Научная статья на тему 'Иркутск как опорный пункт международного транспортно-логистического коридора «Запад-восток»'

Иркутск как опорный пункт международного транспортно-логистического коридора «Запад-восток» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ ПУНКТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / FOOTHOLD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябченкова Антонина Васильевна

В соответствии со стратегией развития транспортно-логистического комплекса Российской Федерации город Иркутск в силу своего географического расположения должен стать одним из основных опорных пунктов транспортно-логистического коридора «запад-восток», так как имеет статус города регионального центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRKUTSK AS A FOOTHOLD OF INTERNATIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS CORRIDOR "WEST-EAST"

Due to its geographical location and in accordance with the development strategy of the transport and logistics complex of the Russian Federation the city of Irkutsk is to become one of the main footholds of the transport and logistics corridor "East-West " since it has the status of the city and a regional center.

Текст научной работы на тему «Иркутск как опорный пункт международного транспортно-логистического коридора «Запад-восток»»

мен в российской реальности, маргинальность проявляется неопределенностью социальной структуры и характерна для всех социальных групп общества, что в свою очередь увеличивает социальную энтропий-ность. Возникновение в российском обществе новых социальных вынужденных маргинальных групп связано с изменениями в социальной структуре, в производственном секторе экономики и как следствие с ухудшением материального состояния большинства населения, перемещающегося в поисках работы. Стали меняться традиционные нормы и ценности, статусное положение социальных групп, члены которых все больше определялись маргинальностью позиции в общественном процессе. В первую очередь это коснулось социально-профессиональных групп, столкнувшихся с изменением своего статуса, чаще всего с его понижением, что привело в большинстве случаев к распаду этих групп и переходу их в состояние марги-нальности. И таких групп в российском обществе сегодня достаточное количество - мигранты, вынужден-

ные переселенцы, безработные, выпускники профессионального образования, представители малого бизнеса, интеллигенции и группы элит, не определившихся в своих ценностях и отношениях к стране. Новые маргинальные группы играют все более заметную роль в общественном развитии, институциализируя свои потребности и интересы, осваивая новое для них социальное пространство. И это освоение не всегда совпадает с ожиданием общества и с ожиданием самих маргинальных групп. При прочих позитивных условиях развития общества большинство этих групп (исключая криминальные) могли бы стать ресурсом качественного и рационального обновления социальной структуры в новой социально-экономической модели общественного развития и преодолеть свое маргинальное состояние. Это возможно при целенаправленном управленческом воздействии на факторы, детерминирующие маргинальность как социальное явление, и трансформации маргинальных групп в легитимные социальные группы.

Статья поступила 05.02.2014 г.

Библиографический список

1. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнография: реферативный сб. М., 1979. С.90-112.

2. Маркова Н.Г. Проблемные ситуации современной маргинальной личности и пути снятия напряжения адаптации // Мир психологии. 2008. №4. С139-148.

3. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.

4. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

6. Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.

УДК 33 ББК 65.291

ИРКУТСК КАК ОПОРНЫЙ ПУНКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОРИДОРА «ЗАПАД-ВОСТОК»

© А.В. Рябченкова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В соответствии со стратегией развития транспортно-логистического комплекса Российской Федерации город Иркутск в силу своего географического расположения должен стать одним из основных опорных пунктов транспорт-но-логистического коридора «запад-восток», так как имеет статус города - регионального центра. Ил. 3. Табл. 5. Библиогр.3 назв.

Ключевые слова: опорный пункт; стратегия развития; интеграция; инновационные технологии.

IRKUTSK AS A FOOTHOLD OF INTERNATIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS CORRIDOR "WEST-EAST" A.V. Ryabchenkova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Due to its geographical location and in accordance with the development strategy of the transport and logistics complex of the Russian Federation the city of Irkutsk is to become one of the main footholds of the transport and logistics corridor "East-West " since it has the status of the city and a regional center. 3 figures. 5 tables. 3 sources.

