установили в нем свою власть, введя в действие законы шариата. И лишь в декабре 2007 г. натовским силам удалось отбить этот город у экстремистов. По данным крупного международного исследовательского центра «Совет Сенлис», занимающегося мониторингом и анализом процессов, происходящих в Афганистане, талибы в настоящий момент активно действуют на 54% территории Афганистана.
В настоящее время ситуация в стране продолжает оставаться крайне напряженной, по многим параметрам - тупиковой. Как правительство Х. Карзая, так и его западные союзники начинают осознавать, что военного пути решения проблемы нет. Идут интенсивные поиски альтернативных путей. Один из них - наладить диалог с талибами и добиваться компромисса. Президент Х. Карзай при поддержке ООН, США и других участников конфликта в Афганистане давно уже обращается с призывом к талибам признать действующую Конституцию страны, прекратить вооруженную борьбу и участвовать в политическом процессе в Афганистане. Талибы, в свою очередь, в принципе соглашаясь на переговоры с правительством, выдвигают в качестве непременного условия немедленный вывод иностранных войск из Афганистана. Война в Афганистане не может длиться бесконечно, и это понимают все стороны и участники конфликта. Задача мирового сообщества - объединить усилия в поисках приемлемого варианта прекращения военных действий и перевод страны в русло мирного, демократического развития. Такой путь в интересах не только самого Афганистана и его народа, но и всех заинтересованных сторон. Задача у всех одна - положить конец экстремизму и терроризму, дать возможность народам региона избрать свой путь развития на основе обеспечения мира и безопасности.
«Азия и Африка сегодня», М., 2008 г., № 9, с. 33-38.
Н. Мамедова,
кандидат экономических наук ИРАНСКАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ
Сущностным содержанием модернизации для Ирана является сокращение отставания по уровню развития от западных стран. Все модели «догоняющего развития» базируются на общих тенденциях экономического и политического развития, характерных для про-
134
цесса глобализации. Модернизация включает в себя различные аспекты. Наибольший интерес представляют модели модернизации политической и экономической систем, порожденные Белой и Исламской революциями. Первая из них проводилась шахским режимом в 1962-1977 гг., вторая, согласно официальной идеологии Ирана, с падением этого режима в 1979 г. и установлением теократического правления длится до сих пор. И именно эта - вторая -революция стала пиком исламского возрождения, отражением поиска новых моделей развития в исламском мире. Иранский опыт нахождения путей модернизации интересен с точки зрения использования не экономических концепций, а исламских социально-экономических и политических ценностей в сочетании с разработанными западным миром теориями и моделями развития.
Напомним, что Иран после блестящего периода Сефевидов уже к концу XVII в. стал терять потенции собственного экономического развития, обнаруживая слабость политической системы. Уже в начале XIX в. модернизация здесь осознавалась как модернизация военно-экономическая на основе использования европейского опыта. В отличие от европейских стран в Иране предыдущее развитие не породило внутренних предпосылок для перехода к интенсификации экономики, трансформации производительных сил и производственных отношений. Главным фактором повышения интенсивности экономического развития оставалось лишь улучшение качества государственного управления. Попытки экономической модернизации были связаны только с инициативами государственной власти. Если в Европе политико-экономическая модернизация была тесно связана с религиозной Реформацией, то в мусульманских странах она проводилась за счет свертывания применения основных и расширения толкования вторичных (прямо не прописанных в Коране) исламских норм. Наиболее широкую возможность для интерпретации исламских принципов предоставлял шиизм с его правом на иджтихад (собственное толкование). В отличие от других исламских стран в Иране была в этот же период предпринята попытка религиозной модернизации. Зародившийся в недрах шиизма бехаизм пытался, подобно протестантизму, облегчить про-мышленно-финансовую модернизацию. Бехаизм потерпел поражение, но оказал большое влияние на общественную мысль страны, поставив вопрос о возможности и необходимости использовать европейские инструменты развития. Деятельность Таги-хана (/1808-1852/ - премьер-министр при иранском шахе Наср-эд-дине в
