Научная статья на тему 'Инженерные и транспортные сооружения Москвы как градостроительные ориентиры'

Инженерные и транспортные сооружения Москвы как градостроительные ориентиры Текст научной статьи по специальности «Строительство. Архитектура»

CC BY
81
15
Поделиться

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Вавилин В. Ф., Моисеенко В. А., Вавилин В. В.

В статье описываются инженерные и транспортные постройки Москвы как система уникальных технических объектов. Рассказана краткая история создания акведука в Мытищах, радиобашни инженераВ. Г. Шухова, Крымского моста и Останкинской телебашни, ставших культурными доминантами столицы и символами своего времени.

Текст научной работы на тему «Инженерные и транспортные сооружения Москвы как градостроительные ориентиры»

ИНЖЕНЕРНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ

СООРУЖЕНИЯ МОСКВЫ

КАК ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

В. Ф. Вавилин, В. А. Моисеенко, В. В. Вавилин

В статье описываются инженерные и транспортные постройки Москвы как система уникальных технических объектов. Рассказана краткая история создания акведука в Мытищах, радиобашни инженера В. Г. Шухова, Крымского моста и Останкинской телебашни, ставших культурными доминантами столицы и символами своего времени.

Перечень типов инженерных и транспортных объектов в современной Москве весьма обширен и включает даже такие экзотические для России постройки, как акведук. Акведук построен в XVIII в. по указу Екатерины II для подачи ключевой воды из Мытищ в Москву. По дороге на богомолье в Лавру императрица останавливалась в Мытищах и решила, что именно оттуда надо вести питьевую воду к Кремлю. Классическая «римская» конструкция служила для преодоления оврага в русле Яузы питьевой водой, подающейся самотеком с водонапорной станции Алексеевской. Сооружение это весьма внушительное, при длине 356 м имеет 21 пролет по 8,5 м каждый. Строился акведук около 25 лет. На его возведение было потрачено больше одного миллиона рублей. В память об этом небывалом расходе народ прозвал акведук «миллионным мостом».

Особое место среди инженерных и транспортных объектов занимают высотные сооружения. Среди них одним из самых выдающихся является, безусловно, Шуховская башня. Шуховская башня считается одним из самых красивых и выдающихся достижений инженерной мысли в мире. В России ее сооружение вызвало всеобщий восторг. Образ конструкции Шуховской башни вдохновил А. Н. Толстого на создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина». Строительство башни длилось три года — с 1919-го по 1922-й. Автор проекта — инженер-конструктор, архитектор и ученый В. Г. Шухов (1853—1939).

Башня состоит из шести секций и достигает высоты 160 м. Первоначально планировалось соорудить девять секций (общая высота 350 м), но в стране не хватило стали. Башня

возводилась без лесов, путем телескопического подъема секций. Она имеет оригинальную изящную сетчатую конструкцию, благодаря чему ветровая нагрузка, представляющая главную опасность для высоких сооружений, снижена до минимума. Секции башни — однополостные гиперболоиды вращения высотой 25 м каждый, сделанные из прямых металлических балок,упирающихся концами в кольцевые основания.

Трансляция радиопередач началась 19 марта 1922 г. С установкой двух траверз и флагштока высота Шуховской башни достигла 160 м. С 1938 г. башня используется для трансляции телепередач. Долгие годы изображение Шуховской башни являлось эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая знаменитый «Голубой огонек». До 1967 г. она являлась главной телебашней страны.

Мировое значение Шуховской башни подтверждают экспозиции ее макетов на престижных архитектурных выставках Европы последних лет. На выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре XX века» в Мюнхене в 2003 г. был установлен позолоченный и шестиметровый макет.

Башня никогда не реставрировалась. Попытки придать ей дополнительную прочность с помощью сварных элементов компетентными международными экспертами признаются как варварство по отношению к уникальной конструкции. Во время усиления элементов башни было нарушено основное положение , заложенное Шуховым при ее проектировании, — определенная подвижность ее элементов при восприятии внешних нагрузок.

Останкинская телебашня

Останкинскую телебашню, подобно Шуховской, было бы справедливее назвать именем ее создателя — Николая Васильевича Никитина (1907—1973 гг.).

Когда встал вопрос о строительстве в Москве нового телевизионного комплекса с башней высотой не менее 500 м, инженер треста «Стальконструкция» доктор технических наук Н. В. Никитин выдвинул в высшей степени смелое предложение — построить башню из бетона. Многим тогда это показалось безумием. Теоретические расчеты показывали, что у столь грандиозного сооружения практически нет шансов устоять под напором сильного ветра.

Однако Никитин предложил нестандартную и в то же время удивительно простую конструкцию. Полый железобетонный цилиндр должен был стягиваться вертикальными стальными тросами, размещенными вдоль внутренней поверхности ствола. Эта система должна была придать башне невиданную прочность и устойчивость в экстремальных условиях^ также препятствовать образованию трещин в бетоне.

Акт комиссии о приемке первой очереди был подписан 5 ноября 1967 г. Ныне высота башни составляет 540 м (первоначально она была чуть ниже — 533 м, но затем был достроен флагшток). Высота бетонной части — 385 м. Глубина фундамента не превышает 4,6 м. Масса башни вместе с фундаментом — 51 400 т. Коническое основание сооружения опирается на десять опор; средний диаметр между опорами-ногами — 60 м.

