УДК 624.121.1
С. В. Квашук 1, Б. Н. Смышляев 1, В. Г. Трунев 2
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск,
Российская Федерация;
2НИЦ «Бамтоннель», г. Новосибирск, Российская Федерация
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕОТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ КУЗНЕЦОВСКОГО ТОННЕЛЯ НА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Аннотация. Объектом исследований является горный массив, вмещающий в себя Кузнецовский тоннель, имеющий протяженность 3890 м, наибольшую глубину заложения 355 м, пересекающий перевальную часть хребта Сихотэ-Алинь на линии Комсомольск - Советская Гавань Дальневосточной железной дороги. Целью исследований были детальный анализ инженерно-геологических условий объекта и их влияния на строительство и эксплуатацию тоннеля. Приведенные данные получены как результат полевых исследований, лабораторных опробований физико-механических свойств горных пород, оценки водопротоков в дренажные сооружения и аналитических расчетов. Массив сложен терригенными породами - ритмичным переслаиванием раз-нозернистых песчаников, алевролитов, гравелитов, конгломератов, которые классифицируются как прочные. Слоистость имеет крутое падение и субширотное простирание, отклоняющееся от оси тоннеля на 20 - 60°. Ось тоннеля пересекает система разломов различной мощности, их суммарная мощность составляет 334 м, что равно 8,5 % от длины тоннеля. Разломные зоны объединяет повышенная трещиноватость, пониженная устойчивость, местами обильные водопритоки, имеющие максимумы в летний период, угроза вывалов, интенсивное окварцевание и сульфидная минерализация. Полученные материалы мониторинга методами регистрации естественных импульсов электромагнитного поля земли (ЕИЭМПЗ) и дипольного электромагнитного профилирования (ДЭМП) позволили сделать вывод о реальной картине по развитию и прогнозу горного давления, а также динамике поступления подземных вод в выработку для безопасного строительства и эксплуатации. Состояние геодинамических условий горного массива характеризуется как стабильное. Имеющиеся данные могут быть использованы как исходные для оценки и прогноза аспектов строительства и эксплуатации второй очереди тоннеля.
Ключевын слова: Сихотэ-Алинь, Кузнецовский тоннель, геологическое строение, физико-механические свойства, слоистость, трещиноватость, водпритоки, устойчивость, мониторинг.
1 12 Sergey V. Kvashuk , Boris N. Smyishlaev , Vasiliy G. Trunev
*Far East State Transport University (FESTU), Khabarovsk, the Russian Federation
2 Scientific and research center «Bamtonnel», (NIC «Bamtonnel», Ltd), Novosibirsk, the Russian Federation
Abstract. The object of the research is the solid rocks massif containing the Kuznetsovskiy tunnel with a length of 3890 m, the greatest depth of the deposit is 355 m, which crosses the mountain pass section of Sikhote-Alin on the Kom-somolsk-Sovetskaya Gavan line of the Far Eastern Railway. The aim of the studies was a detailed analysis of the engineering and geological conditions of the facility and their impact on construction and operation. These data are obtained as a result offield research, laboratory testing of physical and mechanical properties of rocks, evaluation of water flow to drainage structures and analytical calculations. The massif is composed by terrigenous rocks - a rhythmic interlayering of heterogeneous grained sandstones, siltstones, gravelites, conglomerates, that are classified as strong. Layering has a steep drop and a sublatitudinal strike, deviating from the axis of the tunnel by 20 - 60 °. The tunnel axis is crossed by a system of faults of various capacities, their total capacity is 334 m, which is 8.5% of the length of the tunnel. The fault zones are associated with increased fracturing, reduced stability, in places abundant water inflows that have peaks in the summer, the threat of landslides, intense silicification and sulfide mineralization. The obtained monitoring materials by methods of recording natural pulses of the electromagnetic field of the earth (NPEFE) (EEMEMP) and dipole electromagnetic profiling (DEMP) allowed to draw a conclusion about the real picture of the development and forecast of the rock pressure, as well as the dynamics of the groundwater entering the mine for safe construction and operation. The state of the geodynamic conditions of the mountain massif is characterized as stable. Available data can be used as a starting point for assessing and forecasting aspects of the construction and operation of the second stage of the tunnel.
