Научная статья на тему 'Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития'

Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. И. Мамайчук / детская клиническая психология / психология нарушенного развития / дизонтогенез / психологическая коррекция / I. I. Mamaychuk / child clinical psychology / psychology of developmental disorders / dysontogenesis / psychological correction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миланич Юлия Михайловна, Пятакова Галина Викторовна, Крайнюков Сергей Владимирович

Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук. Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практического вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клинической психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской — петербургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцептогенезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункциональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клинической психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окружения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее теоретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для дальнейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психического развития в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миланич Юлия Михайловна, Пятакова Галина Викторовна, Крайнюков Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Irina Ivanovna Mamaichuk. Her scientific contributions in child clinical psychology and psychology of developmental disorders

The article is dedicated to the memory of Professor of the Department of Medical Psychology and Psychophysiology of the Saint Petersburg State University, a leading specialist in the field of child clinical psychology Irina Ivanovna Mamaychuk. An attempt to analyze and generalize its great scientific and practical contribution to child clinical psychology is made. The stages of her professional path are singled out and described: (1) the study of the mechanisms and types of disturbed development in children with cerebral palsy; (2) study of the psychology of children with various disorders of the musculoskeletal system; (3) empirical substantiation of strategies and technologies for psychological assistance to children with various variants of disturbed development; (4) development of methodological and applied problems of child clinical psychology. The results and conclusions of Irina Ivanovna’s key studies are revealed, which have made a great contribution to understanding the causes and mechanisms of mental disorders in children and adolescents, and embodying the principles of ontogenetic and systemstructural approaches developed at the Leningrad — St. Petersburg school of psychology. In particular, the study of the role of motility in perceptogenesis in various variants of dysontogenesis; specifics of violations of interfunctional relationships in children with motor and mental disorders; subspecies of mental retardation of cerebral-organic origin; psychological characteristics of children and adolescents with somatic pathology. Based on the analysis of scientific works, a list of the main problems and prospects of modern child clinical psychology is highlighted. An approach to psychological assistance and psychological correction of disorders in children and adolescents is described, taking into account the role of the family and the immediate environment. It is emphasized that the empirical work of Irina Ivanovna has become the “gold standard” in the study of the problems of children with mental dysontogenesis, and her theoretical generalizations and methodological developments are very important for the further development of child clinical psychology and understanding the problem of mental development in general.

Текст научной работы на тему «Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития»

УДК 616.8+159.973+159.9.01

Вестник СПбГУ Психология. 2024. Т. 14. Вып. 1

Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития

Ю. М. Миланича, Г. В. Пятакова, С. В. Крайнюков

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Для цитирования: Миланич Ю. М., Пятакова Г. В., Крайнюков С. В. Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14. Вып. 1. С. 174-191. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.111

Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук. Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практического вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клинической психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской — петербургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцепто-генезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункциональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клинической психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окружения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее теоретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для дальнейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психического развития в целом.

Ключевые слова: И. И. Мамайчук, детская клиническая психология, психология нарушенного развития, дизонтогенез, психологическая коррекция.

а Автор для переписки.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024

Введение

Ирина Ивановна Мамайчук — крупный российский ученый, психолог, преподаватель. Она посвятила более пятидесяти лет изучению вопросов детской клинической психологии. Ее научные работы развивали традиции петербургской (ленинградской) психологической школы, создали основательную теоретическую и эмпирическую базу для разработки стратегий и технологий психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям и имели ярко выраженную гуманистическую направленность.

1-й этап. Начало. Изучение механизмов

нарушенного развития у детей с ДЦП

В истории отечественной психологии вторая половина XX столетия описана как период потерянных возможностей и одновременно — открывшихся перспектив. Стагнация в области научного психологического знания в значительной степени коснулась комплексной науки о детстве. В 1936 г. в связи с постановлением «Об извращениях в системе Наркомпроса» прекращает работу Педологический институт, в котором под руководством В. М. Бехтерева были проведены уникальные комплексные исследования младенчества и детства. Наложен запрет на использование психологического инструментария для количественной оценки психомоторного и интеллектуального развития детей и подростков. На долгие годы деятельность психологов, работающих с детьми и подростками с нарушениями здоровья, оказалась ограничена методологией и диагностическим инструментарием педагогической науки — дефектологии. Единственно допустимым в работе детских психологов-педагогов считалось коррекционно-реабилитационное направление с применением качественных методов диагностики.

1960-е гг. отмечены сменой социокультурной ситуации в стране, бурным развитием науки, преобладанием гуманистических интенций в общественном сознании, появлением ориентированных на человека профессий. Такая ситуация требовала привлечения квалифицированных специалистов-психологов для развития фундаментального научного знания и решения важных практических задач.

Для подготовки таких специалистов в ведущих университетах страны в Москве, Ленинграде и Ярославле открываются психологические факультеты, которые не только обучают студентов-психологов, но и становятся передовыми научными центрами. В стенах Ленинградского университета возрождаются традиции петербургской психологической школы В. М. Бехтерева. Факультет психологии ЛГУ становится научно-образовательной платформой, на которой формируется уникальная психологическая школа под руководством Б. Г. Ананьева.

Именно в это время Ирина Ивановна Мамайчук начинает свою профессиональную деятельность. В 1965 г. она становится студенткой факультета психологии ЛГУ, а с 1967 г. совмещает обучение в университете с практической работой в единственном тогда в стране психологическом кабинете Института детской ортопедии им. Г. И. Турнера сначала — в качестве лаборантки, а затем — в качестве психолога-практика. Ее наставницей в работе с детьми с синдромом детского церебрального паралича (ДЦП) становится Р. Я. Абрамович-Лехтман — психолог, кандидат педа-

гогических наук. Работа в Институте детской ортопедии под руководством опытной наставницы определила мировоззрение и направленность профессиональных интересов молодой сотрудницы на долгие годы. Как психолог, она впитала в себя лучшие традиции гуманистически ориентированной практической психологии и дефектологии и одновременно включилась в научную исследовательскую программу на основе принципов антропологизма и комплексного подхода, являвшихся частью концептуальной системы, созданной Б. Г. Ананьевым.

