Научная статья на тему 'IPO как способ привлечения инвестиций'

IPO как способ привлечения инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: IPO (INITIAL PUBLIC OFFERING) ПЕРВИЧНОЕ ПУБЛИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ / МОДЕЛЬ ДИСКОНТИРОВАННОГО ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ / ДИВИДЕНДНЫЕ ВЫПЛАТЫ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жидкова Е. В.

Обосновано проведения IPO как наиболее эффективного способа привлечения инвестиций в горнодобывающую отрасль для достижения задач, поставленных Энергетической стратегией РФ, составленной на период до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IPO как способ привлечения инвестиций»

УДК 339.727.22/.24 Е.В. Жидкова

IPO КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Обосновано проведения IPO как наиболее эффективного способа привлечения инвестиций в горнодобывающую отрасль для достижения задач, поставленных Энергетической стратегией РФ, составленной на период до 2020 года.

Ключевые слова: IPO (Initial Public Offering) - первичное публичное размещение ценных бумаг; модель дисконтированного денежного потока коммерческого предприятия; модель экономической прибыли; дивидендные выплаты угледобывающих предприятий.

Горнодобывающая отрасль в настоящее время находится в сложных условиях ведения бизнеса. Приватизация шахт проведена, но эффективности производства достигли далеко не все предприятия. Это связано с износом оборудования, с отсталыми тех-нологиями производства, отсутствием квалифицированных кадров, и, несомненно, с пробелами в законодательстве. Но основная причина - отсутствие достаточных инвестиционных ресурсов.

О нехватке привлечённых средств и нерациональном их использовании говорится и в Энергетической стратегии России, составленной на период до 2020 года. Согласно этой стратегии доля угля в структуре потребления первичных топ-ливно-энергетичес-ких ресурсов страны будет постепенно увеличиваться и вырастет до 310-330 млн т к 2010 году, и 375430 млн т к 2020 году. В то же время размер инвестиций в угольную отрасль предполагается в размере 20 млрд долл., что значительно ниже размера средств, которые предполагается привлечь к 2020 году в другие энергосоставляющие сектора [4]. Нехватка инвестиционных ресурсов в угледобычу очевидна.

Одно из наиболее перспективных решений этой проблемы - грамотное проведение IPO.

IPO (Initial Public Offering) - первичное публичное размещение ценных бумаг, направленное на привлечение инвестиций, а также на повышение имиджа угольных компании. Подготовка и проведение IPO очень важный этап в жизни компании. Он включает в себя переход юридической формы из закрытого акционерного общества (ЗАО) в открытое акционерное общество (ОАО), привлечение независимых членов в Совет директоров, составление финансовой отчётности по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО), обращение в аудиторскую и юридическую компании, PR-компанию и инвестиционный банк, который непосредственно и будет проводить размещение акций на фондовых площадках.

Статистика выхода российских компаний на биржевые торги нашей страны такова: в 2004 году проведено 5 сделок на сумму 619,7 млн долл., в 2005 - 13 сделок, общая выручка от размещения составила 4,5 млрд долл., а в 2006 году уже 23 IPO, сумма которых 17,743 млрд долл. [3].

В начале 2007 года состоялись два публичных размещения на сумму 16,8 млрд. долларов. Это ОАО Сберегательный Банк России (8,8 млрд долл.) и ОАО Банк ВТБ (8 млрд долл.) [2].

Но Инвесторы, со своей стороны, по мере накопления опыта, повышают тре-

бования к компаниям, проводящим листинг. Одними из важнейших и определяющих успех первичного размещения акций требованиями являются:

1. Темп прироста стоимости компании,

2. Размер дивидендов.

В этой связи актуальна работа по осуществлению прироста стоимости компании и оптимизации дивидендных выплат при размещении IPO, причём как на внутреннем, так и на международном рынке.

Для определения стоимости ком-пании и темпов её ежегодного прироста используется несколько моделей. На наш взгляд, наиболее совершенными являются «модель дисконтированного денежного потока коммерческого предприятия» и «модель экономической прибыли», предложенные финансистами Т. Коуплендом, Т. Коллером и Дж. Муррином. [1].

