Научная статья на тему 'ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА ВОРОНЕЖСКОГО ФРОНТА В СРАЖЕНИИ НА ЮЖНОМ ФАСЕ КУРСКОЙ ДУГИ'

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА ВОРОНЕЖСКОГО ФРОНТА В СРАЖЕНИИ НА ЮЖНОМ ФАСЕ КУРСКОЙ ДУГИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
400
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКАЯ БИТВА / BATTLE OF KURSK / ВОРОНЕЖСКИЙ ФРОНТ / VORONEZH FRONT / ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА / ENGINEERING TROOPS / САПЁРЫ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ENGINEERING SUPPORT / ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РУБЕЖ / ЗАГРАЖДЕНИЯ / SAPPERS / DEFENSIVE LINE / BARRIERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бородина Светлана Васильевна

В статье рассматриваются инженерное обеспечение действий войск Воронежского фронта в Курской оборонительной и Белгородско-Харьковской наступательной операциях, содержание, особенности и объемы выполненных мероприятий, приводятся боевые примеры.The article deals with the engineering support for the Voronezh Front troops during the Kursk defensive and Belgorod-Kharkov offensive operations, content, features and volumes of the measures executed, combat episodes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА ВОРОНЕЖСКОГО ФРОНТА В СРАЖЕНИИ НА ЮЖНОМ ФАСЕ КУРСКОЙ ДУГИ»

В .й

С.В. БОРОДИНА S.V. BORODINA

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА ВОРОНЕЖСКОГО ФРОНТА В СРАЖЕНИИ НА ЮЖНОМ ФАСЕ КУРСКОЙ ДУГИ

ENGINEER TROOPS OF VORONEZH FRONT IN BATTLE ON SOUTHERN FACET OF THE KURSK BULGE

f л

Сведения об авторе. Бородина Светлана Васильевна — заведующая научно-исследовательским отделом ФГБУК «Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле"» (пгт. Прохоровка Белгородской обл. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье рассматриваются инженерное обеспечение действий войск Воронежского фронта в Курской оборонительной и Белгородско-Харьковской наступательной операциях, содержание, особенности и объемы выполненных мероприятий, приводятся боевые примеры.

Ключевые слова: Курская битва; Воронежский фронт; инженерные войска; сапёры; инженерное обеспечение; оборонительный рубеж; заграждения.

Information about author. Svetlana Borodina — Head of the research Department of the «State Military Historical Museum-Preserve "The Field of Prokhorovka"» (township of Prokhorovka, Belgorod Region. E-mail: [email protected]).

Summary. The article deals with the engineering support for the Voronezh Front troops during the Kursk defensive and Belgorod-Kharkov offensive operations, content, features and volumes of the measures executed, combat episodes.

Keywords: Battle of Kursk; Voronezh Front; engineering troops; sappers; engineering support; defensive line; barriers.

V_'_J

Прохоровская земля хранит память об одной из известнейших битв Великой Отечественной войны — сражении на Курской дуге. На высоте 252,2 установлен главный памятник Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» — Звонница. Четыре пилона1 Звонницы, олицетворяющие четыре года войны, включают 24 горельефа2 с многофигурными композициями, насчитывающими до 130 образов. Сквозным рядом через все пилоны проходит скульптурный горельеф «Герои фронта и тыла». На западном пилоне в этом ряду находится и образ сапёра с миноискателем в руках.

ПОДВИГ воинов инженерных войск в Курской битве начался гораздо раньше 5 июля, а именно весной сорок третьего. В ходе подготовки к летней кампании была проделана значительная по своим объёмам работа по созданию оборонительных рубежей, в частности, на южном фасе Курской дуги3, в полосе Воронежского фронта.

Начальником инженерных войск этого фронта был генерал-майор Ю.В. Бордзиловский4. В состав инженерных войск фронта входили: 4-я инженерно-сапёрная бригада, 6-я и 14-я штурмовые инженерно-сапёрные бригады, 42-я инженерная бригада специального назначения, 6-я понтонно-мостовая бригада, 35 инженерно-сапёрных, инженерных и понтонно-мостовых батальонов, а также штатные инженерные части и подразделения в составе корпусов и дивизий.

Решение о преднамеренной обороне под Курском5 позволило в благоприятной обстановке в течение достаточно продолжительного времени (три месяца) планомерно крупными силами выполнять мероприятия по её подготовке. Инженерное обеспечение6 Воронежского фронта было подчинено общему замыслу — в оборонительной операции максимально ослабить ударные группировки противника и сохранить свои силы и средства в значительной степени за счёт развития системы

оборонительных полос и рубежей, применения минно-взрывных заграждений. Впервые за годы войны была создана 8-полосная оборона глубиной до 300 км7.

Инженерная подготовка и оборудование оборонительных рубежей в основном производились согласно Инструкции по рекогносцировке и полевому оборонительному строительству Генерального штаба Красной армии8. В документе были изложены основы организации полевой обороны, причём особое внимание уделялось строительству батальонных районов и узлов обороны, а также ротных опорных пунктов как основы каждого оборонительного рубежа, широкому развитию траншейной системы и ходов сообщения. На Воронежском фронте с 1 апреля по 1 июля 1943 года было отрыто более 4200 км траншей и ходов сообщения9.

Созданию непреодолимой обороны и успеху последующих наступательных действий во многом способствовали своевременно проведённые организационные мероприятия: формирование новых частей и подразделений инженерных войск, создание парков инженерных машин10, фронтовых управлений оборонительного строительства (ФУОС)11, резкое увеличение производства инженерной техники и средств вооружения, особенно противотанковых мин.

