Научная статья на тему 'Иркутский музей декабристов на страницах современных периодических изданий'

Иркутский музей декабристов на страницах современных периодических изданий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКИЙ МУЗЕЙ ДЕКАБРИСТОВ / IRKUTSK MUSEUM OF DECEMBRISTS / E.A. YACHMENIOV / КУЛЬТУРНЫЙ БРЕНД / CULTURAL BRAND / ПИАР / PR / ПРЕССА / PRESS / Е.А. ЯЧМЕНЕВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эрлих Сергей Ефроимович

В статье рассматривается опыт директора Иркутского музея декабристов Е.А. Ячменева, превратившего провинциальный музей в один из самых известных в России. Показана роль личности, способной в условиях всеобщей конъюнктуры на «духовное понижение» сделать музей декабристов центром культурной и общественной жизни Иркутска. Анализируются технологии «раскрутки» культурного бренда музея с помощью средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Irkutsk museum of Decembrists in modern periodical editions

The article studies experience of the late E.А. Yachmeniov', who turned a provincial museum into one of the most famous in Russia. The author reveals the role of the personality capable of turning a Museum of Decembrists into a cultural and social center of Irkutsk, regardless of the general atmosphere of 'spiritual depression'. He also analyses a cultural brand promotion technology and the important role played by press in development of positive image of Irkutsk Museum of Decembrists at the regional and national level.

Текст научной работы на тему «Иркутский музей декабристов на страницах современных периодических изданий»

С.Е. Эрлих

ИРКУТСКИЙ МУЗЕЙ ДЕКАБРИСТОВ НА СТРАНИЦАХ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

В статье рассматривается опыт директора Иркутского музея декабристов Е.А. Ячменева, превратившего провинциальный музей в один из самых известных в России. Показана роль личности, способной в условиях всеобщей конъюнктуры на «духовное понижение» сделать музей декабристов центром культурной и общественной жизни Иркутска. Анализируются технологии «раскрутки» культурного бренда музея с помощью средств массовой информации.

Ключевые слова: Иркутский музей декабристов, Е.А. Ячменев, культурный бренд, пиар, пресса.

Иркутский музей декабристов - один из самых знаменитых провинциальных музеев России: деятельность его часто освещается в периодической печати России. В данной статье предпринимается попытка описать феномен превращения музея в своеобразный культурный бренд, проанализировать взаимоотношения музея со средствами массовой информации. При этом источниками для данной работы послужили не только центральные, но и местные периодические издания; ввиду труднодоступности последних были изучены их Интернет-версии.

Формированию положительного имиджа музея во многом способствовала деятельность его директора Е.А. Ячменева, трагически погибшего в 2008 г. в возрасте 49 лет. Со школьных лет он связал свою судьбу с музеем. В 1983 г. стал его директором1. Е.А. Ячменев продемонстрировал, как велика роль личности в истории культуры. Его опыт - технологичен. Он может быть полезен другим руководителям культуры.

© Эрлих С.Е., 2010

Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов - крупнейший из музеев, посвященных декабристам. Он имеет давнюю и драматичную предысторию:

