© Д.В. Жиров, Г.С. Мелихова, С.П. Решетняк, В.В. Рыбин, М.В. Мелихов, 2015
УДК 551.24.035, 622.271
Д.В. Жиров, Г.С. Мелихова, С.П. Решетняк, В.В. Рыбин, М.В. Мелихов
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ И СТАБИЛИЗАЦИИ СКАЛЬНЫХ МАССИВОВ ПОРОД В КАРЬЕРАХ*
Освоение глубоких и сверхглубоких горизонтов месторождений выдвигает повышенные требования к безопасности горных работ. На примере Ков-дорского бадделеит-апатит-магнетитового месторождения показано, что заблаговременное проведение инженерно-геологического и геомеханического районирования позволяет повысить точность прогноза рисков нарушения устойчивости элементов конструкции карьера на различных этапах развития рудника, а также обосновать комплекс мероприятий по обеспечению безопасности горных работ посредством закрепления/стабилизации уступов и бортов карьера. Тем самым у предприятия появляется реальная возможность адекватной оценки и управления рисками за счёт своевременного планирования и осуществления соответствующих мероприятий. Ключевые слова: инженерно-геологический, геомеханический, геодинамический, районирование, прогноз, опасные геологические (геофизические) и техногенные процессы, массив пород, горнорудный, карьер, рудник.
Л ля глубоких карьеров характерно возрастание частоты и интенсивности проявлений различных видов деформаций и смешений с нарушением формы и устойчивости уступов. В подтверждение этому утверждению можно привести результаты многолетних наблюдений института ВИОГЕМ за деформациями уступов и бортов, в соответствии с которыми при средней глубине железорудных карьеров в 100 м потеря устойчивости уступов имела место на 50 % горных предприятий, а при достижении средней глубины 200 м — уже на 80 % [1]. Все карьеры с глубиной отработки более 300 м имеют различные виды локальных
Исследования геомеханического состояния массива пород, а также развитие экспериментальных и опытно-промышленных полигонов комплексного мониторинга поддержаны грантом РНФ 14-17-00751 (научн. рук. — проф., д.т.н. А.А.Козырев).
Практическая реализация районирования и обоснования выполнена в рамках договоров НИР с ОАО Ковдорский ГОК.
деформаций уступов. Соответственно велика актуальность специализированных инженерно-геологических исследований, направленных на упреждающее обоснование решений и мероприятий по закреплению скальных массивов пород в карьерах.
Настоящая работа посвящена методическим аспектам инженерно-геологических и геомеханических исследований и районирования в целях обоснования мероприятий по закреплению/ стабилизации элементов конструкции карьера и рассматривает в качестве примера карьер рудника «Железный» ОАО «Ковдорский ГОК» [2—6]. Как показал анализ доступной научно-технической информации (опубликованные и фондовые источники, базы патентов, интернет-ресурсы), закрепление склонов, уступов и слабых грунтов используется, главным образом, в гидротехническом и дорожном строительстве и заметно реже — в горном деле [7]. Следует отметить, что в большинстве случаев эта деятельность осуществляется в отношении, либо отдельных известных объектов, например разлома, оползня, особо ответственного участка и т.п., либо путём тиражирования определённого способа крепления на всю поверхность выработки, склона, уступа [5,8]. Вопросы же комплексного районирования и ранжирования потенциально опасных объектов в ходе строительства и эксплуатации глубоких карьеров проработаны пока недостаточно. В связи с этим наш опыт районирования представляет определённый интерес с точки зрения научной и практической новизны [2-5].
В основу методики районирования массива пород в целях оптимизации работ по закреплению/стабилизации элементов конструкции карьера были положены стадийный (метод последовательного приближения) и тематический подходы [2-5], которые позволили выделить три принципиальные стадии (рис. 1):
1). Исследования и районирование по видам и интенсивности проявленных опасных геолого-геофизических явлений и процессов, типам ожидаемых деформаций и соответствующих объектов крепления (структурных неоднородностей и участков конструкции борта карьера).
