Научная статья на тему '"Ирангейт", Израиль и Рафсанджани: хроника американо-иранских переговоров 1985-1986 гг'

"Ирангейт", Израиль и Рафсанджани: хроника американо-иранских переговоров 1985-1986 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
482
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / США / ИЗРАИЛЬ / ИСТОРИЯ / XX ВЕК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вишнякова Ирина Андреевна

В статье рассматриваются события 1985-1986 гг., в ходе которых представители администрации президента США в сотрудничестве с правительством Израиля осуществили поставку вооружения Исламской Республики Иран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Ирангейт", Израиль и Рафсанджани: хроника американо-иранских переговоров 1985-1986 гг»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

«ИРАНГЕЙТ», ИЗРАИЛЬ И РАФСАНДЖАНИ: ХРОНИКА АМЕРИКАНО-ИРАНСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ 1985-1986 ГГ.

Вишнякова И.А.

Вишнякова Ирина Андреевна - бакалавр, Восточный факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются события 1985-1986 гг., в ходе которых представители администрации президента США в сотрудничестве с правительством Израиля осуществили поставку вооружения Исламской Республики Иран.

Ключевые слова: Иран, США, Израиль, история, XX век.

3 ноября 1986 г. ливанский еженедельник «Аш-Шира'а» опубликовал сенсационную новость: правительство США в нарушение собственного эмбарго на продажу товаров военного назначения Исламской Республике Иран в течение долгого времени поставляло иранцам боеприпасы и запчасти для боевой техники. Уже на следующий день факт военных поставок был подтвержден руководством Ирана, которое публично раскрыло детали переговоров с американцами, в том числе приезд в мае 1986 г. в Тегеран делегации во главе с бывшим советником по безопасности президента Рейгана (1981-1989) Робертом Макфарлейном (род. 1937).

В Соединенных Штатах сообщение о переговорах с Ираном произвело эффект разорвавшейся бомбы. Американские СМИ окрестили этот скандал «Ирангейтом», по аналогии с Уотергейтским скандалом 1972 г., приведшим к импичменту президента Никсона (1969-1974). В течение нескольких месяцев «Ирангейт» оставался одной из наиболее обсуждаемых в Штатах и по всему миру тем. Дополнительную пикантность ситуации придавал тот факт, что помимо множества высокопоставленных американских чиновников и сотрудников спецслужб в переговорах с Ираном в качестве посредников участвовали представители Израиля - государства, уничтожение которого иранские власти неоднократно называли одной из своих основных целей [17, рр. 107, 116]. Что же могло стать причиной, сделавшей возможными американо-ирано-израильские переговоры, отголоски которых до сих пор оказывают влияние на международную политику в целом и ирано-американские отношения в частности?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо подчеркнуть, что к 1985 г. власти Соединенных Штатов в течение несколько лет осуществляли попытки для возобновления отношений с иранским руководством. Отношения эти были разорваны после захвата американского посольства в Тегеране 4 ноября 1979г. [14, р. 157]. Тем не менее, осознавая чрезвычайную важность Ирана для регионального и международного порядка и опасаясь усиления в Исламской Республике влияния СССР [15, р. 111-3], американцы старались возобновить диалог с Исламской Республикой. В своих действиях они опирались на зависимость вооруженных сил страны от американского оружия и боевой техники, начало которой было положено еще во время правления последнего иранского шаха Мохаммада Реза Пехлеви (19411979) [14, рр. 157-158].

Запрет на военные поставки, введенный администрацией США в апреле 1980 г., не был снят даже с началом в сентябре того же года кровопролитной ирано-иракской войны 1980-1988 гг. [15, р. 111-3]. Иранские власти не имели возможности ни оперативно организовать собственное оружейное производство [9, р.653], ни начать закупки вооружения советского образца. В данном конфликте СССР поддерживал

иракскую сторону и тщательно следил, чтобы его восточноевропейские и азиатские союзники поставляли в Иран лишь ограниченное количество советского оружия [5, pp. 8, 10]. По этой причине иранцы были вынуждены покупать боеприпасы американского производства через западноевропейские страны и частные компании, прибегая также к услугам «черного рынка». Пользуясь безвыходным положением Ирана, многочисленные посредники завышали стоимость вооружения до 30% , а зачастую и вовсе не выполняли своих обязательств в должном объеме [9, с. 214].