Что же касается идеи создания иркутского музея декабристов, то <...> впервые подобные мысли, озвученные публично, появились в 1913 году. Тогда архивная комиссия города организовала выставку иркутской старины. На ней и были показаны некоторые декабристские вещи. Но выстрел в Сараево развязал Первую мировую войну, затем гражданская междоусобица, разруха - стране и обществу стало не до декабристов. В 1925 году новый всплеск интереса к декабристам - столетие восстания на Сенатской площади. В Иркутском музее революции разворачивают специальную выставку. <...> Но и тогда до дела не дошло. Году где-то в 1936-м вновь заволновались любители старины, но последовавшие сталинские репрессии, а затем Вторая мировая война загнали всякие соображения в глубокое подполье. В конце пятидесятых - начале шестидесятых теперь уже прошлого века иркутские и московские историки вновь встрепенулись. Дома Трубецких и Волконских ветшали, менялся их вид, так недолго было их и вовсе утратить. Но, как назло, сначала развенчивание культа личности, а затем Карибский кризис вновь отвратили власти от достойного сохранения памяти дворянских революционеров. Искушенные и мудрые люди предупредили иркутян, чтобы пока повременили с идеей: мол, если сейчас откажут, то тогда уж надолго, если не навсегда. Словом, надо было ждать момента. Он наступил, когда дом Трубецкого расселили и стали капитально ремонтировать. Да так рьяно, что от первоначального облика, планировки могло остаться одно воспоминание. Общественность забила тревогу. Так началась уже реставрация. В 1970 году, когда страна отмечала столетие со дня рождения Владимира Ленина, осталось сделать последние штрихи, чтобы дом Трубецких официально стал музеем. Но тут председателя Иркутского горисполкома Николая Салацкого вызвал на ковер всесильный хозяин области, первый секретарь обкома КПСС Николай Банников: «Весь Союз отмечает юбилей вождя революции, а вы все возитесь с Домом какого-то князя!» И все же дом-музей Трубецкого открыли. Без особой помпы, под самый Новый год, чтобы не привлекать внимание. «Партийные власти, несмотря на известные ленинские цитаты о декабристах, - вспоминает Евгений Ячменев, - как будто нутром чувствовали, что это какие-то неправильные, нетипичные революционеры»2.

Иркутскому музею повезло, что в драматическую эпоху перемен его возглавил столь неординарный человек, как Ячменев. Достаточ-

Проблемы теории электронных СМИ

но прочесть, как он «презентировал» себя на сайте «Кто есть кто в Иркутске», чтобы убедиться — это был действительно яркий представитель формирующегося ныне типа руководителя, соединяющего таланты администратора, специалиста по пиар-компаниям и шоумена:

Историк. Автор научных и популярных статей о декабристах и культуре Восточной Сибири. Преподаватель спецкурса «Дворянская культура и этикет». <...> Музыкант, пианист, ученик профессора, заслуженного деятеля культуры России Дмитрия Баскова. Концертмейстер и ведущий музыкальных программ. Актер-любитель. Композитор-дилетант, автор музыки к спектаклям театра «Юность» Дворца пионеров <...> и «Домашнего театра Волконских». <...> Заведующий музеем декабристов. <...> Владеет французским языком. Хобби — классическая музыка и верховая езда — вполне дворянские занятия. Член польского клуба «Висла» и Ассоциации друзей Франции, ведет большую общественную работу3.

Необходимо добавить, что «актер-любитель» был востребован и на профессиональной сцене. Осенью 2006 г. Ячменев с успехом сыграл драматурга Коцебу в спектакле «Наш господин Чичиков» Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Участвовал он и в телевизионном проекте Н.С. Бондарчук. В снятом Бондарчук 10-ти серийном фильме «Одна любовь души моей» Ячменев выступил не только в роли консультанта, но также исполнил роль декабриста Ф.В. Вольфа4. Кроме того Ячменев был и талантливым театральным педагогом. Среди его учеников, например, ультрамодный режиссер и актер Иван Вырыпаев5.

Чрезвычайно важно, что, став руководителем музея декабристов, Ячменев не пошел по привычному для большинства учреждений культуры пути, обрекающему эти учреждения на прозябание в условиях радикальных реформ. Не секрет, что многие из «объектов культсоцбыта» выживают, сдавая в аренду помещения. Евгений Александрович

был категорически против сдачи любого помещения в аренду», хотя «ему напрямую и неоднократно "рекомендовали" снизить планку работы музея декабристов до среднестатистического краеведческого уровня, оставив в доме Волконских две-три мемориальные комнаты, а все остальное пустить на "зарабатывание денег"»6.

Он поставил перед собой амбициозную задачу: сделать музей действительным очагом культуры, то есть местом, вокруг которого собираются люди. Вопреки желанию руководства Иркутского об-

ластного краеведческого музея, филиалом которого до конца 1999 являлся музей декабристов, Е.А. Ячменев продолжил традицию «салонов», некогда собиравшихся в домах Волконских и Трубецких. Кроме того, был «возрожден "Домашний театр Волконских". Организуется показ видеофильмов по истории и культуре. Проводятся занятия "Школы хороших манер". Открыта для посещения конюшня Волконских и конюшня Трубецких»7.

