Theatrum mundi
Иран в 2022 году
Итоги первого года работы правительства Э. Раиси
© Мамедова Н. М. © Mamedova N.
Иран в 2022 году. Итоги первого года работы правительства Э. Раиси Iran in 2022. The Results of the first year of E. Raisi's Government
Аннотация. Рассмотрены итоги деятельности правительства Ирана, сформированного во второй половине 2021 г. С одной стороны, правительство Э. Раиси пользовалось поддержкой других органов власти, оказавшихся в руках консерваторов, а с другой — находилось в сложных экономических условиях из-за потери положительного тренда в переговорах о восстановлении СВПД. К концу года в стране развернулось массовое протестное движение, усилившее негативные явления в экономике. В этих условиях руководству удалось мобилизовать людские и сырьевые ресурсы, сохранить положительные темпы роста, интенсифицировать внешние экономические связи.
Annotation. In the research article, the results of the new Iranian government's activities are viewed as mixed. On the one hand, the Ebrahim Raisi government was backed by the conservatives in other branches of power; on another side, the domestic economic situation has become complex with JCPOA resumption talks frozen. By the end of 2022, the economic issues turned out to be increasingly serious triggered by a massive wave of protests in the country. Despite these circumstances, people's and natural resources were rallied, the economy growth was sustained, international economic liaisons with neighboring and Eurasian countries were strengthened, thanked to the Iranian government measures.
Ключевые слова. Иран, Эбрахим Раиси, экономика, инвестиции, протестное движение.
Key words. Iran, Ebrahim Raisi, economy, investments, protest movement.
В середине августа 2021 г. в Иране сформировано правительство во главе с избранным в июне президентом Эбрахимом Раиси. Все ветви власти в стране впервые за всю историю существования исламской республики перешли в руки консервативных сил, тесно связанных с высшим духовенством, исламскими фондами и Корпусом стражей исламской революции (КСИР).
К этому времени Иран оказался в сложной экономической и геополитической обстановке из-за выхода США из СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий). Главе предыдущего правительства президенту Хаса-ну Роухани удалось после избрания президентом США Дж. Байдена начать в апреле 2021 г. переговоры в Вене о восстановлении СВПД, подписанного в 2015-м и покинутого США еще в мае 2018 г.
МАМЕДОВА Нина Михайловна — ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН (г. Москва), кандидат экономических наук.
Экономическая ситуация в Иране накануне избрания Э. Раиси президентом страны
Экономика Ирана из-за санкций администрации Д. Трампа оказалась к 2020 г. в глубоком кризисе. Усугубило ситуацию распространение COVID-19, которое, несмотря на развитую систему здравоохранения в Иране, привело к сокращению и производства, и занятости. Особенно это затронуло строительство и сферу услуг, обеспечивающих работой значительную часть населения. Переход к положительным темпам ВВП начался по мере относительной стабилизации борьбы с коронавирусом. Совпал этот переход также с избранием президентом США Дж. Байдена, который в период своей избирательной кампании заявлял о необходимости урегулирования отношений с Ираном. За 1399 иранский финансовый год (с 21 марта 2020-го по март 2021 г.) темп роста ВВП составил 4,1%, в том числе без нефтяной промышленности — 3,6% [26. P. 3].
В апреле 2021г. начались переговоры в Вене о восстановлении СВПД. Хотя иранцы отказались от личных встреч с представителями США, что осложняло их ведение, они все же велись, что давало надежду зарубежным компаниям на ослабление контроля над применением вторичных санкций. В результате рост ВВП продолжился, и в марте—мае 2021 г. ускорился до 6,7%, в том числе без нефти — до 4,4%. То, что общие темпы роста превышали рост нефтяного сектора, свидетельствовало, что восстановление экономического потенциала шло главным образом за счет ненефтяных отраслей, хотя внешняя торговля росла за счет продажи скопившихся запасов сырой нефти. Иран сумел также нарастить добычу сырой нефти в этот период до 2,4 млн барр/сутки, хотя и не смог достичь средних показателей добычи в досанкционный период (3,5—4,0 млн барр/сутки).
