УДК 343.2/.7
ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
© Владимир Юрьевич СТРОМОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса, проректор по экономико-правовым вопросам и инфраструктурному развитию, e-mail: [email protected] © Михаил Юрьевич ДВОРЕЦКИЙ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса, e-mail: [email protected]
Приводится исторический и уголовно-правовой анализ отечественного уголовного законодательства. Проведен критический анализ, вносятся предложения по его оптимизации в контексте повышения эффективности уголовной ответственности.
Ключевые слова: виды наказания; эффективность; иные меры уголовно-правового характера; уголовная ответственность; Уголовный кодекс Российской Федерации.
Вследствие появления в отечественном уголовном законодательстве норм об иных мерах уголовно-правового характера принципиальным обстоятельством стало выяснение непосредственного их соотношения, уголовной ответственности и государственного принуждения, т. к. они все тесно взаимосвязаны, но при этом между ними имеются существенные различия в контексте общего и частного. Так, прежде всего, уголовная ответственность, будучи одной из форм государственного принуждения наряду с административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и иной ответственностью, является последствием преступлений, а иные меры уголовно-правового характера и меры государственного принуждения также распространяются и на лиц, совершивших не только преступления, но осуществивших иные правонарушения и проступки [1-4].
Поскольку в УК РФ выражение «уголовная ответственность» встречается в ряде статей, именно об этой образующей систему категории отечественным законодателем говорится в следующих уголовно-правовых нормах:
1) ст. 1 УК РФ «Уголовное законодательство Российской Федерации»;
2) ст. 2 УК РФ «Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации»;
3) ст. 4 УК РФ «Принцип равенства граждан перед законом»;
4) ст. 5 УК РФ «Принцип вины»;
5) ст. 6 УК РФ «Принцип справедливости»;
6) ст. 8 УК РФ «Основание уголовной ответственности»;
7) ст. 11 УК РФ «Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации».
Можно констатировать использование данного выражения также и во многих других статьях УК РФ.
Сущность уголовной ответственности состоит в ограничении прав и свобод лица, основанном на осуждении лица, закрепленном во вступившем в законную силу обвинительном приговоре суда. Только лишь когда лицо признано официально государством преступником, а совершенное им общественно опасное деяние - преступлением, есть основания утверждать наличие следующего обстоятельства: лицо привлечено к уголовной ответственности.
Вследствие того, что уголовная ответственность состоит в государственном принуждении лица, в применении к нему мер уголовно-правового характера, то сами его формы при ее применении в действительности могут быть различными:
- наказание (ст. 44 УК РФ);
- условное осуждение (ст. 73 УК РФ);
- отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК РФ);
- конфискация имущества (ст. 1041-1043 УК РФ) и другие вариативно реализуемые сегменты именно данной образующей устойчивую систему уголовно-правовой категории.
Поскольку наиболее распространенной формой реализации уголовной ответственности является наказание, то именно в этом случае она проявляется в осуждении лица, закрепленном в обвинительном приговоре суда, конкретном его виде и (или) видах и судимости. В свою очередь, уголовная ответственность может быть также реализована и путем применения такой иной меры уголовно-правового характера, как условно-досрочное освобождение лица от отбывания наказания. Наконец, принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицу, страдающему психическим расстройством, не исключающим его вменяемости, наряду с наказанием также являются одной из форм ее реализации.
Вследствие того, что уголовная ответственность возникает со дня вступления вынесенного обвинительного приговора в законную силу и прекращается с погашением или снятием судимости, то после привлечения возможно уже только его освобождение от наказания. Так, например, в виде отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, согласно положениям ст. 82.1 УК РФ. Освобождение от уголовной ответственности возможно до привлечения лица к ней, т. е. до его осуждения. Соответственно, в отечественной теории уголовного права существуют следующие «общие виды освобождения от уголовной ответственности»:
1) освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК);
2) освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК);
3) освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст. 76.1 УК);
4) освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК);
5) освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 90 УК).
