ИОАХИМ ГОВЕРТС ИЗ ДИНАСТИИ ХУДОЖНИКОВ КАМПХЁЙЗЕН
Светлана Бородина, д.пн., редактор журнала «Мир искусств»
АННОТАЦИЯ: статья посвящена династии голландских художников Кам-пхёйзен, основателем которой является известный поэт, художник и богослов Дирк Рафаэлисон Кампхейзен. Работы Кампхёйзенов часто путают между собой, а ранее и вовсе приписывали одному лицу. Причиной является и отсутствие привычки подписывать свои работы, и сходство манеры этих представителей искусства Голландии Золотого века, по большей части, пейзажистов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пейзаж, Золотой век, арминиане, жанр, коллекционирование, атрибуция.
ABSTRACT: the article is devoted to the dynasty of Dutch artists Kamphuisen, the founder of which is the famous poet, artist and theologian Dirk Raphaelison Kamphuisen. The works of the Kamphuisens are often confused with each other, and previously they were completely attributed to one person. The reason is the lack of the habit of signing their works, and the similarity of the manner of these representatives of the Dutch of the Golden Age, for the most part, landscape painters.
KEYWORDS: landscape, Golden Age, Arminians, genre, collecting, attribution..
В истории нидерландского искусства произошел странный случай: с середины XVIII века все картины, написанные авторами по фамилии Кам-пхёйзен (Кампьюзен, Камфайзен), причислялись к наследию основателя творческой династии Дир-ка Рафаэлисона. Эту неточность, которая с легкой руки Арнольда Хоубракена распространилась во всех руководствах и каталогах, легко объяснить: одаренный лирик Дирк Рафаэлисон Кампхёйзен (1586-1627) был широко известен, его и без того насыщенная приключениями жизнь постоянно обрастала реальными и вымышленными историями.
Установив, что первоначальное образование он получил как художник, историки искусства далее мало заботились о достоверности своих рассказов, живописуя, как Дирк Рафаэлисон следовал по пути Паулюса Поттера (1625-1654), не давая себе труда задуматься, как человек, умерший в 1627 году, мог подражать тому, кто родился за два года до его кончины. К тому же Пауль Поттер дожил всего двадцати восьми лет, и не успел создать школы. Хотя его творчество оказало большое влияние на голландских анимали-
Конинг, Корнелис
Портрет Дирка Рафаэлисона Кампхёйзена (написан между 1627-1633)
ПЕРСОНАЛИИ
79
стов и пейзажистов второй половины XVII века, в том числе и на некоторых представителей семьи Кампхёйзен, прямых и непрямых потомков Дирка Рафаэлисона.
Только в 1858 году городской архивариус Шелтем установил, что было несколько Кам-пхёйзенов, фигурирующих в брачных договорах Амстердама как профессиональные художники, а спустя сорок лет Редемейкер в диссертации о поэте Дирке Рафаэлисоне подвел итоги всех исследований, что стало основанием для попыток разобраться в творческом наследии всех членов династии, имевших дело с кистью [3].
Дирк Рафаэлисон Кампхёйзен родился в семье известного хирурга. В раннем детстве потерял родителей, воспитывался старшим братом, который отправил его учиться живописи и языкам. Поэт и богослов, он играл значимую роль в религиозных распрях, вызванных учением арминиан - особой ветви протестантизма. С 1617 года служил ремонстрантским (отделившимся от голландской реформатской церкви) священником во Флётене близ Утрехта. После событий 1618 года, когда арминиан обвинили в государственной измене, лишился своего места, был преследуем, за голову его даже была назначена премия; обвиненный в инакомыслии, через два года окончательно впал в немилость, скитался, перебиваясь случайными заработками. Однако последние годы жизни ему удалось мирно прожить на севере Нидерландов в городе Доккюме.
Юношеские стихи на светские темы были им уничтожены. В поэзии отныне Кампхёйзен выступает как религиозный миротворец, призывающий к безропотному подчинению божьей воле. Был необычайно популярен у современников благодаря простоте поэтической речи его стихотворений. Особой известностью пользовалось одно из них — «Майское утро»; изданное с иллюстрациями, оно стало любимым украшением почти в каждом голландском доме [1].
