Научная статья на тему 'Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на АЗС'

Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на АЗС Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1133
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Поляков Р.Ю., Бокадаров С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на АЗС»

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА НА АЗС

Р. Ю. Поляков С. А. Бокадаров, к. т. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Автозаправочная станция является взрывопожароопасным объектом -предприятием с технологическим процессом, в котором обращаются пожаров-зрывоопасные вещества. Опасными участками на АЗС являются: ТРК, резервуары для хранения топлива с дыхательными клапанами, площадка для слива нефтепродуктов из автоцистерны.

Зоны в радиусе 3 м по горизонтали и вертикали над ТРК, над дыхательными клапанами резервуаров относятся к взрывоопасным установкам класса В-1Г.

Опасными веществами, обращаемыми на АЗС, являются бензин и дизельное топливо. На АЗС предусматривается хранение бензинов А-76, АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива в резервуарах емкостью по 40 м каждый.

Прогноз зон поражающих факторов при аварии на АЗС проведен в соответствии с ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».

В качестве поражающих факторов рассматривались: воздушная ударная волна (волна давления), образующаяся в результате взрывных превращений облаков топливовоздушных смесей (ТВС), воздействие «огненного шара», воздействие теплового излучения горящих разлитий.

В качестве показателей последствий взрывных явлений и пожара приняты: воздействие тепловых потоков на людей (расстояния, на котором возможно поражение); характер разрушения окружающей застройки (полное, 50 %-ное, среднее, умеренное, малое повреждения); воздействие тепловых потоков на здания и сооружения (возможность воспламенения горючих материалов).

Внешние воздействия природного характера маловероятны в виду отсутствия сейсмичности, спокойного рельефа, умеренного климата.

При расчете значений параметров воздействия поражающих факторов при аварии на АЗС в качестве расчетного принимали наиболее неблагоприятный вариант развития аварии (в период слива топлива из автоцистерны в емкости для хранения) использовалась программа «Факел 2.0». В результате: при аварии с разливом бензина из автомобильной цистерны в период слива топлива в емкости для хранения возможны разрушения и повреждения сооружений проектируемой АЗС. Для предотвращения возможных последствий аварии необходимо укомплектовать АЗС необходимыми системами предупреждения о пожаре, тушения пожара и строгого соблюдения мер пожарной безопасности.

В случае аварии на АЗС с учетом режима работы объекта, численность персонала и посетителей на проектируемой станции, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов варьируется в пределах 12-13 человек.

Прием топлива осуществляется через сливные фильтры с быстроразъемны-ми герметическими муфтами, установленными в сливном колодце. Выдача топлива производится ТРК, установленными на островке, приподнятом над дорожном полотном на 30 см. ТРК снабжены приемными клапанами, поддерживающими постоянный уровень топлива в трубопроводах. Для обеспечения автоматической блокировки подачи топлива при номинальном заполнении бака автомобиля применяются заправочные пистолеты АКТ-20. Для поддержания вакуума или давления в резервуарах до определенного значения при больших и малых давлениях установлены дыхательные устройства, состоящие из совмещенных дыхательных клапанов с огневыми предохранителями и трубопроводов.

Для предотвращения перелива топлива при сливе его из автоцистерны в резервуар устанавливаются поплавковые приборы уровнемеры ПМП-011-02, которые предотвращают перелив топлива при 90 % наполнении резервуаров путем подачи сигналов для включения звуковой и световой сигнализации.

Трубопроводы приема топлива и раздаточные трубопроводы укладываются в железобетонные лотки, которые засыпаются песком и перекрываются плитами в целях обеспечения герметичности при наезде автомобиля. В качестве антикоррозионной изоляции трубопроводов используется битумно-резиновое покрытие согласно ГОСТ 9.602-89.

Для защиты резервуаров от подземной коррозии в соответствии с ГОСТ 9015-74 применять битумно-минеральное покрытие после соответствующей подготовки. Окраска внутренних поверхностей резервуаров выполнить эмалью ХС-5132 после соответствующей подготовки.

Испытания резервуаров производится согласно СНиП 3.05.05-84 гидравлическим и пневматическим способом.

Систем контроля радиационной и химической обстановки на проектируемой АЗС не предусматривается.

Системы обнаружения взрывоопасных концентраций на проектируемой АЗС не предусматриваются.