В начале 1984 г. за поддержку шиитских группировок Ливана власти США объявили ИРИ страной-покровительницей терроризма. Параллельно с этим спецслужбами Соединенных Штатов была проведена операция «Staunch», целью которой являлось полное прекращение поставок в Иран американского вооружения из третьих стран [14, pp. 159-160]. В это же время начались масштабные нападения иракских ВВС на иранские города, в том числе на Тегеран, а также на нефтеналивные суда и терминалы, из-за чего значительно возросла необходимость в зенитных ракетах и запчастях для радаров [9, p. 649]. Кроме того, для проведения запланированных на 1985 г. наземных наступательных операций вооруженные силы Исламской Республики нуждались в противотанковых ракетах TOW, способных уничтожить иракские Т-72 [9, p. 649].

Оружейное эмбарго США серьезно ударило и по позициям Израиля, для которого военные поставки в Иран традиционно являлись важным источником дохода. По некоторым данным, в период с 1980 по 1984 г. израильские торговцы оружием реализовали многомилионные контракты на поставку вооружения, боеприпасов для зенитных ракетных комплексов HAWK , а также запчастей для истребителей F-4 [11, p.2; 19 p.3]. Кроме того, власти Израиля, в прошлом одного из ключевых партнеров Ирана в регионе, стремились через поставку вооружения установить контакты с иранскими офицерами и представителями умеренных политических сил. Делалось это с расчетом на то, что последние могли прийти к власти в стране после смерти верховного лидера Ирана и вождя Исламской революции айатоллы Рухоллы Хомейни (1902-1989) [16, pp.49-50]. В торговлю американским оружием были вовлечены два премьер-министра Израиля - Менахем Бегин (1977-1983) и Шимон Перес (1984-1986), а также два министра обороны страны - Ариэль Шарон (19811983) и Ицхак Рабин (1984-1990) [13, p. 116-117]. Нет ничего удивительного в том, что израильские власти всеми силами стремились склонить американскую администрацию к возобновлению оружейных поставок в Иран.

Средством давления на Штаты стал вопрос об американских заложниках в Бейруте. С марта 1984 г. по июнь 1985 г. в Ливане представителями исламистских группировок были похищены семеро американских граждан, причем, согласно имеющимся у спецслужб США данным, практически все пленники находились в руках лояльной Ирану организации «Хезболла» [15, p. III-2]. Однако представители США в своих попытках связаться с иранским руководством хотя бы по вопросу освобождения заложников потерпели оглушительное фиаско: и Государственный департамент США, и ЦРУ признались в практически полном отсутствии контактов среди иранских властей или политических группировок, а также в собственном бессилии каким-либо образом повлиять на обстановку в Исламской Республике [18, p. 3; 15, p. III-3]. Неспособность администрации Рейгана решить проблему с заложниками подвергала ее постоянным нападкам политических соперников, потому президент и его советник по национальной безопасности Роберт Макфарлейн рассматривали любые пути выхода из кризиса. Неудивительно, что правительство и предпринимательские круги Израиля решили воспользоваться затруднительным положением американской администрации и подтолкнуть ее к переговорам с Ираном.

Весной 1985 г. израильтяне впервые через неформальные каналы связи сообщили представителям администрации Рейгана, что с ними вышел на контакт некий

иранский эмигрант, готовый выступить в качестве посредника между США и лояльными им силами внутри иранской политической элиты. В качестве демонстрации добрых намерений иранской стороны он обещал способствовать освобождению американских заложников в Ливане [18, р.305]. Тем не менее, несмотря на утверждение израильской разведки о надежности кандидатуры посредника, дело не сдвинулось с мертвой точки до июня 1985г., когда новые обстоятельства заставили американцев повторно рассмотреть это предложение.

