Научная статья на тему 'Инженерной академии России - двадцать лет'

Инженерной академии России - двадцать лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерной академии России - двадцать лет»

II СЪЕЗД ИНЖЕНЕРОВ РОССИИ

С.Г. Чулкин, А.И Федоров ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ РОССИИ — ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

25—26 ноября в Москве проходил II съезд инженеров России. Не все, вероятно, помнят, что I съезд был проведен в Москве в 1990 году и что Общероссийская общественная организация «Российская инженерная академия» (РИА) стала первым и единственным преемником Инженерной академии СССР, созданной 13 мая 1990 года.

С чего же все начиналось?

Предложения о создании Инженерной академии СССР, с которыми выступали видные советские ученые , в том числе члены Академии наук СССР, неоднократно обсуждались в конце 80-х годов прошлого столетия в центральных партийных и высших государственных органах страны. Однако сложный порядок принятия решений, противодействие далеких от инженерных проблем руководителей не позволили получить сразу согласие на ее организацию.

Научно-техническая общественность, понимая актуальность и важность создания единого органа, консолидирующего инженерное сообщество страны, начала серьезную подготовительную работу, прежде всего — среди организаций Союза научно-технических обществ СССР и ряда крупнейших научно-исследовательских институтов. В начале 1990 года были выбраны первые 25 действительных членов Инженерной академии СССР.

На первом общем собрании был принят Устав и избран президент академии. Им стал известный ученый, крупный организатор науки, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР Борис Владимирович Гусев.

Решением исполкома Тимирязевского районного Совета народных депутатов г. Москвы от 13 мая 1990 года была проведена первая регистрация Инженерной академии СССР.

Понимая, как сложно будет получить признание без поддержки государственных структур, президиум академии начал активный процесс утверждения Устава Инженерной академии в министерствах и ведомствах СССР и РСФСР.

Устав утвердили министры и заместители министров: О.Г. Анфимов, Ю.П. Баталин, Б.Н. Белоусов, И.Н. Букреев, В.М. Величко, В.Н. Забелин, C.B. Колпаков, Е.Б. Левичев,

A.И. Макаренко, Ю.Л. Назаров, И.Ф. Образцов, H.A. Паничев, Э.К. Первышин, П.А. По-лад-Заде, В.И. Решетилов, Г.Б. Строганов,

B.И. Сухих, Е.В. Филиппов, B.C. Черномырдин, В.К. Чирсков, М.С. Шкабардня, М.И. Щадов и другие.

Большую поддержку в дальнейшем организационном процессе создания Инженерной академии СССР оказали Государственный комитет СССР по науке и технологиям (академик Н.П. Лаверов), Академия наук СССР (академик Г.И. Марчук), Президиум Союза научных и инженерных обществ СССР (академик Ю.А. Иш-линский) и правление Научно-промышленного союза СССР (А.И. Вольский).

Постановлением Государственного комитета СССР по науке и технологиям под научно-методическое руководство академии были переданы более 100 научно-производственных объединений, НИИ и конструкторских бюро.

Уже к концу 1991 года была заложена прочная основа академии — избраны 338 действительных членов и членов-корреспондентов из 10 республик СССР. Среди них — ведущие ученые и организаторы производства, внесшие большой вклад в научное и инженерное развитие различных отраслей народного хозяйства.

Большую помощь в организации академии оказали почетные президенты — академики Академии наук СССР А.Ю. Ишлинский, Б.Е. Патон, К.В. Фролов и Совет старейшин,

который состоял из академиков АН СССР во главе с академиком И.А. Глебовым. Большую лепту в становление академии внесли выдающиеся ученые, крупные организаторы производства и инженеры-практики: С.А. Абдраимов, В.Н.Анциферов, Ю.П. Баталин, В.М. Бондарен-ко, Б.В. Будзуляк, С.Н. Булгаков, А.И. Васильев, Ю.С. Васильев, Л.И. Волков, И.И. Ворович, У.А. Джолдасбеков, Б.Т. Жумагулов, В.К. Кабу-лов, В.Я. Карелин, И.П. Ксеневич, Г.Е. Лозино-Лозинский, А.Ф. Мехтиев, В.В. Панов, АН. Подгорный, И.В. Прангишвили, Б.С. Сажин, Ю.П. Самарин, А.Н. Семенов, А.И. Федотов, В.Ф. Филаретов, Ю.Е.Ходжамирян, Ю.А.Яшин.

