важную роль в рамках реализации разработанного РМКIGIP проекта развития инженерной педагогики в России. Совместная деятельность центров инженерной педагогики способствует формированию единого инженерно-педагогического образовательного пространства.
МАДИ (ГТУ) является активным участником и координатором международных проектов в области инженерной педагогики, на его базе издается главный печатный орган IGIP - журнал REPORT. Электронная версия этого журнала представлена на сайте университета (http://madi.ru/ igip_journal).
Для обмена опытом решения инновационных задач профессионально-педагогической подготовки и переподготовки преподавателей технических дисциплин, а также для координации научных исследований в области инженерной педагогики коллектив преподавателей кафедры инженерной педагогики МАДИ, возглавляемый академиком РАО В.М. Жураковским, организовал межвузовский семинар «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании ». За семь лет свое-
го функционирования этот ежегодный семинар стал местом встречи инновационно мыслящих педагогов и исследователей, работающих в области инженерной педагогики в столичных и региональных университетах России. В процессе обсуждения, анализа и решения общих проблем развиваются отношения профессионального сотрудничества, результатом которого является повышение уровня профессионально-педагогической компетентности всех участников.
Семинар-2008 был совместно организован МАДИ (ГТУ) и редакцией научно-педагогического журнала «Высшее образование в России ». Перед началом работы семинара мы обратились к ректору МАДИ (ГТУ), президенту РМК К1Р, члену-корреспонденту РАН Вячеславу Михайловичу Приходь-ко и к заведующему кафедрой инженерной педагогики МАДИ, члену Международного мониторингового комитета Ю1Р академику РАО Василию Максимилиановичу Жураковскому с просьбой ответить на некоторые вопросы, относящиеся к деятельности международного и отечественного сообщества инженеров-педагогов.
Инженерная педагогика: вызовы современной эпохи
- Вячеслав Михайлович, как президент. РМК поясните, пожалуйста, каковы главные цели деятельности
- Главных целей две, и они взаимосвязаны. Во-первых, это организация непрерывной профессионально-педагогической подготовки и самоподготовки преподавателей технических дисциплин к инновационной научно-педагогической и воспитательной деятельности с учетом изменяющихся условий. На пути к достижению этой цели решаются как чисто практические задачи, актуальные для настоящего момента, так и проблемы теоретического характера, связанные с исследованиями динамики развития профессионально-педагогического образования как открытой многокомпонентной системы. Во-вторых, это разработка эффективных педагогических технологий формирования инженерной компетентнос-
ти выпускников втузов, совершенствование методов преподавания технических дисциплин и методов выполнения междисциплинарных проектов. Современному наукоемкому производству нужны специалисты, сочетающие инициативность, высокую профессиональную квалификацию, способность работать в команде. Наряду с творческим техническим мышлением инженеру необходимо иметь стратегическое, экологическое и экономическое мышление; высокий уровень коммуникационной компетентности, понимание общих закономерностей производственно-экономического развития; умение правильно оценить фазу цикла, на которой находится процесс инновации в конкретном производстве или предприятии; умение прогнозировать ситуацию на динамично изменяющемся рынке. Актуальной задачей инженерной педагогики является разработка инновационных педагогических технологий, формирующихи развивающих социально-профессиональные компетенции всех субъектов образовательного процесса - умения, обеспечивающие им устойчивую конкурентоспособность на рынке труда.
- В качестве первой цели деятельности IGIP Вы назвали непрерывную профессионально-педагогическую подготовку преподавателей. Возможно ли в наших российских условиях обеспечить такую подготовку? Есть ли соответствующий опыт в вашем университете?
