УДК 332.1
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
© И.Ю. Захарова1
Южный институт менеджмента,
350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 216.
Приведены результаты анализа инвестиционного потенциала Краснодарского края. Обоснован природно-ресурсный потенциал края, благоприятно влияющий на инвесторов. Приведены причины, способствующие инвестиционной активности. Рассмотрены формы государственной поддержки инвесторов со стороны администрации края. Охарактеризованы приоритетные инвестиционные проекты на территории Краснодарского края в 2013 году. Проанализированы объемы иностранных инвестиций в экономику Краснодарского края за период 2003-2012 гг. Установлены наиболее благоприятные для инвесторов отрасли экономики Кубани. Табл. 4. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал; государственная поддержка инвесторов; инвестиционные проекты; объемы иностранных инвестиций.
KRASNODAR KRAI INVESTMENT POTENTIAL AS REGIONAL DEVELOPMENT INDICATOR I.Yu. Zakharova
Southern Institute of Management,
216 Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040, Russia.
The article presents the analysis results of the investment potential of the Krasnodar Krai. It substantiates the natural resources potential of the region which favorably influences investors and gives the reasons promoting investment activity. Having considered the forms of the state support of investors by the regional administration the author characterizes the priority investment projects on the territory of Krasnodar Krai in 2013. The volumes of foreign investments into the Krasnodar Krai economy from 2003 for 2012 are analyzed. Kuban economy branches that are the most opportune for investors are identified. 4 tables. 11 sources.
Key words: investment potential; state support of investors; investment projects; volumes of foreign investments.
Развитие инвестиционной деятельности является показателем социального развития. Инвестиционная активность представляет собой один из аспектов функционирования региона. Одним из условий интенсивного социально-экономического развития края является активизация инвестиционной деятельности. От оптимального использования инвестиционных вложений зависит производственный потенциал региона. Ни одна сфера экономики не может эффективно развиваться без привлечения в нее инвестиций. Полагаясь только на рыночные механизмы саморегулирования, нельзя рассчитывать на увеличение притока инвестиций. Для этого необходимо таким образом организовать инвестиционную политику региона, чтобы она включала и оценку природно-ресурсного потенциала региона, его экономических институтов, и механизмы, способствующие привлечению инвестиций в различные сферы экономики.
Целью исследования является анализ инвестиционного потенциала Краснодарского края и разработка рекомендаций по повышению его привлекательности. В процессе исследования был использован аналитический метод.
Краснодарский край по площади территории и объемам производства сопоставим с крупными евро-
пейскими государствами, при этом является важнейшим звеном в экономике России. Это обусловливает необходимость реализации комплекса приоритетных мероприятий социально-экономической направленности, повышающей уровень развития региона и страны в целом.
Краснодарский край имеет уникальный природно-ресурсный потенциал, который создает условия для выгодного вложения инвестиций в экономику:
1. Уникальное сочетание климатических ресурсов (край двух морей - Азовского и Черного, теплый умеренный климат на севере, субтропический - на побережье и горный - на юге). На юге края сосредоточены основные морские курорты: Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, Ейск. На территории края действуют более 1200 предприятий санаторно-курортного комплекса и туризма, которые могут одновременно принимать около 220 тысяч человек.
2. Залежи полезных ископаемых (более 60 видов). Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодо-бромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд, каменной соли.
3. На территории края расположен крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн подземных тер-
1Захарова Ирина Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и туристского бизнеса, тел.: 89054723079, e-mail: [email protected]
Zakharova Irina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Hotel and Tourist Business, tel.: 89054723079, e-mail: [email protected]
мальных и минеральных вод.
4. Лесные массивы на юге края. Общая площадь лесов Краснодарского края составляет свыше полутора миллионов гектаров. Имеющие промышленное значение дубовые и буковые массивы занимают соответственно 44% и 28% площади всех лесов.
5. Плодородные сельскохозяйственные угодья. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в крае составляет 4,7 млн га, из них 4 млн га пашни, 76 тыс. га садов и 34 тыс. га виноградников. Всего в крае воз-делывается свыше 100 различных видов сельскохозяйственных культур.
