Научная статья на тему 'Инженерный дискурс в рамках коммуникативно-когнитивной парадигмы'

Инженерный дискурс в рамках коммуникативно-когнитивной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
752
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНАЯ ПАРАДИГМА / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДИСКУРСОВ / ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИСКУРС / ГУМАНИТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / СOMMUNICATE-COGNITIVE PARADIGM / RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE / DIFFERENT KIND OF DISCOURSES / ENGINEERING DISCOURSE / HUMANITARIAN THINKING / ENGINEERING THINKING / COGNITIVE STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авдеева И. Б.

В статье идет речь об особенностях гуманитарного и естественно-научного мышления и их влиянии на закономерности построения дискурсов. Обосновывается использование коммуникативно-когнитивного подхода, который позволяет выделить из научных дискурсов инженерный и по ряду параметров противопоставить инженерный дискурс научным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING DISCOURSE IN COMMUNICATIVE-COGNITIVE PARADIGM LIMITS

In this article two types of thinking are divided: art and science. The analysis of specific linguistic and lingvo-cognitive features of engineering discourse shows that it is special subject to teach foreign pupils in Russian technical universities.

Текст научной работы на тему «Инженерный дискурс в рамках коммуникативно-когнитивной парадигмы»

УДК 378.014.25 (100) - 048. 87

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

д. пед. наук, проф. кафедры русского языка для иностранных граждан Авдеева И.Б.

Россия, г. Москва, тел. +7-906-757-66-27 e-mail: [email protected]

Moscow State automobile and highway

Technical University (MADI)

The department of Russian language for

foreign students

Dr. , Professor of Philology

Avdeyeva I.B.

Russia, Moscow, +7-906-757-66-27 e-mail: [email protected]

И.Б.Авдеева

ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИСКУРС В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОЙ ПАРАДИГМЫ

В статье идет речь об особенностях гуманитарного и естественно-научного мышления и их влиянии на закономерности построения дискурсов. Обосновывается использование коммуникативно-когнитивного подхода, который позволяет выделить из научных дискурсов инженерный и по ряду параметров противопоставить инженерный дискурс научным.

Ключевые слова: коммуникативно-когнитивная парадигма, русский язык как иностранный, различные виды дискурсов, инженерный дискурс, гуманитарное мышление, инженерное мышление, когнитивный стиль.

I.B. Avdeyeva

ENGINEERING DISCOURSE IN COMMUNICATIVE-COGNITIVE PARADIGM LIMITS

In this article two types of thinking are divided: art and science. The analysis of specific linguistic and lingvo-cognitive features of engineering discourse shows that it is special subject to teach foreign pupils in Russian technical universities.

Key words: сommunicate-cognitive paradigm, Russian as foreign language, different kind of discourses, engineering discourse, humanitarian thinking, engineering thinking, cognitive style.

Все науки делятся на физику и коллекционирование марок.

Эрнест Резерфорд.

Традиционно методика обучения РКИ уделяла большое внимание обучению на примерах определённых типов текстов. Классические типологии были даны О.Д. Мит-рофановой, Н.А. Метс, Е.Н. Корчагиной, Н.А. Керн и др. Но в исследованиях последних десятилетий по обучению иностранным языкам появилась четкая тенденция анализировать тексты не как статичное явление, а в их развитии, динамике. Данный подход, именуемый дискурсивным и характеризующийся новыми взглядами на природу речевой коммуникации, принципы и категории её анализа, базируется на новой онтологии -так называемой «онтологии Выготского». Поэтому наряду с термином «текст» получил

© Авдеева И.Б., 2016

широкое распространение и толкование термин «дискурс», имеющий определённую историю употребления в науке и базирующийся на сформированной в начале XXI в. коммуникативно-когнитивной парадигме изучения языковых процессов. «Нынешняя коммуникативно-когнитивная направленность исходит из значимости, во-первых, понятий «субъекта», «персоны», «личности», во-вторых, понятия «деятельности» и взаимодействий между ними. Как любая концептуальная лингводидактическая идея, эта заявленная ориентация предполагает, помимо самой идеи, ее научное сопровождение и соответствующее учебно-методическое обеспечение» [17, с. 123].

