Научная статья на тему 'Ирония как предмет эстетического осмысления (история разработки понятия)'

Ирония как предмет эстетического осмысления (история разработки понятия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1739
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРОНИЯ / IRONY / КОМИЧЕСКОЕ / COMICAL / КАТЕГОРИЯ / CATEGORY / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ / ANTIQUE TRADITION / РОМАНТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ / ROMANTIC IRONY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кирюхин Юрий Алексеевич

Данная статья посвящена проблеме эволюции понятия «ирония» как предмета эстетического осмысления. В статье рассматриваются ключевые этапы становления и развития концепта в европейской эстетической традиции. Исследуется генезис понятия от Античности до современной классической эстетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted the problem of evolution of the concept «irony» as a subject of aesthetic comprehension. Key stages of becoming and development of concept in European aesthetics tradition are studied in the article. Genesis of subject from antiquity to modern classical aesthetics is being researched.

Текст научной работы на тему «Ирония как предмет эстетического осмысления (история разработки понятия)»

.....

I I I ■ M I I I I

^ Теория и история культуры 87

ИРОНИЯ

КАК ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ПОНЯТИЯ)

Ю. А. Кирюхин

Московский государственный университет культуры и искусств

Данная статья посвящена проблеме эволюции понятия «ирония» как предмета эстетического осмысления. В статье рассматриваются ключевые этапы становления и развития концепта в европейской эстетической традиции. Исследуется генезис понятия от Античности до современной классической эстетики.

Ключевые слова: ирония, комическое, категория, эволюция, античная традиция, романтическая ирония.

This article is devoted the problem of evolution of the concept «irony» as a subject of aesthetic comprehension. Key stages of becoming and development of concept in European aesthetics tradition are studied in the article. Genesis of subject from antiquity to modern classical aesthetics is being researched.

Key words: irony, comical, category, evolution, antique tradition, romantic irony.

В различные исторические периоды понимание иронии было различным. С течением времени оно изменялось, выдвигая на передний план те или иные ее аспекты. В некоторые эпохи интерес к иронии ослабевал, но затем он обязательно с новой силой набирал обороты. Таким образом, уже начиная с Античности, возникает одна из самых ключевых проблем в истории осмысления иронии, а именно - проблема определения самого понятия.

Возникновение иронии и первый всплеск интереса к ней обнаруживается уже в смысловом контексте Античности, в пору начала движения иронического сознания. Это, по сути, «молодость» иронии, которую еще нельзя считать самостоятельно эстетической категорией, но которая уже притягивает к себе внимание античных мыслителей.

Историю практического использования

приема иронии обычно возводят к Сократу, который в спорах стремился выставить себя «невеждой» для того, чтобы провести собеседника по пути от иллюзорного всезнания через обнаружение своего незнания к знанию. Ироническая майевтика Сократа представляла собой логическую индукцию: оперируя простыми умозаключениями, он доводил точку зрения собеседника до абсурда, заставляя его убедиться в ложности своих знаний и мотивируя к поиску истины.

Что же касается опыта осмысления иронии, то впервые этот термин встречается у Платона. А. Ф. Лосев отмечает, что сначала это понятие носит у греческого философа скорее негативное значение: «В конце "Софиста" различается два вида "подражателей": те, которые подражают истине, и те, которые подражают лжи, видимости. Подражатель второго вида

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 87-90

04_6аТбёу_ёп6Тбёу_ё6ёй66би.р65 87 1 19.05.2011, 12:35

.....

ш

88 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

называется "ироническим подражателем"» (7, с. 462). Однако впоследствии «ирония» для Платона обретает более положительные смысловые оттенки, не связанные исключительно с обманом. Особенно отчетливо это видно в «Пире», когда Алкивиад дает положительную оценку речи Сократа и его иронии (8, с. 126).

Здесь мы видим, что ирония уже связана скорее с нарочитым самоуничижением, к которому прибегают для достижения некой благой, высшей цели. Об этом говорит и Гегель в своей «Эстетике»: «Сократом руководит не горделивое сознание, что он стоит выше последней, а непредубежденная цель приводить с помощью мышления к истинному добру, ко всеобщей идее» (3, с. 48).

В сократовской иронии Гегель особенно высоко ценил то, что она помогает установить истину, заставляя собеседников конкретизировать абстрактные представления и понятия и развивать их дальше (3, с. 47). Своеобразие иронии как психолого-эстетического приема Сократа привлекло внимание многих исследователей. Так, по мнению М.М. Бахтина, «сократический смех (приглушенный до иронии) и сократические снижения (целая система метафор и сравнений, заимствованных из низких сфер жизни - ремесел, обыденного быта и т.п.) приближают и фамильяризуют мир, чтобы его безбоязненно и свободно исследовать» (1, с. 468).

