Научная статья на тему 'Ирландские военные в Британской империи в конце XVIII века: изменчивая идентичность'

Ирландские военные в Британской империи в конце XVIII века: изменчивая идентичность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
британская армия / ирландская бригада / якобиты / Карательные законы / идентичность ирландских католиков. / British Army / Irish Brigade / the Jacobites / Penal Laws / Irish Catholic identity.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лагошина Наталия Анатольевна

В статье исследуется положение ирландских военных, эмигрировавших из Франции в Великобританию, происхождение ирландской бригады и идентичность ирландских католиков в конце XVIII в. Анализ источников показывает, что ослабление ирландских связей с якобитами и восстановление католических джентри в правах способствовало возвращению мигрантов на родину и их постепенной интеграции в социально-политические структуры. Создание ирландской бригады под командованием франко-ирландских офицеров в 1790‑х гг. являет собой поворотный момент в политике британского правительства, которое стремилось обрести поддержку католического большинства Ирландии. Трудности, с которыми пришлось столкнуться при создании бригады, отражают негативное отношение колониального сообщества к католикам. Автор приходит к выводу о том, что формирование бригады ирландских католиков — важное событие в истории Ирландии, знаменующее зарождение традиции службы в британских вооруженных силах. Культурная гибкость и восприимчивость к изменениям позволили католикам интегрироваться в британскую общность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Irish Soldiers in the British Empire in the 18th Century: Shifting Identities

The article examines the situation of the Irish military who emigrated from France to the UK, the origin of the Irish brigade and the identity of Irish Catholics at the end of the 17th century. An analysis of the sources shows that the weakening of Irish ties with the Jacobites and the restoration of Catholic gentry rights contributed to the return of migrants to their homeland and their gradual integration into socio-political structures. The creation of an Irish brigade under the command of French-Irish officers in the 1790s. It represents a turning point in the policy of the British government, which sought to gain the support of the Catholic majority in Ireland. The difficulties encountered in creating the brigade reflect the negative attitude of the colonial community towards Catholics. The author concludes that the formation of the Irish Catholic brigade is an important event in the history of Ireland, marking the birth of the tradition of service in the British armed forces. Cultural flexibility and receptivity to change have allowed Catholics to integrate into the British identity.

Текст научной работы на тему «Ирландские военные в Британской империи в конце XVIII века: изменчивая идентичность»

DOI 10.18522/2500-3224-2024-2-202-215 УДК 94 (415)

ва

ИРЛАНДСКИЕ ВОЕННЫЕ В БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА: ИЗМЕНЧИВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Лагошина Наталия Анатольевна

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия lagoshina@sfedu.ru

Аннотация. В статье исследуется положение ирландских военных, эмигрировавших из Франции в Великобританию, происхождение ирландской бригады и идентичность ирландских католиков в конце XVIII в. Анализ источников показывает, что ослабление ирландских связей с якобитами и восстановление католических джентри в правах способствовало возвращению мигрантов на родину и их постепенной интеграции в социально-политические структуры. Создание ирландской бригады под командованием франко-ирландских офицеров в 1790-х гг. являет собой поворотный момент в политике британского правительства, которое стремилось обрести поддержку католического большинства Ирландии. Трудности, с которыми пришлось столкнуться при создании бригады, отражают негативное отношение колониального сообщества к католикам. Автор приходит к выводу о том, что формирование бригады ирландских католиков - важное событие в истории Ирландии, знаменующее зарождение традиции службы в британских вооруженных силах. Культурная гибкость и восприимчивость к изменениям позволили католикам интегрироваться в британскую общность.

Ключевые слова: британская армия, ирландская бригада, якобиты, Карательные законы, идентичность ирландских католиков.

Цитирование: Лагошина Н.А. Ирландские военные в Британской империи в конце XVIII века: изменчивая идентичность // Новое прошлое / The New Past. 2024. № 2. С. 202-215. DOI 10.18522/2500-3224-2024-2-202-215 / Lagoshina N.A. The Irish Soldiers in the British Empire in the 18th Century: Shifting Identities, in Novoe Proshloe / The New Past. 2024. No. 2. Pp. 202-215. DOI 10.18522/2500-3224-2024-2-202-215.

© Лагошина Н.А., 2024

THE IRISH SOLDIERS IN THE BRITISH EMPIRE IN THE 18th CENTURY: SHIFTING IDENTITIES

Lagoshina Natalia A.

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia lagoshina@sfedu.ru

Abstract. The article examines the situation of the Irish military who emigrated from France to the UK, the origin of the Irish brigade and the identity of Irish Catholics at the end of the 17th century. An analysis of the sources shows that the weakening of Irish ties with the Jacobites and the restoration of Catholic gentry rights contributed to the return of migrants to their homeland and their gradual integration into socio-political structures. The creation of an Irish brigade under the command of French-Irish officers in the 1790s. It represents a turning point in the policy of the British government, which sought to gain the support of the Catholic majority in Ireland. The difficulties encountered in creating the brigade reflect the negative attitude of the colonial community towards Catholics. The author concludes that the formation of the Irish Catholic brigade is an important event in the history of Ireland, marking the birth of the tradition of service in the British armed forces. Cultural flexibility and receptivity to change have allowed Catholics to integrate into the British identity.