2). Районирование по целевому назначению и объектам, нуждающимся в креплении, в увязке со способами и средствами крепления.
3). Районирование (фильтрация) по экономической и производственной целесообразности крепления выделенных объектов, исходя из оценки баланса ожидаемых потенциальных потерь, с одной стороны, и ресурсных затрат на стабилизацию уступов карьера и предотвращение деформаций, с другой.
1. Районирование по видам и интенсивности опасныхгеолого-геофизическихявлений и процессов.типам ожидаемых деформаций и предполагаемым объектам крепления
Определяются все значимые опасные геолого-геофизические и техногенные явления и процессы. Производится ранжирование по степени/ интенсивности проявления
ф 5
• 1 £
— о н
11 0) X
1 г ^
О 5 ~
а ^ -
С о л
О 5 ?
. 2 г о
I о а $ о
о. «> ш I 1_ £
® т Ь а Е"
I 5 о « I ^
£ £ ® I 5
с; о
о §
ё
2 ч & 5
Ч и
III
: я 3 о
: 5 • и ; 1 ¥ «
> £ ? т
й о ? ! " £ 1 «и?
> О.
_ _ и I о яньзЖгЭн
Сопоставительный анализ, ранжирование участков и элементов, нуждающихся в креплении
Ж
! 2. Районирование по целевому назначению и способам крепления / стабилизации.
Выделенные участки и структурные элементы ранжируются в соответствии с типовыми способами и схемами крепления, выбранными в зависимости от целевого назначения, глубины и объемов стабилизируемой зоны, используемых методов и технических средств и др. параметров
Рыхлые склоны: угол естественного откоса, засев растительными культурами, биогеобарьеры, термоизоляционные и др. виды покрытий Нарушенная в ходе БВР при контурная часть массива пород; дезинтегрированные полускальные т.п.: сеточная и сеточно-анкерная крепь Подсекающие и сопряжённые трещины, формирующие клиновидные, плоскостные и комбинированные мало-среднеобъёмные деформации: анкерная и сеточно-анкерная крепь на срез и растяжение Крупные плоскостные структурные неоднородности с падением в сторону карьера, потенциально опасные на формирование крупнообъёмных обрушений и оползней: изменение конструкции карьера, крепление предварительно натяжёнными анкерами, штанговыми и тросовыми тяжами
; 3. Районирование по целесообразности крепления выделенных объектов, исходя : из оценки баланса ожидаемых потенциальных потерь и ресурсных затрат на предотвращение деформаций и стабилизации конструкции карьера
Определяются первоочередные-нуждающиеся в закреплении / стабилизации объекты и участки борта карьера по результатам сопоставительного анализа оценки потенциального урона / ресурсных затрат.
Рис. 1. Мифологическая схема последовательности инженерно-геологического и геомеханического районирования в целях обоснования мероприятий и технических решений по закреплению/стабилизации уступов и борта [2-5]
Предложенная очерёдность иди стадийность районирования отражает алгоритм и последовательность получения ответов на задаваемые вопросы: «Какие неоднородности или участки конструкции борта карьера нуждаются в креплении/ стабилизации? ^ С помощью каких технических средств и технологий это можно закрепить/стабилизировать? ^ Насколько эффективно, затратно и целесообразно решение проблемы за счёт закрепления/стабилизации в сравнении с альтернативами (например, посредством частичного изменения проектного контура)?». При ответе на последний вопрос фильтруется совокупность объектов и связанных с ними типовых решений, которые жизненно необходимы с точки зрения безопасности эксплуатации карьера и в то же время приемлемы по затратам различных ресурсов, эффективности и инертности исполнения в сравнении с альтернативами.
Каждая из последуюших стадий районирования базируется на результатах анализа предыдушей. Применение этих принципов и подходов позволяет выполнить поставленную цель стадийно, комплексно, рационально и максимально эффективно и сбалансированно с точки зрения экономики и обеспечения безопасности эксплуатации карьера. Их практическая реализация в совокупности даёт исчерпываюший комплекс исходных параметров:
- наличие потенциально опасных объектов и их геометрии, пространственной локализации и масштабе;
- рациональные способы закрепления в соответствии с типом и масштабом выделенных структурных неоднородностей; - пространственно-временные индикаторы для реализации мероприятий по закреплению/стабилизации конструкции карьера;
- итоговая оценка целесообразности/необходимости крепления конкретных участков и структур в сравнении с принципиально иными решениями (разноска или/и выполаживание борта/групп уступов, пригрузка, оставление целиков и т.п.).
