Научная статья на тему 'Инженерно-математический класс в системе математического образования в России'

Инженерно-математический класс в системе математического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженерно-математический класс / инженерная подготовка / инженерное образование / методика обучения математике / математическое образование / engineering and mathematical class / engineering training / engineering education / methods of teaching mathematics / mathematical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Андреевич Сапегин

В статье обсуждается инженерно-математический класс в период трансформации среднего общего образования. Автор выделяет цель изучения математики в данном классе. Приведено определение инженерно-математического класса, а также раскрыты его сущностные характеристики: углубленное изучение математики, физики и информатики, профориентационная направленность, включение в учебный план элективных курсов, направленных на инженерную подготовку. Показана особенность изучения математики с учётом интеграции с физикой, информатикой и 3D-моде-лированием. Приведен ряд междисциплинарных задач, рекомендованных для включения в содержание математики. Выделяются формы организации работы с потенциальными абитуриентами технических вузов. В связи с инженерной подготовкой предложено выделение проектной и исследовательской деятельности при обучении математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимир Андреевич Сапегин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering and mathematical class in the system of mathematical education in Russia

The article discusses the engineering and mathematical class during the transformation of secondary general education. The author highlights the purpose of studying mathematics in this class. The definition of the engineering and mathematical class is given, as well as its essential characteristics are disclosed: in-depth study of mathematics, physics and computer science, career orientation, inclusion in the curriculum of elective courses aimed at engineering training. The peculiarity of studying mathematics, taking into account integration with physics, computer science and 3D modeling, is shown. A number of interdisciplinary tasks recommended for inclusion in the content of mathematics are given. The forms of organization of work with potential applicants of technical universities are highlighted. In connection with engineering training, the allocation of project and research activities in teaching mathematics is proposed.

Текст научной работы на тему «Инженерно-математический класс в системе математического образования в России»

10. Ушакова, Т.Н. Речь ребенка: проблемы и решения / Т.Н. Ушакова. - Москва: изд-во РАН. - 2008. - 352 с. - Текст: непосредственный.

REFERENCES

1. Averin, V.A. Psihologicheskaja struktura lichnosti [Psychological structure of personality]. Saint Peterburg.: Izd-vo Mihajlova V.A. 1999. 89 p.

2. Vygotskij, L.S. Myshlenie i rech'. [Thinking and speech]. Izdatel'stvo: Piter, 2019. 432 p.

3. Zolotareva, A.V. Principy organizacii dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossii [Principles of the organization of additional education of children in Russia]. Jaro-slavskijpedagogicheskij vestnik [YaroslavlPedagogical Bulletin]. 2013. No. 1. T. II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). pp. 194-199.

4. Kuchmanova, E. G. Psihologo-pedagogicheskie osnovy realizacii individual'nogo podhoda k mladshim shkol'ni-kam. Sushhnost' individual'nogo podhoda [Psychological and pedagogical foundations for the implementation of an individual approach to younger schoolchildren. The essence of an individual approach]. Aktual'-nye voprosy sovremennoj pedagogiki : materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, mart 2015 g.) [Topical issues of modern pedagogy: materials of the VI International Scientific Conference]. Ufa : Leto. 2015. pp. 10-13. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7397/

5. Muhortova, D. D. Vizualy, audialy, kinestetiki [Visuals, audials, kinesthetics].Molodojuche-nyj[Youngscientist]. 2016. No.12 (116). pp. 787-789. URL: https://moluch.ru/archive/116/31787

6. Nazin, R.N. Sushhnost' ponjatija monologicheskoj rechi [The essence of the concept of monologue speech]. Obra-zovatel'nyj al'manah [Educational almanac]. 2021. No. 10 (48). pp. 50-51. URL: https://f.almanah.su/48.pdf

7. Ponomareva, L.I. Teatralizovannaja dejatel'nost' kak sredstvo razvitija svjaznoj rechi detej doshkol'nogo voz-rasta [Theatrical activity as a means of developing coherent speech of preschool children]. Pedagogicheskoe obrazovanie: tradicii, in-novacii, poiski, perspektivy [Teacher education: tradition, innovation, prospecting, outlook : materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 05 dek. 2019 g]. In red. L.I. Ponomareva; Shadr. gos. ped. un-t. Shadrinsk : ShGPU, 2020. 158-161 p.

8. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshhej psihologii : v 2 t. [Fundamentals of general psychology : in 2 volumes]; APN SSSR. Moscow: Pedagogika, 1989. T. 1. 488 p.

9. Temnova, V.V. Vzaimosvjaz' myshlenija i rechi [The relationship of thinking and speech]. URL: https://gigab-aza.ru/doc/81446 .html

10. Ushakova, T.N. Rech' rebenka: problemy i reshenija [Child's speech: problems and solution]. Moscow: izd-vo RAN. 2008. 352 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

E.C. Неустроева, аспирант, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шад-ринск, Россия, e-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru.

