Научная статья на тему 'ИРАНО-АФГАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ИРАНО-АФГАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1332
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IRAN / AFGHANISTAN / USA / TALIBAN / ИРАН / АФГАНИСТАН / ТАЛИБАН / США

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова И.Е.

В статье рассматриваются наиболее важные аспекты ирано-афганских отношений на современном этапе: политические, экономические, дипломатические. При формировании политики в отношении Исламской Республики Афганистан (ИРА) Иран сталкивается с необходимостью учитывать интересы самых различных политических сил в Кабуле и проявлять исключительную гибкость. Основная цель Тегерана - иметь влияние на развитие ситуации в ИРА при любом возможном развитии событий там. На этом направлении наглядно проявляется прагматизм иранской внешней политики, который помогает руководству в Тегеране добиваться поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS BETWEEN IRAN AND AFGHANISTAN AT THE PRESENT STAGE

The main aspects of Iran’s policy towards the Islamic Republic of Afghanistan (IRA) at the present stage: political, economic, diplomatic - are analyzed in the article. Conducting its policy Tehran faces the necessity to take into consideration interests and priorities of different political parties and religious groups in Kabul. Iranian leadership has todemonstrate flexibility.The main goal of Iran is to preserve influence in IRA irrespective of the political and military developments in this country. Pragmatism characterizes Iranian foreign policy and it helps Iranian leadership to achieve its desired goals in Afghanistan.

Текст научной работы на тему «ИРАНО-АФГАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Федорова И. Е.*

ИРАНО-АФГАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Fedorova I.Y.**

RELATIONS BETWEEN IRAN AND AFGHANISTAN AT THE PRESENT STAGE

Аннотация: В статье рассматриваются наиболее важные аспекты ирано-афганских отношений на современном этапе: политические, экономические, дипломатические. При формировании политики в отношении Исламской Республики Афганистан (ИРА) Иран сталкивается с необходимостью учитывать интересы самых различных политических сил в Кабуле и проявлять исключительную гибкость. Основная цель Тегерана - иметь влияние на развитие ситуации в ИРА при любом возможном развитии событий там. На этом направлении наглядно проявляется прагматизм иранской внешней политики, который помогает руководству в Тегеране добиваться поставленных целей.

Ключевые слова: Иран, Афганистан, Талибан, США.

Abstract: The main aspects of Iran's policy towards the Islamic Republic of Afghanistan (IRA) at the present stage: political, economic, diplomatic - are analyzed in the article. Conducting its policy Tehran faces the necessity to take into consideration interests and priorities of different political parties and religious groups in Kabul. Iranian leadership has todemonstrate flexibility.The main goal of Iran is to preserve influence in IRA irrespective of the political and military developments in this country. Pragmatism characterizes Iranian foreign policy and it helps Iranian leadership to achieve its desired goals in Afghanistan.

Keywords: Iran, Afghanistan, USA, Taliban.

Развитие ситуации в Исламской Республике Афганистан (ИРА) - стране, которая многие годы охвачена гражданской войной, находится в центре внимания руководства Исламской Республики Иран (ИРИ). Там сконцентрированы важнейшие стратегические, экономические и политические интересы Ирана. Протяженная пограничная линия, проходящая по территориям, на которых власть Тегерана и Кабула ослаблена, приводит к тому, что из Афганистана в Иран идет поток беженцев и нелегальных мигрантов, поток наркотиков. А в ряде случаев террористические военизированные группировки действуют по обе стороны границы. События там непосредственным образом влияют на внутриполитическую стабильность в Иране и на стабильность в регионе Центральной Азии в целом.

* Федорова Ирина Евгеньевна - к.и.н., ст.н.с. Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока, ИВ РАН.

** Fedorova Irina Yevgen'evna - PhD (History), Senior Researcher, Centre for the Study of Near and Middle East Countries, IOS RAS.

Деятельность Ирана в Афганистане координирует Штаб по Афганистану, в котором чрезвычайно сильно влияние спецслужб. Реализацией гуманитарных программ занимается фонд «Комитет помощи имени Имама Хомейни», продвигающий иранские политические и идеологические цели.