Таковы были формы публичной активности музея: «стилизованные "светские" салоны»8, «Домашний театр»9, «Школа хороших манер», конюшни10 - это все «вполне дворянские занятия». Ячме-неву удалось найти для своего музея «изюминку»: именно в стенах музея жители Иркутска могли реализовать желание приобщиться к «благородству» дворян-декабристов. Стоит отметить, что при этом сотрудники музея позиционировали «высокую», дворянскую культуру как престижную, заставили своих посетителей повышать свой культурный уровень. Ячменев подтверждал подобные установки ссылкой на В.Ф. Одоевского: «Хороший артист сам должен создать вкус публики, а не слепо повиноваться ее вкусу, или уже испорченному, или еще не образованному». И затем продолжал:

У нас большой популярностью пользуется программа «Бал у Волконских». Это экскурсия с элементами светского этикета. Школьники приезжают соответственно экипированными, девочки шьют платья, мальчики тоже стараются добавить хоть какой-то элемент, чтобы внешне приблизиться к XIX веку. Плюс, конечно, концертная программа и плюс чаепитие, с пирожными, с конфетами, где современные школьники узнают, что не так просто было съесть пирожное и выпить чашечку чаю. Все эти тонкости, соединенные в одну программу, действуют очень облагораживающе11.

Вопреки главному направлению современной культуры, музей декабристов продолжает просветительскую миссию самих декабристов. И когда руководство областного краеведческого музея утверждало, что проведение «стилизованных "светских" салонов» -«чужеродный элемент»12 в деятельности музея, оно заблуждалось. Но совершенно справедливы обвинения оппонентов, что директор музея декабристов организовал «элитарный клуб в Иркутске»13. Следует признать, что Иркутский музей декабристов возродил декабристскую традицию, согласно которой в «салонах Трубецких и Волконских когда-то формировалось общественное мнение, это была основная форма общественной жизни Иркутска»14. Он действительно стал центром общественной жизни и, следовательно, формирования общественного мнения своего города.

Проблемы теории электронных СМИ

Е.А. Ячменев не ограничивался городскими масштабами. В связи с планами сделать байкальский регион туристско-рекреацион-ной зоной он разработал областной проект «Декабристское кольцо Сибири», который

призван направить туристические потоки по декабристским местам. Цикл экскурсий рассчитан максимально на 7-10 дней и охватывает Иркутск, архитектурно-этнографический музей «Тальцы», поселок Листвянка, села Урик, Усть-Куду, Оек, Тельму, Александровский завод, Олонки, Бельск и Смоленщину. Декабристская тема рассматривается как стержневая, вокруг которой могут быть организованы мероприятия «культурного туризма»15.

Сообщения СМИ, опирающиеся на грамотные пресс-релизы руководства музея, позволяют отметить целенаправленные действия по «раскрутке бренда». Прежде всего стоит выделить создание как можно большего числа «информационных поводов». Это и торжественная демонстрация новых экспонатов, и ежегодный фестиваль искусств «Декабристские вечера», на котором представлено как «классическое, так и народное искусство»16, и «шахматный турнир среди иркутских любителей на кубок князя Волконского», и премьера монооперы «Записки Марии Волконской»17, и ежегодное вручение в залах музея премии «Интеллигент провинции»18 и «премий губернатора в области литературы и искусства»19, и презентации книг20 и юбилейных почтовых конвертов21, и, даже областной конный фестиваль22. Не могу не выделить активную издательскую деятельность иркутского музея. Он взял на себя продолжение знаменитой серии «Полярная звезда»23. Вместе с другими организациями музей финансировал издание эпатажной книги А.Ю. Чернова «Сожженная глава "Евгения Онегина"»24.

Бывало, что чувство меры изменяло директору музея декабристов. Так, в погоне за популярностью он решил подыграть моде на «паранормальные явления»:

Однажды мы установили в комнате бюст Пушкина - ровно-ровно на углу ковра. Наутро тумба оказалась сдвинутой на 10-20 сантиметров. Как предполагают работники музея, бывшим жильцам-декабристам не понравилось расположение бюста их товарища. А столы и стулья в музее двигаются постоянно. Перед закрытием вся мебель стоит на одном месте, а утром стулья выдвинуты из-под стола, как будто ночью кто-то за ним сидел. По словам директора Дома-музея Волконских Евгения Ячменева, души умерших подают добрые сигналы. - Даже работая над докторской диссертаци-

ей, - рассказывает Евгений Александрович, - я чувствую прилив сил, способствующий открытиям, вроде меня кто-то подталкивает. Как-то вечером я бродил по музею и в зеркале увидел отражение Марии Николаевны Волконской. Она была в белом платье и как будто кружилась в танце25.