Keywords: British Army, Irish Brigade, the Jacobites, Penal Laws, Irish Catholic identity.

В начале 1790-х гг. после столетия изоляции, вызванной Карательными законами, католики в Ирландии вновь получили официальное разрешение на ношение оружия и службу в британских вооруженных силах. Снятие этих ограничений стало важным шагом на пути к эмансипации католиков, а также обеспечило Британию рабочей силой, которая до этого времени использовалась неофициально. Новый виток миграции затронул ирландские диаспоры в странах континентальной Европы, позволив ирландским католикам уйти от традиции «диких гусей» - поступления на службу в католические армии Франции и Испании. Несмотря на уникальное политическое и военное значение ирландских формирований в Британской армии, исследования в данной области носят обобщающий характер. Большинство работ зарубежных авторов посвящены переселению и адаптации ирландских военнослужащих во Франции [McGarry, 2013], миграции ирландцев в Испанию [Cagigal, 2018] либо Вест-Индию [Quintanilla, 2009]. Особое внимание уделяется идентичности ирландских военных, родившихся во Франции и мигрировавших обратно на Британские острова. Причины их возвращения на родину после длительной службы в католических странах вызывают большой интерес среди зарубежных историков, исследующих изменчивую природу идентичности «диких гусей». По мнению британского историка Л. Колли, в обширной британской идентичности, пропитанной англиканским духом и чувством оппозиции Франции, не нашлось места ирландским католикам, глубоко преданным католицизму и якобитским идеям [Colley, 1992, p. 8]. При этом не учитывается опыт многих ирландских католиков, которые поступали на британскую службу во время Французской революции и Наполеоновских войн. Интересно, что исследование ирландской диаспоры и связей между ирландцами по всему миру все более актуализируется зарубежными историками. В 2022 г. в Лимерике в рамках конференции [Wild Geese..., 2022], посвященной опыту ирландских мигрантов в Европе раннего Нового времени, обсуждались такие проблемы, как переосмысление связей ирландской диаспоры в Испанской Америке в конце XVIII в., влияние Французской революции на идентичность ирландских военных, предубеждения к ирландцам во французском обществе, положение ирландских женщин и детей «в изгнании». Исследовались способы интеграции ирландцев в странах Западной Европы, степень их вовлеченности в административные структуры, сохранение общинных связей и родственных отношений между мигрантами из разных стран.

В настоящем исследовании изучается становление ирландской бригады на британской службе, ее политическое значение в контексте католической реформы в Великобритании и Ирландии конца XVIII в. Применение транснационального подхода позволяет рассмотреть идентичность ирландских католиков в широком общеевропейском контексте, изучить факторы, которые повлияли на ее трансформацию. Мемуары и личная переписка ирландских военных позволяют воссоздать настроения католиков после эмиграции из Франции, особенности службы в Вест-Индии и отношения с британским правительством. Сочинения британских политических деятелей, в свою очередь, демонстрируют отношение к военным-католикам со стороны членов колониального сообщества.

Для понимания идентичности ирландских военных необходимо осветить процесс создания ирландской бригады и ее бытность во Франции. Формирование диаспоры ирландских военных уходит корнями в XVII столетие, когда после свержения католического короля Якова II в результате «Славной революции» ирландские подданные монарха последовали за ним в страны континентальной Европы. В конце 1680-х гг. французский король Людовик XIV поддержал своего двоюродного брата Якова II в неудачной попытке восстановить контроль над Великобританией и Ирландией. В знак благодарности за его поддержку Яков в 1689 г. отправил во Францию несколько ирландских полков для службы во французской армии. В 1690-х гг. к этим полкам присоединились солдаты из разгромленной армии Якова, сформировав ирландскую бригаду во Франции [Murphy, 2007, pp. 10-30].

Приверженность ирландских католиков якобитским идеям была обусловлена преданностью династии Стюартов с 1603 г. и стремлением восстановить титулы и утраченные земли. Карательные законы, последовавшие за победой Вильгельма III, серьезно ограничили права ирландской аристократии и католических джентри. Им было запрещено вступать в британскую армию, носить оружие, занимать судебные и административные должности. Кроме того, земельные владения, принадлежащие ирландской знати, были распределены между новыми протестантскими собственниками. Часть ирландских католиков смогла адаптироваться к новым политическим условиям, став агентами по недвижимости и укрепляя связи с англичанами. Католические посредники, ставшие связующим звеном между протестантскими землевладельцами и низшим слоем католических арендаторов, сохраняли свое привилегированное положение и имели большое влияние среди местных общин у себя на родине [Лагошина, 2020, с. 90]. Однако неполная правоспособность затрудняла процесс наследования и распоряжения собственностью, резко ограничивала политические права. Некоторые семьи посредников стремительно разорялись, не имея возможности поддерживать образ жизни, характерный для знати. Отправление сыновей на службу в европейские армии стало одним из способов восстановить земельную собственность и сохранить престиж аристократических семей. В результате многие ирландцы были приняты на службу в католические армии стран Западной Европы, главным образом во Францию и Испанию, сформировав полки «диких гусей» [Genet-Rouffiac, 2009, pp. 32-37].