С 1991 года началась практическая работа Инженерной академии СССР. Была надежда на то, что наука займет лидирующее положение в развитии народного хозяйства страны. На этой надежде и были основаны первые планы работы секций академии.

В это же время принимается решение о создании первых филиалов Инженерной академии СССР: Ленинградского, Южно-Украинского, Уральского, Туркменского, Алтайского, Приднепровского, Томского, Самарского и др.

С самого начала создания академии ее президиум предложил активизировать работу по организации малых предприятий. Начиная с июля 1990 года создаются: НТЦ «Экострой» (г. Москва), НПО «Новтех» (г. Ленинград), НИИ «Экология» (г. Брянск), ОКБ магнитоизмерительной аппаратуры (г. Вильнюс) и многие другие. Некоторые из них работают совместно с Российской инженерной академией и в настоящее время.

Большим достижением стало создание системы коллективных членов академии. Ими стали крупные производственные, научно-технические и научно-исследовательские организации: концерны, машиностроительные, металлургические и горнообогатительные предприятия, НИИ и КБ. Сейчас их насчитывается более 700. Среди них такие гиганты индустрии, как ОАО «Газпром», АО «ВАЗ», завод им. Хруничева и др.

Таким образом, академия с самого начала своей деятельности развернула целенаправленную работу по упрочению связи науки и производства, по решению проблем практического использования результатов фундаментальных исследований и ускоренного их внедрения в промышленность.

Казалось, что именно такая структура и нужна государству! Однако многие из поставленных

задач так и не были доведены до решения из-за развала СССР. Кроме того, академия была вынуждена непрерывно адаптироваться к новым экономическим условиям и меняющемуся законодательству.

Уже в конце 1991 года в связи с развалом СССР на базе Инженерной академии СССР были основаны инженерные академии стран СНГ. Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 1991 года была зарегистрирована как общероссийская общественная организация Российская инженерная академия (РИА), а 10 февраля 1992 года получила регистрацию Международная инженерная академия (МИА), учредителями которой стали инженерные академии стран СНГ.

Президентом РИА и МИА был единогласно избран Б.В. Гусев.

Большим событием в жизни инженерного сообщества стал I Съезд инженеров России, который прошел в 2005 году в Большом Кремлевском дворце и в здании московской мэрии. В работе съезда приняли участие 5500 делегатов, более 1000 из них прибыли из регионов.

I Съезд инженеров явился важным звеном в повышении творческой активности ученых и инженеров. В ходе его подготовки и проведения было многое сделано для консолидации инженерного корпуса с целью решения насущных стратегических задач, стоящих перед страной. Организаторами съезда выступили Российская и Международная инженерные академии, Российский союз общественных академий наук, а также ряд ведомств и холдингов.

Предложение о проведении съезда поддержали Президент России и Правительство Российской Федерации, а также Российская академия наук, Минпромнауки России, Минэкономразвития России, Минатом России, МЧС России и руководители многих субъектов Российской Федерации. Подготовку Съезда инженеров России осуществил Организационный комитет, созданный распоряжением Правительства РФ, что придало съезду особый статус.

В настоящее время активную деятельность по организации выполнения решений съезда осуществляет Высший инженерный совет (ВИС), сопредседателями которого являются Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Сергей Михайлович Миронов, президент Российской инженерной академии Борис Владимирович Гусев и бывший

генеральный директор ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Васильевич Каданников.

ВИС обеспечивает конструктивное взаимодействие с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, а также с Общественной палатой в целях активного использования интеллектуального потенциала научно-инженерных структур для общественной экспертизы государственных решений в области инженерной деятельности, имеющих общегосударственное значение.

РИА и ВИС провели комплекс мероприятий по подготовке к проведению 11 Съезда инженеров России, призванного обсудить ситуацию в реальном секторе экономики с учетом мировой финансовой нестабильности и подготовить предложения правительству по первоочередным мерам снижения ее воздействия на производственную сферу страны и по переводу промышленности на инновационный путь развития.

Мы можем гордиться тем, что только Инженерной академии СССР в лице МИАдо настоящего времени удалось сохранить единое научное и инженерное пространство в пределах бывшего СССР.

Российская инженерная академия в рамках Международной инженерной академии развивает равноправное взаимовыгодное партнерство, ведет большую работу по интеграции усилий в реализации межгосударственных совместных программ, законодательному сближению механизмов научно-инженерной деятельности, сохранению и укреплению единого инженерного и технологического пространства стран СНГ.