Keywords: Sikhote-Alin, Kuznetsovskiy tunnel, geological structure, physical and mechanical properties, stratification, fracturing, water inflows, stability, monitoring.
Строительство железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань осуществлялось в годы Великой Отечественной войны по «облегченным» техническим нормативам. Наиболее сложный участок трассы, где были реализованы уклоны продольного профиля до 28 - 29%о, - это перевальная часть хребта Сихотэ-Алинь. На вершине перевала был построен тоннель длиной 413,30 м, который в настоящее время находится в неудовлетворительном техническом состоянии.
В последующие годы в связи с увеличением грузопотоков к порту Ванино и с увеличением массы поездов (до 5 - 6 тыс. т) этот участок железной дороги стал «барьерным местом» по пропускной способности всей линии. Поэтому в 2000-х гг. было принято решение о реконструкции перегона Оуэн - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля.
Проект нового Кузнецовского тоннеля был разработан проектно-изыскательским институтом ООО «Бамтоннельпроект», подрядчик по строительству - тоннельный отряд № 12 ПАО «Строй-Трест». Тоннель запроектирован двускатным, общая протяженность сооружения - 3890 м, наибольшая глубина заложения - 355 м. Проходка тоннеля осуществлялась щитовым проходческим комплексом КМЕ 375 БЕ фирмы Ьоуа1
Тоннельная обделка имеет круговое очертание наружным диаметром 9195 мм и состоит из семи железобетонных блоков. Длина кольца - 1500 мм. Конструкция кольца обделки приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Конструкция кольца тоннельной обделки Кузнецовского тоннеля
Для обеспечения безопасных условий сооружения тоннеля и для его дальнейшей нормальной эксплуатации в течение длительного времени было необходимо выполнить тщательное изучение инженерно-геологических и гидрогеологических условий горного массива. Кроме того, в период производства проходческих работ целесообразно выполнять работы по мониторингу устойчивости выработки, прогнозу развития горного давления и притоку подземных вод в тоннель.
Указанные выше работы выполнялись специалистами ДВГУПСа и ООО НИЦ «Бамтон-нель» в течение всего периода строительства Кузнецовского тоннеля.
Сихотэ-Алиньская складчатая система расположена в составе инженерно-геологического региона юга Дальнего Востока и замыкается на восточном побережье Восточно-Сихотэ-Алиньской вулканогенной зоной [1] .
Район Кузнецовского перевала сложен меловыми осадочными и вулканогенными породами. В основании разреза лежат дислоцированные алевролиты верхней толщи ларгасинской свиты ранне-позднемелового возраста (К1-2 1гт), выход которых на дневную поверхность откартирован над западным порталом Кузнецовского тоннеля - терригенное основание. На алевролитах несогласно залегают андезито-базальты и их лавобрекчии
верхнемелового возраста (ХК2), покровы которых слагают толщу мощностью до 300 м и занимают около половины площади района. Андезито-базальты за пределами района перекрываются толщей игнимбритов липаритов верхнемелового возраста (ЯК2), в состав которой входят также туфоигнимбриты, туфы и ксенотуфы липаритового состава. На левобережье р. Верхняя Удоми закартированы относимые к описанной выше толще покровы, сложенные псефопсаммитовыми туфами и заключенные в удлиненном тектоническом блоке, ориентированном в субширотном направлении. В составе покрова содержатся редкие линзообразные тела алевропелитов мощностью до 1 м [2].
Алевролиты ларгасинской свиты и андезито-базальты прорваны субвулканическими интрузиями игнимбритов липаритов верхнемелового возраста, выходы которых занимают также около половины площади района. Андезито-базальты секутся дайками диоритовых порфиритов и липаритов верхнемелового возраста. Все вулканические образования -покровные и интрузивные - пересекаются дайками раннепалеогенновых диоритовых порфиритов.