В то же время некоторые ирландцы продолжали служить в британской армии, но открыто не заявляли о своей религии [Karsten, 1983, p. 56]. Кроме того, в периоды повышенного спроса на военную силу, например, во время Семилетней войны 1756-1763 гг., британские власти активно принимали ирландских католиков в ряды новобранцев, хотя и неофициально [Guy, 1997, p. 219]. Несмотря на то, что ограничения в отношении католиков не были реализованы в полной мере, британские власти не были готовы официально принимать ирландцев в вооруженные силы на протяжении большей части XVIII в. Данная политика проливает свет на положение католиков, которые были отстранены от власти в ирландском обществе,

где политические, судебные и военные институты находились под контролем протестантов.

Возможности для карьерного роста способствовали интеграции ирландцев в военное сообщество и государственные учреждения Франции. Франко-ирландские дворяне, которые родились и выросли в изгнании, зачастую становились офицерами в ирландской бригаде. Рост военной диаспоры за рубежом волновал британских политических деятелей, которые беспокоились об ирландском вторжении, финансируемом французским королем [Calendar of the State..., 1867-1877, p. 197, 240, 243, 503]. И это не случайно. С 1692 г. по 1759 г. ирландское военное сообщество участвовало в военных кампаниях, целью которых было вторжение в Ирландию и нападение на Ганноверское государство. На протяжении XVIII в. ирландские аристократы и джентри верили, что в случае французского вторжения могут быть восстановлены в правах. Преданность якобитизму, ставшая необъемлемой чертой ирландской идентичности, помогала ирландским мигрантам обрести поддержку на государственном уровне. Тем не менее невозможность восстановления землевладельческих прав и ослабление связей со Стюартами, особенно после смерти Якова III в 1766 г., значительно понизили интерес ирландских военных к политической жизни во Франции, что привело к ослаблению миграции во второй половине XVIII в.

После Французской революции 1789 г. были проведены реформы армии, в результате которых ирландские полки были реорганизованы в регулярные французские формирования. Целью реформы было устранение роялистской идентичности ирландской бригады. Тем не менее значительное число офицеров осталось верным делу роялистов и присоединилось к контрреволюционным армиям, сплотившимся вокруг Бурбонов, бежавших из Франции. После расформирования ирландской бригады часть бывших офицеров осталась во французской армии, в то время как другие были приняты на службу в Великобритании. Возвращению военной диаспоры на родину также способствовало смягчение политики в отношении католиков, начавшееся с 1793 г. По мере восстановления католиков в правах поддержка якобитов ослабевала как в Ирландии, так и за рубежом [Connolly, 2003, pp. 64-67]. Однако следует заметить, что политические меры в отношении эмансипации ирландских католиков встретили сопротивление со стороны парламента в Дублине и членов колониального сообщества, обладавших особыми привилегиями.

На протяжении XVIII в. военная служба являлась исключительным правом ирландских протестантов - потомков английских поселенцев и выходцев из англо-ирландских семей, обладающих полной правоспособностью и землями в Ирландии. Это право являлось важным свидетельством их верности британской монархии. Тесное взаимодействие с агентами французского короля и ирландской диаспорой за границей усиливало недоверие Вестминстера по отношению к ирландским военным. После Войны двух королей 1689-1691 гг. ирландских протестантов временно исключили из британской армии из-за опасений проникновения католиков под видом протестантских подданных короля [Bartlett, 2010, p. 170]. Даже после поражения якобитов протестантское сообщество и горожане Дублина относились

к католическому населению и диаспоре заграницей с подозрением. Будучи в изгнании, гэльская аристократия и джентри оказывали большое влияние на ирландское крестьянство и мелких арендаторов, что могло существенно облегчить французское вторжение [Barry, 1956-1957, p. 134]. В «Трактате об Ирландии и ее различных интересах» 1697 г. олдермен Дублина сэр Фрэнсис Брюстер отмечал, что на французской службе находится немало ирландских католиков, враждебных британской монархии. «О величине их злодеяний свидетельствуют руины разрушенных городов и крепостей в Ирландии, а также огромное число убитых во многих частях этого королевства» [Brewester, 1697, pp. 14-15].