Первая стадия, в ходе выполнения которой должны быть определены потенциальные объекты для закрепления, является ключевой для обоснования решений по закреплению и стабилизации скальных массивов пород в карьерах. По всем выявленным опасным объектам и участкам необходимо получить исчерпываюшую для последуюшей оценки и проектирования информацию, либо (если возможно) на основе анализа ретроспективных данных, либо по результатам инженерно-геологического доизучения и исследований геомеханического состояния массива пород. Для карьера рудника «Железный» опасные геолого-геофизические явления ранжируются по степени негативного влияния на устойчивость конструкции карьера следуюшим образом (от наименее к наиболее значимым):
- неблагоприятное положение и залегание геологических границ;
- физико-механические свойства и агрегатное состояние массива пород;
- гидрогеология и гидрология;
- напряженно-деформированное состояние (НДС);
- структурные неоднородности, разрывная тектоника и тре-шиноватость с опасным залеганием;
- фактические деформации и нарушения целостности уступов и участков борта.
Каждый из перечисленных факторов характеризуется различной интенсивностью и индивидуальными пространственно-времен-
ными закономерностями проявления и развития. По каждому опасному явлению/процессу проведено дискретное или градационное ранжирование с вынесением границ/зон в виде соответст-вуюшего слоя на цифровую карту опасных геолого-структурных процессов и явлений. Пространственное наложение нескольких (особенно — наиболее интенсивно проявленных) опасных факторов в одном месте маркирует участки для первоочередного рассмотрения вопроса о необходимости их закрепления. В итоге получена совокупность объектов, нуждаюшихся в креплении/стабилизации и различаюшихся между собой по инженерно-геологическим условиям, глубине и интенсивности развития опасного процесса в пределах карьера.
Чтобы перейти к следуюшей стадии районирования (по целевому предназначению технологий в соответствии с объектами, нуждаюшимися в креплении), было проведено ранжирование глубинности закрепляемого массива пород (от поверхности уступа/склона) с выделением 3-х основных типов: — ближняя зона (до 3-5 м от контура карьера); — средняя зона (от 5 м до 15-20 м от контура); дальняя зона (от 20 м до 100-120 м от контура). Этим группам в пределах карьера соответствуют основные типы объектов, нуждаюшихся в закреплении/стабилизации: — приповерхностная плошадная зона интенсивной дезинтеграции пород, линейные (с штаффелитами) зоны дезинтеграции пород и зоны тектонического дробления и катаклаза; — зоны интенсивного развития клиновидных и комбинированных мало-среднеобъёмных деформаций, опасных с точки зрения нарушения устойчивости части уступа; — зоны развития плоскостных структурных элементов и отдельные крупные трешины — разрывные нарушения, опасные с точки зрения развития деформаций и обрушений целых уступов/групп уступов.
На второй стадии (см. рис. 1) с учётом результатов районирования по опасным геолого-геофизическим явлениям и процессам, а также в соответствии с классификацией глубинности опасных объектов были установлены 5 групп с целевым соответствием типовых методов и технологий закрепления (табл. 1). При этом были учены: пространственное положение и морфология структурной неоднородности, границы и интенсивность проявления различных опасных геолого-геофизических процессов, глубина закрепляемого массива пород, используемые материалы и технология крепления, объём возможной деформации, величины ожидаемых сил в районе опасной поверхности и др.
