Научная статья на тему 'Инвестиционный потенциал промышленных предприятий и его влияние на региональную экономику Чеченской республики'

Инвестиционный потенциал промышленных предприятий и его влияние на региональную экономику Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов С. А.

В результате анализа хода восстановительных работ установлено, что стабилизация общественно-политической ситуации и улучшение социально-экономического положения способствовали росту деловой активности, а также повышению инвестиционной привлекательности республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал промышленных предприятий и его влияние на региональную экономику Чеченской республики»

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

С.А. КУРБАНОВ,

аспирант,

кафедра региональной экономики и природопользования, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 344006, г. Ростов-на-Дону ул. Б. Садовая ул. 69

В результате анализа хода восстановительных работ установлено, что стабилизация общественно-политической ситуации и улучшение социально-экономического положения способствовали росту деловой активности, а также повышению инвестиционной привлекательности республики.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал; региональная экономика; Чеченская Республика.

Коды классификатора JEL: O16, O18, R51.

Инвестиционный потенциал региона представляет собой совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических свойств региона, имеющих высокую значимость для мобилизации внутренних и привлечения внешних частных инвестиций в основной капитал региона, т.е. для формирования инвестиционной активности в нем [3].

Расчетные значения интегральных уровней — индексов инвестиционной привлекательности, инвестиционного потенциала и региональных инвестиционных некоммерческих рисков в Чеченской республике в сопоставлении с аналогичными показателями по другим республикам Северного Кавказа, исчисленные по данным за 2002 год, представлены в таблице 1[2].

Таблица 1

Интегральный уровень инвестиционной привлекательности Чеченской Республики в сопоставлении с другими республиками Северного Кавказа и по отношению к среднему уровню по РФ

Интегральный уровень инвестиционной привлекательности

Инвестиционная привлекательность, всего В составе инвестиционной привлекательности

Инвестиционный потенциал Инвестиционные риски (в негативной форме)

Чеченская Республика 0,04 0,31 2,80

Республика Адыгея 0,56 0,51 1,30

Республика Дагестан 0,46 0,55 1,82

Республика Ингушетия 0,09 0,28 2,51

Кабардино-Балкарская Республика 0,57 0,56 1,39

Карачаево-Черкесская Республика 0,60 0,62 1,44

Республика Северная Осетия-Алания 0,65 0,64 1,34

В среднем по всем республикам Северного Кавказа 0,43 0,49 1,78

РФ в среднем 1,0 1,0 1,0

Как следует из данных табл. 1., Чеченская Республика обладает крайне низкой инвестиционной привлекательностью. Интегральный уровень — индекс инвестиционной привлекательности республики — составляет по отношению к среднероссийскому уровню всего лишь 4%. Чеченская Республика уступает по данному показателю всем регионам РФ, в том числе и всем остальным республикам Северного Кавказа, средний интегральный уровень инвестиционной привлекательности которых также низок, но все же равняется 43% от среднероссийского. Таким образом, уровень инвестиционной привлекательности Чеченской Республики в 14 раз ниже, чем по остальным республикам Северного Кавказа (без Ингушетии) в среднем.

Фактическое состояние инвестиционной привлекательности Чеченской Республики объясняется неблагоприятным сочетанием двух формирующих ее факторов — низким уровнем инвестиционного потенциала и высоким уровнем региональных инвестиционных некоммерческих рисков [8]. Уровень региональных инвестиционных некоммерческих рисков в Чеченской Республике, рассчитанный по совокупности частных показателей (факторов) риска, крайне высок — он в 1,6 раза выше, чем по республикам Северного Кавказа в целом (и в 2,8 раза выше, чем в среднем по РФ).

Неконкурентоспособность основных позиций Чеченской Республики по формированию инвестиционного потенциала определяется следующими негативными факторами:

□ крайне низкие объемы промышленного производства, которые в душевом исчислении составляют 15% к среднероссийскому уровню;

© С.А. Курбанов, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

272

С.А. КУРБАНОВ

□ исключительно слабое развитие малого предпринимательства, низкие показатели розничной торговли и сферы услуг, которые составляют, соответственно, 12%, 39% и 2% к среднероссийскому уровню;

□ явно недостаточные объемы внутренних инвестиционных ресурсов предприятий, которые составляют лишь 27% к среднероссийскому уровню;

□ практически полное отсутствие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов при относительно низких запасах углеводородных ресурсов и, как следствие (реальность сегодняшнего дня), — низкий уровень экспорта (2% от среднероссийского);

□ низкий уровень жизни населения республики — 32% к среднему уровню по РФ.

