Научная статья на тему 'Ирландская колониальная торговля в XVIII веке'

Ирландская колониальная торговля в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЯ ИРЛАНДИИ В XVIII В / ИРЛАНДСКАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕРКАНТИЛИСТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАВИГАЦИОННЫЕ АКТЫ / ТОРГОВЛЯ ШЕРСТЬЮ / ИРЛАНДСКИЙ ИМПОРТ И ЭКСПОРТ / IRISH STUDIES / HISTORY OF IRELAND IN THE 18TH CENTURY / THE IRISH TRADE / MERCANTILE LEGISLATION / NAVIGATION ACTS / IRISH WOOLEN TRADE / IMPORTS AND EXPORTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лагошина Наталия Анатольевна

Ирландия имеет многовековую историю морского и экономического взаимодействия с Великобританией и другими более отдаленными сообществами на атлантическом побережье. XVIII в. знаменуется расцветом Британской колониальной империи, а также стремительным ростом ирландского производства и международной торговли. В изучении англо-ирландских колониальных отношений георгианской эпохи отечественные и зарубежные историки традиционно рассматривают этот вопрос со стороны политики Лондона, оценивая положение Ирландии с точки зрения действий метрополии. Ряд зарубежных исследователей отмечает негативные последствия меркантилистской политики Вестминстера, которая привела ирландскую экономику в состояние кризиса вследствие ограничения доли экспортной торговли. Учитывая данные из источников, есть основания полагать, что британских торговых ограничений было недостаточно для национального экономического кризиса, более того, в первой половине XVIII в. ирландское производство и экспортная торговля развивались быстрыми темпами. Цель настоящего исследования подвергнуть сомнению традиционный взгляд на экономическое положение Ирландии в XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRISH COLONIAL TRADE IN THE 18th CENTURY

Ireland has centuries-long history of maritime and economic interaction with Great Britain and more distant communities on the Atlantic rim. The eighteenth century was the time of the rise of The British colonial Empire, as well as the rapid growth of Irish manufacturing and international trade. In the study of Anglo-Irish colonial relations of the Georgian era, domestic and foreign historians traditionally consider this question from the side of London politics, assessing the situation of Ireland in terms of the actions of the mother country. A number of foreign researchers note the negative consequences of the mercantilist policy of Westminster, which led the Irish economy into a state of crisis due to the restriction of the share of export trade. Taking into consideration the data from sources, there is the reason to believe that British trade restrictions were not enough for the national economic crisis, moreover, in the first half of the 18th century Irish production and export trade developed rapidly. The purpose of this study is to challenge the traditional view on the economic situation of Ireland in the 18th century.

Текст научной работы на тему «Ирландская колониальная торговля в XVIII веке»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2019. № 4

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

УДК 94(415) DOI 10.23683/0321-3056-2019-4-45-51

ИРЛАНДСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ В XVIII ВЕКЕ

© 2019 г. Н.А. Лагошина а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

IRISH COLONIAL TRADE IN THE 18th CENTURY

N.A. Lagoshina a

a Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Лагошина Наталия Анатольевна - Natalia A. Lagoshina -

аспирант, кафедра зарубежной истории Postgraduate, Department of Foreign History

и международных отношений, and International Relations,

Институт истории и международных отношений, Institute of History and International Relations,

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don,

344082, Россия. 344082, Russia.

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Ирландия имеет многовековую историю морского и экономического взаимодействия с Великобританией и другими более отдаленными сообществами на атлантическом побережье. XVIII в. знаменуется расцветом Британской колониальной империи, а также стремительным ростом ирландского производства и международной торговли. В изучении англо-ирландских колониальных отношений георгианской эпохи отечественные и зарубежные историки традиционно рассматривают этот вопрос со стороны политики Лондона, оценивая положение Ирландии с точки зрения действий метрополии. Ряд зарубежных исследователей отмечает негативные последствия меркантилистской политики Вестминстера, которая привела ирландскую экономику в состояние кризиса вследствие ограничения доли экспортной торговли. Учитывая данные из источников, есть основания полагать, что британских торговых ограничений было недостаточно для национального экономического кризиса, более того, в первой половине XVIII в. ирландское производство и экспортная торговля развивались быстрыми темпами. Цель настоящего исследования - подвергнуть сомнению традиционный взгляд на экономическое положение Ирландии в XVIII в.