Приоритет в описании дискурса на современном этапе принадлежит Т.А. Ван Дейку: « Дискурс - это речевой поток, язык в его постоянном движении, вбирающий в себя всё многообразие исторической эпохи, индивидуальных и социальных особенностей как коммуниканта, так и коммуникативной ситуации, в которой происходит общение. В дискурсе отражается менталитет и культура как национальная, всеобщая, так и индивидуальная, частная» [10, с. 169]. Текст в динамике, как процесс порождения, восприятия, имитации - это дискурс. Понимание дискурса в таком расширительном смысле слова - сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, и не собственно языковые факторы (экстралингвистические) - знания о мире, целях, установке, адресате, необходимые для понимания и интерпретации текста.

В современной науке понятие «дискурс» изучается разными дисциплинами (прагмалингвистика, прагмастилистика, лингвистическая семантика, теория коммуникации, грамматическая стилистика, лингвистика текста, грамматика текста) и междисциплинарными направлениями (психолингвистика, социолингвистика, когнитивная лингвистика) и потому многозначно.

Во французском словоупотреблении «дискурс» имеет широкий спектр значений: от свободной беседы и рассуждения до методически выверенной философской речи. Ещё Декарт в 1730 г. сформулировал рационалистические основы своей философии в работе «Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках», которая в оригинале имеет название «Discours de la methode de bien conduire sa raison». В немецкоязычном словоупотреблении «дискурс» - подчиненное понятие по отношению к понятию диалога. Дискурс - это диалог, ведущийся с помощью аргументов; это форма коммуникации, при которой сталкиваются различные высказывания, содержащие притязания на общезначимость (Ю.Г. Хабермас и Апель).

Наиболее точным определением отечественного языкознания считается определение В.З. Демьянкова: «Discours - дискурс, произвольный фрагмент текста, состоящий более чем из одного предложения или независимой части предложения. Часто, но не всегда, концентрируется вокруг некоторого опорного концепта; создает общий контекст, описывающий действующие лица, объекты, обстоятельства, времена, поступки и т.п., определяясь не столько последовательностью предложений, сколько тем общим для создающего дискурс и его интерпретатора миром, который «строится» по ходу развертывания дискурса, - это точка зрения «этнографии речи»... Исходная структура для дискурса имеет вид последовательности элементарных пропозиций, связанных между собой логическими отношениями конъюнкции, дизъюнкции и т.п. Элементы дискурса: излагаемые события, их участники, перформативная информация и «не-события», то есть: а) обстоятельства, сопровождающие события; б) фон, поясняющий события; в) оценка участников события; г) информация, соотносящая дискурс с событиями» [11, с. 7].

Наиболее общей трактовкой в области методики обучения иностранным языкам можно считать понимание дискурса как вербализированной речемыслительной деятельности, включающей в себя, помимо собственно лингвистических, еще и экстралингвистические факторы, то есть дискурс понимается как совокупность процесса и результата. В связи с этим понятие дискурса трактуется обычно в двух плоскостях: а)

дискурс как текст, актуализируемый в определенных условиях; б) дискурс как дискурсивная практика [16, с. 12].

В области преподавания русского языка как иностранного в рамках функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка [7] существует устоявшееся представление о двух значениях термина «дискурс», часто употребляемых вместе: «Дискурс-1» - текст с учетом внелингвистических (внеязыковых) условий его реализации, например, дискурс семинара, дискурс частной беседы и пр. «Дискурс-2» -вся сумма существующих и возможных текстов того или иного функционального стиля, например, медицинский дискурс, юридический дискурс, экономический дискурс и пр.» [9, с. 3]. А в коммуникативной лингвистике - новом направлении филологического знания, возникшего на базе лингвистики языка и лингвистики речи, - основными единицами общения считают «дискурс, упакованный в текст, и его составляющую, -высказывание, в том числе, речевой акт - во всем разнообразии национально- и социально-культурных и индивидуальных воплощений в бесконечно разнообразных ситуациях жизненных обстоятельств». «Дискурс - это и репликовое взаимодействие в устном диалоге или полилоге, и устный монолог в публичном общении, и результат чтения текста» [18, с. 14].