Таблица 1
Соответствие рекомендованных типовых способов крепления/стабилизации элементов конструкции карьера выявленным разновидностям структурных неоднородностей
№ Группа структурных неоднородностей Рекомендованные типовые способы крепления, стабилизации и сохранения устойчивости конструкции карьера
Зона дезинтеграции пород (плошадная и линейная коры выветривания) Приведение склона к углу естественного откоса, проведение профилактических мероприятий по перехвату и отводу грунтовых вод: осушение - дренаж вокруг объектов эрозии, засев склона растительностью, укрепление поверхности склона проливкой специальных составов, забутовка оврагов и оползней скальной породой.
Нарушенная зона верхней части уступа и приконтурно-го массива Сетчатая, пассивная анкерно-сетчатая и тросово-сетчатая крепь/завесы.
Зона развития мало-средне-объёмных деформаций клиновидного и комбинированного типов Активная (предварительно нагружённая) анкерная (анкерно-штанговая и анкерно-тросовая крепь) с заведением замка за поверхность трешин вглубь массива пород на 3-5 метров.
Зона развития мало-средне-объёмных деформаций плоскостного типа (нарушение устойчивости части уступа) Групповое анкерное крепление предварительно нагружёнными штангами (нагелями) с заведением замка за поверхность трешин вглубь массива пород на 3-5 метров и анкерами с тросовым или сеточным закреплением поверхности склона/уступа.
Протяжённая «ослабленная зона» в виде ровной или волнистой плоскости (или пакета плоскостей), потенциально опасная с точки зрения реализации обрушения плоскостного типа в пределах уступа - нескольких уступов Изменение конструкции карьера или групповое предварительно натяжённое анкерно-троссовое (тяжи), штанговое (анкерное) или свайное крепления с заведением замка вглубь ненарушенного массива пород на 5-8-10 м, дополнительно - варианты смоло-полимерного инъецирования - омоноличивания поверхности (-ей) разрывного нарушения.
Например, для техногенно нарушенной трешиноватой приповерхностной зоны уступов целевым назначением будет предот-врашение вывалов и падений кусков/отдельностей породы, а для
протяжённой притёртой плоскости, падаюшей под углами 30-55° в сторону карьерной выемки, в средней зоне глубинности необходимо достичь закрепления висячего блока, частично разбитого и дезинтегрированного, с мало нарушенным нижележашим массивом пород. Очевидно, что для рассмотренных случаев применяемые расчётные схемы, способы, техника и методы закрепления будут различаться принципиально: для приповерхностной разбитой части уступа целью закрепления/стабилизации является пре-дотврашение смешений и падений отдельных кусков и блоков рекомендуется сетчатая, анкерно-сетчатая или анкерно-тросовая завеса) [9], а для плоскости - удержание подвешенной части массива пород за счёт сил трения и прочности на растяжение и срез элементов крепи (рекомендуется анкерная пассивная или предварительно натяжённая крепь, с заведёнными замками на 5-10 м вглубь ненарушенного массива пород).
Заключительной стадией обоснования (см. рис. 1) является комплексная оценка целесообразности/необходимости выполнения мероприятий по закреплению, исходя из баланса, с одной стороны, ожидаемых потенциальных потерь в случае реализации негативного сценария и, с другой стороны, расходов на предот-врашение нарушения устойчивости или целостности элементов конструкции карьера посредством их закрепления/стабилизации. Анализ проводится в сопоставлении с экономическими и производственными показателями альтернатив (разноска или/и выпо-лаживание борта, пригрузка, оставление целиков и т.п.). Суть данной операции заключается в том, что методами прямых технико-экономических расчётов затрат, оценки устойчивости элементов конструкции карьера с учётом требований обеспечения безопасности работы предприятия на всех стадиях строительства и эксплуатации карьера, а также расчёта потенциальных потерь в случае реализации негативного сценария, определяются (фильтруются) из обшего числа проблемных участков только ключевые, непосредственно влияюшие на эффективность и безопасность функционирования предприятия. Критериями для выделения таких участков являются: - многократное превышение потерь над затратами по закреплению/стабилизации уступов и борта карьера; - возможные катастрофические последствия с жертвами и уничтожением основной производственной инфраструктуры и техники; - большой объём инвестиций по восстановлению/нейтрализации возможных последствий; - временной фактор: оста-
новка производства, отмена или сушественный пересмотр производственного и инвестиционного плана и графиков и т.п.