Также на сегодняшний день еще двадцать шесть т. н. в теории уголовного права «специальных видов освобождения от уголовной ответственности», установленных отечественным законодателем на основании положений примечаний к следующим статьям Особенной части УК РФ, которые применяются до осуждения лица: 122, 126, 1271, 178, 184, 198, 199, 204, 205, 2051, 206, 208, 210, 222, 223, 228, 275, 2821, 2822, 291, 307, 337, 338.
Поскольку до появления уголовной ответственности к лицу, подозреваемому, обвиняемому в совершении общественно опасного деяния, применяются меры государственного принуждения, то нет никаких оснований рассматривать именно их в плоскости ее существования в действительности. Таким образом, уголовная ответственность еще не возникла, а уже реализуемые правоохранительными органами меры пресечения как разновидность государственного принуждения реально существуют независимо от нее. Так, по мнению сторонников весьма распространенной в отечественной уголовно-правовой теории позиции, меры уголовно-процессуального принуждения относятся к формам реализации уголовной ответственности. Как нам представляется, ее последователями не учитывается то обстоятельство, что далеко не все формы государственного принуждения реализуются в рамках уголовной ответственности, тем более, не говоря о существовании часто реализуемой на практике системы административных наказаний, мер гражданско-правового и иного воздействия. Также, на наш взгляд, необходимо назвать некоторые иные меры уголовно-правового характера, которые могут быть принудительными, хотя при этом далеко не во всех случаях являющиеся формами реализации уголовной ответственности. Прежде всего, имеются в виду следующие сегменты государственного принуждения:
1) принудительные меры медицинского характера, назначаемые лицам, совершившим общественно опасные деяния, в состоянии невменяемости (исходя из положений п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ);
2) принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, освобожденным от уголовной ответственности, согласно положениям ст. 90 УК РФ.
Вследствие того, что данные принудительные меры, безусловно являясь государственным принуждением и иными мерами уголовно-правового характера, в то же время реально осуществляются вне рамок уголовной ответственности. Следовательно, к формам реализации уголовной ответственности не относятся некоторые иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ, а тем более нет никаких оснований причислять к ним меры пресечения, закрепленные отечественным законодателем в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
Поскольку иные меры уголовно-правового характера в соответствии с действующим УК РФ непосредственно допустимы как за преступления, так и за непреступные деяния, хотя и общественно опасные, на основании положений ч. 2 ст. 2 и п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ, то именно данное обстоятельство нуждается в пояснении. Так, по нашему мнению, существует определенное противоречие между уголовно-правовыми нормами, предусмотренными отечественным законодателем в ч. 2 ст. 2 УК РФ и разделом VI УК РФ. Исходя из этих положений, можно сделать следующие выводы:
1) в ч. 2 ст. 2 УК РФ говорится об установлении настоящим кодексом видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений;
2) в п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ сказано о назначении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости.
Фактически в одной статье отечественным законодателем сказано о применении иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений, а в другой норме УК РФ, сформулированной им, - уже в виде принудительных мер медицинского характера, реализуемой также и за непреступные деяния. Вследствие того, что исходя из имеющейся позиции в теории уголовного права иные меры уголовно-правового характера могут назначаться исключительно за
преступления, то на основании данного утверждения делается алогичный вывод, основывающийся на положениях, предусмотренных ч. 2 ст. 2 УК РФ. Однако в настоящее время каких-либо правовых оснований в ныне действующем уголовном законе не существует. Прежде всего, в тексте УК РФ в отличие от традиционного для отечественного законодательства понятия наказания законодателем не дается определения иных мер уголовно-правового характера. Соответственно, согласно положениям ст. 2, 43 УК РФ, наказание исключительно применяется к лицам, виновно совершившим преступления. В свою очередь, на основании сопоставления положений, сформулированных законодателем в ч. 1 ст. 2 и п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ, необходимо сделать следующий вывод. Возможно назначение некоторых из иных мер уголовно-правового характера как за преступные, так и не преступные деяния. Так, исходя из положений ст. 2 УК РФ, им закреплено применение иных мер уголовно-правового характера за преступление и не предусмотрена никакая невозможность их назначения также и за непреступные деяния. Таким образом, какого-либо противоречия между рассматриваемыми нами статьями УК РФ на сегодняшний день не существует. Некоторые иные меры уголовно-правового характера, назначаемые за преступление, выступают формой реализации уголовной ответственности (например, конфискация имущества).
