Научная статья на тему 'Инженерно-геодезическое сопровождение строительства канатных дорог'

Инженерно-геодезическое сопровождение строительства канатных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1266
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАТНЫЕ ДОРОГИ / ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ РАЗБИВОЧНАЯ ОСНОВА / ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА / ROPEWAYS / THE GEODETIC CENTER FOUNDATION / GEODETIC SUPPORT OF CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кошелев Владимир Александрович, Карлин Константин Сергеевич, Чахлова Анна Петровна

Рассмотрен комплекс инженерно-геодезических работ на каждом этапе строительства канатных дорог. Описан метод создания геодезической разбивочной основы в условиях горной местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кошелев Владимир Александрович, Карлин Константин Сергеевич, Чахлова Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING-GEODETIC SUPPORT OF CONSTRUCTION ROPEWAYS

Considered the complex of engineering and geodesic works on each stage of construction ropeways. A method for establishing a geodetic Center basics in the Highlands.

Текст научной работы на тему «Инженерно-геодезическое сопровождение строительства канатных дорог»

ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА КАНАТНЫХ ДОРОГ

Владимир Александрович Кошелев

ООО «Росинжиниринг Строительство», 354392, Россия, г. Сочи, Адлерский район, с. Эсто-Садок, ул. Ачипсинская, 16а, начальник геодезической службы, тел. (812)331-53-36 доб. 2561, e-mail: Vladimir.Koshelev@roing.com

Константин Сергеевич Карлин

ООО «Росинжиниринг Строительство», 354392, Россия, г. Сочи, Адлерский район, с. Эсто-Садок, ул. Ачипсинская, 16а, ведущий инженер. тел. (812)331-53-36 доб. 2561, email:

Konstantin.Karlin@roing.com Анна Петровна Чахлова

ООО «Росинжиниринг Строительство», 354392, Россия, г. Сочи, Адлерский район, с. Эсто-Садок, ул. Ачипсинская, 16а, инженер-геодезист. тел. (812)331-53-36 доб. 2561, email:

Anna.Chahlova@roing.com

Рассмотрен комплекс инженерно-геодезических работ на каждом этапе строительства канатных дорог. Описан метод создания геодезической разбивочной основы в условиях горной местности.

Ключевые слова: канатные дороги, геодезическая разбивочная основа,

геодезическое сопровождение строительства.

ENGINEERING-GEODETIC SUPPORT OF CONSTRUCTION ROPEWAYS

Vladimir A. Koshelev

Open Company «Rosengineering Stroitelstvo», 354392, Russia, Sochi, Adler area, with. the Esto-Sadok, street Achipsinsky, 16a, the chief of geodetic service, tel. (812)331-53-36 ext. 2561, e-mail: Vladimir.Koshelev@roing.com

Konstantin S. Karlin

Open Company «Rosengineering Stroitelstvo», 354392, Russia, Sochi, Adler area, with. the Esto-Sadok, street Achipsinsky, 16a, the leading engineer, tel. (812)331-53-36 ext. 2561, e-mail: Konstantin.Karlin@roing.com

Anna P. Chahlova

Open Company «Rosengineering Stroitelstvo», 354392, Russia, Sochi, Adler area, with. the Esto-Sadok, street Achipsinsky, 16a, the engineer-geodesist, tel. (812)331-53-36 ext. 2561, email:

Anna.Chahlova@roing.com

Considered the complex of engineering and geodesic works on each stage of construction ropeways. A method for establishing a geodetic Center basics in the Highlands.

Key words: ropeways, the geodetic Center Foundation, geodetic support of construction.

В связи с активным развитием горнолыжного спорта в горных кластерах Кавказа увеличивается строительство спортивных площадок, горнотуристических комплексов и объектов инфраструктуры. Данные аспекты требуют инновационных подходов в строительной индустрии.

В данной статье рассмотрим комплекс инженерно-геодезических работ при сопровождении строительства канатных дорог на примере строительства канатной дороги в п. Эсто-Садок г. Сочи.

Строительство канатных дорог является технически сложным процессом, и каждый этап требует инженерно-геодезического сопровождения. Сложность строительства канатных дорог обусловлена характером рельефа, особенностями грунтов горной местности, а так же техническими особенностями самого объекта - необходимо с высокой точностью обеспечить створность взаимного положения опор с минимальными отклонениями от оси канатной дороги.

Условно весь процесс инженерно-геодезического сопровождения строительства можно разделить на следующие этапы:

1. Инженерные изыскания створа канатной дороги.