В современной научной литературе все чаще упоминаются различные виды дискурсов: практический, критический, этический, юридический (Ю. Хабермас); политический (А.Н.Баранов, Ю.Н.Караулов); военный, педагогический (Н. Райнер); научный дискурс, в котором происходит устранение ученого как адресанта ради объективности изложения (Р.Барт). Существуют различные классификации дискурсов, выделяемые по различным принципам: интердискурс и специальные дискурсы (В.Либерт), общий дискурс и частные дискурсы, этнические дискурсы, аргументативный и оценочный дискурсы, диалогический и монологический дискурсы [16, с. 48], дискурс адресанта (передающего информацию) и дискурс адресата (извлекающего ее), а также дискурс читателя художественного текста [18, с. 14]. Многие исследователи разграничивают, с одной стороны, национальные дискурсы, с другой стороны - в рамках одного национального дискурса выделяют некоторые «модификации», определенным образом адаптированные в соответствии с той сферой, в которой они функционируют. В ряду других предлагается рассматривать также русский дискурс как «вербализованную речемыс-лительную деятельность, включающую в себя как лингвистические, так и экстралингвистические компоненты и осуществляемую на русском языке представителями русского национально-лингво-культурного сообщества» [12, с. 190]. Следует отметить, что в последнее время наблюдается тенденция к более глубокому изучению художественного дискурса в его различных проявлениях (Н.Д. Бурвикова, Н.В.Кулибина, О.С. Иссерс, В.В.Красных, Д.Б.Гудков и др.). Наши многолетние исследования посвящены изучению в ракурсе лингводидактики русского научного дискурса, в частности, функционирующего в области инженерной деятельности.

Прежде всего имеет смысл разграничить гуманитарную и естественно-техническую составляющие научного дискурса, с целью обоснования того, что эти дискурсы преследуют разные цели и создаются в разных системах мышления. Если брать за основу положение, что «текст является единицей дискурса, манифестирующей лингвистические и экстралингвистические феномены, в которых проявляется языковое сознание и языковая личность как таковая» [12, с. 209], то встает вопрос: что включают в себя понятия «экстралингвистический феномен» и «языковое сознание», которые влияют на выбор языковых средств, на процессы порождения и восприятия текстов, проявляясь в контексте пресуппозиции, особенно применительно к научному дискурсу. Для научного дискурса это особенно актуально, поскольку экстралингвистические фак-

торы, помимо знаний о мире, целях, установке, адресате, обусловлены прежде всего спецификой научно-профессиональной деятельности.

Многие философы задавались вопросом по поводу научного статуса гуманитарии, т.е. в чем отличие социально-гуманитарных наук от естественных. Авторство ставшего расхожим в западном научном сообществе в середине ХХ в. термина «две культуры» принадлежит Чарльзу Сноу. Помимо прочей обширной проблематики, для нашего случая важно, что некоторые исследователи подробно рассматривают «отличие гуманитарных дисциплин от естественных наук по признаку ценностной «окрашенности» первых и «нейтральности» последних» [15, с. 133]. Для неопозитивистского науковедения факт, что «в большинстве гуманитарных текстов так или иначе выражаются «ценностные позиции» (т.е. содержатся оценки и призывы)», послужил основанием для «отличения» гуманитарии от науки. Неокантианское же направление, возглавляемое Виндельбандом, Риккертом и др., узаконило «ценностную направленность» в качестве специфического признака гуманитарных наук («наук о духе», «наук о культуре»); представители гуманитарного науковедения говорили об особых методах данных наук: индивидуализирующее-целостном, «идиографическом» (в противоположность «номо-тетическому», характерному «для наук о природе»), о методе «отнесения к ценностям», о «понимании» (в отличие от каузального «объяснения») и т.п. [15, с. 133-134]. Заслугой М.Вебера и неокантианцев в целом считают строгое различение оценки и факта и применение данного различения в качестве критерия, позволяющего специфицировать «два типа духовной культуры» [15, с. 135].