- Да, у нас есть опыт и определенные достижения в этой области. Мы используем разные формы непрерывной подготовки преподавателей. Прежде всего, это междисциплинарное обучение и повышение квалификации в Центре инженерной педагогики МАДИ; затем - «командная » работа в рамках научно-методических семинаров кафедр и факультетов, ежегодной научно-методической конференции МАДИ и межвузовского семинара «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании ». В этой связи должны быть отмечены также научно-педагогическаяработа наших сотрудников по выполнению международных и отечественных проектов, зарубежные краткосрочные стажировки, общение с коллегами из различных вузов во время совместной работы на всероссийских конференциях и симпозиумах, исследовательская деятельность в рамках учебного процесса, руководство студенческой научно-исследовательской и проектной работой и, конечно, самообразование, изучение научно-педагогической литературы, анализ публикаций в официальном журнале IGIP REPORT. Этот журнал издается в нашем университете и рассылается всем индивидуальным и коллективным членам IGIP. Основной механизм, гарантирующий непрерывность роста профессионально-педагогической компетентности преподавателей, - это, бесспорно, творческая работа над созданием инновационных образовательных программ, междисциплинарных учебныхкурсов, над совершенствованием ивнедрением новыхпедагогических технологий. И конечно, очень важны разносторонние коммуникации в научно-педагогическом сообществе. Дискуссии профессионалов, работающих в области инженерной педагогики, -это мощное средство развития профессионально-педагогическихкомпетенций преподавателей технических вузов.
- Василий Максимилианович, Вы член Международного мониторингового комитета IGIP и в полной мере информированы относительно тех изменений, которые сейчас происходят в национальных системах образования. Скажите, пожалуйста, мониторинг каких процессов осуществляют международный и российский мониторинговые комитеты IGIP?
- Позволю себе уточнить многоаспектное содержание понятия «мониторинг». Мониторинг - это функциональная система, включающая сбор, структурирование и систематизацию информации, затем - ее анализ, прогнозирование и ... действие! В рассматривае-
мом нами случае речь идет о комплексной информации, характеризующей реальное состояние инженерного образования, реализуемого в технических вузах стран, включенных в деятельность IGIP. Национальные мониторинговые комитеты, в том числе и РМК IGIP, осуществляют мониторинг на территории своих государств. В рамках ММК IGIP международные эксперты осуществляют сравнительный анализ получаемой информации и вырабатывают соответствующие рекомендации, которые незамедлительно доводятся до сведения всех национальных мониторинговых комитетов и публикуются на страницах журнала REPORT.
В современном мире мы живем в условиях постоянной неопределенности. Но именно эта реальность является величайшим достоянием XXI века - условием для творчества и непрерывного развития. Массив получаемой в процессе мониторинга информации дает нам знание, а знание предполагает выбор, выбор из множества различных возможностей. Необходимо принять решение относительно того, что является сущностно рациональным в конкретных условиях. Какие именно коррективы и изменения, в каких конкретных аспектах инженерного образования являются оптимальными, насколько они соответствуют объективным закономерностям развития общества - науки, техники, технологий, культуры, бизнеса? Принятие решений требует учета большого количества различных факторов и экспертного анализа. Это означает, что нам необходимо общаться друг с другом, и общаться «на равных». Именно эта совместная деятельность, результатом которой является действие, направленное на развитие опережающего качества инженерного образования, является системообразующей для всех национальных и международного комитетов по инженерной педагогике IGIP.
- Вячеслав Михайлович, теперь ответьте на вопрос как ректор университета: какое влияние оказывает инженерная педагогика на совершенствование качества подготовки инженеров вМАДИ (ГТУ)?
