Научная статья на тему 'Ip-телефония для бизнеса: экономический аспект'

Ip-телефония для бизнеса: экономический аспект Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
168
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IP-ТЕЛЕФОНИЯ / ПРОТОКОЛ / КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР / PROTOCOL / CORPORATE SECTOR / IP-TELEPHONY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Серебряник И.А., Дружинина А.В.

В статье исследуется вопросы использования IP-телефонии в бизнесе, а также преимущества технологии VOIP в сравнении с традиционной телефонией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ip-телефония для бизнеса: экономический аспект»

Серебряник И.А.1, Дружинина А.В.2 ©

'К.т.н., доцент каф. «Мировая экономика»;

2студент, специальность «Информационные системы и технологии», Иркутский государственный технический университет

IP-ТЕЛЕФОНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье исследуется вопросы использования IP-телефонии в бизнесе, а также преимущества технологии VOIP в сравнении с традиционной телефонией.

Ключевые слова: IP-телефония, протокол, корпоративный сектор.

Keywords: IP-telephony, the protocol, the corporate sector.

Телефония - важный ресурс для бизнеса. Хорошо налаженная, стабильно работающая телефонная связь иногда важнее, чем доступ к ресурсам компьютера.

Первые попытки реализации IP-телефонии появились в 1983 году в Кембридже. Основной идеей реализации было аналого-цифровое преобразование, преобразование в пакеты и передача по сети Интернет. Появление стандартизированного подхода осуществилось в 1996 году и получило название рекомендация Н.323.

Технология IP-телефонии стоит на стыке компьютерных и телефонных технологий. Принцип действия обычной телефонии - это коммутация каналов, т. е. для разговора двух собеседников выделяется скоммутированный сквозной канал, находящийся в полном их распоряжении вне зависимости от его загрузки. Такой подход достаточно дорогой, особенно в случае международных переговоров. IP-телефония использует принцип коммутации пакетов и сеть Internet для их доставки. Голос в сетях IP-телефонии передается при помощи протоколов RTP/RTCP (Real-time Transport Protocol и Real-Time Transport Control Protocol.

Протокол RTP используется для инкапсуляции в IP-пакеты голосовой и медиаинформации, а RTCP служит для передачи управляющей информации, контроля качества передачи и обеспечения обратной связи для RTP-потока. При звонке одного корреспондента другому вначале отрабатывает протокол SIP, устанавливая соединение между корреспондентами. Как только один из корреспондентов снимает трубку, начинает работу протокол RTP/RTCP.

В IP - телефонии применяются две базовые схемы связи. Первая из них предусматривает, что все необходимые программно-аппаратные средства, производящие оцифровку, сжатие, пакетизацию и воспроизведение аудио сигнала, должно быть установлены на персональных компьютерах. В этом случае для общения абонентов требуется не телефонные аппараты, а наушники с микрофоном. Для установки связи нужны только IP-адреса компьютеров абонентов.

При второй схеме связи пользователь звонит по обычному телефонному аппарату, а для связи используется специальное оборудование - телефонный шлюз (Internet Telephony Gateway). Это оборудование преобразует аналоговую форму информации в цифровую, организует из нее последовательность пакетов в формате Интернета, передает их в сеть, а также принимает обратные пакеты, преобразую их в аналоговую форму.

Потенциал IP-телефонии существенно шире, чем просто предоставление услуги дешевой или бесплатной связи. IP-телефония для личных нужд имеет ограниченное применение, да и к тому же мы активно пользуемся услугами мобильной связи, используя при этом бесплатные приложения (например, Viber или Skype).

Мобильная связь для корпоративного сектора предоставляет широкий, но недостаточный спектр услуг. Во-первых, необходимо обеспечивать безлимитную связь между работниками компании. Во-вторых, иметь интеграцию с компьютером. В-третьих, наличие доступа к разным

©© Серебряник И.А., Дружинина А.В., 2014 г.

голосовым терминалам. Короткие номера для внутреннего использования, автоответчик, конференцсвязь и много еще чего.

