Научная статья на тему 'Иов многострадальный в экзистенциальной философии Антанаса Мацейны'

Иов многострадальный в экзистенциальной философии Антанаса Мацейны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Антанас Мацейна / библейский Иов / «Драма Иова» / теистический экзистенциализм / философия в Литве / Вильнюсский университет / Antanas Maceina / biblical Job / "The Drama of Job" / theistic existentialism / philosophy in Lithuania / Vilnius University

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орлова Надежда Хаджимерзановна

Очерк посвящен идее безусловного доверия Богу как базовому экзистенциальному смыслу бытия человека. В теологическом творчестве литовского философа и теолога Антанаса Мацейны эта идея расшифровывается во всех его произведениях. В предлагаемом очерке показано, как вокруг фигуры библейского Иова философ строит «схему теистического экзистенциализма». Иов, помещенный в пограничную ситуацию своего мирского бытия, остается верен идее Бога, как высшего обоснования и объяснения всего, что происходит с человеком в этом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sufferings of Job in the existential philosophy of Antanas Maceina

The essay is devoted to the idea of unconditional trust in God as the main existential meaning of human existence. In the theological work of the Lithuanian philosopher and theologian Antanas Maceina, this idea is deciphered in all his writings. The proposed essay shows how the philosopher builds a "scheme of theistic existentialism" around the figure of the biblical Job. Job, who finds himself in the borderline situation of his worldly existence, remains faithful to the idea of God as the supreme justification and explanation of everything that happens to a person in this world.

Текст научной работы на тему «Иов многострадальный в экзистенциальной философии Антанаса Мацейны»

Иов многострадальный в экзистенциальной философии Антанаса Мацейны1

Н.Х. Орлова

Очерк посвящен идее безусловного доверия Богу как базовому экзистенциальному смыслу бытия человека. В теологическом творчестве литовского философа и теолога Антанаса Мацейны эта идея расшифровывается во всех его произведениях. В предлагаемом очерке показано, как вокруг фигуры библейского Иова философ строит «схему теистического экзистенциализма». Иов, помещенный в пограничную ситуацию своего мирского бытия, остается верен идее Бога, как высшего обоснования и объяснения всего, что происходит с человеком в этом мире.

Ключевые слова-. Антанас Мацейна, библейский Иов, «Драма Иова», теистический экзистенциализм, философия в Литве, Вильнюсский университет

The sufferings of Job in the existential philosophy of Antanas Maceina

Nadezda Kh. Orlova

The essay is devoted to the idea of unconditional trust in God as the main existential meaning of human existence. In the theological work of the Lithuanian philosopher and theologian Antanas Maceina, this idea is deciphered in all his writings. The proposed essay shows how the philosopher builds a "scheme of theistic existentialism" around the figure of the biblical Job. Job, who finds himself in the

1 Очерк построен на материалах доклада, прочитанного на международной конференции «500 Years of Philosophy in Lithuania». September 27-28, 2007. См.: [8].

borderline situation of his worldly existence, remains faithful to the idea of God as the supreme justification and explanation of everything that happens to a person in this world.

Keywords: Antanas Maceina, biblical Job, "The Drama of Job", theistic existentialism, philosophy in Lithuania, Vilnius University

Само наше существование есть онтологическая молитва Богу, даже если наши уста богохульствуют.

А. Мацейна

Вопросы, связанные с религиозной верой, вновь и вновь подвергаются сомнениям и подозрениям. В современной культуре в соответствии с логикой формального научного подхода вера может пониматься как некое человеческое качество, которое было бы неплохо проверить с помощью алгебры рационального дискурса. Современному человеку сложно помыслить, что религиозная вера существует в естественном, изначальном, нравственном и духовном смысле и что она не может быть исследована даже самым совершенным интеллектуальным аппаратом [10].

Исследования Антанаса Масейны после Второй мировой войны составляют (в определенном смысле) общие результаты для этих дискуссий. Его блестящая трилогия "Cor inquietum" («Смятенное сердце») [4; 5; 6], открывающаяся исследованием поэмы "Великий инквизитор", является не только философским, но и богословским произведением. Это классическая точка зрения на проблему, идущая вслед за идеями выдающихся русских философов.