В 1978 г. на кафедре общей психологии ЛГУ состоялась защита диссертационного исследования Ирины Ивановны на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ее работа была посвящена изучению особенностей гапти-ческого и зрительного восприятия, зрительно-пространственных представлений у детей с ДЦП. Исследование проводилось в русле онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской психологической школе. Методологическими ориентирами для эмпирической работы Ирины Ивановны стала теория сенсорной организации человека, созданная Б. Г. Ананьевым, а также труды соратников и учеников Бориса Герасимовича, в которых раскрывалось значение сенсорики и перцепции в процессе индивидуального развития (Мамайчук, 2008а; Мамайчук, 2016; Мамайчук, 2020). Для молодого ученого настольными книгами среди прочих были коллективная монография «Осязание в процессах познания и труда» Б. Г. Ананьева, Л. М. Веккера, Б. Ф. Ломова и А. В. Ярмоленко (Ананьев и др., 1959) и работа А. В. Ярмоленко «Очерки психологии слепоглухонемых» (Ярмоленко, 1961). И. И. Мамайчук подчеркивала ценность предложенного учеными комплексного подхода к анализу перцепции и перцептогенеза с учетом трех взаимосвязанных факторов: функционального, операционального и мотивационного. Впоследствии эта известная триада факторов стала для Ирины Ивановны основой изучения не только восприятия, но и других психических функций при дизонтогенезе.

Л. М. Веккер и А. В. Ярмоленко проанализировали специфическое влияние отсутствия слуха или зрения на ход психического развития за счет ограничения формирования сложных перцептивных схем. При изучении детей с двигательной патологией И. И. Мамайчук увидела тот же механизм нарушенного развития. Исследователь провела сравнение гаптического и зрительного восприятия детей с ДЦП и их здоровых сверстников и выявила недостаточную сформированность перцептивных образов в обеих модальностях у больных детей (Мамайчук, 1974; Мамайчук, 1976; Мамайчук, 1978). Л. М. Веккер выделил этапы перцептогенеза в соответствии с уровнями пространственно-временного изоморфизма источника и носителя информации: топологического, проективного, аффинного, подобия и конгруэнтно-метрического. Этим этапам соответствуют стадии развития детского рисунка: бесформенные каракули (дотопологический уровень), отображение аморфной структуры замкнутого контура (топологический изоморфизм), символическое изображение, содержащее отдельные сходные с объектом элементы (проективный изоморфизм), выделение общей формы при несоблюдении пропорций и величины (аффинный изоморфизм), адекватное воспроизведение формы, величины и пропорций (изоморфизм подобия и метрический вариант). И. И. Мамайчук провела сравнительный возрастной анализ и доказала, что становление образов восприятия и отображения предметов у детей с ДЦП имеет ту же фазовую динамику, что и у здоровых детей. Однако больные с ДЦП застревают на уровне топо-

логического или, в более благоприятных случаях, на уровне аффинного изоморфизма, что существенно тормозит не только формирование восприятия и сферы представлений, но и становление интеллекта и личности в целом (Мамайчук, 1974; Мамайчук, 1976; Мамайчук, 1978). Автор делает вывод, что для таких детей необходима специальная коррекционная работа, позволяющая компенсировать данную недостаточность. Таким образом, выводы И. И. Мамайчук органично дополнили результаты исследований Л. М. Веккера и А. В. Ярмоленко:

• моторика играет определяющую роль в перцептогенезе;

• даже при отсутствии зрительного дефекта у детей с двигательной патологией высок риск недоразвития зрительного восприятия;

• моторная дисфункция ставится в ряд с аномалиями зрения и слуха как «первичное нарушение», лежащее в основе недостаточности сложных схем восприятия как дефекта вторичного порядка.

2-й этап. Изучение психологии детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата

После блестящей защиты диссертационного исследования И. И. Мамайчук продолжает научную и практическую работу. Психологическая служба в Институте им. Г. И. Турнера благодаря успехам Ирины Ивановны активно развивается. Психологи курируют не только отделения детского церебрального паралича, но и подразделения института, специализирующиеся на реабилитации детей и подростков, получивших ожоговые травмы и повреждения верхних конечностей, пациентов, страдающих ревматоидным артритом, нейрофиброматозом, гематогенным остеомиелитом. Арсенал психологического инструментария психологов-практиков теперь включает в себя новейшие для того времени зарубежные методы качественной и количественной оценки интеллекта и личности, прошедшие процедуры адаптации и валидизации в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института. Новые методические возможности позволяют существенно расширить репертуар исследовательских программ, ориентированных на детей и подростков с повреждениями опорно-двигательного аппарата. С 1980 г. Ирина Ивановна совмещает работу в Институте им. Г. И. Турнера и преподавательскую деятельность в Ленинградском университете. Ее ученики активно включаются в исследовательскую работу, выполняя на базе института курсовые и дипломные работы. В этот период проведены исследования структурно-уровневых параметров интеллекта у детей с ДЦП, гематогенным остеомиелитом, нейрофиброматозом (Мамайчук и др., 1985), параличами верхних конечностей Эрба и Эрба — Клюм-ке (Мамайчук и др., 1988), начаты исследования личностных характеристик детей с ДЦП и ревматоидным артритом (Мамайчук и др., 1986; Мамайчук, Пятакова, 1990; Мамайчук и др., 1991), детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Мамайчук, Чавес, 1992).

Работы по изучению перцептогенеза у детей с ДЦП стали отправной точкой для нового цикла исследований — изучения интеллектуальных функций у детей с ДЦП. Изучение осуществлялось на основании онтогенетического (возрастного) и системно-структурного принципов. Возрастной анализ структурообразования

интеллектуальных функций у детей с ДЦП позволил молодому ученому обнаружить как общие с нормой, так и специфические закономерности психического развития. Так же как у здоровых школьников, у детей с ДЦП прослеживается тенденция к интеграции функций в общей структуре интеллекта. Однако в случае двигательного дефекта наблюдается диспропорциональность интеллектуального развития. Так, у детей с ДЦП в сравнении с нормой была показана более высокая значимость энергетических процессов (внимания и памяти) и менее высокая — зрительно-пространственных функций и наглядных компонентов мышления в развитии интеллекта, меньшая взаимосвязанность вербальных и невербальных функций, слабая подвижность интеллектуальных функций в процессе их структурообразования. И. И. Мамайчук отмечала, что вербальные функции больных с ДЦП «остаются изолированными и не оказывают существенного влияния на развитие мнемических функций, функций пространственного анализа и синтеза, на регуляцию психических процессов» (Мамайчук, 2000, с. 68). «Изолированность речевых функций от других функциональных систем мозга в значительной степени обусловливает дисгармонию интеллектуального развития детей с ДЦП» (Мамайчук, 2000, с. 67). Экспериментально доказанный факт некоторой оторванности речевых функций от других дал научное объяснение наблюдаемому ранее психологами и клиницистами феномену повышенного вербализма у детей с некоторыми клиническими вариантами ДЦП при условии сохранности их интеллектуального развития. Такие дети склонны к многоречивости и философствованию на фоне трудностей в понимании значения употребляемых слов.

