Научная статья на тему '\ инвестпроект \ 7 км удовольствия'

\ инвестпроект \ 7 км удовольствия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ инвестпроект \ 7 км удовольствия»



Татьяна НАУМОВА

Еще в фервале 2009 года Сбербанк России стал генеральным спонсором Олимпиады — 2014 в Сочи. А с декабря прошлого года принимает участие в финансировании строительства горнолыжного курорта «Горная карусель». О том, на каком этапе сейчас находятся строительные работы и успеют ли все сделать в срок, мы поговорили с директором Департамента недвижимости и материально-технического обеспечения Сбербанка России Андреем Строевым.

— Андрей Алексеевич, в 2014 году будет проводиться уже вторая Олимпиада на территории России. В 1980-м именно вы руководили основным олимпийским строительством. Можно ли назвать «Горную карусель» олимпийским объектом мирового уровня?

— Конечно. ОАО «Красная Поляна» ведет строительство уникального горнолыжного курорта в Сочи. «Горная карусель» — это курорт, который строится на самом высоком мировом уровне горнолыжного туризма. Сегодня трасс, подобных тем, которые уже построены в «Горной карусели», нигде в России нет. Есть неплохие трассы в Красной Поляне: уже готовые в комплексе Газпрома и строящиеся на Роза-Хуторе. Но такого богатства трасс, как в «Горной карусели», нет ни у кого. Здесь и «зеленые» спуски с очень красивыми видами на близлежащие горные массивы, и «красные» — с резкими спусками и интересными поворотными массивами. Есть и «черные» склоны, которые ведут с отметки 2200 м вниз. И конечно, нельзя не отметить трассы длиной в 7 км. Таких нет не только у нас в России, но и на таких известных горнолыжных курортах, как, например, «Три долины» в Курше-веле. Там есть спуски длиной 3, 4, 5 км, но таких длинных, как получаются в «Горной карусели», нет. Поэтому с точки зрения насыщенности трассами место совершенно уникальное, и проект находится в ряду первоклассных мировых горнолыжных курортов.

44 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (101) 2010

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

строев Андреи Алексеевич

начал работу в строительном комплексе страны в 1971 году. Участвовал в возведении административных и промышленных объектов Москвы: заводов Зил, АЗлК, «Серп и Молот», реконструкции зданий Московского Кремля. в должности главного инженера строительно-монтажного управления треста «Стальмонтаж» руководил строительством основных объектов московской олимпиады 1980 года: крытого стадиона «олимпийский» на 45 тыс. зрителей, универсального спортзала «дружба» в лужниках на 8 тыс. зрителей. в 2000 году Строев был назначен на должность первого заместителя губернатора тверской области. С 2004 по 2006 год занимал пост председателя совета директоров OOO «Группа-Капитал», с 2006 по 2008 год — генерального директора OАO «Красная Поляна» в Сочи. в 2008-м был вице-президентом, первым вице-президентом государственной корпорации «олимпстрой». в 2009 году работал заместителем главы города Сочи.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (101) 2010 45

\ ИНВЕСТПРОЕКТ\

В «Горную карусель» уже приезжают туристы: летом — покататься на велосипедах и квадроциклах, зимой — на лыжа х и снегоходах.

— Какие объекты уже введены в эксплуатацию? Какие планируется закончить в ближайшее время?

— Строительные работы на «Горной карусели» были начаты еще в 2005 году, продолжались в 2006 и 2007 годах. Мы построили порядка 15 км горнолыжных трасс, вырубили огромное количество леса и благоустроили все зеленые насаждения, весь лесной массив вокруг трасс, что было одной из составных частей проекта. Построили очень хорошую дорогу с отметок 540 и 960 м. Сейчас туда поставляются не только строительные грузы, с большой охотой туда приезжают и туристы: летом покататься на квадроциклах, зимой — на снегоходах. Там уже идет достаточно активная туристская жизнь. Построены канатные дороги.

В то время, когда Сбербанк рассматривал вопрос своего возможного участия в этом проекте, там строилась только вторая нитка гондольных утепленных подъемников с кабинками с отметки 540 до 960 м и дорога от 960 м до 1500 м. Сейчас построена и последняя нитка канатной дороги на высоту 2200 м. И это — фактически единственная в районе Красной Поляны гондольная канатная дорога, которая поднимает на отметку больше 2 км туристов, пассажиров, лыжников в таких удобных, комфортных условиях. Раньше на других площадках и туристских маршрутах были только кресельные подъемники, очень слабенькие, сделанные еще в советское время.