- Инженерная педагогика в условиях масштабной модернизации российского инженерно-технического образования уже приступила к решению прежде всего практико-ориентированных проблем, она перестала быть чисто академической наукой и с каждым днем становится ближе к реальной жизни. В документе «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» обозначена система новых функций технических университетов, осуществляемых в условиях интеграции с наукой и производством. В этой стратегии подчеркивается, что современные университеты обязаны не только вести фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, но и выполнять опытно-конструкторские разработки, создавать образцы новой техники и технологии, осуществлять коммерциализацию результатов научных исследований ученых, преподавателей и студентов и обеспечивать передачу готовой продукции (технологический трансферт) потребителю. К решению многих из сформулированных задач отечественные университеты в настоящее время еще не совсем готовы. Предстоит весьма напряженная, но очень интересная творческая работа, совместные поиски и инновационные прорывы. В современных условиях решение проблем конкурентоспособного экономического развития всех отраслей народного хозяйства требует подготовки компетентных и высококвалифицированных инженерно-технических кадров разного уровня образования. Само понятие «отрасль высокой технологии » сейчас приобретает новый смысл. В настоящее время любая отрасль национальной экономики (в том числе и автомобильно-дорожная) без высоких технологий обойтись не может. Автотранспортный комплекс (АТК) Российской Федерации представляет собой сложную организационно-техническую систему. Неотъемлемым компонентом АТК является подсистема обеспечения жиз-
ненных циклов транспортных сетей - дорог, мостов, тоннелей и других инженерных сооружений, необходимых для функционирования транспортных средств. На всех этапах жизненного цикла транспортных сетей и их инфраструктуры - а это проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт и модернизация - широко используются дорожно-строительные машины и автомобили; обеспечение функционирования всего комплекса осуществляют профессиональные кадры, значительная часть которых состоит из выпускников МАДИ (ГТУ).
Основным стратегическим направлением развития университета является подготовка специалистов и научных кадров высшей квалификации, отвечающих современным требованиям экономики страны и способных эффективно работать в условиях конкуренции и свободного рынка труда. В их число входят ученые, проектировщики, исследователи, производители и эксплуатационники транспортных средств, а также строители и инженеры, занимающиеся эксплуатацией транспортных сетей. Важнейшей особенностью университета на протяжении всей истории его развития была нацеленность на обеспечение высокого качества профессиональной подготовки, интеграцию образования и науки, а в последние годы особое внимание уделяется инновационной деятельности. С учетом беспрецедентного роста автомобильного парка страны и увеличения в его составе доли зарубежных автомобилей существенно повысились требования к уровню профессиональной компетентности выпускников университета. Традиционные функции университета - подготовка специалистов и научно-технические разработки - в настоящее время дополняются его активной деятельностью в сфере фундаментальных исследований, выполнения международных проектов, разработки и внедрения новых технологий.
С целью координации межкафедральных исследований в университете созданы научно-исследовательские институты механики, материалов и конструкций, энергоэкологических проблем. МАДИ (ГТУ) располагает технопарком, в состав которого входят самостоятельные предприятия, успешно реализующие современные инновационные технологии в различных сферах функционирования автотранспортного комплекса. Для реализации полного цикла «от идеи до опытного образца» и ускорения внедрения в производство результатов научных исследований в университете созданы и успешно работают малые предприятия, акционерные общества и товарищества, инженерные центры, центры по лицензированию и сертификации транспортной техники и материалов. Основные социальные партнёры университета в реализации инновационныхобразовательных программ одновременно являются заказчиками на специалистов и научно-исследовательские работы. В современных условиях интеграция образования, науки и производства становится структурообразующим компонентом инновационной системы отечественной автомобильно-дорожной отрасли и главным требованием к подготовке современных инженеров для автотранспортного комплекса. Инженерная педагогика в условиях создания инновационной системы автомобильно-дорожной отрасли отечественной экономики является необходимым и действенным инструментом решения центральной проблемы -подготовки для АТК России творческих инженеров, компетентных во всех вопросах, относящихся к обеспечению полного жизненного цикла современных организационно-технических систем любой сложности.
- В этой связи как Вы оцениваете деятельность РМК Что уже удалось сделать для развития инженерной педагогики в России начиная с 1995 г.?
- Считаю, что за 12 лет работы РМК Ю1Р сделано очень многое. Назову лишь некоторые индикаторы эффективности проделанной работы. К настоящему времени на базе техническихуниверситетов России активно функционирует созданная нами сеть аккре-
дитованных IGIP центров инженерной педагогики (в МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московском государственном агроинженерном университете им. В.П. Горячкина, Тамбовском государственном техническом университете, Пермском государственном техническом университете, Казанском государственном технологическом университете, Дальневосточном государственном техническом университете и др.). Они расположены в разных регионах нашей огромной страны. В 2006 г. создан межвузовский Центр инженерной педагогики IGIP в Красноярске на основе договора между тремя техническими вузами -Сибирским государственным аэрокосмическим университетом, Красноярским государственным техническим университетом и Красноярским государственным университетом цветных металлов и золота. В нашей стране существует уже 13 центров инженерной педагогики, но Красноярский - единственный, при создании которого объединили свои материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы несколько университетов.