Современные интерпретаторы гуманитарных дисциплин рассматривают их как своего рода «конгломерат», объединяющий ценности и знания: с одной стороны, описывая и объясняя человеческий мир, с другой - провозглашая и защищая те или иные ценностные позиции. Апологеты данной концепции видят главный недостаток в неразличении и смешении «двух контекстов гуманитарной мысли - ценностного (оценочно-нормативного) и познавательного (описательно-объяснительного)» [15, с. 132]. Говоря о «ценностно-познавательном синкретизме» в гуманитарии, исследователи отмечают, что «общим правилом остается смешение процедур объяснения и обоснования ценностей, что является одной из предпосылок постоянного и беспрепятственного перетекания гуманитарного дискурса из ценностного контекста в познавательный и наоборот» [15, с. 139]. «Одним из важнейших последствий господства когнитивистской парадигмы является характерная именно для гуманитарной мысли особого рода эклектичность, которая выражается в смешении и взаимоподмене двух разнородных контекстов - теоретического (познавательного) и практического (нормативно-ценностного)» [15, с.141].

«Естествоиспытатель обычно легко различает объяснение и обоснование, поскольку эти процедуры направлены на разноплановые «объекты»: объяснению подвергаются явления природы, а обоснованию - знания об этих явлениях, идеальные модели реальности (гипотезы, теории и пр.); никому не придет в голову «обосновывать» явления природы. В гуманитарии же адресатом обеих процедур могут быть одни и те же объекты - политические программы и лозунги, правовые и моральные кодексы и нормы, эстетические принципы и другие реалии ценностного сознания. В качестве явлений, исследуемых социально-гуманитарными науками, они подлежат объяснению (задача которого - вскрыть их генезис, функции, социальную обусловленность и т.д.); в качестве же определенных утверждений и деклараций они нуждаются в обосновании (цель которого - привести доводы в их защиту). Но поскольку сам объект этих рациональных процедур один и тот же, обе они в процессе своего осуществления постоянно переплетаюся и нередко воспринимаются как одно и то же действие» [15, с.142-143].

Указанное методологическое смешение имеет множество конкретных проявлений, одним из которых является экстраполяция критериев одного вида знаний на другой. От-

сюда вытекает и более частная проблема - априорное рассмотрение филологами «строго научных», инженерно-технических текстов/дискурсов через призму хорошо известной им в силу образования гуманитарной ««двухконтекстности», в то время как критерии оценки самих естественно-технических наук лежат в «одноконтекстной» плоскости -описательно-объяснительной. Все это не может не вызывать «когнитивный диссонанс» иностранных учащихся и преподавателя-филолога на уроках русского языка [6].

В философии принято в числе прочих естественных наук выделять особый класс так называемых нормативных и прикладных наук, к числу которых относят юриспруденцию, логику, грамматику, медицину, а также огромный пласт технических (технологических), военных и прочих наук, включающий в себя и дисциплины инженерного цикла. Социология, экономика, политология, этика и др. в представленной классификации являются гуманитарными дисциплинами.