135
1848-1851. - Ред.) можно рассматривать как попытку ускорить экономическое развитие страны путем внедрения капиталистических форм предпринимательства, достижений европейских стран и в то же время защиты тех традиционных элементов хозяйственного уклада, которые, по убеждению реформатора, еще не исчерпали своих возможностей. Падение Таги-хана, означавшее отказ от дальнейшего углубления реформ, стало рубежом, за которым иранская система показала свою неспособность к ускорению развития на самостоятельной основе. Модернизация практически единодушно трактовалась исключительно как заимствование технических достижений, не сопровождаемое изменениями в национальной системе культурно-религиозных ценностей. В Иране процесс модернизации шел скачкообразно и зависел не столько от объективных потребностей развития, сколько от такого субъективного фактора, как желание шаха проводить необходимые реформы. Но в отличие от Турции, где султан был одновременно и халифом, реальная способность шаха и его правительства реализовать планы модернизации в значительной степени зависела от позиции высшего духовенства, которое не было единым, не имело общего руководителя и могло оказать сопротивление реформам монарха. Именно из-за противодействия духовенства были свернуты реформы Таги-хана. Тем не менее, уже в 1906-1907 гг. Иран обретает первую Конституцию, приступает к работе парламент (меджлис), принимаются первые законы, ориентирующиеся на западные правовые нормы, возникает партийная система. Все это свидетельствует о начале политической и правовой модернизации.
Период Реза-шаха - время новых попыток модернизировать страну по европейскому образцу, преимущественно копируя при этом светскую модель К. Ататюрка. Фактически в правление Реза-шаха Иран, впервые с начала XIX в. перестав быть полуколонией, провел начальную индустриализацию и модернизацию инфраструктуры (в первую очередь военную). В стране опробовались различные системы налогообложения, аналогичные европейским образцам. Однако доходы, в том числе от растущей нефтедобычи, направлялись в основном на модернизацию армии. Менее четкой предстает общественно-политическая модернизация того времени. Реза-хан в начале своего пути к власти предусматривал возможность отмены монархии и введения поста президента, но духовенство само предложило ему стать шахом, и он уже как Реза-шах провел фактически секуляристские реформы, в частности, урезав
136
вакуфные имущества. Политическая модель модернизировавшегося по западному типу государства представляла собой режим личной диктатуры Реза-шаха.
Продолжением модернизации стала попытка ускоренной вес-тернизации в рамках Белой революции. Последняя была проведена в 60-70-е годы. До ее реформ, в 1950 г., душевой ВВП оценивался в Иране в 85 долл., к концу 70-х - началу 80-х годов Иран вошел в группу стран со средним уровнем дохода - 2,0 тыс. долл. Возросшие поступления от экспорта нефти создали финансовую базу этой модели модернизации. Была проведена радикальная аграрная реформа, ликвидировавшая крупное полуфеодальное землевладение и издольную аренду. Одним из новых инструментов экономической политики стало использование иностранного капитала, преимущественно в виде частных инвестиций. В 1958 г. были законодательно отменены ограничения для иностранных банков, что ускорило процесс формирования банковской системы современного типа и усилило присутствие иностранного капитала. Благодаря реформам в стране появился ряд новых отраслей - автомобилестроение, нефтехимия, радиотехника, металлургия, машиностроение. Стали закупаться новейшие технологии, особенно после роста цен на нефть в 1974 г. Рейтинг Ирана на мировых рынках, с точки зрения его финансовых ресурсов и потенциальных возможностей освоения современных технологий, неуклонно повышался. Государство стало активно вмешиваться в экономику, даже в ценообразование. Вследствие этого возник «черный рынок», увеличилась коррупция, нарастала инфляция. Темпы прироста ВВП в 19771978 гг. стали падать. Модель модернизации стала вызывать у широких масс населения отторжение, и не в последнюю очередь из-за чрезмерно быстрого привнесения в жизнь нации элементов западной культуры. Режим терял экономическую динамику и социальную привлекательность, что и привело к его падению 11 февраля 1979 г.
