Вячеслав Ушаков, доктор исторических наук ИРАН ИСПОЛЬЗУЕТ ЯДЕРНУЮ ЭНЕРГИЮ НЕ ТОЛЬКО В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
Как известно, разработки по использованию ядерной энергии, как в мирных, так и в чисто военных целях, были начаты в конце XIX — начале XX в. Их основоположниками можно считать французских ученых Пьера Жолио-Кюри и Марию Склодовскую-Кюри, которые работали в области радиоактивности. Значительный вклад в эти изучения внесли немецкие ученые, особенно в военной области. В августе 1945 г. США сбросили на Японию атомную бомбу. В августе 1949 г. СССР впервые испытал советскую атомную бомбу. Ядерные разработки проводились и в других странах, в том числе и Иране. Получив в середине 70-х годов огромные доходы от нефти (20—23 млрд. долл. в год), шах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви направил большую их часть на разработку ядерного и ракетного оружия. Было также решено начать строительство 20 атомных электростанций с далеко идущими целями — достичь вхождения Ирана в число ведущих стран в области ядерных исследований.
После революции в Иране 1978—1979 гг. духовный лидер ИРИ имам Хомейни сначала решил отказаться от строительства этих станций. Но вскоре, по совету своих близких соратников — вице президента аятоллы Мохаджерани и Ахмада Бехешти, имам согласился продолжить строительство только одной АЭС в Бушире. К тому времени, под нажимом США, Германия и другие страны отказались от сооружения этой станции. И тогда Тегеран обратился за помощью к СССР. Москва согласилась на это, определив стоимость строительства АЭС в размере 800 млн. — 1 млрд. долл. Со своей стороны, Советский Союз, а позже Россия, заявил, что планируется построить легководный реактор, который нельзя будет использовать для наработок оружейного плутония, т.е. в военных целях. Правда, как выявилось позже, Иран начал и другие разработки в ядерной сфере, чтобы, прикрываясь Буширом, достичь совсем других целей в чисто военной области. Об этом были хорошо осведомлены США, и они понимали, что никакие проверки в Бушире не смогут доказать вину российской стороны и что нужно искать какие-то новые причины и поводы, чтобы устранить в лице России весьма опасного конкурента и жесткого потенциального соперника в области ядерной энергетики.
Дело в том, что и в России, и особенно в США налицо острая конкуренция и каждый стремится тянуть одеяло на свою сторону. А потому, в конечном плане, получается так, что чисто экономическая сущность соперничества и конкурентоспособность двух стран, к сожалению, переросли в политическую плоскость со всеми вытекающими отсюда положительными и негативными последствиями.
Уместно также отметить, что США, как, впрочем, и Россия, не были в курсе того, что Иран фактически 20 лет скрывал от всех факт проведения испытаний в сфере разработок ядерного оружия. Впервые об этом сказал глава правительства ИРИ в изгнании Али-Реза Джа-фар-заде в августе 2002 г., который проинформировал Америку о том, что Тегеран ведет разработку и налаживает производство ядерного оружия. Узнали об этом и в России, и в других странах. В связи с этим реакция США была весьма резкой и жесткой. Особенно отличился военный министр США Дональд Рамсфелд, который предложил уничтожить АЭС в Бушире (?), хотя всем было совершенно ясно, что Россия тут вообщем не при чем. А ведь в Бушире в настоящее время работает несколько тысяч российских специалистов-атомщиков. К хору голосов против АЭС в Бушире, к сожалению, присоединился и премьер-министр Израиля А.Шарон. И не исключено, что либо США, либо Тель-Авив могут спровоцировать ответные жесткие меры со стороны Москвы.