Современное философское мировоззрение трактует прикладные науки как сложные образования, «в которых собственно научное знание выполняет посредствующую функцию между социально-заданными общими целями (ценностями) и конкретной рецептурой, конкретными указаниями относительно того, что и как «надо делать»; «... эти науки ничего не предписывают, не выдвигают «от себя» никаких указаний; они лишь используются практическими деятелями (проектировщиками, технологами и др.) в качестве средства, позволяющего трансформировать общие ценностные установки в частные, допускающие реальную возможность предметного воплощения» [14, с. 46-47]. Таким образом, в прикладных науках не происходит взаимопревращения знаний и ценностных позиций, поэтому к ним неприменимы критерии, принятые в гуманитарных науках. При этом преподаватель-филолог, как правило, имеет весьма приблизительное представление об инженерной деятельности и ее реалиях и в большинстве случаев старается смоделировать на уроке не присущую инженеру «картину мира», а приписать ему собственную. Поэтому, как правило, используемые в русистике технологии анализа научно-технических текстов, к сожалению построенные в значительной степени на инженерной неосведомленности исследователей, грешат методологической синкретичностью.

В отечественной лингвистике проблема выделения инженерной коммуникации в отдельную дискурсивную структуру практически не ставилась. Поскольку каждую научную область можно считать определенным дискурсом (по М.Фуко), мы посчитали необходимым в лингводидактических целях из общего русского научного дискурса выделить «инженерный дискурс» и по многим позициям противопоставить ему. Термин «инженерный дискурс» впервые был введен в 1999 г. [1, 2], затем более подробно разработан [3, 4, 5, 13]. Таким образом, «вопрос о выделении особого инженерного дискурса впервые в российской науке поднимается в методике преподавания русского языка как иностранного.. В работах И.Б.Авдеевой сделан первый для отечественной науки серьезный шаг по описанию инженерной действительности с позиций когнитивных механизмов и прагматики реалий инженерной деятельности. Двигаясь от экстралингвистических факторов, организующих инженерную деятельность, исследователь вплотную подходит к описанию речевой культуры инженера» [8, с. 16-17].

Мы понимаем «инженерный дискурс» как «некое информационное поле, базирующееся на научной картине мира и включающее денотативное содержание инженерной деятельности, отраженное в сознании профессионала и обусловленное реалиями инженерной деятельности» [5, с. 317].

При рассмотрении дискурса наиболее часто упоминаются два когнитивных принципа: «порядок упоминания», базирующийся на принципе иконичности, и разделение информации на «данную» и «новую» - ту, которая, по предположениям говорящего, из-

вестна адресату, и неизвестную адресату. Но, прежде всего, когнитивные принципы организации информации в дискурсе связаны с ориентированностью на текстовый прототип, что включает в себя: а) конкретную адресованность текста - принятие во внимание знаний и предположений адресата; б) конвенционализированность типов и жанров текстов, функционирующих в конкретной социокультурной общности.

Подробные многолетние исследования позволили нам прийти к выводу, что:

а) аутентичный инженерный дискурс - это моносоциумный дискурс, адресованный инженером инженеру/будущему инженеру, созданный на языке «посвящён-ных» (термин О.Д.Митрофановой);

б) инженерный дискурс базируется на реалиях инженерной деятельности - этапах инженерного поиска - и имеет проекцию в виде архитектоники инженерного текста/дискурса, которая является универсальным прототипом текстов учебников по инженерным дисциплинам всех уровней (базовых, фундаментальных и узкопрофильных);

3) инженерный дискурс является продуктом когнитивного стиля учащихся инженерного профиля, детерминируемого как биологическими предпосылками, так и формированием профессионального инженерного менталитета в процессе социализации/обучения в вузе инженерного профиля [5].