Когда Сбербанк стал акционером ОАО «Красная Поляна», шло полным ходом проектирование всего инженерного комплекса работ, которые должны быть выполнены в «Горной карусели», частично были начаты

Трассы идут подготовительные строительные работы. Сейчас проект

вниз с разных проходит экспертизу, завершается проектирование го-уровнем — 960 м, стиничных и жилых комплексов, коттеджного поселка. 1520м, «чер- «Горная карусель» уже получила положительное за-

ные» — с отмет- ключение Главгосэкспертизы по проекту трамплинов. ки 2200м. Это вторая составная часть горнолыжного курорта.

Они в первую очередь важны для Олимпиады — 2014. И я уверен, что строительство пойдет нормальными темпами и уже к 2013 году завершится.

— Каковы объемы финансирования этого проекта?

— Кредитная линия, которой располагает ОАО «Красная Поляна», — около 15 млрд. руб. Но этого недостаточно для завершения строительства всего комплекса.

— Будет ли Сбербанк и в дальнейшем предоставлять финансирование?

— Вероятно, да. Но это вопрос кредитного комитета.

— Помимо «Горной карусели» Сбербанк выступает соинвестором проектов по строительству двух других олимпийских объектов: комплекса олимпийских трамплинов и медиадеревни. Расскажите подробнее о последней.

— Медиадеревня — это та часть поселка, где во время Олимпиады будут жить журналисты, проводить пресс-конференции и т. д. Она рассчитана более чем на 2 тыс. человек. При этом «Красная Поляна» должна передать в оргкомитет «Сочи — 2014» эти площади за некоторое время до Олимпиады, а после ее окончания принять их обратно. Медиадеревня потом будет использоваться как жилье для туристов, частично помещения будут распроданы, частично — сданы в аренду. То есть эти площади будут достоянием ОАО «Красная Поляна». Никакой прибыли от их использования как медиадеревни во время Олимпиады «Красная Поляна» не получает — одни расходы. Но потом все это можно будет использовать коммерчески, продать, сдать в аренду...

— Если уж мы заговорили о прибыли... Некоторые эксперты в строительной отрасли утверждают, что с точки зрения окупаемости строительство олимпийских объектов крайне невыгодно. Вы, как эксперт в области строительства олимпийских объектов, согласны с этим?

— Абсолютно согласен. Это — совершенно неоку-паемые затраты. Представьте себе строительство тех же самых горнолыжных трасс. Во Франции, например, правительство из бюджетных средств в течение 30 лет выделяло каждый год по несколько миллиардов сначала

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (101) 2010 47

\ ИНВЕСТПРОЕКТ\

франков, потом евро на горнолыжную инфраструктуру в знаменитом Куршевеле. То есть все трассы, подъемники, дороги, инженерную инфраструктуру строили за счет государства для того, чтобы развить этот курорт. И в Кур-шевеле это удалось.

У нас в Сочи государство выбрало несколько иной вариант. Оно вкладывает очень большие средства в дороги (в частности, в железную дорогу между Адлером и Красной Поляной), инженерную инфраструктуру. Так же, как во Франции, канализация, водопровод, теплоснабжение делаются за счет государственных инвестиций через ГК «Олимпстрой». Однако власти никак не участвуют в финансировании строительства трасс, подъемников, канатных дорог. А это — очень большие затраты. Все это переложено на плечи инвестора. Он должен за свои деньги построить такие олимпийские сооружения, как, например, трамплины. Или горнолыжные трассы, подъемники. С соответствующими олимпийскими требованиями. Это — очень большие дополнительные затраты, которые государство никак не компенсирует, и окупаемости там фактически не может быть. Во всех странах мира исторически такие объекты, как трамплины, не окупаются, содержатся за счет госбюджета.

— То есть для Сбербанка участие в «Горной карусели» — это не прибыльный проект, а некое проявление социальной ответственности?