Эмпирические данные Ирины Ивановны расширили представления о механизмах аномального психического развития. Вслед за В. В. Лебединским, изучавшим закономерности, причины и механизмы психического дизонтогенеза, она уделяет большое внимание фактору нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. На примере детей с ДЦП она отмечает, что сохранная, но при этом изолированная вербальная функция, лишенная воздействий со стороны интеллектуальной или мотивационной сфер, остается изолированной, зацикливается в своем развитии; возможности успешного использования речи в коммуникативной и познавательной деятельности такого ребенка оказываются весьма ограничены.

И. И. Мамайчук, опираясь на исследования клиницистов и дефектологов, работавших с детьми с ДЦП (Р. Я. Абрамович-Лехтман, Э. С. Калижнюк), описала закономерности психического развития, специфичные для разных клинических форм данного заболевания. При этом она опиралась на качественные методы нейро-психологической диагностики. Ирина Ивановна подчеркивала огромное значение этого диагностического подхода: «Нейропсихологические методы исследования у здоровых и школьников с психическим дизонтогенезом позволяют подойти к решению важнейших вопросов, связанных как с общим принципом мозговой организации психических процессов, так и с закономерностями их формирования в онтогенезе» (Шипицына, Мамайчук, 2001, с. 70). Было убедительно показано, что разные формы ДЦП отличаются не только частотой интеллектуальной недостаточности, но и своеобразием структурообразования интеллектуальных функций. Удалось продемонстрировать дисфункции различных отделов мозга (Мамайчук, 2000; Мамайчук, 2004; Шипицына, Мамайчук, 2001). Так, у больных со спастической

диплегией встречалась недостаточность и глубинных мозговых структур (энергетический блок), и задних отделов коры больших полушарий (блок приема, переработки и хранения сенсорной информации), и лобных отделов (блок программирования, регуляции и контроля). Такое многообразие неспецифичной нейропси-хологической симптоматики показало неопределенность топической диагностики при диплегиях. Дети с гиперкинетической формой обнаруживали дисфункцию глубинных структур на фоне относительно сохранных задних и лобных отделов. Особый интерес для Ирины Ивановны представляла психика детей с гемипарети-ческой формой, клиника которой характеризуется односторонним повреждением двигательной зоны коры, приводящим к поражению противоположной стороны тела. Как отмечала психолог, «гемипаретическая форма ДЦП является хорошей моделью, а особенности формирования психических функций — основой для изучения межполушарных взаимодействий и доминантности полушарий» (Мамай-чук, 2000, с. 69). Было показано, что у больных с левополушарным дефектом более выражена недостаточность вербальных функций в сравнении с детьми с правопо-лушарным дефектом. При поражении правого полушария больше страдают зрительно-пространственные функции, внимание и память. Кроме того, было отмечено, что раннее очаговое поражение мозга по-разному сказывается на развитии высших психических функций (ВПФ) в зависимости от локализации. «У больных с правополушарным дефектом тяжесть нарушения ВПФ более выражена и структура нарушения значительно многообразнее. Эти данные говорят о высокой значимости правого полушария для развития ВПФ в раннем онтогенезе» (Мамайчук, 2000, с. 85).

И. И. Мамайчук как ученого и практика отличал особый интерес к семье и глубокое ее знание. С первых шагов в профессии она пришла к убеждению, что полноценная помощь пациенту невозможна без психологического сопровождения близких. Ирина Ивановна была одним из первых в нашей стране проводников психологического подхода к семье больного ребенка. Она подчеркивала, что информационной и обучающей помощи со стороны врачей и педагогов далеко не достаточно. Исследования различных аспектов психологии семьи больного ребенка были начаты в 1980-е гг. и продолжались на протяжении всей жизни ученого. Предметом совместных с учениками эмпирических работ в разные годы стали стили семейного воспитания, отношения в системах «больной ребенок — родитель», «больной ребенок — здоровый сиблинг», «родитель — родитель», защитные механизмы личности, реакции на болезнь и психоэмоциональный статус родственников (Мамайчук, 2001; Мамайчук, Вюрбергер, 2009; Мамайчук, Смирнова, 2010; Мамайчук, Родина, 2013; Мамайчук, Шабанова, 2014; Мамайчук, 2015; Мамайчук, Галицына, 2016; Пятакова и др., 2017, Крайнюков, Мамайчук, 2019; Мамайчук, Ми-ланич, 2019; Мамайчук, Миланич, 2021; Мамайчук, Миланич, 2022). Результаты, полученные в указанных исследованиях, расширяли представления клинической психологии о влиянии болезни и аномального развития на семью, раскрывали те аспекты семьи, которые должны быть включены в фокус внимания «помогающего» специалиста как мишени психокоррекции или как ресурсы, на которые следует опираться при оказании помощи.

Результаты изучения психологических особенностей детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также данные о психологии семей

больных детей публиковались в центральных научных журналах. На основании полученного фактического материала разрабатывались и внедрялись в практику различные варианты психологической помощи пациентам ортопедической клиники и их семьям. Логическим итогом этого периода деятельности И. И. Мамайчук можно считать статью в «Психологическом журнале», в которой отражен опыт психолога, занимавшегося научно-исследовательской и практической работой в ортопедической клинике более 20 лет (Мамайчук, Ермакова, 1988). В этой статье она подводит первые итоги своей профессиональной деятельности, квалифицирует основные психологические проблемы детей и подростков, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, намечает перспективы для дальнейших научных исследований и подходов к оказанию психологической помощи.

3-й этап. Эмпирическое обоснование стратегий и технологий

психологической помощи детям с различными вариантами

нарушенного развития

В 1991 г. И. И. Мамайчук становится преподавателем факультета психологии СПбГУ, при этом продолжает научную и практическую работу. Научные интересы Ирины Ивановны неуклонно расширяются. Предметом исследований становятся особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с различными вариантами дизонтогенеза (психическим недоразвитием, задержанным и поврежденным развитием). Воплощением результатов многолетних эмпирических исследований стала докторская диссертация на тему «Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции (на материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями)» (Мамайчук, 2004). Успешно защитив диссертацию в 2004 г., Ирина Ивановна получает степень доктора психологических наук по двум специальностям: 19.00.04 «Медицинская психология» и 19.00.10 «Кор-рекционная психология».