6. Промышленный потенциал. Промышленность включает около 600 крупных и средних предприятий и свыше 3,5 тыс. предприятий малого бизнеса. Ведущее место в структуре промышленного производства принадлежит перерабатывающим отраслям, дающим около 50% общего объема промышленной продукции. Свыше 20% объема промышленной продукции приходится на топливно-энергетический комплекс. Машиностроительный комплекс представлен свыше 100 предприятиями. Производство строительных материалов осуществляют около 70 предприятий, выпускающих цемент, стеновые и кровельные материалы, строительное стекло. На высококачественных натуральных мергелях работают цементные заводы г. Новороссийска, производящие около 2 млн тонн цемента в год. Предприятия лесной и деревообрабатывающей отраслей края производят пиломатериалы, древесностружечные плиты, паркет и мебель. Легкая промышленность представлена текстильными, швейными, кожевенными, меховыми, обувными, фарфоро-фаянсовым предприятиями.
7. Сельскохозяйственный потенциал. Агропромышленный комплекс края является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья с развитой сетью переработки, хранения и торговли. Он в существенной мере определяет экономику края. В сельском хозяйстве трудится почти 1/4 населения края.
8. Транспортная система края представляет собой сложный комплекс морских транспортных узлов, водных магистралей, железнодорожных путей, аэропортов и автомобильных дорог. Морская составляющая транспортного комплекса края - это 8 морских портов, в том числе порт Новороссийск, Кавказ, Те-мрюк и Ейск. Все они открыты для международного сообщения. Ведется строительство терминалов по приему и отгрузке на экспорт сжиженных аммиака и углеводородных газов. На территории края расположены 5 аэропортов, в том числе 3 международных -Анапа, Краснодар, Сочи. Транспортный комплекс края обеспечивает прохождение более 26% внешнеторговых грузов России и имеет стратегическое значение для страны, обслуживая 1/3 российского нефтеэкспорта.
Комплекс причин, способствующих инвестиционной активности на территории Краснодарского края:
1. Одно из лучших в России инвестиционных законодательств.
2. Власти Краснодарского края считают работу с
инвесторами приоритетной.
3. Стратегически удобное положение края по отношению к европейским и азиатским странам.
4. Политическая стабильность в регионе.
5. Развитая финансовая инфраструктура.
6. Система государственного сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах.
7. Концентрация современных высокообразованных трудовых ресурсов.
8. Широкий спектр выпускаемых профессий.
9. Высокий уровень жизни населения по сравнению с другими регионами России.
10. Возможность реализации инвестиционных проектов в любой отрасли экономики.
11. Богатый потенциал природных ресурсов.
12. Через территорию Краснодарского края проходят три международных транспортных коридора, кратчайшие пути сухопутного, водного и воздушного сообщений между странами Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока, Средней Азии.
13. Быстроразвивающийся финансовый сектор.
Для любого инвестора важнейшими условиями
бизнеса являются стабильность и динамичность развития региона. Именно этим требованиям отвечает Краснодарский край.
Стимулирование инвестиционной деятельности в Краснодарском крае осуществляется путем:
- установления льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
- передачи субъектам инвестиционной деятельности объектов недвижимости, являющихся краевой собственностью, на льготных условиях;
- участия органов государственной власти края в разработке приоритетных инвестиционных проектов;
- создания различных видов локальных зон экономического благоприятствования;
- предоставления на конкурсной основе инвесторам инвестиционных кредитов из краевого бюджета;
- выпуска облигационных займов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов;
- поддержки ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы власти, кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов режима наибольшего благоприятствования.
На Кубани создан благоприятный инвестиционный климат, включающий в себя:
- понятные законы;
- простую и прозрачную систему налогообложения;
- качественную антимонопольную среду;
- добросовестную конкуренцию;
- эффективную систему противодействия коррупции;
- благоприятные условия для развития малого бизнеса;
- открытость глобальным рынкам.
