Научная статья на тему 'Инженерные службы сельскохозяйственных предприятий и надёжность МТП'

Инженерные службы сельскохозяйственных предприятий и надёжность МТП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1577
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитченко С. Л., Мохирев Е. В.

Рассматриваются вопросы усовершенствова-ния инженерно-технических служб (ИТС) сель-скохозяйственных предприятий и возможность повышения надежности МТП через применение информационных технологий. Представлены производственные результаты использования информационной системы, позволяющей фикси-ровать отказы технологических агрегатов по параметру «расход топлива». Предложен метод расчета затрат на инновации в инженерной сфере сельскохозяйственного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитченко С. Л., Мохирев Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерные службы сельскохозяйственных предприятий и надёжность МТП»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

УДК 631.173.004

ИНЖЕНЕРНЫЕ СЛУЖБЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАДЁЖНОСТЬ МТП

© 2008 г. С.Л. Никитченко, Е.В. Мохирев

Инженерно-техническая служба (ИТС) сельскохозяйственного предприятия представляет собой стержень системы управления производством, а уровень её организации во многом определяет эффективность применяемой в производстве техники и технологий. Оценить эффективность работы инженерных подразделений можно по уровню использования машинно-тракторного и автомобильного парков предприятия [1]. Машинно-тракторный парк (МТП) является основой механизации в растениеводстве, а его надёжность и эффективность использования определяют себестоимость производимой продукции и её качество.

Нами было проведено исследование технического состояния двигателей энергонасыщенных тракторов в период выполнения полевых работ [2]. Исследования выполнялись в течение двух лет, диагностированию периодически подвергались пять тракторов К-701 и шесть тракторов Т-150, принадлежащих двум предприятиям Зерноградского района. Общие результаты диагностирования для тракторов К-701 представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что двигатели тракторов в период полевых работ находятся в состоянии параметрического отказа практически по всей группе параметров. Эффективная мощность двигателей снижена в среднем на 10.. .12 %, а в отдельных случаях - до 18 %, при эксплуатационном допуске 5 %. В основном такое состояние двигателей вызвано износом составных частей ЦПГ и разрегулировкой систем двигателя.

Дальнейший фотохронометраж рабочей смены почвообрабатывающих агрегатов на базе этих тракто-

ров позволил выявить снижение производительности по площади в среднем на 15.20 % относительно норм, действующих в предприятиях. В табл. 2 показано сравнение фактических показателей работы куль-тиваторных агрегатов с действующими типовыми нормами выработки [3].

Таблица 1

Общие результаты диагностирования

двигателей тракторов К-701

Показатель Средние значения показателей

Факт. Норма

Эффективная мощность двигателя, кВт 178,3 198,5

Расход картерных газов, л/мин 218 226 (ДО 209 (Д2)

Давление впрыска форсунок, МПа 14,3 16,5

Удельный расход картерного масла на угар, % 2,5 1,7

Типовые нормы выработки и расхода топлива отражают потенциальные возможности машин. Из табл. 2 видно, что среднесменная часовая производительность агрегатов на операции в среднем составляет 42.50 %, а расход топлива завышен в среднем на 25.38 % относительно потенциально возможных значений. Это вызвано как фактором неудовлетворительного технического состояния машин, так и факторами организации полевых механизированных работ, что целиком входит в сферу деятельности инженерно-технических работников.

Таблица 2

Границы интервалов варьирования значений технико-экономических показателей культиваторных агрегатов при глубине обработки 8...10 см и длине гона 800...1000 м

Показатель Значения границ интервалов

нижняя верхняя норма нижняя верхняя норма

К-701 + СП-16А + 4КПС-4 + 16БЗСС-1,0 Т-150 + С-11-У + 3КПС-4 + 12БЗСС-1,0

Сменная часовая производительность, га/ч 2,94 5,31 9,8 2,63 4,42 6,77

Погектарный расход топлива, кг/га 3,87 5,03 3,65 3,46 4,56 2,9

Рабочая скорость, км/ч 8,2 9,6 9,8 8,04 8,9 8,4

Проблему повышения надёжности и уровня использования потенциальных возможностей техники большинство специалистов предлагают решать комплексом мер, которые практически не затрагивают вопрос совершенствования инженерно-технических служб предприятий АПК. Без данного шага рассматриваемые проблемы решаться не могут, так как новая техника будет поступать в среду, система управления которой не обеспечит реализацию потенциальных возможностей машин.

Инженерно-технические службы сельскохозяйственных предприятий сегодня остро нуждаются в обновлении и усовершенствовании. По данным «Росин-формагротех» [4], общая численность специалистов всех служб в сельхозпредприятиях страны за 20002005 гг. сократилась на 25,4 %, но максимальное сокращение отмечается в инженерно-технической службе - 39,1% (по Южному Федеральному округу 36 %). Сокращение штата ИТС предприятий приводит к увеличению нагрузки на одного специалиста, а в результате большинство вопросов, связанных с подготовкой техники и контролем за техническим состоянием машин в период эксплуатации, остаются неохваченными. Квалификационный состав главных инженеров предприятий в целом по стране следующий: специалисты с высшим специальным образованием - 47,7 %, со средним специальным образованием - 41 %, специалисты без специального образования - 11,3 %. Возрастной состав главных специалистов ИТС близок к пенсионному.