Таким образом, тайные приготовления Ирана в сфере ядерных исследований были вскрыты и разоблачены. К счастью, ИРИ, как говорится, не перешла "красную черту", которая отделяла Иран от возможной катастрофы в ближайшем будущем. И, тем не менее, понятно, какая огромная опасность могла бы появиться в мире в целом и в регионе Ближнего и Среднего Востока в особенности. Парадоксально, но факт, что несколько американских компаний, несмотря на запрет властей США, сумели вывести в Иран некоторые свои заготовки и приняли участие в создании ядерного оружия в ИРИ. Это касалось также и некоторых компаний Запада и Востока. Так что их вина в этом вполне очевидна и реальна, особенно в отношении таких стран, как КНР, КНДР и др. В связи с этими разоблачениями МАГАТЭ заявила, что она требует необходимых объяснений на сей счет, и дала ИРИ срок до 31 августа 2003 г. Но поскольку Иран не смог уложиться в эти сроки, то было решено продлить их до 24 ноября 2003 г. Тегеран стал лихорадочно искать выход из этой критической ситуации, обратившись за помощью и содействием к странам
Западной Европы и России. В результате Тегерану удалось избежать того, чтобы этот вопрос был бы поставлен на повестку дня СБ ООН. Этот факт явился серьезной уступкой со стороны противников ИРИ, которые хотели бы привлечь Иран к более суровой ответственности.
Со своей стороны ИРИ стала настаивать на том, чтобы США и другие страны Запада, во-первых, сняли с Ирана ранее введенные санкции, а во-вторых, чтобы Иран смог без каких-либо помех закупить на Западе самое новейшее оборудование и аппаратуру для продолжения исследований в области мирного использования атомной энергии. И, в-третьих, ИРИ выразила желание создать самый благоприятный климат и условия для инвестирования в иранскую экономику в сфере ядерных разработок. В свою очередь, Россия выдвинула следующие условия: прекратить все имеющиеся и будущие наработки в деле военного использования ядерной энергии; положить временно конец практике обогащения урана до степени оружейной готовности; уничтожить запасы тяжелой воды; впредь неуклонно следовать курсу использования ядерной энергии в мирных целях. С этим согласились все, в том числе и США. ИРИ стала действовать в этом плане официально. И тут возникла серьезная проблема возврата в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Иран, не в пример другим странам, вовсе не желает возвращать ОЯТ в Россию. Резоны в этом плане могут быть самые разные. Во-первых, чисто экономические, а во-вторых, политико-правовые. Конечно, наличие ядерного топлива в Иране, хотя бы и в виде ОЯТ, уже само по себе весьма повышает политический статус ИРИ в мире в целом и в регионе Ближнего и Среднего Востока в частности. Однако, с другой стороны, ОЯТ ведь можно легко использовать как для мирных, так и, что особенно важно, для чисто военных целей. Ведь во втором случае ОЯТ быстро можно довести до уровня оружейной готовности. И не в том ли заложен весь смысл политики Ирана, не стремящегося реэкспортировать ОЯТ в Россию? Как говорится, не мытьем, так катанием! Хитроумный лидер ИРИ аятолла Хаменеи, по всей видимости, никак не может расстаться с идеями о военном использовании ОЯТ и всячески стремится к осуществлению своей заветной мечты — заиметь свою ядерную бомбу! Не случаен также тот факт, что Иран отказался с оговоркой "временно" от своей программы по обогащению урана. Правда, тут не исключена опасность и того, что эти ОЯТ вполне могут быть использованы не самим Ираном, а просто международными террористическими организациями.
Не все благополучно и в самой России. Дело в том, что в конце 2003 г. российский партнер должен был в срочном порядке решить большое число проблем по согласованию и уточнению более 10 тыс. позиций, касающихся как общих проблем ввода в эксплуатацию АЭС в Бушире, так и возврата ОЯТ в Россию. В свете вышеизложенного, пуск станции в Бушире, намеченный на конец 2003 — начало 2004 г., просто мог не состояться не только по техническим причинам, но и в политико-юридическом отношении. Все возможные задержки на этот счет могут происходить именно по вине иранского руководства, которое по своей собственной инициативе разработало весьма убыточный для российской стороны порядок финансовых расчетов с Ираном. И тогда, в сентябре 2003 г., неожиданно для всех на российско-иранских переговорах относительно подписания протокола о возврате в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ) возникли трудности, хотя в том же 2003 г. официальный представитель МИД ИРИ Х.Р.Асефи заявил, что "между Ираном и Россией нет никаких крупных проблем по возврату ОЯТ". Как уже было сказано выше, эти трудности практически проявились не столько в технико-экономическом, сколько в политико-правовом плане. В связи с этим ядерное топливо для АЭС в Бушире так до сих пор и не начало поставляться из России в Иран, и министр атомной промышленности РФ, академик А.Румянцев, заявил еще в мае 2003 г. о том, что российская сторона все еще находится в стадии внесения поправок в соглашение о поставках ядерного топлива Ирану в течение последующих десяти лет, которое в конечном итоге приведет и обусловит возврат отработанного топлива в Россию. А замминистра российского Минатома В.Говорухин заявил, что пуск первого энергоблока АЭС в Бушире скорее всего может состояться только не ранее 2005 г. Именно поэтому возник целый ряд проблем как по дальнейшей утилизации ОЯТ, так и по хранению этого отработанного топлива.