Все виды освобождения от наказания как условные, так и безусловные, применяемые за преступление и выступающие формой реализации уголовной ответственности, являются иными мерами уголовно-правового характера. Именно таковыми их можно непосредственно признать, потому что они применяются за преступление, вместо определенного вида наказания в рамках реализации уголовной ответственности, согласно положениям ч. 2 ст. 2 УК РФ. В настоящее время условными видами освобождения выступают следующие четыре разновидности:
1) условное осуждение (ст. 73-74, ч. 6.2 ст. 88 УК РФ);
2) условно-досрочное освобождение (ст. 79, 93 УК РФ);
3) отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК РФ);
4) отсрочка отбывания наказания больным наркоманией (ст. 82.1 УК РФ).
В свою очередь, именно данные виды обеспечены непосредственно принудительной силой, т. е. угрозой отмены освобождения при нарушении требований соответствующего освобождения.
Соответственно, к безусловным видам освобождения относятся следующие семь разновидностей:
1) замена неотбытой части наказания другим более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ);
2) освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ);
3) освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ);
4) освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК
РФ);
5) амнистия (ст. 84 УК РФ);
6) помилование (ст. 85 УК РФ);
7) освобождение от наказания несовершеннолетних (ст. 92 УК РФ).
По нашему мнению, именно данные виды являются иными мерами уголовноправового характера, потому что они непосредственно применяются за преступление. Отрицательная оценка деяния и лица официально дана в обвинительном приговоре суда, которым общественно опасное деяние признано преступлением, а виновное в его совершении лицо - преступником. На основании этого концептуального подхода при замене неотбытой части наказания более мягким его видом виновное в совершении преступления лицо продолжает отбывать наказание, хотя и более мягкое, и именно поэтому ее следует отнести к иным мерам уголовно-правового характера.
Поскольку принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицу, совершившему общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, а также принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со ст. 90 УК РФ, то именно данные разновидности никак не относятся к формам реализации уголовной ответственности. В свою очередь, во-первых, пять «общих видов освобождения от уголовной от-
ветственности» (ст. 75, 76, 76.1, 78, 90 УК РФ); во-вторых, двадцать шесть «специальных видов освобождения от уголовной ответственности», предусмотренных примечаниями к 23 статьям Особенной части УК РФ (ст. 122,126,127',178, 184, 198, 199 (1991), 204, 205, 2051, 206, 208, 210, 222, 223, 228, 275, 276, 278, 2821, 2822, 291, 307, 337, 338), являясь иными мерами уголовно-правового характера, предусмотренными уголовным законодательством Российской Федерации и применяемыми к лицам, виновно совершившим преступления, никак нельзя рассматривать как формы реализации уголовной ответственности. Общественно опасное деяние является преступлением, но т. к. виновное в его совершении лицо освобождают от уголовной ответственности, то следовательно, этой ответственности нет, и освобождение нельзя рассматривать как форму реализации уголовной ответственности.
По нашему мнению, иные меры уголовно-правового характера, могут быть как принудительными, так и убедительными, или поощрительными. Так, на основании данной классификации общие виды освобождения от уголовной ответственности (за исключением освобождения несовершеннолетних с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия, исходя из положений ст. 90 УК РФ) не являются государственным принуждением, а относятся к убеждению. Согласно этому концептуальному подходу, некоторые иные меры уголовно-правового характера являются формой реализации уголовной ответственности, а другие таковой формой не выступают.
