DOI: 10.17805^ри.2022.4.10
Иррационализм в мировоззрении К.Э.Циолковского
А. А. Ишутин
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Целью настоящей работы является рассмотрение гносеологических воззрений К. Э. Циолковского, а также место иррационализма в этих воззрениях. В статье использовались такие методы научного исследования, как сравнительный и герменевтический. Автор статьи утверждает, что иррационально-мистические искания занимали важное место в мировоззрении К. Э. Циолковского, несмотря на то что научно-технический прогресс был краеугольным камнем его устремлений.
По мнению К. Э. Циолковского, важнейшим способом иррационального познания мира является сновидение, которое он рассматривал как выход к иным пластам материи. Также важнейшим инструментом познания является, по К. Э. Циолковскому, воля. Мыслитель выделяет две разновидности воли: условную и абсолютную. Рассматривая единство Вселенной и размышляя об эволюции человечества, К. Э. Циолковский предлагает серьезно отнестись к телепатии, которую он трактует как космическое явление, которое обеспечивает постоянную связь людей друг с другом и с другими живыми существами.
Автор статьи приходит к выводу, что русский мыслитель находился в русле теософии рубежа Х1Х-ХХ вв. и что творческий подход (а не только рациональный, потребительский) в приобщении к Вселенной, озвученный ученым, максимально актуален и в наши дни.
Ключевые слова: иррационализм; сновидение; целостность; космос; вселенная; воля; телепатия
ВВЕДЕНИЕ
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) — крупнейший ученый и изобретатель, «отец космонавтики» — был весьма интересен в плане своих гносеологических воззрений. К. Э. Циолковский фактически двигался одновременно в двух мировоззренческих направлениях. С одной стороны, он естествоиспытатель, инженер, техник и, как следствие, «точный научник», с другой — во многих своих положениях он иррационалист, интуитивист, мистик, что неудивительно в контексте его восприятия Вселенной как целостного живого организма (Ишутин, 2021). На мистические и даже оккультные аспекты мировоззрения К. Э. Циолковского обращали внимание и иностранные исследователи «отца космонавтики» (Hagemeister, 2012). Следует также вспомнить, что К. Э. Циолковский наследовал во многом религиозному философу-футурологу Николаю Федоровичу Федорову, которого считал своим учителем (Матюхин, Осин, 2018: 119), а в плане своих этических идей (разумный эгоизм) — другому философу-мистику М. М. Сперанскому (Матюхин, 2020).
Иррационально-мистические искания К. Э. Циолковского были связаны с ощущением недостаточности научного познания. Его размышления в данной плоскости были вполне в духе его эпохи и в чем-то были близки к теософии второй половины XIX — первой половины ХХ в. По крайней мере, в его философии можно найти очень много схожих пунктов с учением Е. П. Блаватской и Н. К. и Е. И. Рерихов. Ключевая идея теософии — это необходимость синтеза научных знаний и мистического Богопознания. Но вся проблема заключалась в том, что сами теософы, как правило, не знали мира науки изнутри, т. е. не были учеными. Этим, видимо, и было вызвано несколько ироничное отношение К. Э. Циолковского ко вся-
кого рода «оккультистам». Сам же мыслитель прекрасно синтезировал в себе иррациональные и рациональные формы познания, причем как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Необходимо обозначить методы, используемые в данной статье. Исходя из специфики статьи, автор задействует сравнительный метод для сопоставления воззрений К. Э. Циолковского с иными мировоззренческими позициями. Также используется герменевтический метод, применяя который автор статьи исходил из необходимости исследования текстов К. Э. Циолковского, их анализа, понимания и интерпретации, что позволило достичь определенных целей в соответствии с замыслом и тематикой научной статьи.
СНОВИДЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА
Картина Целостной Живой Вселенной, нарисованная К. Э. Циолковским, глобальна. Особое место в иррациональном познании этой Вселенной отведено им проблеме сна. Русский мыслитель считал, что мир сна — это совершенно особый мир. И упорядоченные, и бессвязные образы могут способствовать раскрытию в человеке особых каналов. Отсюда — и вещие сновидения, и предсказания будущего. Иногда во сне совершаются научные и творческие открытия.