Ключевые слова: ирландские исследования, история Ирландии в XVIII в., ирландская торговля, меркантилистское законодательство, Навигационные акты, торговля шерстью, ирландский импорт и экспорт.

Ireland has centuries-long history of maritime and economic interaction with Great Britain and more distant communities on the Atlantic rim. The eighteenth century was the time of the rise of The British colonial Empire, as well as the rapid growth of Irish manufacturing and international trade. In the study of Anglo-Irish colonial relations of the Georgian era, domestic and foreign historians traditionally consider this question from the side of London politics, assessing the situation of Ireland in terms of the actions of the mother country. A number of foreign researchers note the negative consequences of the mercantilist policy of Westminster, which led the Irish economy into a state of crisis due to the restriction of the share of export trade. Taking into consideration the data from sources, there is the reason to believe that British trade restrictions were not enough for the national economic crisis, moreover, in the first half of the 18th century Irish production and export trade developed rapidly. The purpose of this study is to challenge the traditional view on the economic situation of Ireland in the 18th century.

Keywords: Irish studies, history of Ireland in the 18th century, the Irish trade, mercantile legislation, Navigation acts, Irish woolen trade, imports and exports.

«Правительства, от которых зависят более меньшие государства, должны так управлять своими делами, чтобы у каждого была определенная область занятости, и каждый трудился совместно с остальными ради одной великой цели: ради богатства и величия целого, не посягая на дела друг друга и не нанося ущерба богатству и величию Империи» [1].

В мировой истории колониализм занимает важное место. Это явление всегда было следствием социально-экономического развития человечества и в то же время одним из его двигателей. Противоречивость колониализма выражается в том, что он способствовал социально-экономическому процветанию государств и помогал взаимодействию культур, что нередко

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

оборачивалось их столкновением, закабалением сильными странами слабых, неравномерным развитием мира. Колониализм - следствие объективного процесса исторического развития, поэтому данная проблема никогда не потеряет своей актуальности в мировой исторической науке.

Наиболее ярко колониализм выразился в эпоху Нового времени. Это был период становления капитализма и национальных государств, разделения мира на экономические «центр» и «периферию». XVIII век - переломная эпоха в развитии англо-ирландских отношений, которая знаменуется расцветом Британской колониальной империи, а также стремительным ростом ирландского производства и международной торговли.

До 1763 г. споры о регулировании торговли возникали прежде всего из-за того, как оценивать баланс интересов метрополии и империи, а не из-за ценности самой меркантилистской системы. За последние 60 лет было много написано о влиянии британских правовых норм на американские колонии. Дж. Бир утверждал, что колонии относительно мало пострадали от британских ограничений, отчасти потому, что некоторые торговые законы были выгодны колониальным интересам, а также из-за широко распространенного уклонения от установленных правил [2, 3]. Л. Харпер не согласился с этим и, учитывая важность незаконной торговли, считал, что Навигационные акты определенно препятствовали развитию колоний [4]. Американский исследователь О. Дикерсон уверен, что британское торговое законодательство до 1764 г. принесло больше пользы, чем вреда колониям. Тем не менее, несмотря на разногласия, все ученые колониальной истории признают, что экономическая политика Британии не была абсолютно несправедливой по своему замыслу и законодательным мерам [5, р. 296-300].

Напротив, авторы истории Ирландии единодушно согласились с тем, что английский меркантилизм почти разрушил Ирландию [6-8]. Мнение Э. Мюррей, что «Навигационные акты нанесли серьезный ущерб колониальной торговле Ирландии и сдерживали развитие ирландского судоходства и торговли в течение девяноста лет после Революции 1688 г.» [9, р. 75], никогда не оспаривалось.

Цель нашего исследования - подвергнуть сомнению традиционный взгляд на экономическое положение Ирландии в XVIII в.

Изучение английских законов показывает, что некоторые из них были специально разработаны для поощрения определенных видов ирландской торговли, так же как другие были предназначены для колониальных интересов. Что еще более важно, Ирландия приспособилась к новому торговому законодательству таким образом, что вместо ограничения ирландской экспансии некоторые ограничительные законы способствовали экономическому процветанию страны.