в и

Главное внимание в боевой подготовке инженерных войск Воронежского фронта было обращено на вновь прибывшие (сформированные) части. Наиболее тщательное обучение проходили подвижные отряды заграждений (ПОЗ)12 и сапёрные подразделения, выделенные для сопровождения танков13. Эти отряды совместно с экипажами танков обучались на специально отведённых для тренировки полях по установке минных заграждений на путях предполагаемого движения танков противника. Большое внимание при подготовке инженерных войск было обращено на «тесную связь» минных полей с огнём артиллерии и действиями танков, для чего составлялись подробные карты наших минных полей с обозначением их границ14. Эти мероприятия впоследствии облегчили сохранение минных полей от огня своей артиллерии, их прикрытие, преодоление своими войсками, а впоследствии и разминирование15.

Существенную роль сыграл и приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 0396 от 2 июля 1943 года «О применении и преодолении минных заграждений». В нём особое внимание уделялось крупнейшим недостаткам, которые «имеются как в применении минных заграждений нашими войсками, так и в разминировании минных полей противника...»16.

В полосе Воронежского фронта (240 км) в подготовительный период было установлено: 291 930 противотанковых (ПТМ), 306 115 противопехотных (ППМ) мин, 20 426 фугасов, 315 мин замедленного действия, 593 км проволочных заграждений17 и свыше 490 км противотанковых невзрывных заграждений. В 6-й гвардейской армии (начальник инженерных войск полковник Е.И. Кулинич) при ширине полосы обороны 60 км было установлено около 90 тыс. ПТМ и 64 тыс. ППМ. При создании системы заграждений основной объём работ был выполнен частями 42-й инженерной бригады специального назначения, 4, 5 и 60-й инженерно-сапёрными бригадами. На направлениях ожидаемых ударов плотность минирования достигала 1400 ПТМ и 1200 ППМ на 1 км фронта.

Интересно, что кроме инженерных мин в обороне широко применялись минно-огнефугасы (МОФ), получившие признание в ходе усиления стойкости обороны в битве за Ленинград в летнюю кампанию 1942 года18. МОФ отличались простотой в устройстве и способе установки. Они представляли собой обычный ящик с бутылками ёмкостью 0,5 л с зажигательной смесью. Центральную бутылку из ящика вынимали, а на её место устанавливали обычную толовую шашку или противопехотную мину с умень-

Сапёры устанавливают противотанковые мины ТМ-42 перед передним краем обороны

1943 г.

шенным до 100 г зарядом. При подрыве минно-огнефугаса на живую силу оказывалось мощное психологическое воздействие. Пленный немецкий ефрейтор 676 пп 332 пд Рудольф Амтсберг отмечал на допросе: «Сапёры, участвовавшие в наступлении, понесли тяжёлые потери от взрывающихся бутылок, установленных в земле.»19.

При создании глубокоэшелонированной обороны на Курской дуге инженерные войска Воронежского фронта использовали также электризуемые заграждения20. Они обслуживались передвижной электростанцией мощностью 15 кВт и напряжением 1230 В. Станция позволяла электризовать до 2 км малозаметных заграждений из специальной сетки, но её можно было подключить и к обычным проволочным заграждениям. 25-метровые плети сеток, размотанные с бобин, ползком перетаскивались к переднему краю немцев и разворачивались на пути наиболее вероятного направления наступления противника. Работали солдаты инженерных войск по-пластунски или короткими перебежками и только по ночам21.

Против немецких танков применялись различные виды заграждений: минные поля, противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, завалы, металлические ежи, различные баррикады на дорогах. Стало более распространённым, чем ранее, сочетание всех видов заграждений и тесное взаимодействие их как между собой, так и с системой огня, с самовоспламеняющимися средствами22 и огнемётами. В результате минно-взрывные заграждения окончательно стали основными видами инженерных заграждений, а устройство их — важнейшей задачей инженерных войск в обороне.

Ещё одной особенностью работы инженерных войск Воронежского фронта в подготовительный период Курской битвы стала необходимость учитывать появление новых немецких танков «Тигр». Это требовало проведения дополнительной работы по совершенствованию нашей противотанковой обороны23.

Бывший командир сапёрного взвода 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии М.Е. Ртищев рассказывал: «Прежде всего, мы тщательно изучили характеристики гитлеровских танков и сопоставили возможности наших мин. Получилось, что далеко не всякий взрыв может вывести такую мощную машину из строя. Вот тогда-то и возникла мысль ставить мины в два яруса, одну на другую. Правда, трудоёмкость увеличивалась, расход мин удваивался, зато надёжность поражения "тигров" уже не вызывала сомнений»24.

«Можно без преувеличения сказать, — вспоминал впоследствии генерал В.Я. Пляскин25, — что в марте—апреле 1943 года на Курской дуге самыми популярными были такие военные термины, как "инженерные работы", "заграждения", "мины", "окопы", "дороги"»26. Пляскину не раз приходилось докладывать инженерную обстановку27 командующему войсками Воронежского фронта генералу армии Н.Ф. Ватутину, который интересовался буквально всеми мелочами, касавшимися инженерного оборудования оборонительных полос и позиций, уделяя особое внимание созданию системы инженерных заграждений.

В мае в Прохоровке находился 109-й инженерно-сапёрный батальон, прикрывая прохоровское на-

в

Ю.В. Бордзиловский

Послевоенное фото

Генерал-майор В.Я. Пляскин

Н.Ф. Ватутин

правление. По планам оперативной и тактической маскировки проводились работы по созданию ложных аэродромов, переправ, передовых, танковых и артиллерийских позиций.

Одной из задач было создание ложных районов сосредоточения танковых соединений. По плану оперативной маскировки перед инженерными войсками командование Воронежского фронта поставило задачу имитировать расположение танковых бригад 2-го гвардейского танкового корпуса в районе Сажного28, где они до этого находились, чтобы убедить противника в том, что корпус остался на прежнем месте. Эту задачу выполняла команда из 5-й инженерно-сапёрной бригады в составе 35 человек во главе с офицером штаба инженерных войск фронта капитаном Киселёвым. В течение 9—12 июля на опушках небольших лесных массивов сапёры установили 105 макетов танков, а следы гусениц обозначили срезанием дёрна. В глубине леса разводили костры. При появлении вражеских самолётов «танки» перемещали вперёд или назад, периодически передвигалась и часть других макетов. Противник поддался на эту уловку. Его самолёты неоднократно пролетали над этим районом, а в ночь на 12 июля последовал авианалёт. Утром почти все макеты танков были уничтожены, а 2-й гвардейский танковый корпус уже выполнял боевую задачу в 30 км от этого района.

