Научная статья на тему 'Инженерное мышление – ключевой навык успешного логиста'

Инженерное мышление – ключевой навык успешного логиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженерное мышление / логистика / профессиональные компетенции / операционный специалист / soft и hard skills / engineering thinking / logistics / professional skills / operating specialist / soft and hard skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Арина Игоревна, Дидковская Александра Константиновна, Злобин Никита Олегович

Логистика – это база бизнес-процессов компании через призму издержек, которые необходимо контролировать и оптимизировать. Логист, в свою очередь, это инженер по данным процессам, который обеспечивает и производит практический результат деятельности. Все эти умения формируются в структуре инженерного, аналитического и творческого мышлений, которые необходимо развивать для успешного построения карьеры. Целью данного исследования является определение инженерного мышления как одного из ключевых навыков современного успешного логиста. Данная статья носит аналитико-информационный характер, что обосновывает использование такого метода, как анализ отечественной и зарубежной литературы по данной тематике. В ходе работы были определены уровни сформированности специалиста (логиста) на данный момент, ориентированные на три уровня, разработанные Е.А. Думой. В результате исследования выявлена необходимость формирования и развития инженерного мышления технических специалистов, в том числе различного вида логистов. В результате исследования было определено, что логист, участвующий в организации операционных, коммерческих и подготовительных процессах, должен понимать логику данной системы, иметь гибкость принятия стратегических решений в критических ситуациях с ограничивающими ресурсами, уметь работать в команде или знать основы менеджмента для управления группой. Наилучший исход во всех событиях можно достичь, опираясь на развитое инженерное мышление, которое можно развивать и поддерживать с помощью комбинированного подхода научной деятельности совместно с практической стороной этого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING THINKING AS A KEY SKILL OF A SUCCESSFUL MANAGER IN THE LOGISTICS

Logistics is the base of business processes of a company as expenses which are needed to be controlled and optimized. A manager in the logistics is an engineer of that kind of the processes, who provides and gives the practical side of the work. Needed skills for successful career ladder in this field are provided in structure of engineering, analytical and creative ways of thinking. The object of this work is to identify the engineering thinking as one of the key competency of a modern successful logistician specialist. This article has an analytical and informational basis, which justifies the usage of this kind of methods, such as an analysis of domestic and foreign relevant literature. During the work process, the levels of formation of a specialist in the logistics were determined. They are oriented on the three levels discovered by E. A. Duma. As the result of the work, the need for the formation and development of engineering thinking of technical specialists, including various types of logisticians, was identified. In conclusion, it was determined that a manager in the logistics, who is involved to the processes of the organization operational, commercial and preparatory activities, has to understand a logic of the system, has to be flexible in making strategy decisions in critical situations with limited recourses, has to be a team player or has to know the base of management of directing a group of workers. The best result can be achieved by including the engineering thinking, which can be developed and maintained through a combined approach of scientific activity together with the practical side of this training.

Текст научной работы на тему «Инженерное мышление – ключевой навык успешного логиста»

Инженерное мышление - ключевой навык успешного логиста

Карпова Арина Игоревна,

аспирант, ассистент кафедры «Социология и управление», ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» E-mail: karpova.arina2011@yandex.ru

Дидковская Александра Константиновна,

магистрант кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте», ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» E-mail: shyrurnadid@gmail.com

Злобин Никита Олегович,

Директор по логистике ООО «А2 Экспедирование» E-mail: n.zlobin@a2-express.com

Логистика - это база бизнес-процессов компании через призму издержек, которые необходимо контролировать и оптимизировать. Логист, в свою очередь, это инженер по данным процессам, который обеспечивает и производит практический результат деятельности. Все эти умения формируются в структуре инженерного, аналитического и творческого мышлений, которые необходимо развивать для успешного построения карьеры. Целью данного исследования является определение инженерного мышления как одного из ключевых навыков современного успешного логиста. Данная статья носит аналитико-информационный характер, что обосновывает использование такого метода, как анализ отечественной и зарубежной литературы по данной тематике. В ходе работы были определены уровни сформированности специалиста (логиста) на данный момент, ориентированные на три уровня, разработанные Е.А. Думой. В результате исследования выявлена необходимость формирования и развития инженерного мышления технических специалистов, в том числе различного вида логистов. В результате исследования было определено, что логист, участвующий в организации операционных, коммерческих и подготовительных процессах, должен понимать логику данной системы, иметь гибкость принятия стратегических решений в критических ситуациях с ограничивающими ресурсами, уметь работать в команде или знать основы менеджмента для управления группой. Наилучший исход во всех событиях можно достичь, опираясь на развитое инженерное мышление, которое можно развивать и поддерживать с помощью комбинированного подхода научной деятельности совместно с практической стороной этого обучения.