Несмотря на то, что ограничения, наложенные на протестантов, были сняты к 1745 г., господствующее колониальное сообщество стремилось упрочить свои политические и военные привилегии. Члены колониальной элиты получали назначения в офицерском звании, в то время как протестанты из низших слоев поступали на службу рядовыми солдатами. В британской армии католики могли рассчитывать только на службу в младших чинах. Похожее положение занимали мелкие католические арендаторы в Ирландии, которым протестантские лендлорды неохотно предоставляли земли и относились с большим предубеждением [Лагоши-на, 2020, с. 92; Whelan, 1995, p. 7]. Ирландские протестанты относились с недоверием к католикам, так как полагали, что их истинная преданность принадлежит папе, а не Георгу III, о чем свидетельствовало использование уничижительного термина «папист» по отношению к католикам колонии.

В то же время администрация Питта осознавала необходимость интеграции католиков в социально-политические институты Ирландии. В период, когда последовавшие за Французской революцией войны угрожали стабильности в Европе, британское правительство стремилось обрести поддержку католического большинства «мятежного острова». Восстановление католиков в правах снижало риск поднятия восстания и обеспечивало необходимый приток рабочей силы в Великобританию. Поэтому католикам были предоставлены уступки, такие как Акт о помощи католикам 1793 г. [The statutes at large..., vol. XVI, pp. 685-692], который отменял запрет на ношение оружия, конфискацию имущества и ограничения по отношению к католическим подданным монарха. Им возвращались права владения, наследования и распоряжения земельным имуществом, избирательное право, а также предоставлялась возможность занимать государственные и военные должности. Изменения в политике британского правительства вызвали недовольство в Дублинском замке. Устранение отличий между протестантами и католиками подрывало фундаментальный принцип протестантского господства, а также меняло соотношение сил и угрожало безопасности в Ирландии [Bartlett, 1983, p. 47]. В 1793 г. для защиты острова от вторжения было создано ирландское ополчение, которое на две трети состояло из гарнизона, ранее состоявшего на службе за границей [Nelson, 2007, p. 16]. Рядовой состав ополчения был в основном представлен католиками, а в офицерском корпусе, напротив, преобладали протестанты. Закон об ирландском ополчении являлся источником напряженности, поскольку многие опасались,

что ополченцев со временем отправят на службу за границу. После принятия данного закона вспыхнули беспорядки в Килкенни, Мите и Уэксфорде, которые удалось подавить силами местной администрации [Bartlett, 1983, p. 50].

Впрочем, настроения среди колониального сообщества не были исключительно антикатолическими. В парламенте Дублина существовало лобби, поддерживающее интересы католических джентри, а часть протестантов тесно взаимодействовала с католиками [Whelan, 1995, p. 11]. Эта поддержка помогла реализовать политику премьер-министра в Ирландии. Кроме предоставления доступа католикам в британскую армию Акт 1793 г. разрешал католическим священникам обучаться в Тринити-колледже и в недавно созданном колледже Святого Патрика в Мейну-те, вдали от радикальных колледжей Западной Европы. Роберт Стюарт, виконт Каслри, ставший главным секретарем по делам Ирландии в 1798 г., признавал, что восстановление прав католиков лишит поддержки революционные организации, такие как «Общество объединенных ирландцев» [Bew, 2012, p. 66].

В 1793 г. и 1794 г. британское правительство получило два предложения от франко-ирландских дворян о воссоздании ирландской бригады, и хотя первое предложение не было реализовано, второе в конечном итоге привело к ее формированию. Важную роль в данном процессе сыграл граф Даниэль О'Коннелл, происходивший из древнего аристократического рода О'Коннеллов графства Керри. Он был опытным офицером, служившим в ирландской бригаде во Франции, и искал убежища в Лондоне после поражения роялистов. В 1794 г. он лично обратился к правительству с предложением воссоздать ирландскую бригаду под командованием франко-ирландских офицеров. Уже в апреле 1794 г. был принят парламентский акт «О предоставлении подданным Франции возможности поступать на военную службу», позволивший ирландским военным продолжить борьбу с республиканцами [Journals of the House..., 1803, p. 429]. В парламенте утверждалось, что данный акт поспособствует быстрому увеличению численности британских войск, хотя и выражались сомнения относительно того, будут ли иностранцы подчиняться военным законам [The Parliamentary History., 1818, p. 373].

После принятия закона об эмигрантах О'Коннелл заверял правительство в верности католических подданных, отмечая преимущества их службы. Описывая службу ирландских военных во Франции, он подчеркивал «непоколебимую преданность» ирландцев Людовику XVI, а также заявил, что счастлив продолжить службу в любом звании, если это приведет к «восстановлению монархии» [Elliot-Wright, 1997, p. 139]. Вскоре было объявлено о положительном решении вопроса о воссоздания бригады, которое следовало считать выражением «привязанности и доверия» короля к ирландским подданным [Elliot-Wright, 1997, p. 212]. Создание бригады дополнялось важным условием, определяющим будущее данного формирования. Из-за недоверия колониального сообщества к военным, служащим во Франции, было принято решение отправить бригаду на «постоянную службу в Вест-Индию и другие иностранные доминионы Его Величества» [O'Connell, 1892, pp. 150-151]. Таким образом, ирландские военные, прибывшие на родину, не допускались

к гарнизонной службе на Британских островах и боевым действиям в континентальной Европе. В августе 1794 г. О'Коннелл сообщил своему брату, что вследствие данного решения «мы никогда не сможем наслаждаться жизнью рядом с нашими близкими» [O'Connell, 1892, p. 151]. Хотя правительство осознавало преимущества службы ирландских офицеров, оно стремилось обеспечить безопасность заморских территорий, а также предотвратить угрозу социальной напряженности, которая могла возникнуть после приезда католических военных на родину.