Исламская революция, прервавшая ускоренную экономическую вестернизацию Ирана, поддерживавшуюся США, была в определенной мере ответом на наглядно проявившийся с 70-х годов процесс глобализации. Стала формироваться новая, исламская модель развития, в которой преобладали идеи противостояния Западу во всем - в культуре, государственном строительстве, в экономике. Революция имела ярко выраженную антиимпериалистическую направленность, ставила своей целью построить государство, незави-
137
симое от иностранного влияния. В экономической концепции исламской власти отчетливо просматривалось стремление максимально использовать исламские экономические принципы. Созданная в 1979 - начале 80-х годов жестко централизованная экономическая система, в которой преобладал государственный сектор и связи которой с мировым хозяйством ограничивались экспортом нефти и контролируемым государством импортом необходимых товаров, в условиях глобализации выявила свою неэффективность. С экономической точки зрения развитие Ирана в первое десятилетие после революции можно оценивать только как отход от модернизации. Но, отказавшись от применения западного опыта, исламская модель не предложила сколько-нибудь новых и эффективных инструментов модернизации экономики. Цели были благие - построить экономику, независимую от иностранного капитала, от внешнего мира. Приоритетными признавались только связи с мусульманскими странами, банковская система была переведена на беспроцентную основу, созданы исламские фонды в качестве образцов исламской экономики. Но все это привело к кризисной ситуации. Сам опыт развития Ирана в рамках исламской государственности дает уникальную возможность рассмотреть вероятные варианты модернизации этого нового режима. Оказалось, что он способен на модернизацию, но пока это коснулось лишь ее экономической составляющей.
После окончания войны с Ираком руководство страны решилось на частичную либерализацию экономики, на частичное следование мировым тенденциям хозяйственного развития. При этом сколько-нибудь четкой исламской экономической концепции модернизации в Иране нет (впрочем, как нет и исламской концептуализированной стратегии развития мусульманских стран в целом). Наиболее отчетливое влияние на выработку таких концепций начинают оказывать принципы «усредненности», ставшие основой, например, концепции Министерства вакфов и исламских дел Кувейта. Согласно Конституции Ирана, целью исламской экономики является создание благоприятных условий для проявления творческого потенциала человека, и к числу таких условий отнесена «ликвидация всякой духовной и социальной деспотии и экономического монополизма». Конституция отрицает монополизм в экономике как государства, так и частных компаний. Такие взгляды полно -стью соответствуют как общемировым тенденциям, так и понятиям справедливости. Основные исламские нормы, которые использу-
138
ются в экономической практике Ирана, касаются в первую очередь права собственности, налогов и банковского процента.
После революции была в несколько этапов проведена национализация собственности шахской семьи, банков, страховых обществ, крупных промышленных и коммерческих фирм, а также иностранных компаний. Идеологическая подоплека этих мер - введение исламской интерпретации понятия собственности, согласно которой приоритет отдается умме (мусульманскому сообществу) и государству. Закон «О защите и развитии промышленности» 1979 г. предусматривал национализацию предприятий тех владельцев, которые «незаконным путем» нажили капиталы. Предприятия владельцев, не принимавших участие в борьбе против нового режима, оставались в их собственности. Идеологическим обоснованием национализации банков стала необходимость построения банковской системы, работающей с соблюдением норм шариата. В своем завещании Хомейни особо акцентировал внимание на том, что ислам проявляет умеренность в подходе к собственности, уважает ее только в том случае, если она используется честно и законно. Тогда, по его словам, экономика станет здоровой и будет осуществляться социальная справедливость.
С начала 90-х годов руководство страны, приступив к экономической либерализации, начинает вносить коррективы в модель развития. В Иране создаются благоприятные условия для деятельности частного сектора, проводится широкая приватизация государственных компаний. Эта новая политика, с точки зрения ее инициаторов, не противоречила исламским принципам. Последующие события показали, что иранское духовенство и лидеры государства определяли свое отношение к собственности, исходя из прагматических задач. Когда Иран приступил к модернизации, внедряя рыночные принципы, инициатором этой перемены стала государственная власть. Религиозно-правовой основой изменения экономического курса служат упоминавшийся иджтихад, дающий возможность поиска решений по тем вопросам, ответы на которые в Коране и шариате детально не определены, и принципы фикха, которые допускают изменение норм в зависимости от времени и условий. Иранские лидеры стараются выбрать свой вариант модернизации. В период Хатами предпочтение отдавали японской модели, как наиболее оптимальной для Ирана, после избрания Ахмади-нежада - китайской. В отличие от некоторых других стран в Иране переход к рыночной экономике не форсируется. Там отказались от
139
проведения «шоковой терапии». Цены на товары «отпускались» постепенно: сначала - на импортные, затем - на отечественные. Использовались различные схемы приватизации. В конце 2006 г. для «справедливого и равномерного распределения национального богатства» стали даже выпускаться «акции справедливости» для беднейших слоев населения, чтобы смягчить негативные последствия расслоения общества, сопряженные с экономической либерализацией. Данная программа рассчитана на шесть-десять лет. Пока трудно оценить результаты ее осуществления, но показательна уже сама попытка выработать инструменты, призванные претворять в жизнь принцип социальной справедливости.
