УДК 002.2
Д. А. Эльяшевич Иосиф Евсеевич Баренбаум: к 90-летию со дня рождения
И. Е. Баренбаум - крупнейший отечественный книговед и историк книги. Его перу принадлежит свыше четырехсот работ. Основные направления научной деятельности И. Е. Баренбаума - история демократического книжного дела в России в XIX в., книжное дело Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда, история международных книжных связей, теория книговедения. Участник Великой Отечественной войны, И. Е. Баренбаум долгое время возглавлял кафедру библиографоведения и книговедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской.
Ключевые слова: книговедение, история книги, книжное дело России, книжное дело Санкт-Петербурга, международные книжные связи, теория книговедения
Dmitry Elyashevich Joseph Yevseyevich Barenbaum. By his 90th birthday
I. E. Barenbaum - Russian largest bibliologist and historian of the book. To its feather belongs over four hundred works. The basic directions of I. E. Barenbaum's scientific activity - history of democratic book publishing in Russia in the XIXth century, book publishing in St. Petersburg - Petrograd - Leningrad, history of the international book relations, the bibliology theory. I. E. Barenbaum took part in the Second World War, subsequently long time managed chair of the bibliography and bibliology of the Leningrad State Institute of Culture.
Keywords: bibliology, book history, book publishing of Russia, book publishing in St. Petersburg, the international book relations, the bibliology theory
Наверное, каждому из нас когда-то встретился человек, который так или иначе повлиял на нашу жизнь и которого мы считаем своим Учителем. Для меня таким человеком стал Иосиф Евсеевич Баренбаум.
Когда в 1981 г. я поступил на библиотечный факультет Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской, одной из первых лекций, которую мне довелось услышать на студенческой скамье, была лекция И. Е. Баренбаума, посвященная введению в книговедение и историю книги. Немного позже, во время написания первой курсовой работы, я познакомился и с научными трудами Иосифа Евсеевича. С тех пор именно книговедческие интересы определяют мою профессиональную жизнь.
Сегодня можно спорить с теми или иными теоретическими положениями, в свое время выдвинутыми И. Е. Баренбаумом; я должен признаться, что не отношу себя к последователям разработанной им так называемой функциональной школы книговедения. Однако для меня совершенно очевидно, что И. Е. Баренбаум был по-настоящему крупным, выдающимся ученым, без его работ невозможно представить себе современную науку о книге - как в ее историческом, так и в теоретическом аспектах.
И. Е. Баренбаум родился в 1921 г. в Каневе, провел детство в Псковской области, в городе
Опочка. В 1938 г. поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета. Насыщенную студенческую жизнь прервала война: в сентябре 1941 г. И. Е. Баренбаум уходит добровольцем на фронт. Пулеметчик, командир взвода разведки, тяжелейшее ранение на Невском пятачке, почти 2 года борьбы за жизнь в госпиталях, ордена Отечественной войны и Красной Звезды, множество медалей, среди которых очень почитаемая среди фронтовиков медаль «За отвагу» - вот боевой путь будущего корифея отечественного книговедения. После демобилизации И. Е. Баренбаум продолжает обучение в университете; среди прочих его университетскими учителями являются В. М. Жирмунский, М. П. Алексеев, Б. Г. Реи-зов. Затем была аспирантура под руководством М. Н. Куфаева, защита в 1953 г. кандидатской диссертации, посвященной истории французского издательского дела эпохи революции 1848 г. С этого момента работы И. Е. Баренбаума регулярно появляются в научной печати. Начинается его путь в большую науку.
Колоссальное научное наследие И. Е. Баренбаума (его перу принадлежит свыше четырехсот публикаций) может быть разделено на несколько основных тематических блоков. Начало его исследовательской деятельности было посвящено изучению истории демократического книжного дела в России во второй половине XIX в.
56 • Вестник СПбГУКИ • сентябрь • 2011
И. Е. Баренбаума интересовала взаимосвязь ре-волюционно-демокритческого движения и русской литературы, деятельность таких издателей, как Н. А. Серно-Соловьевич и И. П. Огрызко (им он посвятил отдельные монографии), Н. П. Бал-лин, Н. Л. Тиблен и целого ряда других. Занимаясь данными вопросами, И. Е. Баренбаум ввел в научный оборот огромное число архивных источников, задав, по сути дела, новый высочайший стандарт историко-книжных исследований. Итогом работы И. Е. Баренбаума в этой области стала докторская диссертация «Легальное демократическое книжное дело в России, 1856-1874 гг.», успешно защищенная в 1967 г., и монография «Штурманы грядущей бури» (1987).