Л.И. Пономарева, д.п.н., профессор кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ldm1020@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.C. Neustroeva, Graduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru .

L.I. Ponomareva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: ldm1020@mail.ru .

УДК 373 DOI: 10.52772/25420291_2023_1_80

Владимир Андреевич Сапегин г. Армавир

Инженерно-математический класс в системе математического образования в России

В статье обсуждается инженерно-математический класс в период трансформации среднего общего образования. Автор выделяет цель изучения математики в данном классе. Приведено определение инженерно-математического класса, а также раскрыты его сущностные характеристики: углубленное изучение математики, физики и информатики, профориентационная направленность, включение в учебный план элективных курсов, направленных на инженерную подготовку. Показана особенность изучения математики с учётом интеграции с физикой, информатикой и 3D-моде-лированием. Приведен ряд междисциплинарных задач, рекомендованных для включения в содержание математики. Выделяются формы организации работы с потенциальными абитуриентами технических вузов. В связи с инженерной подготовкой предложено выделение проектной и исследовательской деятельности при обучении математике.

Ключевые слова: инженерно-математический класс, инженерная подготовка, инженерное образование, методика обучения математике, математическое образование.

80 ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ISSN 2542 0291

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023

Vladimir Andreevich Sapegin

Armavir

Engineering and mathematical class in the system of mathematical education in Russia

The article discusses the engineering and mathematical class during the transformation of secondary general education. The author highlights the purpose of studying mathematics in this class. The definition of the engineering and mathematical class is given, as well as its essential characteristics are disclosed: in-depth study of mathematics, physics and computer science, career orientation, inclusion in the curriculum of elective courses aimed at engineering training. The peculiarity of studying mathematics, taking into account integration with physics, computer science and 3D modeling, is shown. A number of interdisciplinary tasks recommended for inclusion in the content of mathematics are given. The forms of organization of work with potential applicants of technical universities are highlighted. In connection with engineering training, the allocation of project and research activities in teaching mathematics is proposed.

Keywords: engineering and mathematical class, engineering training, engineering education, methods of teaching mathematics, mathematical education.

На протяжении многих лет система математического образования в России претерпевает изменения в результате следующих обстоятельств [9, 10, 11]:

- введение стандартов и правовых норм их реализации;

- определение обязательного уровня математических знаний и умений, необходимых для карьерного роста и жизни в обществе;

- востребованность математической подготовки выпускников;

- повышение престижа России в математическом образовании в мире.

В свою очередь, для поддержания стабильности и усовершенствования математического образования в России происходят трансформации в системе общего образования на уровне среднего общего образования. Не исключением становятся и классы различного профиля и направленности. В рамках данной статьи мы рассмотрим инженерно -математический класс технологического профиля. Инженерно-математический класс - это класс, который характеризуется включением в учебный план математики, физики и информатики, изучающихся на углублённом уровне, а также ряда элективных курсов (компьютерное черчение, программирование в среде Scratch, 3D-моделирование в программе ScetchUp и др.) [6].

Анализ образовательной практики показал, что данный класс является одним из самых обсуждаемых в связи с тем, что он является связующим звеном между обучающимися и высшими учебными заведениями, специализирующихся на подготовке инженерных кадров. В.В. Путин отмечает: «Важнейшее направление нашей работы - развитие инженерного образования, распространение уникальных методик преподавания естественно-научных дисциплин, подготовка учителей, прежде всего в этой сфере учителей математики, информатики, физики» [7].

Конечно, на протяжении многих лет работа в данном направлении ведется в министерствах (Минпросвещение РФ, Минобрнауки РФ), высших учебных заведениях, общеобразовательных организациях (школах, лицеях, гимназиях и др.). Как отмечает, С.С. Кравцов, что в 2023 году будет

утверждена Концепция по развитию инженерного образования в России [5].

Мы придерживаемся того, что математика, как один из основных учебных предметов в инженерно-математических классах, является основополагающей дисциплиной для формирования первоначального научного фундамента у обучающихся. Исходя из этого, возникает необходимость в усовершенствовании методики обучения математики в данных классах.

Анализ следующих исследований [1,4, 6, 8, 13] позволил нам сделать вывод о том, что одна из целей изучения математики в инженерно-математических классах является развитие математического аппарата (инженерная подготовка), необходимого для продолжения образования по инженерному направлению или смежными с ним направлениями. Это обусловлено тем, что ряд естественно -научных дисциплин опирается на математические формулы, математические факты, математические теории. Мы считаем, что возникает необходимость во включении в предметное содержание по математике тех составляющих, на которых будет базироваться углубленное изучение физики и информатики, а также освоение элективных курсов (компьютерное черчение, программирование в среде Scratch, 3D-моделирование в программе Scetch, основы нанотехнологий и др.). В свою очередь, Н.В. Соседкина отмечает, что «активная созидательная деятельность должна качественно дополнить изучение основ математики, физики и информатики, дать теоретическим знаниям практическое применение» [13]. Автор выделяет значимость включения в образовательный процесс проектных и исследовательских работ, а также модулей в обязательные курсы. В свою очередь, мы считаем, что необходимо дать теоретическим знаниям по математике практическое применение при изучении информатики, физики и элективных курсов.