В настоящее время более 250 преподавателей отечественных технических университетов имеют высокие звания международного инженера-педагога, во многих университетах образованы кафедры инженерной педагогики, а, например, на базе Томского государственного политехнического университета создан Институт инженерной педагогики. Эти цифры превышают соответствующие параметры, характерные для стран Европы.
Преподаватели технических вузов России принимают деятельное участие в ежегодных симпозиумах IGIP, представляя вниманию международной академической общественности результаты выполненных в российских университетах научно-педагогических исследований и конкретных разработок. Не буду утверждать, что при отсутствии РМК IGIP процесс развития отечественного инженерного образования стал бы невозможным. Конечно, это не так. Оно эволюционировало бы в любом случае в силу внутренних закономерностей развития любой социальной системы (имею в виду закономерности самоорганизации). Однако создание РМК IGIP и связанное с этим событием включение ученых и преподавателей, работающих в системе инженерного образования, в деятельность международного общества по инженерной педагогике оказало в тяжелый для России период середины 90-х благотворное внешнее воздействие на научно-педагогическую деятельность отечественных втузов. В результате был сформирован интерес к вопросам интеграции педагогики и инженерии, сфокусировано внимание на техпроблемах, от решения которых зависело сохранение отечественных научно-технических и научно-педагогических школ. Как руководитель, я вижу значительные, пока еще не задействованные резервы РМК IGIP. Имеющийся у нас интегральный ресурс является основанием для того, чтобы оперативно и качественно решить многие неотложные проблемы, связанные с осуществлением современного этапа модернизации отечественного инженерного образования.
- Василий Максимилианович, какова, на Ваш взгляд, роль инженерной педагогики в решении актуальных проблем модернизации технического образования?
- Осуществляемый сегодня переход к коммуникативно-деятельностной парадигме образовательного процесса и широкому использованию информационно-коммуникационных технологий, а также необходимость встраивания высшей школы в систему непрерывного образования и глобальные информационные сети определяют задачи кардинальной педагогической модернизации российского высшего образования. Наряду с безусловно актуальным для всех вузов решением проблемы укрепления материально-технической базы практически все инновационные программы инженерно-технической подготовки предусматривают развитие гибкой уровневой подготовки инженеров с использованием модульного принципа построения образовательных программ, системы зачетных единиц, эффективных методов менеджмента качества, активных технологий обучения в
контексте энергично развиваемой информационной среды. Эту работу могут выполнить (и она уже активно реализуется!) только специалисты в области инженерной педагогики.
С позиций сегодняшнего дня предмет науки «инженерная педагогика » можно уточнять и конкретизировать. Ее теоретическая часть - это, во-первых, выявление и формулировка законов и закономерностей, выражающих сущностные взаимосвязи между образованием, наукой и производством и их влияние на динамику развития как всей системы, так и ее отдельных элементов; во-вторых, разработка концептуальных основ подготовки инженеров к инновационной деятельности, осуществляемой в быстроизменяю-щихся внешних условиях. Практическая часть инженерной педагогики - это разработка, реализация и оптимизация педагогических систем подготовки и самоподготовки преподавателей и студентов инженерно-технических вузов к инновационной профессиональной деятельности с учетом теоретических представлений и эмпирического опыта развития интеграционных процессов в системе «образование - наука - производство » и их влияния на эффективность подготовки инженеров к решению многокритериальных проблем в области инженерии.