Шум в прессе привлекает чиновных экскурсантов26, которые пытаются поднять предвыборный рейтинг, проявляя внимание к «культурным героям» сибиряков и «священным предкам» интеллигенции. Эти визиты, в свою очередь, еще больше повышают интерес СМИ к музею. Приток посетителей, жаждущих взглянуть на «гостиный столик середины 18 века», за которым «во время встречи с творческой общественностью Иркутска в 2000 году сидел Президент Владимир Путин», гарантирован. Но важнее другое. «Освящение» политической властью делает музей привлекательным для благотворителей. Вслед за скромным «Масложиркомбинатом»27 приходит всемогущий «Норникель», с пожертвованием в «полмиллиона рублей»28. Наступает новый виток интереса прессы к музею, в котором «сошлось все: итог нашей научной и поисковой работы, помощь друзей музея и вообще отношение к нему. Декабристская тема остается актуальной. Иркутский музей декабристов известен далеко за пределами Рос-сии»29. По словам самого Евгения Александровича:

Вокруг музея складывается коллектив его друзей. Некоторые предприниматели, банковские структуры нас поддерживают, и это постепенно выстраивается в систему. Сейчас мы думаем о попечительском совете и очень взыскательно смотрим на наших почитателей, с тем чтобы выбор был окончательный и бесповоротный. Выкристаллизовался круг наших друзей, организаций, которые нам помогают. Это и акционерное общество «Иркутскэнерго», и Иркутский алюминиевый завод компании «Суал», и иркутский филиал Внешторгбанка, Байкальский банк Сбербанка России с новым, молодым руководством, которое очень хорошо относится к музею, и страховая компания «Востсибжасо»30.

Такова технология взаимодействия музея со средствами массовой информации, служащая максимальной «раскрутке» культурного бренда. На мой взгляд, будущие исследователи, изучающие историю взаимодействия прессы и культуры, должны поставить Яч-менева в один ряд с М.Б. Пиотровским и В.А. Гергиевым. Думаю, что Ячменеву стоит выделить первое место в этом ряду, так как сделать культурным брендом эпохи провинциальный музей - дело крайне сложное.

Проблемы теории электронных СМИ Примечания

1 Солоненко С. Умер директор // Пятница. 2008. 27 июня.

2 Кез С. А после обеда дамы шли в залу... Вся правда о декабристах в Сибири // Независимая газета. 2007. 26 марта.

3 Ячменев Евгений Александрович [Электронный ресурс] // Сайт «Кто есть кто в Иркутске». [Б.м., 2009]. URL: http://whoiswho.irkutsk.ru/9/172.html (дата обращения: 03.10.2009).

4 Наталья Бондарчук подарила Иркутскому музею декабристов свой новый фильм // Известия. 2007. 25 декабря.

5 Андреева О. Евгений Ячменев: «Я очень верю в Иркутск» [Электронный ресурс] // Областная газета (Иркутск). 2007. 2 февраля. № 10. URL: http://www.og-

irk.ru/vp132/evgeniy_yachmenev_%ABya_ochen_veryu_v_irkutsk%BB/view_1

491.html (дата обращения: 03.10.2009).

6 Верещагина С. Остается одно: драться?! О судьбе музея декабристов в Иркутске [Электронный ресурс] // Восточно-Сибирская правда. 1997. 31 мая. № 104-105. URL: http://www.vsp.ru/paperposts/1997/05/31/22958 (дата обращения: 03.10.2009).

7 История дома декабристов [Электронный ресурс] // Сайт «Культурный Иркутск». [Б.м., 2009]. URL: http://kultura.irkutsk.ru/ru/museum/museumdekabris-tov/history/? (дата обращения: 03.10.2009).