Анализ образовательной практики [6, 8, 9, 13] позволил нам сделать вывод о том, что существует ряд ключевых особенностей инженерно-математических классов:

- углубленное изучение математики, физики и информатики;

- включение в учебный план элективных курсов, направленных на формирование представлений об инженерном образовании (компьютерное черчение, программирование в среде Scratch, 3D-моделирование в программе Scetch, основы нано-технологий и др.);

- профориентационная направленность данных классов на подготовку будущих абитуриентов технических вузов;

- систематическое использование проектной и исследовательской деятельности при обучении в связи со спецификой инженерных профессий.

Мы считаем, что при изучении математики возникает необходимость включения в предметное содержание материала, который будет удовлетворять ключевым особенностям инженерно-математических классов. В связи с тем, что инженерно-математические классы имеют рад особенностей, то в содержание математики включают задания междисциплинарного характера (задачи финансовой математики, задачи логистики и др.) [12, С.65].

Мы придерживаемся позиции Л.Н. Хуторской, которая считает, что «при изучении физики необходимо использовать алфавит (физические понятия) и определенные правила (физические формулы) [14]. В связи с этим возникает необходимость включения в предметное содержание математики преобразование физических формул в соответствии с изучаемыми темами по математике. В частности, при изучении свойств логарифмов в содержание целесообразно включать ряд физических формул, в которых встречается логарифмическое выражение:

- второй закон термодинамики: S = к ln W, где S - энтропия, к = 1,38 * 10 -23 - постоянная Больцмана, W - термодинамическая вероятность [2];

- уровень интенсивности называют десятичный логарифм отношения интенсивности звука к

L = ] —

порогу слышимости: в V. где 1л, - уровень интенсивности, I - интенсивность звука, I0 - порог слышимости [3];

- формула Циолковского определяет скорость, которую развивает летательный аппарат под воздействием тяги ракетного двигателя, неизменной по направлению, при отсутствии всех других сил: V =

Где J - конечная скорость летательного аппарата, I - удельный импульс ракетного двигателя, M1 - начальная масса летательного аппарата, M2 - конечная масса летательного аппарата [15].

Анализ курса информатики (углубленный уровень) показал, что в его содержание включены темы связанные с основными разделами математики, такими как комбинаторика, дискретная математика, теория вероятностей, математическая статистика, арифметика и другими. В связи с этим возникает необходимость включения в предметное со-

держание математики следующих задач: 1) на вычисления степеней с рациональным показателем (системы счисления); 2) на использование логических формул (алгебра логики); 3) на нахождение корней уравнений (теория алгоритмов); 4) на нахождение НОД и НОК (преобразование логических выражений); 5) на нахождение логарифмов (вероятность и информация) и др.

В частности, в содержание математики целесообразно включать следующие задачи:

- найти значение выражения: 1 * 25 + 0 * 24 + 1 * 23 + 1 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 (системы счисления);

- найти корни уравнения: х4 + 4х3 - 4х2 -20х -5 = 0 (системы счисления: использование схемы Горнера);

- вычислить логарифмы: ' , где I - информационный вес символа, Р - вероятность события (вероятность и информация).

При изучении 3Б-моделирования основным является создание трёхмерной модели объекта. В связи с тем, что в 3Б-моделировании немаловажную роль играет построение геометрической проекции трехмерной модели сцены на плоскость с помощью специализированных программ. Исходя из этого, в содержание геометрии целесообразно включать задачи, в которых будет демонстрироваться практическое применение наклонной и ее проекции на плоскость, векторов в пространстве.

В связи с тем, что спецификой инженерно-математического класса является инженерная подготовка, то возникает необходимость в использовании проектной и исследовательской деятельности при обучении математики.

Инженерная подготовка является ориентиром на дальнейшее получение инженерно-технических специальностей. Следует отметить, что работа со школьниками для поступления на инженерно-технические специальности проводится следующим образом: 1) занятия в кружках научно-технического творчества, участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, мастер-классах, выставках, научно-популярных лекториях [4, С. 3]; 2) проект «Инженерные классы» при университете [1]; 3) проведение производственных экскурсий, проведение интенсивов, проведение «встреч с профессией» [8].

Таким образом, были рассмотрены ключевые особенности инженерно-математического класса, а также показана специфика включения в предметное содержание математики ряда междисциплинарных задач, которые имеют практическое значение при изучении физики, информатики и 3Б-мо-делирования. Приведены формы работы с потенциальными абитуриентами технических вузов в инженерно-математических классах, а также выделена проектная и исследовательская деятельность при обучении математике в связи с необходимостью инженерной подготовки.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Васильева, О.Н. Инженерные классы как инструмент профессиональной навигации / О. Н. Васильева, Н. В. Коновалова. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2018. - № 12. - С. 136-143.