Английские Навигационные акты касались Ирландии (и Шотландии до 1707 г.) в большинстве случаев как иностранного государства за пределами торговых интересов Британской империи, но в то же время как зависимого государства, на которое распространяются ограничения метрополии. Тем не менее ирландские интересы не всегда игнорировались. Английское правительство нуждалось в поддержке ирландских протестантов, чтобы обеспечить собственную безопасность. Кроме того, многие англо-ирландцы [10] имели экономические и родственные связи с Англией. Некоторые из них были английскими землевладельцами или чиновниками, а также происходили родом из Ирландии, так что в течение всего рассматриваемого периода в Вестминстере всегда существовало своего рода «ирландское лобби». Хотя англо-ирландцы никогда не пользовались большой властью, они все же добились некоторых уступок. В целом может показаться, что после Реставрации до 1700 г. ирландские интересы все больше подчинялись английским интересам, однако после этой даты торговые нормы были несколько изменены в пользу Ирландии.

В первоначальных Навигационных актах 1651 г. и 1660 г. Ирландия рассматривалась наравне с Англией, но в 1663 г. Ирландии было запрещено отправлять товары непосредственно в колонии, кроме слуг, лошадей и продовольствия [11; 9, р. 23]. В 1667 г. Парламент также запретил ввоз ирландского скота в Англию [11, с. 32; 9, р. 23]. Общее воздействие данных законов является прекрасным примером того, как меркантилистские законодательные нормы, независимо от их целей, иногда служили на благо всех заинтересованных сторон. Положение Ирландии как зависимого королевства, а не полноценной колонии, имеет и преимущества, и недостатки. В отличие от колоний Ирландия в это время могла экспортировать любой товар, который она желала, напрямую на внешние

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

рынки. Таким образом, ограничения на ее торговлю с английскими колониями или самой Англией позволяли ей искать другие возможности экспорта. Поначалу английский Закон о крупном рогатом скоте серьезно ударил по ирландской экономике, поскольку скотоводство тогда имело большое значение для аграрной Ирландии. В данном случае право Ирландии на поставку продовольствия на плантации оказалось отличной возможностью. Вскоре ирландские мясники использовали излишки крупного рогатого скота для приготовления соленой говядины, которая наряду с соленой свининой быстро стала ведущим товаром для экспорта в колонии и зарубежные порты. Закон о скотоводстве, вероятно, также способствовал переходу к молочному животноводству. В любом случае производство и экспорт ирландского масла росли быстрыми темпами [12, р. 125-126].

Действие Навигационного акта 1663 г. и Закона о крупном рогатом скоте 1667 г. заключалось в расширении ряда перерабатывающих производств, которые требовали большего капитала и рабочей силы, чем простое производство сырья, и приносили большую прибыль. Вместо того чтобы продавать скот английским торговцам, ирландцы теперь поставляли говядину, свинину и масло покупателям по всему миру. Когда в 1776 г. А. Янг посетил Корк, Канзас-Сити Старой Империи, он оценил его население в 67 тыс. жителей, плюс 20 тыс. сезонных рабочих, занятых в мясоперерабатывающей промышленности [13, р. 271; 14]. К этому времени экспорт говядины, свинины и масла увеличился примерно втрое по сравнению с 1700 г. По словам Т. Ньюнхэма, среднее количество экспортируемых бочек говядины составляло 71 тыс. в 1700 г. и 200 тыс. в 1776 г., свинины - 14 тыс. и 57 тыс. соответственно, экспорт сливочного масла вырос с 92 тыс. ц до 270 тыс. ц [15].

В 1764 г. 75 тыс. из 193 тыс. баррелей говядины, экспортированных из Ирландии, поставлялись на английские плантации, а почти 72 тыс. - во Францию и ее колонии. Из 43 тыс. баррелей свинины, отправленной из Ирландии, 28 тыс. предназначались для английских колоний. Крупнейшими импортерами ирландского масла были страны Балтии и Германия, которые вместе получали 74 тыс. ц продовольствия, за ними следовали английские колонии, принимающие 45 тыс. ц [16]. Основной рынок для ирландских продуктов составляла Вест-Индия.

Главными конкурентами Ирландии являлись британские колонии в Северной Америке.