2. Строительно-монтажные работы.

3. Сдача объекта в эксплуатацию.

На стадии проектирования создают геодезическую основу местности, а так же создание топоосновы. После получения топоосновы проводят камеральное трассирование с целью выбора створа канатной дороги, создают продольные профили. Для данного объекта использовались результаты воздушного лазерного сканирования масштаба 1:2000. Из нескольких конкурирующих вариантов был выбран наиболее целесообразный, с учетом рельефа, экономических затрат и других показателей. Для выбранного варианта были проведены изыскательские работы согласно [2, 6, 7, 8]. По результатам инженерно-геодезических изысканий были составлены топографо-геодезические планы на территорию будущего строительства в масштабах 1:1000, 1:500 в соответствии с требованиями [5, 9]. Кроме комплекса топографо-геодезических и изыскательских работ, производился сбор дополнительной информации путем создания цифровых снимков местности, позволяющих получить визуальную информацию о месте будущего строительства без дополнительного выезда проектировщиков на местность.

После выполнения рекогносцировки на местности был разработан проект производства геодезических работ, определяющий состав геодезических работ.

Далее осуществляют подготовительные работы по выносу границ участков свода леса. Для этого с помощью навигационного приемника выносят границы свода леса и закрепляют их сигнальными лентами, после чего осуществляется свод леса и выполняется исполнительная съемка.

На следующем этапе в рамках подготовительного периода строительства была создана геодезическая разбивочная основа (ГРО). ГРО развивалось от

пунктов опорной геодезической сети (ОГС). При этом пункты ГРО закреплялись с таким учетом, чтобы в районе производства строительно -монтажных работ отдельного сооружения (опоры, станции КД) находилось не менее 4х пунктов. При этом пункты ГРО были закреплены так, чтобы обеспечить их сохранность на этапе производства строительно-монтажных работ. Тип закладываемых пунктов был выбран 5гр. Точность ГРО определяется согласно допусков на строительно-монтажные работы для канатных дорог [1]. В данном случае, согласно [1] максимально-допустимое отклонение положение конструктивных элементов канатной дороги в продольном и поперечном смещении, а так же отклонения по высоте не должны превышать 50 мм. Тогда, согласно [2], средне-квадратическая ошибка тп будет вычисляться по формуле (1):

тп=А/2 (1)

где, А - допуск установленный [1] на производство разбивочных работ.

Из данной формулы получаем, что среднеквадратическая погрешность определения планового положения пунктов внутри сети в плане и по высоте составляет ±20 мм и ±25 мм соответственно, с учетом погрешности определения планового положения пунктов внутри сети.

Для планового сгущения ГРО использовались методы спутниковых наблюдений сетевым методом. Спутниковые измерения выполнялись аналогично [10]. Были произведены сдвоенные сеансы совместных наблюдений тремя приемниками продолжительностью 1-3 часа в режиме «статика». Всего выполнялось по два цикла измерений с изменением высоты антенн между приемами. По результатам уравнивания спутниковых наблюдений была получена максимальная ошибка положения пункта 0,015 м, что удовлетворяет заданным требованиям и обеспечивают точность полигономертии 4 класса 1 разряда.

Для развития высотного положения использовался метод тригонометрического нивелирования [10]. В результате тригонометрического нивелирования СКО на 1 км хода составила 4,6 мм, а предельная невязка на 1 км хода составила 9,2 мм. Данные показатели удовлетворяют требованиям нивелирования III класса.

Фрагмент схемы ГРО, оптимально удовлетворяющий условиям выполнения работ в горной местности, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Фрагмент схемы ГРО ППКД

После создания ГРО приступают к земляным работам, включающие в себя планировку технологических проездов. Кроме этого на подготовительном этапе выполняют прокладку поземных коммуникаций. Данные работы заключают в себе вынос точек осей коммуникаций в натуру, производство земляных работ (разработка траншей) и монтажных работ в соответствии с [2, 4]. На данные виды работ так же выполняется исполнительная схема.

Так же в подготовительный период производят вынос в натуру главных и основных осей сооружений полярным методом. В данном случае выносят ось канатной дороги и основные оси каждого конструктивного элемента (опор, станций, сопутствующих зданий и сооружений). Все точки разбивки закрепляют на местности геодезическими знаками, а в скальных породах -пересечением двух канавок, высеченных в скале. При этом точки подписывают и ограждают [2].