Ирландская бригада состояла из трех полков, вернувшихся с французской службы, четвертого полка под командованием О'Коннелла и двух новых формирований. Решение расширить ирландскую бригаду вызвало трудности при наборе добровольцев, так как в Ирландии был повышенный спрос на военных - в это время шел набор в ряды британской армии и местного ополчения. Во время вербовки офицеры новой бригады прославляли традиции предков, которые отправились служить на европейский континент и получили дворянство. Впрочем, трудности с вербовкой все-таки возникали и были связаны с нежеланием служить далеко от родины, а также опасностью заражения тропическими болезнями [O'Connell, 1892, p. 153].

Формирование католической бригады встретило сопротивление среди колониального сообщества и было воспринято как оскорбление протестантских ценностей. Многие протестанты в Ирландии испытывали сильную привязанность к метрополии, гордились английским наследием и своим положением в рамках Британской империи [Connolly, 2003, p. 69]. Некоторые государственные деятели выступали против создания бригады. Например, политический реформатор Генри Граттан утверждал, что создание бригады в то время, когда католики не имели представительства в парламенте, было «опрометчивой непоследовательностью» [Grattan, 1822, p. 255]. В дополнение к внешнему противодействию со стороны колониального правительства, ирландским военным пришлось столкнуться и с внутренними трудностями. В бригаде не было высших начальников - главнокомандующего и генерал-майора, так как все офицеры являлись католиками и поэтому не могли иметь звания выше полковника в британской армии [O'Connell, 1892, p. 141].

Для эффективного управления формирования были укомплектованы в три полных полка и весной 1796 г. направлены в Вест-Индию [Murphy, 2007, pp. 30-33; O'Connell, 1892, p. 179]. Руководство было передано известным офицерам - графу О'Коннеллу и герцогу Фицджеймсу, который ранее возглавлял ирландскую бригаду во Франции [O'Connell, 1892, p. 180]. Интересно, что рядовым и младшему офицерскому составу было неизвестно место службы. В переписке младший офицер Морис О'Коннелл, племянник графа О'Коннелла, полагал, что бригада прибудет в Средиземное море, и сообщал брату, что приказ с назначением откроют только в море [The Correspondence., 1792-1814, p. 26]. Очевидно, старшие командующие осознавали трудности длительного плавания, а также опасности службы в Вест-Индии, с которыми столкнутся матросы и офицеры, и стремились исключить возможность дезертирства, скрывая эту информацию до выхода в море.

К февралю 1797 г. три полка ирландской бригады, отобранные для службы за границей, прибыли в Вест-Индию. 2-й полк графа Уолша де Серрона прибыл на Мартинику, полки Диллона и виконта Уолша первоначально были расквартированы на Ямайке [Chartrand, 1999, pp. 17-18]. В нарративных источниках и отчетных документах сообщается, что практически сразу по прибытии военных настигли тропические болезни. Инспектор Янг, написавший 13 февраля в Армейскую военно-медицинскую комиссию, был сильно обеспокоен состоянием здоровья ирландских военных. Он писал, что 2-й полк Уолша де Серрона еще до прибытия в Сен-Пьер потерял 36 человек, 246 из-за болезни высадились на Барбадосе и более 100 нуждаются в лечении [Elliot-Wright, 1997, pp. 230-231]. Британскому правительству сообщили, что ирландская бригада потеряла половину военнослужащих. Несмотря на высокие потери, ирландские военные приняли участие в боевых действиях в Сан-Доминго, на территории современного Гаити, в составе британских войск, сражавшихся с французами. Особенно отличился при этом 3-й полк Диллона, «выбивший противника из засады над Порт-Герином» [London Gazette, 1797, p. 652]. Кроме того, в апреле 1797 г. во время рейда на испанский форт в Трухильо 50 «выздоравливающих ирландских солдат» помогли подбить восемь орудий и захватить транспортное судно [Fortescue, 1906, p. 544]. В июле 1797 г. полк Уолша перебросили на Ямайку для последующего отправления в Гондурас и Сан-Доминго [Chartrand, 1999, p. 17].

