Научная статья на тему 'Инвестиционный проект: его финансирование и эффективность'

Инвестиционный проект: его финансирование и эффективность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2737
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАДАЧИ / КРИТЕРИИ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / РЕЗУЛЬТАТ / FINANCING / INVESTMENT PROJECT / EFFICIENCY / TASKS / CRITERIA / MONEY / RESULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимин Вячеслав Александрович

В статье дано понятие инвестиционного проекта, названы основные задачи при его финансировании. Указаны отдельные направления инвестиционной активности российского государства, основные критерии для выбора проектов. Рассмотрен ряд важных инвестиционных проектов, финансируемых и реализуемых в Самарской области. Показано как правильно дать оценку эффективности инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT PROJECT: ITS FINANCING AND EFFICIENCY

The article defines an investment project conception and considers main tasks of its financing. It specifies some areas of the Russian state investment activities and principle criteria for the project selection. The author reviews a number of the relevant investment projects implementing in the Samara Region and explains the correct way of the investment project efficiency assessment.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный проект: его финансирование и эффективность»

УДК 330.3

Зимин Вячеслав Александрович

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Самарского института Восточной экономико-юридической гуманитарной академии dom-hors@mail.ru

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Zimin Vyacheslav Aleksandrovich

PhD in Economics, Assistant Professor of the Economics Department,

Samara Institute, Eastern Nonscience Academy for Economic and Legal Studies dom-hors@mail.ru

INVESTMENT PROJECT: ITS FINANCING AND EFFICIENCY

Аннотация:

В статье дано понятие инвестиционного проекта, названы основные задачи при его финансировании. Указаны отдельные направления инвестиционной активности российского государства, основные критерии для выбора проектов. Рассмотрен ряд важных инвестиционных проектов, финансируемых и реализуемых в Самарской области. Показано как правильно дать оценку эффективности инвестиционных проектов.

Ключевые слова:

финансирование, инвестиционный проект, эффективность, задачи, критерии, денежные средства, результат.

Summary:

The article defines an investment project conception and considers main tasks of its financing. It specifies some areas of the Russian state investment activities and principle criteria for the project selection. The author reviews a number of the relevant investment projects implementing in the Samara Region and explains the correct way of the investment project efficiency assessment.

Keywords:

financing, investment project, efficiency, tasks, criteria, money, result.

В настоящий период можно дать ряд определений инвестиционных проектов. Например, В.Д. Шапиро понимает под проектом систему сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для реализации физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, финансовых, материальных, трудовых или иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [1].

«Инвестиционный проект можно определить как план вложения инвестиций, обоснование их целесообразности, объема, сроков, который предполагает получение законченного объекта инвестиционной деятельности.

Также инвестиционный проект можно определить как план вложения капитала в целях получения прибыли или иного положительного эффекта» [2, с. 285].

Согласно Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционный проект - это: «обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)» [3].

С точки зрения выполнения экономических процедур, связанных с созданием и реализацией инвестиционного проекта, этот проект «представляет собой модель финансовых операций, относящихся к распределению во времени поступлений и затратам денег, то есть реальным денежным потокам» [4, с. 175]. Для того чтобы инвестиционный проект реализовался финансово необходимо постоянно производить расчеты. При этом следует учесть, что на каждом этапе такого расчета сальдо и накопленное сальдо суммарного денежного потока (сумма потоков от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности) было положительным.

Основными задачами при финансировании инвестиционного проекта являются: выявление источников финансирования, а также формирование структуры инвестиций, которая позволит финансово реализовать задуманный проект и удовлетворит каждого участника данного проекта; правильное распределение инвестиций во времени. Это даст возможность уменьшить объем финансирования и использовать преимущества при более позднем вложении средств в выбранный проект.

Среди других проектов инвестиционные выделяются тем, что для них основной является финансовая сторона. Их могут разрабатывать государственные и частные предприятия. Вначале необходимо, как правило, вкладывать деньги, а потом за счет поступлений возмещать затраты и получать прибыль. Возможны и такие ситуации, когда при завершении проекта необходимы существенные вложения [5, с. 355].