Мир сна, по К. Э. Циолковскому, лучше всего изображает вечную жизнь (только в миниатюре) (Циолковский, 2001Ь: 202). Во-первых, сны часто не имеют между собой никакой видимой связи. Во-вторых, во время сна мы обычно не помним ни дневной жизни, ни предшествующих снов. В-третьих, между снами — промежутки бессознательного состояния неизвестной продолжительности. Смоделированная К. Э. Циолковским вечная жизнь весьма похожа на описанную им же жизнь атома, блуждания атома по разным уровням материи.
Можно сказать, что К. Э. Циолковский исследовал Вселенную не только естественно-научными способами, но и «сновидческими». Не имея возможности увидеть Космос наяву, т. е. в реальности или на фотоснимках, он исследовал это «подлинное царство свободы» во сне. Слово «исследовал» можно даже не ставить в кавычки, так как точности его характеристик удивлялись позже космонавты и астрономы. Вот одно из описаний К. Э. Циолковским межзвездной среды: «Вы увидите мрачный, черный, как сажа, полный (а не полусферу, не свод) шар, в центре которого, вам кажется, помещены вы. Внутренняя поверхность этого шара усыпана блестящими точками, число которых бесконечно больше числа звезд, видимых с Земли. Каким мертвым, ужасным представляется это черное небо, блестящие звезды которого совершенно неподвижны, как золотые гвозди в церковных куполах! Они (звезды) не мерцают, как кажется с нашей планеты, они видны совершенно отчетливо» (Циолковский, 1986: 76).
А в научно-фантастическом эссе «На Луне» (там же: 9-39) К. Э. Циолковский блестяще описал путешествие на Луну. Предварительно он вошел в несколько болезненный, но не слишком продолжительный летаргический сон. Лунные картины, описанные мыслителем, точно совпали с тем, что люди смогли увидеть спустя несколько десятилетий на снимках Луны. Таким образом, в вопросе трактовки сновидений К. Э. Циолковский занял промежуточную позицию между общепринятым материалистическим взглядом (сны как субъективно переживаемые фантазии) и мистико-идеалистическим взглядом (сны как реально существующий канал выхода к Высшему). Для русского мыслителя сны — это не иллюзия, не фантазия,
а выход к другим пластам материи. Связь же с этими пластами осуществляется посредством вполне материальных духов-атомов (Циолковский, 2001а: 339).
ВОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ МИРА
Вторым важнейшим инструментом познания мира, который очевидно выходит за пределы разумного восприятия и входит в иррациональную плоскость, согласно К. Э. Циолковскому, является воля. Одна из важнейших работ К. Э. Циолковского, написанная в 1928 г., называлась «Воля Вселенной» (Циолковский, 2001Ь: 51-62). Русский мыслитель считал волю не только важнейшим человеческим качеством, на котором проверяется закалка личности, но с философской точки зрения и зримым проявлением невидимой энергии Космоса. Он выделял две разновидности воли: условную и абсолютную.
Пример условной воли — это воплощение в жизнь человеческих мыслей и желаний. Чем сильнее воля, тем больше разумных желаний человек может воплотить. Разумная воля — следствие устройства человеческого мозга, который произошел от мозга животных. Животные и растения восходят в свою очередь к более простым материальным существам, а последние берут начало из газообразной массы, разреженной материи, т. е. из энергии, «воли» Солнца. Однако, в конечном счете, по мнению К. Э. Циолковского, все создано Вселенной. Человек, безусловно, обладает волей, но его воля, как и воля других высших существ, есть только проявление воли Вселенной, писал мыслитель (там же: 53).
Ученик К. Э Циолковского А. Л. Чижевский в работе «Теория космических эр» (Циолковский, 1986: 419-427) изложил взгляды своего учителя на проблему несовершенства человеческого общества. Именно по этой причине, по причине младенческого состояния человека, Космос часто ставит нам преграды, и этим он напоминает мать, воспитывающую ребенка. Так поступает и Космос с человечеством. Воля последнего не исполняется и ограничивается, пока оно еще не выросло и не достигло высшего разума (там же: 421), — такова трактовка К. Э. Циолковским «поведения» Космоса. На более совершенных планетах — больше свободы. Их воля почти согласуется с абсолютной волей Вселенной.