13 июня ливанскими боевиками был захвачен самолет американской компании TWA, выполнявший рейс 847 по маршруту Каир - Сан-Диего. После долгой череды перелетов самолет приземлился в контролируемом «Хезболлой» аэропорту Бейрута. Из-за конфликта между исламистскими группировками Ливана и неспособностью руководства Сирии, к которому Штаты обратились за посредничеством, повлиять на ситуацию, переговоры с террористами затянулись [4, р.1]. По счастливой случайности эти события совпали с визитом в Сирию председателя иранского маджлеса (парламента) Акбара Хашеми Рафсанджани, одного из самых влиятельных политиков Ирана и близкого друга и ученика имама Хомейни. По просьбе сирийских властей господин Рафсанджани встретился с руководством шиитских группировок и недвусмысленно дал понять, что Иран не заинтересован в возникновении очередной кризисной ситуации в регионе [8, р.147]. В скором времени террористы согласились отпустить заложников без предварительного выполнения американцами их основного требования - освобождения 700 ливанских заключенных из тюрем Израиля и Кувейта, на что представители США ранее дали согласие. В свете данных событий американская сторона окончательно убедилась, что именно Иран является единственной силой, способной влиять на ситуацию в Ливане, в том числе на вопрос об освобождении заложников[3, р.3].

Израильтяне не преминули приписать удачное освобождение рейса TWA-847 вмешательству своего посредника, среди иранских контактов которого назывался и Хашеми Рафсанджани. В начале июля 1985 г. Израиль запросил согласия президентской администрации на переговоры с иранцами. В условиях, когда у американцев не осталось контактов в Иране, предложение израильской стороны оказалось крайне заманчивым и спустя три недели раздумий было принято Белым домом.[18, р.306]. Так был заложен первый камень в основании «Ирангейта».

Вероятно, если бы власти США с самого начала знали, кто является израильским поверенным в этих переговорах, они бы пересмотрели свое решение. Манучехр Горбанифар (род.1945) до революции был совладельцем американо-ирано -израильской судоходной компании и осведомителем шахской службы госбезопасности САВАК. С весны 1979 г. он жил в Париже и зарабатывал тем, что перепродавал своей родине американское оружие, параллельно предлагая свои услуги разведкам почти всех стран мира. ЦРУ вышло на него еще в начале 1980 г., однако спустя год, осознав бесполезность и даже фиктивность получаемой от него информации, прервало контакты с ним [14, рр.163-164]. Тем не менее, Горбанифар пытался возобновить сотрудничество с американцами. По совету своего бизнес-партнера, крупного торговца оружием из Саудовской Аравии Аднана Хашогги (19352017) он стал действовать через Израиль [13, р. 115], что оказалось крайне успешной тактикой. Уже 6 августа 1985 г. благодаря вмешательству высокопоставленных израильских чиновников президент Рейган одобрил план поставки небольшой партии американского оружия из Израиля в Иран [13, р.119]. Важно отметить, что на данном этапе переговоров власти США согласились лишь компенсировать израильтянам вооружение, которое те из своих арсеналов продадут иранцам [13, р.119]. Речи о поставках оружия из США пока и быть не могло.

22 августа 1985 г. Горбанифар направил письмо, в котором содержались весьма приукрашенный рассказ о его встрече в Вашингтоне с вице-президентом США

Джорджем Бушем (1924-2018) и советником Рейгана Робертом Макфарлейном и основные условия сделки (без упоминания об участии в ней Израиля) советнику премьер-министра Ирана Мохсену Кангарлу[8, pp.547-553]. Кангарлу, курировавший вопросы военных закупок, непосредственно подчинялся председателю маджлеса Рафсанджани, который еще в феврале 1984 г. был назначен командующим военными операциями, то есть фактически начальником объединенного штаба вооруженных сил. Господин Рафсанджани стал автором новой стратегии «война до решающей победы», согласно которой иранские войска должны были нанести серьезный удар по Ираку, после чего начались бы мирные переговоры, в которых Иран выступал бы с позиции силы. Именно поэтому Хашеми Рафсанджани был фигурой, наиболее заинтересованной в своевременном обеспечении армии всем необходимым снаряжением и техникой [6].