Ирина Ивановна начала активно заниматься проблемой психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с самых первых дней своей профессиональной деятельности. Так, например, на основании результатов, полученных в ее первом большом самостоятельном научном исследовании, были определены стратегии психокоррекции для компенсации нарушенного развития с учетом важнейшей роли двигательного анализатора в формировании перцептивных действий и образов (на примере детей с ДЦП). В качестве ключевых направлений коррекции при нарушении развития функций двигательного анализатора И. И. Мамайчук рассматривала конструктивную деятельность и рисование. Ирина Ивановна является автором методики обучения конструированию, которая широко используется клиническими психологами и дефектологами, входит в программы дошкольного и школьного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данная методика проводится поэтапно. Первый этап — рассматривание простых образцов, составленных из частей, в сочетании с простыми конструктивными действиями с деталями одинаковой величины и формы; обучение словесному обозначению пространственных отношений предметов. Второй этап — конструирование по нерасчлененному образцу на основе обучения прикладыванию деталей к образцам, использованию сначала одинаковой, а затем разной

формы и величины деталей, составляющих плоскостные и объемные объекты; после овладения анализом образца и умением использовать метрические и пространственные признаки предметов переходят к конструированию с образцов-рисунков с объемным и условным изображением объектов. На третьем этапе ребенку дается возможность апробировать усвоенные приемы конструирования по замыслу, то есть без опоры на зрительно воспринимаемый образец (Мамайчук, 1978; Мамайчук, 2001).

В 1990-х гг., когда российским психологам стали доступны зарубежные издания по психотерапии, И. И. Мамайчук как психолог-практик с воодушевлением знакомилась с методами, разработанными в рамках гуманистически-ориентированного, поведенческого и когнитивного направлений, апробировала их в своей работе, давала теоретико-методологическое обоснование их применения в системе помощи детям с нарушениями психического развития и их семьям. В то же время она предостерегала против необдуманного использования узконаправленных методов без связи с теоретической базой, без учета сложной структуры дефекта, клинико-психологических и индивидуально-типологических характеристик детей. Она отмечала, что в результате такого подхода «можно получить обратный эффект и вместо помощи ребенку спровоцировать у него нервно-психическое расстройство» (Мамайчук, 2012, с. 5-6).

Важнейшим звеном психологической помощи И. И. Мамайчук называла психологическую коррекцию и считала целесообразным одновременную реализацию трех взаимосвязанных видов психокоррекции: общей, специальной и дифференцированной. Общая психокоррекция направлена на создание благоприятных условий во всех сферах жизни, а также на психопрофилактику. Специальная психокоррекция выполняет задачи развития интеллектуальной и личностной сфер ребенка с учетом возрастных и психолого-педагогических характеристик, в частности конкретных трудностей в обучении. Дифференцированная психокоррекция нацелена на устранение или максимально возможное смягчение дефицитарности определенных сторон психики с учетом клинико-психологических и индивидуально-типологических характеристик (Мамайчук, 2012). Были сформулированы задачи и описаны психокоррекционные технологии для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью, задержанным и поврежденным развитием, поведенческими расстройствами, тяжелыми соматическими заболеваниями (Мамайчук, 2001; Мамайчук, 2007; Мамайчук, 2014б; Мамайчук, 2015; Мамайчук, 2019; Мамайчук, Смирнова, 2010; Мамайчук, Андрущенко, 2015; Мамайчук и др., 2017; Крайнюков, Мамайчук, 2019).

Особое значение И. И. Мамайчук придавала эмпирическому обоснованию технологий психологической помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР). Несмотря на большое количество работ по проблеме ЗПР, данный вариант аномального психического развития Ирина Ивановна считала недостаточно изученным. Известно, что многообразие подходов к терминологии и классификации форм ЗПР обусловлено широким диапазоном этиопатогенетических механизмов, клинических проявлений, степени недостаточности интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Психолог высоко ценила предложенную К. С. Лебединской типологию ЗПР с выделением четырех вариантов по этиологическому принципу (конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический)

(Лебединская, 1982). Однако она отмечала крайнюю неоднородность самой многочисленной формы — задержки, обусловленной резидуально-органической патологией ЦНС, подчеркивала необходимость более тонкой дифференциации внутри данной формы. Было проведено нейропсихологическое исследование школьников с ЗПР церебрально-органического генеза, по результатам которого выделены четыре группы:

1) дети с незначительной нейродинамической недостаточностью в виде исто-щаемости психических функций (главным образом внимания и слухоречевой памяти);

2) дети с выраженной нейродинамической недостаточностью в виде инертности психических процессов;

3) дети с грубой недостаточностью зрительного и слухового гнозиса, конструктивного и зрительно-пространственного праксиса;

4) дети с сочетанием грубых нейродинамических расстройств с дефицитарно-стью гностических и праксических функций (Мамайчук и др., 2002).

Данная систематизация уточняет картину структуры задержанного развития, имеет большое прикладное значение для специалистов при определении для ребенка образовательного маршрута и направлений психологической коррекции.

На этом этапе продолжается изучение роли сенсорно-перцептивной организации в психическом развитии больных детей, при этом исследования направлены на анализ перцептогенеза у детей с различными вариантами отклоняющегося развития. Ирина Ивановна убедительно показала, что при различной структуре психического дефекта у детей обнаруживается специфика как содержательных, так и динамических характеристик зрительного и осязательного восприятия. Так, при умственной отсталости трудности формирования операциональных механизмов перцепции определены грубой недостаточностью обобщения, анализа и синтеза воспринимаемых сигналов (Мамайчук, 1978; Мамайчук, 2001). У детей с ЗПР конституционального и соматогенного происхождения страдает преимущественно динамика формирования перцептивного образа на фоне сниженной умственной работоспособности, а при задержке, вызванной поражением центральной нервной системы, негативное влияние оказывают трудности пространственного анализа и синтеза (Мамайчук и др., 2017). Для ребенка с расстройством аутистического спектра характерна своеобразная избирательность и фрагментарность восприятия, обусловленные аномальной сенсорной и аффективной чувствительностью. Например, при опознании объекта при ощупывании формированию целостного образа препятствует фиксация на тактильно ярких признаках объекта при игнорировании фонового компонента — контура (Мамайчук, 2007; Мамайчук, Ульд Семета, 2020). При дисгармониях развития негативным фактором, определяющим искаженный и фрагментарный образ объекта, может стать неадекватная личностная установка (Мамайчук, Смирнова, 2010). Выявленные специфические характеристики перцептогенеза у детей с различными видами психического дизонтогенеза определили и стратегии психологической помощи таким детям.