Воля Вселенной, как ее осмысливал К. Э. Циолковский, в чем-то близка к тому, как трактует христианская религиозная традиция понятие «воля Божья». Концептуальная фраза мыслителя: «Мы предполагаем, а Вселенная распоряжается» (Циолковский, 2001Ь: 41) — напоминает народную христианскую мудрость: «Человек полагает, а Бог располагает». Аналогичную отсылку к религии дает и словосочетание «суд Космоса» (ср. «суд Божий»), смысл которого мыслитель раскрывает в одноименной брошюре (Циолковский, 1993). Отношение К. Э. Циолковского к Космосу было воистину религиозным: Космос у него выполняет, можно сказать, «божественные функции», что подчеркивает пантеистические аспекты его учения.
Говоря о том, как проявляется воля Вселенной в реалиях нашей современной земной жизни, К. Э. Циолковский неоднократно утверждал, что эта воля проявляется пока частично, поэтому в жизни (и природной, и социальной) много негатива. Однако наивно винить в этом Космос. В Средние века христианский философ Августин Блаженный развил целую философскую систему «оправдания Бога» (теодицеи); то, чем занимался К. Э. Циолковский, можно по аналогии назвать космо-дицеей, т. е. «оправданием Космоса».
К. Э. Циолковский всей своей философией убеждал, что воля Вселенной прекрасна, потому что в общей картине Космоса мы ничего не видим, кроме блага, разума, совершенства, безначальности, бесконечности и бессмертия. Согласно взглядам мыслителя, в этом контексте смерть вообще не играет никакой ощутимой роли во Вселенной. К. Э. Циолковский подтвердил свои размышления и практически. По воспоминаниям учеников, он думал о Космосе постоянно, в том числе и перед смертью, и считал себя частицей Космоса. Умирал он спокойно, так как знал, что каждый атом его расстающегося с жизнью тела оставался бессмертным, живым и счастливым гражданином Вселенной: такова ее воля.
Кроме воли и счастья, Вселенную, согласно К. Э. Циолковскому, пронизывает любовь. Любовь обладает космической природой, это высшее вселенское чувство. «Если космос имеет причину, то и причине этой мы должны приписать такие же свойства всеобщей любви», — считал русский мыслитель (Циолковский, 2001Ь: 44). Вспоминается максима из Евангелия «Бог есть любовь» (Библия, 1999: 182). Недаром К. Э. Циолковский неоднократно проявлял интерес к евангельским текстам, постоянно осмысливая Священное Писание в русле космической философии и находя в этих текстах идеи, созвучные собственным мыслям. Евангелие от Иоанна было выбрано им для переложения в пантеистическом ключе. Сказание о Солнце (Христе, галилейском учителе) ведется от имени собирательного персонажа Ивана Купалы, вобравшего в себя образы Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и языческого Купалы (Циолковский, 2003).
ТЕЛЕПАТИЯ КАК ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОЗНАНИЯ
Рассматривая единство Вселенной и размышляя об эволюции человечества, К. Э. Циолковский предлагает серьезно отнестись к телепатической теории. Телепатия — это космическое явление, которое обеспечивает постоянную связь людей друг с другом и с другими живыми существами. Мыслитель считал, что это не просто передача мысли на расстоянии, а вселенское психокосмическое явление. «Все-ленскость» создает общее телепатическое поле мироздания, своего рода единый мозг Вселенной.