Ещё одним способом боевого применения инженерных войск стало формирование групп (2—7 человек) сапёров — охотников за танками. Основными объектами нападения являлись изолированные группы танков и отдельные танки на исходных позициях и пунктах заправки, танки, совершавшие передвижение в тактической глубине противника («кочующие танки») и уже подбитые29. Кроме этого, небольшие группы сапёров, используя сеть траншей и ходов сообщения, устанавливали мины непосредственно на боевых курсах танков.

Эффективным средством по уничтожению танков были собаки — истребители танков. Приме-

ром являются действия кинологов и собак в полосе обороны 67-й гвардейской стрелковой дивизии (Воронежский фронт), где взвод в одном бою подорвал 12 танков противника, при этом погибли 16 собак (4 из них были убиты до подхода к танкам)30.

Помимо этого для обеспечения перегруппировок, сосредоточения войск в исходных районах для контрударов, подвоза материальных средств инженерные войска Воронежского фронта подготовили и содержали свыше 500 км дорог, построили и усилили 58 мостов.

11 июля соединения немецкой 4-й танковой армии и оперативной группы «Кемпф» предприняли наступление в направлении Прохоровки. Ожесточённые бои шли около трёх часов. В полдень немцам удалось прорвать фронт 183-й стрелковой дивизии и 2-го танкового корпуса, спустя некоторое время противник атаковал передний край 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 5-й гвардейской армии, которая только утром заняла оборону и не успела закрепиться.

На равнинной местности с мелкими зарослями кустарника и неглубокими оврагами для установки сплошных минных полей не было потребного количества мин, не оставалось и времени. Тогда командование дивизии приняло решение ввести в бой подвижные отряды заграждений. В составе одного из них действовал взвод лейтенанта М.Е. Ртищева (во взводе 2 пароконные повозки, оборудованные деревянными лотками; производительность — за 10—15 мин установка 100 ПТМ). Впоследствии полковник запаса Ртищев вспоминал: «Танки шли, как предполагал командир полка, вдоль дороги. Медлить было нельзя ни секунды. Маскировать мины некогда. Их надо разбросать на поле между двумя оврагами, чтобы хоть на небольшое время остановить гитлеровцев, а ещё лучше и заставить их развернуться, создав выгодные условия для стрельбы артиллеристам...»31.

Считаем интересным привести периодизацию участия 5-й гвардейской армии в Курской обо-

в и

ронительной операции на южном фасе и в Белго-родско-Харьковской наступательной операции в изложении начальника штаба инженерных войск армии гвардии подполковника Коваленко, сопоставив формы военных действий и выполнявшиеся сапёрами задачи по их обеспечению.

«Проведённая операция по ликвидации наступательных действий немецких войск и перехода частей Красной армии в наступление подразделяется на четыре нижеследующих периода:

Первый период — с 10.07 по 18.07.43 года.

Части 5 гв. армии вступили в непосредственное соприкосновение с противником. В упорных оборонительных боях, уничтожая живую силу и технику противника, армия остановила его наступление на рубеже р. Псёл, подготовила рубеж к упорной обороне, произвела необходимую перегруппировку, создав плацдарм и условия для перехода в контрнаступление (полковые и дивизионные сапёры выполняли инженерную разведку оборонительных сооружений противника, обеспечение управления войсками путём оборудования КП и НП, прикрытие танкоопасных направлений минированием и подготовку к взрыву мостов. — Прим. авт.).

Второй период — с 18.07 по 25.07.43 г.

Части армии взяли инициативу боевых действий в свои руки. Армия перешла в контрнаступление и, нанеся удар перешедшему к обороне противнику, заставила его откатиться на рубеж, занимаемый нашими войсками до начала летнего наступления немецких войск, — Триречное, Вознесенский, Каменный Лог, лес Журавлиный (полковые и дивизионные сапёры обеспечивали передвижение КП и НП командиров полков и дивизий, устройство проходов в минных полях и проволочных заграждениях противника, устройство объездов у разрушенных мостов и участков дорог и мелкий ремонт мостов. — Прим. авт. ).

Третий период — с 25.07 по 8.08.43 г.

Противник занял старый оборонительный рубеж

Сапёр извлекает противотанковую мину двухлапой «кошкой»

Из фондов ВИМАИВиВС

наших войск, имея в непосредственном тылу свой зимний оборонительный рубеж по линии — Казацкое, Стрелецкое, Яхонтов. Части армии в этот период произвели разведку, перегруппировку и подготовили условия для прорыва сильно укреплённых оборонительных позиций противника. С 3.08.43 г. армия, перейдя в решительное наступление, прорвала обе оборонительные полосы противника и, преследуя его отходящие части, к 8 августа вышла на рубеж — Одноробовка, Бугай 1, Дуванка, зап. окр. <нрзб.> (полковые и дивизионные сапёры выполняли инженерную разведку переднего края противника, прикрытие танкоопасных направлений по переднему краю и в глубине обороны, обеспечение КП и НП командиров полков и дивизий, разграждение районов сосредоточения частей, ремонт мелких мостов и устройство переправ. — Прим. авт.).

Четвёртый период — с 8.08 по 1.09.43 г.