Подготовка инвестиционного проекта - процесс длительный, а иногда и дорогостоящий. Для становления инновационной экономики очень важна инвестиционная активность государства. Выступая на V Красноярском экономическом форуме, Д.А. Медведев сказал: «Для формирования нормальной инвестиционной среды мы многое делаем в финансовой сфере. Это и обеспечение макроэкономической стабильности и развитие российских финансовых институтов, и создание возможностей для привлечения финансирования на международных рынках» [6]. За годы работы Инвестфонда было одобрено 20 проектов. В 2011-2013 гг. планируется в фонд вносить по 100 млрд. рублей. Из-за ограниченного ресурса Инвестфонда был введен рейтинг проектов. Критериями стали: бюджетная эффективность, макроэкономическая эффективность, актуальность задач, решаемых для российской Федерации и региона, сбалансированность рисков между инвесторами и государством.

Прошли на финансирование из этого фонда одними из первых такие проекты, как: реконструкция нефтеперерабатывающего комплекса в Нефтекамске (общая стоимость - 130 млрд. руб., софинансирование из фонда - 16 млрд. руб.), комплексное развитие Нижнего Приангарья (213 млрд. руб. и 34 млрд. руб., соответственно), освоение минеральных ресурсов Читинской области (168 млрд. и 48 млрд. руб.) и др. [7].

На федеральном уровне созданы механизмы для привлечения инвестиций, а задача региональных властей - подготовить качественные проекты. Инвесторы стремятся в те регионы, где могут получить значительный доход и имеется необходимая инфраструктура. В Самарской области созданы такие условия: есть мощная научная и производственная база, эффективное инвестиционное законодательство, развитая транспортно-логистическая инфраструктура. Область входит в число территорий, определяемых как приоритетные для инвестиций. Так здесь будет построен завод немецкой корпорации BOSCH. До 2015 г. эта корпорация намерена инвестировать в строительство завода почти 40 млн. евро. В особой экономической зоне «Тольятти» одобрен проект ООО «Нобель Автомотив Русиа» (дочернее подразделение турецкой корпорации Orhan Holding A.S.). Она планирует перенести сюда производство топливопроводов для автомобилей. Японские компании ООО «АТСУМИТЕК ТОЙОТА УСЕ РУС» и ООО «ХАЙ-ЛЕКС РУС» тоже запланировали организовать производство автокомпонентов. Реализация только этих проектов позволит привлечь в регион более 2,5 млрд. рублей и создать почти 660 новых рабочих мест. Сумма всех заявленных инвестиций в особую экономическую зону «Тольятти» после прихода иностранных инвесторов составит более 12 млрд. рублей [8]. Суммарные инвестиции в модернизацию аэропорта «Курумоч» составят более 12,3 млрд. рублей. Основным инвестором данного проекта является ОАО «Аэропорт "Кольцово"». Будут привлечены и самарские фирмы [9].

Волжский автомобильный завод вложит в инвестиционную программу 180 млрд. рублей. Около 11,3 млрд. руб. инвестирует в совместное предприятие Renault. На АвтоВАЗе с 11 декабря 2013 г. началось серийное производство модели Nissan Almera [10].

В Самарской области в 2012 г. была принята поправка к областному Закону «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет». Эти изменения предусматривают снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет области, с 13,5 % до нуля для резидентов особой экономической зоны «Тольятти» [11]. Это позволит привлечь сюда еще больше инвесторов, так как эта налоговая льгота даст им существенно экономить деньги и вкладывать их дополнительно в развитие предприятия.

К 2018 г. объем инвестиций в Самарской области относительно объема валового регионального продукта планируется поднять с 25,3 % до 27,4 %, а производительность труда повысить в полтора раза по сравнению с 2011 г. [12].

В целом следует сказать, что инвестиции носят «точечный» характер в региональном разрезе и внутри отраслей. Незначительна доля банков в финансировании инвестиционных проектов. Значительный удельный вес предприятий в инвестициях в основной капитал. Л.В. Толстопя-това отмечает, что сегодня сложились наиболее развитые финансово-инвестиционные системы в Пермском крае, Республике Татарстан, Тюменской, Новосибирской, Самарской, Ростовской, Волгоградской и Кемеровской отраслях. Их деятельность направлена прежде всего на «финансовое обслуживание производства; финансирование инвестиционных проектов и социальноэкономических программ; усилие в проектном финансировании; организация синдицированного

кредитования; регулирование финансовых и инвестиционных потоков; концентрация капитала в интересах региона; формирование эффективного финансового рынка» [13, с. 250].