В Краснодарском крае действует целый ряд законов и нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Среди них законы «О государственной поддержке малого предпринимательства на
территории Краснодарского края», «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», «О предоставлении государственных гарантий Краснодарского края и размещении средств краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов», «Об инвестиционном налоговом кредите», «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Краснодарском крае», постановления: «О преодолении административных барьеров и упрощении согласительных процедур при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности», «Об утверждении Порядка государственной поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе требований международных стандартов, посредством частичного возмещения затрат на их разработку и внедрение» и др.
В регионе действуют следующие формы господдержки инвесторов:
1. Освобождение от уплаты налога на имущество организаций на срок окупаемости проекта, но не более 3-х лет фактического использования льгот.
2. Снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (налоговая ставка в размере 13,5% на срок 5 лет). Предоставляется организациям, основной вид деятельности которых добыча сырой нефти, производство нефтепродуктов или производство цемента на территории региона.
3. Предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и региональным налогам в части, поступающей в краевой бюджет, на срок окупаемости проекта, но не более 3-х лет. Предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства; осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности; выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию края или предоставление ею особо важных услуг населению; выполнение организацией государственного оборонного заказа; осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергоэффективности; реализация инвестором инвестиционного проекта, одобренного высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края с установленной формой государственной поддержки в виде инвестиционного налогового кредита.
4. Размер ставки арендной платы от кадастровой стоимости земли на период проектно-изыскательских работ и строительства, но не более 3-х лет. Предоставляется организациям, реализующим
инвестпроекты, одобренные администрацией края, по земельным участкам, находящимся в государственной собственности региона.
5. Субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным инвесторами в кредитных организациях (3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ) на срок окупаемости проекта, но не более 3-х лет. Предоставляется организациям, реализующим инвестпроекты, одобренные краевой администрацией; лизинговым организациям, поставляющим машины, оборудование и транспортные средства для реализации проектов, одобренных администрацией края.
6. Субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату купонов по выпущенным корпоративным облигационным займам (1/2 ставки рефинансирования ЦБ). Предоставляется организациям, реализующим инвестиционные проекты, одобренные администрацией края.
7. Субсидирование части затрат на уплату процентов по привлечённым кредитам и займам в российских кредитных организациях. Предоставляется по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями АПК независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
8. Государственные гарантии. Предоставляются на конкурсной основе.
9. Бюджетные инвестиции для финансирования инвестпроектов в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством РФ.
10. Сопровождение инвестиционных проектов на срок окупаемости проекта, но не более 3-х лет. Сопровождению подлежит инвестиционный проект, который реализуется на территории Краснодарского края и решение о сопровождении которого принято комиссией по рассмотрению вопросов сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на территории края.
Следует признать, что с точки зрения оценки институционально-правового фактора Краснодарский край имеет все условия для привлечения инвестиций. За последние годы проведена большая работа по оздоровлению инвестиционного климата региона. Представление о привлекательности Краснодарского края для инвесторов можно получить при рассмотрении динамики объёмов инвестиций в экономику (табл. 1).
За исследуемый период наблюдается рост инвестиций в экономику Краснодарского края.
Таблица 1
Объём инвестиций в основной капитал Краснодарского края за 2003 - 2012 годы [1-10]
Годы Объём инвестиций, млрд руб. Годы Объём инвестиций, млрд руб.
2003 85,8 2008 332,5
2004 97,4 2009 377,0
2005 113,9 2010 492,7
2006 152,1 2011 577,8
2007 229,7 2012 676,2
В 2012 году большая часть инвестиций направлена в основной капитал предприятий государственной собственности, в 2003 г. -преобладали инвестиции в основной капитал предприятий совместных российской и иностранной форм собственности (табл. 2).
пании и в строительный сектор - 2085 млн. руб. иностранных инвестиций.
Основные приоритеты деятельности администрации Краснодарского края в 2013 году для стабилизации экономики:
Таблица2
Структура инвестиций в основной капитал предприятий Краснодарского края по формам собственности (без субъектов малого предпринимательства) в процентах
Форма собственности 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г 2012 г.
