Научная статья на тему 'Инженерное образование в Германии: интерактивные методы обучения (на примере Технического университета Брауншвейга)'

Инженерное образование в Германии: интерактивные методы обучения (на примере Технического университета Брауншвейга) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (НАПРАВЛЯЕМАЯ ДИСКУССИЯ / "МОЗГОВАЯ АТАКА" / РАБОТА В ГРУППЕ) / ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / ACTIVE METHODS EDUCATION (DIRECTED DEBATE / "BRAINSTORMING" / WORK IN GROUP) / INDEPENDENT FUNCTIONING(WORKING) THE STUDENT / EXPLORATORY UNIVERSITY / MODERNIZATION / PARTICULARITIES OF THE USE THE ACTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова Т. Н.

Статья посвящена актуальной проблеме использования интерактивных методов обучения в системе высшего профессионального образования; рассмотрена специфика их применения на практике; предъявляемые к ним требования; подчеркнута эффективность интерактивных методов; дана характеристика интерактивных методов, используемых в современной образовательной практике (направляемая дискуссия, «мозговой штурм» и др.). Представлен зарубежный опыт использования интерактивных методик (на примере Технического университета Брауншвейга).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article is dedicated to actual problem of the use active methods of the education in system of the high vocational training; considered specifics of their using in practice; the requirements presented requirements to him; underlined efficiency интерактивных methods; it is given feature интерактивных methods, used in modern educational practical person (directed debate, "brainstorm" and others.). Will Presented foreign experience of the use интерактивных methodses (on example of the Technical university Braunshveyg).

Текст научной работы на тему «Инженерное образование в Германии: интерактивные методы обучения (на примере Технического университета Брауншвейга)»

УДК 378

Т. Н. Гурьянова

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ: ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА БРАУНШВЕЙГА)

Ключевые слова: исследовательский университет, модернизация, интерактивные методы обучения (направляемая дискуссия, «мозговая атака», работа в группе), особенности использования интерактивных

методов, самостоятельная работа студента.

Статья посвящена актуальной проблеме использования интерактивных методов обучения в системе высшего профессионального образования; рассмотрена специфика их применения на практике; предъявляемые к ним требования; подчеркнута эффективность интерактивных методов; дана характеристика интерактивных методов, используемых в современной образовательной практике (направляемая дискуссия, «мозговой штурм» и др.). Представлен зарубежный опыт использования интерактивных методик (на примере Технического университета Брауншвейга).

Keywords: exploratory university, modernization, active methods education (directed debate, "brainstorming", work in group), particularities of the use the active methods, independent functioning(working) the student.

The Article is dedicated to actual problem of the use active methods of the education in system of the high vocational training; considered specifics of their using in practice; the requirements presented requirements to him; underlined efficiency интерактивных methods; it is given feature интерактивных methods, used in modern educational practical person (directed debate, "brainstorm" and others.). Will Presented foreign experience of the use интерактивных methodses (on example of the Technical university Braunshveyg).

Одним из важнейших направлений в деятельности Национального исследовательского университета, созданного на базе КГТУ, является модернизация системы высшего профессионального образования, предполагающей подготовку кадров и проведение исследований химического и оборонного комплексов, без успешного развития которых, невозможно дальнейшее стабильное социально-экономическое развитие страны.1

Для успешной реализации программы развития Национального исследовательского университета планируется изучить и адаптировать передовой опыт по организации образовательного процесса ведущих отечественных и зарубежных вузов. С этой целью (в рамках программы повышения квалификации аспирантов и сотрудников ГОУ ВПУ КГТУ) была организована стажировка в Немецкую Академию Менеджмента Нижней Саксонии2, во время которой преподаватели КГТУ посетили немецкие ВУЗЫ, (Технический университет Брауншвейга, университет им. Мартина Лютера в Халле-Виттенберг, Высшую техническую школу Мерзебурга), где ознакомились с организацией учебного процесса, со спецификой профессиональной подготовки студентов (в том числе и инженерных специальностей), с новейшими современными методиками и технологиями обучения в Германии.3

1 Согласно разработанной программе развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» приоритетными направлениями» на 2010 - 2019 гг. признаны: химия и технология полимерных и композиционных материалов, химия и технология энергонасыщенных материалов, комплексное освоение ресурсов углеводородного сырья, нанотехнологии, наноматериалы, энергосберегающие технологии перспективных материалов.