Взгляды Платона на иронию развивал Аристотель. Он различал два вида смеха: иронию и шутовство. Ирония, по мнению Аристотеля, свободнее шутовства, так как иронизирующий вызывает смех для себя, а шут - для другого. Высоко оценивая иронию, Аристотель приписывал ее тому, кто обладает одной из самых главных добродетелей - величием души. Согласно философу, ирония скорее средство воздействия благородного человека на окружающих и результат вдохновения поэта и оратора.

Понятие «ирония» толковалось в Античности после Аристотеля по-разному. Демосфен отождествлял иронию с некоторой медлительностью и нерешительностью. Это отчетли-

во можно проследить в его речах (5, с. 112). Плутарх, говоря о Фабии, отмечал его колкие замечания: «Но Минуций не увидел в его словах ничего, кроме язвительной старческой иронии» (9, с. 311). Зачастую ирония толковалась в понимании, отличном от сократовского. Например, А.Ф. Лосев справедливо указывает, что Исихий говорил об иронии как о бездействии, а по Фотию ирония - название для беспечных лентяев и ненадежных людей (7, с. 272).

Таким образом, уже начиная с Античности, понятие «ирония» обретает разные смыслы и оттенки, зачастую кардинально отличающиеся друг от друга.

Наиболее широкое распространение в Средние века ирония получила благодаря народной смеховой культуре, когда она представляла собой особую точку зрения на мир в целом, на его культуру и историю. Различные проявления народной смеховой культуры, куда входила и ирония, представляли собой ответ на все правила и условности официального мира с его догматами и запретами, создавая свою реальность по своим правилам и устраняя однозначность действительности. Смеховой мир является скорее не оппозицией мира официальных отношений, а обратной его стороной, «антимиром». Здесь можно вспомнить различные карнавальные праздники или, например, придворных шутов, веселящих и высмеивающих коронованных особ. В это же время иронию все чаще начинают использовать в литературе. Например, как скрытый прием речи, способный ненавязчиво и тонко высмеять что-либо. Здесь стоит назвать Шекспира, Вольтера, Свифта, Монтескье.

Переход иронии в статус самостоятельной эстетической категории оформился, пожалуй, лишь в эстетике романтизма, когда ирония переросла из просто художественного приема в средство выражения субъективности идеального мира художника.

Развитие философско-эстетических изысканий в области иронии ускорилось благодаря Зольгеру, у которого ирония является сферой взаимоперехода идеи и действительности в том их состоянии, когда они отождествляются и

.....

ш

Теория и история культуры 89

сливаются в одно. Здесь идея растворяется в действительности, но вместе с тем пробуждает эту действительность к жизни, к возникновению. Гибнущая в действительности идея торжествует и создает из нее высший идеал. Это и есть, по Зольгеру, ирония. Для Зольгера ирония составляет сущность искусства, само его существование по отношению к действительности иронично.

В более четком виде анализ иронии представлен в теории Шлегеля в его романтическом учении о творчестве. Подробно она изложена им в «Атенейских фрагментах». Взяв за основу субъективный идеализм Фихте, он построил свою концепцию художника-творца. Одно из центральных мест в этой концепции отводилось как раз иронии, которая подчеркивала творческую индивидуальность и субъективность художника.

По Шлегелю, каким бы целостным ни казалось произведение искусства, в действительности это пестрое собрание частей, за которым стоит лишь единство духа автора. Художественная рефлексия сознает свою ограниченность и, тем не менее, не перестает стремиться к цели. Более того, само осознание противоречия художник превращает в средство творчества. Отсюда и возникает ирония как принцип и форма философского и художественного творчества. Ирония есть форма парадоксального. «В ней все должно быть шуткой и все всерьез, все чистосердечно откровенным и все глубоко сокрытым» (10, с. 286). Гротеск и пародия соединяются с прекрасным и превращаются в своеобразную смесь, противоречащую духу тех, кто верит в гармоничное разрешение противоречий и кого Шлегель называет «гармоническими пошляками».