Территория района пересекается протяженными, длиной до 10 км и более, уходящими за пределы района тектоническими нарушениями субширотного простирания. Кроме них в районе проявлены менее протяженные разрывы субмеридионального, северо-восточного и северо-западного простирания. Субширотные, северо-западные и субмеридиональные разрывы отчетливо проявлены на АФС и выражены в рельефе, что свидетельствует об их современной активности. Тоннель расположен между двумя субпараллельными протяженными широтными разрывами, удаленными друг от друга примерно на 1 км, ближе к каждому из них (в 250 - 350 м от него). Разрывы эти являются частью системы разрывов такого же простирания, расположенных и к северу, и к югу от тоннеля, и будучи активными, представляют опасность не только для тоннеля, но и для всего участка дороги между широтами ст. Сихотэ и ст. Соллу.
Терригенное основание представлено чередованием ритмично переслаивающихся пачек параллельно слоистых (иногда косослоистых) песчаников с мощностью прослоев от 5 -30 до 200 - 400 мм и слоистых алевролитов. Периодически в их толще отмечаются пропласт-ки мелкозернистых песчаников мощностью до 40 м и черных массивных алевролитов мощностью до 30 м и, разделенных разрывными нарушениями [2].
Ось тоннеля имеет простирание 320°. Простирание слоистости составляет 240 - 300°, а ее падение весьма крутое и составляет 60 - 90°. Можно сказать, что эти условия не осложняют горнопроходческие работы.
По классификации ГОСТ 25100-2012 породы вмещающие тоннель, классифицируются как прочные и очень прочные, очень плотные. Наибольшие значения предела прочности на сжатие наблюдаются у алевролитов, а наибольшие значения предела прочности на растяжение у песчаников. Большая часть трассы тоннеля находится в трещиноватых и сильнотрещиноватых горных породах.
Именно высокая степень трещиноватости песчаников объясняет их пониженную прочность. Интервал значений плотности пород имеет значения от 2,63 до 2,72 г/см3. Оценка крепости породы тоннеля по шкале М.М. Протодъяконова относит их к 1-й - 3-й категориям от высшей степени крепости до крепких.
Участки резкого понижения показателей прочности - это относительно небольшие зоны тектонической трещиноватости протяженностью до 40 м [3, 4].
Разломные лениаменты имеют северо-западное простирание, а в юго-восточной части района - северо-восточное. Их мощность существенно различается и, в общем, составляет 334 м, т. е. 8,5 % от длины тоннеля. В условном интервале 2246 - 2286 м расположена самая крупная зона, она имеет мощность около 40 м. Схематическое построение расположения разломных зон приведено на рисунке 2.
Физико-механические свойства горных пород закономерно меняются при переходе от монолитного состояния к тектонически - трещиноватому. К примеру, у песчаника, не ослабленного трещинами, предел прочности на сжатие, составляет 160 МПа, у трещиноватого -45 МПа.
В тех зонах, где породы ослаблены трещинами до раздробленного состояния, изменение физико-механических свойств могут составлять разы. При этом изменяется и устойчивость пород от устойчивой и средней устойчивости до слабо устойчивой и неустойчивой [5].
Для таких зон характерны слабая устойчивость породы, повышенная трещиноватость, вывалы, обильные водопритоки, сульфидная минерализация, интенсивное окварцевание.
Рисунок 2 - Схематический инженерно-геологический разрез по оси Кузнецовского тоннеля (по данным материалов проходки транспортно-дренажной штольни). Построение Г. А. Злобина [3, 4]: 1 - терригенные осадочные породы (песчаники, алевролиты и их переслаивания); 2 - вулканогенные образования (туфы андезитов, риолитов); 3 - тектонические разломы; 4 - зоны тектонической трещиноватости
Наиболее нарушенными являются участки 0 - 1440 м и 3500 - 3900 м условного пикета. Это связано с широким распространением разрывных нарушений и активным воздействием агентов выветривания вследствие меньшей глубины выработки в сравнении с другими участками [6].
Средние значения физико-механических свойств приведены в таблице.
