Научная статья на тему 'Ирландский интеллектуал во франкском королевстве IX В. : Седулий Скот и его трактат «о христианских правителях»'

Ирландский интеллектуал во франкском королевстве IX В. : Седулий Скот и его трактат «о христианских правителях» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕДУЛИЙ СКОТ / "О ХРИСТИАНСКИХ ПРАВИТЕЛЯХ" / "КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" / SEDULIUS SCOTUS / "ON CHRISTIAN RULERS" / "CAROLINGIAN RENAISSANCE"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гладков А.К.

Статья посвящена проблеме развития каролингской политической мысли IX века, в связи с чем особое внимание уделено анализу оригинального латинского трактата «О христианских правителях» (“De rectoribus christianis”), написанного знаменитым ирландским мыслителем, интеллектуалом и поэтом Седулием Скотом в качестве призыва к миру и единству. Произведение, выдержанное в духе так называемых «зерцал короля», имеет несколько смысловых уровней, каждый из которых отвечает особым авторским целям. В частности, возникает вопрос о том, кому же было адресовано данное сочинение, и какова основная цель создания памятника. Исследователь высказывает гипотезу, согласно которой трактат «О христианских правителях», написанный в период острого противостояния Лотаря I, Карла I Лысого и Людовика II Немецкого, посвящен именно Лотарю. Более того, впервые в мировой историографии высказывается конкретная дата создания произведения 853 г. Рассматривая трактат «О христианских правителях» в историческом и политическом контексте франкской действительности IX в., в свете сложных конфигураций церковно-государственных и потестарных отношений, автор статьи предлагает рассматривать сочинение Седулия Скота прежде всего как призыв к миру, интеллектуальный труд, насыщенный античными и раннесредневековыми образами и риторическими фигурами, проникнутый главным образом высоким пацифистическим пафосом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRISH INTELLECTUAL IN FRENCH KINGDOM OF THE IX-TH CENTURY: SEDULIUS SCOTUS AND HIS TREATISE «ON CHRISTIAN RULERS»

The article discusses the development of Carolingian political thought of the IX century, that’s why special attention is payed to the analysis of the original Latin treatise «On the Christian rulers» («De rectoribus christianis»), written by the famous Irish thinker, an intellectual and a poet Sedulius Scottus as a call for peace and unity. The work, in the spirit of so-called «King’s Mirrors» has several levels of meaning, each of which corresponds to particular author's purposes. The question arises of whom this work was addressed to and what is the main purpose of creating the literary monument. The researcher hypothesizes that the treatise «On the Christian rulers», written in the period of the sharp confrontation between Lothar I, Charles I the Bald and Louis the German II, is dedicated to Lothar. Moreover, for the first time in world historiography the exact date of its creation is pronounced 853. Considering the treatise «On the Christian rulers» in the historical and political context of the Frankish reality of the IX century, in the light of complex configurations of church-state and potestarian relations, Dr. A.K. Gladkov proposes to consider the work by Sedulius Scottus first of all as a call for peace, as an intellectual work, full of ancient and early medieval images and rhetorical figures, imbued mostly by high pacifistic pathos.

Текст научной работы на тему «Ирландский интеллектуал во франкском королевстве IX В. : Седулий Скот и его трактат «о христианских правителях»»

A. A. Beltser

Samara, Russia

THE JUSTICES OF PEACE OF ANGLO-SCOTTISH BORDER, 1528-1536

Abstract. The article is devoted to the work of Northumberland and Cumberland local government in 1528-1536. The period 1528-1536 was one of the richest of events in the history of the royal policy towards anglo-scottish borderlands. It included the restoration of aristocratic families of Percy and Dacre power, war with Scotland, removing of William, Lord Dacre from the post of Warden of the West Marches. These events must have had an influence on work of commission of peace, the backbone of Tudor local government. The subject of this article is to study changes in personnel and scope of commission of peace of Northumberland and Cumberland. As the analyses show, the number of justices of peace rose to 36-39 in Northumberland and 25-31 in Cumberland. There were some groups in peace commission: the officers of central and border administration, justices of assizes and local nobility and gentry. The members of Duke of Richmond's Council comprised a significant part of justices of peace. The personnel of peace commission demonstrate the strong positions of Henry Percy, the 6th Earl of Northumberland and his entourage not only in Northumberland, but also in Cumberland. William, Lord Dacre, didn't acquire the same degree of authority and influence as his father, Thomas, Lord Dacre of Gillsland. The predominance of strangers in the peace commissions of border shires lead to the scarcity of justices who could attend sessions and dealt with local problems regularly. So, as show this research the changes in royal policy towards methods of government of borderlands didn't modify the ultimate characteristics of local peace commissions: irregularity of renewal, scarcity of aborigine personnel of justices of peace, a lot of justices, derived from another shires and central administra-

Key words: Tudors; anglo-scottish border; Tudor England; justices of peace; local government.