В составе Международной инженерной академии, кроме РИА, сегодня активно работают национальные инженерные академии Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Украины, Инженерная федерация Узбекистана. В Белоруссии, Болгарии, Румынии, Греции, Молдавии и на Тайване созданы представительства или отделения М ИА.

РИА имеет последовательно развивающиеся связи с инженерными организациями США, скандинавских стран, Китая, Сербии, Польши, Черногории и других иностранных государств. В составе РИА около 80 иностранных членов более чем из тридцати стран мира.

В 1993 году РИА получила консультативный статус в ЮНИДО (ООН по промышленному развитию), а в 1997 году ЮНЕСКО включила ее

II съезд инженеров России

в число экспертных организаций по новым технологиям в Центральной и Восточной Европе.

Российская инженерная академия с момента своего создания ведет активную работу по развитию научно-технических направлений, по созданию образцов новой техники и технологий.

За первые пять лет своей деятельности (1990— 1995 годы) она сформулировала ряд основных концепций, по которым работает и до настоящего времени.

В этот же период были получены значительные результаты в решении ряда научно-технических проблем. В частнности:

выполнен прогноз развития перспективных конструкций авиационно-ракетных и космических систем;

осуществлено макромоделирование и проведены системные исследования альтернативных стратегий перестройки и технологического развития топливно-энергетического комплекса страны;

разработана и внедрена уникальная высокоэффективная технология использования жидкого шлакового расплава для повышения эффективности сжигания топлива на тепловых станциях, снижающая в 5—7 раз выбросы окиси азота, серы и других вредных газов;

создано оборудование и впервые в мировой практике осуществлен отжиг корпусов реакторов на атомных электростанциях, что обеспечило повышение безопасности и увеличение ресурса их работы на 30-40 %;

получены новые виды химических и минеральных волокон для композиционных материалов, нитевидные мембраны, широкая гамма новых легких сплавов на основе алюминия, титана и другие эффективные материалы, в том числе для строительства.

Все эти результаты не могли быть незамеченными. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 23 июля 1993 года № 5537-1 «О Российской инженерной академии» Правительству РФ и Комитету Верховного Совета РФ по науке и народному образованию было поручено внести предложения по конкретной поддержке деятельности академии. И все же перемены в высших эшелонах власти помешали РИА подняться на другой организационный уровень и стать государственной.

Однако ничто не могло задержать развитие академии. В настоящее время она активно работает по всем направлениям инженерной деятельности, выполняя исследования и разработки

по созданию принципиально новых видов техники, технологий и материалов.

В последние годы в связи с высокой эффективностью работы секций «Авиакосмическая» и «Инженерные проблемы стабильности и конверсии» в Российской инженерной академии значительно больше внимания стало уделяться вопросам использования инженерных разработок оборонно-промышленного комплекса. С этой целью в 2007 году был организован Общероссийский форум «Использование космоса в мирных целях». На площадках ВВЦ (г. Москва) ежегодно проводятся специализированные выставки «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК» и соответствующие научно-практические конференции.

Однако, несмотря на то, что при запуске знаменитого «Бурана» было использовано более 300 технологий, которые можно было бы успешно внедрять в инновационных процессах современного промышленного производства, практическое применение «космической техники» составляет сегодня не более 5 %. Вместе с тем мы надеемся, что в связи активизацией работы по модернизации и технологическому развитию России в ближайшей перспективе использование изделий и технологий двойного назначения в реальном секторе экономики возрастет в 2—3 раза.

В последнее время в число приоритетных направлений деятельности академии выдвинулись проблемы развития нетрадиционных решений в области энергетики. Среди них особый интерес представляют исследования по созданию тепловых насосов, которые, образно говоря, представляют собой «вывернутый наизнанку холодильник». При их использовании на один киловатт затраченной электроэнергии можно получить до трех киловатт тепловой энергии за счет тепловых зон земли с температурой, большей, чем температура наружной среды.

Многочисленные работы членов академии связаны с вопросами эффективного применения электрической и тепловой энергии, так как в России сегодня на единицу произведенной продукции (при эксплуатации технических систем) расходуется электроэнергии почти в 2,5 раза больше, чем в индустриально развитых странах мира. Поэтому создание новых теплоизоляционных материалов для стен зданий позволило повысить коэффициент их теплового сопротивления в три и более раз по сравнению с 80—90-ми годами прошлого столетия.