Кроме того, в глазах американцев господин Рафсанджани был человеком, не только располагавшим несомненной властью и влиянием на настроение иранских политических элит и политический курс страны, но и обладавшим достаточно «прагматичными» взглядами, что естественным образом делало его наиболее подходящей для налаживания связей кандидатурой [1]. Приняв участие в освобождении захваченного самолета TWA-847, Хашеми Рафсанджани закрепил за собой репутацию прагматичного политика, который всеми силами стремится избегать конфликтов, способных нанести вред иранским интересам в регионе.

Несомненно, администрация США предпринимала попытки связаться с Рафсанджани в обход сомнительной фигуры Горбанифара. Так, например, 7 августа 1985 г. председатель маджлеса получил просьбу о содействии в освобождении американских заложников со стороны премьер-министра Японии Ясухиро Накасонэ (1982-1987) [8, p.213]. В ответном письме Хашеми Рафсанджани отметил, что иранская сторона не располагает доверием к Штатам, которые должны подтвердить серьезность своих намерений, то есть 1)выполнить свое обещание помочь освободить ливанских заключенных из тюрем Израиля и Кувейта, данное ими после захвата рейса TWA; 2) признать неправомерность удержания на своей территории попавшей под санкции 1980 г. собственности иранского правительства; 3) перестать плести интриги против иранского и ливанского народов [8, pp.541-543]. Таким образом, председатель иранского маджлеса ставил перед американцами заведомо невыполнимые условия, пойти на которые администрация Рейгана не могла.

Тем не менее, первая партия американского оружия, доставленная в Иран 27 августа 1985 г., и письмо Горбанифара были восприняты Рафсанджани в качестве демонстрации готовности Штатов выполнить требования Ирана. После совета с гражданским и военным руководством страны и получения одобрения от имама Хомейни Хашеми Рафсанджани дал добро на переговоры с американцами [9, p.224]. Менее чем через месяц, в сентябре 1985 г. в Иран прибыла новая партия боеприпасов, после чего ливанские боевики освободили из заключения первого заложника, Бенджамина Вейра (1923-2016) [13, p.119].

Не стоит, однако, воспринимать действия иранского руководства, в частности господина Рафсанджани, в качестве шантажа и торговли жизнями заложников в обмен на американское оружие. Власти Исламской Республики изначально рассматривали свое содействие в переговорах с ливанскими группировками как акт доброй воли. За полученное же вооружение иранская сторона заплатила Горбанифару колоссальную сумму в 1 млн. 217 тыс. долларов за первую (100 штук) и 5 млн. долларов за вторую (408 штук) партии противотанковых ракет TOW [7, p.209]. Кроме того, на протяжении всего периода переговоров иранцы постоянно ожидали подвоха. Руководство Ирана не было окончательно уверено, что к похищению американских граждан непричастны сами Штаты и Израиль, для которых сложившийся кризис стал поводом для вмешательства в ситуацию в регионе. Принимая данное обстоятельство

во внимание, иранцы не могли и не хотели требовать от «угнетенного народа Ливана» каких-либо уступок в адрес США [8, p.543].