Таким образом, на наш взгляд, видами иных мер уголовно-правового характера являются:
1) пять общих видов освобождения от уголовной ответственности и все специальные виды освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные в примечаниях к статьям Особенной части УК РФ;
2) все виды освобождения от наказания как условные, так и безусловные и специальный вид освобождения от наказания, предусмотренный в примечании к ст. 134 УК РФ;
3) принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним;
4) иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные в разделе VI УК РФ.
Вследствие того, что вопрос о соотношении уголовной ответственности и иных мер уголовно-правового характера и системе последних в отечественной теории уголовного права продолжительное время является дискуссионным, то существование различных позиций как на правовую природу, сущность, так и на их систему в определенной степени связано со следующим обстоятельством: с отсутствием законодательного определения в УК РФ. Соответственно, для установления истины необходимо продолжение широкого научного обсуждения и решение наиболее актуальных проблем понятийнотерминологического аппарата на законодательном уровне.
Видами иных мер уголовно-правового характера являются:
а) условное осуждение;
б) принудительные меры воспитательного воздействия;
в) принудительные меры медицинского характера;
г) конфискация имущества.
Нам необходимо констатировать, что имеется проблема нормативной регламентации иных мер уголовно-правового характера в российском уголовном законодательстве. Так, на основании анализа ныне действующих норм УК РФ уголовно-правовые средства или меры государственного воздействия на виновных лиц, совершивших преступления, можно дифференцировать на следующие их разновидности:
1) наказание, виды которого являются формами реализации уголовной ответственности;
2) иные меры уголовно-правового характера, являющиеся одной из форм реализации уголовной ответственности;
3) уголовно-правовые меры, которые не являются формой реализации уголовной ответственности (принудительные меры медицинского характера, назначаемые в соответствии с п. «а» и «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ).
Фактическая дифференциация именно данных мер необходима законодателю в целях единообразного применения уголовного законодательства и разрешения вопросов, возникающих при рассмотрении дел о применении принудительных мер медицинского
характера. Несмотря на логичность и последовательность изложения в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6 целей, видов, основания для назначения, продления, изменения, прекращения и других вопросов, возникающих при рассмотрении и разрешении проблем реализации, для унификации и эффективности ему было целесообразно разместить их в отдельной главе УК РФ. На наш взгляд, отечественный законодатель, только лишь задекларировав меры уголовно-правового характера в разделе VI УК РФ «Иные меры уголовноправового характера», воспроизведя основания применения, цели, особенности, в настоящее время не сформулировал полностью их разновидности, так концептуально и окончательно не определялся с построением системы. Вследствие того, что, согласно положениям ст. 2, 6 УК РФ, иные меры уголовно-правого характера относятся к одной категории с наказанием, то по отношению к нему являются дополнительными, вспомогательными мерами уголовно-правового воздействия, выступая формой реализации уголовной ответственности. Именно поэтому в интересах наиболее логично-последовательного изложения нормативного материала законодателю было бы предпочтительным поместить их сразу же после изложения норм о наказании и его назначении. Так, прежде всего, ему предлагается дополнить УК РФ главой 15 «Понятие и цели иных мер уголовно-правового характера. Виды иных мер уголовно-правового характера», включающей в свою структуру: ст. 961 «Понятие и цели иных мер уголовно-правового характера»; ст. 962 УК РФ «Виды иных мер уголовноправового характера»; ст. 963. «Иные меры уголовно-правового характера, выступающие альтернативой наказанию, и (или) меры, дополняющие наказание». Как нам представляется, законодателю необходимо, согласно аналогии со ст. 44 УК РФ, перечислить все виды иных мер уголовно-правового характера, поскольку их перечень не ограничивается только лишь принудительными мерами медицинского характера и конфискацией имущества. Соответственно, также исходя из аналогии с ч. 2 ст. 43 УК РФ, ему предлагается изложить и цели иных мер уголовноправового характера, которые наряду со схожестью своего содержания имеют и отли-
чия от целей наказания, создавая единый их комплекс форм реализации уголовной ответственности [5-7].