Противник, преследуемый частями армии, медленно продолжал свой отход и с 14.08 перешёл к обороне на рубеже — х. Семенов Яр, Крысино, свх. Тавровка, х. Смелый 1, по р. Рогозянка, Полевое. Части армии, произведя разведку и необходимую перегруппировку, с 28.08, сломив сопротивление противника, к исходу 31.08 вышли на рубеж — свх. Киросирский,хут. Киросирский,х. Ковали, Козачья Долина, Подгорный, Шилов (полковые и дивизионные сапёры выполняли инженерную разведку переднего края противника, прикрытие танкоопасных направлений и подготовку мостов к взрыву по переднему краю обороны, обеспечение КП и НП командиров полков и дивизий, а также работу в качестве инструкторов по возведению второго оборонительного рубежа. — Прим. авт.)»32.

Для оценки разнообразия задач и объёмов проведённых работ в качестве примеров приведём «План инженерных работ по 183 сд, намеченных к выполнению с 6.06.43 г. по 8.06.43 г. включительно]», а также перечень инженерно-оборонительных работ на участке 285 сп 183 сд, в которых принимал участие «личный состав полка в составе 1508 чел. совместно с местным населением в составе 364 чел.»33:

«Силами подразделений полка. и гражданского населения... за 7.06.43 г. сделано:

1. Отрыто эскарпов — 350 п.м.

2. Замаскировано эскарпов — 240 п.м.

3. Распланировка эскарпов — 370 п.м.

4. Оборудовано НП б[атальо]на — 2 шт.

5. Маскировка НП — 8 шт.

6. Зап[асные] ОП для 82-мм минометов — 3 шт.

7. Маскировка ОП 82-мм минометов — 10 шт.

8. Отрыто котлованов для ДЗОТов — 2 шт.

9. Маскировка ДЗОТ — 11 шт.

10. Отрыто ходов сообщений — 700 п.м.

11. Отрыто ОП для 45-мм пушек — 15 шт., оборудовано — 12 шт.

12. Маскировка ходов сообщений — 240 п.м.

13. Сделано проволочного заграждения <нрзб.> заготовлено 155 кольев.

14. Усовершенствование эскарпов — 413 п.м.

15. Отрыто котлованов для блиндажей — <нрзб.>

17. НП взводных — 2 [шт.]

18. Сделано огневого вала — 100 п.м., шириной 2 метра.

19. Заготовлено и забито 1500 кольев для огневого вала.

и

Таблица 1

Ведомость работ, выполненных полковыми и дивизионными сапёрами 5-й гвардейской армии, по периодам

№ пп. Перечень работ Ед. изм. Периоды Итого

I II III IV

1 Установлено МП шт. 28 85 36 135 274*

2 Установлено ПТ и ППМ шт. 2671 1340 3380 16 363 23 758**

3 Снято мин[ных] полей шт. 18 34 36 96 389***

4 Снято ПТ и ППМ шт. 1477 1871 3380 12 050 18758****

5 Снято МП противника шт. - 24 37 36 97

6 Снято ПТМ противника шт. - 1374 3728 6525 11627

7 Снято сюрпризов и фуг[асов] шт. - - 80 198 278

8 Сделано проходов в МП шт. - 23 34 33 90

9 Сделано проходов в заграж[дениях] шт. - 31 21 11 63

10 Снято динамита ящ. - - - 44 44

11 Снято тола ящ. - - - 3 3

12 Проверено дорог км - 116 84 79 279

13 Провешено колон[ного] пути км 12 13 19 17 63*****

14 Ремонт дорог км 8 78 41 6 133

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Сделано объездов км - 8 3,5 - 11,5

16 Выложено гати пмт. - - - 700 700

17 Построено мостов шт.

Н-16 тн/дл[иной] шт. 2/9 14/96 ? 7/42 28/188

Н-30 тн/дл[иной] шт. - - 1/6 2/11 3/17

Н-60 тн/дл[иной] шт. - - 2/7 - 2/7

18 Ремонт мостов шт.

Н-16 тн/дл[иной] шт. 4/23 6/34 3/18 17/91 30/166

Н-30 тн/дл[иной] шт. 3/18 - 6/41 8/31 17/90

Н-60 тн/дл[иной] шт. 1/18 - - 2/13 3/31

19 Построено переправ шт.

Н-30 тн/дл[иной] шт. 2/21 - 1/19 3/44 6/64******

Н-60 тн/дл[иной] шт. - 3/28 2/31 3/40 8/99

20 Оборудовано КП шт. 13 23 29 24 89

21 Оборудовано НП ком[андира] дивизии шт. 10 31 28 29 98

22 Оборудовано КП ком[андира] полка шт. 33 64 41 41 179

23 Оборудовано НП ком[андира] полка шт. 38 87 64 64 252*******

24 Отрыто щелей шт. 135 283 280 311 1029********

25 Отрыто блиндажей и землянок шт. 165 105 - - 270

в и

* правильно 284; ** правильно 23754; *** правильно 184; **** правильно 18778; ***** правильно 61; ****** правильно 6/84; ******* правильно 252; ******** правильно 1009.

Примечания: МП — минное поле; провешивание — обозначение обочин вешками; пмт. — погонный метр; маскработы — маскировочные работы; Н-16 тн — наплавной мост грузоподъёмностью 16 т. Составлена по: Отчёт инженерного обеспечения частей 5 гв. А с 10 июля по 31 августа 1943 г. См.: ЦАМО РФ. Ф. 5 гв. А. Оп. 4852. Д. 93. Л. 7—31.

Продолжение табл. 1

26 Отрыто укрытий для автомашин шт. 36 21 - - 57

27 Произведено маскработ км2 2 3 4 4 13

20. Отрыто 15 шт. ОП для 50-мм минометов»34.

Целесообразно провести сравнение задач и объёмов работ, выполненных полковыми и дивизионными сапёрами армии (по задачам, представленным выше), и работ, выполненных в те же периоды армейскими инженерными частями (см. табл. 1 и 2).