Особую важность отношения с Афганистаном приобрели, начиная с 2017 г., после повторного избрания Х. Роухани на президентский пост и объявленного им т. н. «поворота на Восток», когда развитие связей со странами региона вышло на первый план в иранской внешней политике. Выход США из СВПД и последовавший за ним рост напряженности в ирано-американских отношениях стал еще одним фактором, повышающим значение Афганистана в парадигме внешней политики Ирана.

Тегеран беспокоит не только наркотрафик и нелегальная миграция с территории сопредельной сраны. Тесные связи режима в Кабуле с Вашингтоном, присутствие американских войск на территории ИРА, в частности наличие авиабазы Шинданд в провинции Герат в 80 милях (125 км) от границы с Ираном вызывают серьезные опасения у иранских властей. Ведь в случае военного конфликта Вашингтон может использовать территорию ИРА в качестве плацдарма для осуществления своих военных угроз в адрес ИРИ и ее геополитических интересов в регионе.

В плане безопасности озабоченность Тегерана связана не только с присутствием в Афганистане войск коалиции, но и распространением влияния Исламского государства (ИГ)*. В 2015 г. руководители этой террористической организации объявили о создании «Вилайета Хорасан», включая в зону своих притязаний Афганистан, Пакистан, восточные провинции Ирана и часть территории Центральной Азии и Индии. Сообщения об активной переброске боевиков ИГ из Сирии и Ирака являются дополнительным фактором, диктующим необходимость развития отношений между Тегераном и Кабулом. В этой связи в сентябре 2018 г. Афганистан и Иран, совместно с Россией и Китаем приняли решение о необходимости создания единой базы террористических организаций и лиц обвиняемых в терроризме. Аналогичную той, которая существует в антитеррористическом центре стран СНГ1.

Для создания контрбаланса данным угрозам Иран предпринимает активные шаги по укреплению влияния в Афганистане. В первую очередь руководство ИРИ заинтересовано в сохранении стабильности в ИРА. С этой целью иранское руководство поддерживает центральное правительство в Кабуле и заключило с ним ряд соглашений. Самые важные - Соглашение

0 стратегическом партнерстве, подписанное 5 августа 2013 г., на следующий день после вступления Х. Роухани в должность на второй срок, и ряд договоренностей по совместной борьбе с терроризмом и наркотрафиком. О намерениях продолжить активное сотрудничество и продлить действие соглашения 2013 г. стороны заявили в июне 2019 г. при подписании

* Исламское государство - террористическая организация, запрещенная в России.

1 Федорова И. Е. Перспективы взаимодействия в треугольнике «Россия-Иран-Индия». Россия и Иран: пять веков сотрудничества. Труды Института востоковедения РАН. Вып. 15. С.359-367.

меморандума по вопросам сотрудничества в атомной энергетике. Тегеран и Кабул считают необходимым расширение договорной базы и, начиная с 2018 г., ведут переговоры о заключении нового всеобъемлющего договора, включающего широкий спектр направлений, представляющих взаимный интерес2. Важнейшим этапом международного экономического сотрудничества стало трехстороннее соглашение 2016 г. между Дели, Кабулом и Тегераном о реконструкции и использовании порта Чахбахар на иранском побережье Оманского залива. Осуществление этого проекта позволит создать транспортный коридор между Ираном и Индией, а также Индией и Центральной Азией и развивать торговлю между этими странами в обход Пакистана. Первая фаза проекта - порт шахида Бехешти - уже реконструирована и открыта. В 2018 г. Индия взяла на себя управления операциями, а в начале 2019 г. был официально открыт торговый коридор Иран - Афганистан - Индия. Интересно отметить, что Белый дом, не желая обострять отношения ни с Дели, ни с Кабулом, проявил гибкость и вывел проект этого порта и железной дороги, которая соединяет его с Афганистаном, из-под санкций, введенных президентом США в мае 2018 г..3