Физико-механические свойства горных пород, вмещающих в себя Кузнецовский тоннель
Физико-механические свойства/ горные породы Плотность, т/м3 Пределы прочности пород, МПа, на Модуль упругости МПа-104 Модуль деформации, МПа-104 Коэффициент крепости
сжатие в сухом состоянии сжатие в водо-насыщенном состоянии растяжение
Песчаники 2,662 185,78 121,53 12,37 1,242 1,44 8,578
Песчаники с прослоями алевролитов 2,649 77,13 75,01 5,83 1,044 1,19 7,71
Переслаивание алевролитов и песчаников 2,633 105,82 152,39 6,87 1,213 1,336 10,58
Алевролиты 2,652 112,87 52,797 9,47 1,237 1,536 11,29
Седимента-ционные брекчии 2,642 104,029 70,85 8,87 1,038 1,408 10,4
Туф андезита 2,715 89,13 75,5 8,47 1,403 1,417 8,91
Туф риолита 2,676 80,23 47,08 4,65 1,153 1,157 8,02
01278061
Изменение свойств пород от трещиноватых к монолитным весьма существенно, геологические условия неоднородны, что создает сложности в достоверной оценке инженерно-геологических условий при проектировании конструкций тоннеля и при его эксплуатации.
Водопритоки в тоннель, обводненность горных пород, его вмещающих, определяется наличием зон повышенной тектонической трещиноватости, развитием экзогенной трещино-ватости и климатическими условиями. Их дебит имеет выраженный максимум в середине летнего периода.
После монтажа обделки наблюдаются течи из технологических отверстий и межблочных швов. Их можно охарактеризовать как небольшие, лишь местами обильные, доходящие в интервале 2485 - 2489 м условного пикета до 55 м /ч.
Мониторинг напряженно-деформированное состояния горного массива, вмещающего в себя тоннель, а также прогноз притока подземных вод к нему выполнялись практически в течение всего периода строительства - с 2010 по 2012 г. ежеквартально, осуществлось это методами регистрации естественных импульсов электромагнитного поля земли (ЕИЭМПЗ) [7 - 9] и дипольного электромагнитного профилирования (ДЭМП) [10, 11].
Естественное электромагнитное излучение в горном массиве возникает при его деформировании и разрушении. Образование микротрещин в массиве сопровождается образованием электрических зарядов и их релаксацией в виде импульсного электромагнитного излучения. Повышение напряжений в системе «горный массив - крепь» ведет к увеличению интенсивности электромагнитного излучения. Таким образом, интенсивность электромагнитного излучения является показателем уровня напряжений в крепи тоннеля и вмещающем его горном массиве. На рисунке 3 приведены результаты измерения интенсивности электромагнитного излучения, полученные при геотехническом мониторинге во время строительства Кузнецовского тоннеля. Анализ полученных при исследованиях материалов позволяет с достаточной для практических целей достоверностью высказать следующее: средний уровень интенсивности излучения ЕИЭМПЗ остается практически постоянным, а места локальных повышений интенсивности связаны с ведением строительных работ. В целом геодинамическое состояние горного массива в зоне тоннеля за весь период строительства можно характеризовать как стабильное.
Рисунок 3 - Параметр активности электромагнитной эмиссии в строящемся Кузнецовском тоннеле (п/с - количество импульсов в секунду)
Дипольное электромагнитное профилирование (ДЭМП) является одним из методов электроразведки с помощью искусственно наведенного электромагнитного поля. В данном методе используется зависимость структуры наведенного в горном массиве электромагнитного поля от электрического сопротивления грунта. При изменении влажности грунта изменяется его электрическое сопротивление. Таким образом, метод ДЭМП позволяет оценить изменение обводненности грунтового массива, вмещающего подземные выработки во времени. Данные профилирования методом ДЭМП приведены на рисунке 4 и позволяют судить о динамике поступления подземных вод к тоннелю как по его участкам, так и по соответствующим периодам времени года.
