к тому, что нельзя различить ни главный тон, ни соседние, ни отдаленные. Это уничтожение тонального единства - цель, которой Вагнер захотел достигнуть. Странная вещь» (5, с. 105).
Из сказанного видно, что Сен-Санс трактует тональность как явление исторически изменчивое, как порождение искусства, имеющее множество
различных воплощений. Эти идеи сформировались у него под непосредственным воздействием Фетиса.
Проделанный Фетисом анализ путей развития тональности оказался созвучным очень многим исследованиям конца Х1Х-ХХ веков, среди авторов которых можно назвать С. И. Танеева, Э. Курта и многих других.
Примечания
1. Bemetzrieder A. Traite de Musique sur les elements de la composition / A. Bemetzrieder.
- Paris, 1781.
2. Busset F. C. La musique simplifiee dans sa theorie et dans son enseignement / F. C. Busset.
- I p; Melodie. - Paris 1836; II p. L'Harmonie. - Paris, 1839.
3. Choron A. Dictionnaire historique des musiciens: artistes et amateurs, morts ou vivants qui se sont illustr?s en une partie quelconque de la musique et des arts, qui y sont relatifs / A. Choron, F. Fayolle. - Paris, 1817.
4. Fetis F. Traite complet de la theorie et de la pratique de l'harmonie contenant la doctrine de la science et de l'art. Douzieme edition / F. Fetis. - Paris, 1879.
5. Saint-Saens C. Harmonie et melodie / C. Saint-Saens. - 6-me ed. - Paris, s.d.
Я
_Искусствознание_
Исследования молодых ученых
С. В. Дрык
ИОАНН ДАМАСКИН КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ
Статья повествует о византийской музыкальной культуре периода иконоборчества, который стал одной из важнейших и сложных эпох эволюции церковной музыки. Несмотря на явный кризис культурного развития Византии, для православной музыки VII-IX века - это период расцвета. В это время и появляется великий византийский гимнограф и богослов - святой Иоанн Дамаскин, знаменитый иконозаступник и составитель «Октоиха». Ключевые слова: искусствознание, Византия, иконоборчество, Иоанн Дамаскин, гим-нография, Октоих, гласы, песнопение, ирмос, богословие, православие, мелодические формулы.
The article tells about Byzantine music culture in the period of the Iconoclasm controversy, which became one of the most important and complicated ages of the development of church music. Although there was an obvious crisis of the Byzantine advancement, it was a progressive period for the Orthodox music in the VII-IX centuries. And for this moment there is appear the great Byzantine hymnography and theologies - St. John of Damascus, the famous icon protector and creator of the Oktoechos Keywords: art education, Byzantine, the controversy of Iconoclasm, John of Damascus, hymnography, the Oktoechos, the modes, a chant, an heirmo, theology, the Orthodox believer, melody-types.
Иконоборческий кризис, один из важнейших периодов истории Византии, множеством источников датируется 726—843 годами. Но, естественно, границы этой эпохи занимают куда более длительный отрезок времени, не ограниченный императорскими эдиктами и соборными постановлениями. Запрет иконопочита-ния на государственном уровне явился толчком для создания богословской догматической основы этого важнейшего элемента христианской религиозной практики. Изображение святых являлось естественным, но неосознанным процессом и вплоть до IX века имело спорный характер, о чем свидетельствуют древние источники. Однако из эпохи иконоборчества практически не дошли сочинения сторонников декрета василевса Льва III Исавра, так как, по высказыванию историка Ж.-К. Шейнэ, «...они [иконопочитатели] уничтожили все тексты, содержащие точку зрения исаврийских императоров-иконоборцев» (8, с. 72). Поэтому изучение данного периода носит односторонний характер.
Некоторые исследователи, говоря о периоде кризиса, указывают на то, что он коснулся и музыкальной культуры. С этим во многом нельзя согласиться. На ро-мейском фольклоре, информация о котором довольно противоречива, в принципе, не могли отразиться богословские споры. А для музыки духовной эта эпоха становится едва ли не одним из периодов расцвета. Об этом можно судить, опираясь на весьма внушительный реестр имен гимнографов VII—IX веков, среди которых насельники Саввиной обители и знаменитого Студийского монастыря, а также Иосиф Песнописец, инокиня Касиа, Фекла Монахиня, большинство патриархов данного периода и многие другие.
В эру смуты синтез сакральной культуры, направленный на распространение и проповедь христианства, был лишен весомой составляющей — иконописи. И разрушенная совокупность должна была восполниться оставшимися элементами духовной культуры, в том числе и музыкой, которая, в отличие от икон, имела совершенно иной сакральный смысл. Псалмовое пение с апостольских времен являлось неотъемлемой частью культового обряда христиан, элементы которого они, видоизменив, заимствовали из более древней иудейской религии. И авторитет церковной музыки всегда был неоспорим. Поэтому развитие этой области христианской культуры не прекращалось даже в тяжелые периоды истории Византии.
Однако к VII веку выявились большие недоработки не только в богословии, но и в богослужебной практике. Все это непоследовательно пытались исправить регулярно созывающиеся соборы, но в условиях ожесточенного идейного противостояния вряд ли была возможной какая-либо каноническая реорганизация.