2. Второе начало термодинамики. - Текст : электронный // Большая российская энциклопедия : [сайт]. - Москва, 2004-2017. - URL: https://old.bigenc.ru/physics/text/2335202 (дата обращения: 05.02.2023).

3. Закон Вебера-Фехнера. Уровни интенсивности и уровни громкости звука. - Текст: электронный. - URL: https://helpiks.org/6-56481.html (дата обращения: 01.02.2023).

4. Колонтаевская, И.Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженерно-технические направления подготовки профессионального образования / И. Ф. Колонтаевская. - Текст : непосредственный // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - С.1-6.

5. Концепцию развития инженерного образования утвердят в 2023 году. - Текст : электронный // ТАСС : информационное агентство России : официальный сайт. - URL: https://tass.ru/obschestvo/16671677 (дата обращения: 25.01.2023).

6. Отличие инженерного класса от обычного физико-математического. - Текст : электронный // Международный педагогический порта : офиц. сайт. - URL: https://solncesvet.ru/blog/baza-znanij/inzhenernyj-klass/#2 (дата обращения: 26.01.2023).

7. Путин назвал поддержку инженерного образования и естественных наук приоритетами для РФ. - Текст : электронный // ТАСС : информационное агентство России : официальный сайт. - URL: https://tass.ru/obschestvo/15963463 (дата обращения: 16.01.2023).

8. Романова, О. Н. Модель профориентационной работы «Инженерный класс» / О. Н. Романова, Н. А. Бухтоярова. - Текст : электронный // Образование и воспитание. - 2021. - № 5 (36). - С. 43-46. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6811/ (дата обращения: 02.02.2023).

9. Российская федерация. Министерство просвещения. Об утверждении федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ [Министерства образования и науки РФ] от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 12.08.2022). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 06.06.2023). - Текст : электронный.

10. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации: распоряжение от 24 декабря 2013 г. № 2506-р (ред. от 08.10.2020) - Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156618/3f0c2ce94c2946a821 d9a52987a9 516f5eac89ee/ (дата обращения: 06.02.2023). - Текст : электронный.

11. Российская Федерация. Президент (2012-2023 ; В. В. Путин) О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ от 1 декабря 2016 г. № 642 (с изм. и доп.). - Доступа из справ.-правовой «Гарант». -URL: https://base.garant.ru/71551998/ (дата обращения: 04.03.2022). - Текст : электронный.

12. Сапегин, В. А. Особенности обучения школьников математике в инженерно-математических классах / В. А. Са-пегин. - Текст : электронный // Педагогическое образование. - 2022. - № 11. - С. 64-68. - URL: https://po-journal.ru/wp-content/uploads/2023/01/ped-obrazovanie-t-3-11-2022.pdf (дата обращения: 05.02. 2023).

13. Соседкина, Н. В. Инженерные классы гимназии: немного о концепции / Н. В. Соседкина. - Текст : электронный // Педагогическое обозрение. - 2018. - № 9 (194). - С.3 - URL: https://niso54.ru/newspaper (дата обращения: 01.02.2023).

14. Хуторская, Л. Н. О понимании языка физических формул / Л. Н. Хуторская. - Текст : электронный // Вестник Института образования человека. - 2015. - № 2. - URL: http://eidos-institute.ru/journal/2015/200/ (дата обращения: 03.02.2023).

15. Циолковского формула. - Текст : электронный // Большая российская энциклопедия : [сайт]. - Москва, 20042017. - URL: https://old.bigenc.ru/physics/text/4677755 (дата обращения: 05.02.2023).

REFERENCES

1. Vasil'eva O.N. Konovalova N. V. Inzhenernye klassy kak instrument professional'noj navigacii [Engineering classes as a professional navigation tool]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2018. No 12, pp. 136-143.

2. Vtoroe nachalo termodinamiki [The second beginning of thermodynamics]. Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija [The Great Russian Encyclopedia]. Moscow, 2004-2017. URL: https://old.bigenc.ru/physics/text/2335202 (Accessed 05.02.2023).

3. Zakon Vebera-Fehnera. Urovni intensivnosti i urovni gromkosti zvuka. [The Weber-Fechner Law. Intensity levels and sound volume levels]. URL: https://helpiks.org/6-56481.html (Accessed 01.02.2023).

4. Kolontaevskaja I.F. Proforientacionnaja rabota so shkol'nikami dlja postuplenija na inzhenerno-tehnicheskie napravlenija podgotovki professional'nogo obrazovanija [Career guidance work with schoolchildren for admission to engineering and technical areas of vocational training]. Koncept[Concept]. 2014. No 11, pp.1-6.

5. Koncepciju razvitija inzhenernogo obrazovanija utverdjat v 2023 godu. [The concept of development of engineering education will be approved in 2023]. TASS : informacionnoe agentstvo Rossii : oficial'nyj sajt. URL: https://tass.ru/obsch-estvo/16671677 (Accessed 25.01.2023).