Действующие штатные нормативы и перечень решаемых задач для инженерных служб предприятий разрабатывались в период, когда техническое обслуживание и ремонт МТП осуществлялись планово в условиях хозяйств и предприятий «Сельхозтехники». Сегодня часть обслуживающих работ взяли на себя сервисные структуры, это вносит свои коррективы в обоснование штата ИТС и позволяет инженерам сельхозпредприятий больше внимания уделять вопросам анализа производства и инноваций, а также проектированию производственных процессов.

Нами были обоснованы перспективные направления развития инженерно-технических служб предприятий [5, 6]. Большое значение мы придаём формированию перечня функций, выполняемых современными инженерными работниками, основные из которых:

- информационно-аналитическая;

- планирование;

- организационно-техническая.

Информационно-аналитическая функция инженерных работников подразумевает решение задач информационного обеспечения сферы эксплуатации техники. Эта функция в сочетании с планированием производства должна занимать больший процент рабочего времени главных специалистов ИТС, если предприятие пользуется услугами фирменных сервисных структур.

Важно, чтобы специалист имел условия для оперативного контроля производственных процессов и их анализа, изучения и оценки новых и традиционных технологий. Показатели, представленные в табл. 1 и 2, могут служить сигналом руководству ИТС к воздействию на технику, но в производстве нет диагностического оборудования и нет информационной системы, которая позволяла бы получать такую информацию оперативно.

В настоящее время развитию информатизации ИТС сельхозпредприятий, на наш взгляд, препятствуют три основных фактора:

1. Структура типовых действующих ИТС не предусматривает наличия отделов и штатных специалистов, осуществляющих полный инженерный мониторинг технологических процессов и ведущих инновационную политику предприятия.

2. Недоверие со стороны руководства ИТС к новым информационным технологиям в управлении производством.

3. Отсутствуют модели внутрихозяйственного информационного обеспечения и специализированные компьютерные программы для инженерных работников, позволяющие автоматизировать процесс анализа производства и управление машинными парками предприятия.

ГОСТ 27.001-95 регламентирует систему стандартов «Надёжность в технике». Одним из объектов стандартизации является информационное обеспечение надёжности. К сожалению, для данного объекта до сих пор нет характерных показателей.

В 80-е гг. организация единых инженерных служб специализированных производственных объединений и оптимизация системы их информационного обеспечения в Ленинградской области позволили повысить коэффициент технического использования МТП совхозов с 0,45 до 0,8 и более [7].

В настоящее время для инженерных работников села нами разработан пакет специализированных программ «Агрокомплекс». Данная работа ведётся в рамках решения проблемы информатизации и усовершенствования инженерных структур АПК. Использование пакета программ в предприятиях Весёловского района Ростовской области, прежде всего, позволило добиться прозрачности производства, уменьшить нецелевое использование материальных ресурсов в сфере эксплуатации МТП, оперативно устранять отказы технологических комплексов растениеводства по параметрам производительности и расходования материальных ресурсов.

Приведённые примеры показывают целесообразность внедрения новых информационных технологий в инженерной сфере села и особенно в управлении надёжностью техники. С помощью пакета программ «Агрокомплекс» мы исследовали отказы технологических систем некоторых сельскохозяйственных операций по параметру «расход ГСМ». В табл. 3 представлены значения перерасхода топлива отечественной техникой за сезон при выполнении технологических операций в растениеводстве за период полевых механизированных работ 2007 г.

Таблица 3

Экономический ущерб, вызванный отказом технологических систем растениеводства

по параметру «расход топлива»

Наименование операции Перерасход топлива на 100 га, кг Расход топлива кг/усл. эт. га Величина ущерба на 100 га, руб.

факт. норма

Возделывание зерновых, пропашных культур и трав

Боронование зяби и многолетних трав до 22 11,53 10,36 419

Весенняя культивация с боронованием до 76 10,33 8,76 1448

Сев зерновых до 33 9,03 7,96 628,5

Сев пропашных до 10,5 8,85 8,57 200

Внесение минеральных удобрений до 17,4 3,62 2,57 332

Междурядная обработка до 26,8 4,74 3,8 510

Уборка зерновых до 25 - - 476,2

Скашивание трав до 26 5,28 3,06 495,3

Дискование поля до 43 10,66 10,12 819

Вспашка старопахотных земель до 45 11,42 11,0 857

Итого до 325 - - 6190

Овощеводство

Фрезерование поля до 21 8,43 8,22 400

Посев овощных до 32 7,23 6,79 610

Опрыскивание до 7 5,23 5,15 133

Полив до 30 11,2 9,3 571

Скашивание ботвы овощных до 30 5,3 3,1 571

Итого до 120 - - 2285

Всего до 445 - - 8475

В качестве базы сравнения принимались нормы расхода топлива на операциях, действующие в предприятиях. В расчётах мы фиксировали случаи, когда фактический расход топлива на операциях превышал нормативный расход более чем на 10 %. Это классифицировалось нами как отказ технологической системы по параметру. Из табл. 3 видно, что предприятие с развитым производством зерновых и овощеводством имеет существенные убытки при отсутствии оперативного контроля расхода топлива на операциях. Основными причинами перерасхода топлива на операциях являются неудовлетворительное техническое состояние двигателей тракторов, нецелевое использование ГСМ и плохая организация полевых работ.