По результатам выполнения всех стадий и операций в карьере рудника «Железный» было выделено 7 первоочередных объектов (рис. 2, см. Приложение, с. 443), которые по степени важности и актуальности разработки специальных мероприятий сгруппированы в 3 группы (от наиболее к наименее важным): группа 1 (зоны развития крупнообъёмных плоскостных обрушений уступов/групп уступов) - разрывное нарушение № 62 на восточном (В) участке борта карьера — (см. 1, а на рис. 2), -разрывное нарушение Н2 на юго-восточном (ЮВ) участке борта карьера — зона развития крупнообъёмных плоскостных обрушений (см. 1, Ь на рис. 2); группа 2 (зоны интенсивного развития клиновидных, плоскостных и комбинированных деформаций уступов/частей уступов, а также интенсивного просачивания подземных вод) - на З участке борта карьера (см. 2, Ь на рис. 2), — пересечение ЮЗ фланга разлома Н1 уступов карьера (см. 2, с на рис. 2), — пересечение СВ фланга разлома Н1 уступов карьера (2, а на рис. 2); группа 3 - верхняя дезинтегрированная часть ЮЗ фланга разлома Н1 (см. 3а на рис. 2); -приповерхностная зона дезинтеграции линейной коры выветривания на ЮЮВ участке борта карьера (см. 3, Ь на рис. 2). Для каждой группы имеются сформулированные рекомендации и типовые решения по техническим средствам и технологиям закрепления/стабилизации элементов конструкции карьера.
Наиболее опасными и соответственно наиболее важными с точки зрения рисков катастрофических событий в карьере рудника «Железный» являются крупные структурные неоднородности плоскостного типа восточного и юго-восточного участков борта карьера (см. 1 а и 1, Ь на рис. 2). Они прослежены и геометризо-ваны по простиранию и падению в массиве пород за пределами конечного контура текушего проекта многочисленными инженерно-геологическими скважинами с отбором ориентированного керна. По юго-восточному участку (см. 1, а на рис. 2) руководством Ковдорского ГОКа было принято решение по изменению контура карьера с его выходом за (ниже) опасную зону. По ряду причин (локализация капитальной инфраструктуры ГОКа, большая глубинность разлома и т.п.) решение о креплении В борта карьера (см. 1, а на рис. 2) принято не было. В настояшее время этот вопрос может быть решён только за счёт разноски борта, так как 24 августа 2015 г. произошло крупное обрушение.
Результаты своевременного выполнения специализированных инженерно-геологических и геомеханических исследований позволяют решить следующие задачи: - планирование и управление геодинамической безопасностью горных работ на глубоких горизонтах месторождений за счёт выявления и ранжирования опасных геолого-геофизических процессов и явлений; - разработка системы поддержки управленческих решений по обеспечению геодинамической безопасности в ходе добычи твёрдых полезных ископаемых за счёт своевременного планирования и реализации мероприятий по закреплению уступов [2, 5].
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гальперин А.М. Геомеханика открытых горных работ: Учебник для вузов. — М.: Изд-во МГГУ, 2003. — 473 с.
2. Жиров Д.В., Сохарев В.А., Рыбин В.В., Климов С.А., Мелихова Г.С. Основные принципы и методические подходы к инженерно-геологическому и геомеханическому районированию в целях оптимизации работ по закреплению/стабилизации уступов карьера на примере массива пород рудника «Железный» ОАО «Ковдорский ГОК». — М.: // ГИАБ. № 8. 2014. С. 45-57.
3. Жиров Д.В., Рыбин В.В., Климов С.А., Мелихова Г.С., Завьялов А.А. Проведение комплексного инженерно-геологического районирования для обоснования объектов и видов работ по закреплению/стабилизации уступов карьера с целью обеспечения безопасности горных работ в руднике «Железный» ОАО «Ковдорский ГОК». Часть 1. — СПб.: Типография ЛапинЪ. // Инженерная Защита 02(02). 2014. C. 22-31.