Таким образом, мы рассмотрели инженерный дискурс с позиций когнитивизма. По мнению многих авторов, когнитивизм для гуманитарии - это парадигма, в том смысле, в каком это последний термин употребляется в науковедении в последние десятилетия. Термин «когнитивизм» с его ярко выраженным научно-аналитическим колоритом употребляется в современной специальной литературе как название и одновременно как характеристика концепций, в которых приоритетной считается роль рациональной, когнитивной составляющей и тех подходов, в рамках которых абсолютизируются «когнитивные» рационально-научные методы исследования. Обычно рассматривая с позиций когнитивного подхода дискурс как совокупность процесса и результата, в нем выделяют два плана: собственно лингвистический и лингво-когнитивный. Первый непосредственно связан с языковой системой, проявляясь в используемых языковых средствах, второй - с языковым сознанием, влияя на выбор языковых средств, на процессы порождения и восприятия текстов. По данной концепции, будучи единицей дискурса, любой текст также имеет собственно лингвистический и лингво-когнитивный планы. Изучив инженерный дискурс в рамках данного подхода, мы пришли к следующему выводу. Выделяя вслед за многими исследователями два упомянутых плана дискурса, инженерный дискурс можно также подразделить на два: лингво-когнитивный, детерминируемый когнитивными стилями продуцирующих его инженеров/будущих инженеров, и когнитивный, формируемый собственно реалиями инженерной деятельности. Таким образом, мы понимаем общеинженерный дискурс («общемировой инженерный дискурс» по Г.М.Левиной) «как некое сложное информационно-коммуникативное поле, включающее в себя когнитивный, экстралингвистический, профессиональный и лингвистический аспекты инженерной коммуникации, определяющие его порождение и восприятие» [5, с. 317].

И конце следует остановиться подробнее на «языковой упаковке», т. е. на том, как вышеозначенные закономерности построения научных инженерных дискурсов проявляются на языковом уровне. Для этого уместно обратиться к категории дескриптив-ности-прескриптивности. Научно-технический лексикон включает в себя в основном «чисто дескриптивные» слова, имеющие денотат, или референт, в то время как в обыденном и гуманитарном лексиконе представлены также и прескриптивные. Группа же «чисто прескриптивных» слов, выполняющих спенциализированную оценочно-предписательную функцию, практически отсуствует в силу нехарактерности для инженерного менталитета. Это слова типа «хороший», «плохой», «нельзя», «прекрасный»,

«безобразный» и пр. Не представлены также бифункциональные слова, являющиеся констекстуально-дескриптивными, совмещая в себе функцию обозначения с функцией оценки: «разумный», «правильный», «моральный», «этический», «гуманитарный», «закон», «порядок» и др. При этом часть бифункциональной лексики, описывающей мыслительные процессы и их продукты, употребляется в текстах/дискурсах прикладных наук только в их познавательном, когнитивном смысле, обходя ценностно-интенциональный пласт, проявляющийся в гуманитарных науках: «думать», «полагать», «считать», «представлять», «иметь мнение», «обучать», «изучать», «исследовать», «знание», «наука», «теория», «концепция», «гипотеза», «точка зрения», «позиция», «учение» и др. Таким образом, базовой характеристикой инженерного дискурса на лингвистическом и лингво-когнитивном уровне мы полагаем однозначность смысла, недвусмысленность, монофункциональность лексики, т.е. дескриптивность в широком смысле слова. То есть, ситуация дискурса диктует, в каком случае слово выполняет дескриптиавную, а в каком - прескриптивную функцию, и инженерный дискурс не оставляет возможности для двусмысленного, подтекстуального понимания бифункциональных слов. Рамки внеценностного по характеру инженерного дискурса не предполагают также разночтений при употреблении терминов, в то время как в гуманитарных науках - это обычное явление. Например, «что касается самого слова «когни-тивизм», то его широкое и не регламентированное по сути никакой конвенцией употребление в современной психологической литературе часто приводит к теоретической путанице, к потере предмета исследования» [14, с. 69].

Таким образом, «теоретические положения, раскрывающие коммуникативно-когнитивную концепцию, частично уже реализованы применительно к инженерному профилю обучения (см. работы Г.М.Левиной, И.Б. Авдеевой, Т.В.Васильевой). Научное сопровождение других профилей обучения в нефилологических вузах еще предстоит осуществить, не говоря уже о новом учебно-методическом обеспечении всех этих профилей» [17, с. 124].