Избрание президентом представителя консервативного духовенства, критиковавшего курс Х. Роухани на улучшение отношений с Западом, привело к падению темпов экономического роста до 1,0%. После того, как правительство высказалось за продолжение Венских переговоров, ограничившись сменой руководства иранской делегации, темпы вновь стали увеличиваться. В целом 2021/2022 г. (1400 г.) страна завершила с приростом ВВП в 4,4%, в том числе без нефти — в 3,9%. Основной прирост был достигнут благодаря нефтяной промышленности (+10,1%) и обрабатывающим отраслям [26. P. 3].
Ход Венских переговоров
Иранское руководство пыталось «давить» на участников переговоров в Вене расширением ядерной программы, затягивать их процесс, хотя не могло не учитывать кризисного состояния иранской экономики и ее зависимости от успеха переговоров. Яркий индикатор бизнес-климата — Тегеранская фондовая биржа — реагировала на каждую задержку переговоров падением индекса и сокращением продаж.
США, пытаясь получить от Ирана уступки не только в отношении ядерной программы, но и по другим позициям, также периодически выдвигали новые требования как условие подписания договора о СВПД. При этом США то ослабляли контроль над введенными ранее санкциями, то вновь ужесточали его, исходя из ситуации как в Иране, так и в самих США. Это непосредственно отражалось на ходе переговоров.
Так, весной 2022 г. казалось, что достигнуто практически полное соглашение о подписании «шестеркой»1 стран совместного документа, который был согласован, по мнению участников переговоров, на 90—95%. Отражением этого стало увеличение экспорта нефти в марте—мае 2022 г. по сравнению с соответствующим периодом 2021 г. более чем на 24% [26. P. 14 (расчет автора)]. Способствовал увеличению нефтяного экспорта и рост цен на нефть в этот период (в марте — до 117,3 доллара за баррель и до 118,6 доллара за баррель в июне 2022 г.) [30. P. 89].
Одной из проблем, затормозивших подписание соглашения в то время, а сейчас ставшей причиной не только перерыва в переговорах, но и осложнения отношений Ирана с Советом Безопасности ООН, является требование Тегерана о прекращении расследования со стороны МАГАТЭ. Оно касалось частиц урана, обнаруженных на трех старых объектах, которые Иран не заявил как ядерные. Вероятно, эти следы относятся к реализации плана «Амад» [18], от которого Иран отказался еще в начале 2000-х гг. и поэтому считает, что возвращение МАГАТЭ к этому плану не имеет отношения к условиям СВПД.
В свою очередь, Иран в качестве условия подписания соглашения стал выдвигать требование исключить из санкционного списка КСИР (Корпус стражей исламской революции), который еще в 2017 г. администрация Д. Трампа признала террористической организацией, а в 2019-м госдепартамент США официально внес в список террористических организаций [3]. Для Ирана выполнение этого условия давало возможность отвергать обвинения в международном терроризме, особенно на фоне усиления иранского влияния в Ближневосточном регионе, прежде всего в Сирии и Ираке. Победа республиканцев на промежуточных выборах в США и Б. Нетанья-ху в Израиле усилила позиции выступавших против выполнения условия Ирана, который увязывал санкции против КСИР с ядерным соглашением. Значимость этого условия стала снижаться, когда в ход переговоров вмешался новый фактор — возникновение протестного движения, связанного с гибелью в середине сентября Махсы Амини. В результате основной акцент в переговорном процессе был вновь перенесен на взаимоотношения Ирана с МАГАТЭ.
20 сентября 2022 г. Э. Раиси назвал условием для согласия Ирана восстановить СВПД завершение расследования следов обогащенного урана [17]. В ответ Совет управляющих МАГАТЭ по инициативе США, Великобритании, Германии и Франции принял резолюцию, которая рекомендовала
1 Члены СБ ООН плюс Германия и Иран.
Ирану срочно начать сотрудничество с экспертами по обследованию трех объектов, на которых были обнаружены следы урана2.
Иран в ответ на эту резолюцию заявил, что приступает к обогащению урана на ядерном объекте в Фордо, а Организация атомной энергетики Ирана объявила, что в Фордо старые центрифуги заменены центрифугами нового поколения [29]. Этот «обмен любезностями» не способствовал переговорам, которые сейчас фактически заморожены, и санкции США не отменены. Не работает и финансовый институт, созданный в начале 2019 г. для противостояния американским санкциям Великобританией, Германией и Францией, — Instrument for Supporting Trade Exchanges (INSTEX).