Изменению подлежит как структура, так и наименование и содержание целого ряда статей, глав, разделов Общей части УК РФ. Так, прежде всего, для систематизации форм и видов уголовной ответственности необходимо определиться с наиболее дискуссионными для отечественной теории отраслевого права разновидностями данной уголовноправовой категории. Вследствие того, что в отечественный уголовно-правовой понятийно-терминологический аппарат определение «иные меры уголовно-правового характера» было введено законодателем УК РФ в 1996 г., то именно это можно считать одним из первых шагов в становлении оптимальной системы эффективных мер альтернативных видам наказания как формы реализации уголовной ответственности. Несмотря на это, в настоящее время по-прежнему существуют следующие пробелы в нормативном урегулировании их реализации: 1) законодательная констатация образующего систему данного понятия отсутствует; 2) нет полной ясности в понимании правовой сущности;
3) отсутствует отличие их от наказания; 4) не регламентированы уголовно-правовые последствия применения иных мер уголовноправового характера. Для решения именно данных проблем, исходя из имеющихся разночтений в толкованиях при их определении, а также отсутствие необходимой в целях оптимальной реализации унификации в эффективном применении уголовно-правовых норм, отечественному законодателю необходимо соответствующим образом легально закрепить это основополагающее понятие.
На наш взгляд, структура и содержание раздела VI «Иные меры уголовно-правового характера» должны включать следующие главы:
1) глава 15 «Понятие и цели иных мер уголовно-правового характера. Виды иных мер уголовно-правового характера»;
2) глава 15.1 «Условное осуждение»;
3) глава 15.2 «Принудительные меры воспитательного воздействия»;
4) глава 15.3 «Принудительные меры медицинского характера»;
5) глава 15.4 «Конфискация имущества».
По нашему мнению, предлагаемую главу 15 «Понятие и цели иных мер уголовно-правового характера. Виды иных мер уголовно-правового характера» законодателю следует изложить в следующей редакции:
«Глава 15. Понятие и цели иных мер уголовно-правового характера. Виды иных мер уголовно-правового характера.
Статья 96.1. Понятие и цели иных мер уголовно-правового характера.
1. Иные меры уголовно-правового характера есть установленные Общей частью настоящего кодекса меры государственного принуждения, применяемые на основании решения суда к лицу, совершившему общественно опасное виновное деяние, запрещенное настоящим кодексом, и заключающиеся в ограничении его прав и свобод, выступающие в роли средств, дополняющих наказание, и (или) в качестве его альтернативы в случаях, когда применение того недостаточно или нецелесообразно для реализации задач настоящего кодекса.
2. Иные меры уголовно-правового характера имеют целью освобождение осужденного от отбывания назначенного судом наказания, но с установлением в отношении его на определенный период времени соответствующих правоограничений и контроля, излечение лиц или улучшение их психического состояния, принудительное безвозмездное изъятие и обращение на основании обвинительного приговора суда в собственность государства орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому, а также денег, ценностей и (или) иного имущества, а также предупреждение совершения новых преступлений, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ со стороны осужденного и иных граждан.
Для фактической систематизации видов иных мер уголовно-правового характера законодателю необходимо определиться с нормативным оформлением в отдельной статье разновидностей данной уголовно-право-вой категории. Так, содержание ст. 96.2 УК РФ «Виды иных мер уголовно-правового характера» следует изложить в следующей редакции:
Статья 96.2. Виды иных мер уголовноправового характера.
Видами иных мер уголовно-правового характера являются:
а) условное осуждение;
б) принудительные меры воспитательного воздействия;
в) принудительные меры медицинского характера;
г) конфискация имущества.