Библиографический список

1. Авдеева И.Б. Типология инженерных дискурсов в аспекте когнитивной лингвистики // Виноградовские чтения: Когнитивные и культурологические подходы к языковой семантике: Тезисы докладов международной научной конференции. М.: ГИРЯП, 1999 а. С. 3-4.

2. Авдеева И. Б. Компаративный анализ инженерного дискурса как методическая основа обучения языку специальности // Актуальные проблемы сопоставительной лингвистики и лингводидактики на пороге XXI века: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Ульяновск, 1999 б. С. 8-9.

3. Авдеева И.Б., Васильева Т.В. Инженерный дискурс в ряду других научных дискурсов // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. М.: МГУ, 2004. С. 379.

4. Авдеева И. Б. Категория дескриптивности в инженерном дискурсе // Известия Тульского гос. ун-та. Серия «Язык и литература в мировом сообществе». Вып. 6: Языкознание: Методика преподавания русского языка и литературы. Тула: ТулГУ, 2004 б. С. 78-80.

5. Авдеева И. Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному). М.: МГТУ, 2005. 368 с.

6. Авдеева И. Б. Когнитивный диссонанс как причина неуспеха при обучении РКИ в вузах инженерного профиля// Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014, №3. С. 81-87.

7. Амиантова Э.И., Битехтина Г.А., Всеволодова М.В., Клобукова Л.П. Функционально-коммуникативная лингводидактическая модель языка как составляющая современной лингвистической парадигмы// Вестник Моск. Ун-та, Сер. 9, 2001, № 6.

8. Велединская С.Б. «Проблемы инженерного дискурса и технической документации» portal.tpu.ru/SHARED/v/VELEDINSKAYASB/four/Tab2/Tema2.pdf portal.tpu.ru/SHARED/v/...

9. Всеволодова М. В. Русский язык в зеркале других языков. К вопросу о новой грамма-тике//Русский язык как иностранный в современной образовательной и геополитической парадигме:1 У Международная научно-практическая конференция. Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 18-19 ноября 2010 г.: Тезисы докладов. М.: МАКС Пресс, 2010. С. 3-5.

10.Дейк Т.А. Ван. Критический анализ дискурса/ Пер. с англ.//Перевод и лингвистика текста. Translation and Text Linguistics. М.: совместное изд. ВЦП и кафедры русского языка Маастрихского ин-та переводчиков, 1994. с. 169-217.

11.Демьянков В.З.Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста // Методы анализа текста. Вып. 2. Тетради новых терминов. М.: ВЦП, 1982. 90с.

12. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность. М., 1998. 270с.

13. Левина Г.М. Обучение иностранцев русскому инженерному дискурсу. М.: Янус-К, 2003. 204 с.

14. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: логико-когнитивные аспекты. М.: Философское общество СССР, 1991. 149 с.

15. Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 230 с.

16. Миронова Н. Н. Политический дискурс VS оценочный дискурс// Политический дискурс в России: Материалы рабочего совещания 30 марта 1997 г./ Под ред. Ю.А. Сорокина, В.Н.Базылева. М.: Институт языкознания РАН; Высшие молодежные курсы, 1997. С. 41-50.

17. Митрофанова О.Д. Научные декларации - педагогическая реальность - методические технологии // Традиции и новации в преподавании русского языка как иностранного: Международная научно-практическая конференция. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 22-24 ноября 2006 г.: Тезисы докладов. М.: МАКС Пресс, 2006.

18. Формановская Н.И. Становление коммуникативной лингвистики// Русский язык как иностранный в современной образовательной и геополитической парадигме:1У Международная научно-практическая конференция. Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 18-19 ноября 2010 г.: Тезисы докладов. М.: МАКС Пресс, 2010. С. 12-14.

Reference

1. Avdeyeva I.B. Typology of engineering discourses in the context of cognitive linguistics // Vinogradov readings: Cognitive and cultural approaches to language semantics: International scientific conference abstracts. M.: Pushkin State Russian Language Institute, 1999 a. P. 3-4.