Нельзя также забывать, что во второй половине 1980-х гг. внутри правящей верхушки Исламской Республики происходила напряженная борьба за власть между «прагматистами» и «консерваторами» с одной стороны и «радикалами» с другой. Во главе первой группировки стояли Рафсанджани и президент страны Али Хаменеи (1981-1989), вторых возглавлял айатолла Хосейн-Али Монтазери (1922-2009), влиятельный богослов, который после смерти имама Хомейни должен был стать новым лидером Исламской революции и иранского народа [2, pp. 244-246]. Разглашение информации о переговорах с американцами не только могло привести к краху карьеры Рафсанджани и Хаменеи, который также знал о переговорах с американцами, но и угрожало жизням политических деятелей и их сторонников. Потому заявления иранцев о том, что они готовы принять какие-то меры для освобождения заложников лишь после получения новой партии американского оружия, можно рассматривать не в качестве расчетливого торга, как склонны это делать некоторые американские исследователи [16, pp.46,52] но элементарной предосторожности на случай провокации со стороны американцев.

В своих ожиданиях иранцы оказались в некоторой степени правы. Поставка третьей партии боеприпасов в ноябре 1985 г. обернулась скандалом: во-первых, израильтяне продали Ирану не ту модификацию зенитных ракет, которая использовалась вооруженными силами страны; во-вторых, на боеприпасах присутствовала маркировка вооруженных сил Израиля со звездой Давида, что особенно сильно задело чувство иранской стороны [Парси, p.120]. Оскорблен был и Хашеми Рафсанджани [9, p.665], автор нескольких книг о необходимости борьбы с сионизмом и сионистским государством на священной палестинской земле.

Узнав о катастрофической оплошности Израиля, советник президента США по национальной безопасности Роберт Макфарлейн подал прошение об отставке, настаивая на прекращении ирано-израильской авантюры [13, p.120]. Рейган принял отставку Макфарлейна, однако убедил его продолжить участие в операции. Уже в декабре 1985 г. тот встретился с Горбанифаром, а в скором времени американцам удалось установить прямой контакт и с Мохсеном Кангарлу. По требованию иранской стороны Штаты даже согласились поставить взамен израильского оружия партию ракет из собственного арсенала [7, p.209]. В январе-феврале 1986 г. после ряда встреч на нейтральной территории был разработан механизм поставок вооружения в Иран через ряд специально открытых для этого счетов в израильских и европейских банках [14, pp.213-222]. Израиль, в лице специального представителя премьер-министра Израиля Амирана Нира (1950-1988) остался важным участником американо-иранских переговоров: сотрудничество с израильскими властями обеспечивало Белому дому прикрытие его противозаконной деятельности.

В феврале 1986 г. Штаты осуществили крупную поставку противотанковых ракет TOW на сумму в 7 млн. 760 тыс. долларов [7, p.209] (по американским данным на 3,7 млн. долларов [18, p.311]). Вслед за этим американцы потребовали у Горбанифара организовать им личную встречу с высшим иранским руководством. На переговорах 6 мая 1986 г. он подтвердил готовность иранских властей принять в Тегеране американскую делегацию во главе с Робертом Макфарлейном. Несмотря на противодействие последнего, в состав миссии был включен Амиран Нир, что, по мнению бывшего советника по национальной безопасности, подвергало дополнительному риску и без того сложную операцию [13, p. 121]. Присутствие израильского спецпредставителя, однако, было необходимо по той причине, что членов делегации планировалось доставить в Тегеран из Израиля. Там же находилась партия оружия, которую Штаты собирались передать Ирану в случае успешного окончания переговоров. 25 мая

самолет израильских ВВС с измененными опознавательными знаками доставил делегацию в Тегеран [14, р.232]. Американцы готовились провести первую за шесть лет встречу с руководством Исламской Республики.