Созданию этих моделей послужила идея, сущность которой заключается в том, что ежегодно растущая прибыль компании, которая традиционно являлась индикатором привлекательности для инвесторов, - лишь бухгалтерский показатель, не позволяющий реально оценить положение дел в компании и возможные перспективы её роста. В основе этих моделей лежат следующие показатели: ROIC (Rate on Investment Capital) - рентабельность инвестированного капитала, свободный денежный поток (Free Cash Flow) приведённый по ставке дисконтирования WACC (Weighted Average Cost of Capital -средневзвешенные затраты на капитал) и показатель EP (Economic Profit) - экономическая прибыль, который приравнивает стоимость компании к «величине инвестированного капитала плюс надбавка в размере приведённой стоимости, создаваемой в каждом последую-ще1Мздрь[дисконтированного денежного потока коммерческого предприятия опи-

рается на величину WACC -средневзвешенные затраты на капитал, которые принимаются в качестве ставки дисконтирования для свободного денежного потока компании и позволяют потенциальному инвестору оценить минимальную ставку доходности с учётом возможных рисков. Величина WACC получается суммированием взвешенных по вкладу в совокупный капитал компании альтернативных издержек каждого источника капитала (как правило, это издержки на собственный и заёмный капитал). Модель дисконтированного денежного потока рассчитана на значительный период жизни компании, поэтому средневзвешенные затраты принято делить на прогнозные и пост прогнозные.

Таким образом, стоимость компании будет определяться следующим образом:

С = (FCF•WACC)прогн период + (FCF-WACQmCT прогн период (1) где С - стоимость компании, FCF - свободный денежный поток, WACC - средневзвешенные затраты на капитал в прогнозном и пост прогнозном периодах.

Модель экономической прибыли не рассчитана на долгий период времени, так как включает в себя показатели, которые невозможно достоверно определить в дальнейшей перспективе. Модель основана на вычислении дополнительной стоимости компании, которая образуется из разницы чистой прибыли и приведённого по ставке WACC инвестированного капитала. Таким образом, этот метод позволяет инвестору определить - создаёт ли компания дополнительный капитал, пользуясь привлечёнными инвестициями.

Величина экономической прибыли (ЕР) определяется одной из следующих формул:

EP = NOPLAT - WACC ■ IC (2)

или

Наименование

предприятия

Оти°шение вьшлаченных ди- ное размещение 18% устав-

видендов к чистой

прибыли, % ного капитала акций позво-

компании

ОАО СУЭК

ОАО УК Кузбассразрезуголь ОАО ОУК Южный Кузбасс ОАО Распадская

2006

0,41

0

0

53,23

лило компании привлечь 316,7 млн долл. Однако, по истечении финансового года, в условиях снижения прибы--ли компании на 16,4%, было

EP = (ROIC - WACC) ■ IC (3)

где EP (Economic Profit) - экономическая прибыль, NOPLAT (Net Operating Profit Less Adjusted Taxes) - чистая прибыль, WACC (Weighted Average Cost of Capital)

- средневзвешенные затраты на капитал, IC (Invested Capital) - инвестированный капитал, ROIC (Rate on Investment Capital)

- прибыль на вложенный капитал.

Тогда стоимость компании будет складываться из суммы инвестированного капитала и приведенной стоимости прогнозируемой экономической прибыли:

С = IC + EP (4)

При проведении IPO, в условиях необходимости привлечения инвестиционных средств, компании необходимо также решить вопрос о размере дивидендов, позволяющем реализовать намеченную инвестиционную программу развития компании и отвечающем требованиям и доверию инвестора.

Одной из первых среди угольных компаний вышла на российский фондовый рынок шахта «Распадская». Проведённое

принято решение о выплате рекордной суммы дивидендов - около 40 млн долл. [2].

Анализ размера дивидендных вы-плат другими угольными компаниями показывает, что среди крупнейших из них, только лишь СУЭК направляет не-большую часть чистой прибыли на вы-плату дивидендов, а остальные компа-нии предпочитают направлять средства на развитие производства (таблица).

Очевидно, что вопрос оптимизации выплачиваемых дивидендов является для угольных компаний актуальным.

Таким образом, при принятии компанией решения о публичном размещении своих акций с целью привлечения дополнительных средств, очень важно проанализировать и грамотно применить модели дисконтированного денежного потока или экономической прибыли, а также сформулировать дивидендную политику, позволяющую привлечь наибольшее количество средств.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коупленд Т., Копер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. -3-е изд., перераб. И доп.\ Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 576 с.:ил.

2. www.ipocongress.ru

3. www.offerings.ru

4. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. www.minprom.gov.riffiH3

— Коротко об авторе ----------------------------

Жидкова Е.В. - кафедра ФинГП,

Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.