4. Жиров Д.В., Рыбин В.В., Климов С.А., Мелихова Г.С., Завьялов А.А. Проведение комплексного инженерно-геологического районирования для обоснования объектов и видов работ по закреплению/стабилизации уступов карьера с целью обеспечения безопасности горных работ в руднике «Железный» ОАО «Ковдорский ГОК». Часть 2. — СПб.: Типография ЛапинЪ. // Инженерная Защита 03(03). 2014. C. 16-25.
5. Zhirov D.V., Soharev V.A., Rybín V.V., Klímov S.A. Geotechnical zoning of the Zhelezny mine (Joint Stock Company Kovdor GOK) for management of slopes stabilization // Conference Proceedings of SGEM-2015. — Albena (Bulgaria), 2015. Book 1: Science and Technologies in Geology, Exploration And Mining. Vol. 2.:Hydrogeology, Engineering Geology and Geotechnics. P. 367374.
6. Мелихов М.В. Обоснование конструкции и технологии формирования проектных бортов рудных карьеров с использованием анкерно-тросово-сетчатых завес: дис. канд. техн. наук: 25.00.22. — Апатиты, 2014. — 141 c.
7. Фисенко Г.Ё., Ревазов М.А., Галустян Э.Ё. Укрепление откосов в карьерах. -М.: Недра, 1974. 208 с.
8. Газиев Э.Г. Устойчивость скальных массивов и методы их закрепления. -М.: Стройиздат, 1977, 160 с.
9. Мелихов М.В. Принцип выбора способа зашиты оборудования и персонала от падаюших породных отдельностей в условиях крутых бортов карьера // Горнодобываюшая промышленность Баренцева Евро-Арктического региона: взгляд в будушее»: сб. науч. тр. — Мурманск: Изд. — во Северная ТПП, 2013. — С. 144-151. ЕЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Жиров Д.В. - научный сотрудник, начальник отдела, Геологический институт КНЦ РАН, [email protected],
Мелихова Г.С. - ведущий гидрогеолог, АО «МГРЭ», [email protected], Решетняк С.П. - доктор технических наук, ведущий научный сотрудник, [email protected],
Рыбин В. В. - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, [email protected],
Мелихов М.В. - кандидат технических наук, научный сотрудник,
Горный институт КНЦ РАН.
UDC 551.24.035, 622.271
ENGINEERING-GEOLOGICAL SUBSTANTIATION OF SOLUTIONS ON STRENGTHENING AND STABILIZING HARD ROCK MASS IN OPEN-PITS
Zhirov D.V., Head of department, researcher, Geological Institute of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, [email protected], Russia, Melikhova G.S., leading hydrogeologist, JSC Murmansk geological prospecting expedition, [email protected], Russia,
Reshetnyak S.P., leading researcher, Dr.Sci. (Eng.), [email protected], Mining Institute of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Russia,
Rybin V.V., senior researcher, Ph.D. (Eng.), [email protected], Mining Institute of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Russia,
Melikhov M.V., researcher, [email protected], Mining Institute of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Russia.
Development of deep and super-deep open pits sets up increased requirements to to safety of mining. Case study of the Kovdor baddeleyite-apatite-magnetite deposit has shown that preliminary carrying out of engineering-geological and geomechanical zoning allows increasing the accuracy in predicting risks of open-pit construction elements instability at different stages of the mine development and life. It also allows verifying a complex of measures to providing safe mining through strengthening and stabilizing pit benches and slopes. The enterprise thus has real opportunity of the adequate estimation and management of risks due to the preliminary planning and realization of the especial measures.
Key words: engineering-geological, geomechanical, geodynamic, zoning, the forecast, dangerous geological (geophysical) and mining-induced processes, rock mass, mining, open pit, mine.
REFERENCES
1. Gal'perin A.M. Geomehanika otkrytyh gornyh rabot (Geomechanics surface mining): Uchebnik dlja vuzov. Moscow: Izd-vo MGGU, 2003. 473 p.