Хотя английский Парламент никогда не вмешивался в ирландскую торговлю продовольствием, он пытался наложить запрет на ирландский шерстяной экспорт. В соответствии с Законом о шерсти 1699 г. Ирландии было запрещено экспортировать шерстяную продукцию в другие страны, колонии или даже в саму Англию. Этот закон также ограничивал экспорт шерстяного волокна и необработанной шерсти в метрополию [17, р. 577]. Закон о шерсти, как и Закон о крупном рогатом скоте, представляет собой пример политики меркантилизма. Возможно, колонии никогда бы не импортировали ирландское волокно или шерсть, но есть веские основания полагать, что ирландская шерстяная продукция могла широко продаваться на плантациях, если бы это не запретили. Во время принятия Закона о шерсти английское правительство попыталось успокоить ирландцев, заявив о своем намерении поощрять ирландскую торговлю льном [8, р. 205; 18, р. 485]. В какой-то степени последующая британская политика подтвердила данное обещание. Актом 1705 г. английский Парламент разрешил отправку некоторых видов ирландского льняного полотна в колонии [19, р. 104, 109; 20]. Прямые поставки ирландского льна оставались относительно небольшими, хотя и увеличились. В течение четырех лет до 1768 г. Ирландия отправила на плантации в среднем 292 тыс. ярдов льняного полотна [16].

Несмотря на то, что прямой экспорт Ирландии в колонии по-прежнему ограничивался несколькими видами товаров, ирландская колониальная торговля достигла значительных масштабов. Если в 1760-х гг. население британских плантаций составляло около 3 млн жителей [21, р. 6], то ирландцы в этом десятилетии ежегодно отправляли продовольствие в эквиваленте более полутора фунтов масла, двух фунтов свинины, и более пяти фунтов говядины на душу населения в британской Америке [22].

Судя по ценам в колониальных газетах, в совокупности три основных товара для экспорта (говядина, свинина и масло) оценивались в 350 тыс. ф. ст. в 1760-х гг. [23, р. 245]. Стоимость льна и других товаров, поставляемых на экспорт, таких как сыр и хлеб, превышала 400 тыс. ф. ст. Численные данные о количестве судов, направляющихся в Ирландию из нескольких американских портов, являются еще одним

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

свидетельством значительного объема торговли между Ирландией и Североамериканскими колониями в XVIII в.

Помимо прямого экспорта в колонии ирландцы отправляли товары на плантации через Англию или Шотландию. В 1730 г. Британский статут предусматривал, что весь ирландский лен, импортируемый в Великобританию, может быть реэкспортирован на плантации без уплаты дальнейших пошлин [17, p. 579]. Несколько лет спустя британский Парламент предоставил ту же сумму за ирландский лен, реэкспортированный из Великобритании, что и за лен отечественного производства [17, p. 578]. Другие ирландские товары, продаваемые в колониях, включали свечи, рыболовные принадлежности, килкеннийский мрамор, мыло, пряжу, шелковые платки, чернила и некоторые изделия из железа [20, p. 521]. Большая часть этих товаров была отправлена через британские порты, хотя вполне вероятно, что некоторые из них были ввезены контрабандой на судах, перевозящих законные грузы [24].

Торговые правила, регулирующие прямой импорт из колоний в Ирландию, имели более ограничительный характер, чем те, которые регулировали прямой экспорт. Закон о судоходстве 1671 г. устанавливал правила, согласно которым некоторые товары, такие как сахар, табак и индиго, должны были отправляться из колоний исключительно в Англию [24, p. 127-129]. Все остальные предметы, не перечисленные в тексте закона, могли по-прежнему направляться из колоний в Ирландию, и торговля этими товарами имела место [25, p. 329]. В 1696 г. Парламент принял закон, запрещающий прямой импорт любых колониальных товаров в Ирландию [4]. Возражения ирландцев против этого закона оказались бесполезными до 1731 г., когда англоирландскому лобби в Лондоне, наконец, удалось добиться его отмены [26, p. 149, 154, 159]. После этого Ирландия снова могла свободно импортировать неперечисленные товары из британских колоний.

В «Экономической истории Ирландии в восемнадцатом веке» Дж. О'Брайена не учитываются эти уступки. Автор полагает, что они оказались мало полезными, так как практически все колониальные продукты, желаемые ирландцами, остались в запрещенном списке [27, p. 173175]. Наибольшим спросом пользовались такие запрещенные для вывоза товары, как табак и сахар, однако Закон 1731 г. освободил некото-

рые колониальные товары, необходимые Ирландии. Когда в 1764 г. к перечню были добавлены изделия из железа и лесоматериалы, закон следующего года специально разрешил их прямой ввоз в Ирландию [17].