Ключевые слова: инженерное мышление; логистика; профессиональные компетенции; операционный специалист; soft и hard skills.

о с

U

со см о см

Логистика - это база бизнес-процессов компании через призму издержек, которые необходимо контролировать и оптимизировать. Логист, в свою очередь, это инженер по данным процессам, который обеспечивает и производит практический результат деятельности. Он является специалистом, который обладает экспертизой и навыками для управления потоками ресурсов, как материальными (грузы, финансы), так и нематериальными (информация, услуги время). По своей структуре логист обладает знаниями и навыками в сфере экономики, менеджмента, дипломатии (для общения с подрядчиками, коллегами и клиентами) правового транспортного обеспечения и др. Поэтому, он должен быть как организатором и управленцем, так и математиком и аналитиком, разбираясь во многих детальных вопросах внутренней работы бизнеса, в котором он осуществляет свою деятельность.

Различают несколько видов логистов, например: операционный логист, логист-экспедитор, диспетчер, международный логист, логист коммерческого отдела, логист-аналитик и логист-инженер. Однако, во всех случаях все виды объединяются такими профессиональными качествами и навыками, как организаторские способности с быстрым принятием решений, знания планирования и тайм-менеджмента, управление эффективностью и навык нетворкинга. Все это формируется в структуре инженерного, аналитического и творческого мышлений, которые необходимо развивать для успешного построения карьеры. [7]

До пандемии 2020 года логистика считалась определенно технической деятельностью, однако, сейчас ценится креативный и нестандартный подход к решению логистических задач, отходя от шаблона «операционных специалистов», так как мировые изменения требуют быстрых и смелых решений, не оставляя времени на обдумывания и излишнего согласования.

Развитие специалиста логистики на старте формируется в моменте обучения, все релевантные знания для его базы возможно получить в технических ВУЗах. На сегодняшний день, перед высшими учебными образованиями стоит вопрос не только объяснения операционных моментов, но и развития инженерного мышления, которое позволяет видеть большую систему как целиком, так и детально. Инженерное мышление в современных реалиях содержит свойства инновационного мышления, то есть его влияние распространяется не только на технические аспекты, но и на любые другие объекты и вопросы, требующих проработки и решения. [2]

Технический склад ума с творческим подходом к решению простых и нестандартных вопросов -

система инженерного мышления, которая является опорой успешной карьеры логиста. Комбинация технического, конструктивного, исследовательского и экономического видений и мыслительных техник позволяет оперативнее и точнее проводить анализ структуры или адаптироваться к изменениям рынка и отвечать его новым запросам и реалиям. Логисту необходимо быть включенным в процесс на перманентной основе, помнить и распоряжаться большой базой информации, уметь быть многозадачным - это все невозможно реализовать без структуры, подходу к делам с вопроса «как?» и «почему?». [4]

Техническая подготовка важна для логиста, так как она учит его быть интеллектуально грамотным, компетентным в своей профессиональной деятельности и замотивированным на дальнейшее развитие. Это то, на что обращают внимания и работодатели, компании выделяют тех, кто способен выявить части из целого предмета/структуры, кто определит несоответствия и неточности, предложит креативные пути решения проблем, минимизируя затраты и выводя результат на максимально перспективное направление. [6]

На что смотрят работодатели? Профиль профессиональной компетенции, умение выставлять приоритезацию в задачах, генерировать творческие идеи для решения возникших нюансов, при этом усиливая техническое и оперативное развитие, как профессионала. Эти качества работодатели проверяют при помощи тестовых заданиях на этапе отбора персонала, помимо профессиональных компетенций, руководители смотрят на решение логистических задач для выявления уровня развития критического мышления кандидата, которое позволит определить его перспективы в компании и индикативный уровень возможности на данном этапе.