Исходя из принятых в настоящем исследовании сценарных условий развития ситуации в Чеченской Республике в период до 2010 года, можно ожидать, что числовые значения факторов, формирующих интегральные уровни инвестиционного потенциала республики, региональных инвестиционных некоммерческих рисков и, соответственно, инвестиционной привлекательности Чеченской Республики будет достигнут к 2010 году.

При обоих сценариях развития ситуации к 2010 году следует ожидать, таким образом, существенного повышения инвестиционной привлекательности Чеченской Республики (с 4% от среднероссийского уровня в 2003 году — до 50% при реализации менее благоприятного сценария, рост в 12,5 раза и 56% — при реализации благоприятного сценария, рост в 14,0 раза) [9].

Главное влияние на повышение инвестиционной привлекательности республики при этом окажут следующие факторы — рост добычи и экспорта нефти, развитие малого предпринимательства, повышение доходов и сокращения доли малоимущего населения, увеличение объема платных услуг, а также кардинальное сокращение безработицы и уровня угроз осуществления террористических актов.

Результаты прогнозных расчетов параметров инвестиционной активности в Чеченской Республике на период до 2010 года сведены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Душевые объемы рыночных инвестиций в основной капитал в Чеченской Республике в 2000, 2003гг. и по прогнозу до 2010г. (руб./чел. в ценах 2003г., без учета инвестиций, финансируемых из федерального бюджета)

2000 г. 2003 г. 2005 г. 2010 г. Темп роста: 2010 г. к 2003 г.

В истекшем периоде, фактически 726 930

При менее благоприятном сценарии прогноза 1379 3689 в 4 раза

При благоприятном сценарии прогноза 1419 4084 в 4,4 раза

Справочно:

Южный Федеральный округ 9030 7820

Российская Федерация (в среднем) 11030 14110

Как следует из данных табл. 2, если в 2000г. душевые объемы рыночных инвестиций в Чеченской Республике были в 12 раз меньше, чем в среднем по Южному Федеральному округу, то к 2003г. — они были ниже уже в 8,4 раза, что свидетельствует об опережающих темпах развития инвестиционной деятельности в республике за последние годы.

К 2010г. рассматриваемый показатель инвестиционной активности в Чеченской Республике будет уступать его фактическому уровню по Южному Федеральному округу за 2003г.:

❖ при менее благоприятном сценарии — в 2,1 раза;

❖ при благоприятном сценарии— в 1,9 раза.

Общий объем рыночных инвестиций в республике увеличится по отношению к базисному 2003г. по двум вариантам прогноза в 4,7 и 5,2 раза (см. табл. 3).

Таблица 3

Объем и темпы рыночных инвестиций в основной капитал в Чеченской Республике в 2000, 2003 гг. и по прогнозу до 2010г. (млн. руб. в ценах 2003г., без учета инвестиций, финансируемых из федерального бюджета)

2000 г. 2003 г. 2005 г. 2010 г. Темп роста: 2010 г. к 2003 г.

В истекшем периоде, фактически 721,8 1023,4

При менее благоприятном сценарии прогноза 1643,3 4785,4 в 4,7 раза

При благоприятном сценарии прогноза 1691,4 5297,8 в 5,2 раза

Общие объемы инвестиций в основной капитал в Чеченской Республике к 2010г. возрастут, согласно прогнозу, разработанному в СОПС исходя из вариантов прогнозируемого роста ВРП, в 3,2-3,5 раза по сравнению с 2003г., и составят:

❖ при менее благоприятном сценарии — 20 млрд руб.;

❖ при благоприятном сценарии— 22 млрд руб.

Соответственно, объемы финансирования инвестиций из федерального бюджета в 2010г., рассчитанные как разность между указанными выше общими объемами инвестиций, необходимыми для обеспечения прогнозируемого роста ВРП, и объемами рыночных инвестиций, представленными в таблице 2, будут равняться:

• при менее благоприятном сценарии — 15,2 млрд руб.;

• при благоприятном сценарии— 16,7 млрд руб.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,

273

Таким образом, доля инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, в общем объеме инвестиций в основной капитал в Чеченской Республике сохранится в обоих вариантах прогноза на период до 2010г. на уровне около 76%.