6. Otlichie inzhenernogo klassa ot obychnogo fiziko-matematicheskogo. [The difference between an engineering class and an ordinary physics and mathematics class]. Mezhdunarodnyj pedagogicheskij portal : ofic. sajt. URL: https://soln-cesvet.ru/blog/baza-znanij/inzhenernyj-klass/#2 (Accessed 26.01.2023).

7. Putin nazval podderzhku inzhenernogo obrazovanija i estestvennyh nauk prioritetami dlja RF [Putin called the support of engineering education and natural sciences priorities for the Russian Federation]. TASS : informacionnoe agentstvo Rossii : oficial'nyj sajt. URL: https://tass.ru/obschestvo/15963463 (Accessed 16.01.2023).

8. Romanova O. N., Buhtojarova N. A. Model' proforientacionnoj raboty «Inzhenernyj klass» [Model of career guidance work "Engineering class"]. Obrazovanie i vospitanie [Education and upbringing]. 2021, no 5 (36), pp. 43-46. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6811/ (Accessed 02.02.2023).

9. Rossijskaja federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Ob utverzhdenii federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija: prikaz [Ministerstva obrazovanija i nauki RF] [Russian Federation. Ministry of Education. On the approval of the Federal State educational standard of secondary general education: order [of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]], 17.05. 2012 no 413 (red. ot 12.08.2022), Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (Accessed 06.06.2023).

10. Rossijskaja Federacija. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitija matematicheskogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii: rasporjazhenie [Russian Federation. Government. On the approval of the Concept of Development of Mathematical Education in the Russian Federation: order], 24.12.2013 no 2506-r (red. ot 08.10.2020), Dostup iz sprav.pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156618/3f0c2ce94c2946a821d9a52987a9 516f5eac89ee/ (Accessed 06.02.2023).

11. Rossijskaja Federacija. Prezident (2012-2023 ; V. V. Putin) O Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii: ukaz [Elektronnyi resurs] [Russian Federation. President (2012-2023 ; Vladimir Putin) About the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation: decree], 1.12.2016 no 642 (s izm. i dop.). Dostupa iz sprav.pravovoj «Garant» [The Garant legal reference system]. URL: https://base.garant.ru/71551998/ (Accessed 04.03.2022).

12. Sapegin V. A. Osobennosti obuchenija shkol'nikov matematike v inzhenerno-matematicheskih klassah [Features of teaching mathematics to schoolchildren in engineering and mathematics classes]. Pedagogicheskoe obrazovanie [Pedagogical education], 2022, no 11, pp. 64-68. URL: https://po-journal.ru/wp-content/uploads/2023/01/ped-obrazovanie-t-3-11-2022.pdf (Accessed 05.02. 2023).

13. Sosedkina N. V. Inzhenernye klassy gimnazii: nemnogo o koncepcii [Engineering classes of the gymnasium: a little about the concept]. Pedagogicheskoe obozrenie [PedagogicalReview], 2018, no 9 (194), p.3. URL: https://niso54.ru/newspaper (Accessed 01.02.2023).

14. Hutorskaja. L. N. O ponimanii jazyka fizicheskih formul [On understanding the language of physical formulas]. Vestnik Instituta obrazovanija cheloveka [Bulletin of the Institute of Human Education], 2015, no 2. URL: http://eidos-institute.ru/jour-nal/2015/200/ (Accessed 03.02.2023).

15. Ciolkovskogo formula [The Tsiolkovsky formula]. Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija [The Great Russian Encyclopedia]. Moskva, 2004-2017. URL: https://old.bigenc.ru/physics/text/4677755 (Accessed 05.02.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

В.А. Сапегин, аспирант 2 курса, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, Россия, e-mail: vladimir.sapegin2012@yandex.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

V.A. Sapegin, 2nd Year Graduate Student, Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russia, e-mail: vladimir.sapegin2012@yandex.ru.

УДК 14.35.07 DOI: 10.52772/25420291_2023_1_84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елена Андреевна Сорокина г. Шадринск

Особенности лексического подхода при обучении английскому языку

Статья посвящена актуальной проблеме - применению лексического подхода при обучении английскому языку. В статье представлен подробный обзор методической и педагогической литературы по проблеме исследования. Автор анализирует понятие «лексический подход», введенный М. Льюисом в 1993 году. В основе лексического подхода лежат фразовые блоки, к которым относятся устойчивые словосочетания, начало фраз (I'd like to), коллокации, идиомы, фразовые глаголы, поговорки и крылатые фразы. Автор подробно характеризует принципы организации работы на занятиях иностранного языка с применением изучаемого подхода: стремление к беглости речи, объективная необходимость заучивать целые словосочетания, так как часто они не поддаются объяснению, использование стратегии «Наблюдение - Гипотеза - Эксперимент», запоминание глаголов в контексте.