6 апреля 1797 г. из-за огромных людских потерь в Карибском бассейне и нехватки новобранцев из Ирландии было решено объединить три батальона ирландской бригады в один. Это решение было продиктовано и необходимостью сокращения государственных расходов [Elliot-Wright, 1997, p. 232]. Затем батальон, служащий в Вест-Индии, а также полки ирландской бригады, оставшиеся в Ирландии, были укомплектованы и отправлены на гарнизонную службу в Новую Шотландию в конце 1797 г. В 1798 г. британское правительство отдало приказ о расформировании ирландской бригады. Рядовой состав был переведен в другие полки британской армии. Офицеры либо выходили в отставку, либо продолжали службу. Граф О'Коннелл и потомственный дворянин Уолш де Серрон вернулись во Францию. Некоторые офицеры, оставшиеся в британской армии, получили известность и смогли построить успешную военную карьеру. Так, офицер франко-ирландского происхождения Чарльз Маккарти был назначен военным губернатором Западной Африки [London Gazette, 1795; American Missionary., 1824, pp. 290-320].

Решение о роспуске бригады было продиктовано несколькими причинами. После почти двухлетней службы в Вест-Индии и Новой Шотландии численность ирландских полков сократилась из-за болезней, дезертирства и потерь в боевых действиях, в результате этого они и не могли продолжать службу. Также вполне вероятно, что восстание «Общества объединенных ирландцев» в 1798 г. усилило протестантскую оппозицию по отношению к католикам, и правительство отказалось от прокатолической политики. После многообещающих реформ в направлении эмансипации начала 1790-х г. недоверие к католикам вновь возросло. Дэниел

О'Коннелл объяснял эту проблему продолжающимися социальными потрясениями в континентальной Европе и неэффективной политикой правительства в Дублине [Geoghegan, 2008, p. 51]. В это неспокойное время британские власти начали отдавать предпочтение военным из числа протестантов, которым было поручено охранять правопорядок в Ирландии.

Опыт ирландской бригады показывает, что франко-ирландское происхождение и приверженность якобитским идеям в прошлом не помешали службе ирландских католиков в Британской империи. Находясь в изгнании, ирландская диаспора, состоящая преимущественно из представителей знати и джентри, оставалась верной монархии и в то же время сохраняла прочные связи с родиной. Несмотря на многолетнюю службу во французской армии, многие офицеры сохранили ирландскую идентичность, они наносили регулярные визиты в свои наследные поместья и гордились своим происхождением от гэльской знати. В то же время, несмотря на стремление многих католиков вернуться на родину, часть ирландцев рассматривала службу в континентальных армиях в качестве постоянного места назначения. Антикатолическая политика в Ирландии и необходимость интегрироваться в общественно-политическую жизнь иностранных государств научили ирландцев приспосабливаться к политическим реалиям. Ирландские военные обладали гибкой идентичностью, подверженной трансформациям, главными элементами которой являлись католическая вера, преданность монархии, военная доблесть и почитание традиций предков. Как справедливо заметил в своем исследовании Ш. Коннол-ли, ирландская история - это история «меняющихся представлений об идентичности» [Connolly, 2007, p. 1].

Ирландскую миграцию можно рассматривать в общецивилизационном контексте, как отражение трансформаций, происходивших в британском и ирландском обществах. XVIII столетие - это кризисная, переломная эпоха в ирландской истории, время массовых исходов католического населения в Британию и страны континентальной Европы. В этот период возникают устойчивые связи между ирландскими диаспорами по всему миру, формируется новая идентичность. По мере того как антикатолические ограничения ослабевали, изгнанная военно-политическая элита находила больше возможностей для участия в жизни ирландского общества, хотя в нем по-прежнему доминировало протестантское сообщество. Ослабление связей со Стюартами и снижение интереса к военно-политической жизни Франции способствовало интеграции католиков в британские вооруженные силы. В результате создания ирландской бригады британское правительство предоставило возможность католикам проявить себя на военной службе, а также добилось умиротворения протестантского сообщества и увеличения колониальных гарнизонов. И хотя Акт о помощи католикам 1793 г. официально открыл для них доступ в вооруженные силы, но вследствие запрета на службу в Европе потенциал бригады как военного формирования не был полностью реализован.

Несмотря на опасения колониального сообщества, ирландские военные хорошо зарекомендовали себя на службе Соединенному Королевству. Местное ополчение,

состоящее из рядовых католиков и протестантских офицеров, успешно защитило Ирландию от восстаний, а также стало источником новобранцев для регулярной британской армии. Ополчение было местом, где католики, ранее служившие в армиях Франции и Испании, тесно взаимодействовали с протестантами, сплоченные с ними идеей защиты родины от нападений. Ирландская военная миграция продолжилась и в XIX в., ирландские полки формировались в испанской армии, а также в армиях Союза и Конфедерации во время Гражданской войны в США. Однако к этому времени крупнейшим вербовщиком ирландцев стала Британская империя, что уменьшило потребность для ирландских солдат поступать на службу в иностранные государства. Близкое расположение и готовность интегрировать ирландцев в обширную британскую идентичность усиливали это взаимодействие на протяжении XIX в.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Лагошина Н.А. Менталитет католических джентри Ирландии в XVIII веке // Британские исследования. Выпуск 6. М.: Аквилон, 2020. С. 86-100. American Missionary Register. 1824. Vol. V. P. 314. Barry J. The groans of Ireland // Irish Sword. 1956-1957. Vol. 2. P. 134. Bartlett T. An End to Moral Economy: The Irish Militia Disturbances of 1793 // Past and Present. 1983. Vol. XCIX. Pp. 41-64.