На самом деле получить основу инженерного мышления или заметить его наличие не будет являться финальной точкой для такого специалиста, как логист, далее требуется поддерживать и развивать этот навык на протяжении всей жизни, адаптируясь к новым социальным и технологическим изменениям, поднимающий повсеместный уровень актуальности инженерного мышления.

Логист - это специалист, удерживающий в фокусе множество различных задач, обеспечивающий гибкость к происходящим изменениям, которые склонны происходить с большой периодичностью, а также это тот работник, который несет ответственность не только перед клиентом и своими руководителями, но и перед задачами бизнеса и соблюдением правовой базы. Каждый рабочий процесс требует наличие вовлеченности, логики, последовательности, структурности и находчивости, так как каждый новый проект транспортировки (или вопросов в данной области) - уникален и непредсказуем в процессе его исполнения. [1]

Инженерное мышление в данном случае позволит максимально быстро и четко решить большое количество вопросов, ведь основные функции ин-

женерного мышления: интегрирующая (осознание проблематики), преобразовательная (найти цель из проблемы), организаторская (выстраивание логики действий) и контролирующая (контроль действий, ведущих к цели). Тем самым, инженерное мышление - важный функционал специалистов в логистике. Практика в рамках проектной деятельности - это то, что позволяет усилить и расширить этот навык гораздо быстрее и более основательно. Наработка кейсов с решениями проблем «здесь и сейчас», позволяет быстрее ориентироваться в ситуациях и получать верные ответы в короткие сроки. [9]

Однако, для глубокого изучения и развития инженерного стиля мышления необходимо не только пользоваться им на практике, но и повышать свою квалификацию в данном вопросе. Например, это возможно сделать с получением дополнительного релевантного образования, прохождения курсов и повышений квалификации, участие в тим-бил-дингах и рабочих конференциях. Основная идея таких мероприятий - комбинация исследовательской деятельности с практической составляющей. [5]

Научно-исследовательская деятельность формирует инженерное мышление с помощью следующих методов:

1. Метод кейсов. Данный подход позволяет с помощью разных видений рассмотреть сложившуюся реальную ситуацию. Обговорив (теоретический разбор), рассмотрев (практический разбор) или даже проиграв ситуацию (бизнес-игра), открываются новые возможные пути достижения необходимой цели. Рефлексия и рассмотрение уже случившихся кейсов в профессиональной жизни специалиста позволяет увидеть ошибки, пробелы в информации и устранить их в дальнейшем, а также, такой подход дает возможность услышать альтернативный взгляд и дать новые идеи для размышлений.

2. Метод констатации. Данная практика позволяет студентам быть более внимательным к деталям происходящего проекта (будь это научно-исследовательские действия или практическая часть). Умение выделять задачу, формировать решение, делать выводы - это то, что дает основу инженерному мышлению.

3. Метод коллизии. В свою очередь - это организация дискуссий по вопросам научной деятельности между студентом и преподавателем; моделирование подобных случаев для оценки различных взглядов на данную проблему. Данный подход помогает решать конфликтные моменты и формировать выводы решения задач.

4. Метод ситуационного анализа. Данный случай может происходить в классах подконтрольно (изначально задумано и управляемо куратором/преподавателем/выступающим, то есть он следит за развитием мысли участвующих в дискуссии лиц и направляет их фокус на основную идею) или же без задуманного контроля (такая ситуация происходит в ходе возникно-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

вения разногласий в какой-либо ситуации или интереса для уточнения деталей обсуждаемых моментов). [8]

Еще одна необходимость в обучении с акцентом на развитие инженерного мышления - сочетание междисциплинарного подхода с проектным обучением для формирования целостного мировосприятия. Это позволит еще глубже понимать и анализировать логику происходящих действия и явлений, уметь смотреть на них, как по отдельности, так и в целостной системе. Также, это поднимает мотивацию и любознательность, тренирует память и внимательность к деталям для решения критических и нестандартных ситуаций, не только генерируя модель возможных действий, но и как следствие, и в решении реальных задач. [6]