Государственная, в том числе 20,2 20,5 24,0 26,6 26,2 29,9 41,9 45,7 45,3 46,2
федеральная 19,2 19,4 19,3 22,2 21,5 25,0 38,4 41,0 37,5 38,3
субъектов РФ 1,0 1,1 4,7 4,4 4,7 4,9 3,5 4,6 7,8 7,9
Муниципальная 2,0 1,0 5,6 5,6 6,6 6,8 4,6 3,4 2,9 2,9
Частная 26,8 27,7 46,6 42,3 43,9 41,7 36,9 36,7 31,8 32,5
Общественных и религиозных организаций - - 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 - - -
Потребительской кооперации - - 0,2 0,2 0,1 - - - - -
Смешанная российская 13,5 11,3 16,6 13,7 12,3 11,0 9,4 8,8 13,8 12,1
Иностранная 0,2 0,2 1,4 2,4 4,2 7,8 3,4 2,6 3,4 3,5
Совместная российская и иностранная 37,3 39,3 5,5 9,1 6,6 2,7 3,7 2,7 2,8 2,8
Всего инвестиций в основной капитал 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
На объемы инвестиций большое влияние оказал мировой кризис. Главным негативным последствием мирового кризиса стал спад промышленного производства. Наиболее значительный спад отмечен:
- в сфере производства синтетических смол и пластмассы - на 77,1%, до 1,223 тыс. тонн;
- в производстве кузнечно-прессовых машин -на 77%, до 29 единиц;
- производство мяса сократилось на 19,7% - до 52,4 тыс. тонн;
- хлеба и хлебобулочных изделий - на 4,8%, до 159,8 тыс. тонн;
- водки - на 55,1%, до 609,8 тыс. декалитров;
- сахара - на 17,3%, до 609,8 тыс. тонн.
На инвестиционный потенциал региона огромное влияние оказывает наличие частных предприятий, способствующих динамично отвечать потребностям рынка.
На 1 января 2013 г. доля частных организаций составляла 80,7%. Причём наибольшая их доля представлена в сельском хозяйстве (96,2%), строительстве и торговле (95,5%), гостинично-ресторанном бизнесе (94,8%). Данные отрасли являются наиболее инвестиционно привлекательными, поэтому подобное соотношение предприятий по формам собственности является благоприятным фактором инвестиционной активности.
Несмотря на спад в некоторых сегментах экономики, инвесторы отдают предпочтение следующим направлениям: транспорт и связь - 10440 млн руб., торговля - 10281 млн руб., обрабатывающее производство - 7710 млн руб.
При этом последнее лидирует по прямым инвестициям. Не перестали вкладывать иностранные ком-
1. Социальная поддержка граждан.
2. Стабилизация ситуации на рынке труда.
3. Поддержка отраслей экономики Краснодарского края.
4. Поддержка устойчивости финансового и фондового рынка.
5. Снижение административного давления на бизнес.
6. Реализация антикризисных мер в муниципальных образованиях Краснодарского края и поддержка малого и среднего бизнеса.
Реализация всех антикризисных мер в крае должна стать серьезной поддержкой в осуществлении инвестиционных проектов. В период кризиса были свернуты некоторые проекты в области туризма. В 2013 году планируется начать реализацию 18 проектов (общей стоимостью 72,5 млрд руб.), которые получили статус приоритетных и право на первоочередную поддержку краевой власти. Основные показатели проектов рассмотрены в табл. 3.
Сохранить благоприятный инвестиционный климат в условиях кризиса - одна из важнейших задач региона. Даже в условиях нестабильности здесь продолжается финансирование инвестиционных проектов. Администрацией края принимаются дополнительные меры в плоскости инвестиционного законодательства. Ведется активная работа по разработке дополнительных инвестиционных возможностей. Для закрепления положительных тенденций развития и перехода к устойчивому экономическому росту Краснодарского края большое значение имеет сбалансированная инвестиционная политика органов региональной власти. Необходимо проведение комплекса анализа и поиска резервов улучшения инвестиционного
291
климата для привлечения в экономику региона в На территории Краснодарского края представле-
первую очередь инновационно ориентированных ин- ны инвесторы из различных стран мира (табл. 4). вестиций.