Не менее плодотворно трудился И. Е. Баренбаум в сфере, которая условно может быть названа историко-книжным краеведением. Им было опубликовано большое количество работ, посвященных истории книжного дела города на Неве. Эрудиция И. Е. Баренбаума в этом вопросе не имела себе равных. Подготовленные им монографические исследования «Книжный Петербург - Петроград - Ленинград» (1986, совместно с Н. А. Костылевой) и «Книжный Петербург. Три века истории», вышедшее к 300-летию города в 2003 г., могут рассматриваться в качестве энциклопедических справочников по истории петербургского книгоиздания. В этих работах проявился и незаурядный популяризаторский
талант И. Е. Баренбаума, всегда умевшего даже о самых скучных, казалось бы, вещах писать ярко и увлекательно.
Много времени и сил уделил И. Е. Баренбаум книговедческой компаративистике. На протяжении нескольких десятилетий он изучал историю международных книжных связей, в первую очередь - русско-французских. В частности, ему принадлежат работы по истории издания французской книги в России. Важным вкладом в теорию сравнительного книговедения стала статья И. Е. Баренбаума «Книжные связи как фактор международного культурного общения. Историография. Источники. Проблематика» (1994). Под руководством И. Е. Баренбаума руководимая им кафедра в Ленинградском государственном институте культуры стала ведущим в СССР центром изучения международных книжных связей.
И. Е. Баренбаум являлся одним из ведущих теоретиков отечественной науки о книге. Именно он разработал так называемую «функциональную концепцию» (или функциональный подход) книговедения, базирующуюся на изучении взаимодействия книги и читателя. В многочисленных теоретических трудах И. Е. Баренбаума нашли себе место такие важнейшие проблемы, как определение понятия «книга» и ее типология, объект и предмет книговедения, арсенал его специальных методов, место книговедения в общей системе гуманитарного знания. Чрез-
Д. А. Эльяшевич
вычайно плодотворно изучал И. Е. Баренбаум общие и частные вопросы источниковедения и историографии книговедения. Поистине энциклопедическая историографическая эрудиция собственно и позволила ему добиться впечатляющих результатов в теоретических построениях. Как для любого серьезного ученого-гуманита-рия историография для И. Е. Баренбаума служила базой, фундаментом теории.
Сложно переоценить вклад И. Е. Баренбаума в развитие такого направления книговедения, как история читателя, читателеведение. И. Е. Баренбаум был, по сути дела, одним из его зачинателей, родоначальников. С именем И. Е. Баренбаума и его работами, посвященными книжному делу 6G - 7G^ гг. XIX в., связано начало систематического и многоаспектного изучения истории и типологии русского дореволюционного читателя. Интерес к этому предмету закономерно вытекал из теоретических представлений И. Е. Баренбаума, в центре которых как раз и находилась динамическая система «книга -читатель». В этом смысле читателеведческие исследования И. Е. Баренбаума, как мне кажется, можно по праву рассматривать в качестве продолжения и развития библиосоциологических идей его учителя М. Н. Куфаева, а также, хотя и в меньшей степени, работ Н. А. Рубакина по библиопсихологии.
И. Е. Баренбаум был не только выдающимся ученым, но и видным организатором науки. На протяжении одиннадцати лет, с 1977 по 1988 г. он возглавлял кафедру общей библиографии и книговедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской, являлся членом редколлегий многочисленных научных изданий, непременным участником различных книговедческих и библиотечнобиблиографических форумов и конгрессов.
И. Е. Баренбаум - инициатор проведения и многолетний руководитель Смирдинских чтений - одной из самых известных и престижных регулярных конференций в отечественном книговедении. Чрезвычайно значим вклад И. Е. Баренбаума в становление и развитие системы высшего библиотечного образования в СССР. Им были подготовлены и изданы основополагающие вузовские учебники по книговедению и истории книги, по сию пору успешно используемые в учебном процессе, различные программы учебных курсов, методические рекомендации для студентов и преподавателей и иные педагогические работы. И. Е. Баренбаум был преподавателем от Бога, на его лекциях всегда яблоку было негде упасть, и замечательным научным руководителем аспирантской молодежи - внимательным, доброжелательным, требовательным и неизменно поражавшим широтой и глубиной своей эрудиции - не только собственно книговедческой, историко-книжной, но и филологической, общеисторической, философской. Под руководством И. Е. Баренбаума было успешно подготовлено и защищено свыше тридцати диссертаций по самым разным проблемам книговедения и истории книги.
В заключение этой короткой заметки вновь позволю себе поделиться личными воспоминаниями. Как-то, уже будучи аспирантом, я услышал из уст Иосифа Евсеевича такую фразу: «Учителя делают ученики». Тогда я еще не мог понять ее по-настоящему, это понимание постепенно приходит ко мне только сейчас. Первичен в этом высказывании, конечно же, учитель. Я очень горд тем, что могу считать И. Е. Баренбаума своим Учителем, а себя причислять к его ученикам и последователям. И безмерно благодарен ему за пройденную школу, за обретенную профессию.
58 • Вестник СПбГУКИ • сентябрь • 2Û11