Научная статья на тему 'ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД. ВЕХИ ИСТОРИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД. ВЕХИ ИСТОРИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ И ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ САМОЛЕТА / АВИАСТРОЕНИЕ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ВОЗДУШНАЯ ИНДУСТРИЯ / ИННОВАЦИИ / СIVIL AND MILITARY AVIATION / AIRCRAFT CONSTRUCTION / AIRCRAFT BUILDING / HISTORY OF DEVELOPMENT / AIR INDUSTRY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Реутова К.С., Ташкин В.А.

Затронуты ключевые вопросы истории развития самолетостроения отечественной гражданской и военной авиации, современное состояние завода на данный момент и перспективы авиастроительного предприятия в ближайшее время (конец 2017-начало 2018г) с учетом оптимистичного прогноза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Реутова К.С., Ташкин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRKUTSK AVIATION FACTORY. MILESTONES OF HISTORY, MODERN CONDITION AND PERSPECTIVES

In this report we touched the key questions of aircraft construction of domestic civil and military aviation, modern condition of factory at the moment and perspectives of aircraft building enterprise in the nearest future taking into consideration the optimistic forecast.

Текст научной работы на тему «ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД. ВЕХИ ИСТОРИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 629.73

ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД. ВЕХИ ИСТОРИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К. С. Реутова, В. А. Ташкин

Красноярский филиал Санкт-Петербургского государственного университета

гражданской авиации Российская Федерация, 660022, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, 12 Е-mail: reutovaksusha@mail.ru

Затронуты ключевые вопросы истории развития самолетостроения отечественной гражданской и военной авиации, современное состояние завода на данный момент и перспективы авиастроительного предприятия в ближайшее время (конец 2017-начало 2018г) с учетом оптимистичного прогноза.

Ключевые слова: гражданская и военная авиация, конструирование самолета, авиастроение, история развития, воздушная индустрия, инновации.

IRKUTSK AVIATION FACTORY. MILESTONES OF HISTORY, MODERN CONDITION AND PERSPECTIVES

K. S. Reutova, V. A. Tashkin

Krasnoyarsk Branch of Saint-Petersburg State University of Civil Aviation" 12, Aerovokzalnaya Str., Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation Е-mail: reutovaksusha@mail.ru

In this report we touched the key questions of aircraft construction of domestic civil and military aviation, modern condition of factory at the moment and perspectives of aircraft building enterprise in the nearest future taking into consideration the optimistic forecast.

Keywords: dvil and military aviation, aircraft construction, aircraft building, history of development, air industry, innovations.

28 марта 1932 года Наркоматом тяжёлой промышленности СССР был издан приказ № 181 о строительстве авиазавода в Иркутске. Завод получил название «Иркутский авиационный завод № 125».

1934 - завод приступил к постройке первого своего самолёта - истребителя И-14.

На первый квартал 1942 года заводу устанавливается план выпуска боевых самолетов ПЕ-2 в количестве 307 машин [4].

Так же в 1942 году устанавливается план по выпуску 37 самолетов ИЛ-4 (рис. 1). И первый самолет ИЛ-4 выкатили из цеха сборки на аэродром в начале октября 1942 г.

В сентябре 1946 года произошел пожар на ИАЗ. Огонь быстро распространялся по цехам, прибывшие пожарные не справлялись с огнем из-за высоты зданий. Начали выкатывать самолеты ЕР-2 и агрегаты ТУ-2, выносить детали, материалы, инструменты. Часть агрегатов и чертежей удалось спасти, но технологическая цепочка изготовления и сборки самолета ТУ-2 была нарушена. Огненная стихия полностью уничтожила сборочный цех, и еще 8 цехов получили разрушения. Начались восстановительные работы цехов [2].

В начале сентября 1949 года все работы по запуску производства самолета ИЛ-28 были приостановлены, так как было дано новое задание - запуск серийного производства самолета ТУ-14 с 2 реактивными двигателями. Производство самолета ТУ-2 было прекращено [3].

В 1953 году цеха осваивают и изготавливают самолеты: ТУ-14, ИЛ-28, АН-12.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3

Иркутский авиазавод стал пионером строительства специализированных военно-транспортных самолётов. В 1959 году был построен первый опытный экземпляр Ан-12 - самолёта, ставшего важнейшей вехой на пути развития отечественной авиации.