И. И. Мамайчук одной из первых в нашей стране обратилась к проблеме психического развития при соматической патологии. Такие работы расширяли предметное содержание психологии дизонтогенеза. Они поднимали вопросы возможных отклонений в развитии условно здоровых в психическом отношении детей, давали

толчок для изучения психогенеза телесных недугов. На материале изучения детей с рядом хронических соматических заболеваний Ирина Ивановна в сотрудничестве с коллегами и учениками раскрыла признаки дисгармонии личности, отметила роль повышенной тревожности как фактора нарушений адаптации. Были выделены и специфические личностные характеристики детей с различной нозологией. Основными чертами психологического портрета детей с ревматоидным артритом были признаны замкнутость, склонность оградить внутренний мир от окружающих, эмоциональная неустойчивость и лабильность, которые усиливаются с увеличением тяжести заболевания и степени инвалидизации (Мамайчук и др., 1986; Мамайчук, 2000). При заболеваниях желудочно-кишечного тракта была отмечена противоречивость личностной структуры, при которой повышенная зависимость и фрустрированность сочетаются со слабым самоконтролем (Мамайчук, Вахру-шева, 2004), а при бронхиальной астме выявлена сниженная потребность в общении на фоне эмоционально-волевой неустойчивости (Мамайчук, Галицына, 2016; Мамайчук, Галицына, 2017). Приведенные эмпирические данные позволили определить мишени психологической помощи детям, направленной на гармонизацию личности, наметить пути оптимизации медицинской практики (Мамайчук, 2014б; Мамайчук, Галицына, 2017).

Таким образом, эмпирические работы Ирины Ивановны стали своеобразным золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогене-зом и отклонениями в психическом развитии в связи с тяжелым соматическим заболеванием. Она последовательно продвигала идею дифференцированного подхода к анализу конкретного варианта развития с учетом этиопатогенеза, клинических, психологических и социально-психологических характеристик; подчеркивала необходимость системного подхода, при котором исследователь выходит за рамки симптоматологии и рассматривает взаимодействие различных систем (когнитивных, регуляторных, активизирующих, коммуникативных) (Мамайчук, 2008б; Мамайчук и др., 2017). Труды профессора не только привнесли нечто новое в понимание закономерностей различных вариантов психического дизонтогенеза, но и углубили наши представления о формировании психических функций в нормальном онтогенезе, определили направленность и специфические особенности психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития.

4-й этап. Разработка методологических и прикладных проблем

детской клинической психологии

В последние годы своей научно-исследовательской деятельности И. И. Мамай-чук уделяла значительное внимание теоретико-методологическим основам и принципам детской клинической психологии, границам предметного поля, основным проблемам и перспективам развития, общим и специфическим чертам в сравнении с другими близкими дисциплинами, например со специальной психологией. Перечисленным вопросам посвящен ряд публикаций (Мамайчук, 2000; Мамайчук, 2008б; Мамайчук, 2012; Мамайчук, 2013; Мамайчук, 2014а; Мамайчук, 2016; Мамайчук, 2019). Изучение и учет выделенных ею проблем детской клинической психологии чрезвычайно важны для дальнейшего развития этой области. Анализ работ И. И. Мамайчук позволяет составить следующий перечень основных проблем

и перспектив современной детской клинической психологии как комплексной науки о психическом развитии.

• практически не разработан дифференцированный подход к анализу нарушенного развития с учетом этиологических, патогенетических, клинических факторов, что не позволяет раскрыть механизмы нарушений психических функций и на основе этого разработать дифференцированные методы психокоррекции. При организации исследования и интерпретации его результатов важно включать разные уровни психики ребенка (подростка) и учитывать их взаимосвязи: индивидный (клинические и психобиологические характеристики), личностный (структурные компоненты личности), социально-психологический (влияние социальной микро- и макросреды). Такой комплексный подход позволяет полнее и глубже изучить влияние патологии на развитие личности ребенка и его психическую адаптацию и точнее сформулировать задачи психологической помощи;

• мало изучена специфика нарушений межфункциональных связей и взаимодействия различных психологических систем при различных видах нарушенного развития (энергетическая, информационная и регуляторная системы, выделенные А. Р. Лурией (Лурия, 1973)). Ирина Ивановна также подчеркивала важность изучения связей между когнитивной, эмоциональной и коммуникативной системами психики, вербальными и невербальными функциями. Исследования не должны сосредотачиваться только на изучении одной психической сферы;

• недостаточно используются системно-структурный, онтогенетический и гендерный подходы к изучению аномального развития. Системно-структур-ный подход подразумевает определение ведущего симптомокомплекса, лежащего в основе нарушения. Всегда необходимо переходить от симптоматического описательного диагноза к типологическому (синдромному), как высшему уровню психологического диагноза (Выготский, 1936), так как он позволяет определить наиболее эффективные каузальные направления психокоррекции. Онтогенетический подход предполагает учет возрастного фактора, лонгитюдные и катамнестические исследования, позволяющие изучить механизмы нарушения и его влияние на становление личности ребенка. При этом в детской клинической психологии важно одновременно сочетать оба этих подхода;

• недостаточно изучена проблема адаптации при различных вариантах нарушенного развития для выявления значения средовых факторов и адаптационного потенциала ребенка (подростка) на индивидном, личностном и индивидуальном уровнях. Важной задачей является изучение факторов психической адаптации и дезадаптации, влияющих на развитие и саморазвитие детей в условиях дизонтогенеза;

• недостаточно изучены особенности распада высших психических функций на разных этапах онтогенеза. Поврежденное развитие детей, согласно Ирине Ивановне, является белым пятном детской клинической психологии, что прежде всего касается выделения и описания его различных подтипов и их динамики;

• далеко не достаточно работ в области психосоматических нарушений в детском возрасте, где важным направлением является исследование факторов и механизмов воздействия эмоционального стресса при возникновении соматических расстройств у детей и подростков;

• недостаточно сравнительных этнопсихологических исследований, учитывающих специфику родительского отношения, поведенческих девиаций, рассогласо-

ванность социокультурной и семейной среды (например, у детей мигрантов), что имеет большое практическое значение;

• остро стоит проблема дифференцированной и комплексной психологической помощи детям и подросткам с учетом этиопатогенетических механизмов нарушения, его структуры и социальной ситуации развития. Важно не только взять у детей материал для исследования, но и предложить им на основе тщательного изучения наилучшие стратегии и тактики психологической помощи.