Художник-гений, по Шлегелю, осознает всю глубину пропасти между своей неповторимой идеальной субъективностью и возможностями ее выражения в своем художественном произведении. Ирония Шлегеля подчеркивала эту пропасть, дистанцируя художника и его творение. Таким образом, ирония, по Шлеге-лю, есть выражение безусловной свободы гения, художника и творца, благодаря которой

он способен возвыситься «над всем обусловленным, включая сюда и собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность» (10, с. 283).

Гегель критиковал излишнюю субъективность концепции иронии Шлегеля и называл ее «концентрацией "я" в себе, для которого распались все узы и которое может жить лишь в блаженном состоянии наслаждения собою» (4, с. 70) Ирония у Гегеля это диалектический момент общего духовно-исторического процесса. Ею он оправдывал смену одной формы нравственности на другую, более высокую. В сущности, ирония в концепции Гегеля «находится на службе у абсолютного духа» (2, с. 72).

Продолжением и развитием романтической иронии явились в какой-то степени эстетические взгляды Кьеркегора - родоначальника экзистенциализма. Для него ирония - это средство самоопределения себя и своего места в действительности. Кьеркегор характеризует иронию как «бесконечно легкую игру с ничто, которая не страшится этой игры и то и дело высовывает голову» (6, с. 184), для него это инструмент осознания безысходности всей субъективности бытия и первый шаг на пути к богу.

Кроме Кьеркегора, романтическая ирония оказала большое влияние на труды Шопенгауэра, в которых можно найти элементы трагической иронии, выражающей противоречие между миром воли и миром представления. Под влиянием романтической иронии находился и Ницше, в работах которого просматриваются другие, совершенно особенные черты иронии - нигилизм и разочарование.

ХХ век также не оставил без внимания понятие и проблему иронии, о чем свидетельствуют эстетические работы наших отечественных философов - Ю. Борева, М. Кагана, О. Кривцуна, М. Мамардашвили, В. Рабиновича и др. Общим моментом является их признание того, что в качестве интеллектуально-эстетической традиции ирония сохраняет свою «востребованность» в любое время. Границы понятия «ирония» со временем расширяли границы категории «комическое», выявляя ее спе-

04_6аТбёу_ёп6Тбёу_ё6ёй66би.р65 89 1905.2011, 12:35

.....

I I I ■ M I I I I

90 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель ^

цифические функции. Начиная с Нового време- тельные смыслы.

ни ирония перестает быть только приемом ри- В ситуации же постмодернизма ирония,

торики, трансформируясь в самостоятельную пожалуй, актуальна как никогда, и этот момент эстетическую категорию и обретая дополни- заслуживает специального рассмотрения. Примечания

1. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975.

2. Гайденко, П. П. Трагедия эстетизма / П.П. Гайденко. - М.: Искусство, 1970.

3. Гегель, Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1932. - Т. 10.

4. Гегель, Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1938. - Т. 12.

5. Демосфен. Речи / Демосфен. - М., 1994. - Т.1. - (Памятники исторической мысли).

6. Кьеркегор, С. О понятии иронии / С. Кьеркегор // Логос. - 1993. - №4. - С. 176-198.

7. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития / А.Ф. Лосев. - М.: АСТ, 2000.

8. Платон. Пир / Платон // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т. 2.

9. Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2 т. / Плутарх. - М.: Правда, 1987. - Т. 1.

10. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. / Ф. Шлегель. - М.: Искусство, 1983. - Т. 1.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АРТИСТИЗМА Е. В. Романова

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье автор делает попытку выделить основные параметры понятия «артистизм» применительно к любой деятельности личности. Автор понимает артиста в широком эстетическом смысле - как человека, реализовавшего свою уникальность в профессии. Понятие «артистизм» предстает не только как высокое мастерство, но и как эстетическая форма самовыражения личности.

Ключевые слова: артистизм, артистическая личность, импровизационность, эстетический вкус.

In given article the author does attempt to allocate key parameters of concept artistry, with reference to any activity of the person. The author understands the artist in wide esthetic sense as the person who has realized the uniqueness in a trade. The concept artistry is understood not only as a great skill, but also as the esthetic form of self-expression of the person.

Key words: concept artistry, allocate key parameters, self-expression of the person.

В качестве культурно-эстетического явления артистизм представляет собой интересный и на сегодняшний день недостаточно изученный объект исследования. Понятийное толкование артистизма сводится, в основном, к следующим моментам: это явление определяется как худо-

жественная одаренность, как высоко развитый навык исполнительской деятельности и как виртуозность мастерского владения профессией. Кроме того, под артистизмом нередко понимают особую форму самовыражения и самоутверждения, то есть эстетическую манеру по-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 90-93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.