About the author: Alexander Anatoljevich Beltser, Candidate of Historical Sciences, Professor, Vice-Rector of Science.

Place of employment: Samara Institute - Higher School of Privatisation and Business.

Бельцер А. А. Мировые судьи аигло-шотландского иограиичья в 1528-1536 гг. // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 2. С. 75-80.

Beltser A. A. The justices of peace of anglo-scottish border, 1528-1536 // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 2. P. 75-80.

УДК 94 (4) А. К. Гладков

Москва, Россия

ИРЛАНДСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ ВО ФРАНКСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ IX в.: СЕДУЛИЙ СКОТ И ЕГО ТРАКТАТ «О ХРИСТИАНСКИХ ПРАВИТЕЛЯХ»

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития каролингской политической мысли IX века, в связи с чем особое внимание уделено анализу оригинального латинского трактата «О христианских правителях» ('Т)е гейопЬш сЬпзйашв"), написанного знаменитым ирландским мыслителем, интеллектуалом и поэтом Седулием Скотом в качестве призыва к миру и единству. Произведение, выдержанное в духе так называемых «зерцал короля», имеет несколько смысловых уровней, каждый из которых отвечает особым авторским целям. В частности, возникает вопрос о том, кому же было адресовано данное сочинение, и какова основная цель создания памятника. Исследователь высказывает гипотезу, согласно которой трактат «О христианских правителях», написанный в период острого противостояния Лотаря I, Карла I Лысого и Людовика II Немецкого, посвящен именно Лотарю. Более того, впервые в мировой историографии высказывается конкретная дата создания произведения - 853 г. Рассматривая трактат «О христианских правителях» в историческом и политическом контексте франкской действительности IX в., в свете сложных конфигураций церковно-государственных и потестарных отношений, автор статьи предлагает рассматривать сочинение Седулия Скота прежде всего как призыв к миру, интеллектуальный труд, насыщенный античными и раннесредневе-ковыми образами и риторическими фигурами, проникнутый главным образом высоким пацифистическим пафосом.

Ключевые слова: Седулий Скот; «О христианских правителях»; «Каролингское Возрождение».

Сведения об авторе: Александр Константинович Гладков, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник.

Место работы: Институт всеобщей истории Российской академии наук.

Контактная информация: 119334, г.Москва, ул. Ленинский проспект, д. 32 а; e-mail: gladkov2010@yandex.ru.

Если верить «Ульстерским Анналам», 840 г. можно считать началом планомерного скандинавского вторжения в Ирландию, которому предшествовала череда грабительских набегов и разорений. Под натиском «язычников», «чужеземцев», «галлов» (Михайлова 2012: 20-24), как нередко называли викингов местные жители, значительно усилился отток населения на континент. Бегством спасались не только представители знатных родов и церковные иерархи, но и те, кто посвятил себя ученым занятиям: философы, богословы, грамматики, астрономы, географы. Преодолевшие Ла-Манш ирландские эмигранты далеко не всегда находили теплый и благодушный прием во Франкском королевстве. Для большинства его жителей они были «пришельцами» ("ad-venae") и «бродягами» ("vagi"), язык, речь, манера поведения, быт и нравы которых производили странное, порой отталкивающее впечатление. До нас дошли некоторые шутки, демонстрирующие восприятие франками заморских гостей: в одной из них предлагалось отказаться от ненужной буквы "с" и таким образом обыграть якобы близкие по смыслу слова "Scottum" («ирландец») и "sot-tum" («глупец») (Шайтан 1925: 185). Впрочем, даже при столь прохладном отношении ирландцы чувствовали себя гораздо лучше и безопаснее на континенте, чем дома. С приходом к власти Карла Лысого (823-877) - представителя династии Ка-ролингов и одного из крупнейших в Европе IX в. покровителей образованности - ирландские "advenae" получили надежду обрести в его лице заступника и благодетеля, который предоставил бы им кров, пищу и возможность для ученых занятий. В 848 г. в специальном посольстве, направленном ко двору короля, приняли участие несколько видных книжников, в том числе Седу-лий Скот (лат. Sedulius Scot[t]us, ирл. Siadhal, Shiel) (Branhôlzl 1975: 449-466). Строго говоря, мы можем лишь предполагать, что интеллектуал входил в круг лиц, прибывших в курию от «короля ирландцев» ("rex Scottotum"). Было ли это посольство Маэлсехнайлла, короля Миде, или Ол-хобара, короля Кашеля - выяснить пока затруднительно (Бирн Ф. Дж. 2006: 297), однако цель его вполне понятна - сообщить франкскому государю об очередной победе над норманнами и заручиться его военной поддержкой. При этом группа книжников, задействованная в данной дипломатической миссии, вероятно, в качестве переводчиков имела свои планы. Подле себя Карл Лысый собрал наиболее известных и одаренных «людей знания» (среди которых особым положением обладал, например, Иоанн Скот Эриугена). Примкнуть к королевской «придворной акаде-