Ключевые слова: лексические блоки, подход, коммуникативный подход, коллокация, стратегия обучения иностранному языку, методика обучения.

Elena Andreevna Sorokina

Shadrinsk

Peculiarities of lexical approach in teaching English

The article is devoted to an urgent problem - the use of a lexical approach in teaching English. The article provides a detailed review of the methodological and pedagogical articles on the research problem. The author analyzes the concept of "lexical approach" that was introduced by M. Lewis in 1993. The lexical approach is based on phrasal blocks which include stable phrases, the beginning of phrases (I'd like to), collocations, idioms, phrasal verbs, sayings and catchphrases. The author characterizes in detail the principles of organizing work in the foreign language classes using the studied approach: the desire

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ___ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-U291

for fluency of speech, the objective need to memorize whole phrases, since often they cannot be explained, the use of the strategy "Observation - Hypothesis - Experiment", memorizing verbs in context.

Keywords: lexical blocks, approach, communicative approach, collocation, foreign language learning strategy, teaching methodology.

В связи с переосмыслением существующих методических концепций и моделей обучения в последнее время появляется большое количество педагогических теорий в области преподавания языков. Некоторые теории находят положительный отклик у методистов и преподавателей иностранных языков, другие же подвергаются резкой критике. В нашей статье мы рассмотрим относительно новый подход к изучению иностранных языков и его отличие от традиционных методов.

Лексический подход вызвал оживленный интерес у педагогических кадров, поэтому в отечественной и зарубежной литературе за последние 10 лет встречается достаточное количество публикаций, посвященных разным аспектам рассматриваемого вопроса. Некоторые исследователи изучают теорию и практику лексического подхода. Например, А.В. Жигалова (2019), О.П. Карпова (2018) [4], О.В. Мозырева (2018), Д.С. Никитин (201б), А.И. Никонова (2019), Г.П. Пищулина (2019), О.Л. Свирина (2012). Часть исследователей рассматривают возможности применения лексического подхода при изучении ИЯ в школе, например, В.Е. Павлович (2019), Дж. Римонди (2018).

И.Н. Аксенова рассматривает роль коллока-ций в формировании лексических навыков речи (2019) [1]. Л.М. Алексеева изучает лексический подход и кооперативные методы обучения в преподавании профилированного английского языка (2016). М.Е. Барановская исследует применение лексического подхода в обучении словосочетаний английского языка (2018). Н. Бахор утверждает, что лексический подход представляет собой шанс для осознанного использования языковых стратегий для преподавания иностранного языка в парадигме всех школьных предметов и учреждений (2015). Е.А. Калинина рассматривает применение лексического подхода на занятиях по домашнему чтению в языковом вузе (2016).

Ряд исследователей описывают применение лексического подхода на занятиях иностранного языка в высших учебных заведениях разных направлений. Например, С.П. Болдырева исследует применение лексического подхода в аграрном университете (2019) [2], Л.Г. Брюховская - в медицинском вузе (2018), Д.А. Буракова и О.В. Вологина -в юридической высшей школе (2019), К.Ю. Вартанова - в лингвистическом университете (2020), Н.А. Кузякина - у авиа-специалистов (2017), И.В. Куражова рассматривает возможности лек-сико-ориентированного подхода при обучении иностранному языку в техническом вузе (2018), И.А. Першагина занимается тем же вопросом, но на базе вуза культуры.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что применение лексического подхода

в неязыковом вузе занимает особое место в методике, что обуславливает актуальность нашего исследования. Формирование лексических навыков у учащихся включает изучение специальной лексики, определяемой будущей профессией. Выпускник неязыкового вуза должен быть готов к осуществлению межкультурного профессионально-ориентированного общения. Полагаем, что при подготовке специалистов разных областей наибольшую эффективность показывают коммуникативные методики.

Целью изучения иностранного языка в неязыковом вузе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Для реализации требований ФГОС, а также повышению эффективности обучения иностранному языку возникла объективная потребность в пересмотре методологических подходов как к разработке учебных курсов, так и в организации учебного процесса в целом.

Классически преподавание иностранного языка в школе и далее в вузе или среднем учебном заведении строилось на том, что учащиеся в первую очередь изучают грамматические правила, которые отрабатываются и тренируются в определенном порядке. На занятиях учащиеся практикуют структуры, вырванные из релевантного контекста. После того, как учитель понимает, что грамматический материал усвоен, вводится новая тема. Кроме этого, применяется ведение лексических словарей, куда учащиеся заносят отдельные слова с их прямым значением. Усвоение словарных слов проверяется путем проведения словарных диктантов или тестов. Результатом является пополнение словарного запаса учащихся, которые не в состоянии использовать данный лексический материал в устной коммуникации. Наблюдения показали, что учащиеся легче справляются с письменными заданиями, в то время как создание устного беглого высказывания представляет для них большую сложность.