Рисунок 4 - Параметры изменения относительного удельного сопротивления горных пород и обводненности по участкам Кузнецовского тоннеля
Можно сделать следующие выводы.
1. Выполненные исследования по изучению геологического строения горного массива, вмещающего в себя тоннель, позволили достаточно точно установить зоны расположения тектонических нарушений, ослабленных слоистых и сильнотрещиноватых пород и по трассе нового Кузнецовского тоннеля.
2. Мониторинг состояния горного массива по трассе тоннеля, выполняемый методами ЕИЭ МПЗ и ДЭМП в период строительства, обеспечил получение реальной картины по развитию и прогнозу горного давления, а также по динамике поступления подземных вод в выработку.
3. Полученные данные обеспечили, нормальное и безопасное ведение проходческого комплекса по трассе тоннеля и позволили избежать непредвиденных ситуаций при его строительстве подрядной организацией, сооружающей тоннель.
4. Полученные сведения об инженерно-геологических условиях перевальной части хребта Сихотэ-Алинь и работы по горному мониторингу актуальны во время эксплуатации построенного тоннеля, а также и на других подземных транспортных объектах района, в том числе при планируемом строительстве второй очереди тоннельного перехода в период строительства вторых путей на железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.
Список литературы
1. Инженерная геология СССР. Т.4: Дальний Восток [Текст] / Под ред. Е. Г. Чаповского / МГУ. - М., 1977. - 501 с.
2. Квашук, С. В. Инженерно-геологические и гидрогеологические условия проектируемого Кузнецовского тоннельного перехода (северный Сихотэ-Алинь) [Текст] / С. В. Квашук,
B. В. Кулаков // Материалы междунар. науч.-техн. конф. «Тенденции и перспективы развития гидрогеологии и инженерной геологии в современных экономических условиях России». 5 - 6 декабря 2006 г. XII научные чтения имени профессора Н. И. Толстихина / Санкт-Петербургский горный университет. - СПб, 2006. - С. 78 - 82.
3. Злобин, Г. А. Гидрогеологическая обстановка Кузнецовского тоннеля (северный Сихотэ-Алинь) [Текст] / Г. А. Злобин, В. В. Кулаков // Геоэкология. Инженерная геология. Гидрогеология. Геокриология. - М.: Наука. - 2014. - № 4. - С. 304 - 316.
4. Квашук, С. В. Анализ инженерно-геологических условий Кузнецовского тоннеля и их прогноз для строительства второй очереди [Текст] / С. В. Квашук, Г. А. Злобин // Материалы IV всерос. науч. конф. с участием иностранных ученых «Проблемы комплексного освоения георесурсов» / ИГД ДВО РАН. - Хабаровск, 2011. - Т. 1. - С. 45 - 51.
5. Квашук, С. В. Геодинамические проблемы при транспортном освоении Дальнего Востока России [Текст] / С. В. Квашук, П. А. Колтун, Г. А. Злобин // Превентивные геотехнические меры по уменьшению природных и техногенных бедствий: Сборник трудов IV междунар. геотехнического симпозиума / Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск, 2011. - С. 320 - 324.
6. Zlobin H. A, Kvashuk S. V. Kuznetsovsky tunnel: studies of geological, geomechanical and hydrogeological features for safe and durable operation. Proceedings of the 5th International ge-otechnical symposium - Incheon (Korea). 2013, - pp. 103 - 106.
7. О природе электромагнитных волн, излучаемых горными породами при их нагруже-нии [Текст] / А. А. Воробьев, В. Ф. Ширяев и др. // Проблемы нефти и газа / Институт проблем нефти и газа. - Тюмень. - 1974. - Вып. 4. - С. 77 - 80.
8. Контроль напряженно-деформированного состояния массива горных пород при строительстве тоннелей методом ЭМИ [Текст] / К. П. Безродный, А. Д. Басов и др. // Известия ТулГУ. Наука о земле / Тульский гос. ун-т. - Тула. - Вып.1. - 2011. - С. 227 - 234.