В основной период строительства производят вынос в натуру главных осей фундаментов. От данных осей производят дальнейшее геодезическое сопровождение строительно-монтажных работ, включающих в себя устройство подземных и надземных частей зданий. В состав данного этапа работ входит устройство котлованов, устройство бетонной подготовки, устройство фундаментов, стен, плит перекрытий, установка и закрепление анкерных болтов и закладных деталей, монтаж конструкций, обратная засыпка котлованов [2, 3, 4]. После каждого из данных этапов выполняют исполнительная съемку [3, 4].

При земляных работах (устройство котлована для устройства подземной части сооружения) производят разбивку контуров сооружений в натуре в соответствии с проектом [3, 4]. Точки разбивки закрепляют геодезическими знаками методами, описанными ранее. От данных точек производят разработку котлована до проектной отметки. При этом необходимо соблюдать заданный уклон откосов стен котлована во избежание осыпи грунта. Работы выполняют согласно допусков [4].

После окончания земляных работ по разработке котлована выполняют устройство бетонной подготовки. Для этого на дне котлована параллельно

оси сооружений устанавливают обноску и нивелируют ее для строгого вывода ее в горизонтальную плоскость. Положение обноски в котловане определяют от соответствующих строительных осей. На обноске обозначают все оси сооружения, образуя закрепление осей на местности [2].

После установки опалубки производят заливку бетона. Г еометрические параметры опалубки проверяют путем геодезических измерений. Если работы выполнены в пределах допуска [1, 3], то производят устройство фундамента по аналогичной схеме.

Совместно с устройством фундамента сооружения устанавливают анкерные группы и закладные детали. Исходными для установки закладных деталей являются разбивочные оси фундамента, которые выносят на контур опалубки. При установке анкерных болтов чаще всего используют специальный шаблон - монтажный кондуктор. Кондуктор ориентируют строго по продольным и поперечным осям фундамента. Установку анкерных болтов в проектную отметку выполняют при помощи нивелира.

После завершения устройства анкерных болтов, закладных деталей и фундаментов переходят к монтажу металлоконструкций опор и регулировке оборудования ППКД согласно [1, 3]. Перед началом выполнения

геодезических работ при необходимости восстанавливают плановую сеть (выше описанным методом), для обеспечения контроля вертикального положения опоры в поперечном направлении относительно оси ППКД, створного положения несущего каната конструкции. В продольном направлении опоры ППКД, как правило, имеют заданный проектный угол наклона. Поэтому регулируют отклонение от вертикали в створе вычисляют координаты центра опор и путем проецирования визирного луча в вертикальной плоскости определяют отклонение центра верхнего уровня опоры КД. Аналогично производят проецирование при другом положении круга и фиксируют среднее из двух точек. Далее производят регулировку положения конструкции до заданного проектом.

Отклонение А! от проектного положения оси характеризует линейную величину наклона конструкции в угловой мере и выражается формулой 2 [1]:

у= А!*р/к, (2)

где к-высота опоры,

А! - отклонение от проектного положения оси.

Так же в целях определения дополнительного контроля (и регулировки) створности элементов ППКД следует определить фактическую ось балансиров по стороне подъема кабин. Для этого определяют координаты осевых точек роликов балансиров на станциях ППКД. Данными точками задается створ параллельно оси канатной дороги с помощью него и производится регулировка балансиров, тем самым обеспечивается створное положение всех необходимых узлов конструкций.

На окончательном этапе строительства производят составление технического отчета по результатам всех объемов выполненных

геодезических работ в процессе строительства. Производят при необходимости окончательную исполнительную съемку, по результатам которой составляют исполнительный генеральный план.

После окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию необходимо производить инженерно-геодезические работы согласно нормативно-технической документации для мониторинга объекта, определения осадок и деформаций несущих конструкций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ВСН 413-80 Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

2. СП 126.13330.2012. Свод правил. Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84.

3. СНиП 3.03.01-87 Строительные нормы и правила. Несущие и ограждающие конструкции.

4. СП 45.13330.2012 Свод правил. Земляне сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87.

5. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 ГКИНП 02-033-82.

6. СП 47.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96.

7. СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства

8. СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть II. Выполнение съемки подземных коммуникаций при инженерно-геодезических изысканиях для строительства

9. Условные топографические знаки для топографических планов масштаба 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500

10. Кошелев В. А., Карлин К. С.. Чахлова А. П. Особенности развития геодезической

разбивочной основы в условиях горной местности // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика,

картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 87-92.

© В. А. Кошелев, К. С. Карлин, А. П. Чахлова, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.