Самый известный представитель семьи - сын Рафаэлисона Говерт Диркс Кампхёйзен родился около 1623 года на юге страны в Горкуме. После смерти отца вдова с детьми переехала в Амстердам. Говерт Диркс начал работать как портретист, но без особого успеха. В 1647 году он женился, по причине бедности покинул город около 1650 года. Кроме портретов, писал натюрморты и итальянские пейзажи. С 1653 по 1664 год жил и работал в Швеции, где в 1655 году стал придворным художником Карла X Густава. Говерт Диркс умер в Амстердаме в 1672 году [3].
Кампхёйзен, Говертс Дирк Внутренний вид хлева (около 1650). Дерево, масло 62,5х55 см
Государственный Эрмитаж
Кампхёйзен, Говертс Дирк Флирт в коровнике (1645)
Говерт Кампхейзен не просто близок Поттеру своим интересом к бытовой стороне крестьян-
ской жизни. «Внутренний вид хлева» и «Флирт в коровнике» изображают грубоватые сельские нежности.
Кампхёйзен, Говертс Дирк Внутренний вид хлева (около 1658) Дерево, масло. 48х63 см Государственный Эрмитаж
«Крестьянский двор» показывает животных на фоне природы, эта картина имеет фальшивую подпись Поттера, сделанную, вероятнее всего, уже в XVIII веке, когда началась волна подражаний знаменитому анималисту [2].
Двоюродными братьями Говертсу Дирку и соответственно племянниками Дирксу Рифаэлисону приходились Рафаэль Говертс и Иоахим Говертс Кампхёйзены.
Старший, Рафаэль Говертс Кампхёйзен, родился в 1595 или 1597 году в Горкуме. Число художников там было, конечно, невелико, и не исключено, что его учителем был сам Дирк Говертс. Но данных об образовании и о жизни в родном городе до нас не дошло, и первые документированные сведения о нем относятся к 1626 году, когда в октябре в Амстердаме зафиксировано разрешение на заключение брака между Рафаэлем Кампхёй-зеном, ван Горкум, художником, 28 лет, и Маштелт Крос ван Герсберг. Единственный ребенок от этого брака был похоронен вскоре после рождения в Новой Керке 6 октября 1627 года.
28 декабря 1642 года Рафаэль Кампхёйзен стал свидетелем при крещении дочери Аерта ван дер Неера Корнелии, что позволяет сделать заключение о дружбе между ними. Еще одно упо-
минание от 12 августа 1657 года: Рафаэль Кампхёйзен, художник, 58 лет, заявляет, что Иоганн ван Вратум, резчик тарелок и шляпник, - «честный и хороший человек».
23 октября 1657 года он был похоронен в Новой Керке.
Ван дер Неер - известный родоначальник жанра зимнего и ночного пейзажей, что можно рассматривать как причину того, что лучшие работы Рафаэля Кампхёйзена написаны в этих же жанрах, хотя он был лет на пять старше ван дер Неера.
*
-
-"¿Г "<* > ЬЯЩВ^Г*1ЧА -
Кампхёйзен, Рафаэль Говертс Пейзаж на закате (1654-57) Холст, масло. 46 х 63,5см Рейксмузеум
Неер, Аерт ван дер
Вид на реку при лунном свете (1645)
Дерево, масло. 55 х 103 см
Рейксмузеум
Важно помнить, что пейзаж в те времена писался в основном в мастерской. Писать с натуры художники стали много спустя, в XIX веке, но
глядя на работу ван дер Неера «Вид на реку при лунном свете» этому не веришь, настолько точно передается благостная атмосфера вечернего затишья у воды, плотность ночного влажного воздуха, усиливающего все звуки: скрип двуколки, всплеск рыбы, мычание коров, устраивающихся на ночлег.