По нашему мнению, для оптимального раскрытия содержания видов иных мер уголовно-правового характера и эффективной унификации правоприменительной практики законодателю необходимо в отдельной статье определить сферу реализации этих разновидностей данной уголовно-правовой категории. Статью 96.3 УК РФ «Виды иных мер уголовно-правового характера» следует изложить в следующей редакции.
Статья 96.3. Иные меры уголовноправового характера, выступающие альтернативой наказанию, и (или) меры, дополняющие наказание.
1. Условное осуждение и принудительные меры воспитательного воздействия применяются в качестве мер, альтернативных наказанию, в тех случаях, когда исправление виновного возможно только путем применения указанных мер.
2. Принудительные меры медицинского характера применяются в качестве мер, альтернативных наказанию, в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
3. Конфискация имущества применяется только в качестве меры, дополняющей наказание».
Для раскрытия содержания отдельных видов иных мер уголовно-правового характера и унификации правоприменительной практики законодателю необходимо внести определенные изменения в структуру Общей части УК РФ, нормативно закрепив сферу реализации перечисленных разновидностей данной уголовно-правовой категории. Так, в главе 15.1 «Условное осуждение» необходимо закрепить уголовно-правовые нормы, раскрывающие основания и условия назначения условного осуждения, а также условия и порядок его отмены или продления испытательного срока, соответственно, при этом исключив имеющиеся ст. 73, 74 из структуры главы 10 УК РФ.
В отечественной теории уголовного права ведется постоянная научная полемика в
отношении уголовной ответственности, реализуемой без назначения наказания, но с применением принудительных мер медицинского характера. Поскольку априори эти меры, согласно ч. 2 ст. 2 УК РФ, являются «иными мерами уголовно-правового характера», то они, будучи уголовно-правовой категорией, соответственно, правоотношения, возникающие по поводу именно данных мер, выступают, безусловно, отношениями уголовно-правового характера, что подтверждается целым рядом следующих обстоятельств:
1) основополагающая правовая регламентация непосредственно содержится только лишь в нормах УК РФ;
2) применяются только лишь к лицам, которые совершили общественно опасное деяние, предусмотренное нормами УК РФ;
3) применяются только лишь по решению суда, которое должно быть выражено в определении, а в случае, когда они назначаются в дополнение к наказанию, то они фиксируются в приговоре суда.
По нашему мнению, одновременно принудительные меры медицинского характера являются и медицинской категорией. Вследствие того, что эти меры не являются наказанием, то даже при имеющемся сходстве они отличаются от него по своим основаниям, целям их применения, содержанию и юридическим последствиям. Несмотря на то, что в российском законодательстве принудительные меры медицинского характера регламентированы в нормативных актах нескольких отраслей права, свидетельствуя о межотраслевом характере регулирования, именно основополагающими являются источники уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и медицинского права. При этом основные их начала, т. е. основания, цели, виды и порядок применения непосредственно предусмотрены законодателем в нормах ст. 97-104 главы 15 «Принудительные меры медицинского характера» раздела VI УК РФ «Иные меры уголовноправового характера». Так, целью их правового регламентирования в отраслевом законодательстве является обеспечение безопасности граждан от общественно опасных посягательств лиц, страдающих психическими заболеваниям, а целями применения выступают: 1) излечение лиц или 2) улучшение их психического состояния, а также 3) преду-
преждение совершения ими новых общественно опасных деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ. Принудительность данных мер заключается в применении их судом к виновно совершившему общественно опасное деяние заболевшему лицу без согласия его, родственников или законных представителей. Следовательно, принудительные меры медицинского характера подобно видам наказания составляют один из видов реализации уголовной ответственности, имея черты, отличающие их, но и объединяющие их в контексте именно данной основополагающей и образующей систему уголовно-правовой категории. В настоящее время они назначаются судом на основании п. «в», «г» ч. 1 ст. 97 УК РФ.