Таким образом, наиболее перспективной задачей современной детской клинической психологии, по И. И. Мамайчук, является разработка дифференцированных технологий психологической помощи на основе создания онтогенетически-системно-структурных (иерархических) моделей каждого варианта дизонтогенеза.

Гуманистическая направленность деятельности И. И. Мамайчук неразрывно связана как с профессией, так и с общественной работой, которую она вела в Санкт-Петербурге, являясь внештатным экспертом-психологом, психологом-консультантом при уполномоченном по правам ребенка Санкт-Петербурга и Городской ассоциации родителей детей-инвалидов. В 1989 г. ею была организована первая в России ассоциация родителей «Особый ребенок». В своих публичных выступлениях и частных беседах с родителями больных детей она подчеркивала, что особые дети «такие же, как и мы. Они любят нас и хотят быть любимыми. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Но чтобы мы могли это сделать, прежде всего, нам необходимо больше знать о них, общаться с ними, быть способными заглянуть в их мир и разгадать их "странные" желания и поступки» (Мамайчук, 2007, с. 7).

С этими высказываниями согласуется и общий фон дискуссий Ирины Ивановны с учениками и коллегами, акцентировавший внимание исследователей и психологов-практиков на компенсаторных возможностях развития, ресурсах, личностных потенциалах особых детей. Она подчеркивала, что компенсаторные возможности ребенка намного богаче, чем это представляется современной науке, и их еще предстоит раскрыть профессионалам, работающим в области детской клинической психологии.

Заключение

Выдающийся ученый, доктор психологических наук, профессор Ирина Ивановна Мамайчук умерла 21.02.2023 на 75-м году жизни. Ирина Ивановна оставила богатое творческое наследие, на которое будут опираться многие поколения клинических психологов, работающих с детьми и подростками. Огромный опыт практической деятельности, помноженный на широкие теоретические знания, нашел отражение в целом ряде книг по психологической помощи и коррекции. Они стали уникальной базой как для освоения профессии студентами, так и для повышения квалификации дипломированных практиков.

Материалы ее эмпирических исследований и теоретических обобщений являются важным вкладом в реализацию грандиозного замысла представителей петербургской (ленинградской) психологической школы по комплексному исследованию детского развития.

Литература

Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959.

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Изд-во Экспериментального дефектологического института им. М. С. Эпштейна, 1936.

Крайнюков С. В., Мамайчук И. И. Специфика и направленность психологической помощи подросткам с патологиями позвоночника // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2019. Т. 7, № 3. С. 71-78.

Лебединская К. С. Клиническая систематика задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. С. 5-21.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

Мамайчук И. И. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом // Детские церебральные параличи: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. Л., 1974. С. 30-35.

Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1976. № 3. С. 29-37.

Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у дошкольников при нарушениях интеллекта и моторики: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1978.

Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.

Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: на материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2004.

Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007.

Мамайчук И. И. Значение исследований Л. М. Веккера в разработке психологических проблем дизонтогенеза // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / отв. ред. М. А. Холодная, М. В. Осорина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008а. С. 95-100.

Мамайчук И. И. Теоретико-методологические аспекты изучения дизонтогенеза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008б. Т. 3, № 6 (20). С. 103-114.

Мамайчук И. И. Методологические и методические аспекты психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 5, № 1. С. 5-17.

Мамайчук И. И. Клиническая и специальная психология: проблемы и перспективы // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы / под ред. Т. Г. Богдановой, Н. М. Назаровой. М.: Логомаг, 2013. С. 40-42.

Мамайчук И. И. Проблемы и перспективы развития детской клинической психологии // Петербургский психологический журнал. 2014а. № 8. С. 26-37.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями // Педиатр. 2014б. Т. 5, № 1. С. 107-118.

Мамайчук И. И. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии. СПб.: Эко-Вектор, 2015.

Мамайчук И. И. Вклад школы Б. Г. Ананьева в разработку методологических и методических проблем детской клинической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. № 3. С. 86-96.

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019.

Мамайчук И. И. К 120-летию со дня рождения А. В. Ярмоленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10, № 4. С. 442-449.

Мамайчук И. И., Андрущенко Н. В. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 3, № 4. С. 54-66.

Мамайчук И. И., Вахрушева И. А. Внутренняя картина болезни у подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта // Ананьевские чтения — 2004: материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 77-82.

Мамайчук И. И., Вюрбергер А. А. Учет механизмов личности родителей детей с двигательными нарушениями в процессе психологической помощи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 1, ч. I. С. 355-363.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мамайчук И. И., Галицына Е. Ю. Направления и перспективы психологической помощи детям и подросткам с соматическими заболеваниями // Петербургский психологический журнал. 2017. № 19. С. 39-57.

Мамайчук И. И., Галицына Е. Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой, и основные направления семейной психологической коррекции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 2. С. 111-123.

Мамайчук И. И., Ермакова Г. К. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 2. С. 28-36.

Мамайчук И. И., Ильина М. Н., Миланич Ю. М. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. СПб.: Эко-Вектор, 2017.

Мамайчук И. И., Лапкин Ю. А., Лихачева Е. С. Некоторые особенности личности детей, больных ревматоидным артритом // Научно-практическая ревматология. 1986. № 4. С. 38-41.

Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Анализ результатов применения программы рационально-эмоциональной поведенческой терапии для матерей новорожденных с гипоксическим поражением центральной нервной системы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, №3. С. 376-390.

Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Особенности переживания матерью ситуации госпитализации новорожденного в связи с гипоксическим поражением центральной нервной системы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, № 1. С. 89-102.

Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Теоретико-методологические аспекты использования рационально-эмоционально-поведенческой терапии для матерей новорожденных с патологией центральной нервной системы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2019. № 4. С. 61-74.