Bartlett T. Ireland: A History. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 625 p. Bew J. Castlereagh: A Life. Oxford: Oxford University Press, 2012. 722 p. Brewester F. Discourse concerning Ireland and the different interests thereof in answer to the Exon and Burnstable petition. London: Smith, Elder & Co, 1697. Pp. 14-15.

Cagigal E. Irish migration to early modern Biscay // Archivium Hibernicum. 2018. Vol. 71. Pp. 158-174.

Calendar of the State Papers Domestic, 1547-1695. London: Longman, 1867-1877. 852 p. Chartrand R. Émigré Troops in British Service. Vol. I: 1793-1802. Oxford, 1999. 50 p. Colley L. Britons: Forging the Nation, 1707-1837. Yale: Yale University Press, 1992. 429 p. Connolly S.J. Contested Island: Ireland, 1460-1630. Oxford: Oxford University Press, 2007. 426 p.

Connolly S.J. Jacobites, Whiteboys and Republicans: Varieties of Disaffection in Eighteenth-Century Ireland // Eighteenth-Century Ireland. 2003. Vol. 18. Pp. 63-79. Elliot-Wright P.J.C. The officers of the Irish brigade and the British army 1789-98. PhD thesis. University of Leeds, 1997. 358 p.

Fortescue J.W. History of the British Army. 13 vols. Vol. 4: 1789-1801. Pt. 1. London: Macmillan, 1906. 664 p.

Genet-Rouffiac N. The Wild Geese in France: a French perspective // Military Connections Franco-Irish. Ed. by N. Genet-Rouffiac and D. Murphy. Dublin: Four Courts Press, 2009. Pp. 32-37.

Geoghegan P. King Dan: The Rise of Daniel O'Connell, 1775-1829. Dublin: Gill & Macmillan, 2008. 368 p.

Grattan H. The Speeches of the Right Honourable Henry Grattan: In the Irish, and in the Imperial Parliament. 4 vols. Vol. III. London: Longman, Hurst, Rees, Orme and Brown, 1822. 468 p.

Guy A.J. The Irish Military Establishment, 1660-1776 // A Military History of Ireland. Ed. by T. Bartlett and K. Jeffery. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. Pp. 211-230. Journals of the House of Commons, In the Thirty-fourth Year of the Reign of King George the Third. 7 April 1794. Vol. 49. Dublin: H.M. Stationery Office, 1803. 751 p. Karsten P. Irish Soldiers in the British Army, 1792-1922: Suborned or Subordinate? // Journal of Social History. 1983. Vol. 17. Pp. 31-64. London Gazette, 14-18 July 1795. London Gazette, 11-15 July 1797.

McGarry S. Irish Brigades Abroad: From the Wild Geese to the Napoleonic Wars. Dublin: The History Press Ireland, 2013. 288 p.

Murphy D. The Irish Brigades, 1685-2006: A Gazetteer of Irish Military Service, Past and Present. Dublin: Four Courts Press, 2007. 310 p.

Nelson I.F. The Irish Militia, 1793-1803: Ireland's Forgotten Army. Dublin: Four Courts Press, 2007. 272 p.

O'Connell M.J. The last colonel of the Irish Brigade, Count O'Connell, and old Irish life at home and abroad, 1745-1833. Vol. II. London: K. Paul, Trench, Trubner & co, 1892. 361 p. Quintanilla M.S. «From a Dear and Worthy Land»: Michael Keane and the Irish in the Eighteenth-Century West Indies // NewHibernia Review/Iris Eireannach Nua. 2009. Vol. 13. № 4. Pp. 59-76.

The Correspondence of Daniel O'Connell. Ed. by M.R. O'Connell. Vol. I: 1792-1814. Dublin: Irish University Press for the Irish Manuscripts Commission, 1972. 396 p. The Parliamentary History of England from the Earliest Period to 1803, Vol. XXXI: 17941795. Ed. by W. Cobbett. London: T.C. Hansard, 1818. 1612 p. The statutes at large, passed in the Parliaments held in Ireland, 1310-1800. Eds. by J.G. Butler, W. Ball. Vol. XVI. Dublin: Boulter Grierson, 1786-1801. Pp. 685-692.

Whelan K. An Underground Gentry? Catholic Middlemen in Eighteenth-Century Ireland // Eighteenth-Century Ireland. 1995. Vol. 10. Pp. 7-68.

Wild Geese. Irish Migrants in Early Modern Europe Conference. 15-16 July 2022. Limerick, Mary Immaculate College, Ireland.

REFERENCES

Lagoshina N.A. Mentalitet katolicheskikh dzhentri Irlandii v XVIII veke [The mentality of the Catholic gentry of Ireland in the 18th century], in Britanskie issledovaniya. Moscow: Aquilon Publ., 2020. Issue 6. Pp. 86-100. (in Russian).