Предприятия исламских фондов также стали включаться в программы приватизации. Приватизация и постепенное возвращение этих фондов как крупных холдингов в общее правовое финансовое поле шаг за шагом сближают их положение на рынке со статусом других хозяйствующих субъектов. Но приватизация фондов не обязательно ведет к сокращению собственности духовенства, потому что фонды, как и другие юридические лица, имеют право выкупать акции других приватизируемых компаний на Тегеранской фондовой бирже. Летом 2002 г. был принят новый закон о защите иностранных инвестиций - более прозрачный и дающий больше гарантий, чем принятый в шахское время. Вскоре после революции на исламские нормы функционирования была переведена кредитно-банковская система, что стало весьма заметным событием в экономической жизни. Согласно закону 1983 г. о банковских операциях, все банки стали принадлежать государству и работать на беспроцентной основе.
Своеобразным инструментом модернизации служат в Иране свободные экономические зоны, где создаются максимально благоприятные условия для деятельности иностранного и частного капитала. В целом же, сами исламские принципы, даже такие, как запрет на банковский процент, всего за 15 лет после начала рыночных реформ смогли быть в достаточной степени приспособлены к современным реалиям хозяйствования. Благодаря этим мерам исламскому руководству удалось добиться устойчивого экономического роста, повысить общий жизненный уровень населения. Душевой ВНП по ППС достиг в 2006 г. 8,5 тыс. долл. Однако выгоды от экономического развития распределились далеко не одинаково. Сейчас перед Ираном стоит задача завершить переходный к рыночной экономике период. Необходима скорейшая модернизация
140
экономики, включающая адекватное использование рыночных механизмов. Без этого экономика не сможет выдержать демографического давления, образовавшегося из-за резкого прироста населения в первое десятилетие после установления исламской власти. А значит, необходима дальнейшая модернизация исламских принципов ведения хозяйства, механизмов их применения. Иран ставит задачу использовать выгоды от глобализации, выражающиеся в расширении рынка для национальных товаров и притоке необходимых технологий, но при этом упор будет сделан на меры по строительству социально более справедливой рыночной системы, воспринимаемые в качестве исламской компоненты. Вероятно, можно говорить об иранской модели экономической модернизации как модели рыночной, но ориентированной на приоритеты социальные.
Что касается модернизации политической, то сама исламская революция 1979 г., а также образование Исламской республики, сменившей диктаторский режим шаха, уже воспринимались как модернизация политической структуры. Возникла своеобразная форма республиканского правления, при котором решающие позиции в руководстве страной заняло шиитское духовенство, которое выбирает рахбара, высшего руководителя страны, пожизненно наделяемого широкими властными полномочиями. Сегодня в принятии решений большое значение имеют центры стратегических исследований, созданные при Совете экспертов и Ассамблее по определению целесообразности, являющихся инструментами влияния рахбара. Под его же контролем находится деятельность исламских фондов, обеспечивающих не только экономическое влияние духовенства, но и оказывающих влияние на решения исполнительной власти. Таким образом, рахбар - это своеобразный вариант института монархии, хотя и не наследственной. Дуалистический характер власти (теократия-демократия) пытался изменить/модернизировать М. Хатами, возглавлявший исполнительную власть в 1997-2005 г., усилив полномочия республиканских структур (президента), но предложенные им законопроекты не были приняты. Тем не менее борьба за модернизацию исламской структуры власти, за ее дальнейшую демократизацию продолжается, обретая порой острый характер. Речь идет о повышении роли республиканских органов власти, иначе - об ограничении властных прерогатив религиозных институтов. Противоборство по этой линии просматривается достаточно четко, оно проявляется не только в спорах различных политических партий и группировок, но и в формирова-
141
нии новых религиозно-идеологических течений. Согласно концепции современного иранского религиозного философа А. Соруша, признаком религиозного общества служит «разумная» религиозная практика, справедливая в политическом плане. И именно эта справедливость обеспечивает легитимность режима с религиозной точки зрения. Фактором, стимулирующим модернизацию политической системы нынешнего режима, может стать выборная система. Практически все высшие органы власти в стране избираются, а персонифицированность власти в процессах модернизации восточных обществ всегда играет значительную роль.
