Лебедева Т.Н.
К.п.н., доцент, заведующий кафедрой «Информационные системы и
технологии»,
ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОСТАВ ЕГО
КОМПОНЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматривается понятие инженерного мышления и его определяется состав его компонентов.
Ключевые слова: инженерное мышление, подготовка бакалавров, компоненты инженерного мышления.
Keywods: engineering thinking, bachelor, components of engineering thinking.
Развитие техники, новых технологий накладывает свой отпечаток на модернизацию всей структуры общественного производства, что влечет впоследствии изменение форм и характера труда человека в различных сферах его деятельности: производственной, научной, культурной. В связи с этим является актуальным вопрос философского осмысления возникающих проблем, связанных с мировоззренческой, социальной и методологическими позициями о дальнейших перспективах и возможностях развития общества.
Сегодня недостаточно того, чтобы выпускник высшего
профессионального образования должен владеть определенной суммой знаний, умений и иметь навыки их использования при решении производственных задач. У выпускника должно быть сформировано инженерное мышление, посредством которого он может нестандартно решать задачи, критически относиться к результатам своей деятельности, искать новые пути решения проблемы, стремиться к автоматизации и
оптимизации своего труда путем проектирования и моделирования изучаемых систем.
Инженерное мышление необходимо будущему инженеру и техническому рабочему также, как и клиническое мышление врачу, пространственное - проектировщику, экономическое - экономисту и менеджеру, художественное - артисту и другим работникам искусства, математическое, физическое, алгоритмическое - работникам,
соответствующей области науки и т.д. Обладая соответствующим типом мышления, специалист может быстро, точно, оригинально решать профессиональные задачи, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, уметь организовать себя и других для эффективной работы над проектом.
Отметим, что о значимости развития инженерного мышления в процессе обучения говорили еще в начале второй половины ХХ столетия.
Проблема формирования инженерного мышления в обучении исследовалась в работах Л.К. Алебастрова, Г.С. Альтшуллера,
В.И. Белозерцева, М.В. Булановой-Топорковой, Т.В. Кудрявцева,
О.Г. Лебедева, С.Н. Левиевой, Н.Н. Коротковой, Д.А. Мустафиной,
М.В. Мухиной, В.В. Никитаева, Е.В. Попова, Д.Л. Поспелова, А.Н. Прядехо, Г.А. Рахманкуловой, З.С. Сазоновой, В.Г. Семибратова, В.Д. Симоненко, В.Е. Столяренко, Л.Д. Столяренко, В.С. Смирновой, Н.В. Чечеткиной, Г.И. Шеменева и др.
Многие ученые отождествляли понятие «инженерное мышление» с «техническим мышлением» и говорили о его формировании не только инженеров, но и учителей технологии. В частности, М.В. Мухина в своей работе под термином «техническое мышление» понимает некоторый комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности
(конструкторских, технологических, возникающих при обслуживании и т.д.)
[3].
Д.А. Мустафина, Г.А Рахманкулова, Н.Н. Короткова вводят понятие инженерного мышления, под которым понимают: «... особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий» [2, С. 1819].
По их мнению, инженерное мышление включает в себя следующие компоненты: техническое, конструктивное, исследовательское и
экономическое мышления. Такие умения как проведение анализа состава, структуры, изучение и анализ технических устройств и принципов их работы составляют техническое мышление. Конструктивное мышление характеризуется четким построением определенной модели решения задачи или возникшей проблемы, когда необходима интеграция теоретических им практических знаний из разных предметных областей. Определение новизны в задаче, формулирование новой задачи на основе предыдущего опыта практической деятельности, умение сопоставить данное решение с известными классами задач, умение читать и применять техническую документацию при решении задач, умение обосновать принятые решения являются элементами исследовательского мышления. В экономическое мышление Д. А. Мустафина и Г. А. Рахманкулова включают рефлексию качества процесса и результата деятельности с позиций требований современного рынка труда.
Наиболее полно представлено определение понятия «инженерное мышление» у В.Е. Столяренко и Л.Д. Столяренко. Авторы под инженерным мышлением специалиста XXI века подразумевают сложное системное
образование, объединяющее в себя разные типы мышления: логическое, образно-интуитивное, практическое, научное, эстетическое, экономическое, экологическое, эргономическое, управленческое и коммуникативное, творческое [4].
По мнению Н.Ю. Гутаревой инженерное мышление «представляет собой сложное системное образование, включающее в себя синтез образного и логического мышления и синтез научного и практического мышления» [1]. Исходя из этого, можно заключить, что сегодня инженерное мышление -полидисциплинарно, т.к. требует решение проблемы специалистами разных областей. Поэтому здесь важно объединить работу нескольких специалистов и найти оптимальное решение с учетом всех трудозатрат.
Таким образом, инженерное мышление - это системное техническое мышление с элементами творческой деятельности, включающее в себя разные смежные типы мышлений. Сегодня именно от инженеров зависит качество нашей жизни. Для этого инженер-бакалавр должен осознавать значимость своей будущей профессии, должен использовать современные достижения в науке и технике для решения инженерно-практических задач, самостоятельно формулировать задачи и находить оптимальные пути их решения, используя стандартные и нестандартные подходы, осуществлять поддержку непрерывной работы и эксплуатировать производственнотехническое оборудование и системы, уметь работать в коллективе, распределять обязанности по проектированию и разработке системы, логически и образно мыслить в терминах рассматриваемой модели. Научить будущего инженера быть интеллектуально грамотным, быть компетентным в своей области и правильно использовать и эффективно развивать профессиональную компетентность - главная задача высшего образования.
Список используемой литературы:
1. Гутарева, Н.Ю. Учет практического инженерно-технического мышления будущих специалистов в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1283
2. Мустафина, Д.А. Модель конкурентоспособности будущего инженера-программиста [Текст] / Д.А. Мустафина, Г. А. Рахманкулова, Н.Н. Короткова // Педагогические науки. - 2010. - №8. - С. 16 - 20.
3. Мухина, М.В. Развитие технического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства средствами системы познавательных заданий /М.В. Мухина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Нижний Новгород, 2003. - 24 с.
4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебник [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2001.- 512 с.