мии» мечтали многие, и Седулий Скот, вполне вероятно, не исключение. Он принадлежал к той «стае философов», если воспользоваться образным выражением Эйрика Оксерского (Шайтан 1925: 183), что достигла франкских пределов ради защиты и мирной жизни. Поэт, писатель, знаток грамматики и античной литературы, он родился, вырос и получил образование у себя на родине, там же изучил древнегреческий язык и преуспел в стихосложении. К числу его сильных сторон также следует отнести глубокие познания в философии и богословии, позволившие создать серию комментариев к Евангелиям и апостольским Посланиям, копировавшимся и переиздававшимся в Западной Европе вплоть до XVI—XVII вв.

К середине IX в. Седулий Скот, до этого не возникавший на континентальном ученом и литературном небосклоне, явился подлинной «звездой». Приблизительно на десять лет - с 848 по 858 гг. - Франкское королевство стало для Скота вторым домом, и за столь краткий срок ирландский интеллектуал успел внести значительный вклад в «Каролингское Возрождение». Каждый его из трудов - от антологии афоризмов античных и раннехристианских авторов "Collectaneum" (Sedulius Scotus 1988), поэтического сборника "Carmina" (Sedulius Scotus 1991) до перевода с греческого «Псалтири» ("De psalterio latine vertendo et emendando") и обширных комментариев к веро-учительным, богословским и грамматическим текстам (например, "Commentum in Maiorem Do-natum Grammaticum") - составил целую главу в истории западноевропейской книжной кулыуры эпохи раннего Средневековья.

Сведений о его жизни крайне мало, лишь собственные труды Седулия позволяют восстановить некоторые вехи биографии и творчества. Известно, что после посольства к королю, которое, судя по всему, не имело успеха, Скот нашел пристанище в Льеже. Вместе с соплеменниками -Фергусом, Марком, Беухельмом, Бландом и др. -он создал нечто вроде небольшой общины, которой покровительствовал местный епископ Харт-гарий (Hartgarius). Иноземцам выделили сырое, темное и весьма худое жилье, из-за чего Седулию пришлось в отдельном послании просить благодетеля дать новые покои. И все же, как Скот замечал в своих поэтических работах, им повезло, ведь помимо прочего ирландцам разрешили преподавать в одной из школ диоцеза, что позволило не только найти применение собственной учености, но и получить средства к существованию. Отношения Седулия и Хартгария развивались в рамках модели «художник - меценат»: в творениях «нового Вергилия», как сам себя именовал

Скот, встречаются частые, выдержанные в античной стилистике, поэтические восхваления епископа, описывающие его достоинства, добродетели и заслуги. Однако интеллектуал никогда не ограничивался только Льежем, поддерживая переписку со многими церковными деятелями, представителями аристократических родов и даже потомками Карла Великого: сохранились послания, адресованные трем враждовавшим братьям: императору Лотарю I, Карлу I Лысому и Людовику II Немецкому. Седулий Скот искал внимания «сильных мира сего», и они благосклонно отвечали ему взаимностью. Благо, многогранный литературный талант ирландца, порождавший произведения разного жанра, от эклог и эпиграмм до гимнов и панегириков, отвечал интересам их собственного увековечения.

Преподавание в льежской школе и тесное общение с епископом Хартгарием способствовали вхождению Скота в местную духовную элиту; об этом косвенно может говорить тот факт, что Седулий, видимо, одним из немногих иноземцев сопровождал своего покровителя в путешествии по Италии. Позднее, около 858 г. он поступил на службу к Медиоланскому архиепископу Тадону.