Итак, судя по дошедшим до нас документам, Рафаэль стал учителем Арта ван дер Неера, а позднее и его родственником. Примерно в 1632 году, Арт вместе с супругой переезжает в Амстердам. Там в молодой семье рождается шестеро детей. Не имея возможности зарабатывать на жизнь своим ремеслом художника, Арт, чтобы содержать семью, становится владельцем кабака. Однако, дела идут не слишком удачно и спустя три года наступает банкротство. Имущество художника было описано. Картины, созданные ван дер Неером, стоили совсем дешево и остаток своей жизни художник прожил в нищете.
Давайте теперь посмотрим, что стало с работами Рафаэля Говертса Кампхёйзена. К сожалению, ни одна из них не датирована. Но среди его старейших работ имеются четыре, которые, безусловно, были написаны им еще в Горкуме, потому что они были найдены в поместье Херма-на Сафтлевена, отца известных художников Кор-нелиса и Хермана, которым они были подарены. Опись этого поместья была составлена в 1627 году, и четыре упомянутые картины описываются в ней как творения Кампхёйзена. Два очень хороших аналога находятся в Музее в Дрездене, оба изображают деревню у реки, освещенную луной, сияющей сквозь облака [3].
Более красив небольшой пейзаж в Рейксму-зеуме в Амстердаме, приведенный выше. Дорога идет к небольшому мосту, ведущему к ферме слева; направо до горизонта, в дали деревня; заходящее солнце окрашивает небо в красный цвет.
Недавно несколько отмеченных работ Рафаэля Кампхёйзена, которые были правильно атрибутированы, также появились на аукционах, например, в аукционном доме Хампель в июне этого года.
Кампхёйзен, Рафаэль Говертс Речной пейзаж с молодыми деревьями Дерево, масло. 36 х 30,5 см
Кампхёйзен, Рафаэль Говертс Речной пейзаж с архитектурой и путниками Дерево, масло, паркетаж. 47 х 62 см Аукцион Хампель, 24.06.2021.
Речной пейзаж, представленный здесь, в основном посвящен пышной растительности на холмах и в речной долине, уходящей вдаль. Мост соединяет возвышенности, на которых расположена живописная сельская архитектура и церковь. Тропинку, вьющуюся по правому берегу, оживляют несколько фигур, включая животных.
Кампхёйзен, Иоахим Говер-тс
Речной пейзаж с крестьянами
Дерево (дуб), масло 47x63 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3984
Большое собрание изящных искусств АБС располагает работой Иоахима Говертса Кам-пхёйзена, младшего брата Рафаэля Говертса, двоюродного брата Говерта Диркса и, соответственно, племянника Диркса Рафаэлисона.
На картине изображен пейзаж с рекой и крестьянскими домами в левой части. Вокруг домов - деревья. В центре мост, по которому идут двое крестьян. Вдали справа - мельница. Фоном служит облачное небо.
Очень близка по колориту картине из БСИИ его работа, хранящаяся ныне в музее в Филадельфии.
Иоахим Говертс родился около 1601 года также в Горкуме. В основном писал пейзажи, один из которых хранится в музее родного города.
Подпись художника по центру в нижней части: «Camphuysen».
Кампхёйзен, Иоахим Говертс Дюны с крестьянкой и ребенком на тропинке возле фермерского дома Дерево, масло. 33,3 х 54,7 см. Музей Горкума
Кампхейзен, Иоахим Говертс
Роща рядом с каналом
Дерево, масло. 39,8х61,6 см
Коллекция Джона Джонсона. Художественный
музей Филадельфии
ПЕРСОНАЛИИ
83
Кампхейзен, Иоахим Говертс Пейзаж с трубящим всадником Холст, масло. 88,5х111,5 см Государственный Эрмитаж
Кампхейзен, Иоахим Говертс Лесной пейзаж Дерево, масло. 68,5x92 см Государственный Эрмитаже
Около 1621 года поселился в Амстердаме и женился там в 1627 году. 20 февраля того же года зарегистрирован следующим образом: «Иоахим Кампхёйзен, ван Горкум, 25 лет, не имеющий родителей, художник, помогал Рафаэлю Кампхёй-зену, его брату, живущему на Гастхейсмейленбру, и Хейндрикье Якобс, 20 лет, не имея отца, помогала своей матери Хармат Хендрикс, живущей в Хайлигспорт. Пара поженилась 7 марта 1627 года на Слотердике.