Поскольку принудительные меры воспитательного воздействия и принудительные меры медицинского характера являются уголовно-правовой категорией наряду с такими институтами уголовного права, как преступление, ответственность, наказание, соучастие и другие сегменты понятийно-терминологического аппарата, то именно поэтому понятие разновидностей данных мер должно быть определено на законодательном уровне. Так, в главе 15.2. УК РФ «Принудительные меры воспитательного воздействия» законодателю необходимо предусмотреть самостоятельную уголовно-правовую норму, раскрывающую понятие принудительных мер воспитательного воздействия, изложив ее в следующей редакции:
«Статья... Понятие принудительных мер воспитательного воздействия.
Принудительные меры воспитательного воздействия есть меры государственного принуждения, применяемые от имени государства к несовершеннолетнему, признанному виновным в совершении преступления, в связи с освобождением от уголовной ответственности или от наказания, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто без применения уголовного наказания».
Вследствие того, что в главе 15.3. «Принудительные меры медицинского характера» законодателю целесообразно закрепить самостоятельную уголовно-правовую норму, наиболее оптимально раскрывающую само понятие принудительных мер медицинского
характера, то изложить ее следует в следующей редакции:
«Статья... Понятие принудительных мер медицинского характера.
Принудительные меры медицинского характера есть предусмотренные настоящим кодексом лечебно-реабилитационные меры, применяемые судом к лицам, указанным в части... статьи... настоящего кодекса, заключающиеся в лишении или ограничении прав и свобод указанных лиц, в той мере, в какой это необходимо для создания условий к излечению либо улучшению психического состояния».
В свою очередь, основанием для применения иных мер уголовно-правового характера является не только лишь совершение лицом преступления, но и общественно опасное поведение психически больного человека. Именно поэтому законодателю предлагается изменить содержание ч. 2 ст. 2 УК РФ, реально изложив ее в следующей редакции:
«2. Для осуществления этих задач настоящий кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и (или) иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений, предусмотренных настоящим кодексом».
Поскольку совершение преступлений, связанных со злоупотреблением представительным количеством населения России алкоголем, немедицинским употреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, требуют научного исследования, то в связи с этим возникает необходимость поставить вопрос законодателю о регламентации принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступления и страдающих алкогольной, наркотической и токсической зависимостью. Так, принудительные меры медицинского характера, соединенные с назначением наказания в отношении лиц, страдающих алкогольной, наркотической или токсической зависимостью ему необходимо указать в п. «г» ст. 97 УК РФ и изложив ее содержание в следующей редакции: «г) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма, наркомании или токсикомании». Именно поэто-
му принудительные меры медицинского характера фактически соединенные с назначением наказания, как нам представляется, законодателю следует также воспроизвести, отредактировав содержание уголовно-правовой нормы ч. 4 ст. 97 УК РФ, уточнив в ее тексте данные обстоятельства, отразив конкретное физическое, психо-эмоциональное состояние лиц, в т. ч. страдающих этими видами асоциальных и криминогенных зависимостей.
В свою очередь, сама необходимость назначения именно данной меры в отношении лиц, страдающих, например, токсикоманией, вызвана появлением качественно новых препаратов, которые официально длительное время могут и не признаваться наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами. По силе своего воздействия они могут оказывать куда более губительное воздействие, чем традиционные наркотики, включенные в Перечень, утвержденный Правительством РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Однако одновременно именно это вещество может оказать наиболее губительное воздействие и явиться достаточным массово провоцирующим криминогенным фактором для совершения как правонарушений, так и преступлений. Так, если до 2009 г. это были в основном курительные смеси (т. н. «спайсы»), то после широкого общественного резонанса и официального включения их компонентов в Перечень в настоящее время на внутреннем рынке появились новые синтетические наркотики. На сегодняшний день именно они путем систематической фальсификации массово маскируются под товары бытовой химии, корм для животных и косметические препараты. Например, производимый отечественной промышленностью «кристалиус», по утверждению его разработчиков являющийся только лишь солью для ванн, на самом деле содержит в своем химическом составе сильный синтетический стимулятор центральной нервной системы (мефедрон), по своему совокупному эффекту максимально близкий к амфетамину и экстази.