2 Deutsche Management Akademie Niedersachsen, DMAN (г. Целле) общеполезная организация, работающая в сфере международного сотрудничества, занимающаяся поддержкой экономического развития путем повышения квалификации и консультирования руководящих специалистов предприятий и организаций.

3 Для более успешного освоения и понимания предложенного материала, все методики были активно апробированы на участниках стажировки (преподавателях КГТУ), в частности составление блок-схемы (структурирование содержания) преподаваемой дисциплины для лучшего усвоения материала студентами и осуществление работы в группе.

Германия имеет давнюю историю и богатые традиции в области инженерного образования. Однако, сегодня, по словам дипломированного педагога Б. Баксман (методикодидактический центр высших школ Нижней Саксонии, Технический университет Брауншвейга), в немецкой системе высшего профессионального образования, в том числе и в системе подготовки инженерных специальностей, кардинально меняется само понятие «культура образования». Главным принципом в процессе обучения, становится принцип сотрудничества и взаимодействия преподавателя и студента, предполагающий взаимную «заботу», уважение и доверие.

Надо заметить, что в современной системе высшего профессионального образования Германии большое внимание уделяется вопросам дидактики, а именно методам активного обучения, позволяющим существенно улучшить качество подготовки специалистов; интерактивные методики стимулируют творческую активность студентов, способствуют формированию и развитию профессионального мышления, обеспечивают постоянное взаимодействие обучающегося и преподавателя.

Понимание важности процессов инновационного предпринимательства, коммерциализации инноваций в сфере индустрии высоких технологий определяет писк новых форм организации образовательного процесса, с использованием инновационных технологий обучения.4 Как показывает практика, задача подготовки специалистов нового поколения (в том числе и будущих инженеров), не может быть сегодня в полной мере решена традиционными стандартными методами обучения, направленными, в основном, на приобретение, расширение и углубление знаний путем сообщения информации, и ее воспроизведения. Эти методы не затрагивают в должной степени основное звено познавательной деятельности обучающихся - мышление.

В отличие от традиционных, академических (более пассивных) методов интерактивная5 подача материала стимулирует участие студентов в учебном процессе и способствует активной передаче информации. Сообщать важную информацию и одновременно привлекать к работе всех обучающихся - это один из эффективных приемов интерактивного обучения; студент скорее усвоит сведения по тем вопросам, которые им сначала предложили обдумать и обсудить.6

Интерактивное обучение - это обучение в сотрудничестве. Речь идет, как о сотрудничестве студентов с преподавателем, так и студентов друг с другом; они взаимодействуют, работают в команде, преподаватель помогает им как организатор учебного процесса, как один из источников необходимой для достижения цели информации, как комментатор их действий. Участники таких занятий, заранее осведомлены о целях, планируемых результатах, планах занятий и формах собственного участия в них. Такой подход отличается от традиционного «поучения» свой открытостью и равенством участников учебного процесса. Центральной частью интерактивного обучения (по мнению специалистов методико-дидактического центра высших школ Нижней Саксонии, Технического университета Брауншвейга), несомненно, является самостоятельная работа студента, которой

4 Тузиков А.Р., Зинурова Р.И., Соколова Ю.Н. Дистанционные технологии в контексте компетентностного подхода в организации образовательного процесса в исследовательских университетах (на примере Национального исследовательского университета химии и технологии перспективных материалов) // Вестник. -2010. - №9. - C. 803.

5 Термин интерактивный» от английского «interact» - взаимодействовать, находиться во взаимодействии, влиять друг на друга. Интерактивное обучение - это совместное проблемное обучение через действие, т.е. это означает, что используются любые приемы и методы, кроме тех, когда один человек встает и говорит о чем-то, а другой пассивно его слушает.