Важнейшие качества телепатии — это всепроницаемость и, как следствие, мгновенность. К. Э. Циолковский был противником объяснения телепатии посредством электромагнитных волн. Электромагнитные волны не предполагают мгновенности, а это обязательное качество, ибо мозговое общение, как считал мыслитель, есть мировое явление. Люди, обитающие через времена и пространства, могут нас «услышать», и, наоборот, тонко воспринимающие люди нашего времени могут распознать информацию из других веков. Отсюда — гении, пророки, провидцы. К. Э. Циолковский называл телепатию «величайшим качеством мозга как мирового излучателя и резонатора, объединяющего Вселенную» (Циолковский, 1986: 426), настаивал, что в эволюции Космоса решающая роль принадлежит свету и другим электромагнитным явлениям. Кстати, еще философ В. С. Соловьев писал: «Древняя наука догадывалась, а нынешняя доказывает, что органическая жизнь есть превращение света» (Соловьев, 1988: 364).
Телепатия, по К. Э. Циолковскому, — это не только одна из функций или потенциальных возможностей мозга, а сам мозг в некоторой неизвестной нам пока форме. Примерно такой «единый мозг» изобразил еще Платон, когда говорил о мире идей. Припоминание идей у Платона происходит в чистом виде, мгновенно, а не
эмпирически. Платоновская традиция — это до сих пор не взятая вершина идеалистической философии, К. Э. Циолковский же пришел почти к тем же идеям, отталкиваясь от материализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ гносеологических аспектов мировоззрения К. Э. Циолковского актуален для нас и в наше время. Будучи естествоиспытателем, К. Э. Циолковский тем не менее воспроизвел традиционную установку многих ярких русских философов: человек познает Бытие, которое мыслитель приравнял к Космосу, не только научными методами, а цельно, так как живую Вселенную возможно познать только цельным приобщением. И для этого есть иные инструменты.
Именно в таком приобщении берут свое вдохновение гениальные личности. Недаром в заметке «Необходимость космической точки зрения» К. Э. Циолковский подчеркнул, что «судьба существа зависит от судьбы Вселенной» (Циолковский, 2001b: 226), поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей Вселенной, понять ее язык. Это дано не всем, ибо он, этот язык, гораздо богаче обычной человеческой речи. Такой деликатный, творческий подход, а не механический, потребительский к пониманию окружающего мира, всей Вселенной максимально актуален и в наши дни.
список литературы
Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (1999) Минск-Duncanville : World Wide Printing. 296 с.
Ишутин, А. А. (2021) К. Э. Циолковский: целостность и живая вселенная // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 74-84. DOI: http://dx.doi.Org/10.17805/zpu.2021.3.5
Матюхин, А. В., Осин, Р. С. (2018) Основы философии : учеб. пособие. М. : Университет «Синергия». 184 с.
Матюхин, А. В. (2020) М. М. Сперанский: у истоков российского либерализма // Журнал политических исследований. Т. 4. №1. С. 54-69.
Соловьев, В. С. (1988) Сочинения : в 2 т. Т. 2 / общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева ; примеч. С. Л. Кравца и др. М. : Мысль. 822 с.
Циолковский, К. Э. (1986) Грезы о земле и небе: Научно-фантастические произведения / пре-дисл. В. И. Севастьянова ; послесл., примеч. Ю. М. Медведева. Тула : Приок. кн. изд-во. 448 с.
Циолковский, К. Э. (1993) Суд космоса. (Серия «Публикуется впервые). М. : Б.и. 20 с.
Циолковский, К. Э. (2001a). Космическая философия / сост. Д. Н. Попов. М. : УРСС. 487 с.
Циолковский, К. Э. (2001b) Очерки о Вселенной. Калуга : Золотая аллея. 384 с.
Циолковский, К. Э. (2003) Евангелие от Купалы. М. : Самообразование. 256 с.
Hagemeister, M. (2012) Konstantin Tsiolkovskii and the Occult Roots of Soviet Space Travel // The New Age of Russia. Occult and Esoteric Dimensions : [англ.] / eds. B. Menzel, M. Hagemeister, B. G. Rosenthal. München — Berlin : Verlag Otto Sagner. P. 135-150. 448 p. (Studies on Language and Culture in Central and Eastern Europe, Vol. 17).