Таблица 3
Основные характеристики приоритетных инвестиционных проектов на территории
Краснодарского края в 2013 году [11]
Перечень проектов Местоположение Объем инвестиций, млн руб. Срок окупаемости, лет
Курортно-рекреационная зона г. Приморско-Ахтарск 12300 5
Всесезонный горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс г. Геленджик 3500 9,9
Гостиничный комплекс «Жемчужный» г. Геленджик 1479 10,5
Горно-рекреационный комплекс «Гора Семиглавая» пос. Терзиян 10877,4 4.75
Санаторно-курортные и туристские объекты на набережной «Высокий берег» г. Анапа 2080 10,2
Завод по переработке сахарной свеклы ст. Кущевская 9000 7,8
Комплекс по выращиванию, обработке, упаковке и хранению овощей г. Армавир 788 3,6
Логистический комплекс ст. Северская 519 4,5
Логистический парк г. Геленджик 561 6,2
Гидроаккумулирующая электростанция ст. Зассовская 18600 15,9
Завод по производству многофункциональной мини-техники и навесного оборудования ст. Новопокровская 2104,8 6,4
Стекольный завод г. Кропоткин 6103,5 5
Деревообрабатывающий комплекс ст. Павловская 745 2
Завод по производству керамического кирпича ст. Рязанская 887,1 3,9
Завод по производству сэндвич-панелей с наполнителем из пенополиуретана ст. Полтавская 500 4,2
Мусороперерабатывающий полигон пос. Каменный 250 5,1
Свиноводческий комплекс полного цикла х. Веселый 2002,5 4,4
Усовершенствованная свалка ТБО и комплекс по переработке и сортировке ТБО х. Аджановка 184,2 6
Таблица 4
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Краснодарского _края по основным странам-инвесторам, млн руб. [1-10]_
Страна 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г 2012 г.
США 223 237 243 2097 3879 1443 1056 2361 4752 4877
Нидерланды 2011 2136 2688 2564 1770 1512 159 2451 3675 3886
Кипр 436 567 843 3300 3945 15768 4029 2676 3594 3688
Германия 389 411 438 1671 732 948 3429 3747 2700 2745
Швейцария 36 59 66 - 234 3 9 15 2322 2343
Швеция - - - - 21 2712 3429 848 939 987
Индия - - - - - 378 - - 849 865
Франция - - 936 1098 2682 1752 465 36 783 798
Беларусь 129 190 252 558 636 423 582 162 648 650
Азербайджан - - - - - - - 132 483 521
Виргинские о-ва (Брит) 354 387 459 393 72 864 249 213 390 398
Дания - - - 30 57 99 363 432 345 390
Бразилия - - - - - - - - 237 245
Испания - - 15 - - - - - 204 201
Турция 12 9 24 24 48 3330 588 48 186 198
Люксембург - - 3951 - - - - - 168 187
Малайзия - - - - - - - - 162 154
Австрия 21 54 78 - 147 30 420 6 126 132
Великобритания 76 89 1017 2145 4245 3405 2283 2907 117 134
Республика Корея - - - - - - - - 108 100
Казахстан 1230 1189 2655 - 2412 2253 - - 102 123
Латвия - - - 33 9 42 33 36 54 56
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
- спад инвестиционной активности отмечен в 2008-2010 гг., что связано с последствиями мирового экономического кризиса. В последние годы отмечен рост иностранных инвестиций, особенно в туристский бизнес. Причиной является крупномасштабный проект «Сочи 2014»;
- за 2011-2012 годы резко выросло число стран инвесторов, которые также заинтересованы во вложении капиталов в олимпийские объекты и инфраструктуру;
- за десятилетний период анализа данных изменилась доля инвестиционных вложений различных стран. Так, в 2003, 2004 гг. наибольшие инвестиции в экономику Краснодарского края были вложены со стороны нидерландских инвесторов, в 2005 г. - люксембургских, 2006, 2008, 2009 гг. - кипрских, 2007г. - британских, 2010 г. - немецких, 2011, 2012гг. - американских;
- наименьшие инвестиции в экономику края были зарегистрированы со стороны инвесторов Латвии.