Кольцевые сечения ствола башни обжаты 149 канатами. Суммарный объем помещений и высотных обстроек — 70 тыс. м3. Полезная площадь помещений башни — 15 тыс. м2. Максимальное теоретическое отклонение вершины башни при максимальных расчетных скоростях ветра — 12 м. В башне находятся пять грузовых и четыре пассажирских лифта.

На высоте 337 м была оборудована смотровая площадка. Скоростные лифты за 57 с поднимали на нее посетителей. Здесь же был открыт знаменитый вращающийся ресторан «Седьмое небо», вмещавший 240 гостей и имевший три зала — «Бронзовый», «Золотой» и «Серебряный» («Шереметьевский»),располо-женные соответственно на отметках 334,331

и 328 м. Кольцеобразные помещения ресторана совершали круговые вращения вокруг своей оси со скоростью от одного до трех оборотов в час. При обороте ресторана за 40 мин времени как раз хватало , чтобы пообедать и осмотреть всю панораму Москвы с высоты птичьего полета. За все время существования башни ресторан «Седьмое небо» и смотровую площадку посетили более 10 млн чел. Основную часть объема башни занимают технические этажи.

Молнии регулярно ударяют в Останкинскую башню — по несколько сот раз в году. Правда , башня обладает столь сильным полем, что отталкивает от себя электрический разряд. Тогда молнии уходят параллельно стволу и бьют в землю рядом с башней. Самой башне они не страшны, ведь ее создатели задали ей фантастические пределы прочности. Она в состоянии выдержать 8-балльное землетрясение по шкале Рихтера,ураганный ветер силой до 44 м/с, а также отклонение вершины в радиусе до 14 м. Единственное, чего инженеры не могли предотвратить, — элементарная человеческая халатность. Скорее всего, именно она и стала причиной пожара, случившегося в воскресенье 27 августа 2000 г. около 15 часов.

По официальной версии,причиной возгорания Останкинской башни стало значительное превышение нагрузки на фидеры — кабели, передающие сигнал высокой мощности от аппаратуры к антенне. В результате катастрофы погибли три человека: пожарный Владимир Арсюков, лифтер Светлана Лосева и сантехник башни Александр Шепицын. Все они находились в лифте,обрушившемся с двухсотметровой высоты.

Во время пожара от высокой температуры лопнуло несколько десятков тросов,обес-печивающих предварительное напряжение бетонной конструкции башни. Вопреки обоснованным опасениям башня устояла. Впоследствии тросы были восстановлены, как и вся башня в целом. Вместо выгоревшего ресторана «Седьмое небо» в ней должны открыться три новых: «Высота», «Русский бриллиант» и «Юпитер». Трагедия заставила пересмотреть подход к проблемам безопасности , и во время восстановительных работ наибольшее внимание инженеров и строителей было уделено именно им.

12

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2008 | № 4

Силуэт 540-метровой Останкинской башни, видный даже из центра Москвы, стал неотъемлемым градостроительным акцентом столицы. В то же время телебашня является главной доминантой очень обширного и весьма своеобразного ансамбля, включающего также огромный телецентр (построен в 1964—1967 гг.), Останкинский пруд и дворец графа Шереметева.

Крымский мост

Первым мостом на месте Крымского брода (его название связано с набегами на Первопрестольную крымских татар, которые часто переправлялись в этом месте) был построенный в 1783 г. деревянный Николаевский мост. Через 100 лет его заменили металлическим,имевшим решетчатые фермы. В соответствии с генеральным планом Москвы 1935 г. через Москву-реку было переброшено шесть новых мостов. Одним из них стал Крымский, связавший зону Калужской площади и Парка культуры им. Горького с трассой Садового кольца.

Мост сооружен в 1936—1938 гг. по проекту архитектора А. В. Власова и инженера Б. П. Константинова, которые применили здесь тип висячего моста. До сих пор во всей столице это единственный висячий мост через Москву-реку. Протяженность моста 671 м, ширина — 33 м, длина пролета — около 100 м.

Поступила 16.09.08.

Как и остальные новые мосты , Крымский перекрывает набережные, обеспечивая развязки транспорта на разном уровне.

В градостроительном плане то обстоятельство, что мост не «упирается» в набережную, а проходит над ее проезжей частью, дает следующий эффект: объемы близлежащих

зданий (в частности, бывшего Института международных отношений, ныне Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации) оказываются визуально скраденными. Зато в сопоставлении с ними масштабнее выглядит сам мост. Его изящный силуэт гармонирует с павильонами и зеленью расположенного на другом берегу Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.

Замечательный и в конструктивном, и в художественном отношении, Крымский мост является чрезвычайно значимым градостроительным ориентиром — одним из самых приметных среди транспортных сооружений столицы. Однако, если мы включим в рассмотрение наряду с транспортными инженерные объекты Москвы, то будем вынуждены констатировать вполне очевидный факт: как градостроительный ориентир Крымский мост является куда более локальным объектом, нежели Останкинская телебашня.