies. - Yahuda Ms.

8. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. - 1715.

7. Newton I. Of the Church. - Ms. 1. Bodmer Library, Cologny, Switzerland. - 1670.

8. Newton I. Papers relating to chronology and 'Theologi® Gentilis Origines Philosophic«'. - Ms. 361(3), New College Library, Oxford, UK. - 1693.

9. Newton I. Prophesies concerning Christ's 2d coming. - ASC Ms. N47 HER, James White Library, Andrews University, Berrien Springs, Michigan, USA. - 1681.

10. Newton I. Sketches, notes and outlines for "Of the Church". - Ms. Bodmer Library, Cologny, Switzerland. - 1671.

11. Newton I. The Chronology of Ancient Kingdoms Amended. - London, 2017. - 96 p.

12. Newton I. The synchronisms of the three parts of the prophetick Interpretation. - Yahuda Ms. 6. -1706.

13. Newton I. Theological notes. - Yahuda Ms. 5. -1703.

14. Newton I. Treatise on Church history. - Yahuda Ms. 12. - 1684.

15. Newton I. Treatise on Revelation. - Yahuda MS

9. - 1688.

16. Newton I. Two incomplete treatises on prophecy. - Keynes Ms. 5, King's College, Cambridge, UK. -1709.

17. Newton I. Untitled treatise on Revelation. - Yahuda Ms. 1. - 1670.

18. Newton I. Various texts on Revelation, Solomon's Temple and Church history. - Yahuda Ms. 2. -1688.

19. Silver A. H. Messianic Speculation in Israel. -New York, 1927. - 501 p.

Isaac Newton on the geopolitical destiny of the Jewish people and the foundation of Israeli state in the context of Biblical exegesis Sharov K.S.

Lomonosov Moscow State University

The article analyses Isaac Newton's ideas about the future reconstruction of Israel. It is demonstrated that the scientist developed the concept of "two captivities and two returns". It is noted that, according to Newton, many Old Testament prophecies about the future of the Jewish people have not yet fulfilled, and these prophecies should represent the theological-historical basis for the creation of new Israeli state. It is pointed out that the Newtonian prediction of the dating of return of the Jews to the Holy Land (1948) has an error of only 3.5 percent. Key words: Newton, Newtonianism, Judaism, the Jews, Israel,

Christianity, exegesis, prophecy, Old Testament, Bible References

1. Castillejo D. The Expanding Force in Newton's Cosmos. - Ma-

drid, 1981. - 125 p.

2. Kobler F. Newton on the Restoration of the Jews // Jewish Fron-

tier. - 1943. - March issue. - P. 21-23.

3. Manuel F. E. The Religion of Isaac Newton. Oxford, 1974. - 141 p.

n m

Т

4. Newton I. Further Notes to "Of the Church". - Ms. 7. Bodmer

Library, Cologny, Switzerland. - 1673.

5. Newton I. Miscellaneous Drafts and Fragments on Prophecy. -

Yahuda Ms. 7. - 1709.

6. Newton I. Notes on prophecies. - Yahuda Ms. 8. National Library

of Israel, Jerusalem, Israel. - 1715.

7. Newton I. Of the Church. - Ms. 1. Bodmer Library, Cologny,

Switzerland. - 1670.

8. Newton I. Papers relating to chronology and 'Theologi® Gentilis

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Origines Philosophic®'. - Ms. 361(3), New College Library, Oxford, UK. - 1693.

9. Newton I. Prophesies concerning Christ's 2d coming. - ASC Ms.

N47 HER, James White Library, Andrews University, Berrien Springs, Michigan, USA. - 1681.

10. Newton I. Sketches, notes and outlines for "Of the Church". -Ms. Bodmer Library, Cologny, Switzerland. - 1671.

11. Newton I. The Chronology of Ancient Kingdoms Amended. -London, 2017. - 96 p.

12. Newton I. The synchronisms of the three parts of the prophetick Interpretation. - Yahuda Ms. 6. - 1706.

13. Newton I. Theological notes. - Yahuda Ms. 5. - 1703.

14. Newton I. Treatise on Church history. - Yahuda Ms. 12. - 1684.

15. Newton I. Treatise on Revelation. - Yahuda MS 9. - 1688.

16. Newton I. Two incomplete treatises on prophecy. - Keynes Ms. 5, King's College, Cambridge, UK. - 1709.

17. Newton I. Untitled treatise on Revelation. - Yahuda Ms. 1. -1670.

18. Newton I. Various texts on Revelation, Solomon's Temple and Church history. - Yahuda Ms. 2. - 1688.

Silver A. H. Messianic Speculation in Israel. - New York, 1927. -501 p.

CO

IZ <

e CO

o

C4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.