Научная статья на тему 'Ипостаси и варианты «самого прогрессивного метода эпохи»'

Ипостаси и варианты «самого прогрессивного метода эпохи» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ипостаси и варианты «самого прогрессивного метода эпохи»»

Бессменность Д.Ф. Маркова на посту директора объяснялась не просто его высоким научным званием академика (И.Б. Греков тоже был академиком, а П.Н. Третьяков - членом-корреспондентом), а отличным идеологическом чутьем и политической гибкостью. К тому же, он был литературоведом, а не историком, подобно его предшественникам: в исторической науке, как известно, существует больше острых политических углов и ухабов, чем в литературоведении.

9. Директорство Д. Ф. Маркова люди поминают добрыми словами: он был отзывчивым, теплым и обаятельным человеком. Ученый был чужд идеологическому рвению - несмотря на разработку сверх идеологизированных проблем, он проявлял идеологическую и политическую толерантность. Он не допустил расправы над работавшим в Институте известным правозащитником В.В. Ивановым, выступавшим в защиту диссидентов А. Д. Синявского и Ю.А. Даниэля и отказавшегося осудить произведение Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

10. Многое из написанного Д.Ф. Марковым о социалистическом реализме утратило свою общественную ценность после краха тоталитарной коммунистической системы и смены идеологических «полюсов». То, что считалось ранее второстепенным и периферийным, вдруг обнажило свою непреходящую научную ценность, и, наоборот, - «царицы» наук разом превратились в никому не нужных падчериц.

Л.Н. Будагова

(Институт славяноведения РАН)

Ипостаси и варианты

«самого прогрессивного метода эпохи»

В докладе, прозвучавшем на заседании 20 мая 2013 г., посвященном 100-летию со дня рождения Д.Ф. Маркова (Литературоведческая секция), прослеживаются истоки и корни революционно-социалистического направления/метода в русской и других литературах, за которым после Первого всесоюзного съезда советских писателей (август сентябрь 1934 г.) закрепилось название «социалистический реализм (1); исследуется специфика его зарубежного и советского вариантов (2); акцентируется вклад Д.Ф. Маркова в его толкование как «исторически открытой эстетической системы», что способствовало, расширению творческой свободы писателей, закрепляла и поощряла проблемно-эстетическое многообразие советской литературы и литературы зарубежных соцстран (3).

Концепция Д.Ф. Маркова (1970-е гг.) отражала более естественные и свободные, чем практиковалось в советском искусстве, взаимоотношения между теорией и практикой. Она отреагировала на ситуацию стихийного освобождения себя советской литературой от соцреализма (военная, лагерная, деревенская проза, произведения Г. Бакланова, А. Кондратьева, В. Быкова, А. Солженицына, Ю. Трифонова, Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева и др.), показав необходимость не подгонять творчество под его принципы («правдивое отражение действительности в ее революционном развитии» и др.), а перестраивать под влиянием художественной практики его концепцию. Концепция Д.Ф. Маркова - результат и воплощение этого влияния. С ученым солидаризировались наиболее либеральные советские литературоведы (Б.Л. Сучков, Л.И. Тимофеев и др.), его охотно поддержали за рубежом. Невозможность отменить «соцреализм», священный символ прогрессивного искусства ХХ в. (это станет возможным лишь в постсоциалистический период), приводила к потребности его модифицировать, безбрежно расширять его границы, превращая их в условность.

«Широкая» концепция соцреализма перерастала в трактовке Д. Ф. Маркова в концепцию всей советской литературы. Автору приходилось тратить много энергии, прибегать к разного рода ухищрениям, к схоластике, доказывая фактически недоказуемое и обнаруживая «самый прогрессивный метод эпохи» там, где он давно иссяк. Однако эта концепция, лишенная научного, имела большое практическое значение. Она служила прикрытием и зоной безопасности для свободомыслящих художников из СССР и других соцстран, позволяла им более искренне и открыто, чем это официально дозволялось, выражать пережитое и наболевшее. Ее создание и защиту можно назвать гражданским подвигом ученого.

В настоящее время марковская концепция соцреализма утратил и практическое значение. Однако она осталась фактом литературы ХХ века, сыграв позитивную роль в ее развитии.

Ю.П. Гусев

(Институт славяноведения РАН)

Соцреализм: потребность в открытости

Думаю, мы еще не дожили до времен, когда о соц. реализме можно будет говорить с необходимой степенью объективности. Лишь лет через сто может проясниться, зачем велась эта грандиозная по масштабам битва, напоминающая борьбу нанайских мальчиков. Зачем нужно было за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.