На АЗС предусматриваются следующие системы контроля, направленные на предотвращение аварийных ситуаций: контроль подачи топлива в резервуары при сливе его из автоцистерны с помощью уровнемеров ПМП-011-02 путем подачи сигналов для включения звуковой и световой сигнализации при 90 % наполнении резервуара и отключении подачи топлива в резервуар при 95 % наполнении с помощью поплавкового клапана отсечки ОН-80, установленного на приемном трубопроводе; контроль за возникновением пожара в помещении операторной с использованием четырех дымовых извещателей ИП212-26 и ручного извещателя ИПР и прибора приемно-контрольного охранно-пожарного «Нота 1.00» одношлейфового; контроль за количеством выданного в баки в ходе заправки автомобилей топлива через дистанционный пульт управления ТРК.

В помещении АЗС предусматривается автоматическая пожарная сигнализация согласно НПБ 110-03 и НПБ 111-98. Пожарная сигнализация выполняется с использованием дымовых ИП212-26 и ручных ИПР извещателей. Для приема и контроля сигналов тревожных сообщений (пожар, неисправность) использу-

ется прибор приемно-контрольный охранно-пожарный «Нота 1.00» одношлей-фовый. Сигнал оповещения о пожаре выводится на сирену, устанавливаемую непосредственно с прибором.

Защита от прямых ударов молнии осуществляется: ТРК - путем присоединения металлической кровли навеса к наружному контуру заземления, в качестве молниеотводов используются металлические колонны навеса; дыхательных труб очистных сооружений, резервуаров и резервуаров сбора проливов -двумя стержневыми молниеотводами из круглой стали 0 24 мм длинной 4 м на металлических опорах по заводскому чертежу; операторной - путем наложения на кровлю молниеприемной сетки, присоединенной к контуру заземления опусками из стали 8 мм.

Операторная расположена на расстоянии 50 м от опасных участков АЗС, что позволяет максимально снизить воздействие на помещение поражающих факторов при возможной аварии на АЗС.

В случае возникновения аварии на АЗС отпуск топлива с ТРК прекращается до ликвидации последствий аварии и устранения возникших неисправностей. Управление производственным процессом производится из здания операторной, имеющего II степень огнестойкости. Здание оборудовано телефонной связью. Предотвращение постороннего вмешательства в деятельность АЗС обеспечивается круглосуточным нахождением на АЗС дежурного оператора.

Оповещение о чрезвычайных ситуациях на предприятиях организуется администрацией района сигналом «Внимание всем» путем доведения информации о ЧС по техническим средствам массовой и по телефону.

Эвакуацию людей и техники с территории АЗС при возможной аварии, а также персонала из помещения операторной, проводить согласно плану эвакуации. При технологической аварии и пожаре на объекте оператор при помощи громкоговорителя доводит до людей, находящихся на территории объекта, порядок их действий, принимает все меры по освобождению территории от посетителей и транспортных средств и выводу их за пределы опасной зоны.

Аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций на проектируемой АЗС проводятся силами и средствами районного звена предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с привлечением сил и средств области.

В первую очередь для локализации и ликвидации ЧС на объекте будут привлекаться силы и средства пожарной части по охране района в составе имеющейся техники и боевых расчетов.

Список использованных источников

1. ФЗ «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. ФЗ «О гражданской обороне».

3. СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», М., 1990г.

4. СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства», М., МЧС России, 2008 г.

5. Методические рекомендации по составлению раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства предприятий, зданий и сооружений» (на примере строительства АЗС), М., МЧС России, 2011 г.

ПЛАНИРОВАНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ОСОБО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Р. Ю. Поляков С. А. Бокадаров, к. т. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

С целью уменьшения воздействия поражающих факторов ЧС на производственный персонал и население на химически опасном предприятии заблаговременно осуществляется планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ, выполняемых как в режимах повседневной и повышенной готовности, так и с возникновением ЧС.

Основной задачей планирования является установление такой последовательности и организации проведения мероприятий по ликвидации ЧС, которые в кратчайшие сроки и с привлечением минимально достаточных сил и средств обеспечивают выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ базируется на прогнозах обстановки, которая может сложиться в результате чрезвычайной ситуации, на всестороннем анализе людских и материальных ресурсов.

Превентивные мероприятия в цехе нефтепродуктов и ингибиторов проводятся на всех режимах его функционирования.

В режиме повседневной деятельности:

- прогнозирование зон возможного распространения ударной волны с использованием компьютерных технологий и действующих методик;

- прогнозирование возможного количества пораженных, объема сил и средств для ликвидации аварии;

- планирование эвакуации из опасных районов: отработка планов проведения эвакуации, распределение населения по сборным эвакопунктам.

- выделение материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации последствий ЧС.

В режиме повышенной готовности, что и в режиме повседневной деятельности, а также:

- приведение в готовность систем оповещения и информирования населения о взрыве резервуара;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.