Проблема капиталовложений
В последние годы большая часть иностранных инвестиций приходится на Китай, который заключил с Ираном в марте 2021 г. многомиллиардное соглашение на 25 лет, предусматривающее инвестиционное участие китайских компаний в энергетическом секторе и в реализации транспортных проектов. Помимо инвестиций в модернизацию иранских портов Джаск и Бендер-Аббас, Китай инвестировал в 2022 г. средства в строительство железных дорог. Вступление Ирана в ШОС в сентябре 2021 г., одобренное иранским парламентом в ноябре 2022-го, как представляется, станет дополнительным стимулом для вливания китайских инвестиций в Иран, что рассматривается Китаем как важнейший этап реализации проекта «Новый Шелковый путь».
Вступление Ирана в ШОС может содействовать также расширению инвестиционного и торгового российско-иранского сотрудничества с точки зрения возможности обхода санкций, введенных против двух стран. Интерес к инвестиционному сотрудничеству с Россией проявляют не только государственные и частные компании, но и компании, относящиеся к исламским формам бизнеса, в том числе к исламским фондам, образованным в Иране после исламской революции.
Например, Фонд обездоленных3 уже много лет сотрудничает с компанией «Татнефть». Летом 2022 г. большая делегация Фонда обездоленных во главе с Парвизом Фаттахом посетила Астраханскую область, где уже работают более 120 иранских компаний. Достигнуто соглашение об участии этого Фонда в особой экономической зоне «Лотос», о создании совместной компании по транспортировке грузов по МТК «Север—Юг». Первой вошедшей в «Лотос» стала компания, которая начинает строить в этой зоне завод по производству бытовой техники. В эту зону вошел и крупный холдинг
2 Россия и Китай голосовали против ее принятия.
3 Фонд обездоленных — один из крупнейших исламских фондов-боньядов, созданный в 1979 г. Ему была передана значительная часть национализированной собственности. Во главе этого фонда стоят, как правило, высшие чины КСИР.
«Парсиан», акции которого также принадлежат Фонду обездоленных. Подписано соглашение между правительством Астраханской области и Фондом обездоленных на 2022—2026 гг. [9].
Наряду с Фондом обездоленных, в обустройстве МТК «Север—Юг» принимают активное участие и другие иранские компании. Инвестиционное сотрудничество включает в себя в настоящее время строительство двух новых реакторов Бушерской АЭС, участие в энергетических и железнодорожных проектах. Каспийское пароходство Ирана развивает портовую сеть в России, участвуя в обустройстве морских портов Оля и Солянка и речных портов ВТС в Астрахани и Махачкале, а также в углублении русла Волги в Астрахани [11].
Это инвестиционное сотрудничество опирается на все более растущий двусторонний товарооборот, за 2021 г. составивший 4,0 млрд долларов, из которых на долю российского экспорта пришлось более 3 млрд. В 2022 г. только за десять месяцев товарооборот между нашими странами превысил 4 млрд долларов, следовательно, можно ожидать увеличение его объемов по сравнению с предыдущим годом [28]. В последние два года товарооборот между обеими странами достиг самых высоких показателей за все время существования исламской республики.
Расширяется ассортимент поставляемой странами продукции. В 2022 г. подписан контракт с иранской газовой инжиниринговой и девелоперской компанией IGEDC на экспорт в Россию 40 газовых турбин, т. к. Иран за время пребывания под санкциями наладил производство 85% необходимого для газовой отрасли оборудования внутри страны [10]. Если Россия является важнейшим поставщиком в Иран таких продовольственных товаров, как пшеница и масличные, то Иран все больше начинает удовлетворять потребность России в морепродуктах, орехах, фруктах, овощах, а также в лекарственной продукции.
Расширяется использование транзитного потенциала Ирана. Так, в июле 2022 г. в Иран был отправлен транзитный контейнерный поезд со строительными материалами из России в Индию — он следовал от станции Чехов Московской области до станции Серахс в Иране и далее до порта Нава-Шева в Индии [24]. Из России через Серахс до Бендер-Аббаса отправлены контейнерные поезда с удобрениями и полиэтиленовой продукцией. Законодательное оформление формирования свободной зоны между Ираном и ЕАЭС также способствует развитию взаимного сотрудничества.