В Курской оборонительной операции на южном фасе в период с 5 по 17 июля сапёры Воронежского фронта установили свыше 55 тыс. мин. Только на минных полях, оперативно установленных ПОЗ, подорвалось свыше 100 танков, около 30 штурмовых орудий и около 70 автомашин. Суммарное же число бронетанковой техники противника, подорвавшейся на минных заграждениях, по некоторым оценкам, достигало свыше 600 единиц35.

Умелое применение заграждений инженерными войсками Красной армии вынужден был признать враг. Генерал Эрих фон Манштейн отмечал в своей директиве: «Русские искусно и эффективно применяют мины. Переходя от наступления к обороне, сапёры противника в короткие сроки устанавливают минные поля в местах переправы. Даже во время боя в последние секунды противник из-за укрытия устанавливает противотанковые мины. Из-за действия огнемётов и мин часто срываются наши контратаки»36.

Подвиги воинов инженерных войск, их мужество, стойкость, героизм и высокое мастерство были отмечены государственными наградами. Вот лишь несколько выдержек из наградных листов сапёров 5-й инженерно-сапёрной бригады.

Сержант Н.П. Игнатьев (медаль «За отвагу»)37 установил 520 мин ЯМ-5 и ПМД-6. 14 июля во время налёта вражеской авиации и бомбёжек в районе Новосёловки разгрузил с повозочным заклинившую подводу и вытащил её вручную с моста, чем устранил создавшееся скопление автомашин и транспорта у моста.

Младший сержант А.Я. Болотошвили (медаль «За отвагу»)38 в течение двух суток, 11 и 12 июля, во главе группы минёров-истребителей обеспечивал пропуск наших танков через проходы в пяти минных полях. За 3 часа 11 июля им были установлены пять минных полей из 465 мин ТМБ-2. Когда задача была выполнена, эти пять минных полей были сняты в течение 1 часа под сильным ружейно-пулемётным огнём

противника, что обеспечило проход наших частей в контратаку. Работая с группой, Болотошвили лично снял одно противотанковое минное поле из 98 мин ТМБ-2.

Командир взвода младший лейтенант П.П. Кыш-тымов (медаль «За отвагу»)39 обеспечивал в инженерном отношении боевые действия 183 сд на участке Ясная Поляна — Тетеревино. На минных полях, установленных 7 июля, подорвались 6 танков. Под личным контролем Кыштымова в ночь с 11 на 12 июля были пропущены через минное заграждение наши танки. Во время выполнения боевых задач взвод установил 1151 противотанковую и противопехотную мину.

Минёр А.С. Сирота (медаль «За отвагу»)40 12 июля при выполнении задания по пропуску танков, будучи назначенным старшим группы минёров, обеспечил один проход для танков в районе МТС41 ст. Белени-хино и дополнительный проход в районе казарм ст. Беленихино.

Документы свидетельствуют, что достаточно часто сапёрам надо было проделывать проходы в минных полях, которые они сами и установили. Действительно, наши войска столкнулись с трудностью преодоления своих же минных полей, тянувшихся сплошными полосами. Был извлечён опыт и сделан вывод на будущее о том, что необходимо создавать в минных полях разрывы, обеспечивающие свободу манёвра войск.

О том, насколько разнообразны были задачи инженерных войск, повествует ещё один наградной документ (медаль «За боевые заслуги») — сапёра 3-го взвода 2-й сапёрной роты 10-го отдельного воздушно-десантного гвардейского сапёрного батальона 9-й воздушно-десантной гвардейской дивизии И.Д. Титова: «На фронте Белгородского направления проявил находчивость, мужество и выдержку, 12 июля в районе с. Береговое, под огнём противника, подготовил мост к взрыву, проявив находчивость при недостаче материала на сеть. 19 июля после постройки наблюдательного пункта под ружейно-пулемётным огнём произвёл тщательную маскировку его. 22 июля под огнём противника работал с миноискателем, лично обнаружил и обезвредил 32 мины противника»42.

Не достигнув цели выйти к Курску, войска Ман-штейна начали отход. Соединения и части Воро-

и

Таблица 2

Ведомость работ, выполненных армейскими инженерными частями 5-й гвардейской армии, по периодам

№ пп. Перечень работ Ед. изм. Периоды Итого

I II III IV

1 Установлено МП шт. 20 5 10 5 40

2 Установлено мин шт. 2540 671 1633 790 5634*

3 Снято МП шт. 20 5 10 5 40

4 Снято мин шт. 2540 671 1633 1183 6028**

5 Снято мин противника шт. - 47 6 - 53

6 Снято сюрп[ризов] и фугасов шт. - 98 4 113 215

7 Подорвано мин пр[отивни]ка шт. - 105 - 84 189

8 Подорвано сюрп[ризов] и авиабомб шт. - 241 - - 241

9 Заминировано мостов шт. 2 - - - 2

10 Разминировано мостов шт. 2 - - - 2

11 Отремонтировано дорог км 12 5 51 125 193

12 Проверено дорог км - 300 40 223 563

13 Проложено колон[ного] пути км 0,5 0,3 0,3 - 1,1

14 Установлено вешек шт. - - 1100 1200 2300

15 Установлено указателей шт. - 142 27 105 274

16 Построено мостов шт.

Н-16 тн/дл[иной] шт. - - 6/45 1/15 7/60

Н-30 тн/дл[иной] шт. - 2/10 1/6 - 3/16

Н-60 тн/дл[иной] шт. 1/15 - 2/10 - 3/35***

17 Ремонт мостов шт.