Однако американская администрация не учла одного чрезвычайно важного факта - им нельзя было доверять Манучехру Горбанифару и его заверениям в проамериканских настроениях части руководства Ирана. Когда вместо ожидаемой партии боеприпасов 25 мая 1986 г. в Тегеран прибыли 6 американцев (личность Амирана Нира тогда не разглашалась), один из которых представился бывшим советником президента США и потребовал немедленной встречи с иранским руководством, которому он собирался вручить письмо Рональда Рейгана, собственноручно подписанное президентом Евангелие, пистолет «Кольт» и торт в форме креста, власти Ирана оказались застигнуты врасплох. Американцев на их же самолете доставили на ближайшую военную базу, откуда спустя несколько часов после экстренного заседания руководства республики их под строжайшей охраной доставили в один из столичных отелей. Письмо президента Рейгана и его подарки после тщательного осмотра были возвращены Макфарлейну, за исключением торта, который проголодавшиеся сотрудники службы безопасности съели еще в аэропорту [12]. Даже время визита было выбрано крайне неудачно: на май-июнь 1986 г. пришелся священный для мусульман месяц рамадан, в течение которого в светлое время суток предписывается соблюдать пост. В связи с этим произошло значительное сокращение рабочего дня иранских политиков, доступ к которым, таким образом, был практически закрыт[14, р.238].

В результате, продлившиеся 4 дня переговоры, в которых с иранской стороны приняли участие чиновники среднего ранга, привели лишь к усилению взаимного недоверия сторон. Недоверие особенно обострилось, когда иранцам стало известно о присутствии среди членов делегации гражданина Израиля. К негодованию Макфарлейна, Амиран Нир, преследовавший интересы собственного правительства, пытался проводить собственные переговоры с иранцами за спиной американской делегации [13, р. 123]. Ситуацию усугублял тот факт, что члены миссии пересекли границу по поддельным ирландским паспортам, вследствие чего власти Ирана имели законные основания задержать их и вызвать тем самым политический кризис в Штатах [9, р.665]. Тем не менее, 29 мая делегация беспрепятственно покинула территорию ИРИ. Руководство страны, которое сохранило фотокопии подложных паспортов американцев и запись одного из раундов переговоров, решило не предавать огласке визит Макфарлейна, дабы избежать выступления наиболее радикальных элементов. Позднее, в иранской прессе и историографии данный эпизод ирано-американских отношений получил название «позор Макфарлейна» или «авантюра Макфарлейна», что полностью раскрывает суть поездки американцев в Тегеран.

Тем не менее, переговоры продолжились и после провала майской миссии, так как причины, приведшие к ним (желание США освободить заложников, Ирана -обеспечить свои вооруженные силы необходимым оружием, а Израиля -восстановить отношения с Ираном и нейтрализовать таким образом серьезную угрозу в его лице) оставались по-прежнему актуальными. К тому времени американцы окончательно утратили доверие к Горбанифару, который помимо получения маржи от сделок в размере 41%, завышал цену на некоторые боеприпасы в 6 раз [14, р.245]. В поисках прямого выхода на Рафсанджани, представители США связались с его 25-летним племянником Али Хашеми, служащим Корпуса Стражей Исламской Революции (параллельной вооруженным силам Ирана структуры, принимавшей активное участие в войне с Ираком), который в августе 1986 г. совершал поездку в Бельгию [6].

Рафсанджани вполне закономерно отказался идти на контакт с американцами, тем более через члена своей семьи. Тогда Али Хашеми, который сам был участником

боевых действий и знал, насколько армия, и особенно силы КСИР нуждаются в оружии, в порыве патриотических чувств сообщил о предложении Штатов (обмен оставшихся заложников на дополнительные поставки боеприпасов) командующему Корпуса Стражей Мохсену Резайи (род. 1954). Именно Резайи при вящем неодобрении Хашеми Рафсанджани добился согласия имама на новый этап переговоров. Последняя встреча американских и иранских переговорщиков состоялась 14 декабря 1986 г. (то есть после событий 3-4 ноября, о которых будет рассказано ниже) [6; 9, р. 241; 13, р. 124]. Участие в деле Али Хашеми долгое время скрывалось от широкой общественности, и даже в настоящее время версия семейства Рафсанджани кардинально отличается от показаний самого Хашеми и агентов ЦРУ, работавших с ним [7, рр. 143-157; 6].