Мамайчук И. И., Мороз М. П., Чубарова Е. В., Чубаров И. В. Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста // Дефектология. 2002. № 6. С. 17-25.

Мамайчук И. И., Поздеев А. П., Борисова И. П. Особенности познавательной деятельности детей, страдающих нейрофиброматозом // Дефектология. 1985. № 6. С. 29-33.

Мамайчук И. И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом // Дефектология. 1990. № 3. С. 23-24.

Мамайчук И. И., Родина А. В. Особенности отцовских отношений и стилей семейного воспитания в семьях детей с аутистическими синдромами // XI Мнухинские чтения: Материалы междунар. науч. конф. СПб., 2013. С. 301-308.

Мамайчук И. И., Серебрякова Р. О., Мендоса Хосе Р. Психологическое исследование детей с вялыми параличами верхних конечностей // Вестник Ленинградского университета. 1988. Сер. 6. История КПСС. Науч. коммунизм. Философия. Вып. 3. С. 112-114.

Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010.

Мамайчук И. И., Ульд Семета М. Б. Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей с расстройством аутистического спектра на модели изучения гаптического и зрительного восприятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10. Вып. 3. С. 261-273.

Мамайчук И. И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом // Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. Л., 1992. С. 48-51.

Мамайчук И. И., Шабанова Е. В. Учет защитных механизмов личности родителей детей с расстройствами аутистического спектра в процессе психологической помощи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5, № 1. С. 82-91.

Мамайчук И. И., Яковлев И. М., Пятакова Г. В. Психофизиологическая оценка адаптации к учебным нагрузкам у подростков с церебральным параличом // Дефектология. 1991. № 2. С. 22-29.

Пятакова Г. В., Мамайчук И. И., Умнов В. В. Психологические защитные механизмы у детей с ДЦП в контексте отношения к болезни ребенка // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2017. Т. 5, № 3. С. 58-65. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961.

Статья поступила в редакцию 25 августа 2023 г.; рекомендована к печати 23 ноября 2023 г.

Контактная информация:

Миланич Юлия Михайловна — канд. психол. наук; y.milanich@spbu.ru Пятакова Галина Викторовна — канд. психол. наук, доц.; pyatakova@yandex.ru Крайнюков Сергей Владимирович — канд. психол. наук; sv_krayn@mail.ru

Irina Ivanovna Mamaichuk. Her scientific contributions in child clinical psychology and psychology of developmental disorders

Yu. M. Milanicha, G. V. Piatakova, S. V. Krainyukov St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

For citation: Milanich Yu. M., Piatakova G. V., Krainyukov S. V. Irina Ivanovna Mamaichuk. Her scientific contributions in child clinical psychology and psychology of developmental disorders. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 2024, vol. 14, issue 1, pp. 174-191. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.111 (In Russian)

The article is dedicated to the memory of Professor of the Department of Medical Psychology and Psychophysiology of the Saint Petersburg State University, a leading specialist in the field of child clinical psychology Irina Ivanovna Mamaychuk. An attempt to analyze and generalize its great scientific and practical contribution to child clinical psychology is made. The stages of her professional path are singled out and described: (1) the study of the mechanisms and types of disturbed development in children with cerebral palsy; (2) study of the psychology of children with various disorders of the musculoskeletal system; (3) empirical substantiation of strategies and technologies for psychological assistance to children with various variants of disturbed development; (4) development of methodological and applied problems of child clinical psychology. The results and conclusions of Irina Ivanovna's key studies are revealed, which have made a great contribution to understanding the causes and mechanisms of mental disorders in children and adolescents, and embodying the principles of ontogenetic and system-structural approaches developed at the Leningrad — St. Petersburg school of psychology. In particular, the study of the role of motility in perceptogenesis in various variants of dyson-togenesis; specifics of violations of interfunctional relationships in children with motor and mental disorders; subspecies of mental retardation of cerebral-organic origin; psychological characteristics of children and adolescents with somatic pathology. Based on the analysis of scientific works, a list of the main problems and prospects of modern child clinical psychology is highlighted. An approach to psychological assistance and psychological correction of disorders in children and adolescents is described, taking into account the role of the family and the immediate environment. It is emphasized that the empirical work of Irina Ivanovna has become the "gold standard" in the study of the problems of children with mental dysontogen-esis, and her theoretical generalizations and methodological developments are very important

а Author for correspondence.

for the further development of child clinical psychology and understanding the problem of mental development in general.

Keywords: 1.1. Mamaychuk, child clinical psychology, psychology of developmental disorders, dysontogenesis, psychological correction.

References

Ananiev, B. G., Vekker, L. M., Lomov, B. F., Yarmolenko, A. V. (1959). Tactile perception in the process of cognition and labor. Moscow, Acad. ped. Sciences of the RSFSR Publ. (In Russian) Krainyukov, S. V., Mamaichuk, I. I. (2019). The specificity and focus of psychological assistance to adolescents with spinal pathologies. Ortopediia, travmatologiia i vosstanovitel'naia khirurgiia detskogo voz-rasta, 3, 71-78. (In Russian) Lebedinskaya, K. S. (1982). Clinical systematization of Developmental Delay. In: Aktual'nyeproblemy diag-nostiki zaderzhki psikhicheskogo razvitiia detei (pp. 5-21). Moscow, Pedagogika Publ., 1982. (In Russian)

Luriya, A. R. (1973). Basics of neuropsychology. Moscow, Moscow University Press. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (1974). On the role of a motor defect in the development of cognitive activity in children with cerebral palsy. In: Detskie tserebral'nye paralichi: Trudy NII im. G. I. Turnera (pp. 30-35). Leningrad. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (1976). Dynamics of some types of cognitive activity in preschool children with cerebral

palsy. Defektologiia, 3, 29-37. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (1978). Haptic and visual perception in preschool children with intellectual and motor disorders: PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg, St. Petersburg State University. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (2000). Psychology of dysontogenesis and the basics of psychocorrection. St. Petersburg,

St. Petersburg University Press. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (2001). Psychological assistance to children with developmental problems. St. Petersburg, Rech Publ. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2004). Psychology of dysontogenesis and the basics of psychocorrection: based on the study of children and adolescents with movement disorders: PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg, St. Petersburg State University. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (2007). Psychologist help for children with autism. St. Petersburg, Rech Publ. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (2008a). The significance of L. M. Vecker's research in the development of psychological problems of dysontogenesis. In: Teoreticheskoe nasledie L. M. Vekkera: na puti k edinoi teorii psikh-icheskikh protsessov: Materialy nauchnogo simpoziuma, posviashchennogo 90-letiiu so dnia rozhdeniia L. M. Vekkera (pp. 95-100). St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (20086). Theoretical and methodological aspects of the study of dysontogenesis. Vestnik

Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 6 (20), 103-114. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (2012). Methodological and methodological aspects of psychological correction of children and adolescents with developmental disabilities. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 1, 5-17. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (2013). Clinical and special psychology: problems and prospects. In: Spetsial'naia pedagogika i spetsial'naia psikhologiia: sovremennye metodologicheskie podkhody (pp. 40-42). Moscow, Logomag Publ. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2014a). Problems and prospects for the development of child clinical psychology. Peter-

burgskii psikhologicheskii zhurnal, 8, 26-37. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (20146). Psychological help for children and adolescents with somatic diseases. Pediatr, 1, 107-118. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2015). Methods of psychological assistance to children and adolescents with developmental

disabilities. St. Petersburg, Eko-Vektor Publ. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (2016). The contribution of B. G. Ananyev's school concept to development of methodological issues of childhood clinical psychology. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 16. Psychology. Pedagogics, 3, 86-96. (In Russian) Mamaichuk, I. I. (2019). Psychocorrective technologies for children with developmental problems. Moscow, Iurait Publ. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2020). To the 120th anniversary of the birth of A. V. Yarmolenko. Vestnik of Saint Petersburg

University. Psychology, 4, 442-449. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Andrushchenko, N. V. (2015). The system of psycho-pedagogical support for children with impaired musculoskeletal system. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Push-kina, 4, 54-66. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Chaves, S. (1992). Features of parenthood of children with cerebral palsy. In: Trudy

LNIDOI im. G. I. Turnera (pp. 48-51). Leningrad. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Galitsyna, E. Yu. (2016). Main features of parent-child relationships in families with pediatric asthma and general directions of family psychological correction. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2, 111-123. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Galitsyna, E. Yu. (2017). Directions and opportunities of psychological support for children and adolescents with somatic disorders. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal, 19, 39-57. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Ermakova, G. K. (1988). Psychological service in a children's orthopedic clinic. Psikholog-

icheskii zhurnal, 2, 28-36. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Il'ina, M. N., Milanich, Yu. M. (2017). Help of a psychologist for children with mental retardation. St. Petersburg, Eko-Vektor Publ. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Lapkin, Yu. A., Likhacheva, E. S. (1986). Some personality traits of children with rheumatoid arthritis. Nauchno-prakticheskaya revmatologiya, 4, 38-41. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Milanich, Yu. M. (2022). Analysis of the results of application of the rational-emotive behaviour therapy for mothers of newborns with hypoxic affection of the central nervous system. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 3, 376-390. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Milanich, Yu. M. (2019). Theoretical and methodological aspects of the use of rational-emotional-behavioral therapy for mothers of newborns with pathology of the central nervous system. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 4, 61-74. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Milanich, Yu. M. (2021). Features of mothers' emotional experience during the hospitalization of newborns in connection with hypoxic affection of the central nervous system. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 1, 89-102. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Moroz, M. P., Chubarova, E. V., Chubarov, I. V. (2002). Neuropsychological diagnosis of

mental retardation in children of primary school age. Defektologiia, 6, 17-25. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Pozdeev, A. P., Borisova, I. P. (1985). Features of cognitive activity of children suffering

from neurofibromatosis. Defektologiia, 6, 29-33. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Pyatakova, G. V. (1990). The study of personality characteristics of children with cerebral

palsy. Defektologiia, 3, 23-24. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Rodina, A. V. (2013). Features of paternal relationships and parenting styles in families of children with autistic syndromes. In: XI Mnukhinskie chteniia: Mat-ly mezhdunar. nauch. konf. (pp. 301-308). St. Petersburg. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Serebryakova, R. O., Mendosa Khose, R. (1988). Psychological study of children with flaccid paralysis of the upper limbs. Vestnik Leningradskogo universiteta. Ser. 6. Istoriia KPSS. Nauch. kom-munizm. Filosofiia, 3, 112-114. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Shabanova, E. V. (2014). Personal defense mechanisms of parents with children suffering from autism spectrum disorder in the process of psychological help. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 1, 82-91. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Smirnova, M. I. (2010). Psychological assistance to children and adolescents with conduct

disorders. St. Petersburg, Rech Publ. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Uld Semeta, M. B. (2020). Sensory-perceptual processing in children with autism spectrum disorders based on the study of visual and haptic perception. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 3, 261-273. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Vakhrusheva, I. A. (2004). Internal picture of the disease in adolescents with diseases of the gastrointestinal tract. In: Anan'evskie chteniia — 2004. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii (pp. 77-82). St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian) Mamaichuk, I. I., Vyurberger, A. A. (2009). Accounting for the personality mechanisms of parents of children with movement disorders in the process of psychological assistance. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 12. Psichology Sociology. Pedagogics, 1 (1), 355-363. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Yakovlev, I. M., Pyatakova, G. V. (1991). Psychophysiological assessment of adaptation to

study Loads in adolescents with cerebral palsy. Defektologiia, 2, 22-29. (In Russian) Pyatakova, G. V., Mamaichuk, I. I., Umnov, V. V. (2017). Psychological defense mechanisms of children with cerebral palsy in the context of mothers attitude to a child's disease. Ortopediia, travmatologiia i vosstanovitel'naia khirurgiia detskogo vozrasta, 3, 58-65. (In Russian) Shipitsyna, L. M., Mamaichuk, I. I. (2001). Cerebral palsy. St. Petersburg, Didaktika Plius Publ. (In Russian) Vygotskii, L. S. (1936). Developmental diagnostics and pedological clinic for difficult childhoods. Moscow, Experimental Defectology Institute named after M. S. Epstein Press. (In Russian) Yarmolenko, A. V. (1961) Essays on the Psychology of the Deaf-Blind Mute Leningrad. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Received: August 25, 2023 Accepted: November 23, 2023

Authors' information:

Yulia M. Milanich — PhD in Psychology, Associate Professor; y.milanich@spbu.ru Galina V. Piatakova — PhD in Psychology, Associate Professor; pyatakova@yandex.ru Sergei V. Krainyukov — PhD in Psychology, Associate Professor; sv_krayn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.