Н-16 тн/дл[иной] шт. 3/15 - - - 3/15

Н-30 тн/дл[иной] шт. 2/18 - 1/15 - 3/33

Н-60 тн/дл[иной] шт. 1/12 - - - 1/12

18 Оборудовано КП армии шт. 2 3 1 2 8

19 Оборудовано КП корпуса шт. 3 8 4 4 19

20 Оборудовано НП армии шт. 1 2 3 1

21 Оборудовано НП корпуса шт. 4 3 8 4 19

22 Оборудовано ВПУ армии шт. 1 2 3 4 10

23 Построено блинд[ажей] и земл[янок] шт. 38 48 74 21 181

24 Устроено шалашей шт. - 14 24 - 38

25 Отрыто щелей шт. 53 74 114 150 391

в и

Продолжение табл.2

26 Установлено палаток шт. - 18 17 9 44

27 Устроено НП вышек шт. - - 2 - 2

28 Построено уборных шт. 4 20 9 25 58

29 Произведено маскработ м2 4500 1600 700 818 7618

30 Отрыто укр[ытий] д[ля] автомашин шт. - 3 19 - 22

31 Оборудовано БРО шт. - - - 4 4

32 Оборудовано РРО шт. - - - 1 1

33 Отрыто траншей в БРО пкм - - - 17,3 17,3

34 Отрыто траншей в РРО пкм - - - 1,7 1,7

* правильно 5544; ** правильно 6027; *** правильно 3/25; **** правильно 7.

нежского фронта перешли к преследованию противника43.

Инженерная разведка44 представила ценные материалы, которые обеспечивали наступление наших танковых соединений и частей при форсировании Северского Донца; дала сведения об организации, вооружении, техническом оснащении и боевом составе большинства инженерных частей противника, о применении врагом заграждений, маскировочных мероприятий.

Для инженерных частей фронта наступила жаркая пора: противник уходил, оставляя для наступавших тысячи мин, фугасов, «сюрпризов». Один только сапёрный батальон капитана С.С. Абросимова «за день обезвредил 16 вражеских минных полей, сняв на них 1274 мины и 38 ловушек. А всего с 18 по 23 июля сапёрами 6-й гвардейской армии было снято 7448 противотанковых и 873 противопехотные мины. В то же время сапёры построили и восстановили 50 мостов общей длиной свыше 1200 погонных метров и около 17 километров дорог»45.

Весомую помощь в подготовительный период и по завершении сражения инженерным войскам

Разминирование

Июль 1943 г.

фронта оказывало местное население46. Кадровые военные накануне боёв проверяли и корректировали ход земляных работ, которые велись на западной окраине тогдашнего посёлка Александровский47.

Вот что вспоминал позднее житель посёлка Л.В. Чурсин: «Нас три дня обучали. Потом мы разносили мины. А солдаты ставили запалы. Мы подчинялись сапёрной группе. Немного освоившись, мы сами стали по карте определять, где яма, где мину нужно ставить. С мая по 12 июля 1943 года мы минировали от Прохоровки до Кургана в районе с. Береговое. Примерно 300 м, чтоб не было подхода к основной дороге. Ставили противотанковые, осколочные противопехотные мины. Затем минировали направление от Прохоровки до Правороти. После приезда Г.К. Жукова дали указание — минировать местность от Правороти до Грушек.

5 июля немцами была предпринята атака с боем в направлении с. Красное. Они прощупывали нашу оборону. 10—11 июля нас не пустили домой ночевать. В район совхоза Октябрьский пришёл воздушно-десантный полк. Мы строили оборону, минировали.

11 июля немцы предприняли атаку, напоролись на мины и отступили. В районе Сторожевого шли бои. А затем наступила тишина. Глядя на командиров, мы понимали, что всё ещё впереди. Утром налетели самолёты, огромное количество танков в районе Сторожевого. Завязался бой. Немцы отступили.

12 июля ещё больше танков и самолётов. Нам поступило указание, как только наступит передышка, уходить. Но передышки не было.»48.

После завершения Курской битвы предстояло освободить поля от взрывоопасных предметов. По решению Курского областного Совета депутатов трудящихся от 6 ноября 1943 года № 56/с в Прохоровском районе, в других районах Белго-родчины были созданы отряды минёров общей численностью 801 человек, преимущественно из призывников 1927 г.р. и демобилизованных бойцов Красной армии.

Ход и исход Курской битвы, в том числе на южном фасе — в полосе Воронежского фронта, показали, что успех оборонительной операции был бы не-

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возможен без надлежащего инженерного обеспечения, инженерного оборудования местности на всю глубину оперативного построения войск. И хотя в районе южного фаса Курского выступа танки противника и его мотопехота могли действовать практически на всех направлениях, войска Воронежского фронта, создав мощную оборону, в том числе в инженерном отношении, лишили гитлеровцев этой возможности и создали благоприятные условия для нанесения поражения врагу в ходе оборонительного сражения.

Опыт битвы под Курском показал, что лучшим способом борьбы с прорвавшимися в глубь нашей обороны танками противника являются совместные действия подвижных отрядов заграждений и артиллерийско-противотанковых резервов49.

В своих мемуарах гитлеровский генерал Фридрих Вильгельм фон Меллентин писал: «Продвижению препятствовали противотанковые районы обороны. В этой связи следует ещё раз подчеркнуть искуснейшую маскировку русских. Ни одного минного поля, ни одного противотанкового района не удалось обнаружить до тех пор, пока не подрывался на мине первый танк или не открывали огонь первые русские противотанковые орудия»50.

Несмотря на ряд недостатков, среди которых важнейшими были «недостаток транспортных средств в инжчастях, что отражалось на манёвренности частей и средств разграждения...», желание войсковых командиров «вопросы минирования отдавать на "откуп" только сапёрам, что противоречит приказу Ставки Верховного Главного командования за № 0396. Такое положение зачастую приводит к бесцельной трате инженерных сил и средств и не имеет необходимой тактической увязки заграждений с системой огня»51, инженерные войска с честью выдержали суровое испытание в боевых условиях.

Сегодня то, что совершили сапёры, минёры Воронежского фронта на Курской дуге, служит ярким примером для воспитания подрастающего поколения. Память об их героизме останется навсегда. Подтверждением этого может служить образ сапёра с миноискателем в руках на скульптурном горельефе «Герои фронта и тыла» главного памятника Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Пилон — прямоугольная в плане железобетонная колонна с вытянутым поперечным сечением.