Key words: foothold; development strategy; integration; innovative technologies.

1Рябченкова Антонина Васильевна, доцент кафедры градостроения, тел.: 89834048159, e-mail: Ryabantonina@mail.ru Ryabchenkova Antonina, Associate Professor of the Department of Urban Planning, tel.: 89834048159, е-mail: Ryabantoni-na@mail.ru

Транспортно-логистический коридор «запад-восток» является сухопутным транзитным транспорт-но-логистическим коридором и важнейшим внутрикон-тинентальным авиа-авто-железнодорожным пассажирским и грузовым направлением страны.

В соответствии со стратегией развития транс-портно-логистического комплекса Российской Федерации город Иркутск в силу своего географического расположения должен стать одним из основных опорных пунктов транспортно-логистического коридора «запад-восток», так как имеет статус города - регионального центра (рис. 1).

крупное на востоке России Ковыктинское газоконден-сатное месторождение. Подготовленные запасы газа позволят добывать от 25 до 37 млрд м3 в год в течение 30 лет. Прогнозные ресурсы угля составляют 46 млрд т, разведанные - 14,4 млрд т.

Машиностроительный комплекс области включает предприятия по созданию сложной современной авиационной техники, электротехнической продукции, различного оборудования. В настоящее время опорными предприятиями комплекса являются НПО «Ир-кут» и ОАО «Иркутсккабель». Их доля в объеме промышленной продукции достигает 80%. Область зани-

Рис. 1. Транспортно-логистические коридоры Российской Федерации

Иркутск - административный центр Иркутской области. Является важным стратегическим транспортным узлом как для страны, так и для области в целом. По состоянию на 2012 год официальное население Иркутска составляет 580 700 человек. Город является центром Иркутско-Черемховской полицентрической агломерации с населением около 1,09 млн чел. (1719-е место в РФ). Это 40% всего населения Иркутской области и более 50% городского населения [3].

Иркутская область граничит с Читинской областью, Красноярским краем, республиками Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва.

Протяженность всей территории с запада на восток - 1,5 тыс. км, с севера на юг - 1,4 тыс. км. Площадь Иркутской области - 767,9 тыс. км2, в том числе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа -22,4 тыс. км2. Иркутская область по площади больше любого западноевропейского государства. На ее территории смогли бы разместиться Италия, Дания, Бельгия, Великобритания, Португалия и Голландия, вместе взятые. Основой индустриального развития области являются ее гидроэнергетические ресурсы, которые составляют 10% общероссийского объема. По запасам минерального сырья область занимает 7-е место в России.

Ресурсы поваренной соли оцениваются в десятки трлн т, нефти - в 2 млрд т (разведано 327 млн т). На территории Иркутской области расположено самое

мает первое место в России по лесонасаждениям (11,5%). На долю региона приходится 14% деловой древесины (1-е место в стране), 12% пиломатериалов (1-е место), 27% целлюлозы (по варке) (2-е место), 6% электроэнергии (3-е место), 7% картона (3-е место), 10% синтетических смол и пластмасс (4-е место), 4% угля (4-е место), 6% клееной фанеры (7-е место), более трети алюминия, 14% поваренной соли, 10% золота, 5% железной руды.

Пищевая и легкая промышленность существуют для удовлетворения потребностей местного населения. Область, ранее ввозившая хлеб, стала почти полностью (на 79-94%) обеспечивать им свое население. Основными производителями скота на убой являются личные подсобные хозяйства. К началу 2007 г. в личных подворьях находились 71% областного поголовья крупного рогатого скота, 49% свиней, 86% овец и коз. В хозяйствах населения и фермеров производится 57% мяса, 79% молока, 11% яиц, в сельхозпредприятиях - соответственно 43, 21, 89% [1].