Сама же необходимость возобновления принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступ-
ления и страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, вызвана низкой эффективностью применения мер уголовноправового воздействия в рамках ныне действующего уголовного законодательства. Так, согласно положениям ч. 5 ст. 73 УК РФ, на условно осужденное лицо может быть возложена обязанность пройти курс лечения от лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании. Несмотря на это, данная мера является весьма ограниченной, т. к. суд может назначить его только лишь при условном осуждении к исправительным работам, ограничению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы. В случае же назначения, наказания предусмотренного ст. 43 УК РФ, суд лишен такой возможности в полном объеме даже после проведенных корреляций уголовного законодательства. Помимо этого возложение данной обязанности в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ возможно в отношении узкого круга лиц, т. к. непосредственно уже находясь в абстинентной, т. е. средней стадии алкоголизма, эти лица не в состоянии самостоятельно пройти курс лечения. Принудительные меры медицинского характера соединенные с исполнением наказания, призваны оптимально способствовать или создавать благоприятные предпосылки для эффективного достижения целей исправления осужденного и специального предупреждения совершения преступлений им и иными лицами в дальнейшем.
1. Дворецкий М.Ю. Направления совершенствования системы отдельных видов уголовных наказаний и иных мер исправления и безопасности в контексте оптимизации уголовной ответственности по УК ФРГ // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2009. № 5. С. 86-88.
2. Дворецкий М.Ю. Эффективная реализация уголовной ответственности как оптимальное средство предупреждения преступлений и преступности: монография. Тамбов, 2009.
3. Дворецкий М. Ю. Эффективная реализация уголовной ответственности и процессы глобализации // Сборник материалов 5 Российского Конгресса уголовного права. 27-28 мая 2010 г. / отв. ред. В.С. Комиссаров. М., 2010. С. 651-655.
4. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Эффективная реализация уголовной ответственности //
Сборник материалов 7 Российского Конгресса уголовного права. 31 мая - 1 июня 2012 г. / отв. ред. В. С. Комиссаров. М., 2012 С. 51-60.
5. Дворецкий М.Ю. Иные меры уголовно-правового характера в системе видов уголовной ответственности: оценка состояния и эффективности // Законодательство в борьбе с преступностью: материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 марта 2009 г. / отв. ред. О.С. Капинус. М., 2010. С. 30-35.
6. Дворецкий М.Ю. Уголовная ответственность: реализация и эффективность // Материалы 7 Международной научно-практической конференции 28-29 января 2010 г. / отв. ред. А.И. Рарог. М., 2010. С. 16-19.
7. Дворецкий М.Ю. Эффективная реализация уголовной ответственности // Вестник Воронежского университета МВД России. Воронеж, 2011. № 1. С. 52-58.
Поступила в редакцию 11.03.2013 г.
UDC 343.2/.7
OTHER MEASURES OF CRIMINAL AND LAW CHARACTER WITHIN EFFECTIVENESS RISE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY: PROBLEMS OF THEORY AND LAW USE PRACTICE
Vladimir Yuryevich STROMOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Criminal Law and Process Department, Vice Rector for Economical and Law Questions and Infrastructural Development, e-mail: [email protected]
Mikhail Yuryevich DVORETSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor, Professor of Criminal Law and Process Department, e-mail: [email protected] The historical and criminal and law analysis of home criminal legislation is given. The critical analysis is made; the optimization offers within effectiveness rise of criminal responsibility are introduced.
Key words: types of punishments; effectiveness; other measures of criminal and law character; criminal responsibility; Criminal Code of Russian Federation.