2 Горельеф — (франц. haut-relief, от haut — «высокий» и relief — «рельеф», «выпуклость») вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Горельефы часто использовались в архитектуре.

3 Согласно приказу командующего войсками Воронежского фронта № 0087 от 27 марта 1943 г. на инженерное оборудование полосы обороны. См.: Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 303. Оп. 2843. Д. 323. Л. 13—16. Опубликовано: Русский архив: Великая Отечественная: Курская битва. Документы и материалы. 27 марта — 23 августа 1943 г. Т. 15. М.: Терра, 1997. С. 213—215; Карбышев Д. Краткий справочник по военно-инженерному делу. М.: Воениздат, 1936. 272 с.

4 Бордзиловский Юрий Вячеславович (16 ноября 1900 — 5 апреля 1983) — генерал-полковник инженерных войск

После боя. На Прохоровском поле

(СССР), генерал брони (Польша). В Красной армии с 1919 г. В 1922 г. окончил Киевскую военно-инженерную школу, в 1931 г. — Военно-инженерную академию РККА. Участник боёв на оз. Хасан. В Великую Отечественную войну — начальник инженерных войск 21-й армии, 64-й армии, Воронежского фронта. Участвовал в Смоленском сражении, Сталинградской и Курской битвах, в операции «Багратион». 24 сентября 1944 г. Ю.В. Бордзиловский был назначен начальником инженерных войск 1-й армии Войска Польского, участвовал в Висло-Одер-ской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. С 15 ноября 1945 г. — начальник инженерных войск Войска Польского, руководил разминированием территории Польши. В 1952—1954 гг. — учёба в Академии Генштаба, после окончания, с 23 марта 1954 г., — начальник Генерального штаба Войска Польского и заместитель министра обороны Польской Народной Республики. В 1968 г. Ю.В. Бордзиловский вернулся в СССР, был назначен инспектором в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

5 См. подробнее: Колтунов Г.А., Соловьёв Б.Г. Курская битва. М.: Воениздат, 1970. С. 28—35; Маркин И. Некоторые вопросы организации и ведения обороны по опыту битвы под Курском // Военная мысль. 1953. № 7. С. 27—36.

6 Инженерное обеспечение — совокупность инженерных мероприятий, проводимых в целях достижения успеха общевойсковой операции (боя). Главнейшие из них: инженерная разведка, инженерное оборудование местности, инженерное сопровождение войск в бою и снабжение их соответствующими средствами и др.

7 См. подробнее: Инженерное оборудование рубежей обороны // Колтунов Г.А., Соловьёв Б.Г. Указ. соч. С. 56—64.

8 ЦАМО РФ. Ф. 442. Оп. 8465. Д. 16. Л. 58—65.

9 Васильева Л.Н., Желтов И.Г. В прицеле — Прохоровка: В 2 т. Т. 1. М.; Белгород; Прохоровка: КОНСТАНТА, 2013. С. 237.

10 В связи с поступлением различной инженерной техники в войска ещё в июне 1942 г. были сформированы 11 отдельных парков инженерных машин резерва Верховного Главнокомандования из расчёта один на фронт.

11 Фронтовые управления оборонительного строительства (ФУОС), являвшиеся органами военных советов фронтов и подчинявшиеся начальникам инженерных войск фронтов, были созданы на основании приказа наркома обороны от 21 июля 1943 г. (всего их было 13). В их задачи входили строительство оборонительных полос и участков при закреплении местности, укрепление населённых пунктов и восстановление старых разрушенных рубежей обороны в полосе фронта и др.

12 Подвижный отряд заграждений (ПОЗ) — временное воинское формирование, создававшееся в наземных войсках Красной армии для устройства минно-взрывных заграждений и производства разрушений в ходе операции (боя); элемент оперативного построения (боевого порядка) войск. Основу ПОЗ составляли подразделения (части) инженерных войск. Свои задачи ПОЗ выполнял во взаимодействии с войсками

в и

первого и второго эшелонов, общевойсковыми и противотанковыми резервами либо самостоятельно.

13 Группы, придаваемые танковым частям, передвигаются на танках, на бронированных транспортёрах, а зимой, кроме того, и в бронесанях, прикреплённых к танку, с задачей обеспечения их продвижения в глубине обороны противника. Устранение заграждений, проделывание в них проходов выполняются преимущественно с помощью взрывчатых веществ как обеспечивающих наибольшую быстроту выполнения работы. (Наставление для общевойсковых и инженерных командиров по минированию и разминированию. М.: Воениздат, 1943. С. 64, 65).

14 Заселян Н.П., Пыркин Г.И. Документация взрывных заграждений. М.: Воениздат, 1943. С. 3.

15 Характерные черты инженерного обеспечения и особенности применения инженерных войск в битве под Курском: доклад на юбилейной военно-исторической конференции, посвящённой 25-летию битвы под Курском, начальника Военно-инженерной академии имени Куйбышева генерал-полковника инженерных войск А. Цирлина. М., 1968.

16 Опубликовано: Никифоров Н.И. Применение инженерных войск в Великой Отечественной войне: доклад. Белгород; Прохоровка: Гос. военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», 2017. С. 52—57.

17 Габов С.А. Сапёры Огненной дуги: инженерные войска в Курской битве. Воронеж, 1987. С. 50.

18 О применении минно-огнефугасов см. подробнее: Коршунов Э.Л., Рупасов А.И. Огневые валы и бутылочные поля в системе заграждений на оборонительных рубежах Ленинградского фронта. 1941—1942 гг. // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 11. Военно-химическое дело. СПб.: Бранко, 2014. С. 106—119; они же. Огневые валы в системе заграждений на оборонительных рубежах Ленинградского фронта // Воен.-истор. журнал. 2013. № 11. С. 18—22.

