Научная статья на тему 'Иран как региональный геополитический игрок'

Иран как региональный геополитический игрок Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
425
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иран как региональный геополитический игрок»

фликтного) сохранения связей сильного типа для временных эмигрантов. Часть из них уже принимает новые правила.

«Мир ислама: История, общество, культура».

М, 2009, с. 21-224.

А. Драганов,

публицист

ИРАН КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ИГРОК

Исламская Республика Иран (ИРИ) большинством западных экспертов считается одним из главных вызовов международной безопасности XXI в. Достаточно лишь бегло взглянуть на новостные ленты, чтобы убедиться, что Иран наряду с Ираком занимает одно из главных мест на мирополитической повестке дня. Можно, конечно, указать на то, что эта глобальная повестка формулируется преимущественно Соединенными Штатами, и спорить о том, насколько это правомерно. Но факт остается фактом: постоянные осуждающие и тревожные заявления МАГАТЭ, регулярно возникающие скандалы по поводу утаенных иранским руководством в нарушение международного режима нераспространения ядерных технологиях. Все это говорит об Иране не только как об объекте повышенного внимания со стороны западного сообщества, но и как об одном из главных раздражителей мирового сообщества. На сегодняшний день Иран все больше и больше предъявляет претензии на главную роль во всех процессах Ближнего Востока. Можно с уверенностью утверждать, что ИРИ стремится занять ключевое положение в регионе. Данный вывод основывается на ряде объективных фактов, которые позволяют нам говорить об Иране как об одной из ключевых стран на Ближнем Востоке.

Ключевое положение Ирана заключается в следующем:

1. Исламская Республика Иран имеет уникальное географическое положение.

2. Иран располагает большим экономическим потенциалом (углеводородные ресурсы, наличие развивающихся высоких технологий).

3. Иран активно взаимодействует с государствами Южного Кавказа, в частности Азербайджаном и Арменией.

4. Интересы современного Азербайджана и Армении отвечают внешнеполитическим интересам ИРИ: они договариваются о стратегическом партнерстве. Азербайджан и Армения, являясь странами Южного Кавказа, заслуживающими особого внимания, в свою очередь, попадают в сферу интересов США и Российской Федерации.

5. Иран также активно сотрудничает с Пакистаном и Туркменистаном.

6. После исламской революции Иран приобрел статус мусульманского государства, стремящегося стать региональной державой. И вполне естественно, что страны мусульманского мира находятся в сфере стратегических интересов ИРИ. Естественно, что к мнению Ирана будут прислушиваться все геополитические «игроки» данного региона.

Для того чтобы утверждать, что Исламская Республика Иран имеет устремление стать региональной геополитической державой, необходимо проанализировать ситуацию и в других странах Среднего Востока: Пакистане, Саудовской Аравии, ОАЭ, Азербайджане, Афганистане, Туркменистане, Ираке, у которых есть немалый потенциал для подобных устремлений.

Одной из стран Центральной Азии, которая заслуживает нашего внимания, является Пакистан. Данное государство - мусульманское, хотя официально этот статус не запротоколирован. Территория Пакистана богата углеводородными ресурсами и другими полезными ископаемыми, что, в свою очередь, является основанием для привлечения иностранного капитала, который оказывает положительное воздействие на развитие экономики и страны в целом. Также нельзя упускать и то, что Пакистан обладает ядерным оружием (последнее испытание баллистических ракет, которые способны нести в себе ядерный заряд, произошло 23.02.2007. Принимая во внимание последний факт, можно утверждать, что Пакистан имеет предрасположенность к контролю над всеми политическими процессами в данном регионе. Однако некоторые противоречия между Пакистаном и другими странами, в частности Индией, которая также обладает ядерным оружием, являются препятствием в проведении политического курса данной страны на весь Ближний Восток. В этом случае Пакистан будет руководствоваться интересами национальной безопасности.

Следующее государство, которое необходимо рассмотреть в контексте нашего анализа, - Саудовская Аравия, также являющая-

ся мусульманским государством. Как и большинство стран Ближнего Востока, данная страна богата природными ресурсами: согласно статистическим данным, территория Саудовской Аравии обладает огромными запасами углеводородных ресурсов, в частности нефти. Аналогично Пакистану, Саудовская Аравия имеет достаточно возможностей для привлечения иностранного капитала, который стимулирует развитие наукоемких технологий и способствует экономическому росту. Однако высокоточные и передовые технологии в королевстве слабо развиты. Отсутствие у Саудовской Аравии ядерного оружия, каких-либо программ по получению энергии «мирного атома», а также выступление в роли партнера США не позволяют говорить об этом государстве как о самостоятельном региональном геополитическом «игроке». В силу вышеприведенных фактов, в проведении своей линии политики на Ближнем Востоке Саудовская Аравия не может руководствоваться только национальными интересами.