Мацейна ставил проблемы, которые в предельной форме отражали трагические реалии XX-m века.2 Он

2 См. подр.: [3; 7].

ставил их с позиций целостной христианской точки зрения, во многом интегрируя католическую и православную концепции. Сегодня, когда в центре просвещенной Европы секуляризация и равнодушие к Boiy полагаются как положительное достижение научного прогресса, идеи Антанаса Мацейны становятся особенно актуальными.

По словам Мацейны, желание верить кому-то - это «главный секрет человеческой натуры». Он ссылается на Макса Шелера, который в «Wom Ewigen im Menschen» [9] утверждает, что религиозный акт необходим для человеческой души и любая ограниченная душа верит либо в Бога, либо в идола. Однако, чтобы объект этого религиозного акта был достоин почитания, он должен быть пережит человеком так же глубоко для него, как авторитет. Он должен обладать определенной силой и могуществом. В этом смысле фигура Христа, способного насытить хлебами, вполне обладает атрибутами такого могущественного авторитета. И если бы Христос подал людям знак, они склонились бы перед Ним. Но Христос не пожелал, чтобы люди бежали за Ним как «благодарное и послушное стадо». Он хотел свободного выбора и свободной любви... [4].

Мацейна подчеркивает, что чудо, тайна и власть обладают огромной силой. Они влияют на свободный выбор человека. Тот, кто верит в чудо, силой подчинен тому, кто творит чудеса. Тот, кто верит в тайну, тоже предопределен существованием этих тайн. Если тайны существуют, человек должен в них верить.

В известной работе Антанаса Мацейны «Драма Иова» осуществляется попытка «дать общую схему теистического экзистенциализма». Необходимость постановки такого рода задачи философ видит в дефиците, который рождается от того, что великий вопрос экзистенции о том, как бывает человек, чаще всего соотносится с анализом посюсторонности существования человека, в котором Бог предстает «вовек недоступным уравнением».

В «Драме Иова», как пишет философ, ставится задача, «трудная задача», в экзистенции раскрыть транстенденцию. Усиливая этот тезис, Мацейна утверждает, что экзистенция только тогда и возможна, когда в ней выражена «сущностная предназначенность человека Богу; предназначенность, которая кроется в самой онтологической структуре человека и является изначальной и независимой от сознательной установки человека по отношению к Богу» [6].

К анализу человеческого существования Мацейна применяет метод анализа бытия конкретного человека, полагая, что «только личностное существование есть человеческое существование в подлинном смысле». Т. Горичева пишет об этом: «Для христианства человек всегда больше человека, и каждая отдельная личность может подняться над всеми теми характеристиками, которые ей даны природой и историей» [2, ^7]. Библейский персонаж Иов является благоприятным объектом для такого исследования, так как, с одной стороны, представлен во всей полноте своего земного бытования, земной повседневности,3 с другой, мы находим в нем человека, бытие которого «выражает Бога, ищет Его и вопрошает Его».

Иов, помещенный в пограничную ситуацию, когда границы его бытия сузились до навозной кучи, осознает

3 1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. 2 И родились у него семь сыновей и три дочери. 3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. 4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. 5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все [такие] дни [Иов.1:1-5].

свою онтологическую немощь.4 Однако он не замыкается в своем страдании, а открывает свою экзистенцию Богу,5 и тем самым, как бы ее не просто восстанавливает, но приобретает заново. С одной стороны, свобода Иова скована его потерями и страданием, с другой, именно теперь он обретает неслыханную свободу для восхождения к Богу. Иову предложена ситуация движения по апофатическому пути - «через освобождение от исторических зависимостей, привычек, предрассудков» [2, ^4].

Именно эта онтологическая открытость экзистенции Богу, как считает Мацейна, «становится психологическим переживанием и закладывает основу религиозного отношения человека с Господом». По мысли философа, пограничные ситуации, в которых человек оказывается перед лицом двух бездн - небытия и Абсолютного бытия, есть пути к Богу. И в этом смысле страдание, которое негативно своей способностью из-бывать человека, выбрасывать из бытия, позитивно, так как в страдании мы «решаемся быть». Р. Бультман пишет, что верующий достигает нового понимания страдания, которое достигается через новое понимание себя самого. Это новое понимание «открывает верующему космическую целесообразность страдания вообще, а в страдании, затрагивающем его самого, он находит поставленный перед ним вопрос и новую возможность своей жизни» [1, ^183].