19 Замулин В. Курский излом. Решающая битва Отечественной войны. См. интернет-ресурс: http://militera.lib.ru (дата обращения: 5 октября 2017 г.).

20 Электризуемые заграждения — противопехотные проволочные заграждения (сети, заборы), усиленные периодическим пропуском по проволоке переменного электрического тока высокого напряжения. Прикасание к проволоке вызывало замыкание цепи и поражение живой силы.

21 Энергетика — Великой Победе: сборник. Белгород: обл. типография, 2015. С. 49, 50.

22 Самовоспламеняющиеся средства — части Красной армии применяли зажигательные бутылки двух видов: с самовоспламеняющейся жидкостью «КС» (смесь фосфора и серы) и с горючими смесями № 1 и 3 (смесь авиационного бензина, керосина, лигроина, загущённая маслами или порошком ОП-2). Аббревиатура «КС» расшифровывается либо по фамилии изобретателя Н.В. Кошкина — «Кошкинская смесь», либо по фамилиям изобретателей жидкостных гранат Качугина и Солодовникова. При воспламенении жидкость горела около 3 мин и создавала температуру до 1000°С.

23 Противотанковая оборона — совокупность мероприятий, направленных на отражение атак танков, САУ и бронетранспортёров противника и их уничтожение. Применяется во всех видах боевых действий. В годы войны ПТО включала: ротные противотанковые опорные пункты, объединённые в батальонные противотанковые узлы; противотанковые районы, создававшиеся на танкоопасных направлениях за счёт специально выделявшихся подразделений и частей истреби-тельно-противотанковой артиллерии, танков, самоходных артиллерийских установок, огнемётов и подразделений инженерных войск со средствами минирования; танковые засады, артиллерийские противотанковые резервы, подвижные отряды заграждений; огонь артиллерии, расположенной на танкоопасных направлениях; противотанковые заграждения. ПТО создавалась на всю глубину оперативной обороны.

24 Габов С.А. Указ. соч. С. 81.

25 Пляскин Василий Яковлевич (11 января 1899 —1980), генерал-лейтенант. В Красной армии с 1920 г. Окончил Омское пехотное училище, курсы командного состава при Ленинградской военно-инженерной академии, академические курсы в Москве при Военно-инженерной академии РККА. В годы Великой Отечественной войны — начальник инженерных войск 32-й армии Карельского фронта, участник Сталинградской битвы, Курской битвы, генерал-майор (1942). После войны на преподавательской работе. Награждён орденами Красного Знамени, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Красной Звезды. См. подробнее: Пляскин В.Я. Инженерное обеспечение и инженерные войска в битве под Курском // Военная мысль. 1953. № 7. С. 74—81.

26 Габов С.А. Указ. соч. С. 59.

27 Инженерная обстановка — факторы и условия, оказывающие влияние на выполнение боевых задач войсками и задач инженерного обеспечения военных действий. Включает: состав, группировку и возможности инженерных войск (своих и противника), характеристику естественных препятствий и заграждений, инженерное оборудование местности в полосе боевых действий и др.

28 Сажное — село Яковлевского района Белгородской обл.

29 Сборник материалов по изучению опыта войны. 1944. № 11. Март—апрель. М.: Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1944. С. 54.

30 Габов С.А. Указ. соч. С. 124.

31 Там же. С. 138, 139.

32 ЦАМО РФ. Ф. 5 гв. А. Оп. 4852. Д. 93. Л. 7 об.

33 Там же. Ф. 285 сп. Оп. 46981. Д. 1. Л. 99, 100.

34 Там же. В документе отсутствует п. 16.

35 Никифоров Н.И. Указ. соч. С. 18. Для сравнения: за период с 5 по 14 июля 1943 г. инженерные войска Центрального фронта «своими минно-подрывными заграждениями подорвали: танков — 396, бронемашин — 1, автомашин — 3, самоходных пушек «Фердинанд» — 2, бронетранспортеров — 3...» (Из приказа инженерным войскам Центрального фронта № 089 от 18 июля 1943 г. См.: Огненная дуга: стратегия победы. К 70-летию Курской битвы: каталог историко-документальной выставки. М.: Федеральное архивное агентство; Российский государственный архив экономики, 2013. С. 77).

36 Агапов С. Инженерные войска // Воен.-истор. журнал. 1977. № 11. С. 47.

37 Приказ войскам 69-й армии № 40/н от 4 августа 1943 г. См.: ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 1031. Л. 4.

38 Там же.

39 Там же.

40 Там же.

41 МТС — машинно-тракторная станция.

42 Приказ частям 9-й гвардейской Полтавской воздушно-десантной дивизии 2-го Украинского фронта № 026/н от 5 ноября 1943 г. См.: ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 3664. Л. 4.

43 Овсянников А. Особенности подготовки и ведения контрнаступления под Курском // Военная мысль. 1953. № 7. С. 37—46.

44 Инженерная разведка — один из видов военной разведки, предназначенный для определения характера и степени инженерного оборудования позиций и районов, занимаемых противником; одно из мероприятий инженерного обеспечения операции (боя).

45 Габов С.А. Указ. соч. С. 145.

46 См., например: Постановление Военного совета Воронежского фронта о мобилизации гражданского населения Воронежской, Харьковской и Курской областей от 22 февраля 1943 г. // Государственный архив Курской области. Ф. Р-3322. Оп. 31. Д. 113. Л. 20, 21. Опубликовано: Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг.: сборник документов и материалов. Т. II. Курск: Курское книжное изд-во, 1962. С. 30, 31.

47 Ныне пгт. Прохоровка Прохоровского района Белгородской обл.

48 Солдаткин С. Минёр // Истоки. 2009. 6 мая.

49 ЦАМО РФ. Ф. 69 А. Оп. 10753. Д. 410. Л. 16.

50 Габов С. Указ. соч. С. 88, 89.

51 ЦАМО РФ. Ф. 5 гв. А. Оп. 4852. Д. 93. Л. 31. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.