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) также представляют собой мусульманское государство, основной религией которого является ислам. По данным западных источников, мусульман в этой стране - 96% (из них шиитов - 16%), христиан, индусов и др. - 4%. Приведенные выше данные говорят о сплоченности народонаселения данной страны, что, в свою очередь, является немаловажным фактом при рассмотрении Объединенных Арабских Эмиратов как государства, претендующего на роль ведущего регионального геополитического «игрока». Как и в случае с вышеприведенными странами, ОАЭ обладают огромными запасами углеводородных ресурсов и являются их поставщиками на мировой рынок. Имея подобный запас полезных ископаемых, страна довольно успешно развивается. Вместе с тем, аналогично Саудовской Аравии, ОАЭ следует считать самодостаточной страной, которую, однако, в ближайшей перспективе не представляется возможным рассматривать как региональную геополитическую державу.

Немаловажную роль в региональных геополитических процессах Ближнего Востока играют и государства постсоветского пространства (Южный Кавказ), такие как Азербайджан, Грузия и Армения. Остановимся поподробнее на первом из них.

Азербайджан, пожалуй, единственное государство на Южном Кавказе, которое является мусульманским (с преобладанием в нем мусульманского населения). Азербайджан обладает огромными запасами нефти. Естественно, наличие подобного запаса полезных

ископаемых привлекает иностранных инвесторов, что, в свою очередь, можно рассматривать как положительное воздействие на развитие всей экономики страны. Геополитическая панорама Южного Кавказа и то стратегическое место, которое занимает Азербайджан в этом контексте, с давних пор находятся в центре внимания различных аналитических центров, экспертов и политологов многих стран, имеющих политические, экономические и иные интересы в этом регионе. По мнению А. Дугина, на Южном Кавказе действуют две геополитические стратегии - евразийская и атлантистская, которые применительно к Кавказу являются взаимоисключающими. Если сравнивать подобную ситуацию с шахматами, то здесь нельзя играть одновременно и «за белых», и «за черных». Поэтому у Азербайджана есть определенная свобода выбора. Совершенно очевидно, что это государство не обладает достаточным геополитическим потенциалом, чтобы в новых условиях претендовать на собственную игру - правила игры заведомо уже определены. Именно поэтому Азербайджан выбрал стратегическое партнерство с Турцией, но никогда не отказывался от сотрудничества с другими государствами, в том числе и с Россией.

Завершающим этапом нашего анализа является рассмотрение современной геополитической ситуации в Афганистане, Туркменистане и Ираке. В настоящее время в этих трех странах сложилась довольно сложная обстановка. В Афганистане по окончании военной кампании Советского Союза возрос конфликтный потенциал внутри страны. После начала военных операций Соединенных Штатов против религиозного движения «Талибан» уровень интенсивности возникновения новых конфликтов неуклонно растет. Можно спорить, насколько правомерно подобное заявление, но факты упрямы: различные контртеррористические операции стран блока НАТО, ответные террористические акты со стороны движения «Талибан» и т.п. Все вышеперечисленное не позволяет нам утверждать о том, что конфликтный потенциал в Афганистане будет угасать. Хотя у Афганистана, как и у других стран данного региона, имеется большой запас природного газа (добыча: 20 млн. м3) и энергоресурсов, наличие внутри страны вооруженных конфликтов идет вразрез с представлениями о государстве, которое претендует на главную роль в региональных геополитических процессах Среднего Востока.

В Туркменистане ушел из жизни «бессменный туркменбаши» Сапармурат Ниязов. Он руководил страной с момента провозгла-

шения ее независимости, т.е. с момента фактического распада СССР. В связи с этим в стране разгорелась внутриполитическая борьба за рычаги управления государством. В результате проведенных выборов победил Гурбангулы Бердымухаммедов, который заявил о продолжении курса Сапармурата Ниязова. Его можно считать «идеологическим преемником» Туркменбаши. На сегодняшний день Туркменистан «является одним из крупнейших поставщиков природного газа на мировой рынок. После смерти Ниязова у многих аналитиков и политологов возникал вопрос по поводу дальнейшего стратегического партнерства Туркмении и других стран в сфере энергоресурсов (природный газ). Гурбангулы Бер-дымухаммедов заверил стран - импортеров туркменского газа, что приоритеты в энергетической политике останутся без изменения. Если говорить о Туркменистане как о ведущем региональном геополитическом игроке, то здесь необходимо отметить следующее: страна еще не «остывшая» от внутриполитических потрясений, в ближайшей перспективе не может рассматриваться как региональная геополитическая держава.