IP-телефония сегодня успешно используется в корпоративном секторе, как в малом, так и среднем бизнесе. Основная причина ее популярности - сокращение расходов на междугороднюю связь. IP-телефония уже давно созрела, чтобы заменить традиционную телефонию. Уже к концу 2014 года объем российского рынка IP-телефонии обещает удвоиться по сравнению с 2012 годом (по материалам DISCOVERY Research Group). Если раньше развитие IP-телефонии сдерживало качество Интернета, то в последние годы оно заметно улучшилось и уже не является сдерживающим моментом.

По прогнозам J’son&Partners, количество абонентов IP-телефонии в России достигнет 37 млн. (к концу 2015 г). Сегодня уже более 40 тыс. предприятий Москвы используют виртуальные АТС.

Существует два подхода к использованию IP-телефонии в корпоративном секторе. Первый - полный отказ от традиционной телефонии. В этом случае для соединения абонентов используется локальная сеть. Второй подход подразумевает сохранение традиционной телефонной инфраструктуры, но с установленным новым оборудование. Это оборудование, в свою очередь, может существенно расширить функциональной телефонии.

Необходимо отметить, что для корпоративных пользователей IP-телефония не только является эффективным средством оптимизации расходов на междугородные и международные телефонные переговоры, но и представляет возможность реализации на базе технологий IP-телефонии качественно новых сервисов.

Нельзя точно ответить на вопрос, сколько стоит IP-телефония, так как все зависит от конкретной ситуации. Однако можно утверждать, что стоимость корпоративной IP-телефонии на 40-85% ниже, чем традиционной. Стоимость оборудования примерно одинакова.

Также стоит отметить, что в случае наличия у предприятия IP-инфраструктуры, переход на новый вариант буде дешевле. Экономия возможна на прокладке коммуникаций внутри офиса. Достаточно ресурса одной локальной сети, по которой буде передаваться и голос, и компьютерный трафик. При использовании IP-телефонии предприятие избавляется от необходимости оплаты аренды городских линий. Если в офисе один номер (одна телефонная пара) - оплата, конечно, не столь существенна, но если у предприятия есть необходимость в нескольких телефонных номерах, то придется платить за аренду каждой пары.

IP-телефония обеспечивает бесплатную связь между филиалами предприятия, и предоставляет все преимущества мобильности при перемещении сотрудников. IP-телефония предоставляет пользователю значительно больше новых возможностей по сравнению с традиционной телефонией. Однако они скрывают в себе и новые опасности. Назовем основные из них:

1. прослушивание разговоров в IP-телефонии сводится к простому перехвату данных;

2. отказ в обслуживании. Можно осуществить физическими способами, и IP-DoS-атакой;

3. кража сервисов, например, путем подмены IP-адреса телефона;

4. взлом IP-телефона или ПК, с установленным ПО для IP-телефонии. Компьютер, с установленным ПО для IP-телефонии можно сравнительно легко взломать.

Самый первый программный продукт Internet-телефонии, позволяющий пересылать голосовые сообщения по Сети, VocalTec Internet Phone был представлен фирмой VocalTec (Израиль).

Программное обеспечение для IP-телефонии доступно и недорого. Популярными продуктами являются Microsoft NetMeeting, , IDT Net2Phone и DotDialer. Эти приложения реализуют разные схемы связи через IP: NetMeeting используется для связи по схеме “PC-PC”, а Net2Phone и DotDialer реализуют схему “PC-телефон” и предназначены для звонков на обычные абонентские телефонные аппараты в любой точке мира.

Компании Compaq и Cisco предлагают решения IP-телефонии корпоративного класса.

Литература

1. Ковцур М. Протоколы обеспечения безопасности IP-телефонии. //Первая миля - №5 - 2012. С.18-26.

2. 4 вопроса по IP-телефонии. // IT Weekly: №51-52 - 2013. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.it-weekly.ru/

3. Российский и мировой рынок IP-телефонии в корпоративном и частном сегментах. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://web.json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/rossijskij _i_mirovoj_rynok_ip-telefonii_v_korporativnom_i_chastnom_segmentah/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.