Следует также отметить успехи РИА в области строительства. Здесь и разработка принципов создания комфортных помещений, и эффективные планировочные решений по обеспечению наиболее удобных для проживания условий и многие другие инженерные решения. Неслучайно, что за последнее десятилетие в этой области деятельности 10 членов академии стали лауреатами Государственной премии и более 100 — лауреатами премий Правительства Российской Федерации.

Теперь остановимся на подготовке и проведении 11 Съезда инженеров России.

Высший инженерный Совет, созданный по инициативе I Съезда инженеров России в 2005 году, и РИА внесли предложение о проведении II Съезда инженеров России. Предстоящее событие вызвало большой резонанс в среде научно-технической общественности России. Региональные отделения и секции РИА избрали на Съезд своих представителей.

Признавая большую роль инженерного корпуса России, насчитывающего около 15 млн человек, в реализации насущных задач модернизации отечественной экономики, председатель Совета Федерации ФС РФ С.М. Миронов счел возможным принять участие в работе Оргкомитета 11 Съезда инженеров России в качестве сопредседателя.

Целью съезда было обсуждение и принятие документов, направленных на модернизацию экономики, создание условий для внедрения инновационных технологий, на формирование государственной поддержки по развитию инженерного корпуса России.

25 ноября на утреннем заседании с приветственным словом в адрес Съезда выступил Ю.С. Васильев.

В работе съезда приняли участие представители учреждений образования, а также научных, проектных и производственных коллективов всех отраслей промышленности и экономики из 49 регионов Российской Федерации. Санкт-Петербург на съезде представляли 10 делегатов, в числе которых были: Юрий Сергеевич Васильев (Президент СПбГПУ), Алексей Иванович Федотов (Заместитель председателя попечительского совета СПбГПУ, Президент Санкт-Петербургской инженерной академии), Владимир Леонидович Александров (Генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи») и др.

4

II съезд инженеров России^

Затем делегаты Съезда заслушали отчетный доклад сопредседателя Высшего инженерного совета, Президента Российской инженерной академии Бориса Владимировича Гусева «О работе Высшего инженерного совета и инженерного сообщества России от съезда к съезду Об изменениях в Уставе Высшего инженерного совета».

Борис Владимирович рассказал об истории создания Российской инженерной академии (РИА), вспомнил всех, кто принял активное участие в ее формировании, оказал большую поддержку в дальнейшем организационном процессе.

В докладе Б.В. Гусева был подведен итог двадцатилетней работы РИА. Отмечено, что с момента создания:

РИА ведет активную работу по развитию научно-технических направлений, по созданию образцов новой техники и технологий. В настоящее время члены РИА активно работают по тридцати четырем направлениям инженерной деятельности, выполняя исследования и разработки по созданию новых видов техники, технологий и материалов. Ежегодный объем научно-исследовательских, проектных и других видов работ составляет более 1 млрд руб;

членами РИА было создано примерно 4 тысячи новых технологий, издано свыше 6500 монографий и учебников, получено около 3000 патентов;

труд членов академии отмечен 74 Государственными премиями и 350 премиями Правительства РФ. Государственных наград удостоены более 150 членов академии, а 43 присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Члены академии отмечены 23 международными премиями и наградами.

Сегодня РИА объединяет свыше 1300 действительных членов и членов-корреспондентов, 28 секций, 44 региональных отделения и центра. При этом структура научно-технической и организационной деятельности академии продолжает совершенствоваться.

Наряду с достигнутыми успехами Б.В. Гусев в своем докладе уделил внимание и сложным проблемам, стоящим перед инженерным корпусом нашей страны.

Руководством страны, отметил Б.В. Гусев, поставлена задача о переходе к «экономике знаний» за счет инновационного развития. Речь идет о том, что если отечественные разработки перспективны, защищены патентами и готовы к практической реализации, то они могут не только обеспе-

чить модернизацию, но и стать инструментом прорыва и наукоемким товаром. Разумеется, таких разработок не так уж много. Чтобы их стало больше, надо стимулировать развитие отечественных научных и инженерных школ, обеспечить их поддержку государством и бизнесом, активизировать усилия ученых и инженеров. В том числе за счет соответствующей оплаты труда и создания условий для плодотворной работы.