Для решения поставленной задачи по созданию Иркутска как опорного пункта международного транс-портно-логистического коридора «запад-восток» необходимо построение системы координации взаимодействия власти и бизнеса при планировании размещения логистических центров. В связи с этим, предлагается разработать стратегию развития транспортно-логистического комплекса Иркутска (далее - страте-

гия) с целью формирования научно-обоснованной политики правительства Иркутска и Иркутской области по модернизации, развитию, повышению конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса (ТЛК) города.

Стратегия предполагает:

- единую систему приоритетов развития ТЛК Иркутска и направления их реализации на отдельные виды транспорта, в сфере транспортных, логистических, терминально-складских и дистрибутивных услуг с учетом их специфики;

- план мероприятий правительства Иркутска по реализации стратегии развития ТЛК Иркутска.

Последующая реализация стратегии должна стать для комитета по транспортно-транзитной политике правительства Иркутска приоритетным направлением деятельности.

В основу разработки стратегии развития транс-портно-логистического комплекса Иркутска необходимо положить следующие принципы:

- разработка целевых установок стратегии исходя из приоритетов социально-экономического и градостроительного развития Иркутска;

- нацеленность стратегии на решение задач ускорения товародвижения, снижения транспортных издержек в экономике, улучшения транспортной доступности, создания добавленной стоимости, повышения надежности и эффективности работы ТЛК Иркутска;

- максимальная реализация преимуществ географического положения Иркутска для формирования конкурентоспособного транспортно-логистического и дистрибутивного центра в Западной Сибири;

- обеспечение эффективного взаимодействия различных видов транспорта, транспортной и терминально-логистической инфраструктуры при осуществлении мультимодальных перевозок;

- стимулирование внедрения новых технологий для роста производительности ТЛК Иркутска, повышения эффективности использования ресурсов и снижения нагрузки на окружающую среду;

- реализация мероприятий стратегии за счет согласования интересов, координации действий и объединения усилий и ресурсов населения, государства и бизнеса, концентрации их на приоритетных инвестиционных проектах города;

- ориентация на кумулятивный эффект от реализации мероприятий стратегии как для потребителей услуг ТЛК Иркутска, так и в целом для социально-экономического развития города;

- постоянный мониторинг реализации стратегии;

- при необходимости - внесение изменений в план мероприятий, включая изменение сроков их выполнения, источников и объемов финансирования [3].

Современное состояние внешнеэкономической деятельности Иркутской области становится наиболее актуальным на настоящий период времени в связи с вступлением России в ВТО, обусловлено развитием международной торговли с зарубежными странами. Наш регион ведет активную внешнеторговую деятельность со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Иркутская область обладает большим запасом ресурсов и может предоставить зарубежным партнерам качественное сырье и готовую продукцию, а также приобрести у зарубежных партнеров продукцию, отсутствующую или недостающую в области. В табл. 1 представлены показатели импорта и экспорта внешней торговли Сибирского федерального округа (СФО) и удельный вес Иркутской области в нем.

Таблица 1 Импорт и экспорт СФО и удельный

вес Иркутской области

Показатель Годы

2008 2009 2011 2012 2013

Экспорт (млн $) 29418 31500 37410 38460 41300

Удельный вес в СФО по экспорту, % 8,97 9,52 6,41 9,62 10,31

Импорт (млн $) 8471 9882 5478 7480 8320

Удельный вес Иркутской области в СФО по импорту, % 16,4 15,2 21,9 17,3 19,6

На основании данных, представленных в табл. 1, можно заключить, что внешнеторговый оборот СФО стабильно повышается и лишь в 2009 г., во время мирового экономического кризиса, наблюдается заметное падение показателей по импорту и экспорту. При этом доля Иркутской области во внешнеторговом обороте СФО также увеличивается с каждым годом. Особенно наибольшее увеличение показателя импорта произошло в 2009 г. как раз в момент кризиса, что говорит о том, что в этом году ввоз товаров в область увеличился по сравнению с другими годами. Можно сделать вывод о том, что в среднем на долю региона приходится 8% экспорта и 18% импорта в СФО. При том что в СФО входит 12 субъектов (Красноярский край, Алтайский край, Забайкальский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Алтай), Иркутская область в нем занимает 4 место по импорту и всего лишь 7 место по экспорту.