Примерно в середине 90-х гг. XX в. появляется коммуникативный подход, задачей которого является формирование коммуникативной компетенции. В рамках коммуникативного подхода создаются многие современные подходы к преподаванию иностранного языка, в том числе и лексический подход. Результатом стало смещение внимания с грамматики на коннотацию и коммуникацию посредством использования эмпирических задач на занятии, побуждающие к общению. Лексический подход был введен Майклом Льюисом в 1993 г. Он не противоречит коммуникативному подходу, а расширяет его. Автором была обоснована справедливая мысль о том, что лексика несет

больше смысла в естественном языке, чем просто в грамматических структурах. Это означает, что если цель изучения иностранного языка - это формирование навыков общения, то обязательно подразумевается повышенный акцент на лексике и снижение внимания к структуре.

Лексический подход основывается на ряде принципов.

Во-первых, это беглость речи, которая достигается за счет выученного набора фиксированных фраз. Данные фиксированные фразы называются «lexical chunks» (назовем их вслед за О.Л. Свириной «лексическими блоками» [6]). В роли лексических фраз выступают словосочетания, в которых уже закодированы структурные модели грамматики и которые обычно встречаются вместе или в непосредственной близости друг от друга, начало фраз (I'd like to), коллокации, идиомы, фразовые глаголы, устойчивые выражения, поговорки, крылатые фразы. Однако, не все словосочетания являются лексическими блоками. Например, a waste of time (пустая трата времени) представляет собой коллокацию, а глагол look after (заботиться о) нет, так как включает не только слово лексического содержания, но и слово с грамматической функцией. Суть данного принципа состоит в том, что беглость речи зависит не от усвоенного большого количества отдельных слов и правил грамматики, а от умения быстро ими пользоваться в определенной ситуации общения. Данное умение помогает «выиграть» время для обдумывания следующей фразы по теме коммуникации.

Согласимся с мнением авторитетных ученых, что процесс коммуникации зависит в большей мере от лексического оформления речи, а не от четкого следования грамматическим структурам. Например, высказывание I have long dreamed of going to the sea (Я давно мечтал поехать на море) в коммуникации может быть воспроизведено, как I want to go to the sea или даже want to sea, и такой набор слов будет понятен для участников беседы. Безусловно, полностью пренебрегать грамматикой непозволительно, поэтому при применении лексического подхода лишь смещается акцент с синтаксической структуры предложения на состав лексических блоков, а также на сочетаемость слов в них. Следовательно, основным принципом лексического подхода является утверждение «Язык - это грамматизированная лексика, а не лексикализированная грамматика» [7].

Становится очевидным, что целесообразнее тратить на занятии больше времени на развитие словарного запаса, а не на грамматические структуры [5].

Во-вторых, это «коллокация в действии». Данный принцип основывается на факте, что часто бывает очень трудно объяснить значение многих глаголов вне контекста. Так, например, у глагола to bring существуют следующие коллокации: to bring to life (реанимировать), to bring to account (призвать к ответу), to bring to a boil (довести до критической точки), to bring to heel (заставить повиноваться), to bring to mind (воскрешать в памяти), to bring to ruin (довести до краха), to bring into action (привести в действие), to bring into force (вводить в силу), to bring into life (родить, произвести на свет) и другие.

В-третьих, в рамках лексического подхода предлагается отойти от традиционной стратегии «Презентация (материала) - Упражнение на закрепление - Продуцирование (самостоятельное высказывание)» и работать по следующему алгоритму «Наблюдение - Гипотеза - Эксперимент». (Льюис)

Четвертым принципом лексического подхода можно считать утверждение, что коллокации сложно объяснить, так как они не подчиняются логике, поэтому их нужно заучивать. М. Льюис приводит следующий пример в своей книге «Лексический подход» [Льюис М. The Lexical Approach. 1993]. Поздравляя друг друга с праздниками, мы говорим «Happy New Year», «Happy Christmas», «Merry Christmas», «Happy Birthday», но мы никогда не говорим «Merry Birthday» [3].

Таким образом, на основе изложенного материала можно сделать следующие выводы. Появление лексического подхода позволило взглянуть на процесс обучения английскому языку с новой точки зрения. Лексический подход не игнорирует грамматику, а «сдвигает» акцент с синтаксической структуры на состав лексических блоков и сочетаемость слов в них. С помощью лексического подхода учащиеся достигают беглости речи, так как в процессе обучения заучивают готовые лексические блоки, что позволяет говорящим направить свое внимание на более широкую структуру дискурса. Кроме этого, заучивание целых фраз намного легче, чем списки отдельных слов. Тем не менее отметим, что лексический подход не является методом обучения и работает в рамках существующей методологии обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова, И.Н. Роль коллокаций в формировании лексических навыков речи / И.Н. Аксенова. - Текст : непосредственный // Вестник Тамбов. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». - 2019. - № 24 (181). С. 17-25.