Эти и другие менее значительные соглашения стали базой для развития сотрудничества между Ираном и Афганистаном. Согласно данным Торгово-промышленной палаты Афганистана (Afghanistan's Chamber of Commerce and Industries) в 2017-2018 финансовом году Иран стал крупнейшим торговым партнером Афганистана, обогнав Пакистан и Китай4. Тегеран осуществляет более трехсот инфраструктурных проектов и оказывает безвозмездную финансовую помощь. Торговый оборот составляет более 2-х млрд долл. США. (Весь торговый оборот Афганистана с иностранными государствами равен приблизительно 7 млрд долл.). Основные иранские инвестиции идут в западные провинции Афганистана, в их транспортную инфраструктуру и производство электроэнергии. Наибольшие объемы иранского экспорта приходятся на провинции Хорасан-Резави, Южный Хорасан и Систан-е Белуджистан. В основном из Ирана в Афганистан поставляются продукты питания, строительные материалы, лекарственные препараты, бытовая химия и горюче смазочные материалы.

Для расширения своего политического и идеологического влияния Иран использует не только экономические средства, но и «мягкую силу», в первую очередь, укрепляя свое влияние среди афганских шиитов и близких ему по языку афганских таджиков. В центре внимания Ирана находится афганское информационное поле. Популярные печатные издания: «Энсаф», «Рошд», «Ансар», телекомпании «Тамадон», «Нур», «Рах-е Фарда», «Негах», - финансируются иранцами. Усилиями Тегерана ряд важнейших

2 https://aftag.info/ru/news/afganistan-i-iran-podpisali-soglashenie-o-sotrudnichestve-v-sfere-yadernoy-energetiki.

3 https://www.rferl.org/a/afghanistan-first-exports-india-chabahar-iran/29787862.html.

4 https://www.iran.ru/news/economics/109212/Iran_stal_krupneyshim_torgovym_partnerom_ Afganistana.

медиа ресурсов были объединены в единый журнальный союз, главой которого стал председатель культурного комитета Совета шиитских улемов Афганистана.

Иранское руководство уделяет особое внимание укреплению своего влияния среди молодежи Афганистана. На важность этого направления обращает внимание советник Верховного лидера Ирана и бывший министр иностранных дел А. Велаяти, подчеркивая, что молодежь является важнейшей частью «мягкой силы», помогающей Тегерану продвигать исламские идеалы (имеется в виду ислам шиитского толка - И.Ф. )5. В этом контексте Иран возглавил группу по мерам доверия в области образования в рамках Стамбульского процесса и обеспечивает деятельность образовательных культурных и благотворительных организаций, которые по мнению ряда исследователей, совмещают образовательную деятельность со сбором разведывательной информации. Важнейшим координационным центром «мягкой силы» служит построенный Ираном один из крупнейших исламских университетов в Кабуле «Исламский университет Хатам-аль Набиин», а также филиалы ведущих иранских университетов. Например, филиал университета Азад6. Помимо этого, непосредственно в Иране обучаются 19000 студентов и более 5000 в религиозных университетах и духовных образовательных учреждениях7.

В вопросах борьбы с влиянием ИГ и США в Афганистане Тегеран проявляет незаурядный прагматизм и гибкость. Подчеркивая, что у внутри афганской проблемы нет военного решения, иранское руководство выступает за диалог между различными афганскими группировками: политическими, религиозными и этническими. Его традиционными партнерами были шииты- хазарейцы и таджики, которые лоббировали интересы Ирана в парламенте ИРА. Иранское руководство поддерживает достаточно тесные связи с ними, инвестируя деньги в места их компактного проживания. Однако не стоит ни преуменьшать, ни преувеличивать то влияние, которое Иран на них оказывает. Далеко не все шиитские богословы Афганистана признают концепцию велайят-е факих. Часть из них ориентирована на Запад, часть имеет более тесные связи с иракскими шиитами, в частности с аятоллой Али Систани. Представляется важным отметить, что начиная с 2012 года Иран рекрутирует афганских беженцев на своей территории и шиитов, проживающих в Афганистане в бригаду Фатамиюн для войны в Сирии. В октябре 2018 г. это подразделение наряду с силами КОДС* было занесено американским руководством в список террористических

5 https://www.mei.edu/publications/irans-soft-power-islamic-azad-university-opening-branches-major-syrian-and-iraqi.