Наиболее крупным иностранным инвестором в Краснодарском крае является американская корпорация «Филипп Моррис», которой с 1993 года осуществляется программа реконструкции и развития Краснодарской табачной фабрики. Германской фирмой «Тет-ра Лаваль Холдинг ГмбХ» в г. Тимашевске создано современное производство упаковочного материала для перерабатывающей промышленности. Совместное предприятие «Сочинский завод безалкогольных
напитков «Пепси-Кола» выпускает три вида всемирно известных напитков и реализует их в России. В Мо-стовском районе Краснодарского края функционирует одно из крупнейших предприятий с иностранными инвестициями - ОАО «Кубанский гипс - Кнауф» с участием немецкого капитала.
Таким образом, можно сделать вывод, что Краснодарский край обладает высоким инвестиционным потенциалом и по рейтингу инвестиционного климата входит в десятку ведущих регионов России. Но при этом существует ряд проблем, на которые необходимо, по мнению автора, обратить внимание:
1. Объемы привлекаемых инвестиций пока отстают от реальных потребностей экономики Краснодарского края.
2. Крупные приоритетные проекты - развитие портов, топливно-энергетического комплекса, транспортных коммуникаций на территории края требуют вложений в миллиарды рублей.
3. В кардинальной модернизации нуждается агропромышленный сектор. Краснодарский край при условии интенсивных инвестиций и изменения аграр-но-промышленных технологий может производить высококачественные продукты питания.
4. Переоснащения и перепрофилирования требует промышленность края.
5. Курортно-туристский комплекс является бесспорным приоритетом государственной инвестиционной политики в свете реализации проекта «Сочи 2014».
1. Краснодарский край в цифрах, 2010: сборник. Краснодар, 2011. 319 с.
2. Краснодарский край в цифрах, 2011: сборник. Краснодар, 2012. 314 с.
3. Краснодарский край в цифрах, 2012. сборник. Краснодар, 2013. 319 с.
4. Социально-экономическое положение края, 2003. Комплексный доклад. Краснодар,
5. Социально-экономическое положение края, 2004. Комплексный доклад. Краснодар,
6. Социально-экономическое положение
Библиографический список
Статистический края, 2005. Комплексный доклад. Краснодар, 2006. 259 с.
7. Социально-экономическое положение Краснодарского Статистический края, 2006. Комплексный доклад. Краснодар, 2007. 239 с.
8. Социально-экономическое положение Краснодарского Статистический края, 2007. Комплексный доклад. Краснодар, 2008. 232 с.
9. Социально-экономическое положение Краснодарского Краснодарского края, 2008. Комплексный доклад. Краснодар, 2009. 245 с.
2004. 225 с. 10. Социально-экономическое положение Краснодарского Краснодарского края, 2009. Комплексный доклад. Краснодар, 2010. 243 с.
2005. 232 с. 11. Интернет-ресурс Департамент инвестиций и проектного Краснодарского сопровождения Краснодарского края. www.dips.kubangob.ru
УДК 339.13.017
АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
© М.И.Захарова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Дается определение понятия «функциональные продукты питания», анализируется их ассортимент, приводится конкурентный анализ производителей некоторых видов функциональных продуктов, рассматриваются социальные и экономические плюсы лечебно-профилактического питания взамен молока и предлагаются меры для ликвидации барьеров по его распространению. Табл. 2. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: функциональные продукты питания; рыночный сегмент; сухие концентраты киселей и напитков; вредные условия труда; лечебно-профилактическое питание.
1Захарова Мария Игоревна, аспирант, тел.: 89025114914, e-mail: [email protected] Zakharova Maria, Postgraduate, tel.: 89025114914, e-mail: [email protected]