Последняя страна, рассматриваемая нами в рамках нашего анализа, - Ирак, который, как и Афганистан, охвачен внутренними конфликтами. В настоящее время территория Ирака охвачена гражданской войной, разгоревшейся после свержения режима Саддама Хусейна, которое свершилось не без «помощи» военного контингента Соединенных Штатов Америки. Страна погрузилась в войну, которая практически уже не поддается никакому контролю, в том числе и со стороны США. Ирак так же, как и другие страны рассматриваемого нами региона, обладает запасами углеводородных ресурсов, в первую очередь нефтью: добыча нефти -2,093 млн. баррелей, экспорт - 1,42 млн. баррелей в день. В силу вышесказанного, данное государство, аналогично Афганистану, не может иметь статус самостоятельного регионального геополитического «игрока».

Подводя итоги проделанного анализа непосредственно соседствующих с Ираном государств, можно с уверенностью утверждать, что данные страны Среднего Востока и Центральной Азии из-за определенных обстоятельств в ближайшем будущем не будут выступать в качестве региональных геополитических держав. Если посмотреть на отношения между Ираном и окружающими его государствами, то четко видно активное стратегическое сотрудничество с Туркменистаном: между Туркменистаном и Ираном подпи-

саны свыше 150 различных документов, регламентирующих сотрудничество в разных областях. Связи Туркменистана и Ирана тем самым, очевидно, укрепляются. Тем не менее возможности расширения сотрудничества Ашхабада с Тегераном лимитируются неоднозначным отношением со стороны мирового сообщества к политике руководства Исламской Республики Иран, и особенно к атомным проектам Тегерана. Мягкая изоляция Ирана препятствует, например, реализации масштабных проектов экспорта туркменских энергоносителей на внешние рынки через иранскую территорию. ИРИ активно взаимодействует с Пакистаном в торгово-экономической сфере (энергоресурсы). Афганистан и Ирак не могут рассматриваться как стратегические партнеры Ирана в силу их высокого конфликтного потенциала. А ОАЭ и Саудовская Аравия выступают как относительно самостоятельные игроки на Среднем Востоке, без претензий на региональное господство.

В ближайшей перспективе Иран также не может рассматриваться как региональная геополитическая держава. Хотя Иран и имеет претензии на главную роль во всех политических процессах в данном регионе, полным самостоятельным субъектом в региональных геополитических отношениях ему пока не стать, поскольку противостояние с Западом в вопросах «Иранского ядерного досье» является своего рода «изоляцией», или «политикой регионального сдерживания» Ирана на Ближнем Востоке. Причем эта политика, в основном, исходит от Соединенных Штатов, которые не желают видеть ИРИ во главе геополитических процессов в вышеупомянутом регионе. Также в ближайшей перспективе не представляется возможным говорить об Иране как о самостоятельном региональном геополитическом «игроке» в силу сложившейся ситуации внутри страны. На территории современной Исламской Республики Иран проживает много народностей (азербайджанцы, персы, мазендеране, курды и др.), в связи с этим внутри данного государства существуют такие проблемы как:

1. Проблема Иранского Курдистана (численность курдов в ИРИ занимает третье место после азербайджанцев).

2. Проблема Иранского Азербайджана (численность азербайджанцев занимает второе место после персов в Иране, причем она превышает численность народонаселения самого Азербайджана).

3. С недавних пор между духовным лидером Ирана аятоллой Хомейни, который по Конституции является представителем верховной власти в Исламской Республике, и президентом ИРИ Мах-

мудом Ахмадинежадом возникли разногласия, в которых первая сторона высказывает недовольство ядерной политикой президента страны.

«Современный Кавказ: Геополитический выбор», Москва-Пятигорск, 2009 г., с. 242-247.

Е. Мелкумян, доктор исторических наук, (Институт востоковедения РАН) ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ: ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТРАН РЕГИОНА

Все государства Залива принадлежат к мусульманскому сообществу. Это обстоятельство помогает укреплению региональных связей, несмотря на то что исламская общность не избавляет регион от возникновения политических или территориальных конфликтов. Однако роль ислама в государственном управлении, внутренней и внешней политике этих государств различна. Особую роль он играет в Исламской Республике Иран (ИРИ). Ислам, в соответствии с ее Конституцией, регламентирует всю жизнедеятельность ИРИ. В преамбуле Основного закона говорится: «Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, являясь воплощением искренних стремлений исламской нации. Она должна способствовать укреплению основ исламского правления, показывая образец нового строя, возникшего на развалинах тирании». При этом акцентируются два момента - революционность ИРИ и универсальный характер иранской модели государственного устройства. Зафиксированная в Конституции цель - образцовое исламское общество -свидетельствует о мессианском характере ИРИ. Все содержание Конституции проникнуто религиозным содержанием. В ней упоминается значение Божественного откровения, Страшного суда, Божественной справедливости и т.д. В преамбуле Конституции говорится, что после свершения исламской революции в 1979 г. был проведен референдум. За создание нового исламского республиканского строя проголосовало 98,2%. Таким образом, «исламская республика - это система правления, основанная на вере в единого бога, в то, что он устанавливает законы шариата и что человек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.