Таможенные показатели Ирландии свидетельствуют о прогрессивном, хотя и медленном росте прямого колониального импорта. Начиная с 8 239 ф. ст. в 1731-1732 гг., стоимость импорта достигла 23 594 ф. ст. по 1733-1734 гг. [22].

Наиболее важным товаром прямых импортных поставок в течение большинства лет было льняное семя. За 5-летний период с 1763 по 1768 г. Ирландия импортировала в среднем 31 тыс. бочек льняного семени в год, из которых 26 тыс. (примерно 84 %) отправлялось на Британские плантации. Бочарный струг также ввозили в больших количествах. В 1763-1764 гг. 17 160 из 26 265 ц бочарного струга было привезено из колоний. Среди других товаров, ввезенных легально напрямую из британских колоний, были пшеница и мука (в годы неурожая), ром, после 1764 г. - строительный лес [28, с.761].

Несмотря на увеличение прямого импорта, два основных колониальных продукта, привезенных в Ирландию, поставлялись из Великобритании. Таможенные записи показывают, что с 1763 по 1768 г. ирландцы импортировали через Великобританию в среднем почти 15 млн фунтов сахара и 5 млн фунтов табака [16, а 353]. Кроме того, значительное количество табака было ввезено нелегально. Часть его, а также нелегально импортированный ром были доставлены непосредственно из Североамериканских колоний [17].

Одним из интересных аспектов прямого колониального импорта Ирландии является его относительное значение для Североамериканских колоний. Как известно, в колониях Средней Атлантики и Новой Англии производилось мало товаров, которые могли бы продаваться на Британских островах, при этом большая часть их экспорта направлялась в Вест-Индию и Южную Европу. В результате судам, прибывающим из этих колоний на восток через Северную Атлантику, было трудно найти достаточное количество грузов. Кроме того, нехватка товарного экспорта в Британии была одной из причин нехватки чистой прибыли в американских колониях. Поставки в Ирландию предоставили этим колониям одну из немногих возможностей заполнить пустые трюмы и заработать фунты [29, p. 174-175]. Изучение списков парусников Во-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

енно-морского ведомства и в колониальных газетах показывает, что после 1731 г. большое количество судов, отправившихся из портов Бостона, Филадельфии и Нью-Йорка, направлялось в Ирландию [30].

Ирландская торговля была важна для Нью-Йорка и особенно для Филадельфии, в то время как размеры торговли Бостона с Ирландией были небольшими. Данные Л. Харпера свидетельствуют о том, что ирландская торговля с Вирджинией была незначительной, что ни один корабль не покинул Чарльстон в течение девяти лет, хотя в тот же период в Южную Каролину (Чарльстон) прибыло 45 кораблей из Ирландии [4, 30].

Структура торговли, которая проистекает из исследования ирландского импорта и экспорта, довольно четкая. Ирландцы отправляли гораздо больше товаров напрямую в английские колонии, чем импортировали из них. Большая часть колониального экспорта Ирландии шла в Вест-Индию. С другой стороны, почти весь ее прямой импорт происходил из северных континентальных колоний. Ирландское продовольствие было основным грузом первого этапа путешествия. Корк, Кинсейл и другие южно-ирландские порты были обычными пунктами выгрузки [12, р. 126-127]. Сахар, патока и ром составляли основные товары второй стадии. Льняное семя было самым важным товаром на последнем пути из Северной Америки. Очень большая часть судов из Филадельфии и Нью-Йорка в Ирландию отправилась в ноябре или декабре после сбора льна, а объявления в газетах дают понять, что лен был их основным грузом. Большинство этих кораблей, направляющихся на восток, прибывали в порты Дублина, Белфаста, Ньюри, Колрейна и Лондондерри - североирландские порты, расположенные недалеко от центров льняной промышленности.

Экономической значимости Ирландии способствовало несколько факторов. В течение первых трех четвертей XVIII в. ирландская экономика заметно расширялась. После 1691 г. в стране царил внутренний мир и относительная безопасность, несмотря на недовольство и волнения. Более важным фактором является то, что Ирландия производила все большие запасы продовольствия, ключевой экспорт для Британской империи и провизию для рабов и плантаторов Вест-Индии, моряков Военно-морского и торгового флота, а иногда и континентальных американцев. Британские торговые ограничения

2019. No. 4

не позволили Ирландии полностью реализовать свои возможности и затормозили ее развитие, но они не помешали Ирландии играть значительную роль в имперской торговле. Не отрицая реального ущерба или несправедливости политики, кажется очевидным, что вмешательство англичан в шерстяную промышленность Ирландии, которая была все еще более потенциальным, чем фактическим источником богатства, не могло разрушить национальную экономику.