Пребывание в постоянном диалоге с властью (а писал ирландец еще и супруге императора Лотаря I Ирмингарде), а также умение быстро и оригинально отозваться на современные события - все это, помноженное на ум, талант и легкость пера, естественным путем предопределили появление работы, снискавшей ему славу одного из крупнейших «политических» мыслителей Средневековья. Наряду с тем, что Седулий Скот в рамках небольшого творения умел мастерски превознести того или иного покровителя, он также мог создать и более пространное, глубокое в теоретическом плане сочинение, которое можно было бы сейчас назвать «программным».

Речь идет о трактате «О христианских правителях» ("De rectoribus christianis") (Гладков. В печати; Sedulius Scotus 1857). Употребление в его названии лексемы "rector" («правитель»), а не "rex" или "princers" не является случайным, т.к., скорее всего, отсылает к известной этимологической выкладке Исидора Севильского (ок. 560-636), позднее ставшей афоризмом - "rex a recte regendo". Седулию было важно увязать слова "rector" (правитель) и "recte" {право) в некую смысловую логическую линию, в самом сочинении подробно описав, при каких условиях (внутренних и внешних) и на основании какого права -божественного и человеческого - кто-либо удостаивается стать государем. Наконец, в титуле он заключил и другой очевидный подтекст. Рассуждая о сопоставимости "rector" и "rectus" («правильный»), Скот подошел к проблеме сравнения двух властителей - «правильного» («истинного»,

«справедливого») государя и его полной противоположности - «неправильного» («беззаконного», «несправедливого») тирана. По форме, сочетающей прозаические и поэтические части, трактат ирландца напоминает знаменитое сочинение Боэция «Об утешении философией» ("De consola-tione philosophiae"). Впрочем, не только композиционное сходство, но и близость ряда тем (в частности, о фортуне) подтверждает данное наблюдение. Многие источники использовались при работе над трактатом: Священное Писание, труды Бл. Августина, Боэция, Беды Достопочтенного, Григория Великого, Исидора Севильского, Кассиодора.

Остается открытым вопрос о времени создания сочинения и его адресате. Упоминание на страницах «О христианских правителях» Людовика I Благочестивого (Sedulius Scotus 1857: 307), умершего в 840 г., дает некоторые основания допустить, что трактат был написан после этой даты. Однако не совсем понятно, когда именно. Позднейшая приписка к титулу "ad Carolum Magnum vel Ludovicum Pium", отсутствующая в ранних рукописях и воспроизведенная при издании трактата в XIX в. аббатом Ж.-П. Минем, вносит лишь дополнительную путаницу. Скорее всего, эта приписка - итог чтения 9-й главы трактата, в которой в одном ряду помещены имена Карла Великого и Людовика I (Sedulius Scotus 1857: 307). Вероятно, Седулий задался целью в данном разделе изложить родословную благочестивой власти, наследованной от древних времен Карлом Великим («Августом»), а после него воспринятой «благочестивейшим» Людовиком I ("Ludovicum piissimum") (Sedulius Scotus 1857: 307). Перед нами концептуальное изложение идеи «перенесения империи» ("translatio imperii"), правда, преподанное в специально завуалированном виде. Примечательно, что Седулий Скот при изложении истории передачи власти от отца к сыну ничего не сказал о трех наследниках Людовика I - Лотаре I, Карле I Лысом и Людовике II Немецком, и сделал он это сознательно. Умолчав о здравствовавших на момент написания трактата Каролингах-современниках, ирландец весьма подробно поведал о тот, как важно государю сохранить терпение, избегать гнева и оставаться миролюбивым ("princeps pacificus") даже под напором раздоров ("impetus discordiarum") (Sedulius Scotus 1857: 307). Кому же было предназначено данное наставление? Полагаю, что адресовалось оно, в первую очередь, Лотарю I, обладавшему правом (отсюда связь с названием всего сочинения) старшинства на главенство в империи деда, но также и остальным братьям, которым следует прислушаться к гласу разума и прекратить раздоры. Собственно, именно поэтому Седулий избегает называть их по именам, дабы лишний раз своим веским словом не давать повода для усиления

обид или обмена претензиями. Тем не менее, в частных посланиях он обращается к каждому, как бы «компенсируя» недосказанное в трактате, пользуется особым расположением жены Лотаря I Ирменгарды, а также его дочери Берты.