9. Трунев, В. Г. Мониторинг напряженно-деформированного состояния породного массива экспресс-методом ЕИЭМПЗ (краткий обзор) [Текст] / В. Г. Трунев, М. Н. Кормин // Труды всерос. конф. «Геодинамика и напряженное состояние недр Земли» / ИГД СО РАН. -Новосибирск, 2011. - Т. 1. - С. 239 - 242.
10. Кормин, М. Н. Опыт применения геофизических методов в геотехническом мониторинге транспортных тоннелей [Текст] / М. Н. Кормин, В. Г. Трунев, // Труды всерос. конф. «Геодинамика и напряженное состояние недр Земли» / ИГД СО РАН. - Новосибирск, 2013. -
C. 410 - 415.
11. Регистрация и обработка сигнала электромагнитного излучения горных пород [Текст] / М. В. Курленя, А. Г. Вострецов и др. / Сибирское отделение РАН. - Новосибирск, 2000. -С. 232.
References
1. Chapovskiy E. G. Inzhenernaya geologiya SSSR. T.4: Dal'niy Vostok (Engineering geology of USSR. Vol. 4 : Far East). Moscow: MGU Publ., 1977, 501 p.
2. Kvashuk S. V. Geoingeneering and hydrogeological conditions of projected Kuznetsovki tunnel (Northern Sikhote-Alin) [Inzhenerno-geologicheskiye i gidrogeologicheskiye usloviya proyektiruyemogo Kuznetsovskogo tonnel'nogo perekhoda (severnyy Sikhote-Alin')]. Mezhdu-narodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferentsiya «Tendentsii i perspektivy razvitiya gidrogeologii i inzhenernoy geologii v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh Rossii». (Int. conference Trends and future of hydrogeology and geological engineering development under current economic circumstances' of Russia). Sankt-Petersburg, 2006, pp. 78 - 82.
3. Zlobin G. A., Kulakov V. V. Hydrogeological conditions of Kuznetsovski tunnel (Northern Sikhote-Alin) [Gidrogeologicheskaya obstanovka Kuznetsovskogo tonnelya (severnyy Sikhote-Alin')]. Geoekologiya. Inzhenernaya geologiya. Gidrogeologiya. Geokriologiya, - The journal Ge-oecology. Engineering geology. Hydrogeology. Geocryology. 2014, no, pp. 304 - 316.
4. Kvashuk S. V. Analysis of Kuznecovski tunnel geoengineering conditions and forecasting for the second building term [Analiz inzhenerno-geologicheskikh usloviy Kuznetsovskogo tonnelya i ikh prognoz dlya stroitel'stva vtoroy ocheredi.]. Problemy kompleksnogo osvoyeniya georesursov: materialy IV Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s uchastiyem inostrannykh uchenykh. Khabarovsk: IGD DVO RAN, 2011. no. 1. - pp. 45 - 51.
5. Kvashuk S. V., Koltun P. A., Zlobin G. A. Geodynamics problems while the transport development of Russian Far East [Geodinamicheskiye problemy pri transportnom osvoyenii Dal'nego Vostoka Rossii]. Preventivnyye geotekhnicheskiye mery po umen'sheniyu prirodnykh i tekhnogen-nykh bedstviy: sbornik trudov IV Mezhdunarodnogo geotekhnicheskogo simpoziuma. Khabarovsk, 2011, pp. 320 - 324.
6. Zlobin H., Kvashuk S. Kuznetsovsky tunnel: studies of geological, geomechanical and hydrogeological features for safe and durable operation. Proceedings of The 5th International ge-otechnical symposium - Incheon (Korea) 2013. - pp. 103 - 106.
7. Vorob'yev A. A, Shiryayev V. F., Zashchinskiy A. A., Yevseyev V. D. About the features of electromagnetic waves emitted by solid rocks under pressure [O prirode elektromagnitnykh voln, izluchayemykh gornymi porodami pri ikh nagruzhenii]. Problemy nefti i gaza. - The journal Oil and Gas Problems. Tyumen, 1974, no. 4, pp. 77 - 80.