Иркутская область является одним из наиболее развитых регионов Восточной Сибири и России в целом, на ее долю приходится около 2,0% промышленного производства России при 1,7% населения. Несмотря на повышенный удельный вес отраслей добывающей промышленности и ресурсоёмких обрабатывающих отраслей, в регионе имеется ряд высокоэффективных производств в отраслях специализации, продукция которых вполне конкурентоспособна на мировом рынке. Создан мощный экономический потенциал со специализацией на электроэнергетике, алюминиевой, химической, нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Предприятия области производят 40% российского алюминия, вырабатывают 7% электроэнергии, производят 13% древесины, 21% целлюлозы, 51,6% поливинилхлоридной смолы. Структура экспорта Иркутской области в 2013 году представлена на рис. 2.

□ Машины, оборудование, транспорт

□ Топливно-энергетические товары

□ Продукция химической промышленности

□ Прочие

Рис. 2. Товарная структура экспорта Иркутской области в 2013 г.

□ Сырье для алюминиевой промышленности

□ Нефтехимические продукты I Продукты питания I Прочие

Рис. 3. Товарная структура импорта Иркутской области в 2013 г.

На основании вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что более 60% экспорта предприятий области составляют древесина, целлюлоза и металлы. Продукция химической промышленности занимает предпоследнее место.

В данной теме необходимо рассмотреть вопрос импорта региона. Структура импорта Иркутской области в 2013 году представлена на рис. 3.

Более 60% импорта региона составляет сырье для алюминиевой промышленности и технологическое оборудование, поскольку Иркутская область не способна самостоятельно обеспечить свои потребности в данных ресурсах. Менее 5% суммарно ввозятся одежда, обувь и продукты питания.

Иркутская область поддерживает внешнеэкономические отношения более чем с 80 странами мира, но в силу географической близости основными экономическими партнёрами области являются государства Азиатско-Тихоокеанского региона. На долю этих стран приходится более 63% внешнеторгового оборота Иркутской области, по экспортным операциям этот показатель еще более значителен - 70%. Ведущее место среди торговых партнеров региона остается за Китаем, Японией, США, Монголией, Казахстаном [3].

Внешнеторговый оборот Иркутской области в 2013 г. достиг за последние годы максимальных значений и составил 6700 млн долларов США - увеличился по сравнению с 2012 г. на 17,5% (табл. 2).

Таблица 2

Динамика внешнеэкономической деятельности предприятий Иркутской области (млн $)

Товары Годы

2008 2009 2011 2012 2013

Внешнеторговый оборот - всего 5652 6557 4942 5865 6728

экспорт 4311 4930 3923 4826 5494

импорт 1341 1627 1020 1039 1234

Услуги

экспорт 29 23 12 21 17

импорт 115 88 45 30 51

На основании данных, представленных в табл. 2, можно сделать вывод о том, что с каждым годом объем экспорта как товаров, так и услуг в регионе возрастает. Единственное снижение показателей наблюдается в 2009, что объясняется системным экономическим кризисом.

Иркутская область на протяжении многих лет ведет внешнеторговую деятельность со странами СНГ. В табл. 3 приведены данные по экспорту и импорту со странами ближнего зарубежья.

На основании данных, приведенных в табл. 3, можно сделать вывод о том, что к 2013 г. экспорт незначительно повысился по сравнению с 2008 г., а импорт заметно понизился. Внешнеторговый оборот также понизился.