Тем не менее, все тайное когда-нибудь становится явным. Накал внутриполитической борьбы в высших эшелонах иранской власти достиг такой степени напряжения, что один из виднейших представителей «радикальных» сил, родственник айатоллы Монтазери Мехди Хашеми (1946-1987) сообщил информацию об американо-иранских переговорах ливанскому изданию «Аш-Шира'а», опубликовавшему ее 3 ноября 1986 г. Шквал критики, который радикалы обрушили на Рафсанджани и Хомейни, вынудил имама Хомейни вступиться за своих учеников. По его распоряжению 4 ноября, в шестую годовщину захвата посольства США Акбар Хашеми Рафсанджани выступил перед народом Ирана с официальной версией событий и подробным рассказом о тегеранских переговорах Макфарлейна. Разгорающийся скандал Рафсанджани назвал «величайшим позором Белого дома» и свидетельством величия и правильности курса Исламской Республики, которая не только добилась своей цели (обеспечила войска оружием), но и оказала помощь в благородном деле спасения заложников [12]. Как ни странно, самый большой урон публикация в «Аш-Шира'а» нанесла по Мехди Хашеми. Вскоре он был арестован по обвинению в антиисламской и антигосударственной деятельности (не относящейся к делу «Ирангейт») и казнен в августе 1987 г. [2, р.256].

Власти США хранили молчание еще три недели, пока 25 ноября 1986 г. президент Рейган публично не признал факт продажи оружия иранцам [13, р.124]. Власти США и Израиля принялись обвинять друг друга в инспирировании сделки с иранцами. На этом фоне более чем подозрительной выглядела гибель израильского представителя Амирана Нира, произошедшая за несколько дней до его участия в слушаниях по делу «Ирангейт» [13, р. 125]. В результате работы президентской и парламентской комиссии по расследованию скандала критике была подвергнута деятельность многих членов администрации президента, правительства и сотрудников спецслужб. Тем не менее, Рональду Рейгану удалось избежать импичмента, хотя уровень доверия населения к нему упал с 67 до 46% [2, р.255]. Большая часть вырученных от продажи вооружения денег, которая по планам президентской администрации должна была пойти на финансирование повстанческих организаций в Никарагуа, т.н. Контрас (из-за чего этот скандал также называют «дело Иран-Контрас»), осела на счетах подставных фирм и посредников, в том числе Горбанифара и его израильских партнеров.

К глобальным последствиям «Ирангейта» можно отнести резкое падение авторитета Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, в частности среди монархий Аравийского полуострова, чья конфронтация с Ираном долгое время поддерживалась американцами. Следствием этого стало усиление анти-иранской риторики и увеличение военного присутствия США в зоне Персидского залива [16, р.55; 13, р. 125]. Кроме того, провал переговоров с иранцами привел к тому, что американское руководство окончательно утратило смелость на проведение в отношении Ирана гибкой и изобретательной политики. Отныне американо-иранские контакты сопровождались бесчисленными бюрократическими формальностями, призванными

обезопасить руководство США от подозрений в участии в новой политической авантюре [16, рр. 54-55].

Стоит также сказать, что последний американский заложник был отпущен ливанскими боевиками лишь в декабре 1991 г. На протяжении всего этого времени Акбар Хашеми Рафсанджани продолжал выступать в качестве посредника в переговорах с ливанцами. В 1987 г. при его содействии были отпущены французские пленники, в 1990 г. - гражданин Ирландии. В том же году после поездки в Ливан Махмуда Хашеми Бахрамани, брата Рафсанджани (который на тот момент уже занимал пост президента ИРИ) были освобождены двое американцев [10, рр.91,226]. Главной целью посредничества иранского президента была стабилизация ситуации в регионе и потенциальное улучшение ирано -американских и ирано-европейских отношений, причем в последнем случае ему удалось добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Anderson J., Van Atta D. Dossier of a "Moderate" Iranian // The Washington Post. 07.08.1987.