8. Bezrodnyy K. P, Basov A. D, Romanevich K. V.Control of the stress-strain solid rocks state during tunnel construction by EMI method.[Kontrol' napryazhenno-deformirovannogo sostoyaniya massiva gornykh porod pri stroitel'stve tonneley metodom EMI]. Izvestiya TulGu. Nauka o zemle. -The Journal TulGu News. Earth Science. 2011, no. 1, pp. 227 - 234.
9. Trunev V. G., Kormin M. N. Monitoring of stress-strain solid rocks condition by EIEMPZ express method (short review) [Monitoring napryazhenno-deformirovannogo sostoyaniya porodnogo massiva ekspress metodom EIEMPZ (kratkiy obzor) ]. Trudy Vserossiyskoy konferentsii. Geodinamika i napryazhennoye sostoyaniye nedr Zemli. (Abstracts of Russian conference «Geodynamics and stress conditions of Earth bowls»). Novosibirsk, 2011, no. 1, pp. 239 - 242.
10. Trunev V. G., Kormin M. N // Experience of geophysical methods usage for geotechnical monitoring of transport tunnels.[Opyt primeneniya geofizicheskikh metodov v geotekhnicheskom monitoringe transportnykh tonneley]. Trudy XX Vserossiyskoy konferentsii.. Geodinamika i naprya-zhennoye sostoyaniye nedr Zemli. (Abstracts of the 20th Russian conference «Geodynamics and stress conditions of Earth bowls»). Novosibirsk, 2013, pp. 410 - 415.
11. Kurlenya M. V., Vostretsov A. G., Kulakov G. I., Yakovitskaya G. E. Registration and analysis of solid rocks electromagnetic emission. [Registratsiya i obrabotka signala elektromag-nitnogo izlucheniya gornykh porod]. Novosibirsk, Publ. Sibirskoe otdeleniye RAN, 2000, pp. 19 - 23.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Квашук Сергей Владимирович
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
Серышева ул., 47, г. Хабаровск, 680021, Российская Федерация.
Доктор геолого-минералогических наук, доцент, профессор кафедры «Мосты, тоннели и подземные сооружения», ДВГУПС.
Тел.:+7 914 544 34 21.
E-mail: [email protected]
Смышляев Борис Николаевич
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
Серышева ул., 47, г. Хабаровск, 680021, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Мосты, тоннели и подземные сооружения», ДВГУПС.
Трунев Василий Григорьевич
Научно-исследовательский центр «Бамтоннель».
Комсомольский пр., д. 1, корп. 3, г. Новосибирск, 630004, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, директор.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Квашук, С. В. Инженерно-геологические и геотехнические аспекты строительства и эксплуатации Кузнецовского тоннеля на Дальневосточной железной дороге [Текст] / С. В. Квашук, Б. Н. Смышляев, В. Г. Трунев // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. -Омск. - 2018. - № 3 (35). - С. 135 - 143.
INFORMATIONABOUTTHEAUTHORS
Kvashuk Sergey Vladimirovich
Far East State Transport University (FESTU).
47, Seryshev st., Khabarovsk, 680021, the Russian Federation.
PhD of Geology & Mineralogy, Professor of the department «Bridges, tunnels and underground constructions», FESTU.
Phone: +7 914 544 34 21.
E-mail: [email protected]
Smyishlaev Boris Nikolaevich
Far East State Transport University (FESTU).
47, Seryshev st., Khabarovsk, 680021, the Russian Federation.
PhD in Engineering, Associate Chief of the department «Bridges, tunnels and underground constructions», FESTU.
Trunev Vasiliy Grigorievich
Scientific and research center «Bamtonnel» (NIC «Bamtonnel», Ltd).
1, building 3, Komsomolskiy Avenue, Novosibirsk, 630004, the Russian Federation.
PhD in Engineering. Director.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kvashuk S. V., Smyishlaev B. N., Trunev V. G. Engineering-geological and geotechnical aspects of construction and operation of the Kuznetsovskiy tunnel on the far east railroad. Journal of Transsib Railway Studies, 2018. vol. 3, no 35, pp. 135 - 143 (In Russian).