Инфляция
Несмотря на все попытки предыдущего правительства снизить инфляцию, она осталась болезненной проблемой и для правительства Э. Раиси. После подписания СВПД в 2015 г. уровень инфляции снизился до менее 10%, но после выхода США из СВПД и введения дополнительных санкций поднялся в 2020 г. до 36,4%. В 2021 г., когда начало работать правительство Раиси, он достиг 40,1%.
Еще накануне возникновения массового протестного движения, в июле— августе 2022 г., по данным Статистического центра Ирана, общая инфляция составляла в июле 54%, в августе — 52,2%, в сентябре — 59,3%. Наиболее высокой она была на продовольствие, в том числе из-за отмены субсидий на ряд продовольственных товаров, включая сдобный хлеб и яйца. Осенью 2022 г. инфляция на продовольствие и напитки достигала 81,2—87%, т. е. самого высокого с 2012 г. уровня [25]. Осенью инфляция стала снижаться и в ноябре составила 43,3% на потребительские товары [8]. По оценке МВФ, общий уровень инфляции за 2022 г. по потребительским ценам прогнозируется в 40% (как и на следующий год) [28. P. 135]. Тем не менее, инфляционный рост удалось удержать на уровне 2021 г.
Значительное влияние на инфляционный тренд оказывает валютный курс. Чтобы затормозить инфляцию, официальный курс в 42 тыс. риалов за 1 доллар был установлен правительством Х. Роухани после введения санкций Д. Трампом. Однако введение постоянного курса оказало положительное влияние на непродолжительное время. Помимо официального, стал использоваться банками и обменными пунктами рыночный курс, который на середину октября 2022 г. был выше 325 тыс. риалов [16]. Попытки полностью отказаться от официального курса, который используется для импорта важнейших товаров, приводят к всплеску инфляции, и постоянный курс в 42 тыс. риалов все еще используется. Иран в этой ситуации ввел специальный курс — NIMA, который применяется в отношениях с экспортерами, а также с импортерами ряда товаров. Его курс ниже рыночного, но выше официального.
Водная проблема
Как и в предыдущие годы, эта проблема продолжает оставаться очень острой [14. С. 160—162]. Прошедшие осенью 2022 г. дожди не улучшили водный баланс страны. В ноябре 2022 г. газета «Донья-е эктесад» («Мир экономики») отмечала, что на долю промышленности приходится только 2,1% потребляемой в стране воды, на питьевые нужды — 8,2%, а 89,7% расходуется на нужды сельского хозяйства. Доля поверхностных вод в общих водных ресурсах составляет менее половины — 45%, а 55% приходится на подземные источники. Подземные водные ресурсы не восполняются полностью — и это в условиях, когда 86% возобновляемых водных ресурсов потребляется. Комиссия по устойчивому развитию ООН ввела оценку добычи возобновляемых водных ресурсов как новый показатель степени водного кризиса, по которому, если страна ежегодно потребляет свыше 75% возобновляемых водных ресурсов, она находится в состоянии острой нехватки ресурсов. Индекс Ирана — 86%, что свидетельствует о чрезвычайно остром водном кризисе [12].
Для решения этой проблемы правительство пытается через систему кредитов, закупочных цен и т. п. изменить структуру засеиваемых площадей за счет уменьшения посева культур, требующих полива. В январе 2022 г.
иранский меджлис одобрил проект по опреснению и перекачке воды из Аравийского моря в провинцию Систан и Белуджистан на юго-востоке страны. На протяжении 2021—2022 гг. шли переговоры с представителями Афганистана и Турции об использовании пограничных рек, каналов, озер. В частности, с турецкой стороной неоднократно обсуждался вопрос о строительстве Турцией гидротехнических сооружений на реке Аракс, уменьшающих сток воды; был создан совместный пограничный комитет для решения вопросов, связанных с использованием воды.