Существовала масса причин, побудивших церковников к систематизации духовной музыки. Одна из проблем состояла в сильном влиянии народной музыки на культовую, чем, во многом, и объясняется борьба византийского духовенства с фольклором. Из соборных протоколов также видно, что в период VII-VIII веков выявляется отсутствие устоявшихся норм исполнения музыки богослужений. И одной из основных проблем явилось большое количество песнопений, появившихся за годы иконоборчества и предшествующих ему лет. Эта гимнография, некоторые образцы которой были написаны даже в новых жанрах (в VIII веке появляется канон), требовали тщательнейшего отбора и систематизации, что и явилось основной функцией введенного осмогласия.
Одним из создателей гласовой системы считается Иоанн Дамаскин, прославившийся и как знаменитый защитник иконопочитания. Ведь будучи одаренным гимнографом, теологом, писателем-полемистом, он не мог оставаться в стороне.
По выражению Б. Шоу: «Талант делает все, что может; гений — все, что должен». Так и уникальной многогранной личности преподобного Иоанна суждено было стать одной из ключевых фигур не только периода иконоборчества, но и истории всего христианского мира.
Жизненный путь преподобного Иоанна, к сожалению, покрыт тайной. Как пишет протоиерей Г. Флоровский: «Известные нам его жития составлены поздно (уже в XI веке), и в них нелегко выделить бесспорное и достоверное» (5, с. 189). Предположительно, Иоанн Мансур, так Дамаскин был известен при жизни, родился во второй половине VII века в сирийском городе Дамаске (отсюда и второе имя).
Исследователь И. Мейендорф упоминает о «христианском гетто» (4, с. 66) в Сирии, с конца VI века уже бывшей византийской провинцией, но все еще хранившей ощутимое присутствие греческой культуры. И так как члены семьи Иоанна были христианами, а наставником являлся пленный ромейский монах Косма, свои труды Дамаскин создавал на греческом языке.
После непродолжительного пребывания на перешедшей по наследству должности логофета при дворе халифа Иоанн Мансур удаляется в монастырь святого Саввы. С этой обителью, в основном, и связано все гимнографическое творчество Дамаскина. Все описанное выше, пожалуй, единственное, относительно установленное, в его житии.
Творческое наследие преподобного Иоанна довольно обширно и многогранно. Он равновелик и в литературе, и в церковной музыке. Многие из его песнопений, число которых около сотни, были включены в богослужения и органично вошли во многие христианские культуры. Как пишет Т. Ф. Владышевская: «Гимн "О Тебе радуется" был излюбленным песнопением в Древней Руси; с ним связывалось ощущение праздника, радости. Потому в древности было много распевов этого гимна, один из наиболее известных — греческий» (1, с. 166). Текст вышеупомянутого гимна порождает и одноименный иконографический тип, художественные образцы которого можно увидеть во многих православных храмах.
Об авторстве музыки песнопений Иоанна Дамаскина у различных исследователей свое мнение: одни безоговорочно считают преподобного автором как текста, так и музыки, иные композитором его не признают. К сожалению, в силу давности той эпохи, мы располагаем весьма скудными данными для установления тех или иных фактов. Сам Иоанн в одном из своих трактатов поднимает вопрос об авторстве одного древнего текста: «... книга, может быть, неверно надписана и подложна: будучи трудом одного, она носит имя другого, что многие привыкли делать» (2, с. 50).
Существует гипотеза о том, что христианские гимнографы писали песнопения, используя мелодические формулы, которые сопоставлялись в определенном порядке, требуемом содержанием текста стиха. Тогда встает закономерный вопрос: «А что вообще есть сочинительство музыки, если не индивидуальная комбинация уже известных мелодических оборотов?» Ведь при написании музыки автор не изобретает свою уникальную теорию.
Сами же понятия «композитор» и «гимнограф» в научной литературе разделены. Гимнограф - это своего рода «церковный бард», то есть создатель и текста, и музыки. Поэтому композиторов, писавших духовную музыку на имеющиеся канонические тексты, гимнографами не считают.
Важная особенность культа восточной христианской церкви - мелодическое чтение, почему-то также остается незамеченной. Все богослужебные тексты
поются! Как пишет Н. И. Ефимова: «Средневековые писатели совершенно определенно выделяли в службе их характерную манеру произнесения текста нараспев, отграничивая ее от обычной повседневной речи и, возможно, подчеркивая тем самым ее небесное происхождение» (3, с. 36).
При изучении церковной музыки Византии следует учитывать ее неповторимую самобытность. Здесь музыкальный звук не имеет права на изолированное существование, а мелодия рождается лишь в синтезе многих сфер христианской культуры, в контексте коих и следует анализировать памятники ромейской гим-нографии. К сожалению, такой метод анализа в научной литературе применяется не так часто. И, как констатировал Ю. Н. Холопов, « ...мы занимаемся музыкой в нашем (трехтысячелетнем) смысле как искусством звуков (а не мусикией во всей глубине ее смысла и во всей широте ее области, вмещающей еще и единство теологии - космологии - истории)» (7, с. 618). Ввиду этого нецелесообразно рассматривать мелодику песнопений богослова, ученого и полемиста Дамаскина в разрыве с текстом.