American Missionary Register. 1824. Vol. V. P. 314.

Barry J. The groans of Ireland, in Irish Sword. 1956-1957. Vol. 2. P. 134

Bartlett T. An End to Moral Economy: The Irish Militia Disturbances of 1793, in Past and

Present. 1983. Vol. XCIX. Pp. 41-64.

Bartlett T. Ireland: A History. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 625 p.

Bew J. Castlereagh: A Life. Oxford: Oxford University Press, 2012. 722 p.

Brewester F. Discourse concerning Ireland and the different interests thereof in answer to

the Exon and Burnstable petition. London: Smith, Elder & Co, 1697. Pp. 14-15.

Cagigal E. Irish migration to early modern Biscay, in Archivium Hibernicum. 2018. Vol. 71.

Pp. 158-174.

Calendar of the State Papers Domestic, 1547-1695. London: Longman, 1867-1877. 852 p. Chartrand R. Émigré Troops in British Service. Vol. I: 1793-1802. Oxford, 1999. 50 p. Colley L. Britons: Forging the Nation, 1707-1837. Yale: Yale University Press, 1992. 429 p. Connolly S.J. Contested Island: Ireland, 1460-1630. Oxford: Oxford University Press, 2007. 426 p.

Connolly S.J. Jacobites, Whiteboys and Republicans: Varieties of Disaffection in Eighteenth-Century Ireland, in Eighteenth-Century Ireland. 2003. Vol. 18. Pp. 63-79. Elliot-Wright P.J.C. The officers of the Irish brigade and the British army 1789-98. PhD thesis. University of Leeds, 1997. 358 p.

Fortescue J.W. History of the British Army. 13 vols. Vol. 4: 1789-1801. Pt. 1. London: Macmillan, 1906. 664 p.

Genet-Rouffiac N. The Wild Geese in France: a French perspective, in Military Connections Franco-Irish. Ed. by N. Genet-Rouffiac and D. Murphy. Dublin: Four Courts Press, 2009. Pp. 32-37.

Geoghegan P. King Dan: The Rise of Daniel O'Connell, 1775-1829. Dublin: Gill & Macmillan, 2008. 368 p.

Grattan H. The Speeches of the Right Honourable Henry Grattan: In the Irish, and in the Imperial Parliament. 4 vols. Vol. III. London: Longman, Hurst, Rees, Orme and Brown, 1822. 468 p.

Guy A.J. The Irish Military Establishment, 1660-1776, in A Military History of Ireland. Ed. by T. Bartlett and K. Jeffery. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. Pp. 211-230.

Journals of the House of Commons, In the Thirty-fourth Year of the Reign of King George the Third. 7 April 1794. Vol. 49. Dublin: H.M. Stationery Office, 1803. 751 p.

Karsten P. Irish Soldiers in the British Army, 1792-1922: Suborned or Subordinate?, in Journal of Social History. 1983. Vol. 17. Pp. 31-64. London Gazette, 14-18 July 1795. London Gazette, 11-15 July 1797.

McGarry S. Irish Brigades Abroad: From the Wild Geese to the Napoleonic Wars. Dublin: The History Press Ireland, 2013. 288 p.

Murphy D. The Irish Brigades, 1685-2006: A Gazetteer of Irish Military Service, Past and Present. Dublin: Four Courts Press, 2007. 310 p.

Nelson I.F. The Irish Militia, 1793-1803: Ireland's Forgotten Army. Dublin: Four Courts Press, 2007. 272 p.

O'Connell M.J. The last colonel of the Irish Brigade, Count O'Connell, and old Irish life at home and abroad, 1745-1833. Vol. II. London: K. Paul, Trench, Trubner & co, 1892. 361 p.

Quintanilla M.S. «From a Dear and Worthy Land»: Michael Keane and the Irish in the Eighteenth-Century West Indies, in New Hibernia Review/Iris Eireannach Nua. 2009. Vol. 13. No. 4. Pp. 59-76.

The Correspondence of Daniel O'Connell. Ed. by M.R. O'Connell. Vol. I, 1792-1814. Dublin: Irish University Press for the Irish Manuscripts Commission, 1972. 396 p. The Parliamentary History of England from the Earliest Period to 1803, Vol. XXXI: 17941795. Ed. by W. Cobbett. London: T.C. Hansard, 1818. 1612 p. The statutes at large, passed in the Parliaments held in Ireland, 1310-1800. Eds. by J.G. Butler, W. Ball. Vol. XVI. Dublin: Boulter Grierson, 1786-1801. Pp. 685-692.

Whelan K. An Underground Gentry? Catholic Middlemen in Eighteenth-Century Ireland, in Eighteenth-Century Ireland. 1995. Vol. 10. Pp. 7-68.

Wild Geese. Irish Migrants in Early Modern Europe Conference. Limerick, Mary Immaculate College, Ireland. 15-16 July 2022.

Статья принята к публикации 19.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.