Сложные отношения сложились у Ирана с Афганистаном из-за проблемы реки Гильменд. В результате сокращения стока этой пограничной реки особенно пострадало население провинции Систан и Белуджистан, где из-за недостатка воды практически не прекращаются волнения. В январе 2022 г. жители ряда населенных пунктов на границе с Афганистаном организовали акцию протеста, требуя, чтобы Афганистан соблюдал условия договора относительно Гильменда, т. к. Афганистан в 2021 г. пропустил в Иран только 5% воды [13. С. 97]. Поскольку засуха коснулась всех стран региона, водная проблема становится все более острой в отношениях между ними.
Протестное движение
К внутренним проблемам, осложнявшим деятельность правительства Э. Раиси, с сентября добавилось протестное движение. Если в предыдущие годы перманентно возникавшие из-за отмены субсидий, перебоев в снабжении водой, роста цен на некоторые товары и т. п. протесты были недолгими, то нынешние, возникшие в связи со смертью Махсы Амини, оказались самыми продолжительными. Махса Амини была задержана полицией нравов из-за не совсем правильного с точки зрения полиции ношения хиджаба. После освобождения из полиции она попала в больницу, где умерла. По официальному заключению, причинами явились врожденные особенности ее организма. В стране сразу же вспыхнули протесты, усиленные слухами об избиении Махсы в полиции. Выступления начались в городе Секкез в Курдистане, на родине Махсы Амини, и стремительно распространились по всей стране. Ношение хиджаба для женщин стало в Иране обязательным после исламской революции, но требования к нему то ужесточались, то смягчались — в зависимости от того, какие политические силы, реформаторы или консерваторы, находились у власти.
В период работы нынешнего правительства во всех органах власти практически монопольное положение заняли представители консервативного лагеря. И в июле 2022 г. был принят весьма строгий «закон о хиджабе и целомудрии». Полиция нравов принялась рьяно его исполнять и задерживать нарушительниц. Ситуация в стране, особенно в городах, летом усложнилась из-за роста цен, растущей безработицы в результате спада в промышленности и строительстве, из-за затянувшихся переговоров в Вене. Инцидент с Махсой Амини стал катализатором массового выражения недовольства.
Основными участниками протестов оказались представители молодого поколения, выступающие не столько против политических ограничений, сколько против нарушения личных свобод, касающихся, в частности, обязательных форм одежды, особенно женщин, условий посещения общественных мест, спортивных состязаний, театров и т. п. К протестному движению постепенно стали подключаться другие социальные слои. Этому способствовала неустойчивая экономическая ситуация.
В ряде случаев лозунги протестантов носили радикальный политический характер. Власти ответили арестами участников демонстраций, вынесением суровых приговоров, в том числе смертных. В конце ноября была арестована племянница лидера страны рахбара Али Хаменеи правозащит-ница Фариде Мурадхани (дочь сестры Хаменеи и шейха Али Техрани), которая поддержала западные санкции, введенные в защиту протестного движения [1].
Наиболее сложная ситуация сложилась в этнических провинциях, особенно в Курдистане, Восточном и Западном Азербайджане, Систане и Белуджистане. Здесь выступления нередко приобретали сепаратистский характер, например в Тебризе [19]. Очень бурными были протесты в Курдистане, которые даже нашли поддержку в Иракском Курдистане.
Точных данных о пострадавших во время демонстраций нет. Правозащитные организации говорят о более чем 400 убитых, в том числе 64 несовершеннолетних, и сотнях раненых. Фактически такие же данные приводит правозащитная организация Iran Human Rights (IHRNGO), зарегистрированная в Норвегии. CNN, ссылаясь на специального докладчика по ситуации с правами человека в ИРИ в ООН Дж. Рехмана, говорит о 14 тыс. арестованных [27]. Арестованы или отстранены от работы ряд журналистов, известные актеры и певцы, спортсмены, участвовавшие в протестах или поддержавшие их [6. С. 9—30].
Иранские данные, конечно, отличаются от западных, но тоже свидетельствуют о масштабах выступлений. По данным иранского МВД, во время беспорядков погибло как минимум 200 человек, протестующими нанесен государственным, общественным и другим организациям ущерб в 200 млн долларов. Среди сотрудников сил безопасности также много пострадавших, что говорит о накале противостояния [6. С. 9—13].