Далее докладчик охарактеризовал двойственность современного периода экономического и научно-технического развития:

с одной стороны, можно констатировать определенные «подвижки» в экономической деятельности государства;

с другой стороны, приходится признать, что в стране до сих пор нет четкой и эффективной промышленной политики, и это не только ставит под угрозу ее конкурентоспособность, но и делает невозможным устойчивый экономический рост. Более того, перспективы развития некоторых стратегически важных и высокотехнологичных направлений могут быть полностью утеряны.

Руководство страны подчеркивает: чтобы поддержать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, процесс модернизации должен стать непрерывным благодаря таланту и творчеству наших ученых и инженеров. В этой связи докладчик призвал вернуться к предложению о принятии Закона об инженерной деятельности, определяющего «правила игры» — взаимоотношения инженерного корпуса с обществом, государством — и таким образом устраняющего явные противоречия между низким статусом инженеров в российском обществе и той ключевой ролью, которая им должна быть отведена в решении назревших проблем экономики страны. По сути речь шла о необходимости разработки и реализации определенной государственной политики по отношению к научному и инженерному сообществу. При этом нельзя забывать, что ученые и инженеры со своей стороны трудом и высокой ответственностью должны доказывать полезность и даже незаменимость инженерного мышления, то есть престиж инженера и его значимость в обществе должны вырастать в делах.

У России нет иного пути подъема, как через реализацию стратегии инновационно-технологического прорыва, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях научно-инновационной политики, придание инновационного

характера инвестициям и последовательную модернизацию на этой базе основных фондов. Переход на инновационный путь развития требует, по словам Б.В. Гусева, решения широкого круга проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, законодательной деятельностью в области патентного и авторского права.

Говоря о привлечении молодежи к активному участию в научной и инновационной деятельности, Б.В. Гусев остановился на вопросе интеграции нашего образования в мировое образовательное пространство и вступления в так называемый Болонский процесс. Докладчик попросил проявлять особую осмотрительность, ибо этот процесс небезосновательно связывают с разрушением российской системы подготовки специалистов для науки и промышленности, поскольку в нем вообще отсутствует само понятие «инженер». Ауро-вень подготовки магистров и бакалавров не удовлетворяет наши предприятия. Говоря иными словами, наша промышленность пока не готова к восприятию людей с незаконченным высшим образованием, какими по существу являются бакалавры. Видимо, как всякая реформа, и эта должна быть подготовлена, иметь определенные временные этапы. И тогда через какое-то время мы войдем в решении этой проблемы в нормальное русло.

И в заключение своей речи докладчик остановился на вопросе постоянной и обязательной переподготовки инженерных кадров, чему должна способствовать четкая государственная программа.

Затем с докладами о положении в промышленности, науке и образовании выступили В.Л. Александров (генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи»), Д.А. Рототаев (гене-

ральный директор Московского комитета по науке и технологиям), А. М. Кузнецов (руководитель Иркутского отделения РИА), АА. Збрицкий (ректор Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы ГАОПО«ГАСИС»), Полад По-лад-заде (председатель совета директоров ОАО «Водстрой») и многие другие видные представители инженерного корпуса России.

После обсуждения основных вопросов, включенных в повестку дня, делегаты Съезда обсудили и приняли Резолюцию, а также Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву. Кроме того, избран Высший инженерный совет Российской Федерации (120членов) стремя сопредседателями (С.М. Миронов — председатель Совета Федерации ФС РФ, Н.И. Рыжков — член Совета Федерации ФС РФ, Б.В. Гусев — президент Российской и Международной инженерных академий). В состав Совета вошли три представителя от Санкт-Петербурга: В.Л. Александров, Ю.С. Васильев и А. И. Федотов.

В принятой на съезде резолюции, состоящей из констатирующей и постановляющей частей, нашли свое отражение не только высокие цифры наших достижений, но (что немаловажно!) и «острые углы» в развитии промышленности, науки и образования.

Съезд считает, что важными направлениями деятельности Российского государства должны стать сохранение и неуклонное наращивание научно-инженерного потенциала, подъем престижа и социального статуса инженера, рост востребованности и эффективности инженерного труда.

УДК 629.1 2

В.Л. Александров

РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Судостроительная отрасль — одна из ведущих отраслей оборонно-промышленного комплекса страны и важный сегмент экономики (рис. 1) — в значительной мере определяет военную, продовольственную, энергетическую и транспортную

безопасность государства во всех сферах морской деятельности России. Для России судостроение — стратегическая отрасль национальной промышленности. Один судостроитель «кормит» до пяти специалистов смежных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.