Таблица 3

Внешнеторговый оборот Иркутской области со странами СНГ, млн $

Показатель Годы

2008 2009 2011 2012 2013

Всего 504,1 631 488,1 410 334,8

Экспорт 192,9 273,8 236,1 237,3 269,7

Импорт 311,1 357,2 252 172,8 65,1

Иркутская область ведет более активную внешнеторговую деятельность со странами дальнего зарубежья. В табл. 4 приведены данные по экспорту и импорту со странами дальнего зарубежья.

Таблица 4

Внешнеторговый оборот Иркутской области со странами дальнего зарубежья, млн дол.

Показатель Годы

2008 2009 2011 2012 2013

Всего 5148,2 5926,5 4454,4 5455 6393

Экспорт 4118 4656,5 3686,5 4588,4 5224,2

Импорт 1030,2 1270 767,9 866,6 1168,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании табл. 4 можно сделать вывод о том, что объем внешнеторгового оборота Иркутской области со странами дальнего зарубежья гораздо больше, чем со странами СНГ. Это обусловлено тем, что внешнеторговые отношения со странами дальнего зарубежья происходят на более выгодных условиях как для Иркутской области, так и для иностранных партнеров. Количество денежных средств по экспорту и импорту повышается и только в 2011 году наблюдается снижение показателей. Также в таблице четко видно, что экспорт значительно превышает импорт. В целом, на экспорт отгружается 82,3% целлюлозы, 90% бензина, 15,7% дизельного топлива, 27% мазута, почти 100% удобрений, 69,3% пиломатериалов, 33% круглого леса, около 10% железной руды, произведенных в регионе [1]. Одним из приоритетов экономической политики администрации Иркутской области в последние годы является постепенное изменение

структуры экспорта с целью увеличения в нем доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Всего в торговле с Иркутской областью на настоящий момент участвовали 69 стран дальнего зарубежья и 10 стран ближнего. Товары из Приангарья экспортировались в 60 стран, а ввозились в регион товары из 62 стран. Основными партнерами во внешней торговле среди стран дальнего зарубежья являются Алжир, Германия, Греция, Индия, Китай, Малайзия, Монголия, Нидерланды, Республика Корея, Таиланд, Франция и Япония. Среди стран ближнего зарубежья - Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В табл. 5 представлены крупнейшие внешнеторговые партнеры Иркутской области.

На основании данных, приведенных в табл. 5, можно сделать вывод о том, что большее количество древесины и изделий из нее, а также минерального топлива экспортируется в Китай, а импортируются из этой страны в Иркутскую область черные металлы, топливо минеральное и оборудование.

Отношения области с иностранными партнерами имеют разносторонний характер. В Иркутской области действует 99 организаций с долевым или 100%-ным иностранным капиталом, половина из них является субъектом предпринимательства. Их общее число с 2008 г. увеличилось на 43%, а уставной капитал - в 86 раз. Во многом это связано с изменившимся критерием отнесения предприятий к данной категории, включением в их состав субъектов российской собственности с долей иностранных инвесторов менее 10% уставного капитала.

Зарубежными основателями таких предприятий являются 34 страны. Наиболее активные из них -Кипр, участвовавший в создании 19 предприятий на территории Иркутской области, Китай (14 предприятий), Виргинские острова (12 предприятий), Польша, Германия, Япония (по 5 предприятий), Украина, США (по 4 предприятия). Большинство стран причастны к созданию только одного предприятия [3].

Субъекты хозяйствования, имеющие частично «зарубежное происхождение», существуют в разных сферах деятельности, но доминируют обрабатывающие производства.

Крупнейшие внешнеторговые партнеры Иркутской области в 2013 г. [2]

Таблица 5

Страна Объем экспорта, млн дол. Объем импорта, млн дол. Лидирующие товары

Китай 2099 Древесина и изделия из нее,топливо минеральное

Япония 984 Алюминий, древесина

США 616 Алюминий

Респ. Корея 393 Алюминий

Германия 157 Кремний

Австралия 217 Продукты неорганической химии

Китай 428 Черные металлы, топливо минеральное, оборудование

Иркутская область обладает рядом преимуществ и возможностей для формирования активных позиций на внешних рынках, таких как:

• низкая стоимость электроэнергии по сравнению с другими субъектами РФ;

• расположение на пересечении транспортных магистралей, соединяющих Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом;

• наличие у 2-х международных аэропортов в г. Иркутске и Братске и осуществление регулярного и чартерного авиасообщения с КНР, Таиландом, Турцией;

• наличие в г. Иркутске 4-х дипломатических представительств зарубежных государств - Генеральных консульств Республики Польша, Монголии, КНР, Республики Корея.