8 «Абсурдно по ряду причин...» (Резонанс на статью С. Верещагиной «Остается одно: драться») // Восточно-Сибирская правда. 1997. 27 июня. №№ 128-129. URL: http://www.vsp.ru/culture/1997/06/27/330689 (дата обращения: 03.10.2009).

9 Театр «Юность» откроет сезон концертом в Музее декабристов [Электронный ресурс] // Сайт регионального информационного центра «БАБР^Ш. 2005. 16 ноября. URL: http://news.babr.ru/?IDE=25902 (дата обращения: 03.10.2009).

10 Верещагина С. Остается одно: драться?!.

11 «Музей не может быть делом частных рук»: С Е.А. Ячменевым беседовала О.В. Эдельман // Время новостей. 2006. 17 января. № 5.

12 Верещагина С. Остается одно: драться?!.

13 «Абсурдно по ряду причин...»: (Резонанс на статью С. Верещагиной «Остается одно: драться»)...

14 Верещагина С. Остается одно: драться?!.

15 Андреева О. Евгений Ячменев: «Я очень верю в Иркутск».

16 В Иркутске открывается фестиваль «Декабристские вечера» [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства Regnum. 2003. 8 декабря. URL: http://www.regnum.ru/allnews/191122.html (дата обращения: 03.10.2009).

17 Церадзе Л. Декабристские вечера в Иркутске [Электронный ресурс] // Номер один. 2004. 23 декабря. № 51. URL: http://pressa.irk.ru/editions.php?id= 1&n=259&p=6339 (дата обращения: 03.10.2009).

18 Есть интеллигенты в нашей провинции! [Электронный ресурс] // Сайт регионального информационного центра «БАБР^Ш. 2008. 22 мая. URL: http:// news.babr.ru/?IDE=45706 (дата обращения: 03.10.2009).

19 В Иркутске открывается ХХ областной фестиваль «Декабристские вечера»...

20 Уникальное издание Пушкина получили в подарок иркутяне от принца Уэльского [Электронный ресурс] // Новости Иркутска. 2004. 4 июня. Вып. 104. URL: http://pressa.irk.ru/tape.php?id=35&n=180&c=3 (дата обращения: 03.10.2009).

21 В доме-музее декабристов пройдет спецгашение конвертов, посвященных декабристам [Электронный ресурс] // Новости Иркутска. 2004, 4 июня. Вып. 104. URL: http://pressa.irk.ru/tape.php?id=35&n=180&c=3 (дата обращения: 03.10.2009).

22 В Иркутске прошел конный фестиваль [Электронный ресурс] // Сайт Федерального информационного портала «Regions. Ru». 2005. 4 октября. URL: http://www.regions.ru/news/1904466/ (дата обращения: 03.10.2009).

23 Жартун С. «Земную жизнь пройдя до середины» [Электронный ресурс] // Восточно-Сибирская правда. 2007. 22 февраля. URL: http://www.vsp.ru/show_arti-cle.php?id=39061 (дата обращения: 03.10.2009).

24 Рукописи не горят [Электронный ресурс] // Культура. 1999. 10-16 июня. № 20. URL: http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=72&rubric_id= 1000962&crubric_id=1000964&pub_id=148385 (дата обращения: 03.10.2009).

25 Грязное А. Декабристы по ночам двигают бюст Пушкина // Комсомольская правда. 2003. 3 марта.

26 Музею декабристов будет подарен уникальный портрет [Электронный ресурс] // Сайт регионального информационного центра «БАБР^Ш. 2005. 3 марта. URL: http://www.babr.ru/news/print.php?IDE=6354 (дата обращения: 03.10.2009).

27 Носова М. Портрет декабриста в дар музею [Электронный ресурс] // Восточно-Сибирская правда. 2001. 26 июля. № 141. URL: http://www.vsp.ru/cul-ture/2001/07/26/348691 (дата обращения: 03.10.2009).

28 В музее декабристов появились новые экспонаты [Электронный ресурс] // Сайт ГТРК «Иркутск». 2004. 18 мая. URL: http://vesti.irk.ru/kul_tura/2004/ 05/18/16260/ (дата обращения: 03.10.2009).

29 Там же.

30 «Музей не может быть делом частных рук»: С Е.А. Ячменевым беседовала О.В. Эдельман.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.