Последнее обстоятельство полностью соответствует сформулированному ранее положению о том, что с учетом масштабов разрушения производительных сил республики в перспективе до 2010г. решающая роль в формировании инвестиционной активности будет принадлежать государственным инвестициям, в то время как рост частных инвестиций сможет не столько замещать, сколько дополнять их. Вместе с тем, нельзя и преуменьшать значение скорейшего запуска в республике механизмов расширенного самофинансирования инвестиций, а также привлечения частных инвестиций из-за ее пределов и ослабления на этой основе нагрузки на федеральный бюджет.

Придание инвестиционной сфере Чеченской Республики рыночного облика должно опираться при этом на системное совершенствование хозяйственного механизма и правовой базы инвестиционной деятельности, учитывающего:

♦ специфику проблем и реалии послевоенного восстановления ее производительных сил;

♦ состояние и перспективы роста инвестиционной привлекательности республики;

♦ необходимость скорейшего преодоления препятствий на пути преобразования инвестиционной привлекательности республики в реальную инвестиционную активность в ней частных инвесторов.

По результатам изложенного анализа теоретических и практических аспектов формирования инвестиционного потенциала республики можно сделать следующие выводы:

1. Развитие инвестиционной деятельности в сфере производства должно базироваться на комплексном подходе к выявлению и структуризации инвестиционных возможностей предприятий и регионов в области формирования необходимых источников инвестиционных ресурсов и использования эффективных инвестиционных инструментов в целях интенсификации производственного предпринимательства.

2. Наращивание и эффективное использование инвестиционного потенциала производственного предпринимательства в республике в сформировавшихся условиях связано с необходимостью преодоления сложившегося искусственного дефицита инвестиционных ресурсов в сфере производства. Оно зависит не только от неблагоприятной конъюнктуры инвестиционного рынка, степени монополизации инвестиционной деятельности, протекционизма в продвижении инвестиционных проектов, но и от рационального поведения владельцев инвестиционного капитала, и инвестиционных товаров, способных, с одной стороны, выработать приемлемые механизмы инвестирования, а с другой, — предложить качественные инвестиционные продукты, что будет способствовать их беспрепятственному обмену на инвестиционном рынке.

3. В свою очередь, повышение эффективности производственного предпринимательства зависит от рационального комбинирования мер государственного регулирования и прямой поддержки инвестиционного предпринимательства в сфере производства на федеральном, региональном и местном уровнях. К числу первостепенных мер рыночного регулирования следует отнести — переход от прямых субсидий к целевым субвенциям, многосубъектное софинансирование наиболее значимых производственных проектов за счет бюджетных и частных вложений, предоставление государственных и муниципальных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование долгосрочных производственных проектов, принятие мер по снижению рисков инвесторов, в частности, за счет их перераспределения между государственными, инвестиционными и страховыми организациями.

4. Эффективным инструментом развития инвестиционной деятельности должна стать система региональной организации инвестиционных источников и инструментов в обеспечении производственных проектов предприятий с учетом адекватного обеспечения экономических и социальных потребностей регионов. В этих целях необходимо осуществить систематизацию разнопрофильных инвестиционных проектов производственных предприятий с позиций получения синергетического эффекта от привлечения инвестиционных возможностей региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова Г.Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. Красноярск: Сиб ГТУ, 2001.

2. Давлетов Р. К вопросу о повышении конкурентоспособности региона // Экономика и управление. 2002. № 2. С. 94-95.

3. Климова Н.И., Кирилова С.А., Лаврик Д.А. Регион как типовой объект хозяйствования и управления. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, УГИС, 2003.

4. Концепция программы социально-экономического развития Чеченской Республики на 2007-2010 гг., от 6 июля 2004 г. № МФ-П11-9пр.

5. «О разработке программы социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2010 г.». Постановление Правительства Чеченской Республики от 22 февраля 2005 г. № 12.

6. «О разработке схемы развития и размещения производительных сил Чеченской Республики на период до 2010 года». Постановление Правительства Чеченской Республики от 07 июня 2005 г. № 45.

7. О социально-экономическом положении и ходе восстановительных работа в Чеченской республике. Сборник Госкомстата России. Грозный, 2007.

8. Рыжаков, Е.Д., Царегородцев Е.И. Кластерные стратегии развития экономики региона /Е.Д. Рыжаков, Е.И. Царегородцев // Региональная экономика: теория и практика. № 9, 2008. С. 23-25. (0,4/0,2 п.л.)

9. Цахаев Р.К. Управление региональным маркетингом и инвестиционная привлекательность региона. / Р.К. Цахаев // Известия Волгоградского государственного технического университета. № 10 (25). Волгоград: ВолгГТУ, 2006. (Сер. Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива). Вып. 5.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.