Повышению позитивных условий во внешнеэкономической сфере способствует также работа правительства Иркутской области, направленная на продвижение продукции иркутских товаропроизводителей на внешние рынки, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, привлечение инвестиций в перерабатывающие производства и развитие выставочно-ярмарочной деятельности.

В результате всеобщего падения цен в условиях мирового кризиса 2008 г. многие производители Иркутской области были вынуждены отложить реализацию намеченных инвестиционных проектов, а также объявить о сокращении объемов выпуска продукции.

Кроме того, удаленность от рынков сбыта, высокие транспортные тарифы ведут к значительному удорожанию конечной стоимости экспортной продукции. Отсутствие поступлений от внешнеэкономической деятельности в региональный бюджет также тормозит развитие внешней торговли. Все собранные на территории Иркутской области таможенные платежи (вывозная и ввозная таможенные пошлины, штрафы и сборы) в соответствии с законодательством поступают в федеральный бюджет. Отчисление даже небольшой части указанных платежей в бюджет региона могло бы способствовать формированию регионального фонда поддержки экспорта готовой инновационной продукции, предоставлению государственных экспортных гарантий.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что объем экспорта товаров и услуг в регионе в последние годы повышается. Повышается также объем иностранных инвестиций. Следовательно, Иркутская область обладает всеми преимуществами для того, чтобы и в дальнейшем развивать свою внешнеэкономическую деятельность. При этом, проанализировав товарную структуру импорта и экспорта, следует обратить внимание на то, что из области вывозится сырье и его производные (древесина и алюминий), но не готовая продукция. Это отражает общую тенденцию по стране, согласно которой Россия, несмотря на все усилия, все ещё остается сырьевым придатком более развитых стран. Для получения большей выгоды Иркутским предприятиям следовало бы продавать готовую продукцию из древесины и алюминия, так как область обладает всеми необходимыми ресурсами: сырьем, энергией и рабочей силой. Качественный сибирский лес продается по очень низкой цене странам дальнего зарубежья. Однажды придет время, когда ресурс будет исчерпан. Для более рационального использования данного ресурса правительству Иркутской области необходимо пересмотреть условия продажи сырья.

Международные транспортно-логистические коридоры и, в частности, коридор «запад-восток» помогут решению накопившихся проблем в сфере развития транспортно-логистической инфраструктуры Иркутска, ускорения внедрения новых инновационных технологий и развития транспортно-логистического сервиса, соответствующего международным стандартам. Для этого необходимо создание опорной сети логистических терминалов и международных транспортно-логистических центров, объединенных в интегрированную региональную транспортно-логистическую систему на основе формирования единого информационного пространства, единого правового поля, сквозных инновационных технологий, основанных на принципах интегрированной логистики, обеспечивающих непрерывность продвижения товароматериаль-ных и сопутствующих потоков, снижение совокупных затрат в цепи поставок от грузоотправителя до грузополучателя и максимальный синергетический эффект.

Библиографический список

Статья поступила 5.02.2014 г.

1. Международные отношения в России, 2013: стат. сб. М.: Госкомстат России, 2013. 182 с.

2. Нечаев А.С., Рябченкова А.В. Современные подходы к формированию инновационной макро-логистической систе-

мы: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 218 с. 3. Рябченкова А.В. Анализ и обобщение опыта деятельности по созданию транспортно-логистических центров в России: монография. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.