К числу важных задач современного этапа модернизации высшего образования относится совершенствование содержания профессиональных образовательных программ с целью отражения в них перспективных требований к компетенциям специалистов в конкретных, достаточно широких областях профессиональной деятельности. Как существенный элемент методического обеспечения образовательного процесса профессиональные образовательные программы должны основываться на требованиях соответствующих федеральных государственных стандартов, определяющих условия достижения необходимых компетенций выпускников. Инновационные преобразования в программных компонентах новых и модернизируемых учебно-методических комплексов заключаются в переходе к модульной структуре основных и дополнительных образовательных программ, в разработке современных методов формирования и оценки компетентностей обучающихся, а также в корректировке содержания и практической подготовки в соответствии с актуальными потребностями экономики и социальной сферы. К числу значимых практических результатов в области инженерной педагогики, безусловно, следует отнести методические, программные и организационные решения в области использования в процессе подготовки современных инженеров педагогически обоснованных информационно-коммуникационныхтехнологий.
В настоящее время интегрируются возможности отечественного инженерно-педагогического сообщества и системы инженерно-технического образования в целом для практического решения задачи по формированию качественно новой высокоразвитой информационно-образовательной среды. Такая среда необходима для подготовки инженеров, обладающих современным уровнем информационно-коммуникационной компетентности, а также для осуществления необходимых преобразований в информационном обеспечении учебной и исследовательской работы, управлении учебно-научно-производственными комплексами, в осуществлении связи с европейским и мировым информационно-образовательным пространством. Результатом взаимодействия всех субъектов инженерного об-
разования, науки и современного производства в рамках систем подобного рода станет «многоканальная » интеграция учебной, научно-исследовательской и наукоемкой производственной деятельности, формирование обобщенного интеллектуально-творческого пространства и коммуникативной мыследеятельности.
- Вячеслав Михайлович, каким, с Вашей точки зрения, должно быть образование современного инженера? Какие отечественные традиции являются для нас незыблемыми, и каковы наши национальные приоритеты?
- Каким должно быть образование современного инженера? Безусловно, оно должно быть системным. Современная инженерная деятельность характеризуется не просто количественным усложнением инженерныхобъектов, увеличением числа ихкомпонентов и связей, расширением объема научных знаний, используемых инженером. Главное - изменилась сама структура инженерной деятельности и задачи, которые в ней решаются. Инженерное конструирование, опирающееся на знание нескольких научных дисциплин, сменилось разработками, включающими, наряду с конструированием, проектирование и внедрение, использование знаний самых разных наук. Современные инженеры участвуют в создании не только технических, но и организационных, экономических, экологических и даже социальных систем. Критерием готовности студента инженерно-технического направления к инновационной деятельности является овладение им методологией профессиональной деятельности - арсеналом теоретических и инструментальных средств, которыми обладают учебные дисциплины. Будущий инженер должен научиться развертывать и преобразовывать историко-логическую форму научного содержания дисциплины в его деятельностную форму на материале решения профессиональных задач.
Для обеспечения такой подготовки нам предстоит осуществить изменения в самой системе образования современного инженера: в структуре и содержании обучения, методологии и технологии процесса обучения, целеполагании и стратегической ориентации. В условиях новых проблем, которые стоят перед российской системой образования, необходим переход от дисциплинарно-ориентированной системы обучения к проектно-сози-дательной. Необходимо решать проблему проектирования такого обучения, которое превратится в технологический процесс с гарантированным результатом. Анализ прогностических оценок изменений содержания инженерно-технического образования и имеющихся трактовок инновационного образования показывает, что новый тип образования должен предстать как проективный в своей сущности, ориентированный на методологич-ность и формирование «ментальной будущности».
Основные тенденции развития образования современного инженера отражают его следующие «ключевые» характеристики: фундаментализация, практико-ориентирован-ность, междисциплинарность, индивидуализация, гуманизация и информатизация. Фундаментальность подготовки отечественного инженера - это незыблемая отечественная традиция, и её следует понимать как синтез высокого качества инженерного образования и личных качеств современного специалиста. Что касается наших приоритетов, то я полностью согласен с позицией В.В. Путина, который в одном из своих выступлений подчеркнул, что переход на инновационный путь развития связан прежде всего с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. И сегодня, и в долгосрочной перспективе это наш абсолютный национальный приоритет.
Редакция журнала благодарит В.М. Приходько и В.М. Жураковского за интервью и выражает надежду на продолжение продуктивного диалога.