И 9-я глава, и всё сочинение являются, по сути, произведением, логически выверенным и по дипломатически сдержанным призывом к миру. Написано оно было в период острой борьбы Лотаря I, Карла I Лысого и Людовика II Немецкого за власть и преследовало единственную задачу -продемонстрировать катастрофичность сложившейся ситуации, при которой некогда единая империя раскололась на три враждующие между собой части, а заодно показать путь выхода из сложившегося положения - ведение переговоров, мирное урегулирование с перспективой последующего объединения. Итак, следуя логике данного рассуждения, становится очевидно, что трактат написан не только после 840 г. (т.е. кончины Людовика I) и 843 г. (т.е. заключения «Вер-денского договора»), но и даже после всей последующей череды неудачных дипломатических съездов. Имеется достаточно оснований предложить более конкретную дату подготовки «О христианских правителях» - 853 г. В этот год Лотар I, Карл I и Людовик II в очередной раз сели за стол переговоров, выбрав для столь важной встречи именно Льеж. Ответить на вопрос, - исходила ли инициатива создания сочинения со стороны епископа Хартгария, благоволившего Седулию Скоту и высокого ценившего его литературные дарования, или от иных высокопоставленных иерархов, - затруднительно. Однако нет сомнений в том, что именно Церковь, особенно заинтересованная в прекращении междоусобных конфликтов, кровопролития и восстановлении собственного полноценного влияния на всей территории некогда значительной империи Карла Великого, дала импульс к составлению трактата, утверждающего принципы миролюбия, призывающего к единству и согласию.

«О христианских правителях» в жанровом отношении выдержан в духе т.н. «зерцала короля» ("speculum regis") (Гладков. В печати) и вполне может быть сопоставим с не менее яркими произведениями, увидевшими свет в IX в. - трудами Смарагда Сен-Мишельского, Ионы Орлеанского, Хинкмара Реймского. Каждый из указанных авторов в рассуждениях о королевской власти и ее высоком предназначении, допуская расхождения в частностях, расстановке акцентов и

раскрытии нюансов, сходился в одном: путь государя ("via regni") - это «служение» ("ministe-rium"). Соединение в данном понятии сразу нескольких смыслов - «служение» как исполнение обязанностей и «служение» как избранничество и миссия - делало его своеобразным «концептуальным ядром» всех построений каролингских интеллектуалов. И Седулий Скот, ирландец по рождению, продолжил в своем трактате общую для континентальной политической мысли линию. Наконец, он воспринял и развил характерную для подобной назидательной литературы модель разделения власти на "auctoritas" и "potestas", что дало ему возможность на высоком теоретическом уровне обосновать необходимость подтверждения со стороны правителя исключительного значения Церкви и ее служителей в обретении им особых прерогатив. Подобное признание не означало формальную декларацию «принципа старшинства», при котором власть духовная автоматически ставилась выше власти светской, но предполагало практическое воплощение - отсюда следует идея Седулия, впрочем, не новая, о том, что король -это защитник Церкви, опора духовенства, храмоздатель и покровитель монашеской учености. В каждой главе трактата (а их всего 20) Скот последовательно рассматривает все компоненты того, что можно назвать «искусством государственного управления». И начинает он с обоснования значения «искусств» для, казалось бы, не связанной с ними непосредственно сферы - политического руководства. Всякое «искусство», несущее печать божественной мудрости ("sapientia"), транслирует из горнего мира в дольний (в «земное царство», по терминологии Бл. Августина) столь необходимое для неискаженного восприятия действительности и благочестивого образа жизни «знание» ("scientia"). Фактически, «знание», обретенное самостоятельно, или извлеченное из советов мудрецов, приобретает качества добродетели; оно стоит в одном ряду со «справедливостью», «умеренностью», «благоразумием», «милосердием», «силой», «терпением» и др. Все благие движения души государя в сочетании с соблюдением законов, охраной справедливости, опекой Церкви, вниманием к наставлениям друзей и ученых мужей, стремлением во всем соблюсти установленную свыше меру ведут к тому, что правитель -истинный, бого- и миролюбивый - интересы подданных ставит выше собственных, а в самом факте служения усматривает подлинное счастье.

ЛИТЕРАТУРА

Бирн Ф. Дж. 2006. Короли и верховные правители Ирландии. Санкт-Петербург: Евразия. Гладкое А. К. Король-пантера, страж закона и миротворец: образы власти в каролингской политической мысли IX века // Петров A.B. (отв. ред.). Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах. Вып. 5. К 80-летию И.Я. Фроянова. Санкт-Петербург: 2016, 489-499.

Михайлова Т. А. 2012. Ирландия от викингов до норманнов. Язык, культуры, история. Москва: Языки славянской культуры.