В первом случае следует отметить, что к настоящему времени во всем мире стал очевиден значительный рост получения пользы от ОЯТ, полученных от АЭС. В России, США и ряде других стран уже были разработаны определенные технологии, которые позволили извлекать из ОЯТ большинство долгоживущих радионуклеидов. Например, российский ученый Б.Зальман и его последователи разработали химические и атомные технологии по рассортировке этих отходов на отдельные фракции. Исследователи смогли выделить из общей массы не только чистые уран и плутоний, но и отдельно от них особо
опасные долгоживущие радионуклеиды. Испытания подтвердили, что новые технологии действительно позволяют извлекать из ОЯТ атомных электростанций уран, плутоний, нептуний, технеций, трансплутонивые элементы, а также стабильные молибден и цирконий. В итоге можно также существенно уменьшить при переработке ОЯТ объем радиоактивных отходов, которые требуют особо тщательного и долгосрочного хранения. Во втором случае, что касается хранения или захоронения ядерных отходов, было решено построить для этого специальное хранилище большой емкости.
Согласно программе развития до 2012 г., в ИРИ будут построены четыре АЭС — две в Бушире и две в Ахвазе — помимо уже строящейся в том же Бушире. США в связи с этим были серьезно раздражены тем, что такое расширение может создать опасность утечки в Иран ядерных технологий, пригодных и для чисто военных целей. Можно было бы ограничиться и одной АЭС, но возникла весьма привлекательная перспектива увеличения их общего числа, а стало быть, и соответствующего роста доходов России за этот счет. Однако Россия, со своей стороны, неоднократно подчеркивала, что сотрудничество двух стран, осуществляемое под контролем МАГАТЭ, такой угрозы не представляет. И это тем более будет понятно, если учесть, что в ИРИ будут поставляться легководные реакторы типа ВВЭР-1000, на которых практически невозможно будет произвести достаточного количества плутония для создания ядерного оружия. Кроме того, российская сторона также многократно подтверждала тот факт, что к настоящему времени Тегеран не располагает возможностями по разделению отработанного топлива. По оценкам Службы внешней разведки РФ, Иран сможет создать ядерное оружие только при условии ежегодного инвестирования в эту программу 1 — 1,5 млрд. долл. Но даже при таком развитии событий первая атомная бомба может появиться в Иране не ранее, чем через десять лет, хотя не секрет, что в самом Иране существуют определенные программы военно-прикладных исследований по производству атомной бомбы.