Необходимо правильно проводить оценку эффективности инвестиционных проектов. Сегодня, как правило, в комплексе, используют для этого такие основные критерии: срок окупаемости; чистый дисконтированных инвестиций; внутреннюю норму рентабельности. Используются такие критерии и методы, получаемые на основе альтернативных подходов (анализ безубыточности).

В Российской Федерации нет единых стандартизированных механизмов оценки рисков для инвестиционных проектов (экономический, социальный, политический, экологический, юридические риски). Важно использовать комплексный подход к анализу рисков. Здесь необходимо вовремя выявить и идентифицировать возможные виды рисков. Потом описать и дать стоимостную оценку возможного ущерба и предложить систему антирисковых мероприятий и рассчитать их стоимостный эквивалент.

Для оценки эффективности проекта в целом используются потоки от операционной и инвестиционной деятельности. Добавляются также потоки денежных средств от финансовой деятельности при оценке эффективности участия в проекте.

Проверка финансовой реализуемости проекта сводится в конечном счете к выяснению сбалансированности притоков и оттоков по всем сферам деятельности. Здесь необходимо в качестве обязательного условия включать в оттоки денежных средств выплаты дивидендов из чистой прибыли, которая остается после всех выплат по кредиту, создания резервных фондов.

Общественная эффективность инвестиционного проекта отражает его эффективность для общества. Тут предполагается, что оно получит все необходимые результаты и оправдает все затраты, связанные с реализацией того или иного проекта.

Основной результат осуществления инвестиционных проектов должен приводить к увеличению рабочих мест, возможности свободной предпринимательской деятельности людей, а, в конечном счете, - к улучшению уровня жизни россиян.

Ссылки:

1. Шапиро В.Д. Управление проектами. СПб., 1996.

2. Финансовый менеджмент / под общ. ред. Н.А. Адамова. М., 2012.

3. Федеральный закон РФ от 25.02.99 г. № 39-Ф3 с измен. [Электронный ресурс]: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Экономическая оценка инвестиций / под ред. М. Римера. СПб., 2009.

5. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / под ред. В.М. Попова. М., 1998.

6. Медведев Д.А. Выступление на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом». М., 2008.

7. См.: Российская газета. 2008. 2008. 12 февраля.

8. Русакова М. Климат благоприятен для денег // Аргументы и факты. Самара, 2012. № 52.

9. Волжская коммуна. 2012. 13 декабря.

10. Там же.

11. Булавин Е. Семь лет без налога // Аргументы и факты. Самара, 2012. № 9.

12. Кудряшов Д. Обещают лучшее // Самарское обозрение. 2012. 19 ноября.

13. Толстопятова Л.А. Формирование и развитие институтов региональной финансово-инвестиционной инфраструктуры // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10.

References (transliterated):

1. Shapiro V.D. Upravlenie proektami. SPb., 1996.

2. Finansoviy menedzhment / under general ed. of N.A. Adamov. M., 2012.

3. Federal'niy zakon RF ot 25.02.99 g. № 39-FZ s izmen. [Electronic resource]: «Ob investitsionnoy deyatel'nosti v Ros-

siyskoy Federatsii, osushchestvlyaemoy v forme kapital'nykh vlozheniy». Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Kon-sul'tantPlyus».

4. Ekonomicheskaya otsenka investitsiy / ed. by M. Rimer. SPb., 2009.

5. Sbornik biznes-planov s kommentariyami i rekomendatsiyami / ed. by V.M. Popov. M., 1998.

6. Medvedev D.A. Vystuplenie na V Krasnoyarskom ekonomicheskom forume «Rossiya 2008-2020. Upravlenie rostom». M., 2008.

7. See: Rossiyskaya gazeta. 2008. 2008. February 12.

8. Rusakova M. Klimat blagopriyaten dlya deneg // Argumenty i fakty. Samara, 2012. № 52.

9. Volzhskaya kommuna. 2012. December 13.

10. Ibid.

11. Bulavin E. Sem' let bez naloga // Argumenty i fakty. Samara, 2012. № 9.

12. Kudryashov D. Obeshchayut luchshee // Samarskoe obozrenie. 2012. November 19.

13. Tolstopyatova L.A. Formirovanie i razvitie institutov regional'noy finansovo-investitsionnoy infrastruktury // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.