Например, научный подход STEM для развития и усилений компетенций студентов в научно-техническом направлении объединяет в себе: науку (science), технологии (technology), инженерию (engineering) и математику (math). Данная модель обучения позволяет уделить внимание каждому элементу и предоставляет логисту широкое детализированное объяснение происходящих операций, что в дальнейшем повлияет на процесс принятия решений, например, выбора маршрута и подвижного состава, формы расчета коммерческого предложения и процесса реализации переговоров как с клиентом, так и с подрядчиками, так как наиболее точное углубление в понимание процессов позволит объяснятся на «одном» техническом языке, который позволит добиться желаемого результата. Данный научный подход обучения влияет на развитие регулятивных (определение требуемых действий, умение находить и исправлять ошибки, проводить оценку пути достижения цели) и коммуникативных (формулировать, аргументировать, находить общее максимально выгодное решение) навыков. [3]

Более того, подход к вопросу развития инженерного мышления не только на практике, но и с помощью тренировок и обучений, развивает человека в целом. Дополнительное обучение может подсветить пробелы в умениях, которые необходимы современному специалисту в области логистики или же даже прокачать собственные профессиональные и личные качества: от повышений квалификации в менеджменте или адаптаций к командной работе до создания успешной самопрезентации. Логист настоящего времени должен быть разносторонне прокачен, чтобы отвечать всем требованиям нового и прогрессивного рынка со всеми новшествами и нововведениями (автоматизация большего количества операционных процессов, возможность удаленного доступа к реализации проектов и пр.).

Необходимость и актуальность принятия уча° стия в мероприятиях, который могут повысить ин-" женерное мышление, можно проверить и подтвер-g дить из анализа уровня сформированности специ-S алиста (логиста) на данный момент, ориентируясь Ц на три уровня, разработанные Е.А. Думой.

Таким образом, есть «низкий уровень», на котором специалист знает базовый минимум информационно-технологических знаний и не осознает их значимость для развития в профессиональной сфере; «средний уровень», где знания специалиста не ограничиваются минимальной базой, а находится в процессе пополнения и расширения, так как есть энтузиазм и осознания важности процесса получения навыков; и «высокий уровень» - характерен для специалиста с широким кругозором мировосприятия, позволяющий адаптироваться к любым изменениям и находить ответы на вопросы, выходящие за рамки профессиональной компетенции, но которые косвенно связаны с направлением.

Проанализировав данный метод, можно сказать, что специалистам с «низким» уровнем сфор-мированности инженерного мышления потребуется внешняя мотивация для начала процесса развития, как специалиста. «Средний» уровень может потребовать поддержку в виде научно-технической деятельности для его дальнейшего выхода на «высокий» уровень, на котором будут необходимы процессы профилактики и поддержания текущего развития.

Таким образом, логист, участвующий в организация операционных, коммерческих и подготовительных процессах, должен понимать логику данной системы, иметь гибкость принятия стратегических решений в критических ситуациях с ограничивающими ресурсами, уметь работать в команде или знать основы менеджмента для управления группой. Наилучший исход во всех событиях можно достичь, опираясь на развитое инженерное мышление, которое можно развивать и поддерживать с помощью комбинированного подхода научной деятельности совместно с практической стороной этого обучения. Пополнение и обмен информацией, развитие различных soft и hard skills будет социально-позитивным эффектом от развития инженерного стиля хода мысли, что, в свою очередь, на практике, повышает производительность труда и облегчает рабочие операции, выявляя оптимальное использование всех ресурсов (от расходных материалов до человеческого использования труда) и автоматизируя работы целых систем и проработанных цепочек действий.

Литература

1. Долженко А.В. Современные методы обучения в технических вузах. / Долженко А.В., Шату-новский В.Л. - М.: Высшая школа, 1990.

2. Игольник О.В. Инженерное мышление в высших учебных заведениях / Игольник О.В. // Academy. 2018. № 9 (36). С. 32-33.

3. Лазарева С.А. STEM-технология как средство формирования инженерного мышления школьников. / Лазарева С.А., Марчук Т.Л. - г. Пермь: Пермский педагогический журнал, 10: 76-79 с.

4. Лебедева Т.Н. Инженерное мышление: определение и состав его компонентов / Лебеде-

ва Т.Н. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-3. С. 66-68.