Иов, до того, как он стал объектом спора между Богом и сатаной, объектом их «эксперимента», был незыб-

4 11 Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою? 12 Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя? 13 Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора? [Иов.6:11-13].

5 9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. 10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими [Иов.2:9-10].

лемо вплетен в структуру земной повседневности. Вырванный из нее одним легким касанием,6 он являет нам пример того, как уязвим и беспомощен человек перед лицом небытия. Вместе с тем, он дает и пример того, как в ситуации крушения бытийственной действительности не перестать быть меньше, но возвратиться в полноту осуществления самого себя на новой основе надежды и доверия Богу.7

Теистическому экзистенциализму Мацейны чужд пессимизм тех идей экзистенциальной философии, которые подчеркивают онтологическую невозможность избавиться от страха перед угрозой небытия. Вплетенный в саму структуру человека, этот страх как бы выявляет случайность человека, его невозможность быть из самого себя, зависимость его существования от воли Другого. По мысли Мацейны, этот страх твари дрожащей есть доминирующий фон психического строя всякого неверующего, так как своим неверием он лишен средства психологического преодоления страха - обетования Бога.

Именно Своим обетованием Господь удовлетворяет жажду человека быть. В отличие от неверующего, для христианина бытие осуществляется в постоянном приближении к божественному первообразу, в котором, как считает философ, только и может проявляться полнота человеческого бытия. Главной особенностью человека становится трансцендирование, т.е. участие в жизни Бога. И в этом смысле человек становится неисчерпаемым. В свою очередь, удаление от первообраза, разворачивает вектор человеческого существования к небытию.

Мацейна подчеркивает, что в «Драме Иова» он осуществляет педагогическую миссию, которая актуализи-

6 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, -благословит ли он Тебя? [Иов.2:5].

7 25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, 26 и я во плоти моей узрю Бога [Иов. 19:25-26].

рована в современной ситуации идейной борьбы за определение человека по отношению к Богу. Философ стремится «внушить весьма практическую и актуальную мысль, что мы по своей структуре предопределены Богу, и что волевое наше есть либо признание этого онтологического предназначения, либо его отклонение» [6].

Иначе говоря, выбор человека между Богом и Его отвержением метафизически есть выбор между осуществлением глубинной своей природы, либо опровержением и разрушением самого себя. Иов, помещенный в пограничную ситуацию своего, практически разрушенного мирского бытия, выбирает доверие Богу, как высшему обоснованию и объяснению всего, что происходит с человеком в этом мире. И тем самым осуществляет свое бытие во всей полноте его достоверности.

Литература

1. Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. T. I-II. М., 2004.

2. Горичева Т. Дочери Иова. СПб., 1992.

3. Корнеева-Мадейнене Т.Ф. Путем философии // Мацейна А. Великий инквизитор. Пер. с лит. СПб.: Алетейя, 1999. С. 5-34.

4. Мацейна А. Великий инквизитор. Пер. с лит. СПб.: Алетейя, 1999.

5. Мацейна А. Тайна беззакония. Пер. с лит. СПб.: Алетейя,

1999.

6. Мацейна А. Драма Иова. Пер. с лит. СПб.: Алетейя, 2000.

URL: https://predanie.ru/book/84481-drama-iova/ (10.06.2022).

7. Медоваров М.В. Новые грани философии Антанаса Ма-цейны // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2019. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/novye-grani-filosofii-antanasa-matseyny (10.06.2022).

8. Orlova N. God in Maceina's Existential Search // 500 Years of Philosophy in Lithuania. Materials of International Scientific Conference. Vilnius, 2007. P. 76-78.

9. Scheler Max. Vom ewigen im Menschen. Leipzig, Neue Geist. Dr. Peter Reinhold. 1921.

10. Uvarov M. The Grand Inquisitor' Poem: Antanas Maceina

and posteriors (on contemporary discussions of 1990th - 2000th) / / 500 Years of Philosophy in Lithuania. Materials of International Scientific Conference. Vilnius, Vilniaus Universiteto Leidykla, 2007. URL: http://www.filosofija.vu.lt/500/uvarov.pdf (10.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.