Дата поступления: 25.09.2022 г.
irrationalism in k. e. tsiolkovsky's worldview A. A. Ishutin Moscow University for Industry and Finance «Synergy»
The purpose of this article is to examine the epistemological views of K. E. Tsiolkovsky, as well as the place of irrationalism in these views. The comparative and the hermeneutic methods of scientific research are used in the article. The author claims that irrational and mystical searches
occupied an important place in K. E. Tsiolkovsky's worldview, despite the fact that scientific and technological progress was the cornerstone of his aspirations.
According to K. E. Tsiolkovsky, the most important means of irrational cognition of the world is dreaming, which he considered to be an access to other layers of matter. Also, K. E. Tsiolkovsky believed the will to be the most important tool of cognition. The thinker distinguishes two types of will: conditional and absolute. Considering the unity of the universe and reflecting on the evolution of mankind, K. E. Tsiolkovsky suggests taking telepathy seriously, which he interprets as a cosmic phenomenon that ensures constant connection of people with each other and with other living beings.
The author of the article comes to the conclusion that the Russian thinker was in line with theo-sophy of the turn of the 19th century and that the creative approach (not only the rational, consumer approach) in familiarising with the Universe, voiced by the scientist, is as relevant as possible today.
Keywords: irrationalism; dreaming; integrity; cosmos; universe; will; telepathy
references
Biblija: Knigi Svjashhennogo Pisanija Vethogo i Novogo Zaveta (1999) Minsk-Duncanville: World Wide Printing Publ. 296 p. (In Russ.).
Ishutin, A. A. (2021) K. Je. Ciolkovskij: celostnost' i zhivaja vselennaja. Znanie. Ponimanie. Umenie, no 3, pp. 74-84. (In Russ.).
Matjuhin, A. V. and Osin, R. S. (2018) Osnovy filosofii: Ucheb. posobie. Moscow, Universitet «Sinergija». 184 p. (In Russ.).
Matjuhin, A. V. (2020) M.M. Speranskij: u istokov rossijskogo liberalizma. Zhurnal politiche-skih issledovanij, vol. 4, no. 1, pp. 54-69. (In Russ.).
Solov'ev, V. S. (1988) Sochinenija in 2 vols. Vol. 2 / ed. by A. V. Gulyga and A. F. Losev. Moscow, Mysl'. 822 p. (In Russ.).
Ciolkovskij, K. Je. (1986) Grjozy o zemle i nebe: Nauchno-fantasticheskie proizvedenija / ed. by V. I. Sevast'janov and Ju. M. Medvedeva. Tula, Prioksky Book Publishing House. 448 p. (In Russ.).
Ciolkovskij, K. Je. (1993) Sud kosmosa. (Serija «Publikuetsja vpervye). Moscow, W.p. 20 p. (In Russ.).
Ciolkovskij, K. Je. (2003) Evangelie ot Kupaly. Moscow, Samoobrazovanie. 256 p. (In Russ.).
Ciolkovskij, K. Je. (2001a) Kosmicheskaja filosofija/ ed. by D. N. Popov. Moscow, URSS. 487 p. (In Russ.).
Ciolkovskij, K. Je. (2001b) Ocherki o Vselennoj. Kaluga, Zolotaja alleja. 384 p. (In Russ.).
Hagemeister, M. (2012) Konstantin Tsiolkovskii and the Occult Roots of Soviet Space Travel. In: The New Age of Russia. Occult and Esoteric Dimensions / ed. by B. Menzel, M. Hagemeister and B. G. Rosenthal. München — Berlin : Verlag Otto Sagner. P. 135-150. 448 p. (Studies on Language and Culture in Central and Eastern Europe, Vol. 17).
Submission date: 25.09.2022.
Ишутин Александр Александрович — кандидат филологических наук, доцент кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Московского финансово-промышленного университета «Синергия». Адрес: 105318, Российская Федерация, г. Москва, ул. Измайловский вал, д. 2. Тел.: 8 (495) 800-10-01. Эл. адрес: [email protected]
Ishutin Aleksandr Aleksandrovich, Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Fundamental Legal, Social Disciplines and the Humanities, Moscow University for Industry and Finance "Synergy". Postal address: 2, Izmay-lovsky Val, Moscow, Russian Federation, 105318. 105318 Tel.: 8 (495) 800-10-01. E-mail: [email protected]