Не случайно, что американский Центр стратегических исследований во главе с Робертом Эйнхорном посчитал, что Вашингтон сможет снять свои возражения по строительству АЭС в Бушире только при следующих условиях. Во-первых, Россия должна ограничить ядерное сотрудничество с Ираном строительством реакторов только в Бушире и продажей топлива для реакторов, а также подготовкой иранских специалистов, которые будут работать на этой станции. Во-
вторых, Россия должна заключить с Ираном детальное соглашение о том, что именно Россия будет поставлять и забирать обратно ядерное топливо. И, в-третьих, даже при соблюдении всех условий, Россия должна будет настаивать на том, чтобы Иран присоединился к Дополнительному протоколу (ДП) МАГАТЭ, который обязал бы его давать больше информации о своей ядерной программе, и разрешил бы проводить расширенные проверки на его территории. В-четвертых, Россия должна настоять на том, чтобы Иран не создавал свою собственную ядерную технологию, включающую обогащение урана, производство и переработку топлива. И, тем не менее, в американских СМИ появилось немало материалов предупреждающего характера и даже утверждений о том, что Россия якобы помогает Ирану обзавестись ядерным оружием и, более того, "присоединиться к мировой "оси зла"". Несмотря на все строгости российских технологий, США по-прежнему продолжают считать, что на наших реакторах можно нарабатывать оружейные материалы. К такому же выводу пришел и координатор антиядерной программы "Гринпис" в России М.Шингаркин. По некоторым расчетам, за четыре года Иран сможет наработать плутония таким путем на десять боезарядов. Однако прямых доказательств практически никто и никогда не сможет получить. Показательно, что в частных беседах с российскими специалистами-атомщиками, работающими на строительстве АЭС в Бу-шире, вырисовывалась довольно ясная картина того, что результатом всех этих действий и манипуляций может стать создание Ираном ядерного оружия. При этом важно то обстоятельство, что, как в прошлом, так и в настоящем, в планы Ирана входят переработка и использование самого урана или так называемых ОЯТ, которые легко можно использовать и в чисто военных целях.
Вполне понятным становится решение ИРИ ни в коем случае не возвращать эти ОЯТ в Россию, ибо это сопряжено с далеко идущими целями и задумками ИРИ военно-политического и технико-экономического характера. В данном случае это напрямую связано с решением Москвы на самом высшем уровне по поводу того, что Россия никак не заинтересована в том, чтобы Тегеран обладал ядерным оружием.
Министр иностранных дел ИРИ К.Харрази заявил 7 февраля 2004 г. о том, что Ирану удалось провести целую серию опытов и изысканий в области обогащения урана. В итоге ИРИ смогла получить значительное количество обогащенного урана в виде ядерного топли-
ва, который Иран сможет даже поставить на международные рынки. Это топливо фактически представляет собой оружейный уран или оружейный плутоний, который вполне можно использовать для создания иранской "исламской бомбы", о чем в свое время мечтали шах Ирана и имам Xoмейни. Это заявление стало настоящей сенсацией для СМИ всего мира. Как отмечал Харрази, никто в Иране теперь не будет против продолжения ядерной программы, рассматривая ее в качестве важного фактора "своей национальной гордости".
В США пришли к выводу, что этот успех Ирана может и, видимо, будет тесно связан с продолжением ядерной программы страны исключительно в военных целях. Стало известно, что президент США Дж.Буш намерен внести этот вопрос в повестку дня СБ ООН. Россия также со всей серьезностью подошла к этой проблеме. И не исключено, что можно ожидать сотрудничества в этой деликатной сфере также со стороны ЕС и США.
Таким образом, официально Иран стремится держать курс на мирное использование атомной энергии. Что, конечно же, вовсе не исключает выявления и применения других параллельных возможно -стей в чисто оборонительных, как это обычно пытается представить Тегеран, целях. Не секрет, что Иран пытался, да и до сих пор пытается всеми путями и способами не только сохранить свою военную составляющую, но и по мере сил развивать ее и совершенствовать. Правда, с этим никогда и ни при каких условиях не согласятся ни в США, ни в других странах, включая и Россию. В связи с этим Иран заявил, что он только временно отказался от идеи военного использования атомной энергии. Иран постарается не допустить возврата ОЯТ в Россию ради достижения своих далеко идущих планов на будущее. Также Иран в целом ряде случаев стал проводить свою политику в области ядерных исследований в весьма опасном соседстве с проектами в военной сфере. Сам факт получения Ираном ядерного топлива наглядно показывает, что ИРИ в настоящее время не так уж и далека от соблазна создать свою "исламскую атомную бомбу" без чьей-либо помощи. Иран фактически открыл дверь и стремится войти в клуб ядерных держав в самое ближайшее время, если только не произойдет в мире ничего такого, что может удержать Иран на позициях исключительно мирного использования ядерной энергии!
Статья написана специально для бюллетеня "Россия и мусульманский мир".