Литература и примечания

1. Browne J. Seasonable Remarks on Trade. With some reflections on the advantages that might accrue to Great Britain by a proper regulation of the trade of Ireland. Dublin, 1728. P. 60 // A Collection of Tracts Concerning the Present State of Ireland, with Respect to the Riches, Revenue, Trade and Manufactures. 1728. London: T. Woodward, 1749. P. 15.

2. Beer G. L. British Colonial Policy, 1754-1765. New York: Macmillan, 1907. 356 p.

3. Beer G. L. The Old Colonial System, 1660-1754. 2 vols. New York: Macmillan, 1912. 412 p.

4. Harper L. A. The Effect of the Navigation Act on the Thirteen Colonies // The Era of the American Revolution / Ed. by B. M. Richard. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1939. 344 p.

5. Dickerson O. M. The Navigation Acts and the American Revolution. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1951. 344 p.

6. Froude J. A. The English in Ireland. London: Longmans, 1885. 379 p.

7. Lecky W. E. H. England in the XVIII Century. London: Longmans, 1891. 489 p.

8. Lipson E. The Economic History of England. London: Adam and Charles Black, 1937. 674 p.

9. Murray A. E. A History of the Commercial and Financial Relations between England and Ireland. London: P.C. King and Son, 1907. 516 p.

10. Англо-ирландцы (новые англичане) - потомки английской диаспоры в Ирландии и ирландских протестантов. Не все англо-ирландцы могли проследить свое происхождение от протестантских английских поселенцев Кромвелевского периода, некоторые были валлийского происхождения, а другие произошли от староанглийских или даже местных гэльских семей, обращенных в англиканство.

11. A Complete Collection of the Protests of the Lords / Ed. T. J. Rogers. Oxford: Clarendon Press, 1875. 580 p. The Cattle Acts 15 Charles II, p. 7; 18 Charles II, p. 2.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

12. O'Sullivan W. The Economic History of Cork City from the Earliest Times to the Act of Union. Cork: University Press, 1937. 382 p.

13. Sutherland S. H. Population Distribution in Colonial America. New York: Columbia University Press, 1936. 353 p.

14. Young A. Tour in Ireland. London: George Bell's and Sons, 1892. 312 p.

15. Newnham T. A View of the Natural, Political, and Commercial Circum stances of Ireland. London: T. Cadell and W. Davies, 1809. 443 p.

16. Customs Abstract 1764-1773. Manuscript 353 // National Library of Ireland. Dublin.

17. James F. G. Irish Colonial Trade in the Eighteenth Century // The William and Mary Quarterly. 1963. Vol. 20, № 4. P. 574-584.

18. Kearney H. F. The Political Background to English Mercantilism, 1695-1700 // Economic History Review. 1959. XI. P. 484-496.

19. Irish Commons Journal. Dublin, 1782-1785.

20. Calendar of State Papers, Colonial Series, America and West Indies, 1700. London: His Majesty's Stationery Office, 1910. 851 p.

21. Greene B., Harrington V. D. American Population before the Federal Census of 1790. New York: Columbia University Press, 1932. 254 p.

22. Value of Trade of Ireland 1698-1767 // National Library of Ireland. Manuscript 689.

23. Journal of the Commissioners for Trade and Plantations. London: H.M.S.O., 1920-1938. 812 p.

24. Andrews C. M. The Colonial Period of American History. New Haven: Yale University Press, 1964. 287 p.

25. Bruce P. A. Economic History of Virginia in the Seventeenth Century. New York: MacMillan and Co., 1896. 672 p.

26. Manuscripts of the Earl of Egmont // Historical Manuscripts Commission, Sixteenth Report. London: H.M. Stationery off, 1920. 578 p.

27. O'Brien G. The Economic History of Ireland. Dublin: Maunsel and company, 1918. 254 p.

28. A Statistical Abstract Supplement. Washington: University Press, 1960. 789 p.

29. Harrington V. D. The New York Merchant on the Eve of the Revolution. New York: Columbia University Press, 1935. 389 p.