6 Согласно исследованиям методико-дидактического центра высших школ Нижней Саксонии, Технического университета Брауншвейга в памяти человека запечатлевается до 10 % того, что читается, до 20 % того, что слышатся, до 30 % того, что видится, до 50 % того, что видится и слышатся, до 70 % того что говорится и до 90 % того, что делается и говорится.

в немецких вузах уделяется большое внимание.7 Главное в системе высшего профессионального образования, считают немецкие педагоги, с самого начала научить студента работать самостоятельно, дать ему как можно больше свободы.

Существует огромное количество разнообразных интерактивных методов организации учебной деятельности, которые включают в себя направляемую дискуссию, «мозговую атаку», работу в группе, использование лекционных плакатов, схем и других наглядных пособий, коротких демонстраций, ролевых игр и тренировочных упражнений (короткие упражнения с четкой структурой). Все эти методики активно используются сегодня в образовательных учреждениях Германии, в том числе и в Техническом университете Брауншвейга. Кратко остановимся лишь на некоторых из них.

л 8

В направляемой дискуссии очень важным является умение задавать хорошие вопросы. Задача преподавателя как руководителя - инструктора обсуждения - помочь группе думать, выделяя определенную проблему и направляя обсуждение так, чтобы оно позволило прояснить ее. Используя ответы и соображения, высказанные студентами, с тем, чтобы сделать акцент на каком-то положении, преподаватель привлекает студентов к работе над материалом и повышает их заинтересованность в обсуждаемом вопросе. Вовлекая студентов, в подобную форму работу преподаватель должен четко представлять в каком направлении следует вести обсуждение, как осуществлять контроль над ответами студентов, их действиями и ходом обсуждения. Направляемой дискуссии может быть посвящено занятие целиком, или можно лишь встроить небольшую серию вопросов - ответов в лекционное выступление преподавателя.

Наиболее эффективным способом привлечь внимание студентов к важной информации является, по мнению немецких специалистов, постановка вопросов (познавательных и стимулирующих мышление)9 в самом начале лекции.

Выслушав ответы, преподаватель должен показать, что он ценит усилия, проявленные студентами и постараться свести до минимума чувство неловкости, которое может возникнуть у того или иного студента в связи с тем, что его ответ, возможно, был не совсем логичным или неполным. Желательно задавать один и тот же вопрос не одному, а сразу нескольким студентам, что (по мнению немецких педагогов) позволяет отдельному студенту перейти некоторый «барьер», студент перестает бояться выступать и высказывать свое мнение, кроме

7 В отличие от российских университетов, в немецких ВУЗах количество часов отведенных на лекционные занятия значительно меньше. Основной акцент делается на самостоятельную работу студента. Последние пять лет большой популярностью во многих ВУЗах Германии (в том числе и в Техническом университете Брауншвейга) пользуется система «наставничества». Вместо традиционных привычных занятий (лекций и семинаров) преподаватель проводит лишь вводную, ознакомительную лекцию по читаемой дисциплине, затем формирует небольшие группы студентов (10 - 15 человек) дает им задание и рекомендует литературу, по которой они должны заниматься. По необходимости (по просьбе студентов) преподаватель в течение всего семестра встречается со студентами, о встрече, как правило, договариваются заранее, оговаривается тема обсуждения, проблемные точки, все делается в письменном виде, сама встреча длится около 90 минут; при этом предполагается, что студент не только самостоятельно осваивает материал, но и помогает своим товарищам. В данном случае преподаватель выступает как - бы в роли «консультанта - наставника». Такая форма обучения, прежде всего, направлена на сокращение лекционных занятий и активизацию самостоятельной работы студента. Не менее интересна, на наш взгляд, и так называемая система «тьюторства». Это когда успевающие студенты -тьюторы оказывают помощь студентам, имеющим определенные трудности в усвоении учебного материала. Обычно занятия проводятся раз в неделю (на занятие отводится 90 минут) в группе не более 15 - 20 человек. Таким образом, студенты - тьюторы не только оказывают помощь неуспевающим, но и имеют возможность показать себя, кроме того они зарабатывают дополнительные балы для успешной сдачи той или иной дисциплины. Такая форма работа осуществляется добровольно или на договорной основе, которая оплачивается из фондов ВУЗа. Со студентами тьюторами - регулярно проводятся различные тренинги, занятия для того чтобы они получили необходимые навыки преподавания.