2. Avdeyeva I.B. Comparative analysis of an engineering discourse as a methodical basis of specification language teaching // Topical issues of contrastive linguistics and linguodidactics on the eve of 21st century: International workshop and conference abstracts. Ulyanovsk, 1999 b.P. 8-9.

3. Avdeyeva I.B., Vasilieva T.V. Engineering discourse among other scientific discourses // Russian language: in the past and contemporary context: II International congress of the Russian language scholars: Works and proceedings. M.: MSU, 2004. P. 379. (abstracts)

4. Avdeyeva I.B. The category of descriptiveness in engineering discourse // Tula State University Bulletin. Series "Language and literature in global community" Issue 6: Linguistics: Russian language and literature teaching methods. Tula: TulSU, 2004 b. P. 78-80.

5. Avdeyeva I.B. Engineering communications as independent speech culture: cognitive, professional and linguistic aspects (theory and methods of the Russian language teaching as a foreign language). M.: MSTU, 2005. 368 p.

6. Avdeyeva I.B. Cognitive dissonance as the reason of failure when teaching Russian as a foreign language in higher education institutions of engineering specialization// RUDN University Bulletin. Series: Educational issues: languages and specialty. 2014, № 3. P. 81-87.

7. Amiantova E.I., Bitekhtina G.A., Vsevolodova M.V., Klobukova L.P. Functional communication linguo-didactic language model as a part of contemporary linguistic paradigm // Moscow University Bulletin, Series 9, 2001, № 6.

8. Veledinskaya S.B. "Issues of engineering discourse and technical documents" portal.tpu.ru/SHARED/v/VELEDINSKAYASB/four/Tab2/Tema2.pdf portal.tpu.ru/SHARED/v/...

9. Vsevolodova M.V. Russian language mirrored in other languages. Regards new gram-mar//Russian as a foreign language in contemporary educational and geopolitical para-digm:1U International workshop and conference. Moscow, Lomonosov Moscow State University, November 18-19, 2010: Abstracts. M.: MAKS Press, 2010. P. 3-5.

10. Teun A. van Dijk. Critical discourse analysis/ Translated from English // Translation and Text Linguistics. M.: co-publication of the All-Russian Translation Center and Russian Language Department of the Maastricht School of Translation and Interpreting, 1994. P. 169-217.

11.Demyankov V.Z. English-Russian terminology in applied linguistics and automatic text processing// Text analysis methods. Issue 2. Notebooks for new terms. M.: All-Russian Translation Center, 1982. 90 p.

12. Krasnykh V.V. Virtual reality or real virtuality. M., 1998. 270 p.

13. Levina G.M. Russian engineering discourse teaching to foreigners. M.: Yanus-K, 2003. 204 p.

14. Maximov L.V. The issue of the ethics reasoning: logical and cognitive aspects. M.: The USSR Philosophical Society, 1991. 149 p.

15. Maximov L.V. Cognitivism as the paradigm of humanitarian and philosophical ideas. M.: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2003. 230 p.

16. Mironova N.N. Political discourse VS evaluative discourse // Political discourse in Russia: Proceedings of the workshop of March 30, 1997/ edited by Yu.A.Sorokin, V.N.Bazylev. M.: Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences; Higher Courses for Youth, 1997. P. 41-50.

17. Mitrofanova O.D. Scientific declarations - pedagogic reality - methodical technolo-gies//Traditions and innovations in teaching Russian as a foreign language: International workshop and conference. Moscow, Lomonosov Moscow State University, November 22-24, 2006.: Abstracts. M.: MAKS Press, 2006.

18. FormanovskayaN.I. Communicative linguistics formation// Russian as a foreign language in contemporary educational and geopolitical paradigm:1U International workshop and conference. Moscow, Lomonosov Moscow State University, November 18-19, 2010.: Abstracts. M.: MAKS Press, 2010. P. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.