Известия ТРТУ
Специальный выпуск
Секция инженерной психологии и безопасности жизнедеятельности
УДК 331.101.1
И. И. Ткачев
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ТЕХНИКА И ПСИХИКА
Традиционная научная мудрость гласит, если причинно-следственные связи тех или иных процессов и явлений изучены, то ими можно управлять, в частности, задавать формы и получать требуемые свойства человеко-машинных систем, включая разнообразие форм человеческой деятельности и целесообразных отношений с окружающей действительностью.
Техника (греч.) — искусство, ремесло, мастерство — понятийно имеет два смысла: 1) техника как артефакт (лат.) — искусственно сделанное: предметы, орудия, инструменты, используемые человеком в своей деятельности; 2) техника как совокупное обозначение уровней мастерства (психического само-действия) человека, например, техника игры на музыкальном инструменте. Инженеры изучают и развивают первый смысл слова «техника», психологи — второй.
Психологами деятельность трактуется как динамическая система, включающая: потребность, мотив (побуждение, цель) предмет, средства, результат и сам процесс рекомбинаций психических уровней (средств деятельности) — чувственного, умственного, и мускульного. Чувственно-умственный уровень программирует внешнюю — двигательную деятельность. Сотни лет идут споры о первичности и вторичности (роли) для становления человека двух деятельностных мотиваций, обозначаемых как «игра» и «труд»: например, еще Платон, рассматривая человеческую активность, призывал превратить жизнь в игру от младенчества до старости; Шекспир утверждал, что мир — театр, а люди в нем актеры, режиссеры и зрители одновременно; Дарвин, Энгельс полагали, что труд «сделал» из обезьяны человека и продолжает его «ваять».
Очевидно, что играют и трудятся все — животные, дети и взрослые, музыканты и политики, военные и штатские. Граница между игрой и трудом оказывается трудно уловимой, поэтому, думается, есть две нераздельных формы человеческого «чувствомыследействия»—деятельности по признаку самостоятельности реализации:
1) (само)деятельность, мотив которой заключается не столько в результате, сколько в самом процессе, в получении разнообразного функционального удовольствия («для души»), ради которого совершается самостоятельное творение самого себя и окружения — что и являет собой сущность природы человека, заключенной в притягательной силе разнообразия. Разнообразие — ключ к чувственному опыту, к активному самопрограммированию действий в быстро меняющихся ситуациях и ролевых функциях;
2) унифицированная деятельность («для тела»), мотивированная биологическими нуждами, удовлетворямыми трудом. Главным признаком здесь
Секция инженерной психологии и безопасности жизнедеятельности
является необходимость встраивания человека в процесс путем изменения его психической структуры в соответствие с действующими профессиональными условиями и требованиями («идти в ногу», соответствовать алгоритму). Таковой, в частности, является деятельность человека-оператора в эргатической системе: управление техническим устройством по заданной программе. Это означает, что человек действует без собственной программы, без смыслообразования, составляющих творческую природу психических процессов. Техника, таким образом, одновременно определяется (создается) человеком и определяет структуру его психики, предполагающую специальное развитие профессионально важных психических свойств.
Исходя из аксиом биологии, связи психического развития (эволюции) человека с факторами жизнедеятельности можно представить так:
Это обстоятельство заставляет нас по иному взглянуть на наши технические перспективы, поскольку они знаменуют собой тенденцию утраты Я-активного, творящего и «ваяния» Я-реактивного, действующего по заданной программе взамен активного самопрограммирования действий: «специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя» (Козьма Прутков).
УДК 381.544
А. В. Непомнящий
АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ВЫПУСКНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ВУЗЕ
Преобладающая, ориентация экономики страны на решение задач, связанных с развитием техносферы и военно-промышленного комплекса, привела, как известно, к доминированию в инженерном деле концепции построения человеко-машинных систем, ориентированных на решение технических задач без учета человеческого фактора, влияние которого компенсировалось одним путем — профессиональным отбором людей, способных работать в составе конкретной человеко-машинной системы.
В качестве примера, на уровне курьеза, можно привести авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения «А-50» огромный самолет,