Анализ знаменитой стихиры Иоанна «Да воскреснетъ Богъ...» (6), ставшей одним из главных пасхальных песнопений в православии, может также служить доказательством дамаскиновского авторства музыки. В старообрядческой «крюковой» редакции Канона Пасхи, сделанной в соответствии с греческим оригиналом, явно прослеживается традиционное следование музыки тексту. Хотя сама структура стиха необычайно мелодична, в обычном, без распева, произнесении текста теряется каноническая опора на сакральные ключевые слова и ритмически переносится на второстепенные. Например, недопустимый строфический перенос акцента со слова «Богъ» на «врази» исправляется посредством музыкальной звуковысотности и ритмики: слово «Богъ» заканчивает речитацию на крупной длительности, а «врази» распевается на мелких, подготавливая тоническую не-вму телиа на слове «Его». Так анализ уже первых строф стихиры выявляет синхронность написания текста и музыки, а также утерю сакрального смысла поэзии вне музыки.
История создания «Октоиха» и его редакция Иоанном Дамаскиным в научной литературе также весьма спорна. Новейшие разработки вопроса отодвигают создание этой системы в более ранние периоды и в иные географические области. Однако время создания именно византийской системы осмогласия, которая и сформулирована в певческой книге «Октоих», ознаменовано концом эпохи иконоборчества, ведь именно тогда выявилась острая необходимость теоретических разработок в культовой музыке. И преобразования в западноевропейской церковной музыке, которые имели место в рассматриваемый период, также подтверждают этот факт. Так как по всей территории христианской ойкумены вплоть до начала XI века отголосками проносились любые крупные события церковной жизни, одним из которых и явилась реорганизация культовой музыки.
Рассмотрение лишь некоторых фактов из истории музыкальной культуры иконоборческой Византии, описанных в данной статье, показывает, что столь насыщенный для христианской музыки период VII—IX столетий на данный момент мало изучен. Научная литература по данной тематике немногочисленна и зачастую кардинально противоположна в своих положениях. Имеющиеся византоло-гические материалы требуют основательной разработки и систематизации. Таким образом, столь важная эпоха в эволюции музыки все еще ждет своих открытий.
Примечания
1. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т.Ф. Владышевская.
- М., 2006.
2. Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания / Иоанн Дамаскин; пер. с греческого А. Бронзова; редакция В.А. Крохи. - СПб., 2008.
3. Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. (К проблеме эволюции модальной системы средневековья) / Н.И. Ефимова. - М., 1998.
4. Мейендорф И. [протоиерей] Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы / И. Мейендорф, [протоиерей]; пер. с английского В. Марутика.
- Минск, 2007.
5. Флоровский Г. [протоиерей] Византийские отцы V-VIII веков / Г. Флоровский, [протоиерей]. - Минск, 2006.
6. Фрагменты из стихиры цитируются по: Служба Святой Пасхи. - М., 1982. - [репринтное издание].
7. Холопов Ю. Н. Итоги трехтысячелетнего развития / Ю.Н. Холопов; редактор Т.С. Кюрегян // Музыкально-теоретические системы. - М., 2006.
8. Шейнэ Ж.-К. История Византии / Ж.-К. Шейнэ; пер. с французского В.Б. Зусевой.
- М., 2006.
В. П. Фомина
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОПЕР КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Центральной проблемой является проблема постановки и исполнения оперных произведений гениального итальянского композитора XVII века Клаудио Монтеверди в российских театрах, связанная с исторически информированным исполнительством. Ключевые слова: искусствознание, опера, Клаудио Монтеверди, история Возрождения, западный театр, российский театр, современная интерпретация, исторически информированное исполнительство.
The central problem of the article deals the problem of staging and performing of the operas by a great Italian composer of the XVII century Claudio Monteverdi in Russian theatres in connection with historically informed performance. Keywords: art education, оpera, Claudio Monteverdi, history of revival, Western theatre, Russian theatre, contemporary interpretation, historically informed performance.
В последние десятилетия наблюдается возрастающий интерес музыкантов к музыке Ренессанса и барокко. Увеличивается число солистов и коллективов, исполняющих западноевропейские произведения, написанные до середины XVIII века. Н. Симакова, известный музыковед, согласна с таким мнением: «Обращение к ней (старинной музыке. — В. Ф.) — не просто дань уважения высочайшим культурным ценностям прошлого, но и результат духовной потребности современного человека ... Несомненно и то, что исполнение старинной музыки во многом стало возможно благодаря успехам музыкальной науки 20 века.» (7).
К сожалению, в современной вокальной практике не существует исторической традиции исполнения музыки, которой больше чем 150-200 лет. Преемственность была утеряна. И единственными «свидетелями» существующих тогда исполнительских школ, традиций, эстетических принципов являются для нас ноты, музыкальные трактаты и воспоминания современников. Из всех способов