8 Вопросы должны формулироваться ясно, четко и логично; не больше одной проблемы в одном вопросе.

9 Вопросы, стимулирующие мышление, это такие вопросы на которые трудно сразу ответить, сначала необходимо, подумать и лишь затем сформулировать свой ответ.

того, это способствует активизации мышления других студентов и вовлекает их в процесс обучения.

Правила проведения дискуссии в группе

• Каждый участник имеет возможность высказаться, если захочет

• Все участники группы уважают ценности и взгляды каждого, даже если не согласны с ними

• Все участники делают замечания кратко и по существу

• Каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников

• Все возникающие разногласия, конфликты разрешаются путем обсуждения с учетом интересов участников и правил работы

• Все участники стремятся создать открытую, деловую, дружескую атмосферу

«Мозговая атака»10 - это один из наиболее популярных интерактивных методов обучения и групповой работы, позволяющий привлечь к работе (к обсуждению того или иного вопроса) большое количество студентов. Такое занятие может быть организовано с помощью выбора одного из студентов для записи идей на лекционном плакате или доске. Желательно, чтобы все предложения записывались и постоянно были видны всем участникам; все идеи должны записываться при помощи как можно меньшего количества слов, при необходимости в видоизмененной форме (не меняя основную идею). Преподаватель задает вопрос всей группе и просит студентов по очереди высказывать свои соображения, так чтобы каждый смог принять участие в дискуссии. Все идеи, высказанные студентами должны приветствоваться, никакую идею нельзя критиковать или отвергать. Следующий этап - это обсуждение, классификация, отбор наиболее перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы могут быть разделены на две группы - генераторов идей и аналитиков. Динамизм таких занятий можно обеспечить, ограничив их продолжительность (как правило, такое занятие может длиться не более 10-15 минут). Результатом «мозговой атаки» становится список творческих решений или вариантов решения проблемы, созданный благодаря участию студентов.

Правила мозгового штурма

• Каждый имеет право высказывать собственные предложения

• Участники высказываются по очереди, точно и кратко

• Любые предложения принимаются и одобряются участниками

• Ведущий записывает все предложения

• Нельзя критиковать и отвергать предложения

• Можно развивать предыдущие идеи

Другой очень эффективный интерактивный прием - это использование наглядных пособий, что позволяет преподавателю не только активизировать внимание студентов, но и внести некоторое разнообразие в «традиционную лекцию». В качестве таких пособий может быть использована схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, «лекционные плакаты» (для записи наиболее важных положений, на которые необходимо особо

10 Также иногда используется термин «мозговой штурм».

243

обратитьвнимание в ходе занятия), любые предметы, относящиеся к теме выступления. Такой подход имеет два преимущества: он помогает лектору более четко изжить материал лекции, а студенту следить за ходом его мысли.11

Работу в группе следует использовать в том случае, если необходимо решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально.12 Работа в группе предоставляет всем участникам возможность действовать и позволяет формировать у них такие навыки как:

• способность совместного решения проблем;

• способность совместного выполнения поставленных задач;

• способность к совместному распознанию, проработке и применению знаний, фактов, основных положений, взаимосвязей и структур;

• способность к взаимодействию и кооперации;

• коммуникационные способности, способность работать в группе;

• способность к разрешению конфликтов и напряженных ситуаций в группе.

Для наибольшей эффективности использования подобного метода в учебном процессе в таких группах должно быть не больше 10 человек желательно формировать их с учетом разного уровня подготовки студентов. Задача преподавателя не оценить работу группы, а грамотно ее спланировать и организовать; здесь важны не столько знания преподавателя, сколько его способности к групповой работе. Полезно как можно дольше сохранять стабильный состав группы для того, чтобы студенты могли достигнуть мастерства в групповой работе; в то же время смена состава группы позволяет всем участника поработать с разными людьми и лучше узнать их.

