Научная статья на тему 'ИРЛАНДСКАЯ ПОЭЗИЯ КАК МОСТ МЕЖДУ МИРАМИ'

ИРЛАНДСКАЯ ПОЭЗИЯ КАК МОСТ МЕЖДУ МИРАМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поэт / ирландская поэзия / литература / вдохновение / ирландская мифология / друиды / кельтская философия / архетипы / пограничные миры / мистическое знание / poet / Irish poetry / literature / inspiration / Irish mythology / druids / Celtic philosophy / archetypes / liminal worlds / mystical knowledge

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сорокина В.С.

Поэт в ирландской культуре веками считался пророком, воплощающим знания о прошлом и предвещающим будущее. Их творчество глубоко связано с мистическими переживаниями, архетипическими образами и путешествиями между мирами. Настоящая статья анализирует многогранную роль поэта в ирландской культуре, рассматривая его функции, символизм и связь с духовным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRISH POETRY AS BRIDGE BETWEEN WORLDS

For centuries, poets in Irish culture have been seen as prophets, holding knowledge of the past and foretelling the future. Their work is deeply connected to mystical experiences, archetypal images, and journeys between worlds. This article explores the multifaceted role of the poet in Irish culture, examining their functions, symbolism, and connection to the spiritual realm.

Текст научной работы на тему «ИРЛАНДСКАЯ ПОЭЗИЯ КАК МОСТ МЕЖДУ МИРАМИ»

УДК 821

Сорокина В.С.

Студентка 3 курса факультета Евразии и Востока Челябинский государственный университет (г. Челябинск, Россия)

ИРЛАНДСКАЯ ПОЭЗИЯ КАК МОСТ МЕЖДУ МИРАМИ

Аннотация: поэт в ирландской культуре веками считался пророком, воплощающим знания о прошлом и предвещающим будущее. Их творчество глубоко связано с мистическими переживаниями, архетипическими образами и путешествиями между мирами. Настоящая статья анализирует многогранную роль поэта в ирландской культуре, рассматривая его функции, символизм и связь с духовным миром.

Ключевые слова: поэт, ирландская поэзия, литература, вдохновение, ирландская мифология, друиды, кельтская философия, архетипы, пограничные миры, мистическое знание.

Слово «поэт» на ирландском языке происходит от гэльского корня «видеть». Истинный поэт — это провидец, который выражает поэтические прозрения с помощью риторики. В дохристианские времена поэтом наверняка был друид, который в христианскую эру сохранил большую часть престижа, который первоначально получали друиды.

Согласно кельтскому ученому Дахи О'Хогану, «поэты и в ирландской литературе, и в фольклоре часто появляются как хранители знаний о прошлом, как обладатели понимания проблем настоящего и как носители пророчеств относительно будущего. В ранних источниках невозможно провести четкое различие между поэтом и друидом, поскольку они часто выполняли одни и те же функции. Поэт на самом деле был разновидностью друидов, и после

прославления христианства большая часть культа сохранилась под сравнительно безобидным обличьем поэзии» [О'Хоган, 1991: с. 364].

Поэт рассматривается как гений, рожденный с даром стихосложения. Это считалось одним из трех дарований, которые нельзя было получить с помощью образования: два других — мелодичный голос и щедрое сердце [Там же: с. 365].

Поэзия считалась «словесным проявлением мистического знания» [Там же: с. 365]. Посредством риторики поэты могли призывать божественное, а рассказы о том, как они влияют на погоду, исцеляют больных, изгоняют призраков с помощью заклинаний, многочисленны. Это наводит на мысль о возможном наследовании шаманской функции от более раннего исторического периода.

«Словарь ученого», древнеирландское руководство для поэтов седьмого века, классифицирует пять различных функций поэзии: поэзия, которая питает, поэзия, которая поет, поэзия, которая побуждает, поэзия, которая оценивает и поэзия, которая устанавливает или поддерживает социальный порядок [Раднер, 1990: с. 174]. В христианскую эпоху поэзия также обеспечивала маскировку для передачи культуры: ее неоднозначный характер позволял писателю противостоять власти, не опасаясь цензуры.

Ирландская литература изобилует метафорами для поэзии, и многие из них называют поэзию процессом «плетения» слов или «прядения», «резки», «связывания» или «ковки» [О'Хоган, 1991: с. 366]. Утверждается, что язык поэта должен быть одновременно «мягким» и «острым», и это, вместе с «мистической веной поэзии», является неотъемлемой частью поэта. Именно через эту вену идеи трансформируются в повествовательную форму. По данным О Хогана: «Тело поэта было резервуаром для гения, а сердце — центром эмоций и интеллекта, кровь которого текла по особой вене, заставляя слова исходить из легких, очищаться в голове и формироваться языком» [Там же: с. 366]. Следовательно, мы можем заключить, что кровь была источником вдохновения.

Джеймс Хиллман рассматривает сердце как главный орган воображения, «мысль сердца» или «познание сердца» является психической реальностью и играет решающую роль в единении души с образами. Он заявляет: «Если мы хотим восстановить воображаемое, мы должны сначала восстановить его сердце и философию» [Хиллман, 2022: с. 3]. Сердце — это место, откуда рождаются чувства. Оно открывает нам переживание красоты, радости и отчаяния — тех эмоций, которые вдохновляют. Без проживания чувств нет опыта, без опыта нет глубины, без глубины нет и души.