6https://www.mei.edu/publications/irans-soft-power-islamic-azad-university-opening-branches-major-syrian-and-iraqi

7 https://ш.ima.ir/news/3657686/19-тыс-афганских-студентов-обучаются-в-Иране. * КОДС - военное подразделение специального назначения в составе Корпуса стражей исламской революции, отвечающее за проведение специальных операций за пределами территории ИРИ.

организаций. По некоторым оценкам его численность составляет приблизительно 15000 человек. Привлекая афганских шиитов для борьбы на стороне режима Асада в Сирии, иранское руководство решает сразу две задачи.

С«-» /-1 и /~л «-»

одной стороны, получает бойцов в свои ряды. С другой - возвращающиеся в Афганистан из Сирии бойцы этой бригады становятся проводниками иранской политики и Тегеран получает политическую и военную силу для укрепления своего влияния там8.

В плане диверсификации контактов Иран поддерживает отношения с талибами Афганистана. Акцент делается на общности антиамериканских стратегий и борьбе с афганскими группировками, воюющими под флагом ИГ, и боевиками ИГ, переброшенными из Сирии и Ирака. На этом треке особенно ярко проявляется прагматизм, который и является доминирующим фактором иранской внешней политики. В прошлом Иран имел существенные противоречия с талибами и поддерживал силы, противостоящие этому движению в Афганистане. Со своей стороны, талибы во время нахождения у власти неоднократно наносили ущерб интересам Ирана. В частности, в 1998 г. в Мазари-Шарифе талибами были убиты иранские дипломаты. Иран закрыл на это глаза. Талибы также проявляют прагматизм и забыли о том, что Иран делился с США и Северным Альянсом данными своей разведки и принимал активное участие в падении Исламского эмирата в Афганистане в 2001 г.

Первые сообщения о контактах с иранского руководства с талибами были весьма ограничены. В значительной мере информация приходила из западных СМИ. Были сообщения о том, что в 2012 г. был открыт офис движения в городе Захедан9, что в 2013 г. представители талибов посетили Иран и провели переговоры относительно перспектив политического устройства Афганистана, что в 2015 г. делегация членов политического бюро движения в Катаре во главе с Мохаммадом Ага прибыла в Иран для обсуждения афганских и региональных проблем. Помимо этого, широко муссировались слухи о том, что глава Талибана мулла Мансур незадолго до своей гибели на территории пакистанского Белуджистана в мае 2016 г. выезжал в Иран, где вел переговоры с иранскими спецслужбами. Начиная со второй половины 2018 г. иранское руководство открыто признает наличие своих контактов с представителями талибов. Так министр иностранных дел Ирана М. Зариф во время визита в Индию в январе 2019 г. отметил, что Тегеран вел переговоры с талибами, контролирующими провинции Ирана, граничащие с Афганистаном. Официальное декларирование переговоров объяснялось, с одной стороны, тем, что в конце 2018 г. талибы, по ряду оценок, контролировали около 50% территории Афганистана, с другой - тем, что США интенсифицировали свои усилия по достижению договоренностей с движением относительно их будущей роли в политическом устройстве ИРА и достигли определенного

8 https://en.radiozamaneh.com/29273/

9 https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/iran/9444402/Taliban-opens-office-in-Iran.html.

прогресса на переговорах с политическим бюро движения в Катаре10. Активные действия Саудовской Аравии на этом же направлении стали еще одним фактором, диктующим необходимость налаживания отношений между Ираном и талибами. При этом иранские дипломаты подчеркивают, что они поддерживают контакты с талибами в целях продвижения мирного процесса, имея целью привести талибов за стол переговоров с центральным правительством. По их мнению, талибы должны принимать участие в определении будущего устройства Афганистана, не имея руководящей роли в этом процессе. «Все в регионе понимают, что Афганистан под властью талибов не отвечает интересам безопасности в регионе», - подчеркивает М. Зариф11.