Проект усовершенствования и информатизации ИТС предприятия включает решение задач:

- приобретение компьютеров и коммутационных устройств;

- подключение к сети Интернет;

- приобретение основного программного обеспечения (ПО);

- обучение пользователей ПК;

- приобретение специализированного ПО и его настройка;

- консультирование пользователей по специализированному ПО;

- информационное обслуживание специализированных программ;

- введение в штат ИТС инженеров по мониторингу и анализу производства.

Инновации для инженерной службы предприятия целесообразны, если полученный экономический эффект превысит затраты на содержание инженеров-аналитиков и приобретение информационных технологий. Величина эффекта, прежде всего, обусловлена снижением экономического ущерба от эксплуатации техники с ухудшенным техническим состоянием. Также следует принять во внимание, что контролирующая информационная система поможет навести порядок в складе запасных частей, автоматизировать отчётность и документооборот инженерной службы, обеспечит возможность планирования сервисных работ и запасов комплектующих частей к машинам.

Экономический эффект от рассматриваемого мероприятия можно выразить как разность удельных стоимостей эксплуатации техники до усовершенствования ИТС и после усовершенствования 5н за вычетом затрат на инновации за весь срок осуществления мероприятия

Э = (5б - 5н )Ж - 5ин ,

где Ж - объём работ, выполненных за период мероприятия, усл. эт. га.

Мы считаем, что внедрение новых функций ИТС отразится не на всех статьях эксплуатационных затрат МТП, а лишь на отдельных статьях - затраты на ГСМ, запчасти, ремонтные работы. Сумму перечисленных затрат принимаем в качестве стоимости эксплуатации технических объектов.

Внедрение мероприятий по усовершенствованию и информатизации ИТС предприятия может осуществляться в двух направлениях:

1) информационно-аналитические функции распределяются между имеющимися специалистами инженерной службы;

2) в штат вводятся дополнительные должности инженеров-аналитиков или создаётся специальный аналитический отдел в структуре ИТС.

В первом случае величина затрат на инновации S^ определяется выражением

S ин = S ПК + S ПО + S СПО + S об + S ИОК ,

где S^ - стоимость компьютеров и коммутационных устройств, руб.; Sm - стоимость основного лицензионного программного обеспечения, руб.; Sq^ - стоимость специальных программ и их настройки, руб.; Sq6 - стоимость обучения пользователей ПК, руб.; SmK -стоимость информационного обслуживания специализированного ПО и консультирование пользователей, руб.

Данный случай характерен для небольших предприятий. Разновременные затраты целесообразно привести к единому моменту времени.

Для предприятий с большим количественным составом МТП подходит второй вариант с введением в штат ИТС дополнительных сотрудников. В этом случае затраты на инновации будут равны

s1 = s l

+ s с

где sci

затраты на содержание дополнительных

сотрудников ИТС, руб.

В научном и практическом плане представляет большой интерес разработка экономико-математичес-

кой модели, позволяющей вести расчёт целесообразности применения информационных систем и введения дополнительных инженерных должностей для конкретных условий и объёмов производства. Критериальным условием принятия инноваций в данной модели является превышение дохода от инноваций над затратами, необходимыми для их внедрения.

Литература

1. Пахолков Н.А. Организация управления инженерной службой хозяйства // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1990. № 8. С. 6-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бутов Н.П., Зацаринный В.А., Никитченко С.Л. Старый трактор ещё поработает // Сельский механизатор. 2001. № 4. С. 24-25.

3. Типовые нормы выработки и расхода топлива на сельскохозяйственные работы. Ч. 1. М., 2000.

4. Кадровое обеспечение сельскохозяйственных организаций Российской Федерации (2001-2005 гг.) / Под общей редакцией В.Е. Бердышева, А.В. Козлова. М., 2006.

5. Никитченко С.Л. Инженерно-техническая служба сельхозпредприятия как подсистема эффективной эксплуатации машин // Техника в сельском хозяйстве. 2005. № 5. С. 26-29.

6. Никитченко С.Л. Усовершенствование инженерных структур в агробизнесе // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2007. № 3. С. 126-127.

7. Яковлев М.Н. Совершенствование системы информации в инженерной службе // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1989. № 2. С. 10-12.

Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, г. Зерноград

17 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.