5. Рожик, А.Ю. Исторические этапы решения проблемы формирования инженерного мышления / А.Ю. Рожик // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2017. -Т. 9,- № 2. - С. 98-113.

6. Суворова Т.Н. Особенности формирования инженерного мышления средствами 3D-технологий / Суворова Т.Н., Мамаева Е.А. -Текст: электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 8 (август). - С. 71-86. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201058.htm (дата обращения 30.10.2023).

7. Усольцев А.П. О понятии «Инженерное мышление» / Усольцев А.П., Шамало Т.Н. - г. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет - 284 с.

8. Шайкина, В.А. Особенности исследовательской деятельности при формировании инженерного мышления студента / В.А. Шайкина, И.В. Ребро, Д.А. Мустафина // European Student Scientific Journal. -2013. - № 2.

9. Sean Brophy Precursors to engineering thinking (PET) / Sean Brophy, Demetra Evangelou - Indianapolis: Purdue University - AC 2007-2926.

ENGINEERING THINKING AS A KEY SKILL OF A SUCCESSFUL MANAGER IN THE LOGISTICS

Karpova A.I., Didkovskaia A.K., Zlobin N.O.

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), "A2 Forwarding" LLC

Logistics is the base of business processes of a company as expenses which are needed to be controlled and optimized. A manager in the logistics is an engineer of that kind of the processes, who provides and gives the practical side of the work. Needed skills for successful career ladder in this field are provided in structure of engineering, analytical and creative ways of thinking. The object of this work is to identify the engineering thinking as one of the key competency of a modern successful logistician specialist. This article has an analytical and informational basis, which justifies the usage of this kind of methods, such as an analysis of domestic and foreign

relevant literature. During the work process, the levels of formation of a specialist in the logistics were determined. They are oriented on the three levels discovered by E.A. Duma. As the result of the work, the need for the formation and development of engineering thinking of technical specialists, including various types of logisticians, was identified. In conclusion, it was determined that a manager in the logistics, who is involved to the processes of the organization operational, commercial and preparatory activities, has to understand a logic of the system, has to be flexible in making strategy decisions in critical situations with limited recourses, has to be a team player or has to know the base of management of directing a group of workers. The best result can be achieved by including the engineering thinking, which can be developed and maintained through a combined approach of scientific activity together with the practical side of this training.

Keywords: engineering thinking, logistics, professional skills, operating specialist, soft and hard skills.

References

1. Dolzhenko A.V. Modern methods of teaching in technical universities. / Dolzhenko A.V., Shatunovsky V.L. - M.: Higher School, 1990.

2. Igolnik O.V. Engineering thinking in higher educational institutions / Igolnik O.V. // Academy. 2018. No. 9 (36). pp. 32-33.

3. Lazareva C.A. STEAM technology as a means of forming engineering thinking of schoolchildren. / Lazareva C.A., Marchuk T.L. - Perm: Perm Pedagogical Journal, No. 10: 7679 p.

4. Lebedeva T.N. Engineering thinking: definition and composition of its components / Lebedeva T.N. // Actual problems of humanities and natural sciences. 2015. No. 4-3. pp. 66-68

5. Rozhik, A.Y. Historical stages of solving the problem of engineering thinking formation / A.Y. Rozhik // Bulletin of SUSU. Ser. "Education. Pedagogical sciences". - 2017. - Vol. 9, - No. 2. -pp. 98-113.

6. Suvorova T. N. Features of the formation of engineering thinking by means of 3D technologies / Suvorova T.N., Mamaeva E.A. -Text: electronic // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2020. - No. 8 (August). - pp. 71-86. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201058.htm (accessed 30.10.2023).

7. Usoltsev A.P. On the concept of "Engineering thinking" / Usolt-sev A.P., Shamalo T.N. - Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University - 284 p.

8. Shaikina, V.A. Features of research activity in the formation of engineering thinking of a student / V.A. Shaikina, I.V. Rebro, D.A. Mustafina // European Student Scientific Journal. -2013. -No. 2.

9. Sean Brophy Precursors to engineering thinking (PET) / Sean Brophy, Demetra Evangelou - Indianapolis: Purdue University -AC 2007-2926.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.