Процесс модернизации осложнен конфронтационным характером отношений с Западом, в первую очередь с США. Несмотря на заявления Ирана о том, что его ядерная программа имеет мирную направленность, объективно ее можно рассматривать как возможность создания ядерного оружия в качестве средства обеспечения национальной безопасности. Практически все политические и клерикальные группировки внутри страны поддерживают идею развития ядерной энергетики, как важнейшего элемента технико-научной модернизации. Вместе с тем часть элиты готова пожертвовать ядерными амбициями, считая, что наиболее оптимальным для сохранения исламского режима является не развитие ядерной составляющей военного потенциала, а укрепление экономической мощи за счет нормализации отношений с Европой и США. Осознается и опасность переступить ядерный порог. И связывается она не только с возможностью санкций или даже военного вмешательства. Часть политической элиты озабочена тем, что обладание ядерным потенциалом может заставить соседние государства, особенно страны Персидского залива, более тесно сотрудничать с США для обеспечения собственной безопасности. А это, в конечном счете, грозит Ирану изоляцией и, следовательно, возвратом к модели «тоухидной экономики». По мере обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы, когда вопрос о санкциях встает вполне реально, Иран, пытаясь не допустить их применения, угрожает выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия и прекратить взаимодействие с МАГАТЭ. При этом он неизменно заявляет о готовности продолжать переговорный процесс, выступая при этом с различными инициативами. Еще пять лет тому назад вероятность снижения роли исламской составляющей в иранской модели развития была достаточно высокой. Однако последние президентские (2005) и парламентские (2004) выборы показали, что
142
реализация этой тенденции достаточно сложна. Созданная структура власти (хотя и изменяющаяся) позволяет духовенству сохранять в ней ведущие позиции, а это в любой момент может стать фактором политического обострения и межцивилизационной конфронтации.
«Мировая экономика и международные отношения», 2008 г., № 7, с. 69-81.
Н. Мохов,
публицист
НЕПРЕОДОЛИМЫЙ КОНФЕССИОНАЛИЗМ ЛИВАНА
Географические особенности территории современного Ливана на протяжении веков способствовали притоку разнообразных религиозных меньшинств, подвергавшихся преследованиям в соседних регионах. Горы обеспечивали естественную защиту, а изобилие столь редких на Ближнем Востоке водных ресурсов и выход к морю создавали благоприятные условия для жизни людей и развития торговли.
После поражения Османской империи в Первой мировой войне Франция получила мандат на управление значительной частью Ближнего Востока и в сентябре 1920 г. объявила о создании Большого Ливана (в его современных границах), закрепив принципы политического конфессионализма и верховенство наиболее многочисленной (на основании переписи 1932 г.) маронитской общины. В 1926 г. была принята Конституция Ливана, действующая по сегодняшний день со значительным количеством поправок. В 1943 г. при содействии Великобритании Ливан смог получить независимость. В основу создания независимого Ливана легло неписаное соглашение между крупными маронитскими и суннитскими семьями, получившее название Национального пакта, включавшего в себя два основополагающих для ливанской государственности условия. Во-первых, христиане отказались от покровительства Франции и поддержали независимость страны в обмен на отказ мусульман от идей арабского единства и, прежде всего, вхождения Ливана в состав Сирии. Во-вторых, Национальный пакт предусматривал сохранение конфессионализма. Среди наиболее важных аспектов ливанского политического конфессионализма необходимо
143