Научная статья на тему 'Инженер, музыкант, философ, педагог, ученый и просто хороший человек'

Инженер, музыкант, философ, педагог, ученый и просто хороший человек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженер, музыкант, философ, педагог, ученый и просто хороший человек»

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

ИНЖЕНЕР, МУЗЫКАНТ, ФИЛОСОФ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ И ПРОСТО ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК

9 февраля 2011 года исполнилось 80 лет со дня рождения ветерана Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, главного научного сотрудника, доктора философских наук, профессора, члена-корреспондента РАО Леонида Аркадьевича Воловича.

Удивительно разнообразны судьба и жизненный путь этого человека, мальчишкой познавшего тяготы Великой Отечественной войны, но на всю жизнь сохранившего и дарящего людям достойные подражания жизнерадостность, оптимизм, удивительную коммуникабельность, обаяние.

Л.А. Волович родился в небольшом украинском городке Прилуки Чер-

ниговской области в семье служащих. Он едва успел окончить три класса, как началась война, а вместе с ней далекая -в город Чирчик Узбекистана - эвакуация, из которой вернулись на родину через четыре года. В свои десять лет он успел увидеть немало ужасов той страшной войны, воспоминания о которых свежи и сегодня.

Получив в 1948 году среднее образование, он поступает в Московский станкостроительный институт, по окончании которого в 1953 году едет в Новосибирск, на завод «Сибсельмаш», где два года работает инженером-конструктором в отделе главного механика.

Однако не суждено было молодому специалисту конструировать сельскохозяйственные машины, в 1955 году он поступает сразу на второй курс вокального факультета Казанской консерватории, где учился вокальному мастерству еще четыре года. Уже тогда он приступил к педагогической деятельности - одновременно с учебой в консерватории работал учителем ...машиноведения (!) в казанской школе № 110. И все же музыкальное образование взяло верх над техническим - по окончании учебы в консерватории Л.А. Волович остался работать здесь преподавателем по классу камерного ансамбля.

В 1962 году Л.А. Волович поступил в заочную аспирантуру МГПИ

Казанский педагогический журнал

Г 2011

имени В.И. Ленина, где встреча с А.Ф. Лосевым и В.К. Скатерщиковым - этими замечательными педагогами, - определила его дальнейшую судьбу. В 1966 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Эстетический идеал (некоторые закономерности формирования эстетического идеала коммунизма в советской музыке)».

Научные поиски в области эстетического воспитания побудили Леонида Аркадьевича к переходу в открывшийся в 1976 году в Казани НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР, где им была создана лаборатория нравственно-эстетического воспитания. Результатом его творческих исканий становится докторская диссертация «Место и роль теории эстетического воспитания в марксистской социологии», защищенная в 1979 году.

Сегодня Л.А. Волович - ведущий специалист по проблемам формирования культуры личности учащейся молодежи. Им разработана оригинальная концепция поливариативной гуманитарной подготовки специалиста в системе непрерывного профессионального образования, которая позволила выйти на обоснование принципиально нового культурологического направления в педагогической теории и практике.

Разработанные Л.А. Воловичем учебные программы интегративных курсов «Культура молодого рабочего», «Культура специалиста» и «Культура инженера» прошли серьезную учебно-педагогическую апробацию и получили высокую оценку специалистов, организаторов образования, педагогов-практиков. Успешно ведется их внедрение в практику работы начальной, средней и высшей профессиональных школ, особенно новых типов учебных заведений России, других государств Содружества.

Широко известны работы Л.А. Воловича по формированию эстетической, нравственной, мировоззренческой культуры молодых рабочих с целенаправленным выходом на их профессиональную подготовку, личностный статус.

Результаты научных поисков Л.А. Воловича отражены в 135 опубликованных работах, в числе которых 25 книг -монографий, учебных и методических пособий и рекомендаций. Основные из них - «Система эстетического воспитания подрастающего поколения» (Казань, 1976)», «Программа созидания -высококвалифицированные кадры» (Киев, 1986), «Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ» (Москва, 1992), «Философия образования» (2008) и другие.

Под руководством Л.А. Воловича подготовлено более 40 кандидатов наук, он консультировал две докторских диссертации.

Л.А. Волович ведет большую научно-организационную работу - под его руководством и при его участии Институтом проведено множество научно-практических конференций Всесоюзного, Всероссийского, республиканского (Татарстан) и других масштабов.

В 1986 году Л.А. Воловичу присвоено звание «Заслуженный деятель науки ТАССР».

Друзья, коллеги, аспиранты Института сердечно поздравляют юбиляра и желают ему долгих лет плодотворной научной, педагогической научно-организационной деятельности.

Искренне желаем ему бодрости и здоровья, интересных научных поисков и удач! Радуйте нас неиссякаемой энергией, обаянием и интеллигентностью!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.