Третье поколение фронтовых самолётов пришло в цеха завода в образе учебно-боевого самолета МиГ-23УБ (рис. 2). Его выпуск был налажен в кратчайшие сроки и с высоким качеством. МиГ-23УБ строились только в Иркутске (общий объем выпуска составил 1008 единиц), и самолёты этого типа поставлялись в ВВС СССР и на экспорт.

Рис. 1. Военный самолёт ИЛ-4

Рис. 2. Учебно-боевой самолёт МиГ-23УБ

Опыт строительства МиГ-23УБ позволил Иркутскому машиностроительному заводу в 1973 году приступить к производству сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-27 - первого в СССР носителя высокоточного оружия нового поколения [1].

В 1975 году приказом Министерства авиационной промышленности ИМЗ переименовывается в Иркутский авиационный завод. В 1976 году за трудовые достижения завод был награждён Орденом Октябрьской Революции.

В 1982 году, после того как Индия приобрела в СССР лицензию на производство у себя МиГ-27. После завершения выпуска МиГ-27 Иркутский авиационный завод приступил к освоению самолётов четвертого поколения - Су-27УБ.

В начале 2000-х годов на ИАЗ получила активное развитие программа выпуска международных коммерческих самолётов серии Су-30. Успешное выполнение контракта на поставку Индии самолетов Су-30МКИ открыло широкие перспективы на международном рынке.

В 2006 году совместным решением Министерства обороны и Министерства промышленности и экономики РФ иркутскому авиазаводу было поручено производство самолёта поколения четыре плюс Як-130.

8 июня в Иркутске состоялась презентация нового российского среднемагистрального самолёта МС-21-300 (рис. 3). Это знаковое событие, т. к. лайнер воплотил в себе все самые современные технологии самолётостроения - его композитные крылья, изготовлены по технологии, которая пока нигде в мировом авиастроении не применялась, а уровень комфорта для пассажиров сравним с комфортом широкофюзеляжных самолётов.

МС-21-300 способен поднять на борт от 163 до 211 пассажиров. Самолет может эксплуатироваться во всех климатических зонах. Семейство самолетов МС-21 ориентировано на самый емкий сегмент мирового авиарынка.

В октябре 2017 года произошла перегонка МС-21 с Иркутска в Москву. Первые поставки пассажирского самолета нового поколения МС-21 начнутся в 2019 году с 10-15 самолетов, затем объемы будут увеличены до 20-30 машин, ориентировочно с 2022 года планируется выйти на полную мощность - до 70 машин в год.

Рис.3 Российский среднемагистральный самолёт МС-21-300

В перспективе семейство самолётов МС-21 предполагается расширить. В частности увеличенным, как по длине, так и по площади крыла МС-21-400 с взлётной массой 105 тонн и двигателем ПД-14М. В более отдалённой перспективе, МС-21-500, МС-21-600 и МС-21-700, точные параметры которых сейчас ещё уточняются. Также рассматриваются дальнемагистральные варианты МС-21-300ЬЯ и МС-21-400ЬЯ с коммерческой дальность до 12000 км увеличенным запасом топлива и двигателями ПД-18Р. Предполагается, что в перспективе взлётная масса самолётов семейства может превысить 155 тонн, а тяга двигателей достигнет 20-25 тонн [5].

Библиографические ссылки

1. Свищев Г. П. Авиация. M. : Большая Российская энциклопедия. Центральный аэродинамический институт им профессора Н. Е. Жуковского, 1994. 252 с.

2. Трутнев И. В. Авиационный завод // Земля Иркутская. 2006. № 1. С. 12-17.

3. Шавров В. Г. История конструкции самолетов в СССР 1938-1950 гг. М. : Машиностроение, 1978. 320 с.

4. Electronic textbook Wikipedia [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %98 %D1 %80 %D0 %BA %D1 %83 %D1 %82 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B9_ %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %B8 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %B7 %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %B4 (дата обращения: 02.11.2017).

5. Electronic textbook Livejournal [Электронный ресурс]. URL: http://russos.livejournal. com/1352546.html (дата обращения: 11.03.2017).

Реутова К. С., Ташкин В. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.