Однако, по мнению американских СМИ и правительственных СМИ ИРА, контакты Тегерана с талибами не ограничиваются стремлением наладить переговорный процесс в Кабуле. Считается, что Тегеран в ограниченных количествах поставляет оружие и осуществляет военную подготовку талибов. Так, в сентябре 2017 г. Шариф Яфтали, начальник Генерального штаба афганской национальной армии, заявил, что у него есть доказательства того, что Иран поставляет оружие и военное оборудование талибам в западных районах Афганистана12. По утверждению британских источников оружие может перебрасываться нелегально на местном уровне по схеме «оружие в обмен на наркотики». Хорошо известна непримиримая позиция Тегерана по борьбе с наркотрафиком. Однако объем наркотрафика через территорию Ирана - а значительная часть афганского опиума и его производных идет в Европу через иранские порты, в частности Бендер Аббас, -не позволяет полностью исключить обвинения выдвигаемые западными СМИ в причастности официальных иранских структур, в частности КСИР, к этим поставкам.

На данном этапе контакты между движением Талибан и Ираном идут как на местном уровне в приграничных провинциях, так и официально на переговорах о будущем устройстве Афганистана. Позиция Тегерана объясняется желанием приспособиться к меняющейся ситуации в Афганистане и пониманием того, какую важную роль талибы играют в формировании внутриполитической парадигмы Афганистана. Поэтому министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф подчеркивает, что представить будущее Ирана без талибов невозможно. При этом, соглашаясь с участием движения в политической жизни Афганистана, Иран стремится не допустить его доминирования в политическом устройстве ИРА.

В заключении представляется возможным утверждать следующее.

Политика Ирана на афганском треке прагматична и взвешена. Тегеран рассматривает все возможные варианты и при любом развитии событий

10 https://foreignpolicy.com/2019/08/26/how-to-partner-with-the-taliban/?utm_source=PosШp&utm_ medium=email&utm_campaign=14712&utmJ:erm=Editor#39; s%20Picks%20OC

11 https://www.reuters.com/artide/us-afghanistan-talks-iran/iran-says-taliban-must-have-afghan-role-but-cant-dominate-idUSKCN1P311Z.

12 https://www.aljazeera.com/indepth/opinion/190204092658549.html.

будет сохранять влияние на часть политической элиты Афганистана близкой ему по этнокультурному и религиозному принципу: в первую очередь шиитов-хазарейцев и таджиков.

Тегеран рассматривает укрепление экономических и культурных связей с Афганистаном не только для усиления своего влияния, но и в качестве подхода к восстановлению регионального мира, считая, что именно региональные державы должны взять ответственность за восстановление мира в Афганистане.

Тегеран обеспокоен тем, что США отводят центральное место в переговорах об афганском перемирии Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам и стремится занять свое место в урегулировании афганской проблемы, считая, что у него как у непосредственного соседа больше прав на участие решении афганской проблемы, чем у арабских государств Персидского залива.

Следует учитывать, что с религиозно-идеологической точки зрения и с точки зрения предпочтения политических и региональных союзников движение Талибан ничто не связывает с иранской элитой. Однако на данном этапе обе стороны заинтересованы в мирном сосуществовании друг и с другом и являются ситуативными партнерами.

Санкции, введенные президентом США Д. Трампом после выхода из СВПД, приводят к сокращению финансовых возможностей Ирана, что непосредственным образом ограничивает поддержку проиранских сил в Афганистане как по линии правительственных организаций, так и по линии исламских фондов.

ЛИТЕРАТУРА/References

Белокреницкий В.Я., Сикоев Р.Р. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана. - М: Институт востоковедения РАН, 2014.

Степанова Е. Фактор ИГИЛ и движение Талибан в политике России по Афганистану и в более широком регионе. Пути к миру и безопасности. 2017, № 1(52) Спецвыпуск: Проблемы терроризма, насильственного экстремизма и радикализации (российские и американские подходы). Под.редакциейЕ.А.Степановой, сс. 213-237. Б01:10.20542/2307-1494-2017-1-213-237.

Федорова И.Е. Перспективы взаимодействия в треугольнике «Россия-Иран-Индия». Россия и Иран: пять веков сотрудничества. Труды Института востоковедения РАН. Вып. 15. С.359-367.

Федорова И.Е. Влияние глобальных ирегиональных игроков на внешнюю политику ИРИ.Сб. статей Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке ИВ РАН М., 2013, сс.484-492.

Как пытались договориться США и «Талибан». https://www.kommersant.ru/ ёос/4088513.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.