2. Болдырева, С.П. Лексический подход при обучении иностранному языку в аграрном университете / С.П. Болдырева. - Текст : непосредственный // Инновационные достижения науки и техники АПК: сб. науч. тр. Междунар. науч. -практ. конф., 11-12 дек. 2019. - Самара. - 2019. С. 118-120.

3. Джакаева, А.А. Лексический подход в обучении английскому языку как иностранному: теория и практика / А.А. Джакаева. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4 (95).

4. Карпова, О.П. Лексический подход при обучению английскому языку / О.П. Карпова. - Текст : непосредственный // Научная сессия ГАУП. - СПб. - СПб. - 2018. С. 127-128.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291

5. Прокофьева, О.Г. О применении лексического подхода при обучении английскому языку / О.Г. Прокофьева. -Текст : непосредственный // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. - 2017. - № 11. С. 112-116.

6. Свирина, Л.О. Об обучении английским лексическим блокам / Л.О. Свирина. - Текст : непосредственный // Филология и культура. - 2012. - № 3(39). С. 282.

7. Lewis, M. The lexical approach: The State of ELT and the Way Forward. Hove, England : Language Teaching Publications, 1993.

REFERENCES

1. Aksenova, I.N. Rol' kollokacij v formirovanii leksicheskih navykov rechi [The role of collocations in the formation of lexical speech skills]. Vestnik Tambov. un-ta. Serija «Gumanitarnye nauki» [Bulletin of Tambov University. Series "Humanities"]. 2019. No. 24 (181). pp. 17-25.

2. Boldyreva, S.P. Leksicheskij podhod pri obuchenii inostrannomu jazyku v agrarnom universitete [Lexical approach in teaching a foreign language at an agrarian university]. Innovacionnye dostizhenija nauki i tehniki APK: sb. nauch. tr. Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf., 11-12 dek. 2019 [Innovative achievements of science and technology of the agro-industrial complex: sat. scientific. tr. International Scientific-practical conference, 11-12 Dec. 2019]. Samara. 2019. pp. 118-120.

3. Dzhakaeva, A.A. Leksicheskij podhod v obuchenii anglijskomu jazyku kak inostrannomu: teorija i praktika [Lexical approach in teaching English as a foreign language: theory and practice]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The world of science, culture, education]. 2022. No. 4 (95).

4. Karpova, O.P. Leksicheskij podhod pri obucheniju anglijskomu jazyku [Lexical approach to English language teaching]. Nauchnaja sessija GAUP [Scientific session of the GAUP]. Saint-Petersburg. 2018. pp. 127-128.

5. Prokofeva, O.G. O primenenii leksicheskogo podhoda pri obuchenii anglijskomu jazyku [On the application of the lexical approach in teaching English]. Vestnik universiteta imeni O.E. Kutafina [Bulletin of the O.E. University Kutafina]. 2017. No. 11. pp. 112-116.

6. Svirina, L.O. Ob obuchenii anglijskim leksicheskim blokam [About teaching English lexical blocks]. Filolo-gija i kul'tura [Phylology and culture]. 2012. No. 3(39). pp. 282.

7. Lewis, M. The lexical approach: The State of ELT and the Way Forward. Hove, England : Language Teaching Publications, 1993.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.А. Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail helen-a2003@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.A. Sorokina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail helen-a2003@mail.ru.

УДК 37.016:811 DOI: 10.52772/25420291_2023_1_87

Екатерина Петровна Турбина г. Шадринск

Дистанционные технологии в преподавании иностранных языков (на примере

приложения telegram)

Стремительно меняющийся современный мир накладывает свой отпечаток на все сферы жизни. Изучение иностранного языка не исключение, так как владение иностранных яыков является необходимым фактором продуктивного сотрудничества в различных сферах деятельности. В статье проанализированы дистанционные технологии в обучении иностранных языков. Особое внимание уделено исследованию онлайн-приложений для обмена сообщениями, поскольку онлайн-язык обеспечил более доступное место для обучения. В статье автор подробно останавливается на изучении онлайн приложения Telegram из-за возможности использования различных форматов файлов, таких как файлы PowerPoint, иллюстрации, аудио / видеофайлы, файлы Macromedia и анимированные файлы одновременно. В статье продемонстрирован педагогический потенциал и особенности приложения Telegram и способы его использования в онлайн-проектах по изучению языка с помощью как учащихся, так и преподавателей. Это приложение бесплатное и им могут пользоваться учащиеся всех уровней. В то же время, это динамичная среда, которая может быть настроена в соответствии с потребностями учащихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, преподавание иностранного языка, онлайн-приложения, Telegram.

Ekaterina Petrovna Turbina

Shadrinsk

Disance language learning (on the example of the messaging applicationtelegram)

The rapidly changing modern world influences all spheres of life. Learning a foreign language is not an exception, since the knowledge of a foreign language is a necessary factor for productive cooperation in various fields of activity. The article examines e-learning technologies in foreign languages. A special attention is paid to the emergence of online messaging applications which has drastically changed online language learning and has provided a more accessible venue for learning. The use

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.