Шайтан М. 1925. Ирландские эмигранты в Средние века // Добиаш-Рождественская O.A., Хоментовская А.И., Федотов Г.П. Средневековый быт. Ленинград: Время, 179-205.

Brunhöhl F. 1975. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. Bd. I. München: C.H. Beck, 449-466.

Sedulius Scotus. 1857. Liber de rectoribus Christianis ad Carolum Magnum vel Ludovicum Pium // Patrologiae cursus completes, series latina / Migne J.-P. (ed.). T. 103. Paris: J.-P. Migne, 291-332.

Sedulius Scotus. 1988. Collectaneum miscellaneum / Simpson D. (ed.). Turnhout: Brepols.

Sedulius Scotus. 1991. Carmina / Meyers J. (ed.). Turnhout: Brepols.

REFERENCES

Byrne F. J. Koroli I verhovnie praviteli Irlandii [Irish Kings and Hing-Kings]. Saint Petersburg: Eurasia, 2006. (In Russian).

Gladkov A. K. In: Drevnyaya Rus': vo vremeni, v lichnostyah, v ideyah. Al'manah. Vyp. 5. К 80-letiyu I.Ya. Froyanova [Ancient Rus in time, in faces, in ideals. Almanakh. Issue 5. Dedicated to the 80th anniversary of I.Ya Froyanov]. Ed. by A.V. Petrov. Saint Petersburg: Kostromin K.A. Publ. House, 2016. Pp. 489-499. (In Russian).

Mihajlova T. A. Irlandia ot vikingov do normannov. Yazik, cultura, istoria [Ireland from vikings to normans. Language, culture, history]. Moscow: Language of Slavonic culture, 2012. (In Russian).

Shajtan M. 1925. Irlandskie emigranti v Srednije veka [Irish emigrants in the Middle Ages]. Edited by O. A. Do-biash-Rojdestvenskaja, A. I. Homentovskaja, G. P. Fedotov. Leningrad: Vremya, 1925. Pp. 179-205. (In Russian).

Brunhöhl F. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. München, Bd. I. München: C.H. Beck, 1975. Pp. 449-466.

Sedulius Scotus. Liber de rectoribus Christianis ad Carolum Magnum vel Ludovicum Pium II Patrologiae cursus completes, series latina / J.-P. Migne (Ed.). Parisiis. T. 103. 1857. Pp. 291-332.

Sedulius Scotus. Collectaneum miscellaneum / D. Simpson (Ed.). Turnhout: Brepols, 1988.

Sedulius Scotus. Carmina / J. Meyers (Ed.). Turnhout: Brepols, 1991.

A. K. Gladkov

Moscow, Russia

IRISH INTELLECTUAL IN FRENCH KINGDOM OF THE IX-TH CENTURY: SEDULIUS SCOTUS AND HIS TREATISE «ON CHRISTIAN RULERS»

Abstract. The article discusses the development of Carolingian political thought of the IX century, that's why special attention is payed to the analysis of the original Latin treatise «On the Christian rulers» («De rectoribus christianis»), written by the famous Irish thinker, an intellectual and a poet Sedulius Scottus as a call for peace and unity. The work, in the spirit of so-called «King's Mirrors» has several levels of meaning, each of which corresponds to particular author's purposes. The question arises of whom this work was addressed to and what is the main purpose of creating the literary monument. The researcher hypothesizes that the treatise «On the Christian rulers», written in the period of the sharp confrontation between Lothar I, Charles I the Bald and Louis the German II, is dedicated to Lothar. Moreover, for the first time in world historiography the exact date of its creation is pronounced - 853. Considering the treatise «On the Christian rulers» in the historical and political context of the Frankish reality of the IX century, in the light of complex configurations of church-state and potestarian relations, Dr. A.K. Gladkov proposes to consider the work by Sedulius Scottus first of all as a call for peace, as an intellectual work, full of ancient and early medieval images and rhetorical figures, imbued mostly by high pacifistic pathos.

Keywords: Sedulius Scotus, «On christian rulers», «Carolingian Renaissance».

About the author: Alexander Konstantinovich Gladkov, Assistant Professor, Senior Scholar.

Place of employment: Institute of Universal History of the Russian Academy of Sciences.

Гладков А. К. Ирландский интеллектуал во франкском королевстве IX в.: седулий скот и его трактат «О христианских правителях» // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 2. С. 80-84.

Gladkov А. К. Irish intellectual in french kingdom of the ix-th century: sedulius scotus and his treatise «On christian rulers» // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 2. P. 80-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.