Среди правящей верхушки не было и до сих пор нет единой точки зрения на то, как разрешить возникшую «проблему хиджаба»: пойти на смягчение закона или, наоборот, прибегнуть к еще более масштабным насильственным мерам. Ситуация осложняется тем, что протестное движение не только затормозило переговоры в Вене, но и стало поводом для введения новых санкций в отношении Ирана, в том числе из-за применения силовых мер в отношении протестующих. Госдепартамент США 26 октября 2022 г. ввел санкции против 14 должностных лиц и трех организаций Ирана, которые, по мнению США, несут ответственность за подавление протестов в ИРИ [21].
Другим поводом для новых санкций стало налаживание сотрудничества Ирана с Россией в период украинского кризиса. Главной причиной этих санкций стали поставки в Россию дронов иранского производства. Воспользовавшись применением их Россией, США в ноябре 2022 г. ввели санкции против разработчика беспилотника «Шахид-136» компании Shahed Aviation Industries Research Center. Ее разработки реализуются компанией Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company, и некоторые эксперты сегодня считают иранские БПЛА одними из лучших в мире по соотношению «цена—качество» [7]. Санкции были наложены и против других иранских организаций, специализирующихся на разработке и производстве БПЛА, — Force of the Islamic Revolutionary Guard Corps и Quds Air Industries [31].
Санкции против Ирана стали вводить и страны Евросоюза. 13 ноября 2022 г. Комитет постоянных представителей стран — членов ЕС единогласно согласовал новый пакет санкций против Ирана, мотивировав это «серьезными нарушениями прав человека» во время антиправительственных протестов. В санкционный список вошли 31 физическое и юридическое лицо, включая высокопоставленных представителей полиции и ополчения «Басидж», входящего в КСИР. Санкции в отношении физических лиц предусматривают запрет на въезд в страны ЕС и заморозку активов [2].
По инициативе Германии и Исландии в Женеве была созвана сессия Совета по правам человека ООН. 25 ноября 2022 г. он принял резолюцию о создании миссии по расследованию нарушений прав человека во время протестов в Иране (Россия в действующий состав Совета не входит). Предварительные итоги расследований должны быть обнародованы на 53-й сессии Совета по правам человека летом 2023 г. [4].
В результате такого давления иранское духовенство согласилось пойти на некоторые уступки протестующим. 4 декабря 2022 г. Генеральный прокурор Мохаммад Джафар Монтазери выступил с заявлением об упразднении полиции нравов [5]. Возможно, законодательное смягчение требований к ношению одежды сможет приостановить дальнейшее развитие протестного движения, но пока неизвестно, каковы будут новые требования к ношению хиджаба, и каковы будут реформы, о необходимости которых говорят в настоящее время представители властных структур.
Прогнозные оценки
Размах протестного движения не мог не внести коррективы в прогнозные оценки развития по итогам 2022 г.
Накануне протестов исследовательский центр при меджлисе предполагал, что рост ВВП мог составить в 2022/2023 г. 3,7%, без нефти — даже 3,9%. Наиболее высокие темпы роста прогнозировались в сельском хозяйстве (7,9%), горнодобывающей (9,7%) и обрабатывающей (4,6%) промышленности [31. С. 19 ].
Высокая оценка роста сельского хозяйства связана с надеждами на смягчение водной проблемы и спадом производства в предыдущем году. Для ускорения роста сельского хозяйства правительство Э. Раиси перед посевной кампанией 2022 г. значительно повысило закупочные цены на пшеницу, а в конце уборочной вновь их увеличило.
Более реальными могут оказаться прогнозные оценки МВФ, обнародованные в разгар протестов, в октябре 2022 г.: темп роста ВВП за 2022 г. составит не более 3,0%, а в дальнейшем, с 2023-го по 2027 г., он прогнозируется на уровне 2% [28. P. 130]. Положительной оценкой экономической ситуации Ирана можно считать прогнозы МВФ относительно его текущего платежного баланса. Даже в годы самых жестких санкций он оставался положительным — как за счет экспорта нефти, так и за счет увеличившегося ненефтяного экспорта. И только в 2019-м и 2020 г. он стал, хотя и незначительно, отрицательным, составив в 2020 г. 0,1% ВВП. В 2021-м., когда после начавшихся переговоров в Вене выросли продажи иранской нефти на мировом рынке, текущий платежный баланс вернулся к положительным показателям (0,7% ВВП). За 2022 г. он оценивается МВФ уже в 1,6% [28. P. 145].