30. Historical Statistics of the United States, Colonial Times to 1957 / Ed. by US Census Bureau.

References

1. Browne J. Seasonable Remarks on Trade. With some reflections on the advantages that might accrue to

Great Britain by a proper regulation of the trade of Ireland. Dublin, 1728. P. 60. A Collection of Tracts Concerning the Present State of Ireland, with Respect to the Riches, Revenue, Trade and Manufactures. 1728. London: T. Woodward, 1749, p. 15.

2. Beer G. L. British Colonial Policy, 1754-1765. New York: Macmillan, 1907, 356 p.

3. Beer G. L. The Old Colonial System, 1660-1754. 2 vols. New York: Macmillan, 1912, 412 p.

4. Harper L. A. The Effect of the Navigation Act on the Thirteen Colonies. The Era of the American Revolution. Ed. by B. M. Richard. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1939, 344 p.

5. Dickerson O. M. The Navigation Acts and the American Revolution. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1951, 344 p.

6. Froude J. A. The English in Ireland. London: Longmans, 1885, 379 p.

7. Lecky W. E. H. England in the XVIII Century. London: Longmans, 1891, 489 p.

8. Lipson E. The Economic History of England. London: Adam and Charles Black, 1937, 674 p.

9. Murray A. E. A History of the Commercial and Financial Relations between England and Ireland. London: P.C. King and Son, 1907, 516 p.

10. Anglo-Irish (new English) - descendants of the English diaspora in Ireland and Irish Protestants. Not all Anglo-Irish could trace their descent from the Protestant English settlers of the Cromwellian period, some were of Welsh descent, while others were descended from Old English or even local Gaelic families converted to Anglicanism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. A Complete Collection of the Protests of the Lords. Ed. T. J. Rogers. Oxford: Clarendon Press, 1875, 580 p. The Cattle Acts 15 Charles II, p. 7; 18 Charles II, p. 2.

12. O'Sullivan W. The Economic History of Cork City from the Earliest Times to the Act of Union. Cork: University Press, 1937, 382 p.

13. Sutherland S. H. Population Distribution in Colonial America. New York: Columbia University Press, 1936, 353 p.

14. Young A. Tour in Ireland. London: George Bell's and Sons, 1892, 312 p.

15. Newnham T. A View of the Natural, Political, and Commercial Circum stances of Ireland. London: T. Cadell and W. Davies, 1809, 443 p.

16. Customs Abstract 1764-1773. Manuscript 353. National Library of Ireland. Dublin.

17. James F. G. Irish Colonial Trade in the Eighteenth Century. The William and Mary Quarterly. 1963, vol. 20, No. 4, pp. 574-584.

18. Kearney H. F. The Political Background to English Mercantilism, 1695-1700. Economic History Review. 1959, XI, pp. 484-496.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

19. Irish Commons Journal. Dublin, 1782-1785.

20. Calendar of State Papers, Colonial Series, America and West Indies, 1700. London: His Majesty's Stationery Office, 1910, 851 p.

21. Greene B., Harrington V. D. American Population before the Federal Census of 1790. New York: Columbia University Press, 1932, 254 p.

22. Value of Trade of Ireland 1698-1767. National Library of Ireland. Manuscript 689.

23. Journal of the Commissioners for Trade and Plantations. London: H.M.S.O., 1920-1938, 812 p.

24. Andrews C. M. The Colonial Period of American History. New Haven: Yale University Press, 1964, 287 p.

2019. No. 4

25. Bruce P. A. Economic History of Virginia in the Seventeenth Century. New York: MacMillan and Co., 1896, 672 p.

26. Manuscripts of the Earl of Egmont. Historical Manuscripts Commission, Sixteenth Report. London: H.M. Stationery off, 1920, 578 p.

27. O'Brien G. The Economic History of Ireland. Dublin: Maunsel and company, 1918, 254 p.

28. A Statistical Abstract Supplement. Washington: University Press, 1960, 789 p.

29. Harrington V. D. The New York Merchant on the Eve of the Revolution. New York: Columbia University Press, 1935, 389 p.

30. Historical Statistics of the United States, Colonial Times to 1957. Ed. by US Census Bureau.

Поступила в редакцию / Received 21 ноября 2019 г. / November 21, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.