Как увязывается эта запись о том, что у Хейндрикье Якобс не было отца, с тем, что «Иоахим Кампхёйзен, художник» 15 февраля 1639 года как муж и опекун Хейндрикье Якобс унаследовал 500 фунтов стерлингов от Якоба Якобса, его тестя, понять сложно [3].
Иоахим Кампхёйзен умер в январе 1659 года и похоронен в часовне Ньиве Зейдс: «Мужчина, Иоахим Кампхёйзен, художник; двое детей». Вдова умерла в начале июля 1665 года.
На выставке старых мастеров, состоявшейся в Дюссельдорфе в 1886 году, два пейзажа Иоахима Говертса были проданы голландцу, пожелавшему остаться неизвестным, сегодня они находятся в музее Дюссельдорфа. Есть работы этого мастера в частных коллекциях в Кельне и Праге. При этом сюжет жанровых картин Кампхёйзенов во многом совпадает, а пейзажи Иоахима Говертса и его двоюродного брата Рафаэля Говертса близки по композиции и колориту. Если в пейзаж-
Кампхейзен, Иоахим Говертс Дерево на опушке Дерево, масло. 43,5х31,7 см ГМИИ им. А.С. Пушкина
ной работе имеется только подпись без буквы или имени, мы должны сомневаться в том, кому из Кампхёйзенов она принадлежит, значилось в руководстве 1674 года [3].
Пейзажи Иоахима Говертса, которые можно увидеть в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина, обычно носят несколько более старомодный характер, чем работы его брата Рафаэля Говертса.
Интересна судьба картины «Дерево на опушке». Примерно в 1917 году она была куплена знаменитым коллекционером Д.И. Щукиным у московского антиквара Байкова. До 1918 года находилась в его собрании, а затем, видимо, после национализации, попала в Музей старой западной живописи, а из него - в 1928 году - в ГМИИ.
Некоторые из работ Иоахима Говертса имеют сходство с самыми ранними работами Арта ван дер Неера (1603/4-1677), родоначальника под-жанра ночного пейзажа, с которым его связывало не только сходство вкусов, но и родство - женой ван дер Неера стала сестра Иоахима Лисбет. Леса и деревья обоих имеют тенденцию перехода зеленого цвета к черному; листва обработана очень тонко, и ее массив тщательно вычищен кистью. При этом картины внушают серьезное чувство красоты пейзажа, обычно в сумерках.
Кампхёйзен, Иоахим Говертс
Пейзаж с путешественниками возле деревушки
Дерево, масло. 34х64 см
-JH
£ ч
Аш, Питер Янс ван
Автопортрет
Дерево, масло. 51,5х43,5 см
Рейксмузеум
Под влиянием Иоахима Кампхёйзена находился пейзажист Питер Янс ван Аш (1603-1678), еще один Золотого века голландской живописи, запечатлевший себя с пейзажем в стиле Иоахима Говертса.
Нередко произведения Иоахима Говертса Кампхёйзена и его круга можно встретить на зарубежных аукционах, так в 2012 году его пейзаж с путешественниками, где мы видим все любимые мотивы художника - деревянный шаткий забор, купы деревьев с искривленными стволами и узловатыми сучьями и т.д., был продан на аукционе Сотбис за 18,75 тысяч фунтов стерлингов.
ЯК?-, V Lit
Список использованной литературы:
1. Европейская поэзия XVII века [Электронный ресурс].-Точка доступа // https://litrus.net/book/read/160172?p=160 (Дата обращения 30.10.2021)
2. Кузнецов Ю.И. Голландская живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже: Пейзаж середины XVII века Очерк-путеводитель [Электронный ресурс].-Точка доступа // http://www.bibliotekar.ru/kholland/9.htm (Дата обращения 30.10.2021)
3. Bredius A., Moes E. W. De schilders Camphuysen //Oud Holland-Journal for Art of the Low Countries. - 1903. - Т. 21. - №. 1. - С. 193-219.