Согласно фольклору, первый поэт Ирландии — Амергин жил за несколько столетий до прихода христианства. Строка его стихотворения гласит: «Я бог, сотворивший в голове огонь» [Аноним, 8 в.].

Более тысячи лет спустя, Йейтс написал аналогичную строку в своем стихотворении «Песнь странствующего Энгуса»: «Я вышел в орешниковый лес, Потому что в моей голове был пожар» [Йейтс, 1987]. Согласно ирландской мифологии, Энгус, бог поэзии, жил в так называемой «пещере солнца». В символике «пещера сердца» — известное выражение. Санскритское слово «гуха» обозначает пещеру, но оно также используется для обозначения сердца. Также Рене Генон объясняет связь между пещерой и сердцем: «Пещера (сердце) освещена изнутри, а за ее пределами царит тьма, мир связан как с тьмой так и вторым рождением, являясь озарением» [Генон, 2004: с. 141]. Отсюда следует, что солнце с его «огнем творения» имеет прямую связь с сердцем — источником творческого духа.

Интересно то, что среди ирландских учеников поэзии было принято лежать в темных домах без окон, когда они сочиняли свои стихи. Документ восемнадцатого века «Мемуары маркиза Кланрикарда», описывает одну из таких школ: «Ночью было дано задание. Ученики работали каждый по отдельности на своем ложе весь следующий день в темноте, до определенного часа, пока не принесли огни, чтобы записать свои мысли» [Бергин, 1970].

Темные дома позволяли поэтам входить в воображаемые миры, которые представляли собой пещеры, в темноте которых происходит настигает озарение.

Анри Корбен, ведущий авторитет в области исламской мысли двадцатого века, посвятил большую часть своей жизни изучению воображаемого мира. Он описывает его как промежуточное пространство между миром чувственного восприятия и миром интуиции [Корбен, 1972: с. 7]. Следовательно, художники, мистики и поэты получают доступ к этому миру, который является источником их творчества и вдохновения.

Корбен также использует термин мир архетипических образов, для описания этого пространства. Оно содержит формы всего существующего в этом мире, потому что является их архетипом. Его также называют пограничным миром. Пограничье играет важную роль в видении философии кельтов, как порог между двумя пространствами, где растворяются границы. Вследствие, образуя — третье, на котором один мир или опыт заканчивается и начинается новый. Для древних кельтов ничто не было безличным: каждая деталь имела мифический символизм.

Погоня за пограничным пространством всегда была прерогативой ирландских поэтов. По этой причине берега рек особенно привлекательны для тех, кто ищет вдохновения, потому что они находятся между сушей и водой. Другие пограничные пространства, в том числе горные вершины (между землей и небом), были особенно подходящими для проведения ритуалов. Пограничные земли также являются таким пространством, и было принято выделять именно эти земли поэтам под поселения. Майкл Макграт объясняет связь поэта с границами: «Характеристика поэта как пограничной и, следовательно, всеведущей фигуры согласуется со свободой поэтов и других мастеров в ирландском обществе. Член класса «людей искусства», получал защиту и мог заниматься своим ремеслом за пределами своего племени, в отличие от большинства других членов этого же племени. Поэт и его искусство возвышались над обществом в целом: его прошлым или будущим, а также между этим миром и мирами за его пределами» [Макграт, 2023: с. 143].

Важность поэта в ирландской культуре невозможно переоценить. Поэт передает солнечную и хтоническую энергии, и, хотя форма и содержание стихов меняются на протяжении веков, есть узнаваемые нити образов, простирающиеся с древних времен до наших дней. Поэт — это архетипический посланник, который путешествует между мирами, переплетая противоположности: сознательное и бессознательное, прошлое и будущее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бергин, О. Ирландская поэзия бардов. - Дублин, 1970;

2. Генон, Р.Символы священной науки. - 2004. - С. 141;

3. Корбен, А. Духовное тело и Небесная Земля. - С. 145;

4. Корбен, А. Мип&Б 1та§таНв. - 1972. - С. 7;

5. МакГрат, М. Мудрость ирландских друидов. - С. 143;

6. О'Хоган, Д. Миф, легенда и роман: Энциклопедия ирландской народной традиции. - С. 366. - 1991;

7. Раднер, Дж. Н. «Люди умрут»: поэты, арфисты и женщины в ранней ирландской литературе / Дж. Н. Раднер // Кельтский язык, кельтская культура: сборник статей в честь Эрика П. Хэмпа / под ред. А. Т. Е. Матониса и Д. Ф. Мелиа. - Ван Найс, Калифорния: Форд и Бейли, 1990. - С. 172-186;

8. Тайна // Аноним. - VIII в;

9. Хиллман, Дж. Мысли сердца и душа мира. - Касталия. - С. 3-7;

10. Йейтс, У. Б. Песнь странствующего Энгуса. - 1897. - С. 188

Sorokina V.S.

Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia)

IRISH POETRY AS BRIDGE BETWEEN WORLDS

Abstract: for centuries, poets in Irish culture have been seen as prophets, holding knowledge of the past and foretelling the future. Their work is deeply connected to mystical experiences, archetypal images, andjourneys between worlds. This article explores the multifaceted role of the poet in Irish culture, examining their functions, symbolism, and connection to the spiritual realm.

Keywords: poet, Irish poetry, literature, inspiration, Irish mythology, druids, Celtic philosophy, archetypes, liminal worlds, mystical knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.