2. Axworthy M. Revolutionary Iran: A History of the Islamic Republic. NY:Oxford University Press, 2013. 512 р.

3. CIA-RDP85T01058R000406570001 -4 Iran's Role in Closing Days of the Hostage Crisis. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP85T01058R000406570001-4.pdf/ (дата обращения: 06.12.2018).

4. CIA-RDP87T00434R000300240074-8 KEY POINTS IN 17 DAY HOSTAGE DRAMA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP87T00434R000300240074-8.pdf/ (дата обращения: 06.12.2018).

5. Iran-Iraq: Buying Weapons for War. An Intelligence Assessment. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP85T00283R000500120005-5.pdf/ (дата обращения: 03.12.2018).

6. Hasemi dar mojara-ye Makfarleyn estratezi-ye emam-ra donbal nemikard. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.farsnews.com/news/8807071220%20%20%20%20/-^-^lj^-j^<^b*

jj^l-jJjli/ (дата обращения: 04.12.2018) [In Persian].

7. Hasemi M., Hamidi H. Majera-ye Makfarlin. Forus-e selah. Azadi-ye gerowganha. -Tehran: Daftar-e nasr-e ma'aref-e enqelab, 1387 (2008/9). 247 p. [In Persian].

8. Hasemi Rafsanjani. Karname va xaterat: Sal-e 1364: Omid va delvapasi. Tehran: Daftar-e nasr-e ma'aref-e enqelab, 1387 (2008/9). 650 p. [In Persian]

9. Hasemi Rafsanjani. Karname va xaterat: Sal-e 1365: Owj-e defa'. Tehran: Daftar-e nasr-e ma'aref-e enqelab, 1388 (2009/10). 800 p. [In Persian]

10. Hasemi Rafsanjani, Karname va xaterat-e sal-e 1369: E'tedal va piruzi. Tehran: Daftar-e nasr-e ma'aref-e enqelab, 1392 (2013/4). 800 p. [In Persian].

11. Hunter J. Israeli Arms Sales to Iran // Washington Report on Middle East Affairs, 1986. November. P. 2.

12. Matn-e efsagari-ye ejbari-ye Hasemi Rafsanjani dar bare-ye Makfarleyn be dastur-e Emam (rh). [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.farsnews.com/news/13950817001288/-^A^j"2j-^^^l>-^jlj^l-^jSl^al-jj^ aj-fU-jji^j-Aj-jj! jlk^-a jLjJ-/ (дата обращения: 04.12.2018) [In Persian].

13. Par si T. Treacherous alliance: the secret dealings of Israel, Iran, and the United States. New Haven, London: Yale University Press, 2007. 361 p.

14. Report of the Congressional Committees Investigating the Iran-Contra Affair. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ia802205.us.archive.org/16/items/reportofcongress87unit/reportofcongress87unit. pdf (дата обращения: 04.12.2018).

15. Report of the President's Special Review Board (Tower Report). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ia801908.us.archive.org/5/items/TowerCommission/President%27s%20Special% 20Review%20Board%20%28%22Tower%20Commission%22%29.pdf/ (дата обращения: 04.12.2018).

16. Takeyh R. Guardians of the Revolution: Iran and the World in the Age of the Ayatollahs. - NY:Oxford University Press, 2009. 310 p.

17.Xomeini R. Felestin az didgah-e emam Xomeini. Tehran: Mo'assese-ye tanzim-o nasr-e asar-e emam Xomeini, 1382 (2003/4). 285 p. [In Persian]

18. U.S./ Iranian Contacts and the American Hostages (Historical Chronology). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ia801605.us.archive.org/16/items/USIranianContactsAndTheAmericanHostages/ USIranian%20Contacts%20and%20the%20American%20Hostages%20T0P%20SECRE T%20historical%20chronologies.pdf/ (дата обращения: 05.12.2018).

19. Walcott J., Mayer J. Israel Said to Have Sold Weapons for Iran Since 1981 With Tacit Approval of the Reagan Administration // The Wall Street Journal, 1986. November. 28. P. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.