— Я бы так не сказал. Мы считаем, «Горная карусель» будет выгодным вложением средств. Мы надеемся, что вместе с остальными учредителями нам удастся решить вопрос привлечения государственного финансирования для строительства таких убыточных объектов, как трамплины. Если нет, то это уменьшит прибыльность всего проекта в целом, в некоторой степени — дивиденды Сбербанка. Но в длительной перспективе за счет повышения стоимости наших активов, тех квадратных метров, которые мы создаем в «Горной карусели», инвестиции в ОАО «Красная Поляна» будут прибыльными. В этом я совершенно уверен.

— Сбербанк — один из акционеров «Горной карусели» и «Красной Поляны». Многие аналитики отмечают, что входить в качестве акционера в те строительные проекты, которые он планирует кредитовать, стало некой стратегией банка. Это справедливое замечание?

— Я бы не сказал, что это уже стало традицией, но тренд я считаю абсолютно правильным. Это направление, по которому мы должны идти, особенно сейчас, когда видим очень большое количество проблемных активов — объектов, где мы выступаем только кредитором, а не девелопером. Самый правильный путь оказания помощи девелоперу, который в этой ситуации оказался, — это не просто дать ему денег, а войти внутрь общества, выкупить часть акций, стать соучредителем. Это позволяет, во-первых, контролировать процесс, который происходит на стройке (смотреть, куда расходуются деньги и в каких объемах). Это главная задача. Во-вторых, дважды получить от этого объекта прибыль: за счет стоимости самого кредита и от участия одного из наших дочерних предприятий в этом обществе (апсайд). Я считаю этот метод наиболее эффективным, экономически интересным и надежным.

\В БИБЛИОТЕКУ \

Равиль Чердабаев. Нефть: Вчера, сегодня, завтра. —

М., Альпина Бизнес Букс, 2010.

Автор — известный в нефтяном бизнесе человек, один из основателей казахской «нефтянки». Нынешняя должность 70-летнего Равиля Тажи-гариевича — спецпредставитель Казахстана в Каспийском нефтяном консорциуме. О нефти он знает все: от доисторических легенд и первых древних нефтепромыслов до современного анализа ее химической структуры, новейших методов переработки и принципов деятельности крупнейших транснациональных корпораций. Он владеет огромным объемом статистических данных по мировым запасам углеводородного сырья. И глубоко анализирует традиционные и нетрадиционные источники возобновляемой энергии. Был одним из основателей нефтяной промышленности Казахстана. И прекрасно понимает, как нефть влияет на мировую политику и бизнес. О чем честно и откровенно и написал в своей книге.

Гэри Бельски, Томас Гилович. Психологические ловушки денег: Почему умные люди не умеют управлять своими деньгами и как это исправить. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. Книгу эту можно считать примером очень модной сейчас в мире науки — поведенческой экономики. Неоклассическая концепция видит в человеке экономическом «живой автомат», а бихевиористы, напротив, считают, что он склонен к нерациональному поведению. Многие современные образованные люди умеют работать и зарабатывать хорошие деньги. Однако несмотря на стабильный рост доходов, денег все равно не хватает, потому что тратят их неразумно, зачастую абсурдно. Авторы показывают, почему не удается взять деньги под контроль. Мешают особенности нашей финансовой психологии. Например, «верность бренду»: товар в цене вырос в три раза, но аналогичный и качественный другой марки не возьмем. Книга увлекательна и очень практична, содержит реально работающие инструменты для достижения финансового благополучия.

Дж. Янг, В. Саймон. Жона. Стив Джобс. — м.: эксмо, 2010. Эта книга приобрела скандальную известность еще на этапе ее подготовки к печати. Получив экземпляр рукописи для ознакомления, компания Apple запретила продавать во всех своих магазинах все книги издательства Wiley & Son. Но издательство все-таки опубликовало эту книгу. Она — о самом поразительном человеке в современной истории бизнеса — Стиве Джобсе. О великом предпринимателе эпохи высоких технологий, прославившемся своим индивидуализмом, инакомыслием и бунтарским характером. Он кардинально изменил три отрасли: индустрию кино, музыки и компьютеров. Авторы подробно описали головокружительный взлет молодого человека, очень рано добившегося успеха, и последовавшее за этим его стремительное падение, когда Стив был изгнан не только из Apple, но и из компьютерной индустрии вообще. Однако он вернулся.

48 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (101) 2010

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.