2. Zhirov D.V., Soharev V.A., Rybin V.V., Klimov S.A., Melikhova G.S. Osnovnye principy i metodicheskie podhody k inzhenerno-geologicheskomu i geomehanicheskomu ra-jonirovaniju v celjah optimizacii rabot po zakrepleniju/stabilizacii ustupov kar'era na primere massiva porod rudnika «Zheleznyj» OAO «Kovdorskij GOK» (Basic principles and methodological approaches to geotechnical and geomechanical zoning in order to optimize operations, reinforcement/stabilization of benches on the example of the rock mass of the mine "Railways" JSC "Kovdor GOK"). Moscow: // GIAB. No 8. 2014. Pp. 45-57.
3. Zhirov D.V., Rybin V.V., Klimov S.A., Melikhova G.S., Zav'jalov A.A. Provedenie kompleksnogo inzhenerno-geologicheskogo rajonirovanija dlja obosnovanija ob'ektov i vidov rabot po zakrepleniju/stabilizacii ustupov kar'era s cel'ju obespechenija bezopasnosti gornyh rabot v rudnike «Zheleznyj» OAO «Kovdorskij GOK» (Realization of complex of engineering-geological zoning for the justification of the objects and types of works on fixation/stabilization benches to ensure the safety of mining operations in the mine "Railways" JSC "Kovdor GOK"). P. 1. SPb.: Tipografija Lapin. // Inzhenernaja Zashhita 02(02). 2014. Pp. 22-31.
4. Zhirov D.V., Rybin V.V., Klimov S.A., Melikhova G.S., Zav'jalov A.A. Provedenie kompleksnogo inzhenerno-geologicheskogo rajonirovanija dlja obosnovanija ob'ektov i vidov rabot po zakrepleniju/stabilizacii ustupov kar'era s cel'ju obespechenija bezopasnosti gornyh rabot v rudnike «Zheleznyj» OAO «Kovdorskij GOK» (Realization of complex of engineering-geological zoning for the justification of the objects and types of works on fixation/stabilization benches to ensure the safety of mining operations in the mine "Railways" JSC "Kovdor GOK"). P.' 2. SPb.: Tipografija Lapin. // Inzhenernaja Zashhita 03(03). 2014. Pp. 16-25.
5. Zhirov D.V., Sokharev V.A., Rybin V.V., Klimov S.A. Geotechnical zoning of the Zhelezny mine (Joint Stock Company Kovdor GOK) for management of slopes stabilization (Geotechnical zoning of the Zhelezny mine (Kovdor Joint Stock Company GOK) for management of slopes stabilization) // Conference Proceedings of SGEM-2015. Albena (Bulgaria), 2015. Book 1: Science and Technologies in Geology, Exploration And Mining. Vol. 2.: Hydrogeology, Engineering Geology and Geotechnics. P. 367-374.
6. Melikhov M.V. Obosnovanie konstrukcii i tehnologii formirovanija proektnyh bortov rudnyh kar'erov s ispol'zovaniem ankerno-trosovo-setchatyh zaves (Justification of design and technologies of formation of design of the boards ore quarries with the use of anchor-cable-net curtains): dis. kand. tehn. nauk: 25.00.22. Apatity, 2014. 141 p.
7. Fisenko G.L., Revazov M.A., Galustjan Je.L. Ukreplenie otkosov v kar'erah (Strengthening of slopes in open pits). Moscow: Nedra, 1974. 208 p.
8. Gaziev Je.G. Ustojchivost' skal'nyh massivov i metody ih zakreplenija (Stability of a rock mass and methods of their fixing). Moscow: Strojizdat, 1977, 160 p.
9. Melikhov M.V. Princip vybora sposoba zashhity oborudovanija i personala ot padajushhih porodnyh otdel'nostej v uslovijah krutyh bortov kar'era (Principles of selecting the way to protect equipment and personnel from falling rock separateness in terms of steep pit walls) // Gornodobyvajushhaja promyshlennost' Barenceva Evro-Arkticheskogo regiona: vzgljad v budushhee»: sb. nauch. tr. Murmansk: Izd.-vo Severnaja TPP, 2013. pp. 144-151.