Поскольку протесты в основном носят культурно-бытовой характер, они в меньшей степени затронули производственную сферу. Помимо нефтехимической отрасли, быстро рос оборонно-промышленный комплекс. Конечно, ограничение Интернета негативно отразилось на сфере услуг, особенно на объемах электронной торговли. Однако государство активно поддерживает стартапы, связанные с цифровыми технологиями, в которых занята, как правило, молодежь. Она же в основном связана с быстрым ростом в Иране майнинга криптовалюты, чему способствовало санкцион-ное давление на иранскую финансовую систему.
Политическая и особенно экономическая активность в отношениях с соседними странами, демонстрируемая сегодняшним руководством Ирана, являются факторами как минимум сохранения положительных темпов развития.
* * *
Таким образом, при новом правительстве Иран продолжал сталкиваться с самыми различными проблемами. Осложнились отношения с Западом, в стране развернулось мощное протестное движение. Это затормозило переговорный процесс о восстановлении СВПД и снятии санкций, введенных США в период президентства Д. Трампа. В этих условиях руководству страны удалось мобилизовать людские и сырьевые ресурсы, а главное, сохранить положительные темпы роста и валютные резервы. В протестном движении преобладают требования, связанные с ослаблением поведенческих норм, а не со сменой характера режима. Иран расширил свои политические и внешнеэкономические связи с соседними странами, особенно на евразийском пространстве, став членом ШОС и усилив сотрудничество с ЕАЭС, а также сохранив свое влияние в Ближневосточном регионе.
Литература
1. Арестована племянница верховного лидера Ирана Али Хаменеи // ИА Report (Азербайджан). 2022. 24.11. — https://report.az/ru/v-regione/arestovana-plemyannica-verhovnogo-lidera-irana-ali-hamenei/ (дата обращения: 23.01.2023).
2. В Евросоюзе единогласно одобрили новые санкции против Ирана // Национальная ассоциация нефтегазового сектора. 2022. 13.11. — https://nangs.org/news/world/v-evrosoyuze-edinoglasno-odobrili-novye-sanktsii-protiv-irana (дата обращения: 23.01.2023).
3. В МИД России прокомментировали решение США внести КСИР в список террористов // РИА «Новости». 2019. 11.04. — https://ria.ru/20190411/1552604715.html (дата обращения: 23.01.2023).
4. В ООН одобрили создание миссии по расследованию нарушений прав человека в Иране // Коммерсантъ. 2022. 25.11. — https://www.kommersant.ru/doc/5682420 (дата обращения: 23.01.2023).
5. Генпрокурор Ирана сообщил об упразднении полиции нравов // Радио «Спутник». 2022. 04.12. — https://www.radiosputnik.ria.ru. 04.12.2022 (дата обращения: 23.01.2023).
6. Дунаева Е. В., Мамедова Н. М., Сажин В. И. Иран: проблемы и протесты // Восточная аналитика. 2022. № 4.
7. Если это «Шахид», то где «Герань»? // Военное обозрение. 2022. 13.10. — https://www.topwar.ru/203129 -esli-jeto-shahid-to-gde-geran.html (дата обращения: 23.01.2023).
8. Зарбегир таварроме тоулид [Амортизатор инфляции производства] // Донья-е эктесад. 2022. 02.12.
9. Игорь Бабушкин и Парвиз Фаттах подписали программу сотрудничества на 5 лет // БеzФормата (Астрахань). 2022. 02.06. — https://astrahan.bezformata.com/listnews/babushkin-i-parviz-fattah-podpisali/106181058/ (дата обращения: 23.01.2023).
10. Иран будет поставлять турбины в Россию // Агентство ИРНА. 2022. 23.10. — https://ru.irna.ir/ news/84921383/Иран-будет-поставлять-турбины-в-Россию (дата обращения: 23.01.2023).