После окончания групповой работы, ее результаты должны быть представлены другим группам (при этом можно использовать плакаты, таблицы, схемы и т.п.), чаще всего это делается в виде презентации, от группы может выступить либо один, либо несколько человек. Если какая - то группа не справилось с заданием, то преподаватель должен объяснить, почему это произошло, почему не получился тот результат, который был запланирован в начале работы. При этом преподаватель не оценивает, а только описывает сам процесс групповой работы, отмечая при этом, как отрицательные, так и положительные моменты. Работа в группе должна проводиться в течение всего семестра.

Для того чтобы интерактивные методы были эффективны, необходимо использовать их выборочно, например, начать занятие с «мозговой атаки», затем продолжить его лекционным выступлением с привлечением наглядных пособий; злоупотребление такой методикой, по мнению немецких специалистов, значительно снижает ее эффективность. Кроме того подача материала и использование интерактивных методов должны планироваться заранее. Изложение материала должно быть организовано таким образом, чтобы важная информация была сообщена в самом начале (количество важных положений должно быть ограничено и тщательно подобрано, если преподаватель пытается сообщить слишком много информации, студенты нечего не усвоят), а затем несколько раз повторялась по ходу занятия. Заключение (подведение итогов) должно представлять собой четкое суммирование всей сообщенной информации, включая повторение важных моментов.13

11 Своеобразными наглядными пособиями могут быть и видеофильмы, сегодня есть возможность воспользоваться учебными фильмами; не менее эффективны художественные фильмы. Демонстрация некоторых фильмом с остановками (стоп-кадр) и обсуждениями по ходу может представлять из себя самостоятельное занятие.

12 Сегодня это самая распространенная форма работы со студентами в немецких ВУЗах.

13 Хочется обратить внимание и на то, что помимо использования на занятиях интерактивных методик, подготовка студентов в Германии (особенно инженерных специальностей) отличается хорошей материальнотехнической базой. Студентам и аспирантам доступны практически все современные методы лабораторного исследования. Преподавание ведется с использованием современных технических средств, например, наличие мультимедийного комплекса: проектор-компьютер является нормой во всех учебных аудиториях. Подавляющее большинство преподавателей в ходе чтения лекции используют презентации на RowerPoint.

В заключении хочется еще раз отметить, что эффективность учебного процесса зависит не только от выбора метода обучения, но и от той атмосферы, которая сложилась на занятии, от взаимного уважения, доверия и «заботы». Неслучайно, принцип взаимодействия и сотрудничества является сегодня основополагающим в системе высшего профессионального образования Германии.

Литература

1. Arbeit in Gruppen Projektarbeit. Kompetenzentrum «Hochschuldidaktik fur Niedersachsen» an der TU Braunschweig. 2010.

2. Валеева, М.А. Использование интерактивных методов обучения студентов в образовательной среде вуза / М.А. Валеева // Философия образования. - 2010. - № 2. - С. 75-81.

3. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин.

- М.: Наука, 1997. - 236 с.

4.Ковтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Ковтарадзе. -М.: Просвещение, 2009. - 180 с.

5. Корнеева, Л.И. Интерактивные методы обучения / Л.И. Корнеева // Высшее образование в России. -2004. - № 12. - С.105 - 108.

6. Лазарева, И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения / И. А. Лазарева // Инновации в образовании. - 2004. - №3. - С. 52 - 60.

7. Тузиков, А.Р. Дистанционные технологии в контексте компетентностного подхода в организации образовательного процесса в исследовательских университетах (на примере Национального исследовательского университета химии и технологии перспективных материалов) /А.Р. Тузиков, Р.И. Зинурова, Ю.Н. Соколова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 9. - C. 800 - 805.

© Т. Н. Гурьянова - канд. ист. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики психологии КГТУ, kaspp@meil.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.