11. Иран будет экспортировать свои товары в Россию через порты Оля, Астрахань, Махачкала // Морские вести России. 2022. 06.12. — http://www.morvesti.ru/news/1679/99677/ (дата обращения: 23.01.2023).
12. Иран дар мархале бохране аби шадид [ Иран находится на стадии острого водного кризиса] //Доньяе эктесад. 2022. 07.11.
13. Исраелян А. Водные проблемы в отношениях Ирана и Афганистана // Bulletin of The Institute of Oriental Studies (BIOS). 2022. Vol. 2. № 1. — http://www.orientcpnme.am/media/attachmen ts/47/47__2022-07-22-10-38-37.pdf (дата обращения: 23.01.2023).
14. Мамедова Н. М. Иран-2021: политические и экономические катаклизмы // Свободная Мысль. 2022. № 2.
15. Мамедова Н. М. Исламская экономика в Иране: теория и практика. М. : ИВ РАН, 2022.
16. Множественный курс: что это и может ли появиться в случае санкций на НКЦ // РБК. 2022. 15.10. — https://quote.rbc.ru/news/article/6343fd479a79473656de1834 (дата обращения: 23.01.2023).
17. Президент Ирана назвал завершение расследования МАГАТЕ условием для соглашения по СВПД // Interfax. 2022. 20.09. — https://www.interfax.ru/world/863158 (дата обращения: 23.01.2023).
18. Сажин В. Венские переговоры по СВПД возобновляются — в очередной раз // Международная жизнь. 2022. 18.05. — https://interaffairs.ru/news/show/35243 (дата обращения: 23.01.2023).
19. Сафарян Л. Иранский бунт: несвоевременный и опасный // EurAsia Daily. 2022. 25.09. — https:// eadaily.com/ru/news/2022/09/25/iranskiy-bunt-nesvoevremennyy-i-opasnyy/ (дата обращения: 23.01.2023).
20. Се мамуриат бе зазмане барнаме [Три задачи Плановой организации] // Донья-е эктесад. 2022. 15.11.
21. США ввели новые санкции против физических и юридических лиц Ирана // Вести Кавказа. 2022. 26.10. — https://vestikavkaza.ru/news/ssa-vveli-novye-sankcii-protiv-fiziceskih-i-uridiceskih-lic-irana.html (дата обращения: 23.01.2023).
22. Тахлил-е бахш-е хогуги — йе эгтесад Иран. Амалкард-е се махе-йе авал-е сал ва бараворд-е рошд-е эгтесади-йе сале 1401 [Анализ реального сектора экономики Ирана по результатам первого квартала и оценка экономического роста в 1401 г.]
23. Товарооборот России и Ирана за 10 месяцев превысил $4 млрд // ТАСС. 2022. 05.12. — https://tass.ru/ ekonomika/16499945 (дата обращения: 23.01.2023).
24. Худякова Д. Первый транзитный поезд с грузами для Индии прибыл в Иран из Московской области // Российская газета. 2022. 13.07. — https://rg.ru/2022/07/13/krupno-vezet.html (дата обращения: 23.01.2023).
25. The Annual rate in Iran // Trading Economics. — https://tradingeconomics.com/iran/inflation-cpi (дата обращения: 23.01.2023).
26. Central Bank of IRI. Economic Trends. 1400 (2021/22). № 107.
27. Hardie A., Alam H. A. As many as 14,000 arrested in Iran over last six weeks, United Nations says // CNN. 2022. 03.11. — https://edition.cnn.com/2022/11/03/middleeast/iran-protests-arrests-united-nations-intl/index. html (дата обращения: 23.01.2023).
28. International Monetary Fund. October 2022 // International Monetary Fund. — https://www.imf.org/en/ Countries/IRN (дата обращения: 23.01.2023).
29. Iran begins enriching uranium to 60% purity // ISNA. 2022. 22.11. — https://en.isna.ir/news/1401090100437/ Iran-begins-enriching-uranium-to-60-purity (дата обращения: 23.01.2023).
30. OPEC bulletin September/2022. October. № 9—10.
31. US imposes new sanctions against Iran // Iran Press. 2022. 16.11. — https://iranpress.com/